Разработка урока
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Тема: « Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»

Цель урока: познакомить учащихся со сложноподчиненными         

                      предложениями с несколькими придаточными;

 Задачи:

 1)Формировать умения учащихся видеть части СПП с  

     несколькими придаточными и ставить знаки препинания;

2) развивать учебно-познавательную, коммуникативную и   

    информационную  компетентности обучающихся;

3) воспитывать учащихся в духе народных традиций.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: ИКТ, карточки с заданиями для индивидуальной работы и 

                           работы в группах, рабочие листы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_russkomu_yazyku_emd13.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

                               Конспект по русскому языку

                                              9 класс

Дата: 14 марта

  Тема: « Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»

Цель урока: познакомить учащихся со сложноподчиненными        

                      предложениями с несколькими придаточными;

 Задачи:

 1)Формировать умения учащихся видеть части СПП с  

     несколькими придаточными и ставить знаки препинания;

2) развивать учебно-познавательную, коммуникативную и    

    информационную  компетентности обучающихся;

3) воспитывать учащихся в духе народных традиций.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: ИКТ, карточки с заданиями для индивидуальной работы и  

                           работы в группах, рабочие листы.

                 

                                                 Ход урока

   1. Организация класса

- Я называю числа, вы сядете тогда, когда услышите сегодняшнее число.

- Чем замечателен этот день?

( Вопрос позволяет высказать школьникам различные точки зрения, среди которых обязательно прозвучит тема весны)

-Что вы знаете о масленице?(слайд 1)

« Справочное бюро»

-Запишите на отдельных листочках вопрос, касающийся русского языка и связанный с масленицей. Отправьте  эти вопросы в наш ящик.

( По данным вопросам дети проводят мини-исследование на следующий урок)

- День 14 марта считался в народе большим праздником, который отмечали весело и торжественно. В этот день ( 1 марта по старому стилю Древняя Русь встречала Новый год. Девушки и дети в этот день начинали кликать весну: « Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летичко!»

  2. Актуализация знаний  

-Открываем тетради.

-Записываем число, классная работа. Оставьте 2 строчки для темы урока.

(слайд 2 с данным текстом)

-Посмотрите внимательно на текст. Сформулируйте задания к этому тексту.

( Варианты могут быть разные)

( Пропущена запятая в 1 предложении, нет знаков препинания при прямой речи)

В ходе работы расставляются знаки препинания (слайд 3)

а) 3 человека получают карточки и работают у доски.

б) Работа с классом.

- Вам нужно выписать из текста слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

- Обмениваемся тетрадями. Проверяем(слайд 4)

«5»-нет ошибок

«4»-1-2 ошибки                  КРИТЕРИИ

«3»-3-4 ошибки

(Ситуация успешности для ученика создается через отсутствие среди критериев оценивания оценки «2»)

БОЛЬШИМ, ОТМЕЧАЛИ, ВЕСЕЛО, ВСТРЕЧАЛА, ВЕСНУ, КРАСНА, ПРИНЕСЛА

-Выписать слово с непроизносимой согласной.

- Выписать слова с чередованием гласных в корне

(слайд 5)

-Почему выражение ( 1 марта по старому стилю ) взяты в скобки?

( Это выражение является вставной конструкцией)

-Почему в слове « торжественно» 2буквы Н?

-Проверим работы у доски

(Дети, сидящие за партой , оценивают ответы)

-Какие оценки выставим ребятам за проделанную работу?

(Оценки выставляются в рабочих листах)

( На данном этапе проводится рефлексия)

 - Какие трудности испытали на данном этапе?

 -Довольны ли вы своими результатами?

 -Для чего нужно безошибочно выполнять такие виды работ?

(успешно сдать экзамен)

- Что нужно повторить?

3.Лирическое отступление

(слайд 6 )

Зима недаром злится,

Прошла ее пора-

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

           Ф.И. Тютчев

-Прочитайте выразительно это стихотворение.

- Какие чувства испытывает лирический герой?

(Природа для лирического героя-это часть его души.  Он одержим ожиданием тепла,  возрождения жизни)

-Какие художественные средства помогают автору создать образ наступающей весны?

( Олицетворения –«Зима злится», « весна в окно стучится», « и гонит со двора»)

4. Введение в тему

Главная цель: становление умений самостоятельно приобретать знания и их анализировать

Главная цель: актуализация в сознании учащихся знаний, включение в выполнение такого задания, которое помогло бы обнаружить недостаточность знаний

               

-Запишем несколько предложений .

( Один ученик оформляет  схемы к данным предложениям и определяет вид придаточных. Другие дети не видят)

а) Звуки весны слышны совсем ясно на утренних зорях, пока село  еще не проснулось, пока петухи не разбудили жителей.

б) Зеленые жители поля почувствовали, что талая вода пробирается к их корешкам, которые долгое время находились в глубоком покое.

в) Когда солнце встало, на крышах проснулись скворцы, насвистывали то соловьем, то жаворонком, то африканскими птицами, которых наслушались за морем.

- Определите вид придаточных

(Дети знакомы с видами придаточных)

-Проверяем (слайд 7,8,9)

-Оцениваем свою работу ( работа у доски оценивает выполнявший работу)

- Ставим себе оценки (критерии те, которые были в начале урока)

- Чем данные предложения похожи?

-Кто может сформулировать тему урока?

(Запись темы урока в тетради) слайд 10

-Мы определили вид придаточных в СПП.

- Можете ли вы определить как придаточные предложения подчинены к главному предложению и другим придаточным?

- Какова же цель урока?

(Познакомиться  с видами подчинения)

- К записанным предложениям мы еще вернемся.

-Прежде чем познакомиться, надо подкрепиться.

5.ФИЗМИНУТКА

-Весело и шумно отмечали масленицу. Люди  катались на санях, пели песни, перетягивали канаты.

Прямо под открытым небом из кипящего самовара можно было выпить чаю, скушать блинов и блинчиков.

- Я читаю предложения. Вы должны определить: простое это предложение или сложное. Если простое, то вы руки ставите перед собой. Вы съели блинчик. Если сложное- руками  обводите круг. Съели блин.

       1. Масленица была русским карнавалом.

       2. Древний смысл этого праздника заключался в том, чтобы сегодняшним изобилием призвать еще призвать еще больший достаток в будущем.

       3. Повсюду в эти дни появлялись шатры.

       4. В них продавались горячие напитки из воды.

       5. Любили наши предки в масленичные дни катание на санях.

       6. На улицах попадались группы ряженых, разъезжавших по знакомым домам, где устраивались веселые праздники.

6. Изучение нового материала

1) Работа в парах

Главная цель: становление умений самостоятельно приобретать знания и их анализировать

- Вы работаете  с определенным набором предложений, находите закономерность  разных видов подчинения. Из предложенных видов подчинений выбираете один. На листочках составляете схемы предложений.

(Каждая пара работает над своими предложениями, но в ходе проверки обнаруживается, что 1 ряд работал с параллельным подчинением, 2 ряд- с последовательным, а 3 ряд- с однородным. Это дети обнаружат тогда, когда  увидят какими цветами начертили схемы. 1ряд-холодными цветами (синий, фиолетовый, темно-зеленый)

2 ряд- теплыми цветами ( розовый, красный, светло-зеленый)

3 ряд- ахроматическими цветами( черный, серый)

а) проверка

( Листочки со схемами вывешиваются на доске. 1 ряд вывешивают на левое крыло доски, 2 ряд – на середину, 3 ряд- на правое крыло)

2) Промежуточная рефлексия

Цель: структурировать новые знания и создать новый продукт

а)

-Проверьте результаты самостоятельной деятельности по  учебнику и сделайте выводы       ( стр.166 параграф 28)

( На данном этапе  у доски работают по одному представителю от каждой группы, которые  передают выявленные знания другим. Ребята оценивают их ответы)

- Какие приметы о весне вы знаете?

- Верите ли в приметы?

б)  « Верю-не верю» тест

- Проверим, насколько вы усвоили теорию.

-Читаю предложения, если вы верите , пишите « да», если  не верите пишите « нет»

1. Верите ли вы , что в СПП с несколькими придаточными выделяют такие виды подчинения, как последовательное, параллельное и однородное? (да)

2. Верите ли вы, что при последовательном подчинении придаточные предложения одинаково относятся к главному? (нет)

3. Верите ли вы, что  при последовательном подчинении первое придаточное зависит от главного и называется придаточным первой степени, а придаточное второй степени зависит от первого придаточного? (да)

4. Верите ли вы, что параллельное подчинение еще называют неоднородным? (да)

5. Верите ли вы ,что при параллельном подчинении придаточные предложения по- разному относятся к одному и тому же главному? (да)

6.  Верите ли вы ,что при однородном  подчинении придаточные предложения отвечают на разные вопросы? (нет)

Проверка (слайд 11)

7. Применение новых знаний

Главная цель: применить полученные знания на практике

 -Вернемся к тем предложениям, которые были записаны в начале урока.

- Давайте определим вид подчинения придаточных предложений.

(Работу выполняют самостоятельно)

Проверка (слайды 12,13,14)

Оценки выставляют в рабочие карты

8. Рефлексия

Главная цель: взаимодействие учителя и ученика

Достигли мы поставленной цели?

- Какие трудности испытали?

-Что помогло тебе справиться?

-Оцените ответы своих одноклассников и самих себя

( Анализируют свою работу и работу своих одноклассников, выставляют оценки)

- Все ли « открытия» по заданной теме выполнили? (слайд 15)

- Что не рассмотрели на уроке? (комбинированное подчинение) (слайд 16

«Справочное бюро»(выбираются интересные вопросы и раздаются некоторым детям для мини-исследования)

Домашнее задание на выбор

- Какое задание будет обязательным? параграф 28 знать

письменное на выбор  (слайд17)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...