Разработка урока русского языка для 5 класса по теме: "Буквы И-Ы после Ц"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Александрова Надежда Егоровна

   Урок русского языка для 5 класса.Тема: «Буквы И-Ы после Ц» Образовательные цели: опираясь на фонетические, традиционные, этимологические, словообразовательные законы русского правописания, проанализировать написание гласных после Ц; отрабатывать применение правила на практике;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_dlya_5_klassa.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

           Урок русского языка для 5 класса.

                   Тема: «Буквы И-Ы после Ц»

Цели урока:

Образовательные: опираясь на фонетические, традиционные, этимологические, словообразовательные законы русского правописания, проанализировать написание гласных после Ц; отрабатывать применение правила на практике;

Развивающие: расширять словарный запас учащихся, развивать память, используя рифмограммы;

Воспитательные: воспитывать внимание к языковым явлениям. 

                                              Ход урока

  1. Оргмомент.

      2). Изучение новой темы.

-Понаблюдайте, почему слова распределены по группам.

цирк        цыган        огурцы        акация        куницын

циркуль        цыпочки        синицы        нация        курицын

циклон                цыплёнок        голубцы        демонстрация        синицын

циновка        цыц        молодцы        лекция        

цитрус        цыкать        сорванцы        коллекция

цифра        страницы        делегация

 -Сформулируем правило, опираясь на схему.

   В корне        В суффиксе,        Слова на -ция        Исключения в

         окончании        корне

  И        Ы        И        Ы

        Цыган на                      

      цирк           синицы        коллекция        цыпочках

        циркуль        синицын        конституция        подошёл к

        цифры        голубцы        демонстрация        цыплёнку и

        цитата        таблицы        цыкнул:

        «Цыц».

-Чтение правила по учебнику теории. Составим табличку и запишем в тетрадь:

                               ЦИ                                     ЦЫ

                               цирк                   улиц  ы

                             станция                 цыган  (искл.)

     3) Закрепление изученного.

                а) Объяснительный диктант с графическим объяснением орфограммы. 

       Получить консультац…ю, шесть ц…плят, прослушать лекц…ю, написать ц…фры, ц…трусовые растения, коллекц…я предметов, ц…тировать автора, кусты акац…и, весёлый ц…ган, вкусные голубц…, синиц…но гнездо, пойти в ц…рк, заболеть ц…нгой.

               б) Работа в группе по карточке.        

Перепишите, вставляя попущенные буквы, объясните графически.

Номер гостиниц…, ц…ферблат часов, ц…рковой номер, администрац…я театра, московская милиц…я, новый мотоц…кл, редакц…я газеты, железнодорожная станц…я, круглолиц…й мальчик, жареный ц…плёнок, ходить на ц…почках.

Ц…кличный ритм, ц…линдр на столе, ц…рковая программа, ц…ркуляц…я воздуха, ц…ничная фраза, ц…фровой набор, ц…трусовые культуры, ц…ганский табор, сильный ц…клон, стоять на ц…почках.

          в) Словарный диктант.

Цинга, циркуль, цыпленок, лекция, цинк, акция, панцирь, огурцы, скворцы, цыганский, лисицын.

          г)  Буквенный диктант.

И или Ы

1.        птицЫн, дворцЫ, лекцИя

2.        цЫган, цИфра, овцЫ

3.        цИклон, цИтрусовый, цИклоп

4.        секцИя, милицИя, цЫпленок

          Д) Работа в группах. Попробуйте в группах и вставьте пропущенные буквы, где это возможно в словах стихотворения. (У ребят лежат тесты).

Ц…пленок в ц…рке выступал.

Играл он на ц…мбалах,

На мотоц…кле разъезжал

И ц…фр знал он не мало.

Он из ц…линдра доставал

Морковь и огурц… .

И только одного не знал

Где И, а где же Ы.

1. Стриженый и крашеный мех овцы.

2. знак, обозначающий количество.

3. Артист цирка.

4. Восстание

5. Массы ветра, несущие осадки.

6. Учебная принадлежность для черчения кругов.

7. Высокая твердая шляпа с небольшими полями.

8. Апельсины, мандарины, лимоны.

9. В древнегреческой мифологии одноглазый великан.

- Публичное выражение требований, желаний путем устройства шествий, митингов. (Демонстрация).

- Способ создания орнаментов, изображений путем наложения на бумагу разноцветных кусочков бумаги, материи. (Аппликация).

- Уровень общественного развития и материальной культуры. (Цивилизация).

- Бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью. (Циклон).

- Плодовые растения, к которым принадлежат лимоны, апельсины. (Цитрусовые).

- Систематическое собрание каких-нибудь предметов. (Коллекция).

- Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой. (Цыкнуть).

- Плетеное изделие из соломы и камыша. (Циновка).

4) Итог урока. Рефлексия.

Чем интересен был урок?

Чем особенно запомнился?

Какую орфографическую задачу решили?

Рефлексия:

Мне сегодня понравилось, как работал(а) на уроке …..

Теперь я знаю , что  ……

Особенно интересно было….

Я сегодня уйду с урока с … настроением

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Упражнение № 447. Комментируем задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"

Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....

Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"

Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....

Урок русского языка в 5классе на тему: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"

Урок составлен по программе Р.Н.Бунеева кучебнику: "Бунеев Р.Н.Русский язык.5кл.М. :Баласс,2012", материалы урока подобраны из интернета и методических пособий к учебнику, созданных авторами учебника....

Урок. Русский язык. 6 класс. "Буква Ь на конце наречий после шипящих".

Технологическая карта урока по русскому языку. 6 класс....