Разработка урока русского языка в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Данный урок проводится на заключительном этапе изучения темы:Фонетика" в 5 классе. На уроке вводится понятие "звукопись", "ассонанс", "аллитерация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе « Фонетические средства языка в речи»

Цель урока – работать над формированием понятия «звукопись».

Задачи:

-формирование правописной компетенции: формировать умение правильного написания слов с изученными орфограммами

-формирование общепредметной компетенции:  дать представление о справочной литературе через обучение пользованию справочной литературой

-формирование коммуникативной компетенции: дать понятие о речевой культуре через обучение связному изложению своих мыслей, продолжить работу над чтением, говорением, обучение выразительному чтению

-формирование лингвистической компетенции: формировать умение опознавать  языковые явления по изученным признакам.

-формирование языковой компетенции : расширять словарный запас, вооружить произносительными нормами литературного языка, дать представление о прекрасном в речи через воспитание интереса  к лучшим образцам классической литературы, воспитывать чуткость к поэтическому слову

-

Ход урока.

1 Орфоэпическая минутка. Прочитать слова в соответствии с орфоэпическими нормами. Обратите внимание, произношение какого слова требует не только соблюдения правильного ударения?

СМ. слайд 1.

Слово партер относится к иностранным словам. Требует произнесения твердого звука Т перед Е. Обратите внимание на строчки А.С.Пушкина из известного романа. Попробуйте дать лексическое значение этого слова.(подготовленный ответ ученика с использованием справочной литературы)

 Раек – самые дешевые места в зрительном зале. Находились очень высоко, места для студентов, бедных чиновников.

2. Реализация домашнего задания. В своих рисунках вы должны были попытаться отразить характер звука  или ассоциации, с ними  связанные (приятные или неприятные). Учащиеся представляют свои работы. Вы пытались определить характер звука через ряд ассоциаций, связанных с ним: это мог быть ряд слов, которые начинаются с этой буквы, а может быть, звучание ее повторяет какие-то звуки окружающего мира , и это тоже для вас подсказка.

Вы все такие разные .И звуки очень разные, у них свой характер, вы это доказали. Такое свойство заметили еще древние.Древнегреческий философ Платон считал, что звуки есть быстрые, громадные, округлые. Быстрые слова содержат быстрые звуки. Так в быстрых словах река, рвать, вертеть, трепет есть быстрый звук..                                

        А  вот как наш с вами современник А.Макаревич использует характер этого  же самого звука.

СМ. слайд 2

Звук р, повторяясь во многих словах припева подчеркивает стремительность, динамичность создаваемого образа.

3. СМ слайд 3

На слайде два существа. 1-ое – толстенькое, угловатое, улыбчивое, кругленькое.

2-ое – угловатое, колючее, злое, ершистое. Какое из них можно было назвать жаваруга? А какое мамлыга. Звуки Ж,Р,Г  ассоциируется с чем-то угловатым, страшным,а М,Л,Н    с чем-то округлым, приятным. Такое наблюдение сделали психологи.

Как свойства звуков используют поэты и писатели в художественных произведениях?

На это вопрос мы с вами и должны сегодня ответить. Постановка цели урока

 4.Объяснение материала

 СМ слайд 4. Стихотворение А.Барто. Прочитайте, выпишите слова с пропущенными орфограммами.

Какие слова характеризуют образы, представленные в стихотворении

СМ слайд5

Гром – грохочет

Мыши- зашуршат

Листопад- листья , летят

1-ый образ создается при помощи повтора звуков г, р

2-ой образ -  звука ш

3-ий образ – звука л

Повторяясь, эти согласные звуки помогают передать звуки мира , и мы лучше представляем эти образы, как будто слышим их.

См. слайд 6

Звукопись – художественный прием, связанный с созданием звуковых образов и основанный на использовании  звуковых повторов ( повторов звуков или их сочетаний), которые могут имитировать в тексте звуки реального мира, а также вызывать ассоциации с какими-либо чувствами и мыслями.

 Аллитерация – это

Читаем определение. Обращаем внимание на ЛЛ в слове.

Как вы думаете, а какое средство еще есть? Верно, оно должно быть связано с гласными. Дайте определение этого средства по аналогии с первым.

Ассонанс  - это

СМ слайд 7

Прочитайте стихотворные строки так, чтобы было понятно,  какие  приемы звукописи использованы.

- В первом тексте звук У помогает создать образ завывающего ветра, стихии, чего-то пугающего – это ассонанс.

- Во втором тексте – аллитерация.   Плеск волн, их колыхание и пение создается при помощи звуков В  и Л и поддерживается шипящими  Ш, Ч. Почему? Что значит выражение «волна гульлива?

(гульлива, гул  И ГУЛЯЕТ –это слова родственные, в этой способности волны есть что-то

устрашающее, тревожное, ведь она делает, что захочет)

СМ Слайд 8

Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым набором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь (В. Лопатин,Л.Лопатина, 1990 год)

Мы говорили о скороговорке  на уроках, посвященных детскому фольклору. Какова цель скороговорки ?  Научить ребенка выговаривать трудные для него звуки. В скороговорках не надо искать смысла, настроения

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

По семеро в сани уселись сами.

5. Закрепление понятий на примере прозаического текста. Объяснение домашнего задания.

  Предлагается текст

Все было живым в Стране Детства.

Каждая вещь в квартире жила особенной жизнью, имела свое лицо, голос и повадки.

Над кухонным столом медового, съедобного цвета висел черный лохматый Ершик, которым чистили ламповые стекла. Когда его брали в руки, ручка ершика сердито пищала:Ершик был живой, он мог укусить, и я боялась его. Если я уж вертелась под ногами,  Авдотья восклицала:

-А вот я тебя Ершику отдам!

А Ершик противно пищал и топорщился от злости. Сахарные щипцы мы называли Хаха, потому что они раскрывались, как рот во время хохота. Хаха тоже был живой: скалился – радовался, когда грыз сахар. (По О.Бергольц).

. Прочитайте, выделите предложение, в котором выражена основная мысль.

Почему название предметов написаны с большой буквы? Что помогает оживить образы стихотворения? Какие средства звукописи использованы?

Ершик – повторение звука Ш,Щ

Сахарные щипцы – звук Х  буква,.которая обозначена этим звуком напоминает форму щипцов, помогает подчеркнуть способность щипцов хохотать, что тоже оживляет образ.  Повторение звуков Ш,Щ помогает создать характер ершистого существа, немного вредного, капризного, которым можно даже пугать детей. Таким образом прием аллитерации используется и в прозаическом тексте, а вы дома попробуете оживить любой предмет, хорошо вам знакомый, используя приемы звукописи, о которых вы сегодня узнали и другие изобразительные средства языка (олицетворения, сравнения)

Подводя итог сегодняшнего урока, ответьте на вопрос:

Почему для оформления сегодняшней презентации я использовала музыкальные знаки?

Ассонанс и аллитерация помогают звучанию стихотворных строк и «работают» даже в прозаическом тексте. Они делают речь более выразительной, яркой..Кроме того, конечно, помогают созданию образа наряду с другими  средствам, оживляют предметы, помогают создать определенное настроение.  

См Слайд 9 

Роль звукописи в тексте

Звукопись придает речи особую наглядность и изобразительность, способствует более яркой и образной передаче чувств и настроений автора или лирического героя.

Все было живым в Стране Детства.

Каждая вещь в квартире жила особенной жизнью, имела свое лицо, голос и повадки.

Над кухонным столом медового, съедобного цвета висел черный лохматый Ершик, которым чистили ламповые стекла. Когда его брали в руки, ручка Ершика сердито пищала:ершик был живой, он мог укусить, и я боялась его. Если я уж вертелась под ногами, Авдотья восклицала:

-А вот я тебя Ершику отдам!

А Ершик противно пищал и топорщился от злости. Сахарные щипцы мы называли Хаха, потому что они раскрывались, как рот во время хохота. Хаха тоже был живой: скалился – радовался, когда грыз сахар. (По О.Бергольц)

---------------------------------------------------------------------------------

Все было живым в Стране Детства.

Каждая вещь в квартире жила особенной жизнью, имела свое лицо, голос и повадки.

Над кухонным столом медового, съедобного цвета висел черный лохматый Ершик, которым чистили ламповые стекла. Когда его брали в руки, ручка Ершика сердито пищала:Е ршик был живой, он мог укусить, и я боялась его. Если я уж вертелась под ногами, Авдотья восклицала:

-А вот я тебя Ершику отдам!

А ершик противно пищал и топорщился от злости. Сахарные щипцы мы называли Хаха, потому что они раскрывались, как рот во время хохота. Хаха тоже был живой: скалился – радовался, когда грыз сахар. (По О.Бергольц)

---------------------------------------------------------------------------------------

Все было живым в Стране Детства.

Каждая вещь в квартире жила особенной жизнью, имела свое лицо, голос и повадки.

Над кухонным столом медового, съедобного цвета висел черный лохматый Ершик, которым чистили ламповые стекла. Когда его брали в руки, ручка Ершика сердито пищала:Е ршик был живой, он мог укусить, и я боялась его. Если я уж вертелась под ногами, Авдотья восклицала:

-А вот я тебя Ершику отдам!

А Ершик противно пищал и топорщился от злости. Сахарные щипцы мы называли Хаха, потому что они раскрывались, как рот во время хохота. Хаха тоже был живой: скалился – радовался, когда грыз сахар. (По О.Бергольц)

---------------------------------------------------------------------------------------------

Все было живым в Стране Детства.

Каждая вещь в квартире жила особенной жизнью, имела свое лицо, голос и повадки.

Над кухонным столом медового, съедобного цвета висел черный лохматый Ершик, которым чистили ламповые стекла. Когда его брали в руки, ручка Ершика сердито пищала: Ершик был живой, он мог укусить, и я боялась его. Если я уж вертелась под ногами, Авдотья восклицала:

-А вот я тебя Ершику отдам!

А Ершик противно пищал и топорщился от злости. Сахарные щипцы мы называли Хаха, потому что они раскрывались, как рот во время хохота. Хаха тоже был живой: скалился – радовался, когда грыз сахар. (По О.Бергольц)

Все было живым в Стране Детства.

Каждая вещь в квартире жила особенной жизнью, имела свое лицо, голос и повадки.

Над кухонным столом медового, съедобного цвета висел черный лохматый Ершик, которым чистили ламповые стекла. Когда его брали в руки, ручка Ершика сердито пищала:Ершик был живой, он мог укусить, и я боялась его. Если я уж вертелась под ногами, Авдотья восклицала:

-А вот я тебя Ершику отдам!

А Ершик противно пищал и топорщился от злости. Сахарные щипцы мы называли Хаха, потому что они раскрывались, как рот во время хохота. Хаха тоже был живой: скалился – радовался, когда грыз сахар. (По О.Бергольц)

---------------------------------------------------------------------------------

Все было живым в Стране Детства.

Каждая вещь в квартире жила особенной жизнью, имела свое лицо, голос и повадки.

Над кухонным столом медового, съедобного цвета висел черный лохматый Ершик, которым чистили ламповые стекла. Когда его брали в руки, ручка Ершика сердито пищала:Е ршик был живой, он мог укусить, и я боялась его. Если я уж вертелась под ногами, Авдотья восклицала:

-А вот я тебя Ершику отдам!

А Ершик противно пищал и топорщился от злости. Сахарные щипцы мы называли Хаха, потому что они раскрывались, как рот во время хохота. Хаха тоже был живой: скалился – радовался, когда грыз сахар. (По О.Бергольц)

---------------------------------------------------------------------------------------

Все было живым в Стране Детства.

Каждая вещь в квартире жила особенной жизнью, имела свое лицо, голос и повадки.

Над кухонным столом медового, съедобного цвета висел черный лохматый Ершик, которым чистили ламповые стекла. Когда его брали в руки, ручка Ершика сердито пищала:Ершик был живой, он мог укусить, и я боялась его. Если я уж вертелась под ногами, Авдотья восклицала:

-А вот я тебя Ершику отдам!

А Ершик противно пищал и топорщился от злости. Сахарные щипцы мы называли Хаха, потому что они раскрывались, как рот во время хохота. Хаха тоже был живой: скалился – радовался, когда грыз сахар. (По О.Бергольц)

---------------------------------------------------------------------------------------------

Все было живым в Стране Детства.

Каждая вещь в квартире жила особенной жизнью, имела свое лицо, голос и повадки.

Над кухонным столом медового, съедобного цвета висел черный лохматый Ершик, которым чистили ламповые стекла. Когда его брали в руки, ручка Ершика сердито пищала:Е ршик был живой, он мог укусить, и я боялась его. Если я уж вертелась под ногами, Авдотья восклицала:

-А вот я тебя Ершику отдам!

А Ершик противно пищал и топорщился от злости. Сахарные щипцы мы называли Хаха, потому что они раскрывались, как рот во время хохота. Хаха тоже был живой: скалился – радовался, когда грыз сахар. (По О.Бергольц)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"

Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....

Разработка урока русский язык 6 класс

Данный урок  проводится при изучении темы "Числительное".  Посредством краеведческого материала закрепить практические навыки правильного употребления числительного в речи.  ...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...