Информационная справка
материал

Габдуллина Гульсина Демухаметовна

Информационная справка о состоянии библиотечного фонда школьной библиотеки МБОУ "Нижнеошминская СОШ" Мамадышского райна РТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационная справка

о состоянии библиотечного фонда школьной библиотеки

МБОУ «Нижнеошминская СОШ»

      Заведующая библиотекой:  Габдуллина Гульсина Демухаметовна

Образование:

 1) средне-специальное, окончила  Елабужский библиотечный техникум в 1984 году по специальности  «Библиотекарь»;

     2)  высшее,  окончила НЧГПИ  2006 году по специальности    «Учитель татарского языка и литературы»

     Общий стаж работы по специальности  23 года,

 в МБОУ «Нижнеошминской СОШ» – 12 лет.

    Жизненное кредо: 1. " Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться»      (Л.Н.Толстой )

2. «Бәхет өчен, шатлык өчен

Көрәшеп яшик.

Көрәшеп тапкан бәхетне

Өләшеп яшик.

Намус белән, Воҗдан белән

Киңәшеп яшик.

Шулар киңәшчем булганга

Һәрчак хөр яшим.”              (Ф.Яруллин)

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнеошминская средняя общеобразовательная школа»

Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.

 Библиотека открыта в 1987 году. Последняя аккредитация – 2016 год.

  В школе  21 педагог  и 79  обучающихся.

 Всего читателей библиотеки-  126:

  учащиеся -79, 

педагоги – 21,

родители и студенты – 26.

 Библиотека занимает три взаимосвязанных между собой помещения общей площадью 72 кв.м.:

  • два помещения для хранения основного фонда и фонда учебников – 27 кв.м.
  • помещение для обслуживания читателей  – 45 кв.м.

Библиотека расположена на 1 этаже школы по адресу:

422164  Республика Татарстан  Мамадышский район село Нижняя Ошма улица Советская дом 33А.

Общий фонд.

 6929 экземпляров.

Фонд учебной литературы.

1450 экземпляров.

Основной фонд.

   5479 экземпляра.

в т.ч. художественной литературы, обязательной для изучения в рамках образовательной программы по предмету «Литература»

4155

в т.ч. фонд справочной литературы: научной, общественно-политической  литературы (философия, социология, религия, история, экономика, государство и право,  естественные,  физико-математические, химические, биологические и другие науки и т.д.)

146

в т.ч. психологической, педагогической и методической  литературы

1144

в т.ч.CD-ROM

34

Обращаемость литературы за год в динамике за последние два года :

2016- 2017 учебный год  0,3,

2017-2018 учебный год 0,4.

Динамика роста фонда за последние 5 лет:

2013  – 2014 учебный год – 295 учебников, 12 книг, дарственные  11,

2014 –  2015 учебный год – 222 учебников, 57 книг, дар – 23,

2015 – 2016 учебный год. – 238 учебника, 61 книг,  дар - 36

2016 – 2017 учебный год -  324 учебника, 15 книг, дар  – 49

2017 – 2018 учебный год – 336 учебников, 18 книг, дар –  74.

 Обеспеченность учебной литературой на 2018-2019 учебный год -  100%.  Все учебники приобретаются за счет субвенций.  Покупка за родительские средства – 0%.

Книгообеспеченность  основного фонда 42%. Документы на нетрадиционных насителях : компакт-диски -34 экз.

 Материально-техническая база библиотеки: Интернет, компьютер и принтер и  наутбук.

Каждый год активно осуществляется взаимообмен учебной литературой между школами района, в 2017-2018 учебном году межбиблиотечные связи были налажены с библиотекой МБОУ «Верхнеошминская ООШ», Таканышская СОШ, «Олыязский лицей», городские  школы №1, 2, 3, 4. г. Мамадыш.  Произведено списание учебников  в количестве 965 экземпляров, художественной литературы 34 экземпляра.  Сформирован заказ на учебники для 8 класса на 2018 – 2019 учебный год, на родительском собрании проводится работа  с родителями  в форме беседы по предварительному информированию их о бюджетных поставках учебной  литературы к новому учебному году (разъяснения о возможных ситуациях при обеспечении учебниками и путях их преодоления). На 2018г. выписаны периодические издания: “Сабантуй”, “Салават күпере”,”Ялкын”, ”Мәгариф”, ”Татарстан”, “Безнең мирас”, ”Казан утлары”, “Гаилә һәм мәктәп”, “Идел” – для педагогов и  учащихся;

Поступившая учебная литература фиксируется в Книге суммарного учёта, в журнале учёта поступления учебной литературы и в картотеке учебной литературы. Выдача учебной литературы с 5 по 11 класс фиксируется в журнале выдачи учебной литературы. Учащиеся расписываются за каждый учебник, для 1-4 классов учебники получают классные руководители  и расписываются в журнале.

   Цель работы библиотеки МБОУ «Нижнеошминская СОШ»

Пробудить душу ребенка, помочь ему найти собственный путь в жизни и творчестве, научить его не готовые ответы искать в Интернете, а самому творить свое будущее и будущие планеты.

 Задачи библиотеки:

  •         1. Вести работу с учетом образовательных и воспитательных задач, которые стоят перед районом и непосредственно школой, с учетом годового плана учебно-воспитательной работы.
  •        2. Развивать читательский интерес с целью воспитания национального самосознания конкурентоспособной личности.
  •        3. Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогов.
  •       4. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Поддержание в рабочем состоянии книжный фонд библиотеки.
  •         5. Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения.
  •         6. Педагогическое просвещение родителей (законных представителей), развитие связей семьи и школьной библиотеки.

      Для формирования направленности читательского интереса использую разные традиционные, инновационные формы работы.     Это   индивидуальная и массовая работа со школьниками, консультирование  педагогов, внеклассные мероприятия, проектная деятельность, уроки внеклассного чтения и библиотечные уроки.

В библиотеке оформляются разнообразные выставки к юбилейным и знаменательным датам такие как: «Җиңүнең хакы олы!», «Писатели юбиляры», «Якташ язучыларыбыз иҗат чишмәләрегез саекмасын» и др. Также имеются постоянно действующие книжные выставки «Имин булсын Идел йорт», «Тукай – күктә балкыйсы йолдыз»,  «Сакланганны саклармын”  «Нәрсә ул яхшы, нәрсә ул начар», которые регулярно обновляются. Информационная работа с учащимися проводится в течение всего учебного года, организуются выставки с начала учебного года (постоянные, систематические, к знаменательным датам  и т.д.) Методическая помощь оказывается учащимся и преподавателям при выполнении творческих работ, ведется подборка материала к праздничным мероприятиям. В библиотеке ведется картотека поступления периодических изданий, картотека учебной литературы. Библиотека помогает в подборе материалов к классным часам, к знаменательным событиям, к оформлению общешкольных стендов «Календарь знаменательных дат», также учащиеся активно пользуются художественной литературой.

  Все мероприятия, проводимые библиотекой, нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее  патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и  формирующее  привлекательный образ книги  и чтения.

  В библиотеке разработана перспективная программа  развития школьной библиотеки на 2018 – 2022 г.   (Приложение  № 1.)

             Не перестали быть востребованными в ученической среде традиционные библиотечные формы пропаганды чтения: книжные выставки, обзоры, презентации, беседы, читательские конференции и викторины.  Приоритетными формами работы с обучающимися по пропаганде чтения  для меня стало использование современных деталей.  Включив в мероприятия игровые моменты, элементы соревнования и самодеятельного творчества детей, мои библиотечные мероприятия становятся более привлекательными для всех читателей.

Придав мероприятиям более современную форму, я провожу:

  • Встречи с писателями и поэтами - земляками: Р. Газизовым, Г. Васыловой  “Очрашу -  үзе бер гомер”
  • Бенефис семей  книголюбов  “Китапсыз өй – тәрәзәсез йорт   (Хасановы, Габдрахимовы, Бегмурадовы, Фатыйховы) (Приложение №2)
  • Библиотечный квилт — информационный стенд, состоящий из отдельных частей-лоскутов. Тематика библиотечных квилтов разнообразна: рукоделие, исторические события и др. Например. «Татар шагыйрәләре».  На стенде была представлена различная информация о поэтессах. В течение месяца учащиеся   оформили информационный стенд и  в конце защищали свою работу.
  • Создание буктрейлеров, посвященных  книге    Ф. Мухаметхановой «Түбән Ушмы авылы тарихы сәхифәләреннән”, Галимҗану  Ибраһимову  “Алмачуар” , “Рафаил  Газизов  иҗаты”.

Комплектование фонда библиотеки  за два года:

  • 2016 – 2017 учебный год -  324 учебника, 15 книг, дар  – 49
  • 2017 – 2018 учебный год – 336 учебников, 18 книг, дар –  74

Материально – техническая база оснащена для пользователей двумя наутбуками.  

Тесно  работаем с органами местной власти. Совместно  с депутатами  проводим «Парламентские уроки». В рамках работы  по пропаганде здорового образа жизни, приглашаю в библиотеку работников ФАП для  проведения  бесед  с учащимися о личной гигиене. Тесно сотрудничаю  с сельской библиотекой. Нами совместно проведено большое количество интересных мероприятий.  Это викторина по книге Р.Газизова «Тәрәзәләрем” с  учащимися 6-7 классов, творческий вечер З.Мансурова.  

Рекламные технологии. (Приложение №3)

Реклама занимает в жизни современного человека важное место. Она проникла, практически, во все сферы деятельности людей. Реклама органично вошла в жизнь библиотеки, отражая ее возможности, технологии, продвигая к населению библиотечные ресурсы и услуги, создавая более привлекательный образ библиотечно-информационного учреждения и его сотрудников. Чем выше развитие общества, тем активнее используется реклама.

 Необходимость рассмотрения вопроса о роли рекламы как источника информации, о рекламно-информационных, рекламно-библиографических технологиях обусловлена, прежде всего, тем, что рекламные сообщения играют исключительно важную роль в удовлетворении информационных потребностей пользователей. Можно уже сегодня сказать, что воздействие рекламы на читателей велико. Благодаря рекламе библиотека раскрывает свой потенциал перед широкой аудиторией.

 Библиотечная реклама – это реклама библиотечных ресурсов, услуг и продукции, осуществляемая библиотекой, комплекс мероприятий и средств, которые воздействуют на потребителя информации в желательном для библиотеки направлении.

Цель библиотечной рекламы – оповещение потенциальных потребителей о библиотечно-информационных ресурсах, изданиях и услугах, предоставляемых библиотекой. Необходимо заинтересовать их и побудить отдать предпочтение тому или иному «товару» из числа аналогичных информационных ресурсов, продуктов и услуг.

Основными задачами продвижения информационных ресурсов, продуктов и услуг средствами рекламы являются:

- формирование престижного образа (имиджа) библиотеки в сознании потенциальных пользователей;

- информирование о новых библиографических услугах, введённых библиотекой;

- сохранение популярных существующих библиографических услуг, убеждение пользователей не забывать о широких возможностях информационно-библиографических подразделений и обращаться в них;

- воздействие на потребителя информации с целью его ориентации на приобретение рекламируемых новых услугах, ресурсах и продукции библиотеки;

- акцентирование внимания потенциальных пользователей на специфических особенностях предлагаемых библиотечных ресурсов, продуктов, услуг.

Рекламную функцию выполняют не только традиционные массовые мероприятия, но и освоенные совсем недавно презентации новых библиотечных услуг. Грамотная рекламная политика библиотеки – это, прежде всего, определенная система приёмов, основанных на знании психологии, которые, вызывая заинтересованность читателя, побуждают его обращаться к библиотеке снова и снова.

Рекламная деятельность библиотеки – один из способов привлечения новых читателей. Систематическая информация о деятельности учреждения, пополнении документного фонда способна развить у потенциальных читателей убеждённость в пользе и доступности библиотечных  услуг.

Организация рекламной деятельности в библиотеке и её эффективность оказывают влияние на организацию библиотечного пространства, обслуживание, процесс общения с читателями, тем самым создавая для них максимально комфортные информационные условия, делая посещение библиотеки радостным и запоминающимся. Организация рекламной деятельности требует от библиотечных специалистов постоянно совершенствоваться, повышать профессиональную квалификацию, осваивать новые программные средства, что ведёт к творчеству в производственной деятельности и организации библиотечного пространства.

 Цель рекламы – создание установки на совершение желаемого рекламодателем действия, которое может выражаться в посещении пользователем  библиотеки, участие в её мероприятиях, спонсорской поддержке, распространении рекламной информации и т. д. Рекламное воздействие предполагает своей конечной целью реальное действие, а не желание его совершить.  

    В условиях информатизации  школы и общества первоочередной задачей для школьных библиотек является внедрение в деятельность информационно-коммуникационных технологий, которые помогут сделать библиотеку более доступной, привлекательной и эффективной.  С удовольствием использую    современные информационно коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность.  Работаю  в сети Интернет, использую  мультимедийное  оборудование . Частично веду электронный документооборот .

Внедрение ИКТ в деятельность библиотек позволяет библиотекарю создавать собственные информационные продукты, которые помогают пользователю ориентироваться в информационно-образовательном пространстве.

Автоматизация библиотечных процессов.

Для комфортной работы, часть документов библиотеки ведётся в электронном виде: электронный фонд учебной литературы (ЭФУЛ).

Использование технологий для продвижения книги и чтения.

"Психологи давно подметили, что современные дети информационного общества,- это дети экранной информации. Информация экрана монитора, интерактивной доски, проектора, телевизора, кинотеатра воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация" (Г.О. Аствацатуров).В связи с этим бесспорно, что ИКТ дают библиотекарю большее поле для творчества, заставляют находить новые способы и формы влияния на развитие читательской культуры школьника.

Презентация - это уникальный и самый современный на сегодняшний день способ представления информации. Это программный продукт, который

может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки – это мы используем чаще всего, а вот звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику реже. Например, как можно говорить о творчестве Заходера Б.В. и не вспомнить песенки Винни-Пуха, встраиваем отрывок из мультфильма с одной песенкой, или  проводим день птиц и переносимся  в лес, где слышны голоса птиц. Звуки, видео, флеш-ролики - все это можно встроить прямо в презентацию.

 Кроссворды, ребусы – это еще и актуализация, закрепление знаний, привлечение внимания к материалу, интеллектуальная зарядка в занимательной форме.

Большинство сопровождающих мероприятия презентаций для младших школьников выполнены в интерактивном режиме: они содержат задания, загадки, тесты, кроссворды. Презентации для старшеклассников направлены больше на развитие эстетического вкуса, на эмоциональное восприятие. За счет одновременного воздействия звуковой, графической, фото- и видеоинформации мультимедийные средства обладают большим учебным и воспитательным потенциалом. Использование мультимедийных материалов, будь это библиотечный урок, или массовое мероприятие, делает их ярче, усиливает эмоциональное воздействие, помогает донести основные идеи. Это мы делаем во время  декады  Г.Тукая и  на предметных неделях.

Распространение опыта работы библиотеки: (Приложение №4)

 -  сборник докладов III(V) Поволжской научно-практической конференции имени акдемика К.Валеева «Сүз сәнгате Ушмыда” 2018 г.;

 - авторская разработка утренник “Родной язык” на образовательном портале “Знанио” 2017 г.

- межрегиональной конференции “Шәҗәрә- нәсел агачы”   научно-исследовательская работа “Түбән Ушмыда - буыннар шәҗәрәсе” Шафикова Зилә,

- регулярные выст упления на заседаниях РМО школьных библиотекарей.

      Для допольнительного комплектования фонда учебной литературы и фонда  художественной  литературы служит ежегодные проведение республиканской акции “Подари книге вторую жизнь” . За время проведения акции, фонд библиотеки пополнился на 320 книг, что говорит о том, что в нашей деревне живут нравственно богатые люди.

   Участие в конкурсах: (Приложение №5)

интерактивный плакат “Табигатьнең тугыз табибы” заняла II место на республиканском  конкурсе «Город под защитой детства»,

 районный конкурс буктрейлеров «Расскажу о книге» среди школьных библиотекарей нашего района ,

   IV республиканской конференции имени ТуфанаМиннуллина, где стала  лауреатом  в номинации «Утырып уйлар уйладым» : китапнамә  “Алмачуар”  Галимҗан Ибраһимов;

-  республиканский профессиональный конкурс среди библиотекарей “Буктрейлер: весь мир- одна библиотека”;

- Диплом полуфиналиста всероссийский литературный конкурс “Герои Великой Победы -2017” с работой “ Слава тебе, победитель – солдат!”   ,

- республиканский  конкурс «Книжные иллюстрации» детские рисунки посвященный юбилейным датам известных писателей.

 Инновационные библиотечные программы и проекты, показатели эффективности их внедрения. (Приложение №6)

 В настоящее время в образовательном пространстве активно используется проектная деятельность.  Благодаря ей , усиливается  и роль библиотек в местном сообществе, улучшается качество услуг, предоставляемых читателям, библиотеки приобретают свой имидж, появляются новые перспективы в работе. Я выбираю для проектов наиболее социально значимые направления.    

Я являюсь разработчиком и  участником муниципальной  программы «Книга. Библиотека. Семья». Эта программа состоит из 3 блоков:

1.   Проект «Мир глазами детей» для учащихся 1-4 классов и их родителей

2.   Проект «Маленькая дверь в большой мир» для учащихся 5-8 классов

3.  Проект «Чтение бальзам для души» по книге И.И.Тихомировой «Добру откроем сердце» для учащихся 1-9 классов

Все три проекта выходят за рамки учебных целей, они шире. В учебном проекте учебная цель может быть: развить у ребят навыки смыслового чтения. В библиотечном проекте цель - определить характер литературного персонажа или раскрыть нравственные поступки героев книг, воспитание внимательного отношения к отличительным особенностям личности, осознания, что все мы разные, каждая личность имеет право на уважение.
Библиотечные проекты -  проводятся во внеурочное время.

Все проекты имеют социальное значение: умение жить в обществе, относиться к друг другу с пониманием, дружелюбием, совершать добрые поступки. 

Таким образом, какое бы направление деятельности библиотеки мы не использовали в проектах (краеведение, духовно- нравственное, героико-патриотическое и др.), мы продвигаем книгу и чтение, воспитываем информационную культуру учащихся, мы помогаем (на примерах героев книг, ситуаций и т.д.) осваиваться ребёнку в социуме.

Программа по формированию информационной культуры в основной школе » (Приложение № 7)

Я старяюсь создать для читателей комфортную среду. Чтобы им было интересно в библиотеке я предлагаю им  литературные кроссворды, раскраски, шахматы и игры пазлы. С удовольствием дети выполняют поделки в стиле оригами и филлинг по литературным произведениям и участвуют в конкурсах.   Кашапов Искандер  занял III место в районном конкурсе декоративно-прикладного творчества среди детей ОВЗ «Сказка своими руками».

Трудно переоценить значение библиотеки в жизни школы, да и не только школы, но и всего общества. Ведь в наш век сплошной компьютеризации, вечной спешки и движения вперед библиотека – одно из немногих мест, где человек может побыть наедине с хорошей книгой - а, значит, с самим собой, со своей собственной душой.

Сокровища души неповторимы-
И тем они для нас и хороши.
Библиотеки нам необходимы!
Они – как воздух, воздух для души.
Наша библиотека –  наш остров Сокровищ! И сейчас она продолжает жить своей повседневной, насыщенной трудами и заботами, бурной жизнью.




Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нижнеошминская средняя общеобразовательная школа»

Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

                            «Утверждаю»

 Директор МБОУ «Нижнеошминская  

                                                                СОШ» Мамадышского района РТ

                                         Шайдуллин И.Р.    

                                                     « ___»___________20    г.    

Авторская программа

«Программа по формированию информационной культуры в основной школе »

Авторы программы:

 Габдуллина  Г.Д,

                                                                              Исмагилова Л.Ю,

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рассматривается актуальная проблема, стоящая перед школьными библиотеками -донести до школьников разных возрастных категорий все богатство информационного потенциала, организовать понятную и полезную информационную среду, обучить пользователя ею, создать условия, стимулирующие развитие индивидуальных особенностей, общей культуры.

  Надо пробудить душу ребенка, помочь ему найти собственный путь в жизни и творчестве, научить его не готовые ответы искать в Интернете, а самому творить свое будущее и будущие планеты.

  Книга была и остаётся не только основным источником информации для осуществления успешной учебной деятельности, но и мощным средством духовного и интеллектуального развития учащихся. Чтение и книга пронизывают всю систему образования, не научившись работать с текстом, нельзя получить образование. Читательская культура формирует базисные знания и умения в области поиска и обработки информации. Составной частью читательской культуры являются библиотечно – библиографические знания. Такие знания дают возможность учащимся овладеть методами самостоятельного поиска и обработки информации, создают возможность выхода за рамки учебного пособия, расширения их информационного пространства через использование других видов печатной продукции.

   Программа уроков «По формированию информационной культуры школьников» даёт возможность обучения не только в теоретическом аспекте, но и практическом, так как предполагает макет совместной деятельности школы и библиотеки в направлении развития информационной культуры детей.

   Программа по формированию информационной культуры школьников является комбинаторной и уроки и  составлена на основе программ: Т. М. Кашурникова «Основы информационно-библиографической грамотности учащихся», «Программа библиотечно – библиографических и информационных знаний школьникам» Школьная библиотека, 2001 г.,  №1, «Программа для 4-го класса» Библиотека в школе, 2004 г., №13, «Программа для учащихся 5-6 классов» Школьная библиотека, 2002, №2.

 Курс «Формирование информационной культуры школьников» предназначен для учащихся 1-11 классов.  Курс рассчитан на 24  часов.

При составлении программы учитывался тот факт, что часть необходимых знаний, умений и навыков учащиеся приобретают на уроках информатики, литературы и других, а также при посещении массовых мероприятий библиотечно-информационного центра.

 

ЦЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕМОГО КУРСА

Цель предлагаемого курса – сформировать у ребят потребность обращаться к книге не только как к источнику информации, но и как к источнику духовных ценностей, без которых невозможно становление современного образованного человека, и формировать информационную культуру  обучающихся.

  Темы урока  сопровождают учебный процесс по русскому и татарскому языку, истории России, Татарии, Древнего Мира, Средних веков, истории мировой и художественной культуры.

  Каждая тема включает теоретическую часть, задания для учащихся, список литературы.

  Большая часть занятий предусматривает проведение практических работ, которые можно выполнить в классе, в библиотечно-информационном зале или дома, индивидуально, в парах или группах по 3-4 человека.

  Уроки построены интересно, эмоционально, доступно по содержанию и предполагают активное участие самих ребят.

 

ЗАДАЧИ ДАННОГО КУРСА

·        дать общие сведения об истории книги, книжного дела, акцентрируя внимание учащихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации;

·        раскрыть значение книги в формировании духовной культуры человека;

·        дать представление о книге как художественно – историческом памятнике в контексте моровой культуры, культуры России;

·        сформировать основы культуры работы с информацией через умения самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные виды печатных изданий;

·        развивать коммуникативную культуру учащихся через умения передавать информацию в письменной и устной форме;

·        привить любовь к книге.

К КОНЦУ ОСВОЕНИЯ ДАННОГО КУРСА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:

·        знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и её структуры;  

·        понимать значение специальных книжных и библиотечных терминов, определённых программой;

·        уметь самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания о структуре и справочном аппарате книги;

·        вести информационный диалог через умение читать;

·        уметь самостоятельно находить информацию в справочных изданиях, выстраивать алгоритм поиска;

·        ориентироваться в книжной и информационной среде детской и школьной библиотеке;

.         пополнить фонд краеведческой литературой.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

ПРЕДУСМАТРИВАЕТ РАЗВИТИЕ У УЧАЩЕГОСЯ:

- отношения к информации;

- личной потребности в усвоении основ информационной культуры;

- умения самостоятельно осуществлять поиск информации;

- устранять информационный дефицит;

- способности взаимодействовать с информационной средой, моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к известному;

-  способности создавать и использовать персональные поисковые системы;

- способности к восприятию и оценке информации, умения оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности, солидности источника;

- стремления к библиографическому общению, пониманию важности общения с целью обмена информацией и умения поддерживать деловые контакты.

 

Учебно  -  тематический план

Тема занятия

Кол-во часов

Форма  

ответственный

1 класс    

1.«Волшебный мир библиотеки» 

Книга – твой друг!

2. Правила и умения обращаться с книгой.

  2

 

Экскурсия

Беседа-просмотр.

Рассказ, игра «Книжкина больница»

библиотекарь

2 класс   

3 .«Её Величество Книга». 

4. Книги бывают разные...

2

Беседа, урок-творчества :изготовление книжек-самоделок, обзор у выставки

библиотекарь

3 класс

 5. «Остров периодики». 

6. Справочная литература.

 

 

 2

Беседа, выставка периодических изданий, выставка-просмотр «Энциклопедия для детей», игра-поиск «Книги обо всем на свете»

библиотекарь

 4 класс

7. «Книга и ее созидатели».

 8."Библиотечные термины".

 2

Беседа-консультация , написание отзывы на книгу, викторина

библиотекарь

 5 класс

9. «Выбор книги в библиотеке.»

10 .«Систематический каталог»

 2

Беседа-консультация, групповой- тренинг; экскурсия сельскую библиотеку, игра-эстафета

библиотекарь

 6 класс

11. Краеведческая литература

12. Библиотеки России.

 2

Выставка, литературное путешествие презентация.

Библиотекарь,

учитель татарского языка и литературы

7 класс 

13. Выбор книг. Библиографические указатели.

14. Музыка в библиотеке.

 2

Беседа-консультация

Викторина

Библиотекарь

8 класс 

15. Методы самостоятельной работы с книгой. Как писать отзыв о прочитанной книге.

 16. «Моя малая родина»

 2

Беседа 

Методы самостоятельной работы

Игра «Знаешь ли ты свой край?

Библиотекарь

9 класс 

Каталоги - ключ к фондам библиотеки. Картотеки .

2

Беседа Экскурсия

Презентация

Библиотекарь

10 класс 

 Информационная культура.

Основы реферирования .

 2

урок-консультация.

Презентация.

Библиотекарь

11 класс 

Выпускнику.ЕГЭ

"Информина".

 

 2

Реклама все о вузах

Викторина

Библиотекарь

 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«По формированию информационной культуры школьника»

Программа занятий

с учащимися 1-11 классов

1 класс

Тема: Волшебный мир библиотеки» 

Книга – твой друг!

Время: 1 час.

Форма проведения: Игра-путешествие

Содержание:         Знакомство с библиотечно-информационным центром, формирование интереса к книге. Экскурсия по библиотечно-информационному центру. Термины «библиотечно-информационный центр», «абонемент», «информационный зал», «читатель», «библиотекарь». Знакомство с книжными выставками, тематическими полками, картотеками, периодической печатью. Основные правила пользования библиотечно-информационным центром

 Тема :   Правила и умения обращаться с книгой.

Время: 1 час.

Форма проведения:  Рассказ, игра «Книжкина больница»

      Содержание : В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям. Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.

С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.

Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.

Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого читателя.

2 класс

 Тема: «Её Величество Книга». Знакомство со структурой книги.

 Книги бывают разные...

Время: 2 час.

Форма проведения:  Беседа, урок- творчества: изготовление книжек- самоделок, обзор у выставки

Содержание темы: Первое знакомство со структурой книги. Обложка, титульный лист, предисловие, аннотация, содержание, оглавление,  иллюстрация,  их значение в выборе и чтении. Правила и умения общаться с книгой.

3 класс

Тема: «Остров периодики». Газеты и журналы для детей.

Справочная литература.

Время: 2 час.

Форма проведения:  Беседа, выставка периодических изданий, выставка-просмотр «Энциклопедия для детей», игра-поиск «Книги обо всем на свете»

Содержание темы: Разнообразие детских журналов. Структура журналов. Оформление журналов.
 Просмотр имеющихся в читальном зале периодических изданий для начальных классов: «Тошка», «Веселые картинки», «Мурзилка», «Простоквашино»  и др.

 Обучение умению пользоваться справочной литературой. Расширение понятий о видах справочной литературы. Привитие навыков пользования ими. Типы справочных изданий. Энциклопедии универсальные «Что такое? Кто такой?» и отраслевые (историческая, географическая, биологическая и др.). Принципы использования справочного аппарата энциклопедий. Словари, их структура и принципы работы с ними.

4 класс  

Тема: «Книга и ее созидатели».

Викторина  "Библиотечные термины".

 Время: 2 час.

Форма проведения:  Беседа-консультация , написание отзывы на книгу, викторина
  Содержание темы: Знакомство с новыми терминами и понятиями : выходные данные, аннотация идр. Справочный аппарат книги. Роль иллюстраций  в книгах,  какую службу несут все эти элементы.

Викторина, где соревнуются команды от каждого класса. Заключительный урок по основам библиотечно-библиографических знаний по всем пройденным темам.

5 класс

Тема :«Выбор книги в библиотеке. Систематический каталог»

Время: 2 час.

Форма проведения:  Беседа-консультация, групповой -тренинг; экскурсия сельскую библиотеку, игра-эстафета

Содержание темы: Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила  расстановки книг, полочные разделители.

Определение  места книги на полке. Книжные выставки, тематические полки- помощники в выборе книг. Рекомендательные списки литературы. Библиотечный плакат. Первое знакомство с каталогами. Алфавитный и систематический каталоги: когда следует к ним обращаться.

6 класс

Тема: Библиотеки России. Крупнейшие книжные центры.

Краеведческая литература

Время: 2 час.

Форма проведения:  Выставка, литературное путешествие, презентация.

Содержание темы: Библиотека – центр по сбору и хранению информации. Крупнейшие книжные центры. «Мамадыш- родник талантов» литературное путешествие, презентация.

7 класс

Тема: Выбор книг. Библиографические указатели.

Музыка в библиотеке.

Время: 2 час.

Форма проведения:  Беседа-консультация. Викторина

Содержание темы: Выбор книг. Библиографические указатели. Расстановка фонда в библиотеке. Обучение самостоятельному поиску информации. Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Определение места книги на полке. Книжные выставки, тематические полки – помощники в выборе книг. Рекомендательные списки литературы. Библиотечный плакат. Алфавитный и систематический каталоги: когда следует к ним обращаться.

Обзор информационных изданий о музыкантах из выходцах Мамадыша.

8 класс

Тема: Методы самостоятельной работы с книгой. Как писать отзыв о прочитанной книге.

«Моя малая родина»


Время: 2 час.

Форма проведения:  Беседа. Методы самостоятельной работы. Игра «Знаешь ли ты свой край?

Содержание темы: Методы самостоятельной работы с книгой. Как писать отзыв о прочитанной книге Обучение методике составления плана книги, тезисов, конспекта, списка использованной литературы. Как составить конспект. Как составить план, тезисы, список литературы. Как писать отзыв о прочитанной книге.

Содержание темы: «Моя малая родина» Игра «Знаешь ли ты свой край?

9 класс 

Тема: Каталоги - ключ к фондам библиотеки.

Картотеки.

Время: 2 час.

Форма проведения:  Беседа Экскурсия. Презентация
Содержание темы: Каталоги, картотеки.  Понятие и особенности алфавитного и систематического каталогов. Практикум.

10 класс

Тема:  Информационная культура.Основы реферирования

Время: 2 час.

Форма проведения:  урок-консультация, презентация

 Содержание темы: Реферат наиболее  популярных форм самостоятельной работы учащихся.В классическом понимании реферат- передачи информации от автора первоисточника к читателю реферата.  Правила оформления. Практикум. 

11 класс

Тема: Выпускнику.ЕГЭ

"Информина".

Время: 2 час.

Форма проведения:  Реклама все о вузах .Викторина

Содержание темы: «Информина» - это библиотечная игра-соревнование, посвященная конкретной теме, выявляющая уровень библиотечно-библиографической грамотности участников, их знания, умения и навыки пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, справочной литературой, библиографическими указателями и т.д. Повторение пройденного, обобщение и закрепление.

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

·        тестирование;

·        анкетирование;

·        поисковая работа;

·        самостоятельная работа;

·        письменные работы (реферат, отзыв, ведение дневника, рецензия);

·        составление плана, тезисов, списков литературы

Список использованной литературы

1.     Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Встречи с героями книг: библиотечные уроки, сценарии мероприятий, инсценировки / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – Волгоград: Учитель, 2009.

2.     Антипова, В.Б. Библиотечные уроки. Выпуск 3. Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке. Методическое пособие/ В.Б. Антипова. - М.: Издательство «Глобус», 2009.

3.     Библиотечные уроки. Выпуск 2. Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. 1-11 классы / М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.

4.     В гостях у детских писателей: сценарии мероприятий и праздников / авт. - сост. А.А. Егорова. – Волгоград: Учитель, 2011.

5.     Годовой круг в школьной библиотеке: сезонные забавы, беседы, праздничные программы / авт. – сост. А.А. Егорова. – Волгоград: Учитель, 2011.

6.     Илдаркина, Е.В. Библиотечные уроки. Выпуск 1: обучение школьников основам библиотечно – библиографических знаний. Методическое пособие. 1-11 класс / Сост. Е.В. Илдаркина. – 3-е изд., стер.- М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.

7.     Илдаркина, Е.В. Мастер – классы для школьных библиотекарей / Е.В. Илдаркина,- 2-е изд., стереотипное. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.

8.     Информационные компетенции младших школьников: библиотечно-библиографические уроки / авт. – сост. М.А. Багаева. – Волгоград: Учитель, 2011.

9.     Кузнецова, Н.И., Мещерякова, М.И., Арзамасцева, И.Н. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей. – М.: «Баллас», «С – Инфо», 1995.

10.    Лавренова, Л.Е. Детские праздники в школе и дома. – С-П.: «Паритет», 2002.

11.     Мастер – классы для школьных библиотекарей. Вып. 2. Спецкурсы, методики работы, библиотечные мероприятия / Авт.-сост.  Е.В. Илдаркина. – М.: Издательство «Глобус»,  2009.

12.     Мастер – классы для школьных библиотекарей. Вып. 3: методические рекомендации, мероприятия по направлениям воспитания, библиотечно-библиографические олимпиады / Авт.-сост.  Е.В. Илдаркина, В.Б. Антипова. – М.: Издательство «Глобус»,  2010.

13.    Основы информационной грамотности школьника: программа, занятия с учащимися 5-6 классов / авт.-сост. И.Б. Горшкова, Л.Н. Захарова, Г.В. Ежкова.- Волгоград: Учитель, 2011.

14.  Павлов, И.П. Про твою книгу: Научно-популярная литература / рис. и  макет Б. Буракова. – Л.: Дет. лит., 1991.

15.  Подросток в библиотеке: взрослеем вместе с книгой: дискуссионные видеосалоны, тематические дни / авт.-сост. Т.М. Плохотник. – Волгоград: Учитель, 2011.

16. Праздничный весёлый хоровод: сценарии календарных театрализованных классных часов и игр. 1-4 классы / авт. – сост. Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007.

17.   Прохоренко, И.Ф. Литературные викторины для младших школьников / И.Ф. Прохоренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

18.   Путешествие в Читай – город: сценарии мероприятий, библиотечные уроки. 1-4 классы / авт.-сост. З.А. Чурикова, М.А. Багаева, И.А. Хапилина. – Волгоград: Учитель, 2009.

19.  Соколова, Т.Е. Информационно-поисковые умения. Библиотечные уроки в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.

20. Справочник школьного библиотекаря / О.Р. Старовойтова, С.М. Плескачевская, Т.Д. Жукова; Под ред. Ю.Н. Столярова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.

21.  Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная справка = МОЁ ПОРТФОЛИО

Информация о профессиональных достижениях учителя за период с 2008/2009  по 2010/2011 учебные годы...

Приложения к информационной справке

Результаты диагностик, диаграмы отражающие динамику участия и побед  обучающихся за три года...

Информационная справка о результатах входной диагностики в 10 б классе (математический профиль) за 2012-2013 учебный год

Предлагается информационная справка о результатах входной диагностики в 10 б классе(математический профиль)....

Информационная справка о результатах обученности учащихся 10 б класса (математический профиль) за октябрь-ноябрь 2012-2013 учебного года

Предлагается информационная справка о результатах изучения профильного курса по алгебре и началам математического анализа  10 класса за октябрь-ноябрь 2012-2013 учебного года....

Информационная справка о результатах выполнения контрольной работы в 10 б классе (математический профиль) за первое полугодие 2012-2013 учебного года

Предлагается информационная справка о результатах выполнения контрольной работы в 10 б классе (математический профиль) за первое полугодие 2012-2013 года....

Информационная справка о результатах выполнения диагностической работы по математике в 9-х классах (27 февраля 2012 года)

Предлагается информационная справка о результатах выполнения диагностической работы по математике в 9-х классах (27 февраля 2012 года). Работа проводилась для  отслеживания уровня обученности ...

Информационная справка о результатах выполнения диагностической работы по математике в 9-х классах (20 марта 2012 года)

Предлагается информационная справка о результатах выполнения второй диагностической работы  по математике в 9 - х классах (20 марта 2012 года)....