разработки
методическая разработка (6 класс) по теме

Ештыганова Элла Ивановна

учебный материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Мои способности обнаруживались лишь тогда,

когда умственный процесс шел от меня, когда я

был в активном, творческом состоянии …

  1.       Н.А. Бердяев «Самопознание»

  1. ПРОЕКТНОЕ ПОРТФОЛИО

                                                                        Разработчик:руководитель по

 научно-исследовательской работе

Э.И.Ештыганова

п.Советский

2010

Ты собираешься идти по пути проектирования. Большинство предметов, окружающих нас, прошли через этот процесс. Во время работы над проектом у тебя возникнет множество вопросов. Попробуем ответить на некоторые из них.

         I.Что такое проектная работа?

        Под методом проектов (от латинского projectus – выдвинутый вперед) понимают работу учащихся для достижения решения проблемы, оформленную в виде конечного продукта.

Метод проектов разработал ученик Д. Дьюи и американский педагог В. Килпатрик. Метод проектов получил широкое распространение и популярность в США, Германии, Италии, Великобритании и России.

Хотелось бы, чтобы в результате работы над проектом вы получили удовольствие, смогли проявить самостоятельность, фантазию, творческий подход. Кроме того, подобная работа поможет вам укрепить дружеские и товарищеские отношения. Вы, надеемся, будете в работе поддерживать друг друга, подсказывать пути решения возникающих проблем, сумеете распределить обязанности, взаимодействовать друг с другом.

Очень хотелось бы, чтобы в процессе работы вы научились

  • планировать свою работу, заранее просчитывать возможные результаты;
  • использовать различные источники информации, а также самостоятельно отбирать и накапливать материал;
  • анализировать отобранный материал, сопоставлять факты;
  • аргументировать свою точку зрения, отстаивать её;
  • распределять обязанности внутри группы;
  • представлять созданный проект перед аудиторией;
  • оценивать себя и других;
  • лучше овладеть умениями и навыками работы с современными информационно-техническими средствами

        II. Как ты будешь  работать над проектом? (краткий экскурс)

На вводном занятии учитель поставит проблему. На следующих занятиях укажет литературу, проинструктирует обучающихся и наметит сроки выполнения задания. В дальнейшем ты будешь  осуществлять  самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы путем чтения книг, постановки и выполнения практических заданий и т.п. По завершении всех предполагаемых этапов (на что может уйти несколько дней, недель и даже месяцев) учитель проверит выполнение заданий и обобщит полученные знания.

         III. Как долго можно работать над проектом?

         Проекты бывают:

а) краткосрочные проекты (это могут быть проекты, предусмотренные для проведения на уроке или во внеурочное время для решения небольшой проблемы);

б) долгосрочные, предусматривающие решение достаточно сложной проблемы, требующей длительного наблюдения, постановки экспериментов, опытов, сбор данных, их обработка. Такие проекты могут предусматривать серию подпроектов, которые могут образовывать целую программу. Длительность таких проектов может быть от месяца до года и даже более.

  1. Какие бывают типы проектов? (если тебе трудно понимать смысл текста читай только жирный шрифт и примеры).  

а) исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Пример: проекты для старшеклассников: эссе, исследовательские рефераты.

б) творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта.

 Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.

в) игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.

Пример: сценарий праздника эпохи, фрагмент урока, кроссворды.

г) информационные проекты. этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

 Пример: различные сообщения, доклады.

д)  практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта.  Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы.

 Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие.

V. Как лучше организовать работу над проектом?

Если ты работаешь в группе, то вы можете распределить обязанности между собой:

  1. Проект-менеджер (администратор проекта): руководство разработкой проекта и деятельностью группы, связь с научным руководителем;

  1. Разработчик идей: генерирование, концепция, оригинальные предложения, ноу-хау и т.п.;

  1. Дизайн-менеджер: составление и оформление дизайн-проекта;

  1. Технолог: оформление описательной части проекта;

  1. Специалисты по решению конкретных задач: и исполнению заданий (подбор материалов по определенным разделам, компьютерный набор).

VI. Этапы работы над проектом  

  1. Выбор темы проекта и формулирование проблемы.

 Подумай, в  какой области знаний  ты хотел бы реализовать свой проект (гуманитарной, лингвистической, естественно-научной, интегративной). На этом этапе выстраивается образ индивидуальной и коллективной организации будущих занятий: намечается разделение задач внутри группы (см. Как лучше организовать работу над проектом), предварительное закрепление за каждым из них той или иной роли и амплуа, составление схемы их взаимодействия, планирование порядка работ.

  1. Исследование  проблемы

Следующий шаг – найти как можно больше информации по своей проблеме, ее анализ.

Сходи в библиотеку. Посмотри журналы и газеты, посоветуйся со старшими. Фиксируй все интересные идеи, которые пришли тебе в голову. Делай эскизы, рисунки, пометки. Оцени свои возможности, достаточно ли у тебя знаний и умений для реализации твоей идеи. Реально оцени время для решения твоей проблемы. Подумай о внешнем виде проекта.

Ты самостоятельно начинаешь работать с художественной литературой и периодической печатью, тебе приходится по крупинкам собирать информацию по своему проекту и переосмыслить ее, «пропустить через себя» (см. памятку для работы с дополнительной литературой)

  1.   Генерирование идей

На этом этапе школьники используют различные методы поиска идей решения проблемы. Руководитель проекта обязательно проконсультирует и поддержит тебя в ходе поиска. Запомни: любая проблема может иметь много различных вариантов решения. (интернет–страница, медиа-шоу и т.д.) Выбери оптимальный вариант.

  1.  Отбор идей

      На этом этапе надо выбрать идею, позволяющую наиболее успешно решить проблему

  1. Разработка технического решения.

  1.  Планирование

На этом этапе намечается последовательность и сроки реализации проекта. Обязательно покажи  макет проекта руководителю, который внесет коррективы. Спланировав свою деятельность, ты можешь приступать к воплощению проекта.

Итак, сейчас ты должен составить четкий план проекта. Запиши порядок своей работы.

  1. Реализация проекта.

В ходе реализации проекта ты должен обговаривать содержание с консультантами и руководителем проекта.

8. Предзащита.

Хорошо, чтобы это событие было записано на пленку с помощью видеокамеры. Так учитель и обучающиеся получат возможность проанализировать свои выступления. Увидеть себя со стороны и учесть свои все недостатки.

  1. Первичное подведение результатов, доработка проекта.

  1.  Защита проекта.

Во время работы над проектом тебе придется прочитать много различной литературы.

VII. Как правильно работать с текстом?

Для этого тебе нужно стать экспертом, владеющим техникой работы с текстом.

Сначала эксперт пробегает текст глазами ( предварительное знакомство с содержанием), затем повторно читает текст и делает записи наиболее важных фактов. Затем сверяет эти факты с той целью, которая перед ним стоит, и в том случае, когда возникает непонимание, обращается к справочной литературе (например, словарю).  Такой процесс чтения можно представить следующим образом.

ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

  • Просмотрите текст перед тем, как прочесть его подробно, чтобы  определить, о чем он.
  • Сконцентрируйте внимание на наиболее значимых местах текста.
  • Ведите краткую запись наиболее значимых фактов.
  • Следите за полным пониманием читаемого. Если что-то оказывается не вполне понятым, перечитайте абзац еще раз или  обратитесь к справочной литературе.
  • Проверьте и обобщите то, что вы прочитали применительно к цели вашего чтения.
  • Проверьте правильность понимания отдельных слов и мыслей по справочной литературе.
  • Быстро возвращайтесь к работе (чтению), если вас прервали.

VIII. К проектной работе предъявляются следующие требования:

  1. Работа должна быть рассчитана на взыскательное читательское восприятие (т.е. написана хорошим, ясным языком).
  2. Должны быть соблюдены единые требования к оформлению работ:

- Работа представляется в напечатанном виде, с приложениями дискеты, на которой указаны: имя автора, название работы, имя файла, дата сдачи работы.

- Справочно-вспомогательный аппарат (примечания, сноски) должны быть выполнены в соответствии с принятым стандартом (ФИО автора, название источника, издательство, год).

Пример: Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. - М.: Новое литературное обозрение, 2000.

- Проект выполняется с соблюдением правил элементарного дизайна (разбивка на абзацы, заголовки, подзаголовки, курсив, поля, унификация шрифтов, единый стиль.)

  1. Каждый проект должен содержать следующие части:
  1. титульный лист (название, дата, авторы и пр.)
  2. краткую аннотацию, содержащую изложение основных позиций проекта;
  3. оглавление;
  4. эпиграф (желательно)
  5. краткий экскурс в историю вопроса (по возможности с иллюстративным рядом);
  6. основные проектные идеи, обоснование их выбора;
  7. технологическую часть: эскизы, планы, схемы, расчеты,
  8. визуальный ряд к проекту: макеты, фотографии, рисунки, компьютерный дизайн (например, макет с возможностью перемещением объектов) и др. 
  9.  материалы к презентации (сценарий)
  10.  заключение
  11. библиографические сведения (список использованной литературы)
  12. сведения об авторах проекта.

  1. IX. Паспорт учебного проекта

1.Тема проекта __________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________

2.Авторы проекта________________________________________

________________________________________________________

3.Класс_________________________________________________

4.Научный руководитель_________________________________

________________________________________________________

5.Тип проекта (интегративный, предметный)______________

________________________________________________________________________________________________________________

6.Форма проекта_________________________________________

7.Краткое описание проекта (возможности использования особенности проекта и т.д.)_______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                           ____________________ уч. Год

 Проект выполняется в программе POWER POINT.

«Визитная карточка проекта» (примерное содержание).

  1. Творческое название проекта (эпиграф, авторы, год)
  2. Основополагающий вопрос (проблемные вопросы)
  3. Дидактические цели проекта 
  4. Методические задачи проекта 
  5. Темы учебной программы (перечислить учебные темы, к которым проект имеет отношение)
  6. Аннотация 
  7. Темы исследований (перечислить + сделать ссылки на выполненные исследования; выделить тест КМ Гиперссылка; указать файл)
  8. План работы в группах 
  9. Участие в проекте (для участия в проекте учащиеся разбиваются на группы)
  10. Дидактические материалы (тест, таблица и т.п. + сде-лать ссылки: выделить текст КМ- Гиперссылка- указать файл)
  11. Этапы и сроки выполнения проекта 
  12. Перспективы проекта 

Спасибо за внимание! (контактная информация: автор, ОУ, тел. E-mail)


Мы приглашаем вас к участию в необычном конкурсе!
Во-первых,
 этот конкурс современный. Он нацелен на освоение участниками конкурса проектной деятельности, а знания и умения в области разработки и реализации проектов сегодня широко востребованы в профессиональной, общественной и даже личной жизни.

Во-вторых, в нем могут принять участие не только учащиеся и педагоги, но также родители и партнеры школы. Проект - дело командное и чем сильнее команда, тем более эффективный проект, тем серьезнее достигаемые результаты.

В-третьих, участие в этом конкурсе  само по себе совершенствует школьную жизнь. Выявление актуальных проблем школьной среды с последующим полноценным анализом  и разработкой эффективных способов по их решению, объединение для этого потенциала учащихся, педагогов, родителей, партнеров -  это серьезный шаг на пути модернизации школьного образования. В запущенном огороде сложно рассчитывать на богатый урожай, а в благоприятной среде вырастают красивые и здоровые плоды.
В-четвертых, этот конкурс направлен на качественное обучение, развитие и воспитание учащихся. Практикоориентированное, деятельностное, высокомотивированное образование – самое эффективное образование. Именно такое образование дает работа над проектом. Кроме того, работа в команде, обсуждение проблем с целевыми группами, взаимодействие в ходе разработки проекта с партнерами предоставляют отличные возможности для социализации обучающихся.  

В-пятых, в ходе конкурса сами учащиеся и педагоги будут целенаправленно совершенствовать свою среду обитания, делая ее более комфортной, более удобной, более эффективной для образовательного процесса. Недаром говорят – «Хочешь что-то сделать, сделай это сам». Конкурс дает такую возможность школе.

В-шестых –  сам процесс участия в конкурсе важен для воспитания личности учащегося. Совместный труд на благо общего дела активно формирует востребованные сегодня качества личности – целеустремленность, ответственность, умение работать в команде, взаимоподдержку и взаимовыручку, взаимоуважение и толерантность, лидерство и волю к победе.  Какие личности станут завтра полноправными членами общества – это определяется сегодня.         

В-седьмых, конкурс - это мощное наполнение портфолио: учащихся – приобретенными знаниями и умениями в области проектной деятельности, универсальными навыками, учителя – руководством проектным коллективом, участием в конкурсе, публикацией методического материала, директора – комплексом проектов, нацеленных на совершенствование школы, активным и заинтересованным привлечением к делам школы педагогов, учащихся и  родителей, партнеров, спонсоров, меценатов, широким освещением деятельности школы в СМИ. 


Задачи, решаемые конкурсом:
1. Практическое обучение школьников основам проектного менеджмента, развитие навыков проектной деятельности
2. Овладение школьниками методами анализа проблемного поля,  целеполагания,  поиска и разработки оптимальных решений выявленных проблем
3. Развитие у школьников коммуникативных, исследовательских умений, навыков работы в команде, лидерских качеств, проектного мышления         

4. Развитие творческих способностей школьников, формирование навыков саморазвития и самообразования, активной гражданской позиции
5. Повышение мотивации обучающихся к участию в делах школы, вовлечение школьников в процесс совершенствования школьной образовательной среды
6. Сплочение коллектива класса, школы в процессе разработки и реализации совместных проектов
7. Системный анализ проблем школьной образовательной среды и целенаправленный поиск оптимальных вариантов совершенствования условий для осуществления образовательного процесса.
8. Разработка комплексных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья школьников и педагогов.
9. Привлечение к деятельности по улучшению жизни школы надежных заинтересованных партнеров
10. Создание полноценной базы данных школьных проектов

Участники Конкурса:

1. Конкурсный материал подается проектным коллективом. Индивидуальные материалы не принимаются.

 2. Проектный коллектив должен состоять из учеников одного класса/группы и педагога-руководителя. В состав проектного коллектива могут включаться  представители администрации ОУ, родители, привлеченные специалисты. Численность проектного коллектива определяется потребностями проекта.

          

Направления конкурсных проектов:
1. Я хочу учиться! По данному направлению принимаются проекты, способствующие всестороннему повышению образовательной мотивации обучающихся через создание условий для более эффективного осуществления процесса обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся.
2. Школа – мой дом. По данному направлению принимаются проекты, нацеленные на создание в школе и пришкольной территории условий, содействующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся и обучающих, улучшающие внешний вид класса, школы, пришкольной территории, создающие условия для более комфортного нахождения в школе (на уроках, переменах, после уроков).
3. Не только учеба. По данному направлению принимаются проекты, делающие интереснее и разнообразнее жизнь в школе, способствующие всестороннему развитию и реализации способностей как обучающихся, так и обучающих.
4. Мир школе моей. По данному направлению принимаются проекты, улучшающие психологический климат в школе, взаимоотношения учащихся друг с другом, отношения учащихся и учителей, развивающие толерантность, взаимопонимание и взаимоуважение все участников образовательного процесса.        


X. ЛИСТ КОНТРОЛЯ ПРОГРЕССА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. 1.Эффективно ли ты использовал отведенное время? 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. В чем сильные, в чем слабые стороны твоего проекта?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 .Если бы этот проект ты выполнял бы снова, то какие ты внес бы изменения в свою работу?

. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Легко ли ты решал возникающие проблемы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Уложился ли ты в отведенные сроки?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Каково твое мнение о других проектах?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Один за другим встают учителя, рассказывают об опыте работы в школе, о технологиях и методах обучения. Я с глубоким уважением смотрю на своих коллег, влюблённых в профессию. За плечами почти каждого из них огромный педагогический опыт, в сердцах – неподдельная любовь и привязанность к детям.

Я - учитель, учитель английского языка. И, смею надеяться, - хороший учитель. Будучи ученицей школы, я много раз спрашивала себя: "Чего мне хочется? Что мне нравится? Какую выбрать профессию, чтобы не испытать потом разочарования?" Трудно было ответить на эти вопросы в начале жизненного пути.
Путь к познанию тернист. Хотелось многого, во всём хотелось дойти до самой сути. Но с самого начала я выбрала СЛОВО. Ведь именно оно - самое древнее средство общения, самая универсальная система обмена информацией, ведь именно в него мы облачаем мысли. Я убеждена, что именно язык сделал человека человеком. Язык - это бесценный дар мудрой природы человеку.
С детства я была влюблена в английский язык. А потом мне повезло с учителями и в школе, и в институте. Я - счастливый человек и могу сказать вслед за
 Бернардом Шоу и его профессором Хиггинсом: "Английский язык - это моя профессия и моё хобби".
Изучение английского языка, как и изучение любого другого предмета, требует нелёгкой систематической работы, тем более, что наши ученики не имеют возможности общаться с носителями языка. И если по другим предметам учебного плана возможно достижение такого уровня знаний, умений и навыков, который у большинства обучающихся может соответствовать требованиям программ, то иностранный язык является печальным исключением, т.к. при отсутствии языковой среды условия обучения находятся в противоречии с самой сущностью предмета.

       Я учитель, и передо мной стоит задача поиска особых подходов в ходе педагогического взаимодействия с детьми, приходится  постоянно искать решения, которые могли бы оптимизировать учебный процесс и создать условия для раскрытия интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Тема, над которой я работаю, - « Интенсификация обучения иностранному языку посредством диалогической речи с использованием элементов современных образовательных технологий в условиях непрерывного этноэкологического образования».

  Выбор темы для меня закономерен: считаю, что одним из средств обучения иностранному языку является говорение.

Цель: Проектирование процесса обучения, позволяющее создать оптимальные условия для раскрытия интеллектуального потенциала обучающихся, формирование творческой личности, способной функционировать в системе современных отношений.

Задачи:

  • Повышение качества обучения ИЯ через овладение учителями эффективными педагогическими технологиями.
  • Формирование духовно-нравственных сторон личности ученика и активной жизненной позиции на уроках ИЯ и во внеклассной работе по предмету с учетом требований времени.
  • Формирование у школьников необходимых умений и навыков речевой деятельности, определенных программой и стандартом образования.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого ученика, выбрать методы обучения, позволяющие активизировать познавательную деятельность в процессе обучения иностранным языкам. Мои уроки носят  обучающий, воспитывающий, развивающий характер. Выбор мною следующих интерактивных технологий - информационно-коммуникационные  технологии, проектная деятельность, технология развития критического мышления, обучение в сотрудничестве - обусловлен необходимостью решения основной стратегической задачи современного образования - обеспечение его качества. Кроме того, я думаю, что никто не будет спорить, что необходимость поиска и использования новых технологий определяется изменением социального заказа общества. Мы живём в информационном обществе, следовательно,  одними из наиболее важных для развития ребенка являются  информационно- коммуникативная, личностно – адаптивная, исследовательская  и социально-личностная компетенции. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулировал требования к современной школе.     Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала.
Для успешной реализации данных задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Поэтому основное внимание в школе должно уделяться  раскрытию способностей каждого ученика, воспитанию порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Технологии, которые я  использую в своей деятельности, направлены на формирование и развитие личности, соответствующей современному обществу и способствуют обеспечению качества образования. Данные технологии органично сочетаются в рамках урока и способствуют достижению поставленных задач.

Проектную технологию и технологию развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) я использую в течение 7 лет. Они способствуют  развитию мышления, формированию коммуникативной компетенции и способности  к  сотрудничеству. Использование  приёмов технологий ведёт к развитию деятельностной личности, способной к самостоятельной поисковой, исследовательской и творческой деятельности. Они продуктивны и интересны детям, что создаёт благоприятную для сотрудничества атмосферу на уроке. Применение приёмов РКМЧП способствует развитию у ребёнка умения графически оформить текстовый материал, творчески интерпретировать и ранжировать информацию по степени новизны и значимости. Ученики становятся активны в своей внутренней позиции. Интерактивные стратегии РКМЧП помогут детям учиться в высших учебных заведениях, так как система обучения высшей школы всегда предполагала большую самостоятельность. Опытом работы по внедрению данных технологий  я неоднократно  делилась  с коллегами на заседаниях районного  и школьного  МО учителей английского языка.

В течение последних трёх лет я также использую информационно – коммуникационные технологии. Информационные технологии - это не только технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

 Эффективность их использования заключается в следующем:  

  • в интерактивном взаимодействии "учитель- ученик - компьютер";
  • в создании и использовании презентаций Power Point и ресурсов Интернет;
  • в усовершенствовании труда учителя и сокращения затрат его рабочего времени;
  • в разработке модели применения компьютерных технологий, учитывающей содержательно - функциональные особенности обучения английскому языку.


Задачи: 

  • Внедрение новых информационно - коммуникационных технологий в процесс обучения английского языка.
  • Улучшение качества обучения посредством более полного использования доступной информации.
  • Повышение эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации.
  • Разработка перспективных средств, методов и технологий обучения с ориентацией на развивающее, опережающее и персонифицированное образование.
  • Достижение необходимого уровня в овладении английским языком.
  • Интеграция различных видов деятельности (учебной, учебно - исследовательской, организационной) в рамках единой методологии, основанной на применении новых информационных технологий.
  • Подготовка участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества.
  • Развитие социокультурной компетенции обучающихся.
  • Повышение мотивации в изучении английского языка.



Моё знакомство с компьютерными технологиями в обучении иностранным языкам,  как учителя, произошло ещё в университете. Овладение   некоторыми обучающими программами побудило меня изменить своё отношение к преподаванию иностранного языка в школе. Вместе с одногруппницами во время проведения занятия по методике преподавания английского языка мы сочинили следующее стихотворение, которое сопровождает меня в моей преподавательской деятельности.

Звук, цвет, изображение.
Перед тобой дисплей и мышь.
Какое это наслаждение -
Ты по-английски говоришь!!!
Учитель электронный светит,
С него не сводишь глаз.
Задай вопрос, и он ответит,
И будет повторять хоть сотню раз.
На экране - мир волшебный,
Управляемый тобой.
Ты - не просто наблюдатель,
А участник и герой!!!

Эти строки в какой-то мере характеризуют процесс обучения с помощью компьютерных технологий. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызывают огромный интерес у обучающихся. Существующие сегодня мультимедийные технологии позволяют с помощью проектора выводить на экран информацию в виде текста, звука, изображения. Мне понадобилось немало времени, чтобы изучить компьютерные программы, с помощью которых организуется обучение иностранных языков, и выбрать материал, соответствующий программам для разного возраста.

В нашей школе имеется кабинет информатики, в котором я, а также мои коллеги, проводим уроки с использованием компьютерных технологий. Обучающиеся используют информационные технологии для выполнения проектных заданий и письменных работ. Выполняя письменные проекты, они могут представить их на электронном носителе.

В своей преподавательской деятельности я выявила преимущества использования информационных технологий в обучении иностранным языкам. Это:

* Повышение компьютерной грамотности;
* Совершенствование языкового уровня;
* Индивидуализация обучения ( дифференцированные задания );
* Самоутверждение обучающихся;
* Повышение мотивации в изучении иностранного языка ( уроки проходят "на одном дыхании" );
* Экономия расходования материалов учителем ( нет необходимости создавать бесчисленные карточки, печатные материалы );
* Эстетичность презентации учебных материалов;
* Повышение авторитета учителя ( учитель "идёт в ногу со временем" ).
 

По нашему мнению, для школы на сегодняшний момент оптимальным является либо фрагментарное использование лицензионных мультимедийных программ в зависимости от цели урока, либо создание своих собственных программ. В преподавательской деятельности я очень часто использую программу Power Point для создания собственных презентаций. Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала обучающимися и проводить занятия на качественно новом уровне.

Эффективность воздействия учебного материала на обучающихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т. п. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и, в некоторых случаях, моторную.
Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.

Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока, при этом суть её как наглядного средства остаётся неизменной, меняются только её формы, в зависимости от поставленной цели её использования.

Я задалась вопросом: стоит ли создавать презентации на каждый урок и не слишком ли много времени это занимает? В процессе учебной деятельности выявилось, что совершенно не обязательно постоянно использовать презентации, тем более что в некоторых случаях это может повредить учебному процессу. Однако в тех случаях, когда материал урока содержит большое количество иллюстративного материала, применение компьютерной презентации позволит существенно повысить эффективность урока.

Существующие на рынке программного обеспечения средства построения презентаций позволяют без программирования в короткий срок создавать, и при необходимости изменять, компьютерные презентации. Одна из самых эффективных программ для создания компьютерных презентаций, как было мной уже выделено выше, - Microsoft Power Point. Она позволяет учителю в короткие сроки создавать собственные презентации. Учитывая большие дидактические возможности компьютерного представления знаний, уже в ближайшее время следует ожидать более интенсивного использования компьютерных презентаций в образовании. Процесс создания презентации включает творческую работу, как самого учителя, так и деятельность обучающихся старшей ступени. В этом случае учитель английского языка дает обучающемуся задание и тему  и выступает в роли эксперта созданного продукта, оценивает дидактическое и методическое качества.
Я бы выделила два типа презентаций: познавательные (культуроведческого характера, к примеру, Power Point презентация "The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland") и учебные, вводящие определенные грамматические структуры (например, комплекс презентаций "Present Simple Tense").


Компьютер не используется мною постоянно в течение всего урока, а лишь служит средством для поиска необходимой информации, а также стимулом для формирования речевых высказываний. Общее время использования компьютера на уроке не превышает 20 минут.

В своей работе я руководствуюсь принципа единства национального, интернационального и общемирового. Поэтому в ходе своей деятельности в обязательном порядке включаю национально-региональный компонент.

Использование национально-региональный компонент на уроках иностранного языка позволяет помочь учащимся осознать богатство культурного наследия, которое принадлежит им наравне с другими людьми, развивать чувство принадлежности к мировой культуре, межкультурного сотрудничества. Подбирая материал, я исхожу из его содержательной ценности, отбираю те факты национальной культуры, те реалии, знание которых способствует повышению уровня общекультурный и страноведческой образованности школьников. Стараюсь отбирать местный материал, отражающий наиболее актуальные факты современной действительности родного края. Использование национально- регионального компонента формирует устойчивый интерес к культуре родного края.

Так в календарно-тематическое планирование я включаю:

5-6 классы: «Мой город», «Моя школа», «Моя семья», «Мой друг».

7-8 классы: «Мой родной край», «Национальные праздники», «Животный мир Марий Эл».

9-11 классы: «Моя республика», «Йошкар-Ола», «Города моей республики».

Включение регионального компонента в изучение иностранного языка способствует развитию культурной и духовно богатой личности, укрепляет уважение к национальной культуре и культуре других народов.

По темам регионального компонента обучающиеся работают над проектами. Работая над проектом, обучающиеся могут повысить культуру устной и письменной речи, имеют возможность проявить себя, самостоятельно добывая информацию, в том числе и через Интернет. Обучающиеся применяют навыки самостоятельной и познавательной деятельности, используют знания, полученные на уроках английского языка. Каждый ученик имеет возможность развить свои творческие способности, проверить и проявить себя в лидерстве.

Перспективы использования информационных технологий учителем иностранного языка:


* Переписка учителя и учеников с жителями других стран посредством электронной почты;
* Участие учителя и обучающихся в совместных международных Интернет - проектах;
* Создание сайтов и презентаций и их использование в учебных и познавательных целях;
* Обмен методическим опытом с коллегами других стран.

 В заключение можно сделать следующий вывод:

«Технологии более не являются частью будущего, и учителя должны приложить усилия, чтобы стать «грамотными» в их применении и внедрять их в процесс преподавания и обучения». Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Повышается мотивация обучающихся в образовательном процессе и создаются условия для их успешной самореализации в будущем. «…Интернет позволяет не только насытить обучающихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации».

      

     

 



Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Учимся жить без конфликтов!»

для учащихся 6 класса

Цель: развитие коммуникативных навыков, расширение знаний о своих возможностях и способностях.

Задачи:

  • научить обучающихся анализировать свое собственное агрессивное состояние и преодолевать трудности, связанные с ним;
  • способствовать развитию желания работать над собой, постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны;
  • разработать рекомендации поведения в различных конфликтных ситуациях.

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование;

У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Элла Ивановна, я – учитель английского языка школы №2 п.Советский. Я очень рада нашей встрече! Надеюсь, что время, которое мы проведем сегодня вместе с вами, станет полезным для каждого из нас. Прежде, чем начать наш классный час, давайте попробуем разобраться, от чего зависит, как пройдет наш очередной школьный день.

У: Ребята, как вы считаете, начало учебного дня (спокойное, доброжелательное, воинственное) влияет на дальнейшее ваше эмоциональное самочувствие и успешность на уроках? (Ответы детей)

У: Спасибо! А как бы вам хотелось, чтобы прошел очередной школьный день? (Ответы детей)

У: Спасибо! Ребята, вам сейчас представилась возможность вернуться обратно в сегодняшнее утро. Представьте, что вы входите в здание школы и встречаете того, с кем сейчас сидите за одной партой.

Пожалуйста, поприветствуйте друг друга так, чтобы получилось тепло и радушно. Вспомните истину, которая гласит: «Поступай с другими так, как тебе хочется, чтобы поступали с тобой». (Выполнение упражнения)

Молодцы! Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей, давайте мы их также тепло и радушно поприветствуем. (Дети здороваются)

Спасибо, ребята, присаживайтесь на свои места! (Ученики садятся)

У: А теперь представьте себе такую ситуацию. Звенит звонок, начинается урок иностранного языка. Что скрывать, не у всех получается правильно произносить слова и звуки чужого для нас языка. Кто-то произнес слово неверно, да так смешно получилось… Здесь каждый отреагирует по-своему: кто-то засмеется, возможно, обидев тем самым чувства своего одноклассника, кто-то выкрикнет правильный ответ, дав учителю понять, что он знает правильное произношение, а кто-то после уроков подойдет и предложит научить произносить эти сложные звуки, которые никак не даются.

Поэтому, предлагаю вам закончить фразу:

  • Когда кто-то ошибается на уроке, я …;
  • Когда мне хочется засмеяться над ошибкой своего одноклассника, я …;
  • Когда я ошибаюсь перед всем классом, то чувствую, что…;
  • Я считаю, что ошибаться на уроке …

(Выполнение задания)

У: Как вы думаете, то, что мы сейчас услышали, может иметь отношение к ссорам, которые возникают между одноклассниками? (Ответы детей)

Как вы считаете, актуальна ли эта тема в вашем классе? Почему? Отчего же возникают ссоры(Ответы детей) 

Ребята, мир,  в котором мы с вами живём, сложен и противоречив. Противоречия очень часто приводят к ссорам, от которых страдают люди. Все ссоры не только в классе, школе, но и в мире происходят от того, что люди не знают способов выхода из них. Можно и нужно научиться предотвращать ссоры, конфликты и правильно себя вести в конфликтной ситуации. Этому и будет посвящён наш классный час.

Слайд№1. ( «Учимся предотвращать и разрешать конфликты»)

У:Что такое конфликты .(Ответы детей) Слайд№2

Конфликт (от лат. сопflictus — столкновение) — трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями». Конфликт возникает как результат несовместимости представлений о ситуации, о поступке, о способах действия. Конфликт прекратится, если стороны удовлетворены выигрышем (или проигрышем) или признают, что продолжение столкновения бессмысленно

Слайд№3Учитель: Ребята, назовите, пожалуйста, по одному  конфликтному слову на каждую букву алфавита ( а - агрессия, г – гнев, р – разрыв и т.д.)  

Все эти слова обозначают

(звучит музыка)

Упражнение «Облако». Ребята,  сейчас я предлагаю вам закрыть глаза   (чтобы не давило мнение окружающих) и поднять руку тем, никогда никого не обзывал обидным словом.

( Результаты опроса известны только учителю) Спасибо.  На партах перед вами разложены вырезанные из бумаги облачка. Вам нужно написать на нём обидное слово, сказанное когда- то вам.  На классной доске у нас расположен оранжевый круг, он символизирует солнце. Подойдите и прикрепите свои облака на этот круг. (дети подходят и прикрепляют облака).  Ребята, как по-вашему, что может сейчас произойти?  

(Ответы детей : на класс надвигается гроза, облака закрыли солнце.)Звук грозы

Учитель:  Ребята, расскажите, что вы чувствовали, когда вас обозвали обидным словом, и что вы сделали в ответ обидчику?

(ответы детей записываются на доску в две колонки: действия  и чувства. В левой колонке получили несколько конструктивных решений.)

Учитель: Давайте, найдём выход из создавшейся ситуации, чтобы погода стала вновь ясной.

(дети предлагают варианты выхода из конфликтной ситуации: «я не хотел тебя обидеть, прости», «Давай помиримся» и т.д.) Слайд№4

Слайд№5

Учитель: Я хочу вам предложить изучить и обсудить правила выхода из конфликтных ситуаций:

1.Говори только о своих чувствах, а не о промахах других (например, «Опять, бессовестный, ты вернулся с прогулки домой поздно». А если: «Я так волновался, на улице темно, а тебя нет дома»).

2.Говори чётко и ясно, чтобы собеседник мог понять, какой смысл ты вкладываешь в свои слова.

3. «Уход от проблемы». Если ты понимаешь, что бы ты ни сказал, это оскорбит или ранит собеседника, откажись от продолжения разговора. Это лишь кажется, что ты бежись от сложностей. На самом деле иногда этот вариант может быть самым уместным в конфликтной ситуации.

4. Научись слушать собеседника. Внимательно слушать кого-то – это значит слышать слова, которые он говорит, и стараться понять его чувства.

5. Извинись!  Извиниться не просто, но это возможный способ прекратить конфликт. Попробуй произнести следующие фразы: «Мне очень жаль, что так вышло, извини!», « Я совсем не хотел, чтобы так получилось!»

6. Переговоры. «Давай обсудим ситуацию».

7. Компромисс.  Обычно он вытекает из переговоров. Но для этого необходимо желание обеих сторон. Можно предложить своему оппоненту: «Я сделаю это, а ты сделай вот это», «я уступаю тебе в этом, а ты уступи мне в том».

8. Привлеки посредника. Это означает попросить кого-то, кто не участвуют в конфликте, помочь вам.

А сейчас, чтобы проверить как вы запомнили  способы  выхода из конфликтов, разделимся на три команды. Каждая команда получает карточку-задание с названием одного из способов выхода из конфликта. В течение 5 минут необходимо инсценировать свой способ так, чтобы остальные догадались, о чём идёт речь.

(дети выполняют задание)

Молодцы, вы все справились с заданием.  

(звучит музыка «Цветные сны»)

Игра практикум.

Существуют разные способы выхода из конфликта.

      В ходе этой игры мы рассмотрим некоторые из путей выхода из конфликта.

  1. Разделимся на группы.
  2. Раздать задания (выбираются наиболее типичные конфликтные ситуации).
  3. Обсудить конфликтную ситуацию, предложить найти выход из этой ситуации. 

Ситуация №1

      Класс условно разделен на две микрогруппы (группировки), в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию?

 Ситуация №2

    В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед  одноклассниками – мальчишками. Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. Как добиться понимания?

 Ситуация №3

       На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?

Существует много способов решить возникшую конфликтную ситуацию:

 Прежде чем вступать в спор успокойся, обдумай, взвесь все.

( 5. Интерактивная игра «Музей скульптур».

- Необходимо на одном листе картона втроём или вчетвером создать скульптуру. Можно держаться друг за друга, но никто не должен выходить за пределы картона.

Нужно дать название своей скульптуре и пояснить её смысловую направленность.

-Получилась ли у вас скульптура, легко ли вам было сотрудничать?

6.Итог занятия.

Участникам занятия предлагается составить правила ,которые помогут избежать конфликта.

(Работа проходит в группах.  Каждая группа представляет свои правила и создаются приемлемые для всех.)

Слайд 6

Правила:

  1. Чаще улыбайтесь
  2. Не забывайте о чувстве юмора
  3. Критикуйте поступки, но не человека
  4. Не унижайте, не оскорбляйте собеседника
  5. Будьте хорошим слушателем
  6. Будьте справедливы и терпимы к людям
  7. Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах
  8. Проявляйте выдержку
  9. Не перебивай собеседника, дай ему высказаться
  10. Не повышайте голос

от чего же возникают конфликты в течение школьного дня?

Ответы детей:

  • От утреннего настроения.
  • От того, как тебя поприветствовали с утра (и было ли это вообще).
  • От того, как отнеслись к твоим возможным ошибкам.
  • От того, как развита твоя нервная система (закаляешь ли ты ее).

У: Так ,давайте уберем наши облака,и впредь не будем обижать друг друга.

Ну и в конце классного часа я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу.

Для этого нужно образовать круг.

Игра проходит следующим образом. Один из вас становится в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!». Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.



Предварительный просмотр:

«Формирование учебно-исследовательских умений учащихся на уроках английского языка»

  Один за другим встают учителя, рассказывают об опыте работы в школе, о технологиях и методах обучения. Я с глубоким уважением смотрю на своих коллег, влюблённых в профессию. За плечами почти каждого из них огромный педагогический опыт, в сердцах – неподдельная любовь и привязанность к детям.

Я - учитель, учитель английского языка. И, смею надеяться, - хороший учитель. Будучи ученицей школы, я много раз спрашивала себя: "Чего мне хочется? Что мне нравится? Какую выбрать профессию, чтобы не испытать потом разочарования?" Трудно было ответить на эти вопросы в начале жизненного пути.
Путь к познанию тернист. Хотелось многого, во всём хотелось дойти до самой сути. Но с самого начала я выбрала СЛОВО. Ведь именно оно - самое древнее средство общения, самая универсальная система обмена информацией, ведь именно в него мы облачаем мысли. Я убеждена, что именно язык сделал человека человеком. Язык - это бесценный дар мудрой  природы человеку.
С детства я была влюблена в английский язык. А потом мне повезло с учителями и в школе, и в институте. Я - счастливый человек и могу сказать вслед за
 Бернардом Шоу и его профессором Хиггинсом: "Английский язык - это моя профессия и моё хобби".
Изучение английского языка, как и изучение любого другого предмета, требует нелёгкой систематической работы, тем более, что наши ученики не имеют возможности общаться с носителями языка. И если по другим предметам учебного плана возможно достижение такого уровня знаний, умений и навыков, который у большинства обучающихся может соответствовать требованиям программ, то иностранный язык является печальным исключением, т.к. при отсутствии языковой среды условия обучения находятся в противоречии с самой сущностью предмета.

       Я учитель, и передо мной стоит задача поиска особых подходов в ходе педагогического взаимодействия с детьми, приходится  постоянно искать решения, которые могли бы оптимизировать учебный процесс и создать условия для раскрытия интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Тема, над которой я работаю, - «Формирование учебно-исследовательских умений учащихся на уроках английского языка».

  Выбор темы для меня закономерен:.

В современном образовании формированию учебо-исследовательских умений у учащихся уделяется особое внимание. Эта тема широко обсуждается, существует много методов и технологий, помогающих развивать и совершенствовать соответствующие умения. И, как показывает практика, эти методы довольно успешно применяются.  Но  такая деятельность далеко не всегда имеет систему, охватывает, прежде всего, обучающихся старшей ступени обучения, нередко  только сильных учеников, забывая об остальных. Как правило, проекты создаются только уверенными в себе учениками, которые сами способны обобщить нужную информацию и применить полученные умения. Но как охватить больший контингент обучающихся, мотивировать их на определенный результат, создание творческих проектов? Этот вопрос в наши дни стоит особенно остро.

   В школе, где я работаю и работала, практика создания и защиты  проектов существует уже давно. Хотя, в основном, сами проекты и их защита велась на русском языке. Переняв опыт своих коллег, я задумалась над тем, как усовершенствовать уже имеющуюся структуру. Сделать учебно-исследовательскую деятельность учеников постоянной практикой, вовлечь обучающихся средней ступени обучения, создавать проекты на иностранном языке не только на конкурсы, но и в рамках урока. Так же передо мной стояла задача увеличить интеграцию некоторых предметов, что должно было помочь ученикам совершенствовать свои навыки в моем основном предмете, которым является английский язык.

 Я все чаще убеждаюсь в том, что учебно-исследовательские умения требуются ученикам на всех этапах обучения.Создание мини-проектов подразумевается после каждой пройденной темы, и в эффективности этого подхода я убедилась на собственной практике. Прежде всего, формирование учебно-исследовательских умений, необходимых для дальнейшей успешной учебной деятельности ученика, нужно начинать как можно раньше, в средней школе. В соответствии с российскими образовательными стандартами второго поколения четкая  и регулярно применяемая методика формирования данных умений приводит к метапредметным результатам, то есть позволит обучающимся освоить как можно большее число способов деятельности, в рамках образовательного процесса. Не менее важны и личностные результаты, сформированная система ценностных отношений учащихся, как к себе, так и к самому  процессу обучения и его участникам.

   Таким образом, я начала работать над формированием  учебно-исследовательских навыков параллельно у учеников среднего и старшего этапа обучения пять лет назад, так как я работала и в средней, и в старшей школе. Основной целью было научить ребят мыслить не только широко, но и самостоятельно, интегрировать знания, полученные на других предметах и пользоваться ими как учебной, так и не учебной деятельности. Это означало изменение мышления учеников, подхода к своей учебе, а, главное, самоанализу. Здесь применимы технологии рефлексивного характера, развивающие полноценную личность ученика и позволяющие ему готовиться к дальнейшему обучению в ВУЗе.

Как уже было сказано, начинать применять рефлексивные, метакогнитивные технологии я постаралась уже в начале средней ступени обучения. Моим основным предметом является  английский язык, но я так же вела некоторые элективные курсы на этом языке. В частности: «гид-переводчик», «английская и американская литература», «основы туристического бизнеса». Рассматривая, прежде всего, преподавание английского языка, очень важно было выбрать соответствующий УМК, отвечающий необходимым требованиям. На протяжении всего периода преподавания мы с коллегами опробовали

несколько  УМК разного уровня.  Специфика моего предмета такова, что сам английский язык является и целью, и средством обучения, поэтому именно УМК «New Millennium” может в полной мере отвечать требованиям.

    Во-первых, в них содержится большое количество заданий, развивающих учебно-исследовательские умения, такие как: составление мини-проектов, задания, подразумевающие самостоятельный поиск учеником информации из различных источников и ее обобщение. Во-вторых, в УМК должен соблюдаться баланс между аспектами языка, то есть, в равной степени тренируются навыки в аудировании, чтении, письме и говорении, потому, что, чем выше степень овладения данными навыками, тем свободнее ученик применяет получаемые исследовательские умения. Кроме того, данные УМК готовят учеников к экзаменам, позволяющим ученикам получить сертификат о высокой степени владения языком, который может понадобиться им при дальнейшем обучении в ВУЗах, стажировке за рубежом и, в очень большой степени, к сдаче ЕГЭ.

   Так как в рамках выбранных УМК уже заключена методика, позволяющая развивать учебно-исследовательские умения, то педагог выполняет сопроводительную роль. Итак, мы говорим о формировании исследовательских умений средствами иностранного языка, то есть умения отбирать и анализировать информацию. Хотя, не нужно забывать о том, что обучающимся требуется владеть специальными учебными умениями: работа с иноязычными справочниками и перевод аутентичных текстов. Коммуникативные умения: чтение, письменная и устная речь, аудитивные навыки, так же совершенно необходимы для формирования учебно-исследовательских умений.

   Разбирая технологии формирования учебно-исследовательских умений средствами иностранного языка, можно выделить три основных направления. Это управляемая практика, когда решение учебно-познавательных задач решается под строгим контролем учителя. Такую практику я использовала на среднем этапе обучения, но, уверена, она возможна и на младшем этапе. Частично управляемая практика (репродуктивно-продуктивная деятельность) широко используется как мной, так и коллегами на различных этапах обучения, в зависимости от сложности и объема задания. И самостоятельная работа (продуктивно-репродуктивная деятельность) преобладает уже на старшем этапе.

   Несколько слов о методах, в большой степени способствующих развитию учебно-исследовательских навыков. «Метод проектов» можно широко применять как на занятиях по английскому языку, так и на элективных курсах, где интеграция  между предметами, изучаемыми на протяжении всего курса школы очень высока. Даже на начальных этапах, на простых темах, таких как: «мой дом», «моя школа», ученики начинают создавать мини-проекты. Роль учителя состоит в том, чтобы помочь собрать информацию по теме, объяснить ученику, какими источниками можно пользоваться, на одном из уроков вместе с учащимися поработать с одним из источников, показывая, как работать с информацией и составлять план своего проекта или презентации. Этот этап необходим, так как многие ученики теряются в огромном количестве информации, доступной в наше время. И педагогу, на первых этапах, нужно ограничивать эту информацию. Научившись выбирать источники материалов и работать с ними, ученик сделает первый шаг к приобретению учебно-исследовательских навыков. И чем раньше он приобретет опыт подбора материала для проекта, тем больше количество источников станет для него доступным впоследствии.                                                      Здесь так же очень помогают различные формы работы на самом уроке, те обучающиеся, которые менее уверены в себе, стесняются своих ошибок, могут работать в группах или парах. Как показывает практика, такая необходимость может возникнуть на любом этапе, и часто задания большей сложности сначала логично давать группе обучюащихся. Такой подход позволяет полностью снимать страх пред любыми заданиями и, главное, отлично мотивирует всех учеников.

   Мотивация всех категорий обучающихся часто бывает проблемой, именно когда создание проектов, презентаций, исследовательских работ откладывается до старшей школы. Тогда подобной деятельностью занимаются ученики сильные, всегда готовые участвовать во всех презентациях и конкурсах, а остальные часто даже рады, что им ничего не надо делать. К тому же, помощь учителя ограничивается советами после урока и не является систематической. А при формировании учебно-исследовательских навыков необходима система, требующая как самостоятельной работы ученика, так и совместной с учителем, так как ученик должен быть нацелен на результат, который может быть оформлен различными способами, но обязательно являться ощутимым.

 Итак, если обучающийся овладел навыками отбора информации, можно предложить ему более сложную задачу-представление этой информации в той или иной форме. На начальных этапах тему определяет сам учитель, тема одинакова для всех, но, в дальнейшем, ученик сам может выбрать ту тему, которая интересует его больше всего либо в рамках общей темы, либо совершенно самостоятельно. Такая работа проходит очень удачно, если в конце каждого раздела учебника ученикам будет предложено осветить обсуждавшуюся тему под своим углом зрения, не забывая о том, что все обсуждение проводится на иностранном языке, так же, как и защита проектов. Такие широкие темы, как: «внешность человека и его личные качества», «проблемы экологии и жизнь в мегаполисах», «мир спорта» открывают ученикам широкие возможности для фантазии и работы. Так как тема уже хорошо освещена на уроках, ученик постепенно выбирает тот ее аспект, который его привлекает больше всего, он начинает подбирать дополнительную информацию. Я бы посоветовала, незадолго до презентации индивидуальных или групповых проектов, провести урок-дискуссию, где обучающиеся поделятся выбранной темой и обоснуют свой выбор. Таким образом, ученики научаться прислушиваться к рекомендациям друг друга, а не только учителя, постараются анализировать свои результаты и принимать как критику, так и похвалы, а это очень важно делать в группе.

    Методики и технологии, формирующие учебно-исследовательские навыки, требуют напряженной работы, как ученика, так и учителя, и было бы прекрасно, если бы больше педагогов включались бы в эту работу, отслеживали учащихся по нескольким предметам, начиная с самого младшего этапа.

   Любой иностранный язык- это другое мышление, иная психология и мировоззрение, поэтому более глубокое отношение к данному предмету и требует применения учебно-исследовательских навыков на любом этапе его преподавания. Изменение подхода и введение вышеперечисленных приемов и технологий проходило постепенно и, на первых этапах, нелегко. Во-первых, степень вовлеченности в учебный процесс каждого конкретного ученика резко возросла, и, соответственно увеличилась и моя нагрузка и ответственность. Вырос темп урока, постоянно требовались медиатехнологии как в рамках занятий, так и при самостоятельной подготовке всех участников образовательного процесса. Мне очень помог тот материал, который  удалось наработать во время работы в школе: презентации по различным темам, видео и аудио материалы, некоторые советы  коллег и посещение их уроков. Но, в любом случае, педагог должен быть в курсе всех новых технологий и новых источников полезной информации, поэтому требовалась каждодневная кропотливая работа учителя: совершенствование навыков владение ИКТ, обработка поступающей информации из разных источников, подготовка видео фрагментов к уроку.

   Но, как бы не трудно приходилось всем участникам процесса, результат превзошел все мои ожидания. Прежде всего, положительная динамика развития обучающихся не только стабильно повышается, но и охватывает учеников всех уровней.

Степень вовлеченности обучающихся в создание мини-проектов в рамках урока

1ый год

2ой год

3й год*

4й год

5й год

50%

60%

75%

100%

100%

В связи с тем, что повысилась заинтересованность обучающихся в целом, возросло количество учеников, принимавших участие в различных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

  Все выпускники поступили в выбранные ими ВУЗы, а многие посчитали необходимым продолжить свое образование по таким профессиям, как: переводчик, преподаватель, филолог. Многие гордятся тем, что приобретенные учебно-исследовательские умения очень пригодились им в ВУЗах, помогли стать лидерами в своих группах и на курсах.

    Я убеждена, что развитие учебно-исследовательских навыков  напрямую влияет как на  предметные, так и на личностные результаты обучающихся, поэтому преимущество работы в этом ключе неоспоримо. Более того, диапазон применения вышеизложенных технологий и методов не зависит от уровня обученности ученика. И, несмотря на немалую затрату сил педагога и учеников, технологии рефлексивного характера позволяют ребятам приобретать умения, которые формируют полноценную, способную к дальнейшему развитию личность ученика, что и является основной целью образования.  



Предварительный просмотр:

Урок по английскому языку в 5 классе по теме

«Where do you live?»

(учебник New Millenium English-5)

Представленный конспект урока позволяет наглядно увидеть механизм работы в рамках коммуникативной методики преподавания английского языка по теме «Город и деревня». Предлагаемый материал прорабатывался в группе учащихся 5 класса.

Разработка данного урока будет интересна не только учителям, решившимся на обновление своего методического материала, но и педагогам, которые предпочитают традиционные модели урока. Для меня этот урок ценен и в плане воспитания личности.

Цель урока: усвоение новой лексики по теме «Where do you live?» 

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Задачи урока:

Познавательный аспект: знакомство с лексикой по теме «Town and Village»;

Развивающий аспект:

 развитие языковых, познавательных способностей учащихся; формирование способности к распределению внимания,  умения работать в группах, умения логически излагать свои мысли, развитие готовности к коммуникации на основе аутентичного речевого материала;

 Воспитательный аспект: формирование патриотического отношения к своей малой родине, создание условий для формирования толерантной личности и развития национального самосознания.

Учебный аспект – совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (The Past  Simple Tense), развитие речевых умений в монологической речи на основе использования усвоенного ранее материала в новых ситуациях общения.

 

Этапы работы по теме:

- ознакомление со словами и их первичная отработка в речи;

- отработка слов на уровне предложения;

- устное введение темы;

- перенос темы на личность учащихся и их жизненный опыт;

- отработка темы в новых вариациях и ситуаций не, уважения к её достижениям и успехам

Оформление:

На доске:

1)East or West, home is best.(В гостях хорошо, а дома лучше.)

2) An Englishman’s home is his castle.(

Мой дом- моя крепость.)

3)Every bird likes its own nest best.(Всяк кулик свое болото хвалит.)

4)There is no places like home.( В гостях хорошо, а дома лучше.)

 

Ход урока

Организационный момент

Приветствие

Тeacher: Good morning, boys and girls! I'm glad to see you. Let's begin our lesson. (держит ключ в руках)  I am E.I.I am from Russia,Mari El.

Children, what is this?

Pupils: This is a key.

Тeacher: This is the key of the kingdom,

In that kingdom there is a town,

(учитель показывает картинку п.Советский)

In that town there is a street,

(картинка улицы , на которой стоит школа)

In that street  there is a yard,

(картинка пришкольного участка)

In that yard there is a building,

(картинка здания школы)

In that building there is  a room,

(картинка кабинета английского языка)

In that room there are children.

(фотография детей)

Who are they?

Pupils:: We are!

Тeacher: Where do you study?

Pupils: We study at school.

Тeacher: Where is our school?

Pupils: Our school is in a town.

Тeacher: Where is our town ?

Pupils: It is in the Mari Republic.

Тeacher: Where is our republic?

Pupils: It is in Russia. 

Игра «Снежный ком»

Teacher: Давайте поиграем в игру «Снежный ком. Продолжите мое предложение:

I live in a town.

P2: I live in an old town.

P3: I live in a beautiful old town.

P4: I live in a beautiful old town in the Mari Republic.

Teacher: What is there in your town?

Что есть в поселке

Упр2,89

Тeacher:And now?let's listen to the song “a small big city” Say what city  the girl lives.

 

P1:She is from London.

Teacher:Have you ever been to London?

 I invite you to have a trip to London!  

Ребята, сегодня я получила письмо по e-mail.

( На экране – стихотворение, ученики читают вслух по очереди

 Есть страна на свете

                       Сказочно красива,            

Где сквозь туман увижу я

Облачко игривое,

Еще там есть столица – град,

И имя ей Лутдин

Ее так Цезарь называл,

Он приходил на остров

Тот давным-давно,

Когда там не было еще

Ни замков сказочных огней,

Ни разноцветных фонарей,

Ни блеска яркого витрин,

Ни парков, ни садов, ни шин,

А лишь окутывал те скалы

Седой, незыблемый туман

Как страж, суровый великан.

Причалил Юлий Цезарь к тем

Далеким берегам

И встретил их густой туман,

Густой и гордый, величавый.

It is a white land, - he told.

We shall call it Albion.

Teacher: Что ж смог увидеть Цезарь там?

 Работа с лексическими единицами. 

Сначала ученики хором и индивидуально прочитывают слова двух столбиков     (работа над фонетикой), затем  слова соединяют в словосочетания.

Big
Trafalgar 
Buckingham
The Tower of

Hide

Tower

Nelson’s

Column
Palace
London
Park
Bridge
Ben
Square



                         Let’s name these places, one by one!

( Ученики поочередно произносят )

             

                   the Thames River – река Темза

  1. Tower Bridge – Тауэрский мост
  2. Big Ben – Большой Бен (часы у парламента)
  3. Buckingham Palace – Букингемский дворец
  4. Trafalgar Square – Трафальгарская площадь
  5. Nelson’s Column – колонна Нельсона
  6. Hyde Park-Гайд парк
  7. The London Eye – Лондонское Око (колесо обозрения)

T: I see that you are  tired. Will you stand up? Let’s remember our poem about London and do exercises.

(Учащиеся и учитель вместе рассказывают стихотворение и выполняют упражнения.)

Up, down, up, down,

(Поднимаем руки вверх и вниз)

Which is the way

(Разводим руки в стороны)

To London town?

Where? Where?

(Поворачиваемся в стороны)

Up in the air,

(Смотрим по сторонам)

Close your eyes –

(Закрываем глаза)

                                     And you are there!

                   

Teacher:   Если хочешь  в жизни ты воплотить свои мечты,

         Вольной птицей хочешь стать,

         Лондон мечтаешь посетить,

           О достопримечательностях этого города ты должен знать 

Teacher: Now, I invite you to have the excursion.

( Учащиеся смотрят фильм о достопримечательностях Лондона)

 Answer my questions:

  1. What are the parts of UK?
  2. What is name of the Queen?
  3. Where do ravens live?
  4. Do you like this city? Why?
  5. When was the Tower founded?
  6. Where does London stands?

( Ученики отвечают на вопросы учителя)

Teacher: Now it is time to practice your reading. Read the text and fill in the gaps

( на партах у учащихся лежат листы с текстом о лондоне, учащиеся читают и выполняют тест) 

It was a wonderful day. We visited …  . It is the most popular place for people to meet.

After that we walked through London's streets. We went to the big toy shop… We liked a very nice tower with a clock, …. , a beautiful bridge - … - which join 2 banks of Themes.

Of course, we couldn’t miss …., the residence of the Queen and …. At the last we saw … This building was used as a tower, as a prison but now it’s a museum.

Trafalger square

Hamleys

Big Ben

Tower Bridge

Buckingham Palace

The Tower of London 

Teacher: My friends, it is time to come back home!

“There is no place like my home”(работа с пословицей)

( На экране – стихотворение)

Ну вот слеза вдруг по щеке,

И грустно мне вот так

Смотрю на Лондон я уже,

Увы в последний раз

Уже звенит звонок,

И вот я в облаках

В Россию нужно мне,

А щеки все в слезах.

Лондон, ты любовь моя,

I like it very much

We don’t say to you: «Прощай»

But we tell you «Good-bye» 

T: We visited a lot of interesting places in London today, but we should come back. Our What would you tell your friends about London? Divide into the groups of 4-5 pupils and make short stories.

(Учащиеся каждой группы готовят рассказ о путешествии в Лондон,

затем один из учащихся каждой группы представляет получившуюся историю.)

   

 

Рефлексия

T: Now pupils I want you to show your attitude to the lesson. Now we’ll build a bridge. We have three colour bricks: gold, silver and brown.

If the lesson was wonderful and you worked very hard, take gold brick and stick it on the blackboard.

If the lesson was fine and you understood almost all the information, take silver brick and stick it on the blackboard.

If the lesson was so-so and you were not very attentive today, take brown one and stick it on the blackboard. 

Teacher: Thank you!  It is better to see something once, than to hear about it a hundred times. Our lesson is over! Good-bye, children.

 (Учитель подводит итог урока, оценивает работу учащихся).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....