Разработка занятия "Лонгрид"
методическая разработка (8, 9, 10 класс)

Елисеева Мария  Анатольевна

Занятие направлено на знакомство обучающихся с современным журналистским форматом «лонгрид» — длинным мультимедийным материалом, сочетающим текст, иллюстрации, видео, инфографику и другие интерактивные элементы. В ходе занятия участники в игровой форме погружаются в роль сотрудников медийной корпорации, где знакомятся с понятием, историей, типами и структурой лонгрида на примере известных проектов (например, Snow Fall от The New York Times и «День, когда началась война» от «Коммерсантъ»).

Цель занятия — развитие интереса к журналистской деятельности через практическое освоение формата. Задачи включают формирование представления о лонгриде, развитие навыков командной работы, стимулирование творческого мышления и создание положительной мотивации к дальнейшему изучению медийных профессий.

В рамках занятия обучающиеся не только анализируют готовые лонгриды, но и знакомятся с алгоритмом их создания: от выбора темы и целевой аудитории до структурирования материала и подбора мультимедийных элементов. Особое внимание уделяется патриотической тематике как возможному направлению для создания собственных проектов.

Занятие завершается рефлексией с использованием интерактивного инструмента (облако слов) и мотивационным заключением, подчеркивающим роль молодого поколения в формировании медийного пространства. Материал может быть использован в рамках уроков журналистики, медиаобразования или внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_zanyatiya_longrid.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Тема занятия: «Лонгрид»

        Цель занятия: развитие интереса к журналистской деятельности через знакомство с форматом «Лонгрид».

Задачи:

  • познакомить обучающихся с журналистским форматом «Лонгрид»;
  • способствовать формированию обучающихся интересов и мотивации к дальнейшей деятельности по направлению;
  • создать эмоциональный положительный настрой и умение работать в группе.

План занятия:

  1. Введение – 1 минута.
  2. Знакомство – 4 минут.
  3. Основная часть – 25 минут.
  4. Рефлексия – 5 минут.
  5. Завершающий этап – 5 минут.

  1. Орг. момент

Знакомство с детьми.

Добрый день! Ребята, представьте, что вы находитесь в медийной корпорации «Бриз» и пришли сюда, чтобы устроиться на работу, о которой долго мечтали. Вас дружелюбно встречает глава корпорации, в данном случае  - я, а зовут меня Мария Анатольевна. И первое, что я вас попрошу сделать - назвать свое имя и качества личности, которые меня заинтересуют, как работодателя.

Дети представляются. Раздаются бейджики с должностями.  

  1. Основная тема

- Добро пожаловать в нашу корпорацию!

Не так давно в интернет-пространстве появилось новое понятие – лонгрид. Оно достаточно быстро завоевало популярность, как у заказчиков, так и у исполнителей. Попробуем разобраться, что это такое, и как делать лонгриды.

- Как вы думаете, что такое лонгрид?

1. Знакомство с понятием

Лонгри́д (англ. longreadlong read — букв. «долгое чтение») — формат подачи журналистских материалов в интернете. Его спецификой является большое количество текста, разбитого на части с помощью различных мультимедийных элементов: фотографийвидеоинфографики и прочих. Формат лонгрида предполагает чтение материала с различных электронных носителей.

Важнейшим отличительным признаком является наличие содержательной основы. Правильно выстроенный лонгрид должен восприниматься как целостная история.

Первым классическим примером лонгрида считается мультимедийный проект 2012 года от издания The New York Times с названием Snow Fall.

2. Демонстрация лонгрида

https://www.nytimes.com/projects/2012/snow-fall/index.html#/?part=word-spreads

Он состоит из 6 частей. Репортаж для этой статьи был сделан в течение шести месяцев. Она включала интервью с каждым выжившим, с семьями погибших, с первыми спасателями в туннель-крик, со специалистами по снеговедению. Он также включал в себя изучение отчетов полиции, судмедэксперта и лыжного патруля, представлено компьютерное моделирование лавины, основанное на данных, собранных из отчета об аварии на перевале Стивенс и свидетельских показаний. Дополнительные источники: лидарные данные из ГИС-центра округа Кинг; экологическая мезонета штата Айова, Университет штата Айова; Марк Мур, Лесная служба США; Национальный лавинный центр

Подобные большие проекты не создаются одним журналистом. Над ними работают целые команды, в которые входят продюсер, журналист, дизайнер, фотограф, видеооператор. Следовательно, и бюджет для создания такого лонгрида будет немаленький. Поэтому большая часть существующих сейчас таких проектов была создана редакциями крупных новостных агентств, газет и журналов. Например, это ТАСС, «КоммерсантЪ», «АиФ», «Комсомольская правда» и проч.

 

Демонстрация лонгрида «День, когда началась война»

- Потрясающий проект издания «Коммерсантъ», который посвящён 22 июня — дню, когда началась Великая Отечественная война. Как жили тогда люди? Чем они занимались? О чём думали? Как отреагировали на внезапное нападение? Через фотографии, газетные вырезки и воспоминания современников, шаг за шагом, час за часом, авторы воссоздают картину того дня, столь обычного и столь рокового.

 Назовите причину популярности лонгрида. (это прекрасная возможность привлечь внимание аудитории, поэтому так много изданий обращаются к этому жанру).

На сегодняшний день принято выделять несколько типов лонгридов:

  1. Репортаж. Раскрывает все подробности события (чаще всего спустя время после него). Фишки, которые можно использовать:
  • аудиовставки;
  • анимированный фон;
  • интервью с участниками;
  • видеонарезки с мероприятия.
  1. Реконструктор. Этот материал является реконструкцией цепи каких-то определенных событий, попыткой проанализировать их, выяснить причины и последствия. В таком типе лонгрида крайне важную роль играют дополнительные эффекты: фоновая музыка, видеовставки – именно они задают нужное настроение при прочтении.
  2. Портреты (второе название − people stories). К этому типу относятся и портретные интервью, и очерки, и биографические зарисовки. Главная задача – раскрыть личность героя, его жизненные принципы, взгляды. Фишки, которые можно использовать:
  • цитаты героя статьи и его близких;
  • фотографии;
  • уникальные факты, которых нигде нет.
  1. Коммерческие лонгриды – это не рекламные материалы, не лендинги, не продающие тексты. Они предназначены для того, чтобы предоставить постоянным и потенциальным клиентам исчерпывающую информацию о компании, о том, как производится продукт, о самом продукте, о тенденциях сферы деятельности компании.
  2. Мультимедийный лонгрид. Это – статьи, щедро разбавленные картинками, анимацией, яркими надписями, видеороликами и т.д. Собственно, любой из лонгридов можно отчасти отнести к этому типу, однако здесь есть один важный нюанс. Как правило, в лонгридах главную роль играет текст – остальной «декор» его только дополняет. В мультимедийной же версии все детали равноправны, а иногда текст идет связующим звеном между графическими элементами.

3. Характеристика

Но, так или иначе, лонгрид – это текст. И характеристики этого текста мы и представим ниже:

Объем – не менее 1500 слов. Отметим, что самый популярный лонгрид The New York Times, посвященный нелегальным мигрантам из Индонезии и собравший около 47 000 перепостов, состоял из 10 500 слов.

Особое внимание уделяется информации. Она должна быть очень качественной и выделяться на фоне всего того, что публикуется на остальных ресурсах.

4. Создание лонгрида

Лонгрид по своему строению напоминает конструктор. Текст в этом жанре собирается из фрагментов историй, репортажей, а потом дополняется какой-то недостающей информацией. Но собирается этот конструктор так, чтобы читатель смог к концу статьи получить исчерпывающие сведения по теме.

Существуют сервисы, платформы для создания лонгридов.

Показать сервисы для лонгрида

Вы можете самостоятельно познакомиться с платформами, ну а если планируете связать свою профессию с журналистикой, вас научат на факультете журналистики в госуниверситете.

5. Алгоритм

Как у многих жанров, у лонгрида есть свой алгоритм. Его мы и рассмотрим:

Для начала необходимо определить целевую аудиторию и ее интересы, «нарисовать» предположительный портрет читателя.

Теперь выбирается тема и позиция, с которой она будет раскрываться. Идея подбирается исходя из предпочтений целевой аудитории. Не стоит пытаться написать научную статью, перегруженную терминологией, так как никто ее читать не будет. Всегда необходимо ориентироваться на читателя. А если тема выбрана довольно обширная, то осветите один из ее аспектов.

Прежде чем приступить к работе, составьте план. Это поможет, с одной стороны, настроиться на рабочий лад, а с другой – понять, что вы получите в итоге. Кроме того, для написания лонгрида просто необходим план, так как большие объемы информации сложно структурировать и легко упустить что-то важное.

6. Работа над созданием лонгрида.

  1. Анализ работ

- Можем ли мы назвать представленный материал лонгридом? Обоснуйте свой ответ.

- С какими сложностями вы столкнулись?

IV. Рефлексия

- Ребята, мне очень важно получить от вас обратную реакцию. Для этого я буду использовать Облако слов на платформе DiaClass.

Для этого предлагаю перейти по QR-кодe и  ответить на вопрос: Как одним  словом охарактеризуете наше занятие?

Заключительные слова

Мы сегодня немного помечтали, оказавшись в виртуальной медийной корпорации «Бриз». Ребята, что будет происходить в стране,  в мире и о чем будут писать СМИ, зависти только от вас, и,  кто  знает, может из виртуальной наша медийная корпорация «Бриз» станет реальной. Всем удачи!

Сценарий методической разработки на тему "Лонгрид на патриотическую тему"

Цель:

Создание лонгрида — интерактивной статьи с мультимедийными элементами (видео, инфографика, фотографии), посвященной важной патриотической теме, например, героизму и подвигу защитников Отечества.


Задачи:

  1. Привлечь внимание аудитории к значимым событиям отечественной истории.
  2. Повысить уровень осведомленности учащихся/читателей о героях страны.
  3. Развивать критическое мышление через анализ исторических фактов.
  4. Стимулировать интерес к изучению истории родного края.

Целевая аудитория:

Учащиеся средних и старших классов, студенты, взрослые читатели, интересующиеся историей и культурой России.


Этапы работы над проектом

1. Подготовка материалов
  • Выбор темы лонгрида (например, оборона Севастополя, подвиг героев Великой Отечественной войны).
  • Сбор исторических фактов, документов, воспоминаний очевидцев.
  • Подбор фотографий, видеоматериалов, архивных записей.
  • Создание инфографики для визуализации статистических данных.
2. Написание текста
  • Определение структуры лонгрида: введение, основная часть, заключение.
  • Написание вводной части, которая заинтересует читателя и даст представление о важности темы.
  • Основная часть должна содержать ключевые исторические факты, биографии героев, описания событий.
  • Заключение должно подводить итоги и призывать к сохранению памяти о героях.
3. Визуальное оформление
  • Дизайн макета страницы: использование ярких заголовков, блоков с цитатами, фотографий.
  • Интеграция мультимедийных элементов: вставка видеороликов, аудиозаписей, анимации.
  • Применение инфографики для наглядного представления данных.
4. Техническая реализация
  • Выбор платформы для публикации лонгрида (например, Tilda, Readymag, WordPress).
  • Настройка адаптивного дизайна для корректного отображения на различных устройствах.
  • Оптимизация загрузки страниц для быстрой работы сайта.
5. Тестирование и публикация
  • Проверка работоспособности всех ссылок и мультимедийных элементов.
  • Исправление ошибок и внесение правок.
  • Публикация лонгрида и продвижение через социальные сети, образовательные порталы.

Примерный план содержания лонгрида

Введение
  • Краткое вступление, объясняющее важность выбранной темы.
  • Исторический контекст: когда и почему произошли события.
Основная часть
  • Описание ключевых событий (битвы, подвиги, герои).
  • Биографии выдающихся личностей, принимавших участие в событиях.
  • Цитаты участников событий, воспоминания современников.
  • Фотогалерея, архивные снимки, иллюстрации.
Инфографика
  • Графики и диаграммы, показывающие количество участников, потери, результаты сражений.
  • Карты боевых действий, маршруты передвижений войск.
Видео и аудиоматериалы
  • Видеоролики с реконструкциями событий.
  • Аудиозаписи интервью с ветеранами или историками.
Заключение
  • Итоги и выводы: значение событий для истории страны.
  • Призыв к сохранению исторической памяти и уважению к подвигам предков.

Рекомендации по продвижению

  • Размещение анонсов лонгрида в социальных сетях и образовательных сообществах.
  • Организация обсуждений и викторин на основе материалов лонгрида.
  • Проведение онлайн-встреч с экспертами и историками.

Оценка эффективности

  • Анализ посещаемости страницы, обратной связи от читателей.
  • Оценка вовлеченности аудитории через комментарии, репосты, обсуждения.
  • Получение отзывов от педагогов и экспертов.

Этот сценарий поможет вам создать качественный и увлекательный лонгрид, который привлечет внимание широкой аудитории и станет важным образовательным ресурсом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....