Музыкальная деятельность в ДОУ в условиях ФГОС
статья на тему

Капранова Наталья Николаевна

Статья о реализации ФГОС ДО в музыкальной деятельности в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_deyatelnost_v_dou_v_usloviyah_fgos.docx18.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     В настоящее время в системе современного дошкольного образования произошли инновационные процессы-  это внедрение ФГОС ДО. С введением ФГОС ДО «Музыкальное воспитание» представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», наряду с изобразительным и литературным искусством.  Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

В новой образовательной ситуации, музыкальная деятельность способствует:

— усвоению норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

— развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

— формированию готовности к совместной творческой деятельности.

В соответствии с п 1.2. ФГОС ДО, необходимым условием, обеспечивающим полноценное развитие детей является построение образовательной деятельности на основе индивидуализации образования, то есть создание условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. В этой ситуации художественно – эстетическое развитие обеспечивает атмосферу свободы, радости, творчества, полной успешности каждого дошкольника.  В результате взаимодействия друг с другом в музыкальной деятельности, у ребенка происходит становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, формируются навыки позитивного общения, познание самого себя и других.

Музыкальная  деятельность одиниз самых доступных способов приобщения детей дошкольного возраста к творчеству, музыкальному искусству, формирования их музыкальной культуры. В этой деятельности сочетаются музыка, движение и слово, что является природосообразным способом развития детей.

Музыкальная культура ребенка — это интегративное личностное качество. Она формируется в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе:

— формирования эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства;

— образного мышления и воображения;

— накопления познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности;

— развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания — эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале.

Проводником ребёнка в мир музыкального искусства является музыкальный руководитель, воспитатель, родитель. Музыкальная деятельность решает огромный круг образовательных и воспитательных задач.

Приобщая ребенка к музыкальной культуре, мы формируем у него:

— способность к чувственному восприятию мира;

— ассоциативность художественного мышления;

— выразительность интонации: речевой, вокальной, пластической,      инструментальной;

— координацию слуха – голоса – зрения – движения;

— чувство ритма: пространственного, пластического, музыкального;

— палитру выразительных движений, звучащих жестов, красок собственного голоса;

— навыки элементарногомузицирования;

— тесную взаимосвязь детской психологии развития и учебно-музыкальной деятельности;

— радостное мироощущение, сопричастность и  сострадание.

Анализируя работу по образовательному разделу  «Музыка», нужно отметить подходы к организации воспитательно-образовательного процесса: не  только через систему занятий, а и через другие адекватные формы образовательной работы с детьми. Большое внимание при этом уделяется взаимодействию воспитателя и музыкального руководителя. Так же делается акцент на совместную деятельность педагогов и детей, на игровые формы образования, на отсутствие жёсткой регламентации.

Основными формами организации музыкальной деятельности в детском саду являются:

•        Непосредственная образовательная деятельность (Музыкальные занятия);

•        Использование музыки в повседневной жизни детей в  ДОУ;

•        Праздники и развлечения;

•        Музыкальное образование детей в семье.

Помимо этого, музыка используется:

в ходе режимных моментов:

на утренней гимнастике;

• во время умывания;

• во время прогулки (в теплую погоду);

• перед дневным сном;

• при пробуждении и т. д.

в самостоятельной деятельности детей.

Но, все же, основной формой организации музыкальной деятельности в ДОУ, с помощью которой мы достигаем наиболее эффективного и целенаправленного музыкального воспитания, обучения и развития детей, являются музыкальные занятия.

Одно из обязательных требований ФГОС ДО – это создание развивающей  предметно-пространственной  среды. Для  гармоничного музыкального развития детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды. От компетентности взрослого, его заинтересованного отношения зависит, станет ли эта среда развивающей, или останется лишь набором красивых пособий  и инструментов.

      Также необходимо предоставить дошкольнику возможность самостоятельно играть на различных музыкальных инструментах, заниматься творческим музицированием, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкально- дидактических игр.

Большую часть времени ребенок проводит в группе детского сада, поэтому она должна иметь  потенциал для музыкального воспитания и развития творчества. Музыкальные центры  следует оформлять в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы, не забывая о том,что это среда формирующая культуру ребенка: пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, родители являются непосредственными участниками образовательного процесса, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи– особенно актуален в наши дни.

Среда, окружающая ребёнка в детском саду, семье и социуме, может стать средством формирования музыкальной культуры  лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду. Для этого ему необходимо знать, что должна включать среда, механизм её воздействия на личность, а также качества личности, составляющие основу креативности. Определение особенностей креативной личности и развивающей музыкальной среды является управленческой деятельностью педагога, направленной на проектирование условий творческого развития дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности по физкультуре в условиях ФГОС

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь ново...

Внеурочная деятельность по математике в условиях ФГОС ООО

Обобщение опыта по теме: "Внеурочная деятельность по математике в условиях ФГОС ООО"...

Программа внеурочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС

Программа внеурочной деятельности в условиях требования ФГОС по английскому языку для младших школьников. 3 класс....

Обновление контрольно-оценочной деятельности учителя географии в условиях ФГОС ОО

В статье рассматриваются изменения в оцнке достижений учащихся....

Современные подходы в организации деятельности классных руководителей в условиях ФГОС ООО

Выступление по теме "Современные подходы в организации деятельности классных руководителей в условиях ФГОС ООО"...

“Образовательный квест как инновационная форма освоения музыкальной культуры Кольского края в условиях ФГОС НОО и ФГОС ООО”.

   XXI век — век высоких компьютерных технологий и электронной культуры. Учителю необходимо владеть новыми образовательными технологиями и современными методиками, для того...