Обобщение опыта работы
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему

Emelyanova Irina

 

Интегрированные уроки русского языка "Путь к формированию гармонично развитой личности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty.pptx2.08 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Обобщение опыта работы Интегрированные уроки русского языка "Путь к формированию гармонично развитой личности" учителя высшей категории Емельяновой Ирины Васильевны

Слайд 3

Язык призван осуществлять общение между людьми, чтобы один понимал другого, чтобы каждый смог быть понятым, т.е. через язык выразить часть своего «я»: мысль, настроение, состояние, отношение к чему-либо». Этому, я уверена, способствуют интегрированные уроки русского языка. .

Слайд 4

Проведение интегрированных уроков предполагает, что учитель на достаточно хорошем уровне владеет умением устанавливать и осуществлять межпредметные связи. Для этого необходимо установить оптимальное взаимоотношение учебного материала, изучаемого в рамках отдельных предметов. Для их интегрирования с учётом сохранения дифференциации знаний выделить ведущую идею, которая может быть положена в основу интегрирования предметов.

Слайд 5

Проблема межпредметных связей не новая в педагогике. Особый интерес в плане рассматриваемой проблемы представляют комплексные программы 20-х годов. На сегодняшний день исследователи трактуют её по-разному. По мнению Н.С. Светловской , важным условием интеграции является построение материала на основе естественного подчинения единой цели и функции в ряде предметов и методике.

Слайд 6

По мнению Ю.М. Колягина, интеграция должна дать ученику знания, отражающие связанность отдельных частей мира как системы. Научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Слайд 7

интеграция – это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным, многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений. Следовательно, необходимо не соединять разные уроки, а восполнять материал одного предмета материалом другого, объединяя отобранные части в единое целое. Причём, при любых комбинациях материала, идея предмета, которой посвящён урок, должна оставаться ведущей, основной.

Слайд 8

На современном этапе различают три формы интеграции: полную, частичную и блоковую . Полная – слияние учебного материала в едином курсе. Частичная – слияние большей части учебного материала с выделением специфических глав. Блоковая – построение автономных блоков с самостоятельными программами или разделами общей программы . Использование той или иной формы интеграции зависит от подготовки учителя, от его способности манипулировать определёнными единицами учебного материала.

Слайд 9

Как всё то, о чём было сказано выше, реализуется на практике? Остановлюсь на патриотическом воспитании. Все прекрасно знают, как это важно и для ребёнка, и для родителей, и для общества. Трудно сформировать у детей патриотические чувства, не привив им любви к Родине, к родной природе. «Любование природой есть следствие любви к ней, любовь к родной природе – один из важнейших признаков патриотизма», - писал К.Г. Паустовский. Думаю, что без этого чувства нет человека, нет гражданина.

Слайд 10

Учащихся 5-7 классов привлекает новое, необычное. Именно необычность, неожиданность становится раздражителем, имеющим большое значение для возникновения познавательных интересов. На уроках русского языка в этих классах обращаюсь к «Лесной газете» Виталия Бианки. Благодатный материал, позволяющий увидеть серьёзные проблемы и курьёзные случаи из жизни животных.

Слайд 11

На уроке русского языка в 7-ом классе по обобщению и систематизации знаний по причастию с использованием текста показываю, что не только люди работают. В природе тоже идёт работа. Там есть свои герои и новости. Подчёркиваю, что Бианки и природа – единое целое. Жизнь природы нужно знать, чтобы вместо пользы не наделать непоправимого вреда. Надо горячо любить и хорошо знать родную землю. Кроме этого, указываем, что использовался данный материал, чтобы заметить жизнь природы, её дыхание. Помогло причастие, которое соединяет в себе энергию глагола и описательную выразительность прилагательного. Дифференцированная работа, где использовался художественный текст, не просто увлекла учащихся, а дала хорошие результаты при тестировании.

Слайд 12

Тексты В.Бианки, Н. Сладкова, К. Паустовского, М. Пришвина не только дают возможность систематизировать знания по нелёгкой теме, но и воспитывают чувства ребят. Внимание к слову, стилю писателя вызывает эмоциональный отклик, учит пристально всматриваться в окружающий мир, ценить всё то, что воплощается в священном понятии Родина. (Приложение 1)

Слайд 13

Организовывая поисково-исследовательскую работу учащихся по теме «Определительные местоимения» в 6-ом классе, активизирую знания по произведениям А.С. Пушкина, его окружению. Это урок формирования знаний, на котором ребята вспомнили историю отношений А.С. Пушкина и его семьи, отношений его няни, роли сказок Арины Родионовны, коснулись географического положения Михайловского, посещения Михайловского И. Пущиным . Всё, что касается материалов урока литературы, нисколько детям не помешало, а помогло добиться цели урока, дети ещё раз убедились в том, что русский язык не нудная школьная дисциплина, а предмет, на котором легко решаются поставленные задачи. (Приложение 2)

Слайд 14

Рисование на уроке развития речи. Что это такое? Средство эстетического воспитания, творческое воображение? Не только это, а и приём снятия напряжения, эмоционального воздействия, побуждающий к самовыражению, к свободному общению с учителем, одноклассниками. Познание явления в его многообразии. (Приложение: урок русского языка и МХК)

Слайд 15

Наконец, важнейшей целью интегрированного обучения является формирование представления о родном языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа. Нельзя забывать слова К.Д. Ушинского: «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка…». «Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на наших уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребёнка, усвоение всех других учебных дисциплин».

Слайд 16

Интегрированные уроки обеспечивают приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, помогают осмыслить национальное своеобразие родного языка. Чтобы осуществить вышесказанное на уроках русского языка, привлекаю фольклор. Лучшего не надо. Что именно? Пословицы, поговорки – малые жанры устного народного творчества. То, что пословица действительно ценность, подметили словами А.С. Пушкина: «Что за роскошь, что за смысл…, что за золото». Использование данного материала обеспечило успех в усвоении темы урока. (Приложение 3)

Слайд 17

Таким образом я старалась показать, что проблема интеграции является актуальной для современной школы. Многогранное раскрытие явлений, основанное на взаимосвязи естественнонаучных, гуманитарных и художественно-эстетических знаний, способствует формированию личности ребёнка, умеющей мыслить, чувствовать, сопереживать, действовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы

обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...

Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".

Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...

Обобщение опыта работы заместителя директора по воспитательной работе

В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к ...

Обобщение опыта работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями»

Представляю свой опыт работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями». Дан...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...