рабочая программа по русскому языку 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

программа для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma__rus_6_kl.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного  стандарта, примерной программы основного общего образования по русскому языку и  программы по русскому языку   к учебникам М. Разумовской, С. Львова, В. Капиноса, В. Львова; под редакцией М. Разумовской, П. Пеканта.

Цели и задачи обучения русскому языку  в образовательном учреждении состоят в том, чтобы обеспечить языковое развитие  учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно и правильно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

 В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучении связной речи. Теория приближена к потребностям практики, она  вводится для того чтобы помочь обучающимся осознать свою речь, опереться на знания как на систему ориентиров в процесс речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы  понятий:

  1. Текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связанность (данная и новая информация);
  2. Способы и средства связи предложения, членение текста на абзацы, строение абзаца;
  3. Стили речи (разговорный, научный, деловой, публицистический);
  4. Функционально смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности- описание предмета, описание места, описание состояния природы, человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т д

Уточнены и приведены в систему умения связной речи. Они отобраны и сгруппированы с учетом характера учебной речевой деятельности. Для каждого года обучения выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания и его совершенствованием.

Содержание обучения связной речи (объем знаний и основных умений) в программе изложено изолированно, однако предполагается изучение этого раздела параллельно с языковыми темами курса на протяжении всего учебного года.

Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать текст, читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т д). Предусматривается систематическая работа по орфоэпии.

К концу 6 класса обучающиеся  должны овладеть следующими умениями:

  1. по орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращенные слова, употребительные слова изученных частей речи;
  2. по лексике и фразеологии: употреблять слова (термины) профессиональные, заимствованные в соответствии с их лексическим значением, учетом условий и задач общения, избегать засорения речи иноязычными словами, толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов, пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);
  3. по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа, составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3-5 звеньев, различать морфологические способы  образования изученных частей речи;
  4. по морфологии: классифицировать слово как  часть речи; образовывать и употреблять формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка, определять грамматические признаки изученных частей речи при решении орфографических задач;
  5. по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов, правильно писать слова, свободно пользоваться орфографическим словарем:
  6. по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи

В рабочей программе предусмотрено следующее распределение часов:

Тема «Речь»-51 час,

Закрепление и повторение изученного в 5 классе-19 часов;

Морфология-19 часов;

Прилагательное как часть речи-16 часов;

Глагол как часть речи-14 часов

Причастие как часть речи-23 часа;

Деепричастие как часть речи-18 часов;

Числительное как часть речи-10 часов;

Местоимение-17 часов.

В каждой теме добавлены уроки для повторения и закрепления знаний.

  1. Учебно-тематический план.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

всего

лекций

практ.

Раздел I. 6 класс

Тема 1. Введение

  1. Слово как единица языка

1

1

 Итого по теме 1

1

1

Тема 2 Речь

  1. Речь. Язык. Правописание, Что мы знаем о речи

1

1

  1. Что мы знаем о стилях речи.

1

1

  1. Что мы знаем о типах речи

1

1

  1. Орфография и пунктуация

2

2

  1. Употребление прописных букв

1

1

  1. Буквы Ь и Ъ

1

1

  1. Орфография корня.

2

2

  1. Правописание окончаний слов

3

1

2

  1. Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами

1

1

  1. Слитное и раздельное написание НЕ с существительными

1

1

  1. Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными

2

1

1

диктант

  1. Анализ контрольного диктанта

1

1

  1. Что мы знаем о речи, тексте

3

2

1

сочинение «Лес осенью

  1. Анализ сочинения

1

1

  1. Части речи и члены предложения

3

2

1

Диктант с грамматическим заданием

Итого по теме 2

24

19

5

Тема 3 Имя существительное

  1. Имя существительное как часть речи

1

1

  1. Морфологические признаки существительных

2

1

1

  1. Словообразование существительных

5

5

  1. Правописание сложных существительных

2

2

  1. Употребление имен существительных в речи

12

9

3

сочинение по картине В. Васнецова «Витязь на распутье»

диктант с грамматическим заданием

  1. Определение научного понятия

2

2

  1. Рассуждение-объяснение

1

1

  1. Характеристика научного стиля речи

1

1

Итого по теме

26

22

4

Тема 4. Имя прилагательное

  1. Морфологические признаки прилагательных

2

2

  1. Словообразование прилагательных

3

3

  1. Правописание сложных имен прилагательных

2

2

  1. Буквы Н и НН в именах прилагательных

5

4

1

контрольный диктант

  1. Употребление имен прилагательных в речи

4

4

  1. Уроки развития речи

2

2

изложение

  1. Способы связи предложений в тексте

2

2

  1. Средства связи предложений в тексте

3

3

  1. Употребление параллельной связи

3

1

2

Сочинение на свободную тему

  1. Как исправить текст с неудачным повтором

2

2

Итого по теме 4

28

23

5

Тема 5 Глагол.

  1. Морфологические признаки глагола

2

2

  1. Словообразование глаголов

2

2

  1. Правописание  приставок  ПРЕ и ПРИ

5

3

2

 Контрольный диктант

  1. Буквы Ы и И  в корне после приставок

1

1

  1. Употребление глаголов в речи

3

3

  1. Проверка подготовки по орфографии

1

1

Итого по теме 5:

14

11

3

Тема 6. Причастие

6.1. Что такое причастие

5

5

6.2. Что такое причастный оборот

5

3

2

изложение «Кто такой некто»

6.3. Образование причастий. Действительные и страдательные причастия

5

5

6.4. Полные и краткие причастия

4

4

6.5. Буквы Н и НН в причастиях

4

4

6.6. Слитное и раздельное написание Не с причастиями

4

3

1

контрольная работа

6.7. Анализ контрольной работы

1

1

6.8. Повествование художественного и разговорного стилей

3

3

6.9. Повествование в рассказе

5

3

2

сочинение в жанре рассказа

6.10 Повествование делового и научного стилей

2

2

Итого по теме 6

38

32

6

Тема 7 Деепричастие

7.1. Что такое деепричастие

3

3

7.2. Деепричастный оборот

4

2

2

контрольная работа

7.3. Правописание НЕ с деепричастиями

2

2

7.4. Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида

3

3

7.5. Употребление причастий и деепричастий в речи

4

4

7.6. Проверка подготовки по орфографии и пунктуации

2

1

1

тест

7.7. Описание места

3

2

1

сочинение «Моя комната»

Итого по теме 7

21

17

4

Тема 8. Числительное

8.1.  Что означает числительное

2

2

8.2. Простые, сложные и составные числительные. Правописание числительных

2

2

8.3. Количественные числительные, их разряды и склонения

2

2

8.4. Изменение порядковых числительных

1

1

8.5. Употребление числительных в речи

3

2

1

Контрольная работа

8.6. Уроки развития речи. Описание состояния окружающей среды

5

3

2

Сочинение «Сегодняшний день»

Итого по теме 8

15

12

3

Тема 9.  Местоимения

9.1. Какие слова называются местоимениями

2

2

9.2. Разряды местоимений. Личные местоимения

2

2

9.3. Возвратное местоимение

1

1

9.4. Притяжательное местоимение

1

1

9.5. Указательное местоимение

1

1

9.6. Определительные местоимения

1

1

9.7. Вопросительно-относительные местоимения

2

2

9.8. Отрицательные местоимения

2

2

9.9.Неопределенные местоимения

2

2

9.10 Употребление местоимений  в речи

4

2

2

тест

9.11Соединение в тесте разных типовых фрагментов

5

3

2

сочинение по картине А. Пластова «Ужин трактористов» или по картине И. Левитана «Лесистый берег»

9.12. Уроки развития речи «Сочинение о необычном»

2

2

9.13. Проверка подготовки по пунктуации и орфографии

5

3

2

9.14. Уроки повторения

5

5

Итого по теме 9

36

30

6

Итого по программе

203

165

38

  1. Содержание программы.

Тема 1.

Слово как основная единица языка.

Тема 2.  Речь

2.1.-2.4.

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных  стилей речи (разговорного и художественного

2.6.-2.14

Орфография: употребление прописных букв. Буквы Ъ и Ь. Орфограммы корня. Правописание окончаний слов. Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными, прилагательными. Пунктуация: знаки препинания в конце предложения, запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении. Пунктуационное оформление прямой речи перед словами автора и после слов автора. Тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом.  Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.

  1. Что мы знаем о тексте

Текст. Развитие мысли в тексте: параллельный и последовательный (цепной) способы связи предложений, средства связи - местоимение, деепричастие. Текстовая роль повтора. Нормативный повтор как средство связи предложений, как стилистический прием, повышающий выразительность речи, и повтор-недочет.

  1. Что мы знаем о речи

Типы речи. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния  окружающей среды, деловое (информативное) повествование, рассуждение-объяснение, типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента, способы соединения фрагментов в целом тексте.

2.17. Части речи и члены предложения

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главное и зависимое слова в словосочетании. Главные и второстепенные члены предложения.

Тема 3 Имя существительное

  1. Словообразование существительных

Словообразование имен существительных. Основные  способы образования слов: приставочный, суффиксальный, суффиксально-приставочный, сложение.  

  1. Правописание сложных существительных

Правописание сложных имен существительных и прилагательных, употребление //, НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных, правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-, буквы Ы-И в корне приставок

  1. Разграничение деловой и научной речи

Стили речи: научный и официально деловой стиль (сфера употребления, задача общения, характерные языковые средства).

  1. Характеристика научного стиля

Характерные для научного стиля речи фрагменты текста

  1. Определение научного понятия 

Классификация научного понятия. Структура и языковые средства выражения дефиниций

  1. . Характеристика делового стиля речи

Характерные для делового стиля композиционные формы: инструкция, объяснение.

Тема 6. Причастие

6.1. Что такое причастие

Причастие как особая форма глагола, общее грамматическое значение, морфологическое значение. Суффиксы причастий

6.3. Образование причастий. Действительные и страдательные причастия

Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

6.4. Полные и краткие причастия

Полные и краткие страдательные причастия и их синтаксическая роль

6.6. Слитное и раздельное написание Не с причастиями

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями.

Тема 7. Деепричастие

7.1. Что такое деепричастие

Деепричастие как особая форма глагола. Общее грамматическое значение, морфологические признаки,  роль в предложении. Суффиксы деепричастий.

7.2. Деепричастный оборот

Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом

7.5. Употребление причастий и деепричастий в речи

Культура речи. Орфоэпические особенности причастий и деепричастий. Правильное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами. Текстообразующая функция деепричастных оборотов.

Тема 8. Числительное

8.1-8.6.

Имя числительное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Числительные простые, сложные, составные. Их правописание. Числительные количественные, собирательные, порядковые, дробные, их значение, особенности склонения и правописания. Нормы употребления числительных в устной речи. Правильное употребление в речи имен числительных (в частности, составных)  в косвенных падежах. Верное согласование собирательных числительных (оба, обе, двое, трое) с именами существительными. Правильное произношение имен числительных.

Тема 9.  Местоимения

9.1.-9.9.

Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков.  Правописание неопределенных и отрицательных местоимений, раздельное написание предлогов с местоимениями. Употребление местоимений для связи предложений в тексте. Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте. Верное образование и произношение местоимений.

  1. Список литературы

  1. Львова, С. И. Русский язык: за страницами школьного учебника.[текст]

5. Ключевые термины

Алгоритм

Вопросительные предложения

грамматическая основа

дополнение

деепричастный оборот

Деловой стиль

Зависимое слово

Интонация

Морфемика

морфология

микротема

Научный стиль

Определяемое слово

Обстоятельство

Орфография

Орфоэпия

определение

Описание

Пунктуация

Повествовательные предложения

Причастный оборот

Побудительные предложения

Подлежащее

Повествование

Рассуждение

Речь устная и письменная

Средства связи слов

Спряжение

Склонение

Сказуемое

Словообразование

Словообразовательная модель

Стили речи

Текст

Типы речи

Художественный стиль

Части речи знаменательные и служебные

Члены предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....