памятки для уроков русского языка
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме

Аверкина Елена Ивановна

Материал поможет быстро повторить и закрепить изученный материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чередование гласных в корне

Чередование

Корни

Примеры

о//а

-позд-//-пазд-

опоздать – опаздывать

-коп-//-кап-

копать – выкапывать

-спор-//-спар-

спорить – оспаривать

-кос-//-кас-

коснуться – касаться

-лож-//-лаг-

изложение – излагать

-рос-//-раст-//-ращ-

росли – расту – выращивать

-гор-//-гар-

загореть – загар

е//и

-бер-//-бир-

соберу – собирать

-дер-//-дир-

удеру – удирать

-мер-//-мир-

замереть – замирать

-пер-//-пир-

запереть – запирать

-тер-//-тир-

затереть – затирать

-блест-//-блещ-//-блист-

блестеть – блещет – блистать

-стел-//-стил-

расстелить – расстилать

-сед-//-сид-

седло - сидеть



Предварительный просмотр:

Самостоятельные части речи

Название

Вопрос

Грамматическое

значение

Примеры

Имя су-

ществи-

тельное

Кто? Что?

И другие падеж-

ные вопросы

Предмет

Мама, друг, волк, стол, нежность, синева

Имя прилага-

тельное

Какой?

какая?

какое?

чей?

Признак

предмета

Красивый, деревянный,

весёлый

Имя числи-тельное

Сколько? который?

и др.

Количество или

Порядок предме-тов при счёте

Четыре, пять, десять, пер-

вый, второй, пятый 

Место-

имение

Кто? что? какой? который? сколько? чей?

Указывает на предмет, признак, количество, но не называет их. Это значит: употреб-ляется вместо име-  ни существитель-ного, имени при-лагательного, име-ни числительного

Ты, тот, кто, что, наш, весь, каждый, другой, столько, мой, ваш, какой, чей, который, сколько  

Глагол

Что делать? что сделать?

Действие предмета, его состояние

Бежать, беспокоиться, рассмешить

Наречие

Как? куда? откуда? где? зачем? почему? и др.

Признак действия, признак признака

Быстро (бежать), очень (полезный), издалека (прийти)

Служебные части речи

Название

Какую роль выполняет в языке

Примеры

Предлог

Служит для связи слов в словосочетании и предложении

В, на, за, у, вдоль, без, для, из-за, из-под, после, кроме, при, по, с, от, и т.д.

Бежит по дороге, стоит около дома

Союз

Служит для связи однородных членов и частей сложного предложения

И, а, но, да, или, так как, потому что, что, чтобы, когда, и т.д.

В зоопарк привезли белых медведей и тюленей. Мне хотелось, чтобы дождь быстрее кончился.

Частица

Вносит в предложение дополнительное значение: отрицание, вопрос, сомнение и т.д.

Не, ни, ли, вот, как, неужели, ещё, даже, же, лишь и т.д.

Иду гулять. – Не иду гулять. Все приехали. – Все ли приехали?

Междометия и звукоподражательные слова

Название

Какую роль выполняют в речи

Примеры

Междометия

Выражают чувства, но не называют их

Ах! Ой! Ух! Ну, ура, увы, ха-ха

Звукоподража-
тельные слова

Воспроизводят звуки окружающего мира

Гав-гав,

мяу-мяу,
апчхи, тик-так

 



Предварительный просмотр:

Суффиксы

-к-

-ок-

-щик-

-ист-

-ик-

-ов-

-чик-

-тель-

-инк-

-очк-

-ышк-

-оват-

-н-

-ек-

-шик-

-еват-

-ник-

-ёк-

-юшк-

-нищ-

-еньк-

-ск-

-а-

-ющ-

-оньк-

-в-

-уч-

-ущ-

-ёнок-

-ач-

-шу-

-иц-

-як-



Предварительный просмотр:

Приставки

О-

В-

С-

ОБ-

ОТ-

ЗА-

НА-

ВЫ-

НАД-

ПОД-

ПРИ-

ПЕРЕ-

ИЗ-

ИС-

РАЗ-

РАС-

ВО-

ПО-

ПРО-



Предварительный просмотр:

Падежные окончания существительных

Падеж

Вопрос

Склонение

I

II

III

Именительный

Кто? Что?

-А, -Я

-О, -Е

Родительный

Кого? Чего?

-И,-Ы

-А,-Я

Дательный

Кому? Что?

-У, -Ю

Винительный

Кого? Что?

-У,-Ю

-А,-Я

-О,-Е

Творительный

Кем? Чем?

-ОЙ,

-ЕЙ

-ОМ,

-ЕМ

Предложный

О ком? О чём?



Предварительный просмотр:

Падеж

Предлоги

Вопросы

Именительный

Кто? Что?

Родительный

(нет)

От, до, из, без, у, для, около, с

Кого? Чего?

Дательный

(дал)

К, по

Кому? Чему?

Винительный

(вижу, виню)

В, во, на, за, про, через

Кого? Что?

Творительный

(горжусь)

С, со, за, под, над, между, перед

Кем? Чем?

Предложный

(думаю)

О, об, в, на, при

О ком? Очём?



Предварительный просмотр:

Иногда очень трудно найти в тексте наречия.

ЗАПОМНИ!

Наречия чаще всего относятся к глаголам

и обозначают признак действия.

         Наречия могут отвечать на вопросы:

         Как? – радостно, верхом, шёпотом;

         Куда? – сюда, куда-то, налево, вверх, туда, домой;

         Где?  здесь, там, везде, справа, наверху, кое-где, нигде;

        Откуда? – издалека, сверху, откуда-то, изнутри;

        Зачем? – нарочно, назло, на смех, напоказ;

        Почему? – сослепу, сгоряча, поневоле;

        Когда? – теперь, вскоре, потом, весной, прежде, завтра;

        Сколько? Сколько раз? – много, немного, мало, дважды, трижды;

        Как? Каким образом? – по-весеннему, по-немецки, дружески, вихрем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для работы над ошибками на уроках русского языка

Материал содержит инструкции для обучающихся школы VIII вида по работе над ошибками...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Памятка-закладка по русскому языку

Памятка-закладка по русскому языку...

Памятка-шпаргалка для уроков русского языка

Материал-памятка в которой содержатся основные правила  русского языка которые надо запомнить...

Памятки для учащихся. Русский язык

Памятки для учащихся. Русский язык...

Как сделать урок русского языка интересным и продуктивным Памятка учителю

1.Хорошее начало дня - половина дела. Начало урока должно быть активным, включающим обсуждение, работу с ранее изученной темой, парную, групповую работу. Учащихся можно познакомить с задачами урока, з...

Памятка работы над ошибками на уроках русского языка

Памятка содержит методику работы над ошибками на уроках русского языка для индивидуальной работы, можно подготовить и как раздаточный материал....