5-9 сыйныфлар өчен әдәбият (татар). Эш программасы (тат.т.) (2019-2020 уку елы)
рабочая программа

Тинбакова Римма Варисовна

5-9 сыйныфлар өчен татар әдәбиятыннан эш программасы (2019-2020 уку елына)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5-9_kl._rodnaya_lit_tat_2.docx437.56 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Windows\System32\config\systemprofile\Desktop\СКАН ТЫШЛАР\5-9 кл род литер (тат2) 001.jpg

                                                                                                                             

                 Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (татарская 2)» на уровень основного общего образования разработана в соответствии с ООП ООО МБОУ «СОШ №3 г.Азнакаево», с федеральными государственными образовательными стандартами и определяет цели, задачи, планируемые результаты и содержание предмета. В МБОУ СОШ №3, согласно учебному плану, в 5, 6, 8,. 9-х классах на преподавание родной литературы предусмотрено 139  часов. Согласно учебному плану, в каждом классе на преподавание родной литературы рассматривается следующее количество часов:

 V класс – 1 час – 35 часов;  

VI класс – 1 час – 35 часов;

 

 VIII класс – 1 час – 35часов;

 IХ класс – 1 час – 34 часов.

 Итого: 139 часов

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Татарская литература» являются:

Осознание значимости чтения и изучения татарской литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире; гармонизация отношений человека и общества, многоаспектного диалога.

Результат: обучающийся осознает значимость и важность чтения, получает привычку к чтению и опыт чтения разных произведений.

Понимание татарской литературы как одной из основных национально-культурных ценностей татарского народа, как особого способа познания жизни.

Результат: обучающийся понимает, что в татарской литературе отражается менталитет татарского народа, его история, мировосприятие, что литература несет в себе важные для жизни человека смыслы.

Понимание ключевых проблем изученных произведений татарского фольклора и фольклора других народов, древнетюркской литературы, литературы XVIII века, татарских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей татарского языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры татарского народа, культуры тюркских народов, мировой культуры.

Результат: обучающийся получает опыт размышления над целым рядом общечеловеческих проблем, учится высказываться по ним, используя возможности татарского литературного языка.

Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств татарского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; формулирование собственного отношения к произведениям татарской литературы, их оценка; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение.

Результат: обучающийся осваивает навыки анализа и интерпретации литературного произведения, учится оформлять его словесно, аргументировать и отстаивать свое мнение, берет на себя задачу формирования своего дальнейшего круга чтения.

Развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции, понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; приобщение к духовно-нравственным ценностям татарской и тюркской литератур и культур, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений.

Результат: обучающийся учится воспринимать произведения татарской литературы и переведенные на татарский язык тексты.

Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; понимание авторской позиции и своё отношение к ней; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Результат: обучающийся овладевает процедурами смыслового и эстетического чтения, учится воспринимать художественный текст и отличать его от текстов других типов, учится дополнять и углублять первичное эмоциональное восприятие текста его интеллектуальным осмыслением.

Выпускник 9 класса умеет:

  1. Определять тему и основную мысль произведения, основной конфликт (5–6 классы);
  2. Пересказывать сюжет, вычленять фабулу, владеть различными видами пересказа (5–6 классы), выявлять особенности композиции (6–7 классы);
  3. Охарактеризовать героев-персонажей, давать им сравнительные характеристики (5–6 классы), оценивать систему персонажей (6–7 классы);
  4. Находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (6–7 классы), выявлять особенности языка и стиля писателя (8–9 классы);
  5. Определять жанровую, родовую специфику художественного произведения (7–9 классы);
  6. Объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (8–9 классы);
  7. Выделять в произведениях художественные элементы и обнаруживать связи между ними (5–7 классы); анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 классы);
  8. Определять авторское отношение к героям и событиям, к читателю (в каждом классе – на своем уровне);
  9. Пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом классе);
  10. Выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
  11. Представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне), вести учебные дискуссии (7–9 классы);
  12. Собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для написания сочинения, эссе, создания проекта на заранее объявленную литературную или публицистическую тему (в каждом классе – на своем уровне);
  13. Выразительно читать произведения художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5–9 классы);
  14. Ориентироваться в информационном образовательном пространстве (7–8 классы), работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (8–9 классы), пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (в каждом классе – на своем уровне).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета по татарской литературе включает в себя указание литературных произведений и их авторов. Также в программе присутствуют единицы более высокого порядка (жанрово-тематические объединения произведений, группы авторов, обзоры). Отдельно вынесен список теоретических понятий, подлежащих освоению на уровне основного общего образования.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ

5 класс

Обязательный минимум

Произведения татарских писателей:

  1. К.Насыри. «Патша белән карт» / «Падишах и Старик».
  2. Г.Тукай. «Су анасы» / «Водяная».
  3. Г.Ибрагимов. «Яз башы» / «Начало весны».
  4. М.Джалиль. «Алтынчәч» / «Золотоволосая» (отрывок).
  5. Ф.Карим. «Кыр казы» / «Дикий гусь».
  6. Ф.Хусни. «Чыбыркы» / «Плетка».
  7. Ф.Яруллин. «Зәңгәр күлдә ай коена» / «В голубом озере Луна купается».
  8. М.Аглямов. «Матурлык минем белән» / «Красота всегда со мной».
  9. Н.Даули. «Бәхет кайда була?» / «Где находится счастье?».

Знакомство с биографиями писателей:

  1. К.Насыри.
  2. Г.Тукай.
  3. Г.Ибрагимов.
  4. М.Джалиль.

Переводы:

  1. А.Платонов. «Ягъфәр бабай» / «Дед Ягфар».

Блок 1. Устное народное творчество. От фольклора к авторским произведениям

Фольклор. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, считалки, мэзэки (своеобразный вид анекдотов). Колыбельные. Прослушивание колыбельных песен.

Теория литературы: фольклор, устное народное творчество.

Татарские народные сказки. Разделение сказок на три группы: бытовые, волшебные, сказки о животных. Татарская народная сказка «Ак байтал» / «Белый скакун». Элементы волшебных сказок. Пословицы о лошадях. Особое отношение татарского народа к лошадям. Народная сказка на бытовую тему «Үги кыз»/ «Падчерица». Взаимоотношения в семье. Проблема сирот. Трудолюбие. «Хәйләкәр төлке»/ «Хитрая лиса» – сказка о животных. Среди персонажей в данной разновидности сказок наибольшей популярностью пользуется Лиса. Лиса изображается двояко. Если в большинстве сказок она коварный, хитрый хищник, обманщик и подхалим, то в некоторых – это умное, находчивое и ловкое животное. Медведь и Волк, наоборот, – тупые и глупые, трусливые. Очень часто они кем-то обмануты, со страхом убегают или бывают убиты. Лев и Тигр в сказках изображаются как самые сильные животные и олицетворяют образ свирепого тирана. Они властвуют над всеми животными. В сказках о животных аллегорически изображаются общечеловеческие недостатки. В этих случаях повадки животных используются для обличения пороков, встречающихся в людях. В таких произведениях преобладают юмор, ирония.

Чтение на выбор: «Солдат балтасы»/ «Солдатский топор», «Өч каурый»/ «Три пера», «Камыр батыр», «Котон Иваныч».

Теория литературы: фантастические элементы, поэтика сказок (без названия термина), сказка как жанр, виды сказок, композиция сказок, сравнения, повторы, начало, конец, кульминация сказок, гипербола, эпитет, вариативность сказок.

Басни. Сравнение с народным творчеством. Сходства и различия. Басни Г.Тукая, А.Исхака, И.Крылова (в переводе), Г.Шамукова. Выразительное чтение басен. Композиция басен. Сюжет басен. Мораль. Аллегория.

Теория литературы: жанр басни, иносказание, аллегория, мораль. Персонажи басен.

Блок 2. Образцы средневековой тюрко-татарской литературы. Литература XIX века

Справка о поэте Кул Гали. О поэме «Кыйссаи Йосыф»/ «Сказание о Юсуфе». Чтение отрывка. Краткий сюжет поэмы. Значение поэмы для татарского народа.

Каюм Насыри. Знакомство с биографией, творчеством. Чтение небольших рассказов писателя (хикаят): «Патша белән карт» / «Падишах и Старик», «Бай белән ялчы» / «Богач и Слуга». Преемственность рассказов К.Насыри с народным творчеством. Чтение произведения «Әбүгалисина» / «Авиценна». Сравнение поступков главных героев-близнецов. Беседа о роли, значения знаний. Виртуальная экскурсия в музей им. К.Насыри.

Теория литературы: композиция древних хикаятов, обрамленный рассказ, ящичная композиция, «воспитательные» рассказы.

Блок 3. Литература начала XX века, 20–30 годов XX века

Габдулла Тукай. Биография поэта. Знакомые из начальных классов стихи поэта для детей. Чтение поэмы «Су анасы» / «Водяная». Развитие речи по картине «Водяная» М.Сахипгараева или др. Прослушивание либретто (отрывок) из балета «Алтын тарак». Виртуальная экскурсия в музей Г.Тукая в деревне Нов.Кырлай.

Теория литературы: поэма-сказка, рифма, ритм.

Галимзян Ибрагимов. Биография писателя. Чтение рассказа «Яз башы» / «Начало весны». Природа в тексте. Художественные приемы писателя в создании образа природы.

Теория литературы: жанр рассказа, образ, пейзаж.

Муса Джалиль. Биография поэта. Чтение отрывков из произведения «Алтынчәч» / «Золотоволосая». Прослушивание арии Тугзака из либретто. Справка об артисте Мунире Булатовой.

Теория литературы: либретто, ария, строфа.

Блок 4. Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет

Муса Джалиль. Чтение и обсуждение стихотворений «Кызыл ромашка» / «Красная ромашка», «Җырларым» / «Мои песни», «Бүреләр» / «Волки». Развитие речи по картине Хариса Якупова «Хөкем алдыннан» / «Перед казнью». Справка о художнике Х.Якупове.

Теория литературы: жанр баллады.

Фатих Карим. Биография поэта. Чтение стихов «Кыр үрдәкләре» / «Дикие утки», «Илем өчен» / «За Родину», сказки «Грмунчы аю белән җырчы маймыл» / «Медведь-гармонист и Обезьяна-певец». Юмор в сказке.

Абдулла Алиш. Биография писателя. Чтение и анализ рассказа «Килеп җиттеләр» / «Приехали». Мастерство писателя в изображении детской психологии в военное время.

Сибгат Хаким. Биография поэта. Чтение и анализ стихотворения «Колын» / «Жеребенок». Виртуальная экскурсия в музей С.Хакима в деревне Кулле Киме. Развитие речи по картине А.Пластова «Пролетел фашистский самолет». Трагедия военных лет.

Фатих Хусни. Биография писателя. Чтение и анализ рассказа «Чыбыркы» / «Кнут». Проблема выбора специальности в жизни. Проблема отцов и детей. Детская психология.

Наби Даули. Биография писателя. Чтение и анализ стихотворения «Бәхет кайда була?» / «Где находится счастье?». Воспитание трудолюбия, старания. Чтение и обсуждение рассказа «Җылы кар» / «Теплый снег». Беседа о семье, о родителях, о потребности ребенка в обоих родителях.

Блок 5. Моя Родина

Наки Исанбет. Биография писателя. Чтения стихотворения «Илкәем» / «Моя страна». Прослушивание этой песни.

Назип Мадъяров. «Сиңа кайттым, туган җирем!» / «К тебе приехал я, родная земля!». Причина гордости лирического героя.

Сибгат Хаким. «Башка берни дә кирәкми!» / «Больше ничего не надо!». Прослушивание песни. Причина гордости лирического героя. Сравнение художественных приемов разных поэтов.

Мударрис Аглямов. Биография поэта. Чтение стихотворения «Матурлык минем белән» / «Красота всегда со мной». Эстетика в быту.

Кадир Сибгатуллин. Чтение и анализ стихотворения «Шишкин наратлары» / «Сосны Шишкина». Сравнение одноименной картины со стихом. Любование красотой родного края.

Блок 6. Переводы

А.Платонов. Чтение и анализ рассказа «Ягъфәр бабай» / «Дед Ягфар». Проблемы трудолюбия, равнодушия, взаимопомощи, дружеского совета.

Дж.Родари. Чтение и анализ рассказа «Әбинең кошчыклары» / «Бабушкины птенчики». Права и обязанности родителей и детей. Проблема «брошенных старых родителей».

Блок 7. Юмор в творчестве писателей (7 часов)

Алмаз Гимадеев. Чтение и анализ рассказов «Телефонлы кәҗә» / «Коза с телефоном», «Альф интернетта» / «Альф в интернете», «Дианада кунакта» / «В гостях у Дианы». Нанотехнологии в жизни и играх детей, находчивость мальчика, воспитание интеллигента.

Лябиб Лерон. Чтение и анализ рассказа «Безнең авылдан Зөһрә» / «Зухра из нашей деревни», стихотворения-пародии «Мин песи булсам» / «Мне бы быть котом!» Понимание, принятие, примение юмора в жизненных ситуациях.

Теория литературы: эпиграф, юмор, пародия.

Роберт Миннуллин. Чтение стихов «Мин  рационализатор» / «Я рационализатор».

Шаукат Галиев. Чтение стихов «Эш кушарга ярамый» / «Нельзя поручить работу», «Борау» / «Сверло».

Рафис Курбан. Чтение стиха «Мин»/ «Я».

Для заучивания наизусть

  1. Г.Тукай. «Су анасы» / «Водяная».
  2. С.Хаким. «Бер горурлык хисе» / «Чувство гордости».
  3. Ф.Карим. «Сөйләр сүзләр күп алар... » / «Можно много говорить».
  4. Н.Даули. «Бәхет кайда була?» / «Где находится счастье?».
  5. Ш.Галиев. «Борау» / «Сверло».
  6. М.Аглямов. «Матурлык минем белән» / «Красота всегда со мной».
  7. Э.Шарифуллина. «Бишек җыры» / «Колыбельная».

Календарно- тематическое планирование

5 класс

Тема урока/ Дәрес темасы

часы

план

факт

1

Кереш дәрес.БСҮ. Китап дигән могҗиза./Вводный урок. Развитие речи. Чудо под названием книга.

1

3.09

4.09

2

Фольклорның кече жанрлары. Татар халык авыз иҗаты турында./ Жанры фольклора. Татарское устное народное творчество.

1

10.09

11.09

3

Татар халык әкиятләренең төрләре. Әкиятләрнең төзелеше. (17-18 нче бит, 1 нче кисәк)/ Виды татарских народных сказок. Строение сказок.

1

17.09

18.09

4

Тылсымлы әкият һәм аның геройлары (29-31 нче бит, 1 нче кисәк). “Ак байтал”. Әкият герое буларак – атлар. “Атка мәдхия”. Зәрия Хәбиповадан./ Волшебные сказки и их герои. “Ак байтал”. Лошади-герои сказок. “Атка мәдхия”. З.Туфайлова

1

24.09

25.09

5

Кл. тыш уку “Үги кыз” әкияте (31–38 нче бит, 1 нче кисәк)./Внекл.чтение. Сказка “Үги  кыз”

1

1.10

2.10

6

“Хәйләкәр төлке”, “Солдат балтасы” әкияте (39–42 нче бит, 1 нче кисәк)./ Сказки “Хитрая лиса”, “Каша из топора”

1

8.10

9.10

7

БСҮ. Бишек җырлары. (6–8 нче бит – 2 нче кисәк). Тест тикшерүе/ Развитие речи. Колыбельные. Тест

1

15.10

16.10

8

Халык иҗаты белән рухланып.  Габдулла Тукай һәм Әхмәт Исхакның бер үк исемдәге мәсәлләре (43–46 нчы бит, 1 нче кисәк). Мәсәл./ Вдохновляясь народным творчеством. Басни Г.Тукая и А.Исхака.

1

22.10

23.10

9

Хәзинә. Борынгы әдәбиятыбыз. Кол  Галинең  “Кыйссаи  Йосыф”  әсәре  турында.  Дастан,  поэма  жанрлары турында төшенчә. (49-52 нче бит, 1 нче кисәк)./ Клад. Древняя литература. О произведении Кул Гали “Кыйссаи Йосыф”. Понятие о жанрах поэма и дастан.

1

29.10

30.10

(12.11)

10

Кол  Гали.  “Кыйссаи  Йосыф”тан  өзекләр  уку.  Артист  укуында  тыңлау. Ш. Галиев шигыре./ Кул Гали. Чтение отрывков из “Кыйссаи Йосыф”

1

12.11

13.11

11

Казан ханлыгы әдәбияты үрнәкләре. Мөхәммәдьяр. “Нуры содур”,“Хикәят”/ Литература Казанского ханства. Мухаммадьяр. “Нуры содур”,“Хикәят”

1

19.11

20.11

12

XIX гасыр әдәбияты үрнәкләре. Каюм  Насыйриның  тормыш  юлы  һәм  иҗаты.  “Патша  белән  карт”*  һ.б.

хикәятләрен уку (57-60 нчы бит, 1 нче кисәк). “Әбүгалисина” әсәре/ Литература XIX века. Жизнь и творчество Каюма Насыйри. Чтение произведения “Старик и царь”

1

26.11

27.11

13

XX гасыр башы әдәбияты үрнәкләре (сугышкача әдәбиятны да кертеп) *Габдулла Тукайның тормыш юлы һәм иҗаты. “Су анасы”* әкият-поэмасын уку (60-66 нчы бит, 1 нче кисәк). “Эш беткәч уйнарга ярый”/ Литература XX века (включая литературу довоенных лет). Жизнь и творчество Габдуллы Тукая. “Водяная”, “Кончил дело-гуляй смело”

1

3.12

4.12

14

*Галимҗан  Ибраһимовның  тормыш  юлы  һәм  иҗаты.  “Яз  башы”*  хикәясе (67-72 нче бит, 1 нче кисәк)./ Жизнь и творчество Г.Ибрагимова. Рассказ “Начало весны”

1

10.12

11.12

15

Галимҗан  Ибраһимов. “Фагыйлә” хикәясе. Хикәя жанры (49-51 нче бит, 2 нче кисәк)./ Г.Ибрагимов. Рассказ “Фагиля”. Рассказ как жанр.

1

17.12

18.12

16

*Муса Җәлилнең тормыш юлы  һәм башлангыч чоры иҗаты. “Алтынчәч”* либреттосыннан өзекләр уку (72-75 нчы бит, 1 нче кисәк)/ Жизнь и творчество М.Джалиля. Отрывки из либретто “Златоволосая”

1

24.12

25.12

17

Муса Җәлил. “Кызыл ромашка” шигырен уку. Баллада жанры (76-77 нче бит. 1 нче кисәк). /Муса Джалиль. “Красная ромашка”. Жанр баллада.

1

14.01

15.01

18

Сугыш чоры әдәбияты. Муса Җәлил. “Җырларым”, “Бүреләр” шигырьләрен укып анализлау (64-65 нче бит, 2 нче кисәк, 78-79 нчы бит, 1 нче кисәк)/Литература военных лет. М.Джалиль. Чтение и анализ стихов “Жырларым”, “Волки”

1

21.01

22.01

19

Кл.т.у. М.Җәлил “Сандугач һәм чишмә”/ Внеклассное чтение. М.Джалиль. “Родник и соловей”

1

28.01

29.01

20

БСҮ. Харис Якупов. “Хөкем алдыннан” картинасы буенча сорауларга җавап бирү, 79 нчы бит, 1 нче кисәк (телдән яки язма рәвештә – укытучы сайлый)/ Развитие речи. Х.Якупов. Картина “Перед казнью”

4.02

5.02

21

Фатих  Кәримнең  тормыш  юлы  һәм  иҗаты.  “Кыр  үрдәкләре”*,  “Ватаным  өчен” , “Сөйләр сүзләр бик күп алар”(ятл.)шигырьләрен уку (81-84 нче бит, 1 нче кисәк)/ Творчество Ф.Карима. “Дикие утки”, “За Родину” и тд.

1

11.02

12.02

22

Сибгат  Хәким.  “Колын”  шигырен  укып  анализлау. “Бер горурлык хисе”(ятл)  (88-89  нчы  бит, 1  нче кисәк)./ С.Хакпим. “Жеребенок”, “Чувство гордости”

1

18.02

19.02

23

Сугыштан соңгы чор әдәбияты. Фатих Хөснинең тормыш юлы һәм иҗаты. “Чыбыркы”  хикәясе* (90-95 нче бит, 1 нче кисәк)./ Литература послевоенных лет. Ф.Хусни “Кнут”

1

25.02

26.02

24

Нәби  Дәүлинең  тормыш  юлы  һәм  иҗаты.  “Бәхет  кайда  була?”*  шигырен укып анализлау(ятл.) (96-97 нче бит, 1 нче кисәк)./ Жизнь и творчество Н.Даули. “Где находится счастье?”

1

3.03

4.03

25

БСҮ. Бәхет турында сөйләшү. Теманы йомгаклау. Тест тикшерүе./ Развитие речи. Беседа о счастье.

1

10.03

11.03

26

Фәнис  Яруллинның  тормыш  юлы  һәм  иҗаты.  “Зәңгәр  күлдә  ай  коена”* хикәясен укып анализлау (98-103 нче бит, 1 нче кисәк)./ Жизнь и творчество Ф.Я руллина. “В голубом озере Луна купается”

1

17.03

18.03

27

Туган ил, туган як турында. Нәкый Исәнбәт. “Туган ил” шигырен уку,  анализлау (104-105 нче бит, 1 нче кисәк)./ О Родине, родном крае. Н.Исанбат. “Родина”

1

7.04

8.04

28

БСҮ.  Туган  як  табигате.  Дәреслектә  бирелгән  картиналар  буенча  сөйләшү (106-107 нче бит, 1 нче кисәк)./ Развитие речи. Природа родного края. Беседа по картинам.

1

14.04

15.04

29

Фоат Садриевнең “Тургай ни дип җырлый?” хикәясен укып анализлау (110-112 нче бит, 1 нче кисәк)./ Ф.Садриев. “О чем поет жаворонок?”

1

21.04

22.04

30

Гамил Афзал, Разил Вәлиев шигырьләрен укып анализлау (92-93 нче бит, 2 нче кисәк)./ Творчество Г.Афзала, Р.Валиева

1

28.04

29.04

31

Мөдәррис  Әгъләмовның  “Матурлык  минем  белән”*  шигырен  укып  анализлау (115-116 нчы бит, 1 нче кисәк)./М .Агламов. “Красота всегда со мной”

1

5.05

6.05

                                                                                                                           

32

Тәрҗемә әсәрләр. Андрей Платонов. “Ягъфәр бабай” хикәясен  укып анализлау (117-119 нчы бит, 1 нче кисәк)./ Переведенные произведения. А.Платонов “Дед Ягфар”

1

12.05

13.05

33

Язучылар иҗатында юмор. Алмаз  Гыймадиев.  “Телефонлы  кәҗә”.  “Интернетта  –  ALF!”  хикәяләрен укып анализлау (120-124 нче бит, 1 нче кисәк).Ш.Галиев “Борау”(ятл.)/ Юмор в произведениях писателей. А.Гильманов. “Коза с телефоном”, “Aльф в интернете”. Ш.Галиев “Борау”

1

19.05

20.05

34

Ләбиб Лерон. “Зөһрә кыз – безнең авылдан” хикәясен укып анализлау (125-126 нчы бит, 1 нче кисәк)./Л.Лерон. “Зухра из нашей деревни”

1

26.05

27.05

35

Ел буе үткәннәрне кабатлау.  Йомгаклау./ Обобщение. Итог

1

26.05

27.05

6 класс

 Обязательный минимум

Произведения татарских писателей:

  1. Г. Тукай. «Шүрәле»/ «Шурале», «Туган авыл» / «Родная деревня».
  2. М.Гафури. «Ана» / «Мать».
  3. Х. Такташ. «Мокамай».
  4. М. Джалиль. «Имән» /«Дуб», «Чәчәкләр» / «Цветы».
  5. А. Еники. «Матурлык» / «Красота».
  6. Г. Баширов. «Сабантуй».
  7. И. Гази. «Онытылмас еллар» / «Незабываемые годы» (отрывок).
  8. М. Магдиев. «Фронтовиклар» / «Фронтовики (отрывок).

Знакомство с биографиями писателей:

  1. Х. Такташ.
  2. Ш. Маннур.
  3. М. Гафури.
  4. А. Еники,
  5. М.Магдиев (рассматривается как два произведения).

Переводы:

  1. А.Чехов. «Анюта».

Блок 1. Устное народное творчество. Песни

Возникновение народных песен. Виды песен. Прослушивание народных песен в исполнении легендарных певцов как Рашит Вагапов и Ильгам Шакиров. Ознакомление с их творчеством. Виды народных песен: обрядовые, хороводы, исторические. Пословицы и поговорки о песнях. Роль песни в жизни людей.

Блок 2. Литература XVIII, XIX веков

Габдрахим Утыз Имяни. Биография. Чтение отрывка из произведения «Гыйлемнең өстенлеге турында» / «Превосходства знаний», «Сәүдә тәртипләре» / «Правила для продавца», «Татулык турында» / «О дружбе». Беседа о честности, воспитание нравственности с молодого возраста.

Габделжаббар Кандалый. Биография поэта. Чтение стихотворения «Мулла белән абыстай» / «Мулла и абыстай». Выражение собственного мнения к поступкам муллы. Сравнение описанного с сегодняшними религиозными ритуалами. Воспитание толерантности. Чтение хикаята «Кыйссаи Ибраһим Әдһәм» / «Киссаи Ибрагим Адгам». Идея человеческой независимости. Гуманистические ценности в мире. Уважение к человеку труда. Афоризмы Кандалыя. Заучивание наизусть афоризмов.

Теория литературы: сатира, юмор, афоризм.

Блок 3. Литература начала  века, 1920-1930 годов

Габдулла Тукай. Дополнительные сведения из биографии поэта. Чтение стихотворения «Туган авыл» / «Родная деревня». Прослушивание одноименной песни. Виртуальная экскурсия в музей «Азбуки» в г.Арске. Чтение поэмы-сказки «Шүрәле» / «Шурале». Сравнение авторского произведения с устным народным творчеством. Пейзаж. Образы Былтыра и Шурале. Ум и смекалка деревенского молодого человека. Сведения о знаменитом балете Ф.Яруллина «Шурале».

Теория литературы: жанр поэмы, поэма-сказка (повторение), балет, либретто (повторение).

Автобиографическая повесть поэта «Исемдә калганнар» / «Мои воспоминания». Проблема сиротства. Обсуждение детских игр.

Теория литературы: автобиографическое произведение.

Гаяз Исхаки. Чтение и обсуждение рассказа «Кәҗүл читек» / «Сапоги из козьей кожи». Передача детской психологии. Религиозные праздники в жизни человека.

Мазит Гафури. Биография поэта. Виртуальная экскурсия в музейный дом поэта в Уфе. Чтение стихотворений «Ана» / «Мать», «Ана теле» / «Материнский язык». Чтение стихотворения М.Гафури и Р.Валиева «Урман» / «Лес». Сравнение содержаний. Определение мотивов. У М.Гафури – это пейзаж, а у Р.Валиева – человеский фактор, проблема сохранения леса. Прослушивание песни в исполнении И.Шакирова или Х.Бигичева «Урманнарга керсәм» / «Зайду я в лес». Сочинение по картине И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем».

Хади Такташ. Биография поэта. Чтение стихотворений «Мокамай», «Иптәшләр» / «Друзья», «Ак чәчәкләр» / «Белые цветы». Беседа по прочитанным произведениям: о необходимости достойного воспитания с младенчества, о дружбе. Анализ «Ак чәчәкләр» / «Белые цветы». Нахождение подтекста. Любование природой.

Теория литературы: лирический герой.

Ибрагим Гази. Биография писателя. Чтение отрывков из трилогии «Онытылмас еллар» / «Незабываемые годы». Трудности военных лет. Проблема голода.

Блок 4. Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет

Муса Джалиль. Чтение стихотворений «Вәхшәт» / «Варварство», «Имән» /« Дуб», «Чәчәкләр» / «Цветы». Ненависть людей к фашизму. Защита Отечества. Образ Дуба. Размышления о жизни после смерти в памяти людей. Никто не забыт, ничто не забыто.

Наби Даули. «Дошманнан үч алыгыз» / «Отомстите врагу». Хайрутдин Музай. Биография поэта. «Бүләк» / «Подарок». О посылках из тыла. Развитие речи по картине А.Лактионова «Фронттан хатлар» / «Письмо из фронта».

Шайхи Маннур. Биография писателя. Чтение стихотворений «Саубуллашу җыры» / «Прощальная песня», «Татар кызы» / «Татарка», «Чәчәкләр һәм снарядлар» / «Цветы и снаряды». Роль женщин в войне.

Теория литературы: инверсия, параллелизм.

Мухаммат Магдеев. Биография писателя. Чтение отрывков из романа «Фронтовиклар» / «Фронтовики». Трудности послевоенной жизни в деревне. Учеба. Фронтовики в школе. Прослушивание песен «Укытучыма» / «Учителю», «Вы – самый лучший человек!» / «Сез – иң гүзәл кеше икәнсез!».

Шамиль Маннапов. Биография поэта. Чтение стихотворений «Тыңланмаган моңнар» / «Неспетые мелодии», «Солдатта булган диләр» / «Говорят, что он был солдатом». Размышления о том, что защита Родины – святой долг мужчины.

Блок 5. Красота родного края

Амирхан Еники. Биография писателя. Чтение рассказа «Матурлык» / «Красота». Образ Бадертдина. Душевная красота человека. Любовь между матерью и сыном.

Теория литература: жанр рассказа.

Мухаммат Мирза. Чтение рассказа «Балачак хатирәсе» / «Память детства». Цена хлеба. Воспитание в многодетной семье.

Гумар Баширов. Биография писателя. Чтение отрывка из повести «Туган ягым – яшел бишек» / «Родимый край – зеленая колыбель». Праздники татарского народа. Прослушивание песни «Сабантуй». Развитие речи по картинам Л.Фаттахова и Ш.Шайдуллина, Г.Абдуллова. Чтение отрывка «Кунак кызлар килгән утырмага» / «Пришли девушки в гости». Взаимоотношения между соседями, родными. Душевное богатство татарского народа.

Теория литературы: жанр повести.

Блок 6. Переводы

А.Чехов. Биография. Чтение и анализ рассказа «Анюта».

Г.Андерсен. Чтение и анализ сказки «Принцесса на горошине» / «Борчак өстендә принцесса».

К.Паустовский. Чтение и анализ произведения «Корыч боҗра» / «Стальное колечко».

Блок 7. Родной язык – святой язык. Язык юмора

Хасан Туфан. Биография поэта. «Туган тел» / «Родной язык». Значение родного языка. Виртуальная экскурсия в музей Х.Туфана.

Нажар Нажми. Биография поэта. «Татар теле» / «Татарский язык». Сила слова. Значение стихотворения в сохранении языка и нации.

Равиль Файзуллин. Биография поэта. «Минем телем» / «Мой язык». Воспитание чувств гордости за родной язык.

Шаукат Галиев. «Минем теме» / «Мой язык».

Роберт Миннуллин. «Туган телемә» / «Родному языку».

Гарай Рахим. Чтение рассказа «А-ля-шер туны» / «Шуба А-ля-шера». Сатира. Значение родного языка.

Ренат Харис. «Туган җир» / «Родная земля».

Радик Фаизов. Чтение рассказа «Батыр әйтте…» / «Батыр сказал…»

Ибрагим Гази. Рассказ «Мәүлия нигә көлде?» / «Почему смеялась Мавлия?»

Гамиль Афзал. Чтение стихотворения «Мыек борам…» / «Кручу усы…».

Теория литературы: юмор, сатира, ирония.

Для заучивания наизусть

  1. Г. Кандалый. Афоризмы.
  2. Г.Тукай. «Туган авыл» / «Родная деревня».
  3. М.Гафури. «Ана теле» / «Материнский язык».
  4. Х. Такташ. «Мокамай».
  5. М. Джалиль. «Имән» /« Дуб», «Чәчәкләр» / «Цветы».
  6. А. Еники. «Матурлык» / «Красота» (отрывок).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 КЛАСС

                      Тема урока /  Дәрес темасы

C

Дата проведения

План

Факт

1

Халык җырлары. Фәнис Яруллин. Җыр. Җыр турында галимнәр фикере / Народные песни. Ф.Яруллин. Песня. Мнения ученых о песне.  

1

4.09

4.09

2

Йола һәм уен җырлары. Тарихи җырлар. Тат. халык җырлары. / Традиционные песни. Исторические песни. Народные песни

1

11.09

11.09

3

Җыр турында татар җырчылары фикере. Иҗади эш (Проект эше) / Высказывания татарских певцов о песне. Творческая работа (проектная работа)

1

18.09

4

Йосыф Баласагунлы “Котадгу белек” поэмасы турында.  (Поэмадан өзек).  “Тел турында”./ Поэма Йусуфа Баласагунлы “Котадгу белек”(отрывки из поэмы)

1

25.09

5

Габдрәхим Утыз Имәни турында.  Г. У. Имәни. Гыйлемнең өстенлеге турында. Татулык турында. / О Габдрахиме Утыз Иманли. “Гыйлемнең өстенлеге турында”,  “Татулык турында”.

1

2.10

6

 Габделҗаббар Кандалый турында. Габделҗаббар Кандалый. Икеюллыклар (афоризмнар). / О Габдуллзаббяр Кандалый. Афоризмы Кандалый

1

9.10

7

Габдулла Тукай. “Туган авыл”. Арчадагы Әлифба музее./ Габдулла Тукай. “Родная деревня”. Музей Азбуки в Арске

1

16.10

8

Габдулла Тукай. “Шүрәле”. Поэма жанры.“Шүрәле” балеты турында/ Г.Тукай. “Шурале” Жанр поэмы. Балет “Шурале”

1

23.10

9

Гаяз Исхакый турында.  Гаяз Исхакый. “Кәҗүл читек” / О Г.Исхаки. “Кәҗүл читек”

1

13.11

10

Мәҗит Гафури турында. Уфада Мәҗит Гафуриның мемориаль музей-йорты. / О Маджите Гафури. Мемориальный дом- музей Гафури в Уфе

1

20.11

11

Мәҗит Гафури “Ана”, “Ана теле”/ М.Гафури “Мать”, “Язык матери”

1

27.11

12

Һади Такташ турында. “Иптәшләр”/ Хади Такташ. “Товарищи”

1

4.12

13

Һади Такташ. Мокамай.  Лирик герой / Хади Такташ. “Мокамай”. Лирический герой

1

11.12

14

Ибраһим Гази турында. “Онытылмас еллар”(өзек)/ Об Ибрагим Гази . “Незабываемые годы” (отрывок)

1

18.12

15

И. Гази. “Онытылмас еллар”(өзек).  Лена Шагыйрьҗан.” Рәхмәт игенчегә!” / И.Гази. “Незабываемые годы” (отрывок). Лена Шагирзян “Спасибо хлеборобу!”

1

25.12

16

Муса Җәлил.  “Имән”, “Чәчәкләр” / Муса Джалиль. “Дуб”, “Цветы”

1

15.01

17

Нәби Дәүли. “Дошманнан үч алыгыз”./Наби Даули “Дошманнан үч алыгыз”

1

22.01

18

Шәйхи Маннур турында . “Саубуллашу җыры” /О Шайхи Маннур. “Прощальная песня”

1

29.01

19

Тыныч ил сагында. Мөхәммәт Мәһдиев. “Фронтовиклар”(өзек). / На страже Родины. М Магдиев “Фронтовики”/

1

5.02

20

Иҗади эш. Сочинение №1./ Творческая работа. Сочинение №1

1

12.02

21

БСҮ.Шәүкәт Галиев турында.  Шәүкәт Галиев. Аталы-уллы солдатлар (баллада). Баллада жанры. «Азатлык алып килгән сугышчы» монументы. / Разв.речи. Ш.Галиев. “Солдаты отец и сын”(баллада). Жанр баллады. Монумент “«Азатлык алып килгән сугышчы»”

1

19.02

22

Әмирхан Еники турында. Әмирхан Еники. “Матурлык”. / А.Еники. (“Красота”)

1

26.02

23

Хикәя жанры ./ Рассказ (жанр)

1

4.03

24

Гомәр Бәширов. “Сабан туе”./ Г.Баширов “Сабантуй”

1

11.03

25

Гомәр Бәширов турында.  Гомәр Бәширов. Язгы сабан туйлары / О Г.Баширове. Весенние сабантуи

1

18.03

26

БСҮ. Сабантуй. Картиналар буенча эш /Разв.речи. Работа по картине. Сабантуй

1

8.04

27

 А.Чехов “Анюта”. Антон Чехов турында. / А.Чехов. “Анюта”

1

15.04

28

 Радик Фәизов. Батыр әйтте. /Радик Фаизов “Батыр сказал”

1

22.04

29

Ибраһим Гази. “Мәүлия нигә көлде?” /И Гази “Почему смеялась Мавлия?”

1

29.04

30

Хәсән Туфан турында.  Х. Туфан.  “И минем  җандай кадерле...”, “Туган тел.” Хәсән  Туфан музее. /О Х.Туфане. “И минем  җандай кадерле...”, “Родной язык”. Музей Х.Туфана

1

6.05

31

Б.с.ү. Хәсән Туфан. Туган тел. Искәндәр Рәфыйков. Әй туган тел! Картина белән эшләү. /Разв.речи. Х.Туфан. “Родной язык”, И.Рафиков. “Эй родной язык”

1

13.05

32

Равил Фәйзуллин турында. Минем телем. /Р.Файзуллин. “Мой язык”

1

20.05

33

Роберт Миңнуллин турында .  “Туган телемә”./ Р.Миннуллин. “Родному языку”

1

20.05

34

Ел буена өйрәнгәннәрне кабатлау./ Повторение изученного.

1

27.05

35

Йомгаклау / Итог

1

27.05

8 класс

Обязательный минимум

Произведения татарских писателей:

  1. Г.Тукай. «Пар ат» / «Пара лошадей».
  2. Г.Ибрагимов. «Алмачуар» / «Чубарый».
  3. Ш.Камал. «Буранда» / «В метель».
  4. С.Хаким. «Җырларымда телим» / «Пожелания в песнях».
  5. Ф.Хусни. «Сөйләнмәгән хикәя» / «Нерассказанный рассказ».
  6. Ш.Маннур. «Муса» (отрывок).
  7. Г.Афзал. «Юл газабы», «Йөз кабат» / «Дорожные муки», «Сто раз».
  8. М.Магдиев. «Кеше китә - җыры кала» / «Человек уходит – песня остается» (отрывок).
  9. Ф.Садриев. «Бәхетсезләр бәхете»  / «Счастье несчастных»  (отрывок).
  10. М.Аглямов. «Каеннар илендә» / «В стране берез».
  11. Р.Харис. «Ике гөл» / «Два цветка».
  12. Т.Миннуллин. «Моңлы бер җыр» / «Грустная песня» (отрывок).

Знакомство с биографиями писателей:

  1. Г.Афзал.
  2. Ф.Садриев.
  3. М.Аглямов.
  4. Т.Миңнуллин (рассматривается как одно произведение).

Переводы:

А.Куприн. «Олеся» (отрывок). Чтение и анализ.

Блок 1. Устное народное творчество

Жанр баита (былина, историческая песня, преимущественно на трагические темы). Виды баита. «Сөембикә бәете» / «Баит о Сююмбике», «Ялкау хатын бәете» / «Баит о ленивой жене», «Рус-француз сугышы бәете» / «Баит о Русско-французской войне». Новые, придуманные, написанные в наше время баиты». Исторические, сатирические, трагические баиты.

Теория литературы: баит, виды баитов.

Мунаджаты (молитва, религиозный гимн). Мунаджаты как лирический жанр. Мунаджат – монолог. Монолог с Аллахом. Древние мунаджаты. Современные мунаджаты. Сходства и различия.

Теория литературы: мунаджат, тематические группы мунаджатов.

Блок 2. Средневековая литература (включая литературу XVII, XVIII, XIX вв.)

Сайади. Отрывки из «Дастан Бабахан» / «Бабахана дастан». Любовная линия в дастане. Сюжет любви Тахира и Зухры. Портрет героев.

Теория литературы: портрет, преемственность Восточной поэзии, стих газель, сведения о стихотворной системе газели. Традиционная тема газели.

Краткий обзор литературы XVIII в. Биография Тазетдина Ялчыгула. Сведения о произведении «Рисаләи Газизә» / «Трактат Газизы».

Краткий обзор литературы XIX в. Жизненный путь и творчество Акмуллы. Акмулла – поэт трех народов: татар, башкир, казах. Афоризмы Акмуллы. Философия Акмуллы. Отрывки из элегии «Дамелла Шиһабетдин хәзрәт мәрсиясе» / «Некролог Шигабуддина-хазрат». Поэма М.Аглямова «Акмулла арбасы» / «Арба Акмуллы».

Теория литературы: жанр марсии (элегия, стихотворение, посвященное чьей-то памяти).

Фатих Карими. Сведения о творчестве и жизни писателя. Парафраз рассказа (повести) «Морза кызы Фатыйма» / «Дочь мурзы Фатима». Проблема социального неравенства. История сословия российских мурз.

Блок 3. Литература начала XX века, литература 20–30-ых годов

Габдулла Тукай. Биография Казанского периода жизни и творчества. Чтение стихотворения «Пар ат» / «Пара лошадей». «Бер татар шагыйренең сүзләре» / «Слова одного татарского поэта» Роль поэта. Борьба словом. Прослушивание песни «Пар ат» / «Пара лошадей». Проектная работа.

Теория литературы: строение стиха, стихотворная система аруза, стих верлибр. Жанры лирики, Любовная, философская, пейзажная, гражданская  лирика. Лирический герой.

Галимзян Ибрагимов. Чтение и анализ рассказа «Алмачуар» / «Чубарый». Психологизм. Цена обещанного. Любовь к лошадям. Воспитание твердого татарского национального характера.

Шариф Камал. Биография писателя. Чтение и анализ рассказа «Буранда» / «В метель». Сложные отношения между сыном и матерью. Выполнение последнего долга перед матерью. Поздняя встреча.

Сагит Рамеев. Биография поэта. Чтение стихов «Мин» / «Я», «Син» / «Ты», «Ул» / «Он». Особенности лирического героя.

Шаехзадэ Бабич. Биография поэта. Чтение стихов «Бәхетем» / «Мое счастье», «Халкыма» / «Во имя народа», «Кышкы юл» / «Зимняя дорога». Поэтика стихов.

Блок 4. Литература второй половины XX века

Сибгат Хаким. Чтение стихов «Җырларымда телим» / «Пожелания в песнях», «Клиндерләр эзлим» / «В поисках гостинца». Выражение любви и гордости за родной край и мать.

Фатих Хусни. Чтение и анализ рассказа «Сөйләнмәгән хикәя» / «Нерассказанный рассказ». О детской беспечности, играх, безответственность и позднее раскаяние.

Теория литературы: аннотация, рецензия.

Шайхи Маннур. Чтение отрывков из романа «Муса». Образ Мусы. Виртуальная экскурсия в музей Ш.Маннура.

Теория литературы: жанр романа, сюжет, композиция, литературные герой.

Гамиль Афзал. Биография поэта. Чтение стихотворений «Юл газабы» / «Дорожные муки», «Йөз кабат» / «Сто раз». Передача чувств лирического героя.

Мухаммат Магдеев. Чтение повести «Кеше китә - җыры кала» / «Человек уходит – песня остается». Жизнь в деревне в военные и послевоенные годы. Стиль писателя. Юмор. Посвящение писателю. Э.Шарифуллина «Тукай белән бергә» / «Наравне с Тукаем» – посвящение.

Теория литературы: жанр посвящения.

Мударрис Аглямов. Биография поэта. Стихотворение «Каеннар илендә» / «В стране берез». Ода Булгару. Беседа о Булгаре.

Фоат Садриев. Биография писателя. Чтение отрывков из трилогии «Бәхетсезләр бәхете»  / «Счастье несчастных». О воспитании отзывчивого, неравнодушного молодого человека. Любовная линия в трилогии.

Теория литературы: трилогия.

Ренат Харис. Биография поэта. Чтение стихотворения «Ике гөл» / «Два цветка». Воля и неволя в жизни человека. Подтекст. Чтение и обсуждение драматической поэмы «Шагыйрь мәхәббәте» / «Любовь поэта». Виртуальная экскурсия в музей Р.Хариса.

Теория литературы: жанр драмы.

Блок 5. Жанр драмы

Мирхайдар Файзи. Биография драматурга. Чтение и обсуждение драмы «Галиябану». Нахождение ответа на вопрос «В чем трагизм Галиябану?» Прослушивание песни «Галиябану» в исполнении Хайдара Бигичева. Сведения об артисте, об одноименном конкурсе. Виртуальная экскурсия в музей М.Файзи.

Туфан Миннуллин. Биография драматурга. Чтение и обсуждение драмы «Моңлы бер җыр» / «Грустная песня». Воспроизведение героизма М.Джалиля.

Блок 6. Поэзия

Равиль Файзуллин. Короткие стихи. Философия стихов.

Гарай Рахим. «Бары мин…» / «Лишь я…»

Рустам Мингалим. «Сез кайдан?» / «Вы откуда?»

Радиф Гаташ. «Европада татар шагыйрьләре» / «Татарские поэты в Европе», «Мин дөресен сөйлим» / «Я говорю правду».

Роберт Миннуллин. «Анна догалары» / «Молитвы матери», «Шагыйрьләрнең туган иле» / «Родины поэтов».

Лена Шагирдзян. «Татар шагыйренең бәһасе» / «Цена татарского поэта».

Мударрис Валеев. «Тугайлар» / «Луга».

Разил Валиев. «Нигә шулай картаясың, әни?» / «Отчего ты стареешь, мама?»

Марсель Галиев. «Су буеннан әнкәй кайтып килә» / «Мама идет с берега реки».

Ркаил Зайдулла. «Мин Казанга карыйм» / «Смотрю я на Казань».

Блок 7. Рассказы

Флюс Латифи. Чтение рассказа «Аяклы каза» / «Ходячая неприятность». Психологизм. Проблема неполных семей. Воспитание мальчика. Размышления одинокого мужчины.

Ахат Гаффар. «Челән» / «Аист». Проблема защиты проироды.

Ринат Мухаммадиев. «Күңел күзе» / «Глаза души».

Набира Гиматдинова. «Кырлар патшасы» / «Цариса лугов».

Галимзян Гильманов. «Яшел попугай» / «Зеленый попугай».

Теория литературы: новелла.

Блок 8. Переводы

А.Куприн. «Олеся». Чтение и анализ произведения.

Для заучивания наизусть

  1. Г.Тукай. «Пар ат» / «Пара лошадей».
  2. Ш.Камал. «Буранда» / «В метель» (отрывок).
  3. С.Хаким. «Җырларымда телим» / «Пожелания в песнях».
  4. Г.Афзал. «Юл газабы» / «Дорожные муки».
  5. М.Аглямов. «Каеннар илендә» / «В стране берез».
  6. Р.Харис. «Ике гөл» / «Два цветка».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 КЛАСС

Тема урока/ Дәрес темасы

часы

план

факт

1

Л. Шагыйрьҗан.  “Мәктәпкә мәдхия” Шигыре/ Л.Шагирзян. Стих “Хвала школе”

1

3.09

2

Халык авыз иҗаты. Бәет жанры. “Сөембикә бәете”, “Уңмаган килен бәете”, “Рус-француз сугышы бәете”/Устное народное творчество. Жанр баит. “Баит о Суюмбике”, “Уңмаган килен бәете”, “Рус-француз сугышы бәете”/

1

10.09

3

Равил Фәйзуллин. “Пароход бәете”. Мөнәҗәтләр. “Мөнәҗәтем, бәнем бетмәс...”/ Р.Файзуллин. “Баит о пароходе ”. Мунаджат. “Мөнәҗәтем, бәнем бетмәс...”

1

17.09

4

Э.Шәрифуллина. “Ата хакы, ир хакы” мөнәҗәте, Л.Шагыйрьҗан. “Мөнәҗәт тыңлаганда”, Ф. Сәләхов. “Мөнәҗәт

турында фикерләр” Гаруз шигырь системасы һәм газәл жанры. Р. Гаташ. “Газәл”, М. Мирза. “Газәл”./ Э.Шарифуллина. Мунаджат “Ата хакы, ир хакы”. Л.Шагирзян. “Мөнәҗәт тыңлаганда”.  Ф.Салахов “Мысли о мунаджат”. Система Гаруз, жанр газель. Р.Гаташ, М.Мирза “Газель”

1

24.09

5

Сайади. “Дастан бабахан”. 18 гасырга күзәтү. Т.Ялчыгол. “Рисалаи Газизә”/ Сайади. “Дастан Бабахан”. Литература 18 века. Т.Ялчыгол. “Рисалаи Газизә”

1

1.10

6

XIX йөз әдәбияты. Акмулланың тормыш юлы һәм иҗаты. М. Әгъләмов. “Акмулла арбасы” поэмасы. Акмулла бәете.

Ф. Кәрими. “Морза кызы Фатыйма”./ Литература XIXвека. Жизнь и творчество Акмуллы М.Аглямов “Баит Акмуллы”. Ф.Карими “Дочь мурзы Фатима”

1

8.10

7

XX йөз башы әдәбияты. Г. Тукайның Казан чоры иҗатына күзәтү. “Пар ат” шигыре. “Пар ат” шигыре турында/ Литература XX  века. Творчество Г.Тукая в Казани. Стих “Пара лошадей”

1

15.10

8

Г. Тукайның “Бер татар шагыйренең сүзләре” шигыре/ Стих Г.Тукая “Слова одного татарского поэта”

1

22.10

9

Г.Ибраһимовның тормыш юлы һәм иҗаты. “Алмачуар” хикәясе. / Жизнь и творчество Г.Ибрагимова. Рассказ “Чабурый”

1

29.10

10

Р. Харис. “Алмачуарның һәлак булуы хакында/ Р.Харис “О гибели Чабурого”

1

12.11

11

Ш. Камалның тормышы һәм иҗаты. “Буранда”  хикәясе. Ш. Камалның Казандагы музей-квартирасы. Сочинение язу “Җәннәт-аналарның аяк астында”(өйгә)/ Жизнь и творчество Ш.Камала. Рассказ  “Буранда”. Музей-квартира Ш.Камала. Сочинение “Рай под ногами матерей”

1

19.11

12

С.Рәмиевнең тормыш юлы һәм иҗаты.”Мин”, ”Син”, “Ул”, “Сызла, күңлем!”шигырьләре

Ш.Бабич. “Бәхетем”/ Жизнь и творчество С.Рамиева. “Я”, “Ты”, “Она”, “Болей, душа!”. Ш.Бабич. “Счастье мое”

1

26.11

13

C.Хәким. “Җырларымда телим..”, “Клиндерләр эзлим” шиг-ре. М. Вәлиевнең “Әни” шигыре/ С.Хаким. “В песнях желаю”, “Ищу крендели”. М.Валиев. “Мама”

1

3.12

14

Ф.Хөсни  “Сөйләнмәгән хикәя” . Ш.Маннур “Муса” (өзек)/ Ф.Хусни. “Не рассказанный рассказ”. Ш.Маннур “Муса” (отрывок)

1

10.12

15

Г.Афзалның  тормыш юлы һәм иҗаты Г.Афзалның. “Юл газабы”, “Йөз кабат” шигырьләре. Лирика жанры./ Жизнь и творчество Г.Афзала. Стихи “Юл газабы”, “Йөз кабат”. Лирический жанр

1

17.12

16

М.Мәһдиев “Кеше китә - җыры кала” повестеннан  өзекләр. Э.Шәрифуллина “Тукай күгендә” Багышлама жанры/М.Магдиев. Отрывки из произведения “Кеше китә - җыры кала”. Э Шарифкллина “Тукай күгендә”

  1

24.12

17

Ф.Садриев “Бәхетсезләр бәхете”(өзек)/ Ф.Садриев “Счастье несчатных” (отрывок)

1

14.01

18

М.Әгъләмовның тормыш юлы һәм иҗаты. “Каеннар илендә” шигыре/ Жизнь и творчество М.Аглямова. Стих “В стране берез”

1

21.01

19

Р.Харис. “Ике гөл”, “Үзем турында үзем”, “Тукайның мәхәббәт төшләре” әсәрләре. /Р.Харис. “Два цветка”, “Сам о себе”, “Любовные сны Тукая”

1

28.01

20

Драма жанры. М.Фәйзинең тормыш юлы һәм иҗаты. “Галиябану” драмасы. Балтач районында М.Фәйзи музее. “Галиябану һәм Хәлил мәхәббәте” темасына сочинение*(өйгә)/Драма. / Жизнь и творческтво М.Файзи. “Галиябану”(драма). Письм.работа “Любовь Галиябану и Халиль.”

1

4.02

21

 Т.Миңнуллинның тормыш юлы һәм  иҗаты. Кама Тамагында Т. Миңнуллин музее. "Моңлы бер җыр” драмасы.1 пәрдә/ Жизнь и творческтво Т.Миннуллина. Музей Т.Миннуллина. Драма “Грустная песня” 1 часть

1

11.02

22

Т.Миңнуллинның тормыш юлы һәм  иҗаты. “Моңлы бер җыр” драмасы.(2 пәрдә) / Драма “Грустная песня” 2 часть

1

18.02

23

Татар шигърияте тарихы. Кыска шигырләр. Р.Фәйзуллин “Җаныңның ваклыгын сылтама заманга”. / История татарской поэзии. Короткие стихи. Философия стихов Р.Файзуллина

1

25.02

24

Г. Рәхим  “Тик мин”шигыре. Р.Мингалим. “Сез кайдан?”/ Г.Рахим “Лищь я”. Р.Мингалим “Вы откуда?”

1

3.03

25

 Р. Гаташ. ”Европада – татар шагыйрьләре”, “Мин дөресен сөйлим” шигырьләре. Язма эш (“Европада татар шагыйрьләре”)-өйгә.  / Р.Гаташ “Татарские поэты в Европе”, “Я говорю правду”.

1

10.03

26

КТУ. Әниләр турында җырлар. Р.Миңнуллин “Әнкәмнең догалары”, / Внеклассное чтение. Стихи о мамах. Р.Миннуллин “Молитвы матери”

1

17.03

27

Р.Вәлиев “Нигә, нигә, әни картаясың?”, М.Галиев “Су буеннан әнкәй кайтып килә” шигырьләре./ Р.Валиев “Отчего т стареешь, мама?”, М.Галиев “Мама идет с берега рекки”

1

7.04

28

Р. Миңнуллин “Шагыйрьләрнең туган җирләре”. Л. Шагыйрьҗан  “Татар шагыйренең бәясе ” шигыре/ Р. Миңнуллин “Родины поэтов”. Л. Шагыйрьҗан  “Цена татарского поэта” шигыре

1

14.04

29

М. Вәлиев “Болын ”шигыре. “Тугайлар”. Р. Зәйдулла “Карап торам Казаныма” шигыре/стихи

1

21.04

30

Ф Латыйфи “Аяклы каза” хикәясе .Ә. Гаффар. “Ләкләк” хикәясе./Рассказы Ф.Латифи и А.Гаффар

1

28.04

31

Ф. Шәфигуллин . “Зәңгәр шугалак” хикәясе.“Тау битендә күләгә” хикәясе./Рассказы Ф.Шафигуллина

1

5.05

32

Р. Мөхәммәдиев. Тормыш юлы һәм иҗаты. “Күңел күзе” хикәясе / Жизнь и творчество Р.Мухаммадиев.

1

12.05

33

КТУ. Н. Гыйматдинова “Болын патшасы” хикәясе./ Внекл.чтение. Н.Гиматдинова “Болын патшасы”

1

19.05

34

Новелла жанры.  Г.Гыльманов “Яшел тутый” новелласы / Новелла. Г.Гильманов “Зелены попугай”

1

26.05

35

А.Куприн. “Олеся” -уку һәм анализ.  Л.Шагыйрьҗан. “Рухи икмәк”. Йомгаклау дәресе / А.Куприн “Олеся”, Л.Шагирзян “Рухи икмэк”

1

26.05

9класс

Обязательный минимум

Произведения татарских писателей:

  1. Г.Тукай. «Ана догасы» / «Молитва матери».
  2. Г.Ибрагимов. «Любовь – это счастье».
  3. Ф.Амирхан. «Хәят» / «Хаят» (отрывок).
  4. Г.Камал. «Беренче театр» / «Первый театр».
  5. А.Еники. «Әйтелмәгән васыять» / «Невысказанное завещание».
  6. Г.Абсалямов. «Ак чәчәкләр» / «Белые цветы» (отрывок).  
  7. А.Гилязев. «Җомга көн, кич белән» / «В пятницу, вечером» (отрывок).
  8. Г.Афзал. «Өф-өф итеп» / «Сдувая пылинку».
  9. Р.Мингалим. «Сап-сары көзләр» / «Желтая-прежелтая осень».
  10. Р.Ахметзянов. «Сандугач керде күңелгә», «Әкияттән» / «Душа поет», «Из сказки».
  11. Ш. Хусаенов. «Әниемнең ак күлмәге (Әни килде)» «Белое платье матери (Мама приехала)».

Знакомство с биографиями писателей:

  1. Ф.Амирхан.
  2. Г.Ибрагимов.
  3. А.Гилязев.
  4. Г.Камал.
  5. Ш.Хусаенов.
  6. Р.Мингалим.

Переводы:

  1. А.Пушкин «Пәйгамбәр» / «Пророк».

Блок 1. От устного народного творчества к письменному наследию

Истоки и история возникновения татарской литературы. Принципы разделения тюрко-татарской литературы на этапы. Культурологическая справка о тюрках. Влияние устного народного творчества на письменную литературу. Возникновение письменности. Первые письменные источники. Руническая письменность. М.Кашгари. «Диване лөгат эт-төрк» / «Словарь тюркских наречий». Возникновение жанра элегии. Оды и элегии в татарской литературе. Творчества А.Ясави и С.Бакыргани. Дастан Золотоордынского периода «Идегәй».

Теория литературы: трагедия.

Творчество писателя XVII века Мавлы Кулыя. Хикметы. Суфийская литература. Турекменский поэт Махтумколый Фираги. Его газели в переводе Р.Миннуллина. Философия древнего поэта.

Блок 2. Литература XIX века

Краткий обзор литературы XIX века. Обзор поэзии. Чтение афоризмов из стихов поэтов А.Каргалыя, Х.Салихова, Г. Кандалыя, Г.Чокрыя, Акмуллы, Г.Самитовой. Проникновение в философию поэтов. Обзор прозы 2 половины XIX века. Просветительский реализм.

Теория литературы: просветительский реализм.

Муса Акъегетзадэ. Биография писателя. Чтение романа «Хисаметдин менла». Проблема героя времени. Служение татарскому народу. Просветительские идеи.

Риза Фахретдинов. Биография писателя. Чтение романа «Әсма, яки Гамәл вә җәза» / «Асма, или Деяние и наказание». Проблема воспитания в семье. Особенности женских образов.

Захир Бигиев. Биография писателя. Чтение романа «Өлүф, яки Гүзәл кыз Хәдичә» / «Тысячи, или Красавица Хадича». Первый детективный роман в татарской литературе.

Шакир Мухамедов. Чтение повести «Япон сугышы, яки Доброволец Батыргали агай» / «Японская война, или Доброволец Батыргали». Выражение сатиры. Мнимый патриотизм.

Теория литературы: ящичная композиция, обрамленная повесть.

Блок 3. Развитие жанра драмы

Габдрахман Ильяси. Первый татарский драматург. Биография писателя. Чтение пьесы «Бичара кыз» / «»Бедная девушка». Простой сюжет. Идея независимости женщины в семье.

Галиасгар Камал. Биография драматурга. Чтение комедии «Беренче театр» / «Первый театр». Противостояние рождению театра. Юмор. Сатира. Образ Хамзи бая.

Теория литературы: комедия, трагикомедия.

Шариф Хусаинов. Биография драматурга. Чтение драмы «Әниемнең ак күлмәге (Әни килде)» «Белое платье матери (Мама приехала)». Взаимоотношения между матерью и многочисленными ее детьми. Обязанности и права детей перед родителями. Проблема одиноких, старых, беспомощных родителей. Душевная чистота персонажей. Антигерои. Прослушивание песни в исполнении И.Шакирова «Кичер мине, әнкәй» / «Прости меня, мама». Беседа на тему «Ана образы» / «Образ матери». Сочинение.

Блок 4. Литература начала XX века

Габдулла Тукай. Литературное наследие поэта. Чтение и анализ стихотворения «Ана догасы» / «Молитва матери». Взаимоотношения между матерью и ребенком. Зиннур Мансуров. Чтение материала «Тукайның татар кодексы» / «Татарский кодекс Тукая». Свод афоризмов поэта. Место человека в жизни, права и обязанности. Посещение историко-архитектурного музея-заповедника г.Булгар, внесенного в список Всемирного духовного наследия ЮНЕСКО.

Фатих Амирхан. Чтение и анализ повести «Хәят» / «Хаят». О прекрасных взаимоотношениях семей русского и татарского народов. Соблюдение национальных традиций. Разногласия в создании семьи. Мечта и действительность. Портрет героя. Прослушивание песни А.Рашита «Беренче мәхәббәт» / «Первая любовь». Беседа о счастье и любви.

Блок 5. Лучшие произведения XX века

Галимзян Ибрагимов. Повторение и добавление новых сведений в биографию писателя. Чтение и обсуждение рассказа «Сөю – сәгадәт» / «Любовь – это счастье». Афоризмы знаменитых личностей о любви.

Амирхан Еники. Чтение и анализ повести «Әйтелмәгән васыять» / «Невысказанное завещание». Проблема старой одинокой матери и ее многочисленных детей. Права и обязанности детей перед беспомощными родителями. Забота. Психология пожилого человека. Проблема родного языка. Философское значение понятия «завещание». Этнографические детали. Проблема сохранения духовного наследия каждого народа.

Габдрахман Абсалямов. Биография писателя. Чтение отрывка из знаменитого романа «Ак чәчәкләр» / «Белые цветы». Развитие сюжета на медицинскую тему. Врачебная этика. Понятие «добрый доктор». Республиканское общественное движение «Ак чәчәкләр» / «Белые цветы». Про кинофильм «Ак чәчәкләр» / «Белые цветы». Про ежегодные Абсалямовские чтения школьников. Одноименные конкурсы.

Аяз Гилязев. Биография писателя. Чтение и анализ повести «Җомга көн, кич белән» / «В пятницу, вечером». Образ доброй, но брошенной детьми женщины. Проблема родной и неродной матери. Поздняя любовь. Образ доброго молодого председателя. Обязанности детей перед родителями. Трагизм терпеливой татарской женщины. Контраст между молодостью-силой и старостью-беспомощностью.

Рустем Мингалим. Биография писателя. Чтение и анализ рассказа «Сап-сары көзләр» / «Желтая-прежелтая осень». Пейзаж родного края. Воспоминания о тяжелых военных буднях. Контраст между внутренней свободой личности и внешним благополучием. Забота о детях.

Фанис Яруллин. Сатирический рассказ на тему «Көтелгән кияү» / «Желанный жених». Проблема выбора спутника жизни. Разоблачение наживы богатства, принципа «я – тебе, ты – мне».

Теория литературы: сатира.

Блок 6. Публицистика

Миргазиян Юныс. Основоположник маринистики в татарской литературе. Публицистика. Особенности жанра. Стиль. Чтение и обсуждение очерка «Су, Җир һәм Һава турында хикәят» / «Рассказ о Воде, Земле и Небе». Становление национального характера у тюркского народа. Уставные отношения на службе. Способы познания мира.

Теория литературы: жанр публицистики. Стиль.

Блок 7. Переводы

А.Пушкин. Чтение стихотворения «Пәйгамбәр» / «Пророк». Г.Тукай. Чтение стихотворения «Пәйгамбәр» / «Пророк». Сравнительный анализ. История создания стихотворения Тукая.

А.Пушкин. «Мин үземә һәйкәл салдым…» / «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Для заучивания наизусть

  1. Г.Тукай. «Ана догасы» / «Молитва матери».
  2. А.Еники. «Әйтелмәгән васыять» / «Невысказанное завещание» (отрывок)
  3. Раш. Ахметзянов. «Сандугач керде күңелгә»./ «Душа поет».
  4. Р.Валиев. «Туган телдә дәшсәм генә» / «Обращусь только на родном языке».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 КЛАСС

Тема урока / Дәрес темасы

часы

Срок

Факт

1

Кереш дәрес. Төрки-татар здәбияты.

1

4.09

2

Төрки-татар әдәбиятының чорларга бүленеше

1

11.09

3

Борынгы уйгур язулы истәлекләр

1

18.09

4

“Идегәй” дастаны. Трагедия жанры

1

25.09

5

Әдәби тәнкыйть. “Идегәй” – эпос-дастан жанрының классик үрнәге. “Идегәй” һәм милли-этник традицияләр

1

2.10

6

XVII – XVIII гасыр төрки-татар әдәбияты. Мәүла Колый иҗаты. Төрки-татар дөньясында дини–суфичыл әдәбият. Болгар дәүләт тарих-архитектура музей-тыюлыгы

1

9.10

7

XIX гасыр татар әдәбияты тарихы. XIX гасыр поэзиясе. КТУ. XIX гасыр шагыйрьләре

1

16.10

8

XIX гасыр прозасы. XIX йөзнең икенче яртысында татар прозасы. Ш.Мөхәммәдов “Япон сугышы, яки доброволец….”

1

23.10

9

Муса Акъегетзадәнең биографиясе. “Хисаметдин менла” романыннан өзек.

1

13.11

10

Риза Фәхретдиновның “Әсма, яки Гамәл вә җәза” әсәре. Р. Фәхретдинов музее

1

20.11

11

Заһир Бигиевнең “Меңнәр, яки Гүзәл кыз Хәдичә” әсәре

1

27.11

12

Татар драматургиясенең башлангычы. Габдрахман Ильясиның “Бичара кыз” драмасы.

1

4.12

13

XX гасыр татар әдәбияты. Театр тарихы. Драма әсәрләре.

1

11.12

14

Габдрахман Ильясиның “Бичара кыз” драмасы

1

18.12

15

Театр тарихы. Галиәсгар Камалның тормыш юлы һәм иҗаты

1

25.12

16

Произведение Г.Камала “Первый театр”. Комедия. Трагикомедия/ Галиәсгар Камалның “Беренче театр” әсәре Комедия. Трагикомедия

1

15.01

17

Шариф Хусаенов – жизнь и творчество. “Белое платье матери / Шәриф Хөсәеновның тормыш юлы һәм иҗаты. “Әниемнең ак күлмәге”  (“Әни килде”) драмасы

1

22.01

18

 Шариф Хусаенов “Белое платье матери/ ”Шәриф Хөсәеновның “Әниемнең ак күлмәге” (“Әни килде”)драмасы.

1

29.01

19

Ана образына характеристика / Характеристика образу матери

1

5.02

20

БСҮ. “Ана күңеле – пыяла”темасына сочинение №2/Сочинение на тему “Душа матери - стекло”

1

12.02

21

Габдулла Тукайның, “Ана догасы”шигыре. Тукайча татар кодексы. Разил Вәлиевнең “ Кеше” шигыре. Ятлау №1/ Г.Тукай “Молитва матери”. Р.Валиев “Человек”

1

21.02

22

Фатих Әмирханның ”Хәят”повестеннан өзек. Әсәрдә күтәрелгән проблемалар / Ф.Амирхан. Отрывок из произведения “Хаят”

1

26.02

23

Галимҗан Ибраһимовның тормыш юлы һәм иҗаты. “Сөю – сәгадәт” әсәреннән өзек / Г.Ибрагимов. Отрывок из произведения “Любовь – это счастье”

1

4.03

24

Әмирхан Еникинең “Әйтелмәгән васыять”әсәре. Әсәрдә күтәрелгән проблемалар / А.Еники “Невысказанное завещание”.

1

11.03

25

 БСҮ. Әмирхан Еникинең “Әйтелмәгән васыять”әсәре буенча сочинение язу №3/ Сочинение по произведению А.Еники “Невысказанное завещание”

1

18.03

26

Габдрахман Әпсәләмовның “Ак чәчәкләр”әсәреннән өзек / Отрывок из произведения Г.Апсалямова “Белые цветы”

1

8.04

27

Аяз Гыйләҗевның тормыш юлы һәм иҗаты. “Җомга көн, кич белән...”әсәреннән өзек/ Жизнь и творчество А.Гилязова. отрывок из произведения “В пятницу, вечером”

1

15.04

28

Рөстәм Мингалимнең тормыш юлы һәм иҗаты ”Сап-сары көзләр” хикәясе. Сугыш чоры кешеләренең авыр хезмәте. ”И сары көз!”, “Үпкәләрмен кебек”. / Жизнь и творчество Р.Мингалима. Рассказ “Желтая-прежелтая осень”. Тяжелый труд людей  в военные годы.

1

22.04

29

КТУ№2. Фәнис Яруллинның “Лаеклы (көтелгән) кияү”әкияте. Сатира / Внеклассное чтение. Ф.Яруллин. “Желанный жених”. Сатира

1

29.04

30

Миргазиян Юнысның су, күк һәм җир турындагы хикәяләре / Рассказы М.Юнуса “Рассказ о Воде, Небе и Земле”

1

29.05

31

Гамил Афзалның “Өф-өф итеп”, ”Шигърият, син көчлеләргә ялчы түгел” / Г.Афзал “Делая Уф-уф”, “Поэзия, сильным ты не раб”

1

6.05

32

Рәшит Әхмәтҗановның “Сандугач керде күңелгә” (ятларга), “Әкияттән”шигырьләре / Произведения р.Ахматзянова

1

6.05

33

КТУ №3. Шигърият (Клара Булатова, Марсель Галиев, Разил Вәлиев шигырьләре “Туган телдә дәшсәм генә”(ятларга)) / Внекл.чтение. Пэзия. Р.Валиев.“Обращусь только на родном языке”

1

20.05

34

Александр Пушкин һәм Габдулла Тукайның “Пәйгамбәр” шигырьләре. Александр Пушкин “Мин гаҗәеп һәйкәл салдым”. /Произведения А.Пушкина и Г.Тукая. А.Пушкин “Я памятник себе воздвик”. Итог

1

20.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 нче (рус группалары) сыйныфлар өчен әдәби укудан эш программасы.

Аңлатма язуыЭш программасы түбәндәге документларны исәпкә алып һәм түбәндәге документларга таянып  төзелә:1.    “Мәгариф турында” Россия Федерациясенең Законы (“Закон об образовани...

2 нче (татар группалары) сыйныфлар өчен әдәби укудан эш программасы

Әдәби укудан эш программасы2 нче сыйныф(70 сәг.)Аңлатма язуыЭш программасы статусыПрограмма нигезенә Россия, Татарстан Мәгариф һәм фән министырлыкларының мәктәпләрдә урта һәм тулы белем алу стандартла...

5 нче сыйныф рус төркеме өчен туган телдә әдәбият буенча эш программасы

5нче сыйныф рус төркеме өчен туган телдә әдәбият буенча эш программасы...

6 нчы сыйныф рус төркеме өчен туган телдә әдәбият буенча эш программасы

6нчы сыйныф рус төркеме өчен туган телдә әдәбият буенча эш программасы...

7 нче сыйныф өчен туган телдә әдәбият буенча эш программасы

7нче сыйныф рус төркеме өчен туган телдә әдәбият буенча эш программасы...

Туган тел (татар). 5-9 сыйныфларга эш программасы (тат. төрк) (2019-2020 уку елы)

5-9 сыйныфларга туган тел (татар) буенча эш программасы (2019-2020 уку елы)...