Обобщение опыта работы
статья по теме

Павлова Татьяна Николаевна

Я - учитель физики с момента окончания ВУЗа. В этом году принимала участие в районном этапе конкурса "Учитель года", где необходимо было выступить с обобщением своего опыта работы. Последние 6 лет работаю над рациональным использованием виртуальных ресурсов на уроках физики. Это дает и свой положительный результат, и есть отрицательные моменты использования. Это я и решила проанализировать, обобщая свой опыт работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ


Тема опыта.

                У меня – большой опыт педагогической деятельности, но готовясь к урокам физики в различных классах, пытаюсь разрешить массу проблем: какие методы и приемы работы использовать для того, чтобы ученик не просто усваивал поток информации, но и научился мыслить, понимать, искать информацию, самостоятельно делать выводы, учиться с увлечением. Основная задача при решении возникших проблем – рациональное  использование современных интерактивных технологий на различных этапах или типах уроков.

                Последние несколько лет работаю над методической темой «Формирование навыков самостоятельной работы учащихся через использование интерактивных ресурсов на уроках физики».

                Актуальность опыта.

                Согласно нового  образовательного Стандарта «главная цель образовательной системы Российской Федерации – развитие личности школьника. На уроках основное внимание должно уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. 
На ступени основного общего образования (5-9 классы)  у обучающихся должно быть сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе». 

                Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

  • создание условий для успешного взаимодействия учителя и обучающихся, в результате чего создаются благоприятные условия для развития ребенка
  • оптимизация образовательного процесса за счет применения современных технологий (в том числе, интерактивных)
  • стимулирование познавательной деятельности обучающихся за счет использования разнообразных форм и методов организации обучения.

        Объять необъятное невозможно, поэтому мое кредо – «Учить учиться». Считаю, что  по окончании лицея (школы) обучающийся должен ориентироваться в изобилии информации, выбирать нужную ему, знать, где ее можно найти, уметь рационально обрабатывать и пользоваться ею. Одной из составляющих успешного использования информации является работа с интерактивными ресурсами на уроках физики, тем более, что обучающиеся приходят в школу с большим опытом использования компьютеров, планшетов, интерактивных игр. Для них это просто и интересно. Задача учителя – использовать этот опыт и интерес учеников для их успешного обучения, для развития самостоятельной деятельности обучающихся.

        Новизна опыта.

        Считаю, что в моей педагогической деятельности в лицее опыт актуален (я начала его использовать с 2008-2009 учебного года первой в лицее). В 2010 году выступала на районном методическом объединении физиков обобщая результаты, полученные в использовании интерактивных лабораторных работ и результаты участия обучающихся в интернет-олимпиаде по физике. Опыт считаю продуктивным, неслучайно интерактивным оборудованием  пользуются многие известные в России учителя физики, например, народный учитель России Пигалицын Л.В.(levpi.narod.ru), который ведет в журнале «Физика – Первое сентября» дистанционные курсы по использованию виртуального эксперимента на уроках физики.

        Новизна опыта состоит в том, что дает возможность сделать доступным для учащихся освоение учебного материала при меньшей затрате времени и с большей эффективностью. На первый план выдвигается формирование приемов исследовательской, познавательной, самостоятельной, творческой деятельности. Особенно актуально использовать интерактивные ресурсы при отсутствии необходимого оборудования в школьном кабинете физики.

        Описание опыта.

        В 2008году на семинаре в АППО я узнала о существовании виртуальных физических лабораторий. Мною были приобретены CD «Лабораторные работы по физике» для 7 – 11 классов двух издательств: ООО «Дрофа» и «Новый диск». Для работы в кабинете выделили 15 Mac Book из кабинета информатики, на которые установили приобретенные программы.

        До 2010 года многие лабораторные работы можно было выполнить только в интерактивном режиме, т.к. не хватало  приборов для выполнения всех работ, запланированных в программе по физике. В 2010 г. в лицей поступило лабораторное оборудование L-micro по механике, электричеству, оптике и появилась возможность комбинировать выполнение работ: работать с приборами и в интерактивном режиме.

        Интерактивные «приборы» красочно выполнены, напоминают школьное лабораторное оборудование, «работают» более точно, чем их реальные аналоги. Программы интерактивных работ продуманы разработчиками, например: при сборке электрических цепей учащиеся неоднократно обращаются к электрической схеме, запоминая правила подключения приборов, т.к. собрать схему неверно не получается (она просто не будет работать). Кроме того, верность сборки подтверждается звуковым сигналом.

        В интерактивные работы я вношу свою лепту: в программе «Дрофы» нет описания лабораторных работ, поэтому я сама их составляю, делаю распечатки и раздаю учащимся на уроках. Но к лабораторной работе они обязаны готовиться по учебнику (даже если описание работы в учебнике и программе на CD немного отличаются): понимать цель работы, способы ее достижения, выполнять необходимые расчеты и делать выводы по результатам работы.

        Некоторые элементы интерактивных лабораторных работ можно использовать при объяснении или закреплении нового материала, например: «гора Ньютона» для объяснения запуска искусственного спутника Земли, «мыльные пузыри» - для объяснения интерференции в тонких пленках.

        В лабораторных работах издательства «Просвещение» полученные в виртуальных экспериментах результаты можно записывать в таблицы в интерактивном режиме, сохранять и распечатывать при необходимости. Это можно использовать, если нет тетрадей (урок замены) или на кружковой работе. В 2011 году несколько лабораторных работ в качестве эксперимента были проведены с учащимися 3-го класса. Результаты их выполнения оказались достаточно высокими и не вызвали особых трудностей у младших школьников.

        Необходимо отметить еще два положительных момента в использовании интерактивных работ издательства «Просвещение»: первый заключается в том, что разработчики используют программу Barsic, которая  лежит в основе интерактивных заданий интернет-олимпиады по физике, что облегчает выполнение заданий интернет-олимпиады. Второй плюс – возможность использовать пошаговый скриншот экрана с лабораторной работой для дистанционного обучения.

        На дистанционных курсах «Виртуальный физический эксперимент» я узнала много нового и интересного о различных виртуальных программах, которые можно применять на уроках для самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся, разнообразить формы изучения и закрепления учебного материала. К сожалению, из-за фильтров на школьных компьютерах использовать программы в полном объеме нет возможности; единственный способ – давать учащимся ссылки на сайты с программами и задание для самостоятельного исследования того или иного физического явления или процесса. На сегодняшний день – это слабая сторона в использовании интерактивных ресурсов на уроках и внеурочной деятельности.

        Знакомство учащихся с интерактивными ресурсами позволяет им достаточно быстро осваивать различные исследовательские программы. В 2012 – 13 гг. учащиеся 9 и 10 классов лицея принимали участие в городском научно-образовательном проекте «Современные достижения науки и техники», где основным из требований было не только знакомство с лабораторным оборудованием физического факультета РГПУ им. А.И. Герцена, но и исследование какого-либо материала на одном из микроскопов факультета. Работа на атомно-силовом микроскопе требовала научиться пользоваться программой в достаточно короткие сроки, и предварительное выполнение интерактивных работ играло в этом положительную роль.

        Результативность опыта.

        Использование интерактивных ресурсов дает определенные результаты. Об этом могут свидетельствовать достижения учащихся:

  • в 2008 году ученик 9Э класса Грабко Илья занял 3-е место в дистанционном этапе интернет-олимпиады
  • в 2012 году ученик 7Б класса Храмов Святослав был награжден похвальным листом за хорошие результаты в дистанционном этапе интернет-олимпиады и приглашен на курсы по информационным технологиям в ИТМО
  • в 2013 году ученик 8Б класса Осипов Святослав получил грамоту за отличные результаты в дистанционном этапе интернет-олимпиады. Кроме Осипова С. В интернет-олимпиаде в 2013 г.участвовали три выпускника 11-го класса, отмеченные сертификатами участников
  • в 2012 году дипломом 3-й степени за лучшую реферативную работу (по итогам исследований на микроскопах) был награжден Харичев Илья, в 2013 году – Богданов Александр и Кобылянский Дмитрий. Богданов А. в этом же году выступал на VII открытой петербургской научно-практической конференции «Будущее сильной России – в высоких технологиях»
  • в 2012 году на районном этапе всероссийской олимпиады школьников по физике был победитель – Новичкова Ира и призер – Радионов Максим, которые вышли на городской этап. Радионов М. занял 3-е место на городском этапе олимпиады
  • в 2010 году победителем Региональной олимпиады школьников вузов Санкт-Петербурга для профессионально ориентированной молодежи стала Болкунова Ирина
  • дипломами 3-й степени Российской аэрокосмической олимпиады школьников в  2012 году награжден Бердников Дмитрий, в 2013 году – Чураков Александр.

        Считаю, что использование интерактивных ресурсов на уроках физики и во внеурочной деятельности (кружковая и проектная) позволяет учащимся добиваться хороших результатов в государственной итоговой аттестации:

Год

Количество сдающих ЕГЭ

Средний балл класса

% учащихся, имеющих балл выше среднегородского

2009

14 человек

53,5

64%

2011

4 человека

57,5

50%

2013

10 человек

58,7

54,5%

В 2013 году средний балл учащихся по ЕГЭ по физике оказался выше среднего балла по России.

        В 2012 году в ходе проведения независимой проверки качества подготовки обучающихся (при аккредитации лицея) были получены следующие результаты: ступень основного общего образования – средний балл 5,00; ступень среднего полного общего образования – средний балл 4,93.

        Заключение.

        Считаю, что все сказанное выше, указывает на необходимость и возможность использования моего опыта учителями-предметниками. Даже частичное применение  этой методики позволит разнообразить уроки и внеурочную деятельность, заинтересовать самых пассивных учащихся, привлечь их к работе на различных этапах урока или при выполнении домашнего задания, влиять на самостоятельность обучаемых  и мотивировать их учебную деятельность.

        Библиографический список:

        1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

        2.http://www.levpi.narod.ru/

         3. http://www.it-n.ru/

        4. «Интерактивные лабораторные работы по физике», ООО «Физикон», 2008.

                  5. «Виртуальные лабораторные работы», Новый диск, 2007.

        6. «Лабораторные работы по физике», ООО «Дрофа», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы

обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...

Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".

Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...

Обобщение опыта работы заместителя директора по воспитательной работе

В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к ...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...