Рабочая программа по русскому языку, 7 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) на тему

Гатаулина Наталья Александровна

 

Рабочая программа по русскому языку для 7  класса составлена  на основе федерального компонента государственного  стандарта основного общего образования, примерной программы по русскому языку   и авторской  программы   по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._progr.-rus._yaz._7_kl.doc310 КБ

Предварительный просмотр:

    «Рассмотрено»                                                               «Согласовано»                                                            «Утверждено»

на ШМО гуманитарного                                           Заместитель директора по УВР                                   Директор МКОУ «Красноярская

цикла предметов                                                         МКОУ «Красноярская СОШ»                                          СОШ»

Руководитель МО                                                       __________/Гатаулина Н.А./                                              _____________/Денискина Т.Е./                                                                                                         

_________/Палаева Г.Н./                                           «____»____________2014 г.                                       Приказ №___от «____»_____2014г.                                                                                                                    

Протокол №_____ от                                                                                                                    

«____»________2014 г.                                                                                                                                

                                                                                                                                                                     

Рабочая программа по русскому языку, 7 класс

учителя русского языка и литературы

Муниципального  бюджетного общеобразовательного учреждения

« Красноярская средняя общеобразовательная школа»

администрации муниципального образования Киреевский район

Гатаулиной Натальи Александровны,

первой квалификационной категории.

2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Рабочая программа по русскому языку для 7  класса составлена  на основе федерального компонента государственного  стандарта основного общего образования, примерной программы по русскому языку   и авторской  программы   по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский).

                    Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в основной школе. На первый план выдвигается компетентностный подход, на  основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

          Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

             Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности  к анализу и оценке  языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

              Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

           В соответствии с вышеуказанным подходом содержание представленной программы направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Так, например,  изучение морфологии обеспечивает школьникам овладение формами слов, словосочетаний, предложений, соответствующих нормам литературного языка.  Усваивая теоретические сведения по морфологии, ученики практически овладевают  языковыми средствами учебно – научной речи,  анализируют и создают тексты разных  стилей и жанров, совершенствуют все виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), различные коммуникативные навыки. Таким образом, устанавливая взаимосвязь между процессами осознания языковой системы и личным опытом  использования языка в определенных условиях, ситуациях общения , данная программа создаёт условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в основной школе.                                                            

              В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать следующие учебные умения и навыки: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные(умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

           Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей учащихся. Программа предусматривает прочное усвоение материала, так как для повторения в начале и в конце года выделены специальные часы:  «Повторение пройденного в 5-6 классе» (15 часов)», « Повторение и систематизация изученного в 7 классе» (13 часов). Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень  прочных знаний и умений.

Учебно-тематический план рассчитан на 170 часов из расчёта 5 часов в неделю, 35 учебных недель.                                                                                              

                                                                        ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ                                                                    

В результате изучения русского языка  учащиеся должны знать определения основных изученных в 7  классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

 Ученик должен знать/понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного   языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования,    описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;

      -- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические,   грамматические, орфографические, пунктуационные);

  • грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи;  отличительные особенности  причастий и прилагательных;
  • об особенностях склонения причастий;
  • определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, графическое обозначение причастного оборота в предложении, правило выделения причастного оборота запятыми в предложении;
  • действительные и страдательные причастия;
  • краткие страдательные причастия;
  • способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени;
  • порядок морфологического разбора причастий;
  • грамматические признаки деепричастия как части речи;

--  определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота  на письме запятыми;

  • способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида;
  • порядок морфологического разбора деепричастий;
  • грамматические признаки наречия как части речи;
  • смысловые группы наречий;
  • о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния;
  • признаки  классификации  самостоятельных и служебных частей речи;
  • правила употребления предлогов с разными падежами;
  • о  производных и непроизводных, простых и составных предлогах;
  • о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении;
  • о сочинительных и подчинительных союзах;
  • порядок морфологического разбора предлогов и союзов;
  • отличие частиц от самостоятельных частей речи;
  • формообразующие и смысловые частицы;
  • отличительные особенности приставке не и отрицательной частицы не, приставки, союза, частицы ни;
  • о назначении в речи междометий.

  К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

      -    определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые  

           особенности текста;

  • производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе;
  • производить синтаксический разбор предложений  с причастным  и деепричастным оборотами, а также  сложных предложений с изученными союзами;
  • составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

  По орфографии.

  • Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

  Орфограммы, изученные в 7 классе:

  • Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени;
  • Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;
  • Гласные перед одной и двумя буквами Н  в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов;
  • Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
  • Одна и две буквы Н в суффиксах  кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких  прилагательных;
  • Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями;
  • Буква Е-Ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени;
  • Правописание НЕ с деепричастиями;
  • Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на  О-Е;
  • Буквы Е-И в приставках НЕ-НИ отрицательных наречий;
  • Одна и две буквы Н в наречиях на О-Е;
  • Буквы О-Е после шипящих на конце наречий;
  • Буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С;
  • Дефис между частями слова в наречиях;
  • Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных;
  • Мягкий знак после шипящих на конце наречий;
  • Слитное и раздельное написание производных предлогов;
  • Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато;
  • Раздельное и дефисное написание частиц;
  • Правописание частицы НЕ с различными частями речи;
  •  Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ.
  • правильно писать изученные  в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

  По пунктуации.

  Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого      существительного, деепричастные обороты.

  По связной речи.

  • адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;
  • подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;
  • писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;
  • грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;
  • собирать и систематизировать материал к сочинению  с учётом темы и основной мысли;
  • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.

Аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную  информацию);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

Говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, статья, интервью, очерк);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические,
  • грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;                                                                      
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

  Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Учебник «Русский язык», 7 класс. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др./ Научный редактор –

Академик РАО, доктор филологических наук Н.М.Шанский./ М. «Просвещение», 2013

2.«Уроки русского языка в 7 классе»; Книга для учителя/М.В.Федорова – М. «Просвещение», 2012

3.Тестовые задания по русскому языку для 7 класса. А.Б.Малюшкин, Л.Н.Иконницкая, М. «Творческий центр», 2012

4. Учебные таблицы V- XI классы по русскому языку.Составитель А.Б. Малюшкин. – М.:Творческий центр Сфера, 2010.

5. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 7 класс. Авторы: В.И.Капинос, Л.И. Пучкова. – М.:Интеллект-центр, 2011.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 7 класс

№№

п/п

Тема урока.

К-во

часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

учащихся

Вид контроля

Дата по плану

Дата

факт.

1.

Вводный урок.

Русский язык как развивающее явление. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.

1

Развитие, совершенствование, изменение языка

Обобщить знания о языке

Работа с текстами

Повторение пройденного в V-VI классах (15 часов + 4ч РР).

2.

Повторение пройденного в V-VI классах.

Синтаксис.    Синтаксический разбор.

1

Словосочетание, грамматическая основа предложения, виды предложений

Повторить сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация», закрепить умения ставить знаки препинания в ПП и СП.

Синтаксическая работа. Работа со схемами предложений.

3.

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1

Пунктуация, Пунктуационный разбор предложений.

Уметь выделять грамматические основы, объяснять постановку знаков препинания в простои и сложном предложениях

Конструирование сложных предложений

4.

Синтаксис и пунктуация. Главные и втолростепенные члены предложения.

1

5.

Лексика и фразеология. Лексический состав языка.

1

Лексика. Лексическое значение слова, фразеологизмы

Уметь работать с понятиями раздела «Лексика», употреблять в речи слова синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Работа с текстом, лексическая работа

6.

Лексика и фразеология. Лексические нормы. Фразеологизмы.

1

7-8

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

2

Фонетика, фонетический разбор слова

Уметь производить фонетический разбор слова

Работа по карточкам

9.

Р.Р. Краткое изложение

1

10.

Р.Р.Написание краткого изложения по упр.22

1

11.

Словообразование и орфография.

1

Морфема – наименьшая значимая часть слова.

Части слова, основа, окончание, нулевое окончание

Уметь выделять части слова, производить морфемный и словообразовательный  разбор

Словообразовательный разбор

12

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

13-14

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

2

Самостоятельные и служебные части речи, морфологические признаки самостоятельных частей речи

Знать морфологичес-

кий разбор частей речи.

Работа с карточками

15.

РР Сочинение по картине И.И.Бродского «Летний сад осенью»

1

Написание сочинения в форме письма

Уметь создавать текст в форме письма, использовать в тексте обращения

Создание текста

16.

Повторение раздела.

Обобщение изученного в V-VI классах

1

Обобщение изученного в V-VI классах

Повторить ранее изученные орфограммы

Диктант с комментированием

17.

Контрольный диктант на тему « Повторение изученного в 5-6 классах»

1

Диктант

Знать орфограммы, уметь производить синтаксический разбор предложений.

диктант

18.

Работа над ошибками в контрольном диктанте.

1

19.

РР. Текст. Средства связи слов в тексте, абзац.

 Стили литературного языка.

1

Средства связи слов в тексте, абзац.

Речь письменная и устная. Стили речи.

Знать средства связи предложений в тексте.

Уметь определять стили речи различных текстов, их отличия

Разбор текста, выделение абзацев.

Работа с текстами

Морфология. Орфография. Культура речи.

Причастие (29 часов +7 Р.Р.)

20.

         

Причастие как часть речи. Признаки глагола и прилагательного у причастий.

1

Понятие о причастии. Признаки глагола и прилагательного у причастий.

Знать определение причастия как самостоятельной части речи, отрабатывать навыки узнавания причастий в тексте.

Работа с текстами.

21.

Причастие, его грамматические признаки. Словарный диктант.

1

22.

РР. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

1

Особенности публицистического стиля.

Уметь определять стили текста, тему текста, особенности лексики текстов разных стилей.

Комплексный анализ текста.

23-24

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

2

Изменение причастий по падежам, гласные в падежных окончаниях причастий

Знать правила написания падежных окончаний причастий, уметь выделять окончания в причастиях

Тренировочные упражнения

25-26

Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота.

2

Понятие о причастном обороте и выделение его на письме запятыми

Уметь выделять причастный оборот в зависимости от определяемого слова

Тренировочные упражнения

27 -28.

РР. Описание внешности человека.

2

Собирание фактов, материалов для сочинения, наблюдение за изменениями окрестностей села.

Уметь создавать текст на заданную тему

29-30.

Действительные и страдательные причастия. Нормы употребления.

2

Значение действительных и страдательных причастий

Уметь различать действительные и страдательные причастия

Тренировочные упражнения

31.

Краткие и полные страдательные причастия.

1

Краткая и полная форма страдательных причастий

Находить в тексте краткие страдательные причастия, определять синтаксическую роль кратких причастий

Работа с текстами

32-33.

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

2

Способы образования действительных причастий настоящего времени, выбор гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Уметь образовывать действительные причастия настоящего времени, правильно выбирая суффикс, с помощью которого образуются причастия

Дифференцированные задания

34 -35

Действительные причастия прошедшего времени.

2

Способы образования действительных причастий прошедшего времени.

Уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени.

Дифференцированные тренировочные упражнения

36.

РР. Изложение по тексту упр.100 «Воспоминания Т.Л.Сухотиной о детстве»

1

Составление текста изложения по упр.100. Вопросный план текста изложения

Уметь использовать в тексте сочинения причастия

Изложение с изменением лица

37-38

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

2

Способы образования страдательных причастий настоящего времени, выбор гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени, правильно выбирая суффикс, с помощью которого образуются причастия

Тренировочные упражнения

39-40

Страдательные причастия прошедшего времени.

2

Способы образования страдательных причастий прошедшего времени

Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени

Тренировочные упражнения

41.

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. Словарный диктант.

1

Буквы а,я,е перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

Уметь правильно находить выбор правописания гласных перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

Тренировочные упражнения

42

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях, отглагольных прилагательных

1

43-44.

Одна и две буквы Н в суффиксах страда-

тельных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных.

2

Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и  Н в отглагольных прилагательных

Уметь правильно выбирать написание Н,НН в прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени.

Классификационный диктант

45.

РР. Выборочное изложение по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»

1

Выборочное изложение, создание, правила написания выборочного изложения

Уметь создавать текст изложения на заданную тему

Изложение по учебнику

46.

Морфологический разбор причастия.

1

Устный и письменный разбор причастия

Знать правила разбора причастия, морфологические признаки

Разбор причастия

47-48

Р.Р. Контрольное изложение (художественное описание портрета художественного героя).

2

49-50.

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

2

Правописание не с причастиями

Формировать навык написание не с причастиями

Взаимопроверка и взаимооценка работы

51

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1

Правописание букв е, е после шипящих в суффиксах причастий

Отрабатывать навык правописания гласных е, е в суффиксах причастий

Выборочный диктант

52.

Повторение темы «Причастие».

1

Контрольные вопросы и задания по теме «Причастие»

Знать основные понятия по теме «Причастие»

Тренировочные упражнения

53.

Контрольный диктант по теме «Причастие».

1

Контроль знаний

Уметь применять полученные знания  при написании диктанта

Контрольный диктант

54.

РР Сочинение-описание внешности товарища.

(упр.145-146)

1

Собирание материала к сочинению-описанию внешности знакомого человека

Уметь создавать текст на заданную тему

Сочинение-описание

55.

Анализ к/д. Работа над ошибками.

1

Работа над ошибками в диктанте

Уметь применять правила написания слов

Самостоятельная работа по видам орфограмм

Деепричастие (13 ч.+ 2 РР).

56

Деепричастие как часть речи. Глагольные и наречные свойства деепричастия.

1

Понятие о деепричастии. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении.

Знать грамматические особенности деепричастий

Объяснительный диктант

57-58

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

2

Деепричастие с зависимыми словами, выделение на письме деепричастного оборота

Знать правило выделения на письме деепричастного оборота

Синтаксическая работа.

59-60

Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

2

Не с деепричастиями

Формировать навык правописания не с деепричастиями, уметь сопоставлять правописание не с другими частями речи.

Тренировочные упражнения, индивидуальные задания на доске.

61

 Словарный диктант. Деепричастия несовершенного вида.

1

Способы образования деепричастий несовершенного вида

Формировать навык образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя их вид

Индивидуальные задания

62.

Деепричастия совершенного вида.

1

Способы образования деепричастий совершенного вида

Формировать навык образовывать деепри-

частия от глаголов, сохраняя их вид

Работа с текстами

63.

Правильное употребление причастий и деепричастий в речи.

1

64-65.

РР Сочинение-описание действий человека по картине С. А. Григорьева «Вратарь»

2

Рассказ на основе картины. Завязка, развитие действий, кульминация, развязка.

Уметь создавать текст по картине

Создание текста сочинения-описания действий

66.

Морфологический разбор деепричастий.

1

Обобщение и систематизация сведений о деепричастиях

Уметь разбирать деепричастие как часть  речи

Графическое обозначение орфограмм в предложениях

67.

Закрепление темы «Деепричастие». Тест.

1

68.

Повторение темы «Деепричастие».

1

Повторение и систематизация сведений о деепричастии

Знать основные понятия по теме «Деепричастие»

Работа с текстом

69.

Контрольный диктант по теме

«Деепричастие».

1

Контроль знаний по изученной теме.

Уметь применять изученные орфограммы и пунктограммы

К/диктант

70.

 Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1

Наречие (22 часа +4 РР)

71

     

Наречие как часть речи. Морфологические признаки наречий.

1

Наречие – развивающаяся часть речи. Значения наречий. Морфологические признаки наречий.

Повторить уже известные сведения о наречии, формировать умение определять значение наречий, их морфологическую и синтаксическую роль

Самостоятельная работа

72-73

Смысловые группы наречий. Разряды наречий по значению.

2

Систематизация знаний учащихся о значениях наречий, знакомство со смысловыми группами наречий

Знать обстоятельственные и определительные значения наречий

Тренировочные упражнения

74.

РР Сочинение-описание в форме дневниковых записей по картине И.Попова «Первый снег».

1

Дневниковые записи в сочинении на основе репродукции картины И.Попова «Первый снег»

Уметь оформлять дневниковые записи в написании сочинения.

Создание текста

75-76.

Степени сравнения наречий. Образование сравнительной и превосходной степени наречий

2

Образование сравнительной и превосходной степени наречий, синтаксическая роль наречий в сравнительной степени

Формировать умение различать сравнительную степень прилагательного и наречия, образовывать степени сравнения наречий

Запись и анализ примеров

77.

 Словарный диктант. Морфологический разбор наречий.

1

Систематизация сведений о наречии, порядок морфологического разбора наречия

Уметь производить морфологический разбор наречия

Тренировочные упражнения

78-79.

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на

 –О, и  –Е.

2

Написание НЕ с наречиями

Формировать умение обозначать орфограмму, выбирать правильное написание

Работа с текстами

80.

Контрольный диктант по теме «Наречие».

1

Контроль знаний по теме «Наречие»

Уметь применять орфограммы, изученные в разделе

Диктант

81-82.

Буквы Е и И в  приставках НЕ-, НИ- отрицательных наречий.

2

Правописание приставок НЕ-,НИ- в наречиях

Отрабатывать навык правильного написания е и и в приставках наречий НЕ- НИ-

Тренировочные упражнения

83.

Анализ к/д, работа над ошибками.

1

Исправление недочетов в диктанте

Уметь проводить самостоятельно работу над ошибками

Самостоятельная работа над ошибками

84-85

Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е.

Урок усвоения нового.

2

Правописание в наречиях одной и двух Н

Уметь применять правило написания Н.НН в наречиях

Предупредительный диктант

86.

РР Описание действий. Сочинение о труде для рубрики школьной газеты «Учимся работать».

1

Роль описаний действий в речи, роль наречий.

Заметка в газету.

Уметь образовывать цепочку действий, используя в речи наречия

Тренировочные упражнения по конструированию предложений.

Создание текста.

87.

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

1

Правило написания О и Е после шипящих на конце наречий

Уметь выделять изучаемую орфограмму, определив часть речи

Предупредительный диктант

88-89.

Буквы О и А на конце наречий.

2

Правописание О,А на конце наречий, имеющих приставки

Уметь выбрать нужный суффикс в зависимости от способа образования наречия и приставки

Словообразовательная работа

90-91.

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

2

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях

Формировать умение отличать наречие от существительного, прилагатель-ного и числите-льного с предлогом, умение писать их

Тестовые задания, работа с текстами упражнений учебника

92-93

РР Сочинение по картине Е.Широкова «Друзья»

2

Работа над текстом сочинения

Развивать речь учащихся, учить выражать свое мнение.

Сочинение

94.

Мягкий знак на конце наречий. Словарный диктант.

1

Правило употребления мягкого знака на конце наречий

Формировать умение находить орфограмму «Мягкий знак на конце наречий»

Работа с текстами упражнений

95-96

Повторение темы «Наречие». Тестовая работа.

2

Повторение изученного по теме, подготовка к контрольному диктанту

Отрабатывать правила правописания наречий, морфологический разбор наречий

Анализ текста, работа над правилами

Категория состояния (6часов)

97.

Категория состояния как часть речи. Слова категории состояния и модальные слова.

1

Знакомство с категорией состояния как самостоятельной частью речи

Отрабатывать навыки употребления в речи категории состояния.

Конструирование предложений

98.

Морфологический разбор категории состояния.

1

Общее значение, неизменяемость категории состояния

99.

РР Сжатое изложение по упр.281 «Обыкновенная земля».

1

Работа над приемами сжатия текста

Уметь выделять в тексте проблему, тему и микротемы, владеть способами сжатия текста

Работа над текстом изложения

100.

Контрольный диктант  по темам «Наречие», «Категория состояния».

1

Правописание наречий

Проверка знаний учащихся

Диктант

101.

Анализ к/диктанта. Работа над ошибками.

1

Самостоятельная работа над ошибками, классификация ошибок

Работа над допущенными ошибками

Текст диктанта

102.

РР  Сочинение на лингвистическую тему по упр.282.

1

Развитие речи учащихся. Понятие о лингвистике.

Уметь создавать текст на лингвистическую тему

Работа с комплексным анализом текста

Служебные части речи(1час).

103.

Самостоятельные и служебные части речи. Их отличия.

1

Систематизация отличий служебных и самостоятельных частей речи

Употребление в речи служебных и самостоятельных частей речи. Роль служебных частей речи.

Работа с текстом учебника.

Предлог (11часов +3 РР)

104.

     

Предлог как  служебная часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении.

1

Понятие о предлоге как служебной части речи

Формирование представления о предлоге, закрепление умения писать предлоги с различными частями речи

Работа с текстами упражнений

105-106

Употребление предлогов. Предлоги однозначные и многозначные.

2

Употребление предлогов в тексте

Предупредить ошибки в употреблении предлогов, познакомить с однозначными и многозначными предлогами

Работа над исправлением ошибок в предложениях

107

РР Составление устного текста научного стиля

1

Составление текста научного стиля

Развивать речь учащихся

Работа с текстом

108-109

Непроизводные и производные предлоги.

2

Нахождение предлогов в тексте, определение из каких частей речи они произошли

Уметь определять производные и непроизводные предлоги

Работа с параграфом учебника, дополнительные творческие задания

110

 Словарный диктант. Простые и составные предлоги.

1

Понятие о простых и составных предлогах

Уметь находить в тексте простые и составные предлоги,

Работа с карточками, текстами упражнений

111

Морфологический разбор предлогов.

1

Порядок морфологического разбора предлогов

Уметь производить морфологический разбор предлога

Работа с текстами упражнений

112-113

РР Сочинение по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа»

1

Работа над материалами сочинения, составление текста сочинения

Развитие речи учащихся, умение употреблять в тексте простые и сложные предложения

Работа с текстом сочинения

114-115

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

2

Правила написания производных предлогов

Формирование умения отличать производные предлоги от других частей речи

Работа с материалами учебника, карточками

116.

 Систематизация и обобщение изученного по тме «Предлог»

1

117.

Контрольная работа по теме «Предлог»

1

Союз (14часов + 2 РР)

118.

Союз как  служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложениях

1

Понятие о союзе как части речи

Повторение и совершенствование знаний о союзе как части речи

Объяснительный диктант

119.

Простые и составные союзы.

1

Формирование понятия о простых и составных союзах

Уметь отличать в тексте простые и составные союзы

Работа с текстом упражнений, словарный диктант

120.

Союзы сочинительные и подчинительные.

1

Знакомство с группами союзов, их значением

Уметь разграничивать сочинительные и подчинительные союзы. Употребление союзов в предложениях.

Работа с текстом. Конструирование предложений по схемам.

121

Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в простом и сложном предложении.

1

Навыки правильной постановки знаков препинания в СП.

Уметь различать сочинительные и подчинительные союзы, употреблять их в тексте

Работа с текстом упражнения

122

Сочинительные союзы. Группы сочинительных союзов, их назначение

1

Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях.

Уметь выделять в тексте союзы, определять их текстообразующую роль

Работа с текстом

123-124

РР Сочинение-рассуждение на тему «Книга – наш друг и советчик»

2

Собирание материала к тексту

Уметь употреблять слова определенной лексической группы

Сочинение

125-126

Подчинительные союзы. Употребление подчинительных союзов.

2

Употребление подчинительных союзов СПП.

Текстообразующая роль союзов в тексте

Работа над текстами упражнений.

127.

Морфологический разбор союзов.

1

Значение и признаки союзов. Роль союзов в тексте.

Умение производить морфологический разбор союзов.

Работа с текстами, разбор союзов.

128-129

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато. Словарный диктант.

2

Правописание союзов тоже, также, чтобы

Знать правила написания союзов

Работа с текстом упражнений

130-131

Обобщение и систематизация изученного по темам «Предлог» и «Союз»

2

Повторение изученного

Правописание предлогов, союзов

Работа с текстами упражнений, карточками.

132.

Контрольный диктант по темам «Предлог», «Союз».

1

Проверка знаний учащихся, контроль

Уметь правильно объяснять правописание предлогов и союзов, ставить знаки препи-нания в тексте

Написание к/диктанта

133.

Анализ к/диктанта, работа над ошибками.

1

Анализ допущенных ошибок

Отрабатывать навыки самостоятельной работы над ошибками в диктанте

Работа над ошибками, классификация по видам орфограмм.

Частица (15 часов + 4 РР)

134.

Частицы. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в предложении.

1

Умение отличать частицы от других частей речи.

Показать особенности частицы как служебной части речи, роль частиц в речи.

Работа с текстами упражнений

135-136

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

2

Умение находить частицы в тексте. Разряды частиц.

Познакомить с разрядами частиц, с формообразующими частицами.

Работа с текстами

137-138

Смысловые частицы.

Разнообразие и функции смысловых частиц

2

Разнообразие и функции смысловых частиц,их функционирование в определенных

стилях речи.

Показать разнообразие и функции смысловых частиц.

Работа с текстами упражнений. Словарная работа.

139-140

Раздельное и дефисное написание частиц.

2

Правописание частиц

Правила написания частиц

Анализ упражнений, карточки

141-142

РР. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

2

Подбор материала для сочинения.

Конструирование предложений, Работа над текстом сочинения.

Сочинение по картине

143

Морфологический разбор частицы.

1

Морфологические признаки частицы.

Умение производить морфологический разбор частицы.

План разбора частицы. Лингвистический анализ текста.

144-145

Отрицательные частицы.  Роль отрицательной частицы НЕ.

2

Роль отрицательных частиц в речи.

Расширить знания учащихся о

частицах не-,ни, употреблении их в тексте

Работа над текстами упражнений. Карточки.

146.

Различение на письме частиц не- и приставки не-. Словароный диктант.

1

Закрепление умения выбрать нужную частицу в соответствии с ее значением и ролью в предложении.

Отрабатывать практические навыки в разграничении частиц не-, приставки не-

Тексты упражнений, лингвистическая разминка

147-148

РР Сочинение-рассказ по данному сюжету «Горе – мечтатель»

2

Написание сочинения

Развитие навыков монологической речи.

Работа над текстом по заданному сюжету.

149-150

Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни. Омонимичные лингвистические единицы

2

Омонимичные лингвистические единицы

Развивать орфографические и пунктуационные навыки при использовании в речи частицы ни, приставки ни-, союза ни-ни

Работа над текстами упражнений. Объяснительный диктант.

151.

Обобщение по теме «Частица».

1

Анализ лингвистического текста. Повторение изученного о частицах.

Обобщить знания учащихся о частицах.

Работа над лингвистическим текстом, контрольные карточки.

152.

Контрольный диктант по теме «Частица».

1

Диктант

Проверка навыков учащихся

Диктант. Грамматические задания.

Междометие (4 часа)

153.

  Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий.

1

Понятие о междометии как особой части речи

Показать грамматические признаки и роль междометий

Работа над текстом параграфа, составление тезисного плана.

154.

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

1

Правописание междометий. Знаки при междометиях в предложении.

Уметь правильно применять орфографические и пунктуационные правила, связанные с междометиями.

Работа с текстами.

155.

Звукоподражательные слова, их грамматические особенности и отличие от междометий.

1

156.

Знаки препинания при междометиях.

1

Повторение  и систематизация пройденного в VII классе (13часов)

157.

Разделы науки о русском языке. Текст, стили речи.

1

Повторение стилей и типов речи,

Закрепить навыки анализа текста.

Собирание материалов к сочинению.

158-159

РР  Контрольное сочинение.

2

Создание собственного текста

Уметь составлять текст на заданную тему.

Написание сочинения.

160

Лексика и фразеология. Лексические нормы.

1

Слово как основная единица языка

Закрепить умения анализа текста

Работа с текстами упражнений

161

 Словарный диктант. Морфемика и словообразование.

1

Повторение правил по разделу «Морфемика и словообразования»

Лексическое значение слова

Работа с текстами упражнений

162

Морфология. Грамматические нормы.

1

Морфологические признаки различных частей речи.

Закрепить знания учащихся по морфологии

Работа с текстами упражнений, карточки

163.

Орфография. Буквенные и небуквенные орфограммы

1

Буквенные и небуквенные орфограммы

Повторить изученные орфограммы

Работа с текстами упражнений, словарная работа

164

Синтаксис. Нормы построения текста.

1

Синтаксические единицы

Повторение видов и типов предложений. Знаки препинания в предложении.

Работа с текстами. Анализ.

165

Пунктуация.

1

Пунктуационные навыки учащихся

Повторить пунктуационные правила

Работа над текстами упражнений.

166

Итоговый контрольный диктант по теме:

 «Повторение»

1

Проверка знаний учащихся

к/диктант

167

Анализ к/диктанта, работа над ошибками.

1

Анализ допущенных ошибок

Отрабатывать навыки самостоятельной работы над ошибками в диктанте

Работа над ошибками, классификация по видам орфограмм.

168

Итоговая тестовая работа.

1

169-170

Повторение изученного.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....