Разработка урока русского языка в 9 классе
методическая разработка (русский язык, 9 класс) по теме

Стряпчая Лариса Геннадьевна

Здесь представлена разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Методика подготовки к сжатому изложению в рамках ГИА по русскому языку" и презентация к данному уроку (MS PowerPoint)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 92

городского округа город Воронеж

Разработка урока: «Методика подготовки к сжатому изложению в рамках ГИА по русскому языку»

Выполнила:

Л.Г. Стряпчая,

учитель ВКК МБОУ СОШ № 92

Воронеж – 2012

Тема урока: Методика подготовки к сжатому изложению в рамках ГИА по русскому языку.

Цели и задачи  урока:

1.формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного  текста;

2.формировать умение выделять в тексте микротемы, определять в них главное;

3.отработка умения понимать и преобразовывать информацию.

Оборудование урока: план-конспект, раздаточный материал, презентация.

План-конспект урока.

1.Организационный момент: Сообщение целей  и задач урока.

Сегодня на уроке вы будете продолжать учиться способам и приемам сжатия текста.

2.Актуализация знаний.

-Какие виды изложения вы знаете?(Подробное и сжатое)

-Что такое подробное изложение?(Максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционных и языковых особенностей)

-Какое изложение мы называем сжатым? (Краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности)

-Давайте вспомним , какие приемы сжатия текста вы знаете?( Обобщение, упрощение и исключение)

Приём исключения предполагает удаление из исходного текста каких-либо элементов. Могут быть исключены (удалены):

  1. различные повторы; один или несколько синонимов;
  2. некоторые второстепенные члены предложения;
  3. однородные члены предложения;
  4. незначимые фрагменты предложений или целые предложения;
  5. конструкции, осложняющие предложение (однородные, обособленные члены предложения, уточняющие и пояснительные конструкции);
  6. вводные слова и вставные конструкции;
  7. риторические вопросы и восклицания;
  8. диалог (при этом суть диалога может  быть передана одним предложением);
  1. цитаты и др.

Приём обобщения предполагает объединение каких-либо элементов текста. При обобщении могут быть объединены:

  1. предложения, связанные одной мыслью;
  2. части предложения;
  3. парцеллированные («разорванные») предложения.

Приём обобщения позволяет также заменить однородные члены предложения обобщающим наименованием; однородные придаточные предложения одним придаточным с обобщённым значением; отдельные предложения или их части определительными или отрицательными местоимениями с обобщающим значением (все, ничего…).

Приём упрощения представляет собой замену сложных синтаксических конструкций более простыми. При этом в тексте могут быть заменены:

  1. целые фрагменты текста одним или двумя предложениями;
  2. сложные предложения простыми;
  3. объёмный фрагмент предложения более лаконичным по форме синонимическим выражением;
  4. предложение или его часть указательным местоимением (это, то…);
  5. прямая речь косвенной и др.

-Работа над текстом (слайд)

Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что у моей матери остались только её подруги по гимназии. У отца друзья были сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом.

        Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделённая радость – не радость. Человек портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступает пора несчастий – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

        Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь… Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят её и затруднят.

Давайте поработаем над сжатием текста с использованием различных приемов сжатия. Ребята получают раздаточный материал с текстом статьи Д.С. Лихачева и, пользуясь маркерами, работают над сжатием текста. Проверяем работу, сверяем с образцом на слайде (слайд)

Прежде чем начать работу над написанием сжатого изложения, давайте вспомним основные этапы работы над изложением (слайд)

  1. При первом прослушивании записываем наиболее важные ( ключевые слова); Определяем границы абзацев.
  2. После прослушивания определяем тему и основную мысль всего текста  и главную мысль каждого абзаца.
  3. Определяем стиль и тип речи.

При втором прослушивании формируем фрагменты  микротем , составляем тезисный план, выделяем основные мысли каждой части.

Начинаем работу над изложение. Прослушиваем текст «Хлеб» (слайд)

Хлеб – чудеснейшее открытие человечества. Первому безымянному хлеборобу люди должны были поставить памятник, потому что, несмотря на многовековой прогресс, ничего более  полезного и необходимого для человека до сих пор не придумано.

В наши дни «добывание» хлеба насущного – дело как будто весьма простое. Зашёл в магазин, окинул взглядом  хлебные полки, выбрал нужное, заплатил деньги и ешь на здоровье. Но так ли всё просто? Ведь только потребителю хлеб достаётся легко. Тем же, кто его производит, он стоит тяжёлого труда, бессонных ночей, напряжения всех физических и духовных сил. Эта битва бескровна, но вдоволь орошена солёным потом хлеборобов. Для них хлеб не только конечный продукт, но  и личная гордость,  достоинство, радость и боль.

Так можем ли мы не жалеть, не беречь, бездумно выбрасывать то, что даёт всем нам здоровье и силу, богатство и уверенность в завтрашнем дне? Хлеб – дело жизни каждого из нас, и обращаться с ним должно на Вы.

1.Какова тема текста? ( Хлеб-чудеснейшее открытие человечества.)

2.Какова идея текста? (Хлеб-это богатство,  к нему и к тем ,кто его добывает, нужно относиться с уважением )

3.Определите стиль текста ( публицистический )

4.Определите тип речи (рассуждение )

5.Подчеркиваем ключевые слова ( слайд )

Второе прослушивание текста. Составление тезисного плана

Возможные записи в черновике.

1.Хлеб-чудесное открытие человечества.

2.Цена хлеба.

3.Бережное отношение к хлебу.

Работа над написанием черновика изложения.

Образец чернового варианта сжатого изложения ( слайд)

Хлеб- чудеснейшее открытие человечества. Ничего более полезного  и необходимого для человека до сих пор не придумано.

Добывание хлеба- дело очень сложное. Это бескровная битва, которая требует напряжения всех физических и духовных сил. Только потребителю он достается легко, а тем ,кто его производит, он стоит тяжелого труда. Для них хлеб- личная гордость и достоинство.

Хлеб надо беречь, он дает нам здоровье и силу. Хлеб – дело жизни каждого из нас. И обращаться с ним нужно на ВЫ.

Домашнее задание: раздаются карточки с текстом изложения. Необходимо выполнить работу так же, как и в классе.

Текст.

Историки, изучая жизнь широких народных масс Древней Руси, черпают знания, привлекая в первую очередь материал археологических раскопок.  Именно археология раскрыла для нас множество сторон народной жизни, скупо отраженных в летописях. Сведения археологов о поселениях, жилищах, об утвари, одежде, обычаях простых людей того времени позволили нашим современникам ясно представить жизнь крестьян и ремесленников Древней Руси.

Другим источником наших сведений о простом народе , в первую очередь, о его мыслях и чаяниях , является собственное народное творчество, фольклор. Величественные былины сохранили народный взгляд на недавнее( для людей Киевской Руси) героическое прошлое , запечатлели народный идеал русского воина. В загадках и пословицах отразились глубокая народная мудрость и круг интересов простого человека той эпохи.

Наконец, еще одним неоценимым источником для историков является язык народа. Словарный состав языка раскрывает современным исследователям взгляды древнерусского человека на природу, позволяет глубже понять систему его хозяйства . особенности социальных отношений. Сложный счет родства , унаследованный от родового строя , культурные связи с соседями , познания в математике, медицине, астрономии и многое , многое другое.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку русского языка в 9 классе «Методика подготовки к сжатому изложению в рамках ГИА» Учитель ВКК МБОУ СОШ № 92 Стряпчая Лариса Геннадьевна

Слайд 2

Цели урока: 1. формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста; 2. формировать умение выделять в тексте микротемы , определять в них главное; 3. отработка умения понимать и преобразовывать информацию.

Слайд 3

Основные приёмы сжатия текста Приём исключения предполагает удаление из исходного текста каких-либо элементов. Могут быть исключены (удалены): различные повторы; один или несколько синонимов; некоторые второстепенные члены предложения; однородные члены предложения; незначимые фрагменты предложений или целые предложения; конструкции, осложняющие предложение (однородные, обособленные члены предложения, уточняющие и пояснительные конструкции); вводные слова и вставные конструкции; риторические вопросы и восклицания; диалог (при этом суть диалога может быть передана одним предложением); цитаты и др.

Слайд 4

Основные приёмы сжатия текста Приём обобщения предполагает объединение каких-либо элементов текста. При обобщении могут быть объединены: предложения, связанные одной мыслью; части предложения; парцеллированные («разорванные») предложения. Приём обобщения позволяет также заменить однородные члены предложения обобщающим наименованием; однородные придаточные предложения одним придаточным с обобщённым значением; отдельные предложения или их части определительными или отрицательными местоимениями с обобщающим значением ( все, ничего… ).

Слайд 5

Основные приёмы сжатия текста Приём упрощения представляет собой замену сложных синтаксических конструкций более простыми. При этом в тексте могут быть заменены: целые фрагменты текста одним или двумя предложениями; сложные предложения простыми; объёмный фрагмент предложения более лаконичным по форме синонимическим выражением; предложение или его часть указательным местоимением ( это, то… ); прямая речь косвенной и др.

Слайд 6

Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что у моей матери остались только её подруги по гимназии. У отца друзья были сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделённая радость – не радость. Человек портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступает пора несчастий – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один. Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь… Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят её и затруднят.

Слайд 7

Исходный текст Сжатый текст Комментарии к способу сжатия Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что у моей матери остались только её подруги по гимназии. У отца друзья были сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Подлинные друзья приобретаются в молодости. У моих родителей настоящими друзьями остались те, с кем они учились в юности. С возрастом открытость к дружбе снижается. Сжатие текста произведено с применением приёма упрощения (произведена замена фрагмента одним предложением; сложное предложение заменено простым)

Слайд 8

Исходный текст Сжатый текст Комментарии к способу сжатия Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделённая радость – не радость. Человек портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступает пора несчастий – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один. Молодость – это время сближения. Об этом нужно помнить и беречь друзей. Дружба помогает и горе и в радости. Чтобы ощутить счастье, надо с ним поделиться. Человек не должен переживать счастье один. В несчастье человек не может быть один, рядом должны быть друзья. Сжатие текста произведено с применением приёма исключения (исключены незначимые фрагменты текста)

Слайд 9

Исходный текст Сжатый текст Комментарии к способу сжатия Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь… Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят её и затруднят. Берегите молодость до глубокой старости. Цените всё, что приобрели в молодости. Привычки молодости сохраняются на всю жизнь. Хорошие – облегчат жизнь, дурные – усложнят. Сжатие текста произведено с применением приёма обобщения (несколько предложений объединены в одно; однородны члены обобщены местоимением все )

Слайд 10

Хлеб Хлеб – чудеснейшее открытие человечества. Первому безымянному хлеборобу люди должны были поставить памятник, потому что, несмотря на многовековой прогресс, ничего более полезного и необходимого для человека до сих пор не придумано. В наши дни «добывание» хлеба насущного – дело как будто весьма простое. Зашёл в магазин, окинул взглядом хлебные полки, выбрал нужное, заплатил деньги и ешь на здоровье. Но так ли всё просто? Ведь только потребителю хлеб достаётся легко. Тем же, кто его производит, он стоит тяжёлого труда, бессонных ночей, напряжения всех физических и духовных сил. Эта битва бескровна, но вдоволь орошена солёным потом хлеборобов. Для них хлеб не только конечный продукт, но и личная гордость, достоинство, радость и боль. Так можем ли мы не жалеть, не беречь, бездумно выбрасывать то, что даёт всем нам здоровье и силу, богатство и уверенность в завтрашнем дне? Хлеб – дело жизни каждого из нас, и обращаться с ним должно на Вы.

Слайд 11

ЭТАПЫ РАБОТЫ 1. Определение темы текста 2. Определение идеи текста 3. Определение микротем текста как частей общей темы 4. Моделирование изложения

Слайд 12

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА Хлеб – чудеснейшее открытие… самое полезное и необходимое… добывание хлеба… тяжёлый труд… беречь хлеб… обращаться к хлебу на Вы.

Слайд 13

ТЕЗИСНЫЙ ПЛАН 1. Хлеб – чудесное открытие человечества 2. Цена хлеба 3. Берегите хлеб!

Слайд 14

Образец сжатого изложения Хлеб – чудеснейшее открытие человечества. Ничего более полезного и необходимого для человека до сих пор не придумано. Добывание хлеба – дело очень сложное. Это бескровная битва, которая требует напряжения всех физических и духовных сил. Только потребителю он достаётся легко. Тем, кто его производит, он стоит тяжёлого труда. Для них хлеб – личная гордость и достоинство. Хлеб – дело жизни каждого из нас, его надо беречь: он даёт нам здоровье т силу. Обращаться с ним надо на Вы.

Слайд 15

Домашнее задание Историки, изучая жизнь широких народных масс Древней Руси, черпают знания, привлекая в первую очередь материал археологических раскопок. Именно археология раскрыла для нас множество сторон народной жизни, скупо отраженных в летописях. Сведения археологов о поселениях, жилищах, об утвари, одежде, обычаях простых людей того времени позволили нашим современникам ясно представить жизнь крестьян и ремесленников Древней Руси. Другим источником наших сведений о простом народе, в первую очередь, о его мыслях и чаяниях, является собственное народное творчество, фольклор. Величественные былины сохранили народный взгляд на недавнее (для людей Киевской Руси) героическое прошлое, запечатлели народный идеал русского воина. В загадках и пословицах отразились глубокая народная мудрость и круг интересов простого человека той эпохи. Наконец, еще одним неоценимым источником для историков является язык народа. Словарный состав языка раскрывает современным исследователям взгляды древнерусского человека на природу, позволяет глубже понять систему его хозяйства. особенности социальных отношений. Сложный счет родства, унаследованный от родового строя, культурные связи с соседями, познания в математике, медицине, астрономии и многое, многое другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"

Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....

Разработка урока русский язык 6 класс

Данный урок  проводится при изучении темы "Числительное".  Посредством краеведческого материала закрепить практические навыки правильного употребления числительного в речи.  ...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...