Рабочая программа по русскому языку , 5 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) по теме

Чернова Энзе Асгатовна

 

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основании следующих документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения.
2.  Программы средней общеобразовательной школы « Русский язык.  5-11 классы татарских школ». Авторы – составители: Л.З. Шакирова, Н.Н.Фаттахова, Р.Ю. Закирова, З.Ф.Юсупова. Программа допущено МО РТ.

Издательство «Магариф», Казань, 2003 г.

3. Учебного плана МБОУ «Бурдинская СОШ».     

 

      Количество часов -140, в неделю - 4 часа. (35 уч. нед.)

    

   Согласно учебному плану для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы общего образования, на изучение русского языка в 5 классе отводится 105 часов , то есть 3 часа в неделю.

    В программе средней школы “Русский язык.  5-11 классы татарских школ” на изучение русского языка в 5 классе  отводится 170 часов , то есть 5 часов  в неделю.

    В соответствии с учебным планом МБОУ «Бурдинская СОШ» рабочая программа рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю), т.к. 1 час в неделю (35 ч. в год) выделен из компонента образовательногоучреждения. В календарно-тематическом плане данные часы отводятся для изучения программного материала.

     Распределение часов по разделам курса произведено самостоятельно. При составлении рабочей программы в последовательность изучения тем внутри раздела «Фонетика. Графика. Культура речи», «Текст»внесены незначительные изменения в соответствии с учебником.

    Раздел «Текст» рассредоточен в соответствии с изучаемым языковым материалом.

    В программе соблюдены принципы преемственности и системности. В 5 классе учащиеся, опираясь на знания, полученные в 1-4 классах, совершенствуют навыки и умения по разделам «Текст», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика», «Фонетика. Графика»,  «Орфоэпия и орфография», «Морфемика. Словообразование», «Морфология». При изучении материалов учитывается особенности родного языка школьников и возможности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus.yaz_._11-12_5_klass.doc351.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты освоения материала

Вид контроля, измерители

Дата проведения

план

факт.

Язык – важнейшее средство человеческого общения. Общение. Язык и речь. (1 ч.)

1

Язык – важнейшее средство общения. Диалогическая и монологическая речь.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Содержание и структура учебного комплекса по русскому языку для 5 класса. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Богатство русского языка.

Знать, что язык – универсальное средство общения, средство передачи знаний, опыта, мудрости от одного поколения к другому.
Уметь ориентироваться в содержании  учебника.

Ответить на вопросы.

I четверть

02.09

Повторение изученного в 1-4 классах. (2ч.)

2

Повторение пройденного в 4 классе. Звуки и буквы. Состав слова. Орфограмма.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Произношение и правописание слов с безударными гласными в корне. Произношение и правописание слов со звонкими и глухими согласными. Произношение  слов с согласными ж, ш, ч, щ. Состав слова.

Знать произношение трудных для учащихся татар звуков в составе слова; правописание слов с проверяемыми гласными и согласными.  Уметь выделять в словах окончание, корень, суффикс и основу.

Фонетический и морфемный разбор.

05.09

3

Повторение морфологии.

Части речи – имя существительное, имя прилагательное, глагол

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Части речи. Основные признаки существительных, прилагательных, глаголов. Согласование существительных с прилагательными.

Знать изученные части речи по общему грамматическому значению.

Уметь определять основные признаки имен существительных, прилагательных, глаголов и пользоваться этими знаниями.

Морфологический разбор.

06.09

Синтаксис и пунктуация. Культура речи. (18 ч.) + Текст. (15 ч.)

4

Синтаксис и пунктуация. Слово и словосочетание.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Основные признаки словосочетания, смысловая и грамматическая связь в словосочетаниях. Последовательность выделения словосочетаний в предложениях.

Знать определение словосочетания, строение словосочетания. Уметь вычленять словосочетания из предложений, ставить вопросы, устанавливать смысловую и грамматическую связь, производить синонимическую замену  словосочетаний.

Зрительный диктант.

07.09

5

Предложение.

1

Комбинированный урок.

Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других единиц. Грамматическая основа предложения.

Знать основные признаки предложения; что составляет грамматическую основу предложения; что основа предложения может состоять из одного и двух главных членов. Уметь находить основу предложения.  

Составление рассказа по картинам.

09.09

6

Развитие речи.

 Текст.  (23 ч.)

Текст 23/1

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Текст как речевое произведение. Сопоставление разные по смыслу предложения и предложения, организующие связное высказывание. Работа с текстом.

Знать определение текста, его признаки. Уметь  доказать принадлежность к тексту, определять грамматическую и смысловую связь предложений в тексте.

Словарный диктант.

12.09

7

Развитие речи.

Тема и основная мысль текста.

Текст 23/2

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Осмысление, раскрытие тему высказывания, членение текста; подбор заголовок.

Уметь определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок; членить текст на смысловые части и составлять план.

Тест.

13.09

8

Виды предложения по цели высказывания.

Повествовательные предложения.

1

Комбинированный урок.

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, побудительные и вопросительные. Сфера использования, их роль в тексте.

Знать виды предложений по цели высказывания, особенности интонации; распознавать их интонационно. Уметь  правильно произносить повествовательные предложения.

Разбор по членам предложения.

14.09

9

Развитие речи.

№1 Сочинение-описание картины И.И.Левитана «Золотая осень»

Текст 23/3

1

Урок развития речи.

Описание как тип речи. Смысловое, композиционное и стилистическое единство текста сочинения.  

Уметь создавать текст заданного стиля, редактировать текст. Уметь выбрать языковые средства в зависимости от цели, темы.

Сочинение №1

16.09

10

Вопросительные предложения.

1

Комбинированный урок.

Способы образования вопросительных  предложений: частица ли, вопросительные слова, интонация. Логическое ударение в предложениях.

Знать способы образования вопросительных  предложений, особенности интонации вопросительных  предложений.

Уметь  составлять вопросительные предложения и  правильно интонировать их.

Творческий диктант.

19.09

11

Побудительные предложения.

1

Комбинированный урок.

Виды предложений по эмоциональной окраске. Интонационные и смысловые особенности побудительных предложений.

Знать особенности интонации побудительных предложений. Уметь распознать побудительные предложения, углубить и закрепить знания по видам простых предложений.

Тест.

20.09

12

Развитие речи.

Смысловые части текста. План.

Текст 23/4

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Членение текста на смысловые части; составление простого плана; средства связи в предложениях.

Знать средства связи предложений в тексте. Уметь членить текст на смысловые части; составлять простой план в форме повествовательных и вопросительных предложений.

Работа с текстом.

21.09

13

Развитие речи.

 Речевой этикет.

Выражение просьбы.

Текст 23/5

1

Урок развития речи.

Формулы этикета: выражение просьбы. Составление текста, который выражает просьбу.

Знать формулы этикета. Уметь использовать в устной и письменной речи  формулы этикета.

Словарный диктант.

23.09

14

Развитие речи.

Связь предложений в тексте.

Текст 23/6

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Средства связи предложений в тексте: повтор слов, синонимы и местоимения. Разбор текстов.

Знать  средства связи предложений в тексте. Уметь правильно определить способ связи.

Анализ текста.

26.09

15

Главные  члены предложения. Подлежащее и сказуемое.

1

Комбинированный урок.

Признаки главных членов предложения. Способы выражения  подлежащих и сказуемых.

Знать главные члены предложения. Уметь устанавливать грамматическую основу предложений; употреблять в устной и письменной речи предложения с подлежащими, выраженными собственными, нарицательными именами существительными м.р., ж.р., ср,р. и местоимениями.

Синтаксический разбор предложений.

27.09

16

Развитие речи.

№1 Изложение. (Упр. 122.)

Текст (23/7)

1

Урок развития речи.

Чтение текста. Составление плана. Пересказ текста. Работа над изложением.

Уметь понимать содержание текста, определять его тему, основную мысль, рассказать, исходный текст по смысловым частям, передавать  подробно содержание текста.

Изложение №1.

28.09

17

Второстепенные члены предложения.

Дополнение.

1

Комбинированный урок.

Второстепенные члены предложения. Способы выражения дополнения:  распространенные предложения с дополнениями, выраженными существительными и местоимениями в разных падежных формах.

Знать определение дополнения, способы его выражения и графическое обозначение дополнения.

Уметь находить дополнение в предложении, отличать прямое дополнение от подлежащего.

Творческий диктант.

30.09

18

Обстоятельство.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Способы выражения обстоятельств, их виды; распространенные предложения с обстоятельствами, выраженными наречиями и существительными с предлогами

Знать определение обстоятельства, способы его выражения и графическое обозначение, определять виды обстоятельств. Уметь находить обстоятельства, определять способ  выражения.

Придумать предложения по схемам.

03.10

19

Определение.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Способы выражения определений. Соотношение морфологического (падежного) и синтаксического (смыслового) вопросов к определению (в случаях их несовпадения).

Знать  способы выражения определения. Уметь находить определение в предложении; употреблять в устной и письменной речи распространенные  предложения с определениями, выраженными прилагательными и местоимениями (притяжательными и указательными).

Работа по карточкам

04.10

20

Нераспространенные и распространенные предложения. Творческий диктант.

1

Комбинированный урок.

Научить устанавливать грамматическую основу предложений;  распространять предложения.

Знать в чем отличие между  нераспространенными и распространенными  предложениями. Уметь различать  нераспространенные и распространенные предложения; распространять предложения.

Творческий диктант.

05.10

21

Развитие речи.

Типы речи.

Повествование.

Текст  23/8

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Типы речи; основная мысль текста; признаки повествовательного текста.

Знать типы речи; понимать зависимость типа речи от содержания. Уметь определять в тексте тип речи; устанавливать композиционные особенности текста повествования;  сжато пересказать текст, сохраняя его строение и используя простейшие способы связи предложений; конструировать концовку текста.

Составление плана и пересказ текста по плану. Книга «Русская речь» стр.9, упр. 20.,70,138.

07.10

22

Развитие речи.

Описание.

Текст 23/9.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Описание предмета. Строение текста описания. Научное и художественное описание. Виды описания.

Знать типы речи. Уметь устанавливать композиционные особенности текста описания; составлять тексты описания; сжато пересказать текст, сохраняя его строение и используя простейшие способы связи предложений.

«Риторика. 5 класс»

стр.14, упр 14 составить по данному плану текст.

10.10

23

Творческий диктант. Анализ диктанта.  

1

Урок применения знаний и умений.

Главные и второстепенные члены предложения. Знаки конца предложения.  Изученные правила орфографии

Уметь анализировать текст с точки зрения орфографической и пунктуационной грамотности.

Диктант. Самостоятельная работа.

11.10

24

№1. Контрольный диктант по теме  

"Главные и второстепенные члены предложения".

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений.

Главные и второстепенные члены предложения. Знаки конца предложения.

Уметь записывать аудируемый текст в соответствии с нормами письма, выполнять различные виды языкового разбора.

Контрольный диктант №1.

12.10

25

Работа над ошибками. Предложения с однородными членами. Знаки препинания между однородными членами.

1

Комбинированный урок.

Анализ текста.  Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и.

Уметь анализировать текст; интонационно правильно употреблять в устной речи предложения с однородными членами, правильно согласовывать сказуемое-глагол с однородными подлежащими; переводить с родного на русский язык предложения со сказуемым-глаголом при однородных подлежащих.

Дополнить предложения однородными членами, составить схемы предложений.

14.10

26

Развитие речи.

Выражение приветствия.

Текст  23/10

1

Урок развития речи

Формулы этикета: приветствие. Слова, которые помогают выражать  приветствие.

Знать значение слова этикет. Уметь использовать в устной и письменной речи формулы этикета.

Работа по карточкам.

17.10

27

Развитие речи.

№2   Изложение.

(упр. 151).

Текст 23/11

1

Урок развития речи

Композиция повествования. План как средство внутренней организации текста

Знать особенности повествования как типа речи, его композицию.

Уметь строить текст повествования, составлять план текста повествовательного характера.

Изложение №2

18.10

28

Разбор простого предложения. Предложения с обращениями.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Предложения, осложненные обращением. Обращение, выраженное словом или сочетанием слов. Знаки препинания в предложениях с обращениями. Схема разбора простых предложений. Члены предложения.

Знать,  что такое обращение, роль обращения в речи; порядок разбора простого предложения.  Уметь составлять предложения с обращениями;  различать обращение и подлежащее, соблюдать звательную интонацию при чтении предложений с обращениями; правильно разбирать простое предложение.

Тест.

19.10

2930

Развитие речи.

 №2 Сочинение -

описание картины А.А.Пластова «Первый снег» Текст 23/12,13

2

Уроки развития речи

Тип речи – описание. Особенности описания. Композиционная схема описания

Знать композиционные особенности описания.

Уметь создавать текст описания

Сочинение №2.

21.10

24.10

31

Развитие речи.

 Письмо.

 Поздравление.  

  

Текст  23/14

1

Урок развития речи

Формулы этикета: поздравление, письмо.

Уметь  использовать в устной и письменной речи формулы этикета; составлять тексты поздравления и благодарности.

Написать письмо.

25.10

32

Простые и сложные предложения. Сложные предложения с союзами и, а, но.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Простые и сложные предложения. Грамматическая основа предложений.  Понятие о сложносочиненном предложении. Строение ССП, средства связи частей ССП, смысловые отношения между частями ССП.

Знать признаки сложного предложения. Уметь отличать простое предложение от сложного, выделять в них грамматические основы, характеризовать предложение по количеству грамматических основ; различать простое предложение с однородными членами, соединенными одиночным союзом и, и сложное предложение с союзом и; ставить запятую в сложных предложениях с союзами.

Конструирование сложных предложений (упр.187).

26.10

33

Сложные предложения со словами что, чтобы, где, когда, который.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение СПП, средства связи его частей.

Знать структуру СПП, средства связи его частей. Уметь  правильно ставить знаки препинания; составлять схемы; употреблять в правильной форме слово который.

Предупредительный диктант.

28.10

34

Повторение.   Разбор сложного  предложения.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Сложные и простые осложненные предложения. Знаки завершения предложения, разделительные и выделительные знаки препинания. Разбор предложений по схеме.

Знать порядок разбора сложного предложения. Уметь: правильно разбирать сложное предложение; строить сложное предложение по заданной схеме.

Составить предложения по схеме.

II четверть

08.11

35

Развитие речи.

  №3 Изложение.  

 «Догадливая белка»

(Упр. 165)

Текст  23/15

1

Урок развития речи.

Текст с цепной связью предложений. Смысловое, композиционное и стилистическое единство текста.

Уметь разбивать текст на смысловые части, составлять простой план, определять тему и основную мысль, воспроизводить текст письменно.

Изложение №3.

09.11

36

Прямая речь.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Диалог. Этика общения. Знаки препинания при диалоге и прямой речи.

Уметь определять слова автора, прямую речь; ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью; составлять схемы предложений с прямой речью; выразительно читать предложения с прямой речью.

Самостоятельная работа по упр.200.

11.11

Лексика. Культура речи (5 ч.) +  Текст (1 ч.).

37

Слово и его лексическое значение.       Словари.  Однозначные и многозначные слова

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Лексикология как раздел лингвистики. Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Слово – основная единица языка и речи. Отличие слова от других языковых единиц. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов. Однозначные и многозначные слова

Знать, что такое лексическое и грамматическое значение слова; понятие «словарный запас»;  виды толковых словарей.

Уметь различать лексическое и грамматическое значение слов, пользоваться толковым словарем, владеть основными способами объяснения лексического значения слова, определять значение многозначного слова.

Словарный диктант.

14.11

38

Прямое и переносное значение слов.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи. Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения особенностей лексического значения слов. Прямое и переносное значение слов.

Знать понятия «прямое и переносное значение слова».

Уметь замечать слова, имеющие переносное значение; воспринимать их выразительную функцию в речи; пользоваться толковым словарем, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.

Работа по рисункам.

15.11

39

Синонимы.

1

Комбинированный урок.

Синонимы как слова, близкие и тождественные по лексическому значению. Смысловые и стилистические различия синонимов. Словари синонимов русского языка и их использование. Наблюдение за использованием синонимов в художественных текстах.

Знать  определение синонимов;  различение слов-синонимов по оттенкам значений, эмоциональной окраске и стилевой неоднородности.

Уметь подбирать синонимы к данному слову, строить синонимический ряд, пользоваться словарем синонимов, употреблять синонимы в речи.

Творческая работа  по упр. 232.

16.11

40

Антонимы. Повторение и систематизация изученного.

1

Комбинированный  урок.

Антонимы как слова, противоположные по лексическому значению. Словари антонимов русского языка. Наблюдение за использованием антонимов в художественных текстах.

Знать, что такое антонимы; их стилистическую роль. Уметь пользоваться словарем антонимов, находить антонимы в тексте, употреблять в речи

Занимательная лексика. игра «Кто больше?»

18.11

41

Контрольная работа по теме «Лексика».

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений.

Простые и сложные предложения. Лексика.

Уметь определять лексическое значение слов; употреблять слова в речи в соответствии с их лексическим значением.

Тест.

21.11

42

Развитие речи.

Работа над ошибками. Понятие  о рассказе.

Текст 23/16

1

Комбинированный  урок.

Работа над ошибками. Рассказ. Особенности его структуры.

Знать значение слова рассказ. Уметь определить рассказ; составлять рассказ по теме и сюжетным картинам.

Зрительный диктант.

22.11

Фонетика. Графика. Культура речи (8ч.).

43

Звуки речи. Гласные и согласные звуки.

1

Комбинированный  урок.

Звуки гласные и согласные. Ударные и безударные гласные. Согласные и гласные звуки. Различение буквы и звука.

Знать  различие между буквой и звуком;  гласные  и  согласные звуки, звонкие и глухие согласные; твердые и мягкие согласные. Уметь устанавливать значение звуков в образовании слов; различать гласные и согласные.

Словарный диктант.

23.11

44

Гласные звуки. Слог.

1

Комбинированный  урок.

Гласные звуки, их произношение; членить слова на слоги; обратить внимание на правила переноса слов.  Гласные ударные и безударные.

Знать особенности образования гласных звуков, различия между ударными и безударными звуками.

Уметь выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику, правильно произносить гласные звуки, делить слова на слоги для переноса.

Зрительный диктант.

25.11

45

Ударение.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Особенности ударения в русском языке. Ударные и безударные слоги. Ударение как средство различения слов (замОк-зАмок) и форм одного слова.

Знать разноместность, подвижность ударения в русском языке; омоформы. Уметь определять место ударения, различать ударные и безударные слоги;  употреблять в речи формы слов в соответствии с акцентными  нормами русского языка.

Словарный диктант.

28.11

46

Согласные звуки, их произношение.

1

Комбинированный  урок.

Согласные звуки. Сонорные согласные. Шипящие согласные. Смыслоразличительная роль звука.

Знать особенности образования согласных звуков, произношение согласных звуков. Уметь различать на слух и  правильно произносить согласные звуки в составе слов; различать согласные звуки [б  ] и [  в],  правильно про износить [ с ] и [ц ];[ ш ],[ч ], [щ ]

Выборочный диктант.

29.11

47

Звонкие и глухие согласные.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Согласные звонкие и глухие. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости. Оглушение и озвончение согласных звуков.

Знать звонкие и глухие согласные, сонорные согласные. Уметь различать на слух и правильно произносить звонкие и глухие согласные в составе слов, словосочетаний и предложений.

Тест.

30.11

48

Твёрдые и мягкие согласные.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Согласные твердые и мягкие. Сопоставлять запись слова в транскрипции с орфографической записью. Парные  твердые и мягкие согласные. Твердые ж,ш,ц и мягкие ч,щ,й.

Знать различие между твердыми и мягкими согласными, непарные по твердости и мягкости, (особое внимание звуку й).

Уметь различать твердые и мягкие согласные, правильно произносить согласные звуки в составе слов; пользоваться орфографическим и орфоэпическим словарем.

Работа  по карточкам.

02.12

49

Графика. Звуки и буквы. Алфавит. Значения букв я,ю,е,ё.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Графика как раздел науки о языке. Звуки и буквы. Алфавит.

Знать алфавит; правильное название букв;  в каких позициях е, ё, ю, я обозначают один звук и в каких – два. Уметь  выполнять фонетический разбор слов с буквами е, ё, ю, я; правильно читать слова с е,ё,ю,я; правильно соотносить в словах звуки и буквы; пользоваться порядком букв в алфавите.

Составление предложений.

Отгадывание загадок.

05.12

50

№2 Контрольный диктант по теме «Фонетика».

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений.

Звуки и буквы. Согласные и гласные. Твердые и мягкие. Звонкие и глухие.

Уметь записывать аудируемый текст в соответствии с нормами письма.

Контрольный диктант №2.

.06.12

Орфоэпия и орфография. Культура речи. (8 ч.).

51

Гласные после шипящих.  Правописание безударных гласных в корне слова. (П 63)

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Правописание гласных после шипящих (жир, щука, шить, чудо). Буквы ш и щ: произношение.  Правописание безударных гласных в корне слов, проверяемых (примерять - мерить) и не  проверяемых  ударением (винегрет, пескарь). Применение  знаний и умений по фонетике в практике правописания.

Знать предмет изучения орфоэпии и орфографии; правописание гласных после шипящих; правила правописания гласных в корне. Уметь произносить и обозначать на письме гласные а,и,у после шипящих ж,ш,ч,щ; употреблять их в речи;  произносить и писать слова с безударными гласными в корне слова;  подбирать проверочные слова;  или изменять форму слова; пользоваться орфографическим словарем..  

Словарный диктант.

07.12

52

Обозначение мягкости согласных на письме

(ь знак, буквы е,ё,ю,я) (П 60)

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Обозначение мягкости согласных на письме. Мягкий знак для  обозначения мягкости согласных на письме (конь). Буквы е,ё,ю,я  для  обозначения мягкости согласных (мяч, люк, лён)

Знать   обозначение мягкости согласных на письме, функцию ь. Уметь правильно писать слова с мягкими согласными обозначать их мягкость при помощи букв ь и е,ё,ю,я; различать двойную роль букв  е,ё,ю,я (для обозначения 2-х звуков и мягкости согласных).

Самостоятельная работа.

09.12

53

Произношение и правописание  звонких и глухих согласных  и  сочетаний согласных  чк, чн ,нч, нщ, рщ.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Произношение и правописание  звонких и глухих согласных.  Озвончение (косьба-ко(з)ба, вокзал). Оглушение (зуб, род).   Произношение и правописание   сочетаний согласных  чк, чн ,нч, нщ, рщ.

Знать значение слов  озвончение и  оглушение; правописание сочетаний  чк, чн ,нч, нщ, рщ.  Уметь правильно произносить и писать слова с сочетаниями чк, чн ,нч, нщ, рщ ;  правильно произносить и писать слова со звонкими и глухими согласными;  различать на слух звонких и глухих согл-х (проверяемых и непроверяемых); подбирать проверочное  (однокоренное) слово или изменять форму слова.

Диктант «Проверяю себя»

12.12

54

Буквы и  и  ы  после  ц.

(п.72)

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Правописание гласных и и ы после ц в корне, окончаниях и суффиксах. Объяснение особенностей произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции.

Знать правописание   и  и  ы  после  ц. Уметь произносить и правильно писать буквы и  и  ы  после  ц; соотносить правописание букв и и ы с морфемным строением слова

Самостоятельная работа.

13.12

55

Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Тренировать в применении правила проверки непроизносимых  согласных на письме. Удвоенные согласные. Правильное произношение и правописание слов с удвоенными согласными.

Знать  правописание непроизносимых  и удвоенных согласных. Уметь опознавать орфограмму в слове, проверять непроизносимые согласные в корне, правильно читать слова с долгими  согласными, обозначенными двумя одинаковыми буквами.

Словарный диктант.

14.12

56

Буквы ъ и ь,  не обозначающие звуков. (по Ладыженской  п.11.,стр.22.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Закрепление навыков произношения и правописания слов с Ъ и Ь. Морфемный разбор.

Знать  произношение и правописание слов с Ъ и Ь. Уметь различать  функции  ь: Ь – разделительный знак и Ь – показатель мягкости согласных;  соотносить правописание ъ с морфемным строением слова.

Словарный диктант.

16.12

57

Фонетический разбор.

1

Урок применения знаний и умений.

Порядок фонетического разбора. Характеристика звуков. Устный и письменный разбор. Повторение: звуко-буквенный анализ слов; воспроизведение  орфографических правил; нахождение в словах орфограмм.

Знать порядок фонетического разбора.  Уметь производить устный и письменный фонетический разбор слов; правильно писать слова с изученными видами орфограмм; умение находить и исправлять орфографические ошибки; правильно произносить слова.

Фонетический разбор слов. Ответы на контрольные  вопросы.

19.12

58

Систематизация и повторение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Звук – основная единица языка. Обобщение сведений о звуках речи и их классификации, изменение звуков в речевом потоке. Правописание гласных и согласных в корне.

Уметь сопоставлять звук и букву, свободно пользоваться алфавитом, орфографическим и орфоэпическим словарями, безошибочно писать, соблюдая языковые нормы.

Тест.

20.12

Морфемика. Словообразование. Орфография. Культура речи. (8 ч.)

59

Изменение и образование слов.

1

Комбинированный урок.

Морфемное строение слова. Морфема – минимальная значимая часть слова (приставка, корень, суффикс, окончание). Изменение и образование слов.

Знать основные морфемы слова.  Уметь различать однокоренные слова и формы слова, производить морфемный разбор.

Самостоятельная работа по каточкам.

21.12

60

Основа и окончание слова. (п 65,66)

1

Комбинированный урок.

Основа слова как выразитель лексического значения слова. Окончание как изменяемая морфема и как средство для образования форм слова и связи между словами в словосочетании и предложении. Нулевое окончание.

Знать способы словоизменения. Уметь находить в словах морфемы; выделять в слове окончание и основу; определять, какое грамматическое значение выражает окончание.

Самостоятельная работа (разбор по составу слова).

23.12

61

Корень слова. Правописание безударных гласных  в корне.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Корень - главная и обязательная часть слова. Смысловая общность однокоренных слов. Правописание безударных гласных  в корне.

Знать определение корня, однокоренных слов, способы проверки слов с орфограммами в корне. Уметь находить, подбирать, образовывать однокоренные слова, различать однокоренные слова и слова с корнями-омонимами, понимать, что родственные слова имеют общность в лексическом значении

Пересказать содержание текста упр.263.

26.12

62

Буквы ё – о  после шипящих в корне.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Правописание гласных  о и ё после шипящих  в корне слова (шорох шорохи, шёпот-шептать)

Знать правописание о и ё после шипящих. Уметь  опознавать орфограмму в корне; видеть «сигналы» для орфограммы (безударное положение, позицию после шипящих), безошибочно писать.

Словарный диктант.

27.12

63

Суффикс.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Образование слов с помощью суффиксов. Смысловое значение наиболее употребительных суффиксов: обозначение людей по роду занятий, по профессии (-чик, -щик, -ник, -тель), обозначение лиц женского пола (-к, -ниц, -иц), по месту жительства, уменьшительно-ласкательные.

Знать образование слов с помощью суффиксов. Уметь выделять в словах суффиксы; определять смысловое значение суффикса и подбирать слова с таким же суффиксом;      образовывать слова с помощью указанных суффиксов.

Разбор по составу слова.

28.12

64

Приставка. Правописание приставок

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Приставка как словообразовательная  морфема и как значимая часть слова. Одинаковые по звучанию приставки и предлоги. Правописание гласных и согласных в приставках, не изменяющихся на письме в зависимости от произношения(за-,над-,надо-,под-,подо-,на-,в-,во-,до-,про-). Буквы з и с в приставках.

Знать образование слов с помощью приставок и правописание приставок. Уметь выделять в словах приставки, определять смысловое значение приставки и подбирать слова с такой же приставкой; разграничивать приставки и предлоги.

Буквы ё – о  в корне после .шипящих.  

III четверть

13.01

65

Разбор слова по составу.

Повторение

1

Урок обобщения и систематизации знаний

      Членение слова на морфемы. Морфемные словари русского языка. Морфемные словари.

Уметь разбирать по составу слова, относящиеся к различным частям речи, с указанием характерных морфем; находить орфограммы в морфемах, сопоставлять слова, имеющие  одинаковые корни.

Работа по карточкам.

16.01

66

№3 Контрольный диктант по теме «Орфоэпия и орфография».

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений.

Диктант. Выполнение грамматических заданий.

Уметь записывать аудируемый текст в соответствии с нормами письма, выполнять различные виды языкового разбора.

Контрольный диктант №3.

17.01

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное и его употребление в речи. (10ч.) + Текст (1ч.)

67

Имя существительное как часть речи.

1

Комбинированный урок.

Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки существительного, его роль в предложении, употребление в речи, способы образования существительных.

Знать морфологические признаки имени существительного, его роль в предложении.

Уметь употреблять существительные в предложении в роли подлежащего, сказуемого, дополнения, обстоятельства и обращения;  использовать лексический повтор существительного для связи предложений в тексте.

Распределительный диктант.

18.01

68

Имена существительные собственные и нарицательные.

1

Комбинированный урок.

Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.

Знать деление существительных на собственные и нарицательные.

Уметь правильно употреблять в устной и письменной речи собственные и нарицательные имена существительные, учитывая значение слова.

Работа с текстом по упр. 386.

20.01

69

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

1

Комбинированный урок.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Грамматические различия одушевленных и неодушевленных существительных

Знать о связи категории одушевленности – неодушевленности с понятиями: живое, неживое.

Уметь различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, находить прием олицетворения в художественных текстах; ставить вопросы к существительным.

Творческий диктант.

23.01

70

Род существительных.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Род как постоянный признак существительного.

Знать о принадлежности слова к одному из трех родов.

Уметь определять род имени существительного, согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия Яблоко).

Заполнить таблицу парами слов (по родам), разобрать эти слова по составу.

24.01

71

Имена существительные женского рода.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Имена существительные женского рода на –а, -я и с нулевым окончанием (с основой на мягкий согласный): вода, земля, речь, тетрадь.

Знать род существительных. Уметь  определять род существительных по значению, форме именительного и родительного падежей, по суффиксам (-ость ж.р.); согласовывать  существительные с глаголами и прилагательными в ж.  роде.

Выборочный диктант.

25.01

72

Имена существительные мужского и среднего рода.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Имена существительные мужского  рода с нулевым окончанием (на твердый и мягкий согласный, на -й); существительные м.р. на –а,-я.  Имена существительные  среднего рода на –о,-е; 10 существительных на –мя.

Знать род существительных. Уметь  определять род существительных по значению, форме именительного и родительного падежей, по суффиксам (-арь,-тель- м.р.; -ство – с.р.); согласовывать  существительные с глаголами и прилагательными в  роде.

Сочинение на тему «Самое красивое и самое уродливое вокруг нас».

27.01

73

Род имён существительных с основой на шипящий.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Научить детей определять род имён существительных  на шипящий. Правописание ь после согласных ж,ш,ч,щ.

Уметь  определять род существительных с основой на шипящий; правильно писать и произносить существительные на  ж,ш,ч,щ.

Творческий диктант.

30.01

74

75

Число иён существительных. Образование форм множественного числа некоторых существительных.

2

Урок ознакомления с новым материалом.

Число имен существительных. Образование множественного числа существительных с помощью окончаний –и,-ы (ж. и м.р.),-а,-я (м. и.с.р.). Существительные на –ьи,-ья.

Знать число существительных. Уметь образовывать формы  множественного числа существительных и употреблять их в устной и письменной речи сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени, соблюдать орфоэпические нормы.

Составить рассказ о выдающихся людях села.

31.01

01.02

76

Повторение имен существительных.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Морфологические признаки имен существительных, их образование и правописание. Употребление в речи.

Уметь опознавать имена существительные на основе общего грамматического значения, синтаксической роли в предложении, типичных суффиксов и окончаний; образовывать имена существительные.

Тест.

03.02

77

Развитие речи.

№4  Изложение 

Текст 23/17

1

Урок развития речи.

Текст с цепной связью предложений. Смысловое, композиционное и стилистическое единство текста.

Уметь разбивать текст на смысловые части, составлять простой план, определять тему и основную мысль, воспроизводить текст письменно, не меняя стиль и тип речи.  

Изложение №4

06.02

Глагол и его употребление в речи. (26 ч.) + Текст (5)

78

Глагол как часть речи.

1

Комбинированный урок.

Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении.

Уметь опознавать глагол на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли в предложении.

Анализ текста (упр.433).

07.02

79

Согласование сказуемого-глагола с подлежащим.

1

Комбинированный урок.

Согласование глагола-сказуемого с подлежащим.  Построение распространенных двусоставных предложений с опорой на глагольное слово.

Уметь согласовывать сказуемое-глагол с подлежащим.

Составление рассказа по данному началу

08.02

80

Инфинитив.  

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Вопросы неопределённой формы глагола; показать, после каких слов и в каком контексте употребляется неопределённая форма глагола. Произношение и правописание глаголов неопределённой  формы. Неопределенная форма глагола для выражения значений: начала, продолжения и конца действия, возможности действий, желания, просьбы и совета.

Знать на какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы; правописание -ться и -тся. Уметь определять инфинитив по форме и вопросам; составлять словосочетания и предложения с глаголами  в форме инфинитива; различать возвратные глаголы и употреблять их в речи.

Творческое списывание

10.02

81

Глаголы движения.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Употребление глаголов идти, ехать, бежать для однонаправленного движения; ходить, бегать, ездить  - в оба конца.

Знать значение глаголов движения: в одном направлении и в оба конца. Уметь устанавливать основные лексические значения глаголов движения и дифференцировать их по способу перемещения; употреблять бесприставочные глаголы движения  в речи.

Составление предложений по рисункам.

13.02

82

Возвратные глаголы.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Возвратные глаголы с –ся, -сь. Добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов

Знать значение возвратных глаголов, тонкость их семантики. Уметь образовывать возвратные глаголы; употреблять их в речи.

Выборочный диктант.

14.02

83

Правописание  –тся, -ться.

1

Комбинированный урок.

Глаголы с –ться, -тся; вопросы что делать? что сделать? Что делает?  Морфема –яс и –сь.

Узнавать глагол в тексте. Уметь пользоваться алгоритмом правописания –ться и –тся в глаголах».

Творческий диктант.

15.02

84

Глаголы с приставками.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Основные лексические значения однокоренных глаголов с разными приставками. группировка глаголов, имеющих одинаковые приставки, по лексико-семантическому признаку. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов.

Знать способы образования глаголов. Уметь образовывать глаголы с различными приставками и объяснять их лексическое значение;  употреблять глаголы с приставками в связной речи.

Конструирование предложений по рисункам.

17.02

85

Виды глагола.

Понятие о видах глагола.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Дать понятие о совершенном и несовершенном виде глагола. Общее значение вида.

Знать, что глаголы различаются по видам, по вопросам и значениям, владеть способом действия по распознаванию вида глагола. Уметь отличать глаголы совершенного и несовершенного вида, употреблять их в речи.

Тест.

20.02

86

Видовые пары

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Способы образования видовых пар: приставками и суффиксами.

Знать способы образования видовых пар, распознавать виды глагола, объяснять разницу в грамматическом значении вида.

Уметь правильно и уместно употреблять глаголы в речи

 со значением результативности и однократности действия, внезапности, неожиданности.

Самодиктант.

21.02

87

 Глаголы совершенного вида с приставками.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Образование  глаголов  совершенного вида с приставками с-, на-, про-, раз-, рас-, по-,  за-, вы-. Слова, которые употребляются с разными видами.

Знать об образовании видовых пар с помощью приставок. Уметь образовывать видовую пару с приставками; употреблять их в речи.

Самостоятельная работа по упр.488.

22.02

88

Глаголы несовершенного вида с суффиксами –ыва, -ива.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Образование видовых пар с помощью суффиксов–ова- (-ева-) и  –ыва- (-ива-.) Правописание гласных в суффиксах –ова- (-ева-) 

и  –ыва- (-ива-.).Закрепить навыки употребления глаголов совершенного вида со значением результативности и однократности действия, несовершенного вида – со значением повторяемости действия.

Знать суффиксы, присущие несовершенному виду глагола; правописание суффиксов в глаголах, способ действия при выборе гласной в суффиксе.

Уметь правильно подбирать и объяснять суффикс глагола

Творческое списывание. Составление предложений.

24.02

89

Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида.

1

Урок применения знаний и умений.

Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида в связной речи. Сочетаемость глаголов СВ и НСВ  с наречиями: всегда, весь день, каждый день, ежегодно, вдруг, сразу, неожиданно.

Уметь употреблять глаголы совершенного вида в предложениях и текстах для выражения действий, доведенных до предела;  употреблять глаголы совершенного вида для выражения действий в их течении, длительности и регулярной повторяемости.

Составление рассказа о своем выходном дне.

27.02

90

Урок-практикум по теме «Виды глагола».

1

Урок применения знаний и умений.

Виды глагола. Образование видовых пар.

Уметь употреблять в устной и письменной речи глаголы совершенного и несовершенного вида.

Тест.

28.02

91

92

Развитие речи. 

№3 Сочинение по картине  художника Ф.П.Решетникова  «Опять двойка».

Текст 23/18,19

2

Урок развития речи.

Развивать связную речь учащихся, учить их излагать свои мысли последовательно.  Предупреждение и устранение ошибок в написании слов активного словарного запаса.

Беседа по вопросам. Составление связанного текста на заданную тему.

Сочинение №3.

29.02

02.03

93

Время глагола. Настоящее время.

1

 Комбинированный урок.

Время глагола. Настоящее время обозначает: 1) конкретные действие, происходящее в момент речи; 2) действие, совершающееся постоянно, в любое время.

Узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки  глагола в настоящем времени. Уметь образовывать и употреблять в предложениях и текстах глаголы настоящего времени единственного и множественного числа.

Словарный диктант.

05.03

94

Изменение глаголов настоящего времени по лицам.

1

Комбинированный урок.

Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам. Виды глаголов в настоящем времени.

Знать личные окончания глаголов.  Уметь безошибочно обозначать формы глаголов 2-го лица, уметь определять лицо глагола с помощью подстановки личного местоимения и по личным окончаниям глаголов, употреблять формы 2-го лица единственного числа с обобщенным значением в художественной речи

Составление рассказа по картине (упр.513.)

06.03

95

Будущее время.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Употребление в связной речи форм будущего времени (простого и сложного) с учётом видовой принадлежности глаголов. Простая и сложная форма будущего времени.

Знать способы образования форм будущего времени.

Уметь образовывать простую и сложную форму будущего времени; разграничивать формы будущего сложного НСВ и будущего простого СВ; употреблять их в речи.

Перевод на русский язык (упр.522).

07.03

96

Спряжение глаголов.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

I и II спряжение глагола, глаголы-исключения. Способ определения спряжения глаголов. Правописание личных окончаний глаголов. Чередование согласных при спряжении глаголов.

Знать способы определения спряжения глаголов по ударным личным окончаниям и неопределенной форме.

Уметь определять спряжение глагола, пользуясь алгоритмом; пользоваться алгоритмом правописания безударных личных окончаний глаголаов.

Контрольное осложнённое списывание.

09.03

97

Урок-практикум. Время и спряжение глагола.

1

Урок применения знаний и умений.

Время глагола. Образование временных форм. Спряжение глагола.

Узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки глагола; опознавать орфограммы глагола в соответствии с правилами.

Тест.

12.03

98

Правописание мягкого знака в глаголах во 2-м лице единственного числа.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Закрепление навыков написания безударных личных окончаний глаголов, употребляемых в связном тексте.

Знать правила о написании ь  на конце глаголов  2-го лица; об употреблении глаголов этой формы в предложениях без подлежащего для выражения действия, относящегося ко всем лицам. Уметь  выбирать орфограмму в глаголах с шипящим на конце; употреблять глаголы 2-го лица в речи.

Выборочный диктант.

13.03

99

Чередование согласных при спряжении глаголов.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Чередование согласных при спряжении глаголов (писать -пишу,  возить - вожу); выделение корня.

Знать правописание слов с чередующимися согласными. Уметь выделять корень в словах с  чередующимися согласными.

Составление рассказа по опорным словосочетаниям.

14.03

100

Прошедшее время. Изменение глагола прошедшего времени.

1

Комбинированный урок.

Прошедшее время глагола: значение, образование, изменение по родам и числам. Чередование звуков при образовании форм прошедшего времени. Суффикс –л. Гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени. Гласные перед суффиксом -л- в глаголах.

Знать изменение глагола прошедшего времени; правописание глагольных суффиксов и окончаний. Уметь образовывать формы прошедшего времени глагола, соблюдать нормы употребления глаголов в форме прошедшего времени, согласовывать глаголы в прошедшем времени с именами существительными.

Творческое списывание упр. 554.

16.03

101

Развитие речи.

№ 5 Изложение.

(упр.549)

Текст 23/20.  

1

Урок развития речи.

Развивать связную речь учащихся, учить их излагать свои мысли последовательно.

Составление плана. Пересказ текста. Работа над изложением.

Изложение №5

19.03

102

 Работа над ошибками. Глаголы с частицей не.

1

Комбинированный урок.

Предупреждение и устранение ошибок в написании слов активного словарного запаса; расстановка знаков препинаний в простых предложениях. Не с глаголами; слитное (если слово без не не употребляется) и раздельное написание (в остальных случаях).

Знать правописание не с глаголами. Уметь употреблять в устной и письменной речи.

Составление словосочетаний и предложений.

20.03

103

Морфологический разбор глагола.

1

Урок применения знаний и умений.

Морфологические признаки глагола. Синтаксическая роль в предложении. Употребление глагола

Знать морфологические признаки глагола.

Уметь выполнять устный и письменный морфологический разбор глагола, определять его синтаксическую роль, употреблять в речи, соблюдая литературные нормы

 Развёрнутые ответы на вопросы.

21.03

104

Повторение.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Морфологические признаки глагола, их образование и правописание. Употребление в речи.

Уметь опознавать глаголы на основе общего грамматического значения, синтаксической роли в предложении, типичных суффиксов и окончаний.

Тест.

23.03

105

106

Развитие речи.

 №4  Сочинение-описание по репродукции картины  А.К.Саврасова  «Грачи прилетели».

Текст23/ 21,22.

2

Урок развития речи.

Развивать связную речь учащихся, учить их излагать свои мысли последовательно.

Беседа по вопросам. Составление связанного текста на заданную тему.

Сочинение №4

IV четверть

02.04

03.04

107

№4

Контрольный диктант по теме «Глагол».

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений.

Проверить знания учащихся о глаголе как части речи.  

Уметь находить изученную часть речи; обосновывать правильность выбора орфограмм при написании глагола; использовать глагол в речи.

Контрольный диктант №4

04.04

108

Развитие речи.

Работа над ошибками.

1

Урок применения знаний и умений.

Предупреждение и устранение ошибок в написании слов активного словарного запаса и расстановки знаков препинания простых предложениях.

Составление словосочетаний и предложений. Составление рассказа со  словами.

Индивидуальные работы.

06.04

Практическое усвоение основных значений падежей. (13 ч.) + Текст (1 ч.)

109

Склонение  имён существительных    1 склонение.

 (П.105-106)

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Система падежей в русском языке. Типы склонений существительных: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение. Склонение женского и мужского рода на –а ( -я).

Знать  способ определения 1 склонения; склонение  по падежам существительных 1 скл. Уметь задавать падежные вопросы, безошибочно выбирать безударные гласные в падежных окончаниях.

Развёрнутые ответы на вопросы.

09.04

110

Существительные 2-го склонения.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Существительные 2-го склонения: м.р. с нулевым окончанием на твёрдый и мягкий согласный, ср. р. на –о,-е, слово путь. Место ударения при склонении по падежам.

Знать  способ определения 2 склонения; склонение  по падежам существительных 2 скл. Уметь задавать падежные вопросы, безошибочно выбирать безударные гласные в падежных окончаниях; место ударения.

Индивидуальные работы по карточкам.

10.04

111

Существительные третьего склонения.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Существительные 3-го склонения: ж.р. на ь. Склонение по падежам существительных 3 склонения.

Знать  способ определения 3 склонения; склонение  по падежам существительных 3 скл. Уметь задавать падежные вопросы, безошибочно выбирать окончаниях –и в П.п.

Составление  рассказа по рисункам. С.222-223.  

11.04

112

Значения падежей.

Именительный падеж.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Значение падежей. Именительный падеж. Синтаксическая функция существительных в именительном падеже.

Знать   форму  именительного падежа всех существительных. Уметь употреблять в тексте существительные в именительном падеже в роли подлежащего, сказуемого и обращения; использовать повтор существительных при построении текста.

Творческий диктант.

13.04

113

Предложный падеж.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Предложный падеж  с предлогами о (об), в, на. Синтаксическая роль существительных в предложном падеже.

Знать   форму предложного падежа всех существительных. Уметь употреблять в тексте существительные в предложном падеже с предлогом на, в для обозначения места, с предлогом о (об) для обозначения предмета речи и мысли.

Составить предложения по упр. 592.

16.04

114

Развитие речи.

 №5 Устное сочинение-описание

интерьера.

Текст 23/23

1

Урок развития речи.

Текст описания, использование существительных в тексте.

Уметь писать текст описания, используя существительные и согласовывая их с прилагательными.

Сочинение №5

17.04

115

Винительный падеж.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Винительный падеж без предлога. Синтаксическая роль существительных в винительном падеже без предлога. Сочетание глаголов с существительными в винительном падеже без предлога. Винительный падеж без предлога и существительные в И.п. на вопрос что?

Знать   форму винительного падежа всех существительных. Уметь употреблять в тексте существительные в винительном падеже без предлога для обозначения  предмета, на который направлено действие.

Объяснительный диктант.

18.04

116

Винительный падеж с предлогами в, на, за, под, через.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Винительный падеж без предлога и с предлогом в, на, за, под, через. Синтаксическая роль существительных в винительном падеже с предлогами.

Знать   форму винительного падежа всех существительных.  Уметь употреблять в тексте существительные в винительном падеже: с предлогами  в, на для обозначения места; с предлогами  за, под, через для обозначения  места.

Творческая работа (по упр611).

20.04

117

Дательный падеж без предлогов и с предлогами к и по.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Дательный падеж без предлогов и с предлогами к и по. Синтаксическая роль существительных в дательном падеже с предлогами и без предлогов.

Знать   форму дательного падежа всех существительных. Уметь употреблять в тексте существительные в дательном падеже: без предлога для обозначения лица или предмета, для которого совершается действие;  с предлогами к, по для обозначения места.

Перевод на русский язык. («Русская речь»)

23.04

118

Творительный падеж без предлога и  с предлогом с (со).

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Творительный  падеж без предлогов и с предлогом с(со). Синтаксическая роль существительных в творительном падеже с предлогом  с(со)и без предлогов.

Знать   форму творительного падежа всех существительных. Уметь употреблять в тексте существительные в творительном падеже: без предлога для обозначения инструмента  или орудия действия; с предлогом с(со) совместности.

Составление предложений по рисункам.

24.04

119

Творительный падеж с предлогами под, над, за, перед

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Творительный  падеж  с предлогами  под, над, за, перед. Синтаксическая роль существительных в творительном падеже с предлогами   под, над, за, перед.

Знать   форму творительного падежа всех существительных. Уметь употреблять в тексте существительные в творительном падеже:  с предлогами  под, над, за, перед для обозначения места.

Творческий диктант.

25.04

120

 Родительный падеж с предлогами от, из, с, до.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Родительный падеж без предлога и с предлогами от, из, с, до, у, около. Синтаксическая роль существительных в родительном падеже без предлога и  с предлогами  от, из, с, до, у, около.

Знать   форму родительного падежа всех существительных. Уметь употреблять в тексте существительные в родительном падеже: без предлога для обозначения принадлежности, отсутствия предмета; с предлогами   от, из, с, до, у, около для обозначения места.

Тест.

27.04

121

Имена существительные множественного числа.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Имена существительные множественного числа в тех же падежных значениях, в которых выступают существительные единственного числа. Синтаксическая роль существительных во множественном числе. Согласование со сказуемым.

Знать   форму множественного числа  всех существительных. Уметь употреблять в тексте имена существительные в различных падежах единственного и множественного числа с предлогами и без предлогов.

Развёрнутые ответы на вопросы.

30.04

122

Повторение имени существительного Урок – зачёт.

1

Комбинированный урок.

Повторение и систематизация полученных знаний. Проверить знания учащихся по грамматике и закрепить практические навыки, которые приобрели ученики при изучении склонений имен существительных.

Уметь опознавать имена существительные на основе общего грамматического значения, синтаксической роли в предложении, типичных суффиксов и окончаний; употреблять существительные во всех падежных формах.

Тест.

02.05

Местоимение и его употребление в речи. (3 ч.)

123

Местоимение. Личные местоимения

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Местоимение как часть речи. Вопрос о местоимении в системе частей речи. Личные местоимения. Синтаксическая функция личных местоимений.

Знать особенности семантики местоимения как самостоятельной части речи, понимать соотнесенность местоимения с другими самостоятельными частями речи, их специфику, морфологические признаки и синтаксическую роль.

Уметь опознавать личные местоимения в тексте

Выборочный диктант.

04.05

124

Склонение личных местоимений.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Изменение местоимений. Буква Н в местоимениях. Синтаксическая функция личных местоимений. Особенности местоимений его,  её, их

Узнавать личные местоимения в тексте. Уметь правильно писать местоимения с предлогами; уметь употреблять личные местоимения в И.п. в роли подлежащего, в косвенных – в роли дополнения; склонять личные местоимения; согласовывать со сказуемыми в прошедшем времени.

Зрительный диктант.

07.05

125

Личное местоимение как средство связи предложений в тексте.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Личное местоимение как средство связи предложений в тексте.

Уметь употреблять личные местоимения 3-го лица ед. и мн. Числа как средство межфразовой связи.

Контрольные вопросы на стр.346, работа с текстом.

08.05

Имя прилагательное и его употребление в речи. (6 ч.)

126

Имя прилагательное как часть речи.

1

Комбинированный урок.

Имя прилагательное как часть речи. Значение, основные морфологические признаки и синтаксическая функция прилагательных в предложении.

Знать морфологические признаки прилагательного,  общее грамматическое значение, синтаксическую роль, аргументированно  доказывать принадлежность слова к имени прилагательному.

Творческая работа по упр.650.

11.05

127

Согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже.

1

Комбинированный урок.

Согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже.

Знать  морфологические признаки прилагательных. Уметь согласовывать прил. с  существительными; устанавливать смысловую связь между прилагательным и существительным; определять в предложении имя прилагательное.

Объяснительный диктант.

14.05

128

129

Склонение имён прилагательных.

2

Урок ознакомления с новым материалом.

Склонение имён прилагательных с твердой и мягкой основой. Прилагательное в связной речи. Правописание окончаний имен прилагательных.

Знать склонение имен прилагательных. Уметь правильно писать гласные в падежных окончаниях прилагательных; использовать прилагательные в связной речи.

Склонение прилагательных по падежам.

15.05

16.05

130

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

Урок применения знаний и умений.

Морфологические признаки имени прилагательного. Синтаксическая роль в предложении. Употребление имен прилагательных.

Знать морфологические признаки имени прилагательного.

Уметь выполнять устный и письменный морфологический разбор прилагательного; определять его синтаксическую роль, употреблять в речи, соблюдая литературные нормы.

Морфологический разбор имени прилагательного.

18.05

131

Зачёт по теме « Имя прилагательное»

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений.

Имя прилагательное. Согласование прилагательных с существительными.  Склонение имён прилагательных.

Уметь использовать свои знания при выполнении тестовых заданий.

Тест.

21.05

Наречие и его употребление в речи. (4 ч.)

132

 

Понятие о наречии.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Понятие о наречии. Произношение некоторых наречий. Разряды наречий.

Узнавать наречие в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки наречия. Уметь сопоставлять наречия с другими частями речи.

Составление предложений по схемам.

22.05

133

Синтаксическая функция наречия в предложении.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Синтаксическая функция наречия.

Узнавать наречие в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки наречия. Уметь употреблять в речи словосочетания и предложения с обстоятельствами, выраженными наречиями, отвечающими на вопросы где? куда?  откуда?

Перевод на татарский язык.

23.05

134

Правописание наиболее употребительных наречий.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Правописание наиболее употребительных наречий.

Знать правописание наречий. Уметь правильно писать наречия; пользоваться орфографическим словарем.

Тест.

25.05

135

Наречия как средство связи предложений.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Роль наречий в речи. Употребление наречий для связи предложений в тексте.

Уметь употреблять наречие как средство межфразовой связи в качестве общего второстепенного члена для нескольких предложений.

Работа с текстом.

28.05

Повторение изученного за год. (5 ч.)

136

Повторение морфологии.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Повторить и обобщить изученное. Имя существительное, глагол, прилагательное, наречие, местоимение  как часть речи.

Знать морфологические признаки имени существительного, глагола, прилагательного, наречия; их роль в предложении. Знать изученные орфограммы

Уметь употреблять части речи в текстах.

Тест.

29.05

137

№5 Итоговый контрольный диктант.

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений.

Проверка уровня усвоения полученных знаний.

Контроль умений и навыков.

Контрольный диктант №5

30.05

138

Повторение синтаксиса и пунктуации.

1

Урок закрепления изученного.

Главные и второстепенные члены предложения. Осложненное простое и сложное предложение. Знаки препинания в них.

Знать, что изучают синтаксис и пунктуация. Уметь составлять простые и сложные предложения изученных видов, самостоятельно подбирать примеры на изученные правила пунктуации, конструировать предложения.

Тест.

31.05

139

Повторение  лексики.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Повторить и обобщить изученное по  теме «Лексика».

Понимать значение термина «лексика». Уметь употреблять слова с учетом его смысловых, стилистических качеств, лексической сочетаемости; уметь пользоваться толковым словарем.

Тест.

140

Работа над ошибками. Повторение пройденного за год

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Повторение и закрепление полученных знаний.

Выразительное чтение стихотворения. Творческое списывание.

Знаки препинания при однородных членах. Вид и время глагола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....