рабочая программа по русскому языку 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме

Полякова Елена Васильевна

Рабочая программа по русскому языку 8 класс составлена на основе программы под редакцией М. Баранова (поянительная записка, тематический план, календарно-тематическое планирование, УМК)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_8_klass.doc227.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена  на основе программы по русскому языку  под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской,  Н.М.Шанского 6-е изд. – Москва «Просвещение», 2010 год в соответствии с  Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку.- //Официальные документы в образовании, 2004, №5) .

 Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Данная программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку,  тематический план с распределением учебных часов по основным разделам курса, контрольных работ,  требования к уровню подготовки учащихся, учебно-методическое обеспечение программы, календарно – тематическое планирование.

Основа – учебник русского языка для  8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю.Максимова и др. Москва «Просвещение» 2011.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и  средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных  и творческих способностей развития ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.  В соответствии с этим  в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры речи, базовыми умениями  и навыками использования языка в жизненно важных  для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как о знаковой системе и общественном явлении, его устройстве и функционировании; овладение основными нормами русского  литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу  и оценке языковых явлений и фактов, умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения  национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально – культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения.

Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Она рассчитана на 140 часов. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VIII классе – 105 час (3 часа в неделю) и 1 час предусмотрен учебным планом МБОУ «Рылёвская СОШ» за счет часов регионального компонента.  Материал курса русского языка в 8 классе сложный. Основное внимание уделяется грамматике,  орфографии, синтаксису простого предложения и пунктуации в простом предложении. Так как количество часов увеличилось, то в рабочую программу программу внесены следующие изменения:

Раздел

Программа М.Т. Баранова

Рабочая программа

1.

Повторение пройденного в 5-7 классах

6+2

8+3

2.

Словосочетание

2

8

3.

Главные члены предложения

6+2

11+4

4

Второстепенные члены предложения

6+2

13+2

5.

Простые односоставные предложения

9+2

15+2

6.

Неполные предложения

2

2+1

7.

Однородные члены предложения

12+2

10+4

8.

Обращения, вводные слова и междометья

9+2

10+1

9.

Обособленные члены предложения

18+2

18+2

10.

Прямая и косвенная речь

6+1

7+2

11.

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

5+1

5+2

 

Программа развития связной речи в 8 классе значительно расширена, на нее отведено 23 часа. Учащиеся продолжают работать над таким типом речи, как описание. Это описание репродукций картин в учебнике, памятника архитектуры, местности, внешности человека.  Продолжается обучение  написанию  кратких изложений. В целях успешной подготовки учащихся к ГИА за курс основной школы программа предполагает обучение сочинению -  рассуждению  на дискуссионную тему.

Для успешного овладения программным материалом предусматривается проведение образовательного процесса не только в традиционной форме, но и с использованием инновационных педагогических технологий и нетрадиционных типов урока. Это технологии проектного обучения, проблемного обучения,  коллективного обучения, тестового контроля, дифференцированного обучения на основе обязательных результатов.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,  деятельностного подходов к обучению родному языку:

- воспитание гражданственности и патриотизма, формирование представления о русском языку как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание национального своеобразия русского языка, овладение культурой межнационального общения;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Задачи преподавания русского языка.  В современной школе русский язык имеет познавательно – практическую направленность, т.е. он даёт обучающимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Русский язык выполняет общепредметные задачи: воспитание обучающихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению  самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений.

Виды и формы контроля

Контроль и учёт достижений учащихся  ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование образовательного результата освоения программы  по русскому языку.

Используемые формы контроля и учёта учебных и  внеучебных  достижений учащихся:

 - самостоятельные работы,

- контрольные тесты,

- проверочные работы,

- устный и письменный опросы;

 - контрольные диктанты ;

  - формы учёта достижений (урочная деятельность – ведение тетрадей по предмету, анализ текущей успеваемости; внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих конкурсах).

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, проблемное изложение, частично – поисковый, исследовательский.

Формы организации образовательного процесса. Основной формой организации образовательного процесса является классно – урочная система.  В качестве дополнительных форм организации учебного процесса используется  система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.  В процессе изучения курса русского языка обучающиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.

Требования к уровню подготовки обучающихся, заканчивающих 8 класс.

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать/понимать  

- слова с непроверяемыми орфограммами;

- виды словосочетаний, типы связи слов в словосочетаниях;

- группы  односоставных предложений;

- структуру простого осложнённого предложения;

уметь

- находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать словарные слова и слова с изученными орфограммами;

-находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами;

-ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных членах, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, обращении; выделять вводные слова и вводные предложения;

-ставить тире  в нужных случаях между подлежащим и сказуемым;

-производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

-составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложнённые однородными и обособленными членами, вводными словами (предложениями), обращениями;

-пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

-определять тип и стиль текста;

-подробно, кратко и выборочно излагать тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников;

-писать сочинения – описания (сравнительная характеристика знакомых лиц, описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально – этическую и дискуссионную темы;

-совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью, стилем; находить и исправлять речевые ошибки;

-создавать тексты публицистического стиля;

-уметь просто и доступно выступать перед слушателями по общественно важным темам;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

-осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

-развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

-удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально – культурных ситуациях общения;

-увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

        

Тематический план


МОДУЛЬ


ТЕМА


Всего

часов

Из них

контроль

КД

КТ

ИЗ

СОЧ.

Введение

Функции русского языка в современном мире.

1

Повторение

изученного

в V-VII классах

Пунктуация и орфография

11

1

1

Основные единицы синтаксиса.

Словосочетание

8

Простое предложение

4

Двусоставные

предложения

Главные члены предложения

15

1

1

1

Второстепенные члены предложения

15

1

1

Односоставные предложения

Синтаксис и пунктуация односоставного  предложения

17

1

1

Неполные предложения

Неполные предложения

3

1

Простое

осложнённое

предложение

Однородные члены предложения

14

1

2

Обособленные члены предложения

20

1

1

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

Обращение

2

Вводные и вставные конструкции

9

1

1

Чужая речь

9

1

1

Повторение и

систематизация

изученного

в VIII классе

Пунктуация и орфография

9

1

1

Резерв

Контрольные диктанты по текстам администрации, общественный смотр знаний

3

2

ИТОГО  

140

9

3

2

9

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Примечание

Тема урока

Дата

1


 Функции русского языка в современном мире.

Повторение 8+3

2

Повторение.

Фонетика, графика.

3

Р. К.

Особенности говоров нашего края.

4

Повторение.

Состав слова и словообразование.

5

Повторение.

Лексика и фразеология.

6

Р.К..

Лексические особенности говоров Тульского края.

7

Повторение.

Морфология, орфография.

8

Повторение

Морфология и орфография.

9

Р. Р.

 Текст. Основные виды переработки текста: план, конспект, аннотация.

10

Контрольный диктант по теме «Повторение»

11

Р. Р.

Анализ контрольного диктанта.

Подготовка к написанию сочинения по картине В. В. Машкова «Золотая осень в Карелии»

12

Р. Р.

Написание сочинения по картине В. В. Машкова «Золотая осень в Карелии»

Словосочетание 8

13

Словосочетание. Строение и грамматическое значение  словосочетаний.

14

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Согласование.

15

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Согласование.

16

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Управление.

17

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Управление.

18

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Примыкание.

19

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Примыкание

20

Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова.(глагольные, именные, наречные)

Простое предложение 3+1

21

Предложение как единица синтаксиса. Порядок слов в предложении.

22

Особенности связи подлежащего и сказуемого.

23

Логическое ударение. Нормы интонирования предложений.

24

Р. Р..

Типы текстов по функционально-смысловым особенностям. Описание архитектурных памятников. Структура текста, его языковые особенности.

Главные члены предложения 11+4

25

Р. К.

Приметы диалектного синтаксиса.

26

Предикативная основа предложения. Подлежащее,  сказуемое

27

Р. Р., Р. К.

Сочинение – описание памятника архитектуры Одоевского района.

28

Р. Р., Р. К.

Сочинение – описание памятника архитектуры Одоевского района.

29

Анализ сочинений.

Типы сказуемого. Простое глагольное сказуемое.

30

Составные сказуемые. Составное именное сказуемое.

31

Составные сказуемые. Составное именное сказуемое.

32

Составное глагольное сказуемое.

33

Составное глагольное сказуемое.

34


Тире между подлежащим и сказуемым.

35


Тире между подлежащим и сказуемым

36

Контрольный тест по темам «Словосочетание», «Главные члены предложения»

37

 Анализ теста  по темам «Словосочетание», «Главные члены предложения»

38

Р. Р., Р. К.

Подготовка к написанию  сжатого изложения ( по тексту В. В. Вересаева)

39

Р. Р., Р. К.

Подготовка к написанию сжатого  изложения ( по тексту В. В. Вересаева)

Второстепенные члены предложения 13+2

40

Анализ изложений.

Второстепенные члены предложения.

41

Определение.

Согласованные и несогласованные определения.

42

Согласованные и несогласованные определения.

43


Приложения.

44

Приложения.

45


Дополнение. Прямые и косвенные дополнения.

46

Прямые и косвенные дополнения.

47


Обстоятельство. Виды обстоятельств.

48


Обстоятельство. Виды обстоятельств.

49

Обстоятельство. Виды обстоятельств.

50

Р. Р., Р. К.

Подготовка к описанию местности. Сочинение. «Моя улица» «Мой поселок»

51

Р. Р., Р. К.

Сочинение. «Моя улица» «Мой поселок»

52

Анализ сочинений. Повторение темы «Синтаксис простого предложения»

53


Повторение темы «Синтаксис простого предложения»

54


Контрольный диктант по теме «Синтаксис простого предложения»

Простые односоставные предложения 15+2

55


Анализ контрольного диктанта.

Двусоставные и односоставные предложения.

56

Основные группы односоставных предложений.

57

Определенно – личные предложения.

58

 Определенно – личные предложения.

59

Неопределенно – личные предложения.

60

Неопределенно – личные предложения

61

Обобщенно-личные предложения

62

Безличные предложения.

63

Безличные предложения.

64

Назывные предложения.

65

Назывные предложения.

66

Р.р.

Подготовка к написанию сочинения- рассуждения по данному тексту

67

Р.р.

Написание сочинения- рассуждения по данному тексту

68

Вклад ученых – лингвистов в развитие синтаксиса и пунктуации.

69

 Обобщение по теме «Односоставные предложения»

70

Обобщение по теме «Односоставные предложения»

71

Контрольный тест по теме «Односоставные предложения»

Неполные предложения 2+1

72

Анализ теста. Понятие о  неполных предложениях.

73

Неполные предложения в диалоге и сложном предложении.

74

Доработать дома.

 Подготовка к сочинению по картине К. Ф. Юона «Мартовское солнце»

Однородные члены предложения 10+4

75

Однородные члены предложения. Повторение изученного.

76

Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них.

77

Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них.

78

Однородные и неоднородные определения

79

Р.Р.

Написание сочинения-рассуждения по данному тексту

80

Ряды однородных членов предложения.

81

Обобщающие слова при однородных членах предложения и пунктуация при них.

82

Обобщающие слова при однородных членах предложения и пунктуация при них.

83

Обобщение по теме «Однородные члены предложения»

84

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»

85

Р. Р., Р. К.

Подготовка в  сочинению «Зимнее утро в моем селе»  «Летним днем в моем селе»

86

Р. Р., Р. К.

Написание сочинения «Зимнее утро в моем селе»  «Летним днем в моем селе»

87

Р.Р.

Анализ сочинений и контрольного диктанта.

Обособленные члены предложения 18+2

88

Понятие об обособлении. Обособление определений и предложений.

89

Обособление определений и предложений. Выделительные знаки препинания при обособлении второстепенных членов предложения.

90

Обособление определений и предложений. Выделительные знаки препинания при обособлении второстепенных членов предложения.

91

Обособление определений и предложений. Выделительные знаки препинания при обособлении второстепенных членов предложения.

92

Обособление обстоятельств.

93

Обособление обстоятельств.

94

Обособление обстоятельств.

95

Уточнение как вид  обособленного члена предложения.

96

Выделительные знаки препинания при обособлении  уточняющих членов предложения.

97

Выделительные знаки препинания при обособлении  уточняющих членов предложения.

98

Выделительные знаки препинания при обособлении  уточняющих членов предложения.

99

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения.

100

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения.

101

Текстообразующая роль синтаксических синонимов обособленных членов предложения

102

Обобщение по теме «Обособленные члены предложения»

103

Обобщение по теме «Обособленные члены предложения»

104

Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения»

105

Анализ контрольного диктанта.

106

Р. Р., Р.К.

Подготовка к  сочинению «Рассказ ветерана» (по материалам местной прессы»

107

Р.Р. , Р.К.

Написание сочинения «Рассказ ветерана» (по материалам местной прессы»)

Обращения, вводные слова и междометия  10+1

108

Анализ сочинений. .Обращения. Выделительные знаки препинания при обращении.

109

Распространенное обращение. Текстообразующая роль обращений.

110

Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них.

111

Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них.

112

Вводные слова и вводные предложения. Одиночные и парные знаки препинания.

113

Р.Р.

Публичное выступление на общественно значимую тему.

114

Контрольный тест.

115

Анализ теста. Вставные  конструкции.

116

Вставные   конструкции. Выделение вставных конструкций на письме.

117

Обобщение по теме «Обращения. Вводные слова и вводные предложения»

118

Контрольный диктант по теме «Обращения. Вводные слова и вводные предложения.

Прямая и косвенная речь 7+2

119

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

120

Слова автора внутри прямой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

121

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

122

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

123

Цитаты и знаки препинания при них.

124

Р.Р.

Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

125

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

126

Контрольный диктант по теме «Прямая и косвенная речь»

127

Р. Р., Р. К

Подготовка к сочинению «Лучшие люди моего села»

128

Р. Р., Р. К

Написание сочинения  «Лучшие люди моего села»

Повторение и систематизация изученного в 8 классе 7+2

129

 Анализ сочинений. Комплексное повторение изученного в 8 классе.

130

Комплексное повторение изученного в 8 классе.

131

Комплексное повторение изученного в 8 классе.

132

Комплексное повторение изученного в 8 классе.

133

Комплексное повторение изученного в 8 классе.

134

Р.Р.

Подготовка к написанию выборочного изложения

135

Р.Р.

Написание выборочного изложения.

136

Итоговый контрольный диктант.

137

Р. К.

Анализ диктанта.

Язык Тульского края в его прошлом, настоящем и будущем

138-140

Резервные уроки ( диктанты по текстам администрации,  общественный смотр знаний)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

        

Программа:  Русский язык. 5 –9 классы

      Автор       Баранов М.Т.,  Ладыженская Т.А.,  Шанский Н.М.

      Название сборника, где опубликована:  

                        Программы общеобразовательных учреждений.

                        Русский  язык. 5 – 9 классы

      Издательство, год издания   М., Просвещение, 2010         

Учебник:

Бархударов С.Г. , КрючковС.Е.

Русский язык.  Учебник для  8 класса общеобразовательных учреждений.

М.,  Просвещение, 2011.

Дополнительные учебно-методические  материалы: 

№ п/п


Автор


Название

Год

издания


Издательство

1

Г.А.Богданова

Уроки русского языка в 8 классе

2006

М.:

Просвещение

2

Г.А.Богданова

Русский язык. Рабочая тетрадь для 8 класса в 2 частях

2006

М.:

Генжер

3

Н.Г.Горашова

Тесты  по русскому языку в 8 классе

2007

М.,

Экзамен

4

Н.В.Егораева В.Н.Горшкова

Поурочные разработки по русскому языку к учебнику С.Г.Бархударова и Л.А.Тростенцовой.  Универсальное издание. 8 класс.

2011

М.,

ВАКО

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....