Урок русского языка в 5 классе по теме: «Упражнение в различение приставок и предлогов»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Демьянченко Ирина Васильевна

Целью урока является усвоение новых знаний и формирование практических умений,  научить распознавать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать, продолжить работу над развитием речевой деятельности; развитием познавательной активности учащихся, воспитывать интерес к предмету русского языка; умение работать парами; помогать и договариваться друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_pravopisanie_pristavok_i_predlogov.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Урок русского языка в 5 классе по теме:

          «Упражнение в различение приставок и предлогов»

Цели: добиваться осознанного усвоения новых знаний и формирование практических умений,  научить распознавать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать, продолжить работу над развитием речевой деятельности; развитием познавательной активности учащихся, воспитывать интерес к предмету русского языка; умение работать парами; помогать и договариваться друг с другом.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор,  интерактивная доска, раздаточный         материал. 

Планируемые результаты:

1. Личностные:

  • умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

2. Метапредметные:

 регулятивные:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
  • высказывать свое предложение

коммуникативные:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам

           познавательные:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
  • развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)

3. Предметные:

  • развитие умения различать приставки и предлоги, правильно употреблять их в речи и писать;
  • формировать понятия , что к каждому из значений многозначного слова может быть подобран соответствующий синоним.

Термины, понятия: приставка, предлог, части речи,  синонимы, многозначность слов, существительное, глагол.

Межпредметные связи: русский язык,  окружающий мир, литературное чтение.

Формы работы и ресурсы: 

фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа;

                                         Ход урока

Ребята, давайте поприветствуем наших гостей.

- Сегодня на уроке мы отправимся в воображаемое космическое путешествие . Наш класс космический корабль, мы космонавты, тетради – бортовые журналы

 На каждой остановке нам будут встречаться препятствия, в виде различных заданий которые мы будем решать.  Первая остановка и первое задание.( слайд 1)

  1. Подбери слово, близкое по значению (синонимы) устная работа

Верный друг    1.Преданный                                 Верный выстрел 1 Громкий

                          2. Старший                                                                     2 Меткий

                          3. Новый                                                                         3 Раскатистый

                          4. Весёлый                                                                      4  Сегодняшний  

                          5. Старый                                                                        5 Тихий

                                Верное средство    1 Русское

                                                     2 Прочное

                                                     3 Испытанное

                                                     4 Интересное  

                                                     5  Забытое    

               

          - Ребята, как вы понимаете слово  раскатистый ? (Прерывистый , громкий звук)

          -  Как называются слова, которые мы с вами сейчас подбирали ? (синонимы)

         -   Как употреблено слово верный ? (в разных значениях, многозначность слов)

         - С первым заданием мы успешно справились.

- Вторая остановка. (слайд 7)

  1. Чистописание

Открываем тетради. (следим за посадкой при письме) Пишем (число, классная работа)

Двадцать шестое октября.

Классная работа

          О   о    о ( Написание заглавной О, о- с верхним и с нижним соединением)

          По  от  об о под  около

      -   Посмотрите внимательно на вторую строчку. Что написано? (предлоги и приставки)

      - Так приставки или предлоги?

Где приставка ? Где предлог?

Кто бы нам понять помог!

-Третья остановка

  1. Словарно – орфографическая работа

На доске записаны словосочетания:

 (до)ехал                    (до)деревни

(по)бежал                 (по)дороге

(про)читал                 (про)завод

(под)полз                   (под)машину

(на)кричал                  (на)собаку

- Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?

1 Можно разделить на словарные слова и не словарные

2 На глаголы и существительные

3 На слова с приставками и слова с предлогами

Беседа:

- Назовите слова с приставками? ((до)ехал,  (по)бежал,  (про)читал ,    (про)читал,       (под)полз,   (на)кричал  )

- Докажите, обоснуйте свой ответ. (Это глаголы, между приставкой и корнем нельзя вставить слово)

-Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

- Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем пишется слитно)

- Как найти приставку  в слове?  (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой)

-Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами (до города, по дороге, про вокзал, под вагон, на собаку)

- Докажите, обоснуйте свой ответ (Это существительные, между предлогом существительным можно вставить вопрос или другое слово)

- Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов  в предложении)

- Как пишутся предлоги с другими словами (Предлог с другими словами пишется отдельно)

- Ребята посмотрите внимательно на словосочетания. Какие ещё орфограммы «спрятались» в словах . (безударная гласная в корне слова; правописание приставок по, на, под, до ,про; словарные слова )

-А как написать такие слова без ошибок? (гласную в приставке надо запомнить, а безударную гласную в корне надо проверить, подобрав однокоренное слово с ударением на эту гласную)

- Спишите словосочетания.

- Подчеркните предлоги и выделите приставку ( Взаимопроверка по слайду)

4.Физминутка

5  Работа в паре

Дети получают карточка на которой пропущены слова. Вы вместе со своим соседом по парте вписываете недостающие слова.

                                                           Карточка № 1

Предлоги                                                         Приставки

1 Часть речи                                                1. Часть слова

2 Можно вставить вопрос или                   2 Нельзя вставить вопрос или    

   другое слово                                                другое слово

3 Не дружат с глаголами                             3. Дружат с глаголами

 4 Пишутся раздельно                                 4. Пишутся слитно

 

Закончили, поменялись с соседней партой и проверяем по слайду.

Следующая остановка – индивидуальная работа.

 Возьмите карточки №2.Прочитайте текст на карточке.

-К какому жанру литературы относится отрывок из текста?

-Ребята, а кто вспомнит из какой сказки этот отрывок ?

- Напишите свою фамилию. Прочитай те задание. Выполняйте

6. Индивидуальная работа

 - Найди в тексте слова с приставками, выделите приставки.

- Найдите в тексте слова с предлогами, подчеркните предлоги.        --------------------------------

                                                                                                           

 Налетели на мальчика гуси, унесли у сестрицы братца.

Заплакала  Алёнушка  от горя. Побежала по чистому полю,

добежала до речки студёной, про дорогу  у  речки спросила.

карточка № 2

- Оцени своё выполнение работы. Поставь в левое окошечко себе оценку.

- Поменяйтесь листочками . Проверка по слайду. Поставь оценку своему товарищу в окошко посередине.

- Сдайте работы

7. Работа с учебником. Стр. 66 упр. 115

- Читаем задание. Упражнение разбирается по предложениям.

(загудел, зашипело, по лесу, побежала, налетел, закачались, с еловых лап,  полетели, посыпал, завился,, продолжалась, залепила)

- Подбери к словам , где это возможно однокоренные существительные в единственном числе без приставок

(гудок, шипение, бег, полёт, качка, сыпь, ,  виток ,лепка

8. Домашнее задание стр. 67. Упр. 116

9. Итог урока

Возьмите в руки листочки , которые лежат на ваших столах

- нарисуйте ! вместо носа, если вы хорошо поняли тему и успешно справлялись с заданием

- нарисуйте? вместо носа , если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас остались вопросы.

- Дорисуйте рот , который покажет ваше настроение

 - Какую работу выполняли сегодня  на уроке?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"

Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 классТип урока: повторение и обобщение изученного материала.Цели урока:Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....