Конспект Открытого занятия «Дебют» шахматной партии
план-конспект

Асатрян Ашот Андраникович

Ознакомить обучающихся с азбукой дебюта, развивать у детей умение выражать в центре доски напряженность, чувствовать гармонию взаимодействия фигур.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект Открытого занятия «Дебют» шахматной партии

Цель: Ознакомление обучающихся с началом шахматной партии, с азбукой дебюта.

Задача: Ознакомить обучающихся с азбукой дебюта; развить у детей умение выражать в центре доски напряженность; научить чувствовать гармонию взаимодействия фигур.

Инструменты: демонстрационная доска, фигуры, комплект шахматных фигур, обычные шахматные доски

План занятия:

  1. Организационный момент. Эмоционально-психологический настрой на работу.
  2. Введение в тему занятия, создание проблемной ситуации
  3. Объяснение темы занятия, рассказ педагога
  4. Работа детей с наглядным материалом, выступление каждого обучающегося с рассказом о понимании цели дебюта шахматной партии
  5. Анализ и поиск хода по рекомендациям в дебюте шахматной партии
  6. Практическая работа:

- Решение дебютных задач

- Ловушки в дебюте

  1. Подведение итогов занятия, просмотр и анализ готовых решений задач в дебюте

Ход занятия:

Приветствие участников и посетителей открытого занятия.

Дебют — это начальная стадия шахматной партии. От того, насколько удачно был разыгран дебют, зависит весь ход дальнейшей игры. Сейчас мы разберем, какие бывают дебюты, обсудим принципы игры в начале партии и рассмотрим несколько самых популярных шахматных дебютов.

Слово «дебют» происходит от французского debut — начало. Дебютом также называют первое выступление начинающего артиста. А в шахматах дебют — это ходы, с которых начинается партия. Так как с первых ходов в игре существует множество вариантов развития событий, то и дебютов существует большое количество — несколько сотен, каждый из которых подразделяется на множество вариантов. Основная задача дебюта, вывести свои фигуры на самые выгодные позиции и помещать развитию фигур противники.

Веками сильнейшие шахматисты и аналитики разрабатывали азбуку шахматного дебюта, создали множество рекомендаций для правильного разыгрывания дебюта. Педагог показывает на магнитной доске центр и малый центр доски, объясняет важность центра, как быстро фигуры из центра могут переключаться на любой фланг доски, для проведения комбинационного и тактического удара.

Цель дебюта - присоединить ладьи по первой горизонтали. Для этого, разумеется, вывести (развить) все лёгкие фигуры (кони и слоны) на активные поля, сделать рокировку. Чтобы не попасть в ловушку, приготовленную противником, нельзя заниматься пешкоедством. Если вы хотите хорошо научиться играть в шахматы, вам обязательно необходимо разучить несколько основных дебютов для игры белыми и для игры чёрными.

Педагог показывает разные ловушки в дебюте. Чтобы закрепить новую информацию, каждому предлагается простая шахматная задача по дебюту. Дебют заканчивается тогда, когда ладьи защищают друг друга по первому ряду.

Рассмотрим историю шахматных миниатюр, где из-за жадности и несоблюдения рекомендаций проигрывали шахматисты. Педагог показывает несколько миниатюрных партий, сыгранные в 18, 19, 20-х веках.

Шахматные дебюты бывают открытые, закрытые и полуоткрытые. В дебюте чаще всего борьба за инициативу разворачивается вокруг обладания центральными полями и контроля за ними.

Открытые дебюты, во всех партиях, где стороны начинают ходом: е2-е4, е7-е5. В открытые дебютах фигуры часто располагаются почти симметрично. В таких позициях большое значение имеет право выступки. Черные постоянно должны парировать, защищаться, они как бы играют «вторым номером».

Чаще всего именно открытый тип дебютов можно встретить в партиях начинающих шахматистов. В них и белые, и черные настроены как можно скорее вывести к центру свои фигуры и сделать рокировку. Также в открытых дебютах проще всего начать атаку на короля в начале и середине игры. Далее возможны разные варианты: белые могут сразу уйти в рокировку, либо могут начать борьбу за центр ходом с3, также есть гамбитные варианты, связанные с жертвой пешки за инициативу (например, гамбит Эванса — 4. b4).

Именно в открытых дебютах чаще всего можно столкнуться с гамбитами. Слово «гамбит» происходит от итальянского dare il gambetto — подставить подножку. Идея гамбитов в том, чтобы пожертвовать небольшой материал (чаще всего пешку) для того, чтобы как можно скорее занять центр, развить свои фигуры и начать атаку.

Закрытые дебюты, где белые не начинают партию ходом: е2-е4. Закрытые дебюты характеризуются упором на позиционную борьбу, маневры фигурами при закрытом центре.

Полуоткрытые дебюты, если белые начинают ходом е2-е4, а черные не отвечают е7-е5. Идеология полуоткрытых дебютов – завязать контригру уже в самом начале партии. Черные избегают симметрии и ведут свою игру. Стратегия борьбы за центр здесь другая по сравнению с открытыми дебютами: черные не пытаются занять центр, а хотят атаковать его. Нарушить взаимодействие белых фигур. По определению задача черных в дебюте, – получить равную игру при переходе в миттельшпиль. Пассивное реагирование на инициативы белых ограничивает возможности. Лучший путь к уравнению – активная контригра.

В полуоткрытых дебютах идет острая борьба на разных флангах. Обе стороны стремятся раньше противника добраться до вражеского короля, часто встречаются красивые жертвы. Полуоткрытые дебюты – отличный инструмент для контригры.

Подведем  итоги занятия, посмотрим и проанализируем готовые решения задач в дебюте

Ребята, продолжите фразу: «Сегодня мне было интересно узнать…..».Сегодня мы с вами разбирали дебюты. Давайте повторим, что это такое? Что вы сегодня узнали?

Завершим занятие словами великого шахматиста: «Шахматы - это наука, спорт и искусство» А.Карпов.

Литература. 

1.Эстрин Я.Б., Калиниченко Н.М. / Шахматные дебюты. (Полный курс) / 2003 г. 509 с.

2. Источник - Онлайн школа Skysmart: https://skysmart.ru/articles/chess/shahmatnye-debyuty

3. Обучение, решение задач, разбор партий, игра с компьютером и живыми соперниками

https://chessmatenok.ru/poluotkrytye-debyuty-v-shahmatah/

4. Суэтин А. С. «Французская защита». Издательство: Москва. «Физкультура и спорт», 1983 г., 208 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия Тема занятия: «Dreamland of seasons» («Волшебный мир времен года»)

Конспект открытого занятия на тему "Волшебный мир времен года" для учащихся 3-4 класса...

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

Конспект открытого занятия по теме «Работа над оркестровыми партиями на индивидуальных занятиях по классу домры»

Открытое занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе оркестровой студии «Гармония» «Домра» (специальный инструмент), утверждённой Педсоветом и Экспертным советом ДТДиМ 12 сентяб...

Конспект открытого занятия творческого объединения "Нирвана" тема занятия "Введение в образовательную программу"

Данный материал поможет педагогам дополнительного образования, чтобы заинтерисовать детей игрой на гитаре и музыкальным творчеством....

Конспект открытого занятия в эколого-краеведческом кружке «Тропинка». Тема занятия: "В лесу родилась ёлочка"

Цель: Изменить психологию потребительского отношения к лесу, доказать ценность хвойных растений. Задачи: 1. Убедить в том, что без растений человечество прекратит своё существование. 2. Доказать незам...

Конспект открытого занятия детского объединения «Юный краевед». Тема занятия: «Топонимика Лежневского края».

 Занятие «Топонимика Лежневского края», проводилось в рамках работы детского краеведческого объединения. Данное объединение функционирует на базе МБОУ Лежневская СОШ № 11....