Рабочая программа по русскому языку. 8 класс.
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме

Куксова Ольга Леонидовна

Программа составлена на основе Государственного стандарта общего  образования, Примерной программы основного общего образования и программы по русскому языку к учебному комплексному для 5-9 классов (авторы программы В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, и др.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku._8_klass.doc387.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Русский язык». 8 КЛАСС

Куксовой О.Л., учителя русского языка и литературы

МОУ «Мамоновская ООШ» Пронского района Рязанской области

Пояснительная записка

       Программа составлена на основе Государственного стандарта общего  образования, Примерной программы основного общего образования и программы по русскому языку к учебному комплексному для 5-9 классов (авторы программы В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, и др.)

      Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
  • формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; умений работать в группах, парах, самостоятельно.

   

Основой данной программы является реализация основных принципов проблемного обучения, как принципа обучения, и как нового типа учебного процесса, и как метода обучения, и как новую дидактическую систему.

          Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

         Создание проблемных ситуаций, создание на уроке условий для  осознания, принятие и разрешение этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, овладение учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач – важный стержень всего учебного процесса. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления.

          Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей:

          Первая цель — сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.

          Вторая цель — достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.

          Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.

          Важно отметить еще одну из важных целей проблемного обучения - сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.

          Особенность проблемного обучения  заключается в том, что оно стремится максимально использовать данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения (учения), познания, исследования и мышления. С этой точки зрения, процесс учения должен моделировать процесс продуктивного мышления, центральным звеном которого является возможность открытия, возможность творчества. В корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося. В основе лежат следующие положения современной психологии:

  • процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию;
  • проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы;
  • условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы;
  • закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают.

      Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литератур-ного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Требования к уровню подготовки 8 класса

      Учащиеся должны  знать, понимать определения основных изученных в 8 классе языковых, явлений, речеведческих понятий.

      Уметь:

речевая деятельность:

     

аудирование:

  • Дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
  • Фиксировать информацию прослушанного текста  в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
  • Определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
  • Рецензировать устный ответ учащегося;
  • Задавать вопросы по прослушанному тексту;
  • Отвечать на вопросы по содержанию текста;
  • Слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

чтение:

  • Прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на  основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицу на основе текста;
  • Используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты, по оглавлению и заголовкам статей;
  • При необходимости переходить на изучающее чтение;
  • Читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных  лингвистах;

говорение:

  • пересказывая текст, отражать сове понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
  • ввести репортаж о школьной жизни;
  • строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
  • создавать связанное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста доказательства, текста-описания;
  • составлять инструкции по применению того или иного правила;
  • принимать участие в диалогах различных видов;
  • адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение поддержать или заканчивать разговор и т.п.

письмо:

  • пересказывать фрагмент прослушанного текста;
  • пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
  • создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
  • писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительную лексику, экспрессивный синтаксис: расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);
  • составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

   

   текст:

  • находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
  • распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

фонетика и орфоэпия:

  • правильно произносить слова с учетом вариантов произношения;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

     

      морфемика и словообразование:

  • разъяснить значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
  • разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
  • пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

лексикология и фразеология:

  • разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
  • пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т.п.) ;
  • оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
  • находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:

  • распознавать части речи и их морфемы;
  • соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
  • опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

орфография:

  • применять орфографические правила, объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

синтаксис и пунктуация:

  • опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
  • различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
  • правильно и уместно употреблять предложения с водными конструкциями и однородными, обособленными, членами;
  • правильно строить предложения с обособленными членами;
  • проводить интонационный анализ простого предложения;
  • выразительно читать простые предложения изученных конструкций
  • проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
  • владеть правильным способом действия при проведении изученных правил пунктуации, устно объяснить пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно, подбирать примеры на пунктуационные правила.

      Формы промежуточной и итоговой аттестации в 8 классе: объяснительный, выборочный, графический, цифровой, предупредительный, словарный, свободный диктанты. Диктант с грамматическим заданием, тесты, подробное и выборочное изложение, изложение с элементами сочинения, сочинение на свободную на свободную тему, сочинение рассуждение на морально-этическую тему, сочинение на грамматическую тему, сочинение по данному  началу, проверочная работа с выбором ответа, индивидуальный контроль (карточки), комплексный анализ текста, творческие работы с решением проблемы.

 Учебное и учебно-методическое обеспечение:

для  учащихся:

для учащихся:

  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2012.
  2. Русский язык. Практика. 8 класс/ под ред. Пименовой С.Н. – М.: Дрофа,2012.
  3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 8 класс. – М.: Дрофа, 2012.

для учителя:

Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 8 класс./ под редакцией Ю.С.Пичугова. М.: Дрофа, 2012.

  1. Бабайцева В.В. М.И. Сергиенко. Русский язык. 8 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2011.
  2. Богданов Г. А. Уроки русского языка в 8 классе. М.: Просвещение, 2010.
  3. Богданова Г. А.. Опрос на уроках русского языка. М.: Просвещение, 2000.
  4. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М.: Дрофа, 2012.
  5. В.В.Леденева. Н.В. Халикова. Тесты. Русский язык. 5-8 классы. Учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2010
  6. Е.И.Никитина. Русская речь. Развитие речи..8 класс. М.: Дрофа, 2011.

Раздел программы

Количество часов

1

Общие сведения о русском языке

2

2

Систематизация изученного в 5-7 классах

8

3

Синтаксис и пунктуация

24

4

Второстепенные члены

9

5

Односоставные предложения

12

6

Простое осложненное предложение

41

   

   

Программа рассчитана на 102 часов, из них на развитие речи – 22 часа.

3 часа в неделю

Плановых контрольных работ -4

Тесты, сочинения разных видов, изложения, творческие работы, самостоятельные и индивидуальные работы, зачёт.

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Кол-

во

час-

ов

Наимено-

вание

раздела

программы

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

образования

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Вид контроля,

вид самостоятельной, творческой работы

ИКТ

Дата

проведения

При

меча

ние

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Общие сведения о языке

1

2

Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран содружества независимых государств.

Уроки усвоения нового материла

Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран содружества независимых государств

Понимать статус русского языка как государственного, сферу использования как средства официального общения внутри Российской Федерации, понимать его функции интеграции (объединения) народов России, причину потребности в общении на русском языке

Ответить на вопросы: в каких сферах деятельности русский язык используется как государственный; сколько государственных языков может быть в одной стране; какие вы знаете слова, вошедшие в русский язык народов, населяющих Россию?

                                                                   Повторение изученного в 5-7 классах

2

1

Лексика и фразеология

Повторительно-обобщающий урок

Словарный состав языка с точки зрения происхождения, употребляя и стилистической окраски

Уметь подбирать синонимы и антонимы к слову, выбирать из синонимичного ряда наиболее точное и уместное слово, использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора, оценивать собственную и чужую речь с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения, осуществлять анализ значения, строения, написания разных видов омонимов, произносить заимствованные слова, соблюдая орфоэпические нормы, распознавать слова, с полногласным и неполногласным сочетанием, объяснять их написание, уместно и умеренно использовать в речи лексику ограниченного употребления, термины, использовать их в текстах научного стиля, толковать значения фразеологизмов, использовать толковые словари для определения и уточнения лексического значения слов

Анализ текстов, рассказать о связи предложений в тексте

2

1

Морфемика и словообразование. Орфография

Повторительно-обобщающий урок

Морфемика. Способы словообразования. Орфография и морфемика.

Уметь производить сопоставительный анализ слов, имеющих в корне омонимы, характеризовать языковые признаки слов на основе анализа морфемный разбор при проведении грамматических свойств слова, определять основные способы словообразования, безошибочно писать с опорой на морфемно – словообразовательный  анализ, использовать лингвистические словари

Распределительный диктант, самостоятельная работа по карточкам, творческая работа

ПК

3

1

Морфемика и орфография

Повторительно-обобщающий урок

Правописание орфограмм – гласных, орфограмм – согласных в корне слова

Уметь опираться на основной принцип написания морфем: сохранение единообразного их облика независимо от звучания, обнаруживать орфограммы в корне, группировать слова по видам орфограмм корня, подбирать однокоренные слова на основе словообразовательного толкования, использовать орфографический словарь с целью самостоятельного решения возникающих затруднений при написании слов

Выборочный диктант. План устного сообщения «Правописание безударных гласных в корне», «Правописание согласных в корне»

4

1

 Морфология и орфография

Повторительно-обобщающий урок

Система частей речи в русском языке. Принцип выделения частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

Уметь различать части речи, производить из морфологический разбор, безошибочно писать НЕ с различными частями речи, аргументировать группировку частей речи в связи со слитным (раздельным) написание их с НЕ

Диктант «Проверяю себя»

 5

1

Морфология и орфография

Повторительно-обобщающий урок

Буквы Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий

Уметь познавать части речи с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разной части речи, уместно их употреблять

Взаимодиктант, творческая работа

6

1

Синтаксис и пунктуация

Повторительно-обобщающий урок

Знаки препинания при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения.

Уметь  определить смысловые отношения между словами, видеть связь слов в предложении, выделять грамматическую основу предложения и выполнять синтаксический разбор простого предложения, безошибочно расставлять знаки препинания в осложненном простым предложении

Объяснительный диктант

7

1

Контрольная работа

Урок контроля

Гласные и согласные в корне слова. Правописание Н и НН, в разных частях речи. Правописание НЕ с разными частями речи. Знаки препинания в простом предложении.

Уметь воспроизводить текст, воспринимая его на слух, записывая под диктовку, соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы, опознавать части речи, определять в них морфемы, выявлять смысловые отношения между словами в предложении, подбирать синонимы и антонимы к указанным словам.

Диктант с грамматическим заданием

8-9

2

Р/Р Изложение, близкое к тексту. К.Г. Паустовский «Михайловские рощи»

Уроки развития речи

Текст. Признаки текста. Микротема. Микротекст

Знать признаки текста, понятия «микротекст», «микротема»; понимать на слух содержание текста, его тему, коммуникативную цель, определять главную мысль звучащего текста, понимать отношение автора к поставленной в тексте проблеме, излагать подробно текст в соответствии с планом, составлять сложный план, извлекать главную информацию из текста, соблюдать нормы построения текста, нормы письма.

Написание изложения, близкого к тексту, составление простого и сложного плана текста изложения, творческая работа

10.

1

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии

Урок усвоения нового материала

Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса. Синтаксическая роль частей речи в предложении

Уметь определять границы предложений, выделять словосочетания, используя смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений в тексте

Синтаксический разбор предложений. Работа с текстом, индивидуальные задания

11.

1

Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции

Урок усвоения нового материала

Пунктуация как раздел лингвистики. Основные разделы пунктуации предложения, устанавливать связи и отношения между словами предложений, грамотно расставлять знаки препинания (определительные, разделительные, выделительные)

Понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, взаимосвязь смысла, интонации и пунктуации предложения, устанавливать связи и отношения между словами предложений, грамотно расставлять знаки препинания (определительные, разделительные, выделительные)

Пунктуационный разбор. Взаимодиктант. К.Паустовский сказал: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». Доказать, что верно расставленные знаки препинания действительно помогают правильно понять текст

Синтаксис и пунктуация

12.

1

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды синтаксическое связи

Урок усвоения новых знаний

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.

Знать интонационные средства, понимать их грамматическую и смыслоразличительную роль: логическое ударение, пауза, тон, темп, мелодичный рисунок; использовать синтаксические средства: форму слов, смысловую и грамматическую связь их в составе словосочетания и предложения, служебные слова; уметь определять виды связи словосочетании, находить в них средства синтаксической связи, определять тип предложения

Самостоятельная работа (по вариантам). Творческая работа по сюжетным картинкам. Выразительное чтение поэтического и прозаического текстов

ПК

15.

1

Р/Р Текст как единица синтаксиса

Урок развития речи

Понятие текста. Композиция текста. Смысловая связь частей текста

Уметь определять смысловую связь частей текста, способы сцепления предложения, характеризовать синтаксические конструкции, порядок слов, создавать текст, учитывая речевую ситуацию, характер адресата речи, выбирать способ воздействия адресата.

Проанализировать свои  сочинения, определить какие признаки текста в них присутствуют

16.

1

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова

Урок усвоения новых знаний

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова.

Знать основные виды словосочетаний (именные, глагольные, наречные), признаки словосочетания всех видов, разделять словосочетания на сочинительные и подчинительные

Составление словосочетаний по схемам, распределение по группам в зависимости от главного слова, творческая работа

17.

1

Способы подчинительной связи

Уроки усвоения нового материала

Способы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Знать способы подчинительной связи: управление, согласование, примыкание; средства связи слов, используемых в каждом типе, нормы сочетания слов и причины их нарушения, уметь моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять вид связи, производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания.

Цифровой диктант. Синонимичная замена словосочетаний, творческая работа в группах

18.

1

Способы подчинительной связи. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи

Урок закрепления изученного

Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного, согласование сложносокращенных слов с прилагательными и др.

Уметь использовать в речи синонимичные по значению словосочетания, видеть нарушение в сочетании слов, исправлять ошибки, соблюдать орфоэпические, грамматические и лексические нормы при строении словосочетаний разных видов.

Тест. Редактирование текста.

19.

1

Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания

Урок усвоения нового материала

Словосочетание. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Цельные словосочетания

Уметь определять основные признаки словосочетания – смысловую и грамматическую связь слов; различать словосочетания; моделировать словосочетания; моделировать словосочетания всех видов, правильно употреблять в речи, соблюдая нормы при строении словосочетании разных видов

Записать текст, выделить предложения с цельными словосочетаниями, подчеркнуть их как челны предложения, творческая работа в группах

20.

1

Р/Р Сочинение на грамматическую тему «Что я знаю о словосочетании»

Урок развития речи

Основные виды словосочетаний

Уметь писать сочинение на грамматическую тему, осуществляя выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме

Сочинение

21.

1

Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание

Урок повторительно-обобщающий

Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений

Знать основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц, сферу использования изучаемых конструкций, обусловленность их употребления содержанием и ситуацией речи, в создании текста, их возможности для усиления выразительности речи; уметь анализировать и характеризовать предложения ( по цели высказывания, эмоциональной окраске, строению, определять границы предложения и способы передачи конца предложения(в устной речи- интонация, в письменной – знаки препинания), использовать вопросительные слова и частицы в вопросительных предложениях для точной формулировки мысли и воздействия на собеседника, риторические восклицания как экспрессивно- стилистические средства, выражения значения утверждения и отрицания.

Объяснительный диктант. Упр.68, используя опорный материал, сделать вывод, какой признак предложения является для вас новым?

22.

1

Основные виды простого предложения

Урок усвоения нового материала

Простое предложение. Основные виды простого предложения.

Знать понятия «односоставные» и «двусоставные» предложения, уметь анализировать  и характеризовать предложения, производить синтаксический разбор, определять грамматические основы в простом и сложном предложениях, использовать служебные слова, порядок слов в предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении

Комментированное письмо. Разбор предложений по членам. Творческая работа: конструирование предложений с заданной грамматической основой. 

ПК

23

1

Логическое ударение и порядок слов в предложении. Интонация.

Урок закрепления изученного нового

Прямой и обратный порядок слов в предложении. Логическое ударение. Интонация.

Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важные слова ,выразительно читать предложения, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный  порядок

Выразительное чтение текстов. Ответить на вопросы: как порядок слов  влияет на смысловые оттенки каждого предложения, с какой целью используется инверсия.

24-25

2

Р/Р Основные способы с и средства связи предложений в тексте

Уроки развития речи

Данное и новое в текстах. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Заглавие как средство связи предложений в тексте. Порядок слов в предложении

Уметь подбирать из печатных источников или составлять самим такие фрагменты, тексты, в которых для цепного соединения предложений использовались бы лексические средства связи (лексический  повтор, однокоренные слова, лексические и текстовые синонимы), морфологические средства (местоимения, наречия, союзы), анализировать тексты с параллельной связью, озаглавливать их, аргументировать свой выбор, определять роль заглавия и родовидовых слов в организации текста, использовать инверсию, риторический вопрос с целью усиления выразительности речи

Пересказ текста. Наблюдение над средствами и способами связи смысловых частей текста. Описать в художественном стиле какое-либо понятие, используя в качестве одного из средств связи предложений в тексте его заглавие (например «Что такое время?»)

26.

1

Повторим орфографию: орфограммы в корне

Урок повторительно-обобщающий

Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание корней с чередованием

Уметь безошибочно писать гласные в корнях слов, объяснить выбор орфограмм, группировать слова по видам орфограмм в корне, формулировать обобщение правило, приводить свои примеры, подбирать проверочные слова на основе толкования слов

Объяснительный диктант. Устное сообщение о правописании гласных в корне. Иллюстрировать ответ собственными примерами

27.

1

Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения

Урок усвоения нового материала

Подлежащее. Способы его выражения. Особые случаи согласования подлежащего и сказуемого

Знать и пояснять функцию главных членов предложения, характеризовать подлежащее и сказуемое, определять  способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращенными словами

Конструирование предложений. Составить таблицу «Способы выражения подлежащего».

ПК

28.

1

Сказуемое его основные типы. Простое и глагольное сказуемое, способы его выражения

Урок усвоения новых знаний

Виды сказуемого: простое глагольное, составное именное. Способы выражения простого глагольного сказуемого

Знать типы сказуемых, понимать их лексическое и грамматическое значение, уметь находить и характеризовать сказуемые в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, учитывая в ряде случаев существующих в речи варианты согласования, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого, в каком наклонении, времени используется сказуемое в тексте-повествовании и тексте-описании

Составить план теоретического материала параграфа,

Творческая работа: подготовить устное сообщение «Способы выражения простого глагольного сказуемого» Составить предложения с глагольными фразеологизмами в роли сказуемых.

29-30

2

Р/Р Изложение с элементами сочинения

Уроки развития речи

Тип речи. Заголовок, Основная мысль текста. Композиция рассказа

Уметь точно и полно понимать содержание почитанного текста, его главную мысль, тип речи, подробно передавать содержание повествовательного текста в жанре рассказа. Сохраняя на письме его композицию, создавать собственное высказывание на основе исходного текста, давая оценку поступкам героев, делая выводы, соблюдать на письме нормы русского языка

Изложение с элементами сочинения

31.

1

Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения

Урок усвоения нового материала

Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения

Знать структуру составных глагольных сказуемых, опознавать их в тексте; по составу, по способу выражения лексического и грамматического значений различать простые и составные глагольные сказуемые

Составить план параграфа, проиллюстрировать каждый пункт плана своими примерами

32.

1

Составное именное сказуемое. Способы его выражения

Урок усвоения нового материала

Составное именное сказуемое. Способы его выражения

Знать структуру составного именного сказуемого, различать составное глагольное и составное именное сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с омонимичными сказуемыми разных видов.

Устное сообщение «Способы выражения составного именного сказуемого». Комментированное письмо

ПК

33.

1

Тире между подлежащим и сказуемым

Урок усвоения нового материала

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым

Знать основные случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, уметь определять способы выражения подлежащего и сказуемого, безошибочно ставить тире между ними, составлять предложения со  сказуемым с нулевой связкой, интонационно правильно их произносить

Составление предложений со сказуемым с нулевой связкой. Диктант «Проверяю себя»

34.

1

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

Урок повторительно-обобщающий

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

Уметь определять морфологические способы выражения главных членов предложения, различать виды сказуемых, ставить  тире между подлежащим и сказуемым, производить синонимичную замену разных видов сказуемых.

Конструирование предложений по  определенным моделям. Творческая работа: осложненное списывание

35.

1

Контрольная работа

Урок контроля

Главнее члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания конца предложения

Уметь безошибочно воспроизводить текст, воспринятый на слух, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы

Диктант

Второстепенные члены предложения

36.

1

Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определений

Урок усвоения нового материала

Второстепенные члены предложения. Определения: согласованные, несогласованные. Трудное случаи согласования определяемым словом. Способы выражения определений

Уметь определять и различать согласованные определения, способы их выражения, устанавливать связь между определяемыми словами при помощи вопроса, использовать определение для характеристики предмета, явления, определения-эпитеты как средства выразительности речи

Творческая работа (подбор к определяемым словам нужных определений)

37.

1

Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определений

Урок закрепления изученного

Определения:  согласованные, несогласованные. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений

Уметь производить синонимичную замену согласованных и несогласованных определений, понимать двойное значение отдельных второстепенных членов, находить в тексте согласованное и несогласованное определение

Творческое списывание

38.

1

Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении

Урок усвоения изученного

Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении.

Знать . что приложении -это разновидность определения, использовать его как средство выразительности уметь правильно пунктуационно оформлять одиночные согласованные приложения. Выраженные существительными. Несогласованные приложения. Обозначающие названия газет и журналом

Составление плана теоретического материала.

Работа в группах: каждый пункт плана проиллюстрировать своими примерами

39.

1

Дополнение. Способы его выражения

Урок усвоения нового материала

 Дополнение как второстепенный член предложения .Способы   его выражения . Дополнение прямое и косвенное.

Знать особенности второстепенного члена предложения- дополнения, способы выражения дополнений ( инфинитив, цельное словосочетание) уметь различать дополнение (прямое и косвенное) . определять способы их выражения. Опознавать  в предложении и тексте. Определяя смысловые отношения между словами,.роль в предложении

 И тексте. Не смешивать подлежащее и прямое дополнение.

Индивидуальная работа Осложнённое списывание. Разбор предложений по схемам

40-41

2

Р/Р Сжатое изложение с элементами сочинения

Уроки развития речи

Тема. Основная мысль текста Микротема. икротекст.Заголово.План текста.

Уметь дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста, сжато передовать его содержание, вычленять ключевые опорные предложения (микротемы) и раскрывать их, создавать собственное высказывание на основе исходного текста

Сжатое изложение

42

1

Обстоятельство. Виды обстоятельств. Способы  их выражения.

Урок усвоения нового материала

Обстоятельство. Способы выражения обстоятельств.

Знать виды обстоятельств, уметь различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства для предания речи точности, ясности, выразительности, как средство связи предложений в повествовательных текстах.

Выборочный диктант с творческим заданием (подбор к глаголам обстоятельств). Заполнить таблицу « Виды обстоятельств» своими примерами.

43

1

Систематизация и обобщение изученного по теме « Главные и второстепенные члены предложения»

Урок повторитель-обобщающий

Главные и второстепенные члены предложения

Уметь определять грамматические основы в простом и сложном предложение, морфологические способы выражения главных и второстепенных членов, различать разные виды сказуемых, второстепенные члены предложения и их виды ( согласованные и несогласованные определения, приложения, виды обстоятельств), отличать подлежащие от прямого дополнения, ставить тире между подлежащим и сказуемом, знаки препинания при приложении, производить синонимичную замену разных видов сказуемых, нераспространенных и распространенных предложений, редактировать предложение с нарушением синтаксической нормы, использовать прямой и обратный порядок слов в текстах разных стилей.  

Взаимодиктант, творческая работа по проблеме

ПК

44

1

Повторим орфографию. Орфограммы в приставках

Повторительно-обощающий урок  

Орфограммы в приставках. Различение приставки НЕ и частицы НЕ

Уметь безошибочно писать приставки с опорой на морфеммно – словообразовательный анализ слова, различать приставки ПРЕ – ПРИ  на семантической основе приставку НЕ  и частицу НЕ, объяснять выбор орфограммы  - буквы, делать обобщения о написание приставок , устно объяснять правописание приставок в виде рассуждения, на письме-графически.

Выборочный диктант. Осложнённое списывание

45

1

Контрольная работа.

Урок контроль.

Главные и второстепенные члены предложения

Уметь определять грамматические основы  в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных и второстепенных членов, различать разные виды сказуемых, второстепенные члены предложения и их виды

( согласованные и несогласованные определения, приложения, виды обстоятельств), отличать подлежащие от прямого дополнения, ставить тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания  при приложении, производить синонимичную замену разных видов сказуемых, нераспрастронённых и распронённых видов предложений, редактировать предложение с нарушением синтаксической нормы, использовать прямой и обратный  порядок слов в текстах разных стилей

Работа с текстами (индивидуальные задания)

Односоставные предложения

46

1

Понятие односоставных предложениях. Основные группы односоставных предложениё.

Урок усвоения нового материала

Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений по строению и значению

Знать, что такое односоставное предложение, его структурные особенности, группы односоставных предложений по способу выражения главного члена, уметь различать односоставные и двусоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте и структуру сложного предложения

Взаимодиктант. Разбор предложений по теме.

47

1

Определенно – личные предложения. Их структура и смысловые особенности.

Урок освоения нового материала

Определенно – личные предложения. Их структура и смысловые особенности

Знать структурно – грамматические особенности определенно – личных предложений, уметь различать односоставные и двусоставные предложения, находить определенно – личные предложения по их значению и структурным особенностям, использовать определенно – личные предложения  в разных стилях речи, пользоваться двусоставными и определенно – личными предложениями как синтаксическими синонимами, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определенно – личные предложения

Составить диалоги, употребляя формы 1-2 лица глаголов, повествовательные, вопросительные и побудительные предложения,

Творческая работа: составление текста

48

1

Неопределенно – личные предложения

Урок усвоения нового материала  

Неопределенно – личные предложения и их особенности

Знать значение и строение неопределенно – личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемых в них, уметь находить неопределенно – личные предложения по их значению и структурным особенностям стилях речи, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными (неопределенно – личными)

Зрительный диктант

Применение ПК

49

1

Вопрос об обобщенно – личных предложениях

Урок усвоения нового материала

Вопрос об обобщенно – личных предложениях

Знать функции обобщенно – личных предложениях в речи, способы выражения сказуемого в них, опознавать данные предложения в тексте, употреблять их собственных высказываниях

Творческая работа: конструирование предложений.

Упр. 211 (вспомнить и записать 5 пословиц, включающих неопределенно – личные предложения с обобщенным значением)

50

1

Безличные предложения

Урок  усвоения нового материала

Безличные предложения и их особенности

Знать общие и отличительные признаки двусоставных и безличных предложений, синонимичных по значению; способы выражения сказуемых безличных предложениях; уметь находить безличные по значению и структурным особенностям, употреблять безличные предложения в речи для передачи состояния природы, окружающей среды, душевного состояния человека и т.д., правильно писать глаголы с –ТСЯ, -ТЬСЯ, НЕ  с глаголами

Объяснительный диктант. Упр. 219.. составить таблицу «Способы выражения сказуемого в безличном предложении», заполните её своими примерами

51

1

Безличные предложения

Урок закрепление изученного

Безличные предложения и их особенности

Уметь определять структурные типы безличных предложений, морфологические средства выражения сказуемого  в них, различать односоставные и двусоставные предложения, сопоставлять личные и безличные предложения, включать безличные предложения в текст

Включить в связный текст  безличные предложения, которые обозначают: 1)физическое и духовное состояние человека;2)состояние природы; 3)стихийное проявление сил природы;4) невозможность совершение действия

52

1

Назывные предложения

Урок освоения нового материала

Назывные предложения и их смысловые и структурные особенности

Знать смысловые и структурные особенности назывных предложений; уметь находить их в тексте, отличать от двусоставных, определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных очерках, статьях, пользоваться в описании для обозначения места, времени, обстановки действия. Использовать как средство сжатого  описания  экспозиции рассказа, выразительно читать назывные предложения на письме, правильно оформлять, целесообразно использовать в речи

Анализ фрагментов из  художественного произведения  определение роли назывных предложений. Упр. 231.создать небольшие тексты(

темы зарисовок: « в лесу», « на стадионе» и др.), используя в них назывные предложения для того чтобы  кратко обрисовать время и место действия и назвать предмет мысли

53

1

Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Синтаксический разбор односоставных предложений. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

Повторительно обобщающий урок

Употребление односоставных предложений в устной  и письменной речи. Синтаксический разбор односоставных предложений. Синонимия односоставных и двусоставных предложений

Уметь производить устный и письменный синтаксический разбор односоставных предложений, производить сопоставительный анализ двусоставных и  односоставных предложений, использовать синонимию односоставных и двусоставных предложений, односоставные предложения с обобщенным значением а пословицах, афоризмах, крылатых выражениях

Анализ образцов текстов разных стилей.

Творческая работа: составить предложения- ответы на подобранные учащимися вопросы

ПК

54

 1

Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»

Урок повторительно-обобщающий

Односоставные предложения, их грамматические признаки. Виды односоставных предложений. Морфологические средства выражен главных членов.

Уметь различать основные виды односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам, проводить синтаксический разбор односоставного предложения , расставлять знаки препинания в сложном предложении путём определения особенностей грамматических основ, использовать двусоставные и односоставные предложения как синтаксические синонимы, анализировать в сопоставлении разновидности односоставных предложений, составлять диалоги с употреблением определённо-личных предложений, включать неопределённо- личные предложения в сюжетные тексты, а  безличные предложения –в миниатюрные зарисовки явлений природы.

Самостоятельная работа. Сочинения миниатюры с включением односоставных предложений.

55.

1

Особенности строения полных и неполных предложений.

Урок усвоения нового материала.

Понятие о неполных предложениях. Предложения полные и неполные. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении.

Знать общее понятие  неполных предложений, сферу их употребления; уметь опознавать их в тексте, заменять неполными, различать назывные и неполные двусоставные  предложения, определять роль  неполных предложений в тексте художественного произведения, пользоваться в разговорной речи, правильно ставить знаки препинания в неполных и сложных предложениях, в составе которых неполные

Преобразовывать полные двусоставные предложения в непоеные. Проанализировать язык комедии. Д.И.Фонвизина «Недоросль» (Действие 4, явление 8) с точки зрения использования в сцене неполных предложений. Творческая работа: ответить на вопрос: какие условия позволяют использовать в речи неполное предложений?

56.

1

Контрольная работа.

Урок контроля

Виды односоставных предложений. Употребление односоставных и неполных предложений

Уметь различать виды односоставных предложений, полные и неполные двусоставные, определять способы выражения сказуемого в односоставных предложениях, правильно расставлять знаки препинания, выразительно читать, употреблять в речи

Зачет

57.

1

Р/Р Риторический вопрос как средство выразительности речи.

Риторический вопрос как  средство выразительности речи

Уметь сравнивать близкие по смыслу повествовательные предложения и риторические вопросы, понимать строение риторических вопросов, характерную для них интонацию правильно пунктуационно оформлять, использовать риторический вопрос  как одно из синтаксис. Средств выразительности речи, выявлять риторические вопросы как самостоятельные предложения так и в составе сложного, определять их функции.

Наблюдение над тексами. Творческое списывание. Запись по памяти.

                                                                                           

Простое осложненное предложение

58.

1

Однородные члены предложения, союзы при однородных членах.

Урок усвоения нового материала.  

Предложения с однородными членами. Средство связи однородных членов предложений. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами.

Знать особенности однородных членов предложения; уметь опознавать однородные члены, выраженные различными частями речи, ряды однородных членов, правильно ставить знаки препинания, при чтении соблюдать перечислительную интонацию с однородными членами, составлять схемы предложений, различать простые предложения с однородными сказуемыми, связанные союзом И, сложные с союзом И, определять стилистическую окраску союзов в предложениях с однородными членами

Выборочное письмо с составлением схем. Ответить на вопрос: что нового вы узнали об однородных членах?

59.

1

Однородные члены, связанные с сочинительными союзами и пунктуации при них.

Урок усвоения нового материала.

Однородные члены, связанные с сочинительными союзами и пунктуация при них.

Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных с сочинительными союзами, составлять схемы предложения, определять оттенки:

1. Противопоставление, контрастности уступки несоответствия, выражаемые противительными союзами.

2. Чередования или неопределенности оценки явлений, выражаемые разделительными союзами.

Комментированное письмо, составление схем. Работа в группах. Конструирование предложений по схемам. 

ПК

60.

1

Однородные члены, связанные с сочинительными союзами и пунктуации при них.

Урок закрепления материала.

Однородные члены, связанные с сочинительными союзами и

Уметь пользоваться предложениями с однородными членами в речи, различать простые предложения с однородными членами, связанные союзом  И, ССП; производить возможное синонимичную замену союзов при однородных членах, применять правила пунктуации о наличии или отсутствии запятой между однородными членами

Составление предложений с данными рядами однородных членов. Графический диктант.

61.

1.

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при них.

Урок усвоения нового материала.

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при них.

Знать, что такое обобщающие слова; уметь находить обобщающие слова при однородных членах, определять их место по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах, употреблять обобщающие слова в текстах разных стилей.

Составить схемы, вставить в предложение обобщающие слова. Составить алгоритм применения правила.

62

1

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при них.

Урок закрепления изученного

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при них.

Уметь различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с именным составным сказуемым, распознавать логические категории рода, вида, общего и частного, правильно расставлять знаки препинания, использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах  в текстах разных стилей.

Изменить взаиморасположение однородных членов и обобщающих слов.

Самостоятельная работа Составить связанное высказывание, включив в него изученные синтаксические конструкции.

63

1

Р/Р разновидность рассуждения – сравнения.

Урок развития речи.

Сочинение -рассуждение. Композиция текста, языковые средства сцепление его частей, выражение сходства и различия сопоставляемых понятий

Уметь создавать текст- рассуждение на лингвистическую тему, текст-сравнение, сохранять композицию текста этого типа, подбирать языковые средства для сцепления его частей выражения сходства и различия сопоставляемых языковых явлений, строить высказывание типовой схемы (параллельного и последовательного сравнения), соблюдать на письме нормы русского языка

Сочинение (тема «В чем сходство и различие краткой формы прилагательного и причастия?» и др.).  

64

1

Р/Р Однородные члены предложения как средство выразительности речи.

Урок развития речи.

Однородные члены предложения как средство выразительности речи. Бессоюзие. Многосоюзие параллелизм

Уметь на примерах художественного текста выявлять функции однородных членах предложения как синтаксического средства выразительности речи, определять параллелизм предложений; находить данные средства выразительности в художественном тексте, предупреждать ошибки в речи при использовании однородных членов предложений и исправлять их.

 Выборочный диктант, творческая работа: описание картины.

ПК

65

1

Однородные и неоднородные определения.

Урок усвоения нового материала

Однородные и неоднородные определения.

Знать однородные и неоднородные определения; уметь различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интонационного, грамматического анализа предложений и правильно ставить знаки препинания.

Списывание с грамматическим заданием. Структурировать теоретический материал §189 (схема, план, конспект)

66.

1

Однородные и неоднородные определения.

Урок закрепления изученного материала

Однородные и неоднородные определения.

Уметь различать однородные и неоднородные определения, употреблять слова в переносов и прямом значении в качестве однородных и неоднородных определений, правильно пунктуационно оформлять на письме

Предупредительный диктант

67

1

Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения»

Повторительно-обобщающий урок.

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Средства связи однородных членах предложения. Интонационное и пунктуационные особенности предложений с однородными  членами.

Уметь опознавать  предложения  с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах и без них, составлять схемы этих предложений определять стилистическую окраску союзов, употреблять предложения с однородными членами в текстах разных стилей, читать их, соблюдая  интонационные особенности.

Графический диктант. Взаимодиктант. Самостоятельная работа

68

1

Контрольная работа.

Урок контроля

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения. Интонационное и пунктуационные особенности предложений с однородными  членами.

Уметь опознавать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах и без них, составлять схемы предложений с однородными членами, определять стилистическую окраску союзов в предложениях с однородными членами, употреблять предложения с однородными членами, употреблять предложения с однородными членами в текстах разных стилей, читать предложения с однородными членами, соблюдая их интонационные особенности, анализировать текст: определять тему, основную мысль, количество микротем, стиль, тип речи, выделять характерные для стиля языковые средства и стилистические приемы, анализировать правописание отдельных слов и пунктуацию в предложении.

Комплексный анализ текста.

69.

1

Повторим орфографию. Орфограммы в суффиксах.

Урок повторительно-обобщающий

Правописание гласных О, И, Е после шипящих в суффиксах. –Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных, в суффиксах прилагательных

Уметь делать обобщающие сообщения о правописании суффиксов в разных частях речи, проводить собственные примеры, применять правила на письме, работать в группе

Устные сообщения на основе обобщающих таблиц (упр.299,300,302,306), самостоятельная работа в группах.

70.-71

2

Р/Р Рассуждение на литературную тему.

Уроки развития речи

Композиция сочинения-рассуждения. Рассуждение на основе литературного произведения

Уметь создавать текст-рассуждение, сохраняя его композиционные элементы, ориентируясь на определенного читателя  или слушателя, отбирать аргументы с целью обогащения речи, умело включать цитаты из художественного текста, обосновывать сове мнение.

Составленные композиционной схемы фрагмента из статьи С.Я. Маршака «Слово в строю». Творческая работа: отбор материала к сочинению «Почему на суде Гринев перестал доказывать свою невинность?»

72.

1

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения.

Урок усвоения нового материала.

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения

Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенным членам предложения относительную значимость в высказывании; уметь выделять интонационно обособленные члены, проводить их синонимическую замену, правильно ставить знаки препинания при обособленных членах

Комментирование письмо.

73

1

Обособление согласованных определений.

Урок усвоения изученного

Обособление согласованных определений.

Знать общие условия обособления согласованных определений; уметь находить грамматические  условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, относящиеся к существительному, интонационно правильно произносить их и оформлять на письме.

Конструирование предложений. Замена необособленных определений обособленными

74

1

Обособление согласованных определений.

Урок закрепления нового материала.

Несогласованные определения и их обособление

Знать условия обособления несогласованных определений; уметь выявлять их, интонационно правильно читать предложения с обособлениями и правильно пунктуационно оформлять на письме.

Объяснительный диктант, полный синтаксический разбор предложения. Составить план устного сообщения  «Условия обособления согласованных и несогласованных определений»

ПК

75

1

Обособление несогласованных определений.

Урок усвоения нового материала.

Несогласованные определения и их обособление

Знать условия обособления несогласованных определений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания, использовать обособленные определения в текстах разных стилей и типов

Выразительное чтение примеров. Оценка случаев обособления и необособления определений

76-77

2

Р/Р Изложение с грамматическим заданием. Заглавие как средство связи предложений в тексте.

Уроки развития речи

Изложение с грамматическим заданием. Заглавие как средство связи предложений в тексте.

Знать роль заглавия как  средства связи в тексте, роль композиционного стыка; уметь художественно, эмоционально, выразительно передавать содержание услышанного текста, самостоятельно подбирать заголовок, использовать заглавие и родовидовые слова как средства связи микротекстов, предложений в тексте обособленные определения, соблюдать при пересказе нормы русского языка

Изложение с грамматическим заданием

78.

1

Обособление определений с обстоятельственным оттенком.

Урок закрепления изученного.

Обособление определений с обстоятельственным оттенком.

Уметь выявлять грамматические условия обособления определений с обстоятельственным оттенком, интонационно правильно читать предложения, понимать и определять изобразительно -выразительные функции обособленных определений в речи

Сформулировать вывод об общих правилах обособления согласованных и несогласованных определений. 

Диктант «Проверяю себя»

79.

1

Обособленные приложения.

Урок усвоения нового материала

Обособление предложений.

Знать условия обособления приложений; уметь обособлять приложения, графически объяснять условия обособления  приложений, выразительно читать предложения с обособлением, правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений.

Цифровой диктант, выборочный диктант

80.

1

Обособленные приложения.

Урок закрепления изученного

Обособление приложений

Уметь опознавать приложения в тексте, правильно ставить знаки препинания, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, использовать их в разных стилях речи.

На основе опорных словосочетаний составить предложения с обособленными и необособленными приложениями. Взаимодиктант. Творческая работа с текстом

81.

1

Обособление дополнений.

Урок усвоения нового материала

Обособление дополнений

Знать условия обособления дополнений; уметь узнавать опознавательные признаки уточняющих дополнений (производные предлоги), производить синонимичную замену предлогов при обособленных дополнениях, выразительно читать предложения с обособленными дополнениями, пунктуационно правильно оформлять

Распределительный диктант.

82

1

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастным.

Урок усвоения нового материала.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастными  

Знать условия обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастными оборотами; уметь находить деепричастный оборот, определять его границы,  правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных  одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами, использовать в речи, уметь заменять конструкциями

Объяснительный диктант

83

1

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

Урок закрепления изученного

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием

Уметь определять границы деепричастного оборота, ставить знаки препинания при обособлении, конструировать предложения с причастным оборотам, исправлять ошибки в предложениях, интонационно правильно произносить их, опознавать обособленные обстоятельства как изобразительно-выразительные средства в художественной речи.

Творческая работа: придумать и записать  предложения, используя в них одиночные деепричастия, фразеологические обороты.

84

1

Отсутствие и наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот.

Повторительно-обобщающий урок

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

Уметь опознавать синтаксические конструкции с КАК, правильно ставить знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом и синтаксическими конструкциями с КАК, использовать сравнительный оборот в текстах разных стилей и типов речи.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений

85.

1

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Урок усвоения нового материала.

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Знать условия обособления обстоятельств, выраженных существительными  с предлогами; уметь интонационно правильно произносить предложения с обстоятельствами уступки и причины, выраженными существительными с предлогами, правильно расставлять знаки препинания при них.

Творческий диктант

86-87

2

Р/Р Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения.

Урок развития речи

Киносценарий как одна из форм сочинения.

Знать особенности композиции сочинения в виде киносценария, киноведческие термины; уметь анализировать творческие  работы и создавать свои, писать сочинения в форме киносценария, правильно оформляя диалоги, используя речь литературных персонажей как одно из средств характеристики.

Творческая работа: составление фрагментов киносценария на основе 5 главы повести. А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (составление текста для закадрового голоса, диалогов, определения состава действующих лиц).

88

1

Обособление уточняющих членов предложения.

Урок усвоения нового материала.

Обособление уточняющих членов предложения

Знать, что такое уточняющие, уточняемые члены предложения, условия их обособления; уметь отличать уточняющие члены предложения от  обособленных оборотов, опознавать уточняющие члены предложения от  обособленных оборотов, опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания, выделять на письме запятыми

Выразительное чтение предложений. Составление предложений. Синтаксический разбор.

89.

1

Уточняющие, поясняющие присоединительные члены предложения, их  смысловая и  интонационная особенность.

Урок закрепления изученного

Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность.

Уметь производить смысловой анализ предложений с уточняющими, поясняющими, присоединительными членами предложения, соблюдать интонацию уточнения, пунктуационно оформлять на письме

Диктант. «Проверяю себя»

90.

1

Повторим орфографию. Слитное, разделительное и дефисное написание слов.

Повторительно-обобщающий урок

Слитное, раздельное, дефисное написание разных частей речи

Уметь правильно определять условия выбора орфограммы, опознавать части речи орфограммой, объяснять написание разных частей речи (слитное, раздельное, дефисное), группировать слова по видам орфограмм

Сформулировать правило на основе примеров (упр.406,408,411). Самостоятельная работа Осложненное списывание

ПК

91.

1

Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения»

Повторительно-обобщающий урок

Обособление второстепенных членов предложения. Постановка знаков препинания при обособлении. Наблюдения при употреблении предложений с обособленными членами в устной и письменной речи

Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены, определять сходство и различия между обособленными согласованными определениями, отличия в обособлении, согласованных определений и приложений, различия в обособлении определений и приложений, различия в обособлении определений, выраженных причастным оборотом, и обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом, создавать тексты с включением различных случаев обособления, обосновывать  синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами и выразительно их читать

Предупредительный диктант. Редактирование текста

92

1

Контрольная работа.

Урок контроля

Обособленные члены предложения. Знаки  препинания при них

Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме под диктовку, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы.

Диктант

93.

1

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями.

Урок усвоения нового материала

Предложения с водными словами, словосочетаниями и предложениями

Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания; уметь выражать определенные отношения к высказываемому с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания  при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения

Заполнить таблицу «Значения вводных слов» своими примерами. Упр.416. Творческая работа. Ответить на вопрос: почему известный лингвист считает филологию не только наукой, но и искусством?

94.

1

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями.

Урок закрепления изученного

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями

Уметь употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях, соблюдать правильную интонацию при чтении, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, производить синонимичную замену вводных слов

Взаимодиктант

95

1

Вводные предложения. Знаки препинания при них, вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.

Урок закрепления изученного

Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций

Уметь употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях, соблюдать правильную интонацию при чтении, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, приводить синонимичную замену вводных слов

Работа в группах. Составление связанных тестов на заданные темы с включением вводных  слов, предложений, определяющих отношения между отдельными мыслями и отдельными частями

ПК

96.

1

Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении.

Урок усвоения нового материала.

Обращение, его функции и способы, выражения. Выделительные знаки препинания при обращении

Знать синтаксическую сущность обращения, возможные позиции обращения в предложениях; уметь расставлять знаки препинания при обращениях, пользоваться различными видами обращений в собственных устных и письменных высказываниях, характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями

Предупредительный диктант

97.

1

Обращение его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении. Наблюдение за употреблением обращения в разговорной речи, языке художественной литературы  и официально-деловом стиле.

Урок закрепления изученного

Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении. Наблюдение за употреблением обращения в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле

Уметь интонационно правильно произносить предложения с обращением, употреблять формы обращения в разных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения

Упр.443. Прочитать стихотворение А.С.Пушкина «Няне», записать текст. Объяснить постановку знаков препинания в предложениях с обращениями. Ответить на вопрос: какие еще языковые средства служат средством выражения авторского отношения?

98.

1

Р/Р Обращение как средство связи предложений в тексте. Публичное выступление на общественную тему.

Уроки развития речи

Обращение как средство связи предложений в тексте. Публичное выступление на общественно значимую тему

Знать требования  к устному выступлению, понимать значение понятий «публичный», «публицистический», уметь использовать характерные для публицистического стиля средства языка, обращения, риторические обращения и вопросы, самостоятельно отбирать, обрабатывать и структурировать информацию, исследовать и анализировать важные современные проблемы общества, аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения  

Творческая работа. Подготовка рабочего материала (выбор темы, определение аудитории, цели своего выступления)

99-100

2

Р/Р психологический портрет. Сочинение-описание.

Урок развития речи

психологический портрет.

Уметь находить характерные особенности, главные во внешности конкретной личности и передавать это описание словами, составлять письменные высказывания – описание внешности человека с учетом его психологического состояния.

Сочинение – психологический портрет на основе репродукции

101

1

Систематизация и обобщение изученного за курс 8 класса.

Повторительно-обобщающий урок

Главные и второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Осложненное простое предложение. Знаки препинания в простом предложении.

Уметь выделять грамматическую основу предложения, различать односоставные и двусоставные предложения, выбирать из синонимического ряда тот способ выражения членов предложения, который подходит по смыслу и цели высказывания; целесообразно использовать различные виды  предложений в соответствии с содержанием и условиями высказываний; различать неполные и односоставные предложения, правильно строить предложения с однородными и обособленными членами, использовать в речи обращения, вводные слова, словосочетания и предложения с учетом содержания, стиля высказываний; соблюдать синтаксические и пунктуационные нормы.

Взаимодиктант, творческая работа

102

1

Контрольная работа.

Урок контроля

Главные и второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Осложненное простое предложение. Знаки препинания в простом предложении.

Уметь выделять грамматическую основу предложения, различать односоставные и двусоставные предложения, выбирать из синонимического ряда тот способ выражения членов предложения, который подходит по смыслу и цели высказывания; целесообразно использовать различные виды  предложений в соответствии с содержанием и условиями высказываний; различать неполные и односоставные предложения, правильно строить предложения с однородными и обособленными членами, использовать в речи обращения, вводные слова, словосочетания и предложения с учетом содержания, стиля высказываний; соблюдать синтаксические и пунктуационные нормы.

Тест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....