Рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Макарова Нина Васильевна

Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку  и программы по русскому языку к УМК для 5 класса Т.А.Ладыженской и др.,.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_5_klass-makarova.doc482 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №3» города Горняка Локтевского района Алтайского края

«Рассмотрено» 

Руководитель ШМО

__________________________

Протокол № ___ от

«____»____________2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР

______________________

«____»____________2014 г.

«Утверждаю»

Директор школы

__________________________

Приказ №______

 от «___»_______ 2014 г.

Рабочая программа

По предмету (курсу и т.д.) _Русский язык__

Класс _5б_____________________________

Учитель __Макарова Н.В._______________

Количество часов по программе ___204__

    Пояснительная записка. 

Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку  и программы по русскому языку к УМК для 5 класса Т.А.Ладыженской и др.,. Программа  раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться  являются теми характеристиками личности, которые способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

В V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностногоподходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся V класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

  Ожидаемый результат:

  Успеваемость – 100%.      Качество знаний – не менее 60%.

Содержание учебного предмета

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Развитие речи

Язык и общение.

3

1

Повторение изученного в начальных классах.

20

1

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

36

1

7

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография

18

1

3

Лексика. Культура речи.

10

1

2

Морфемика. Орфография.Культура речи.

26

1

4

Морфология. Орфография. Культура речи  (в т.ч.):

83

4

14

Повторение и систематизация изученного.

8

1

2

ИТОГО

204

10

36

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Календарные

сроки

Фактические сроки

ТЕМА УРОКА

Кол-во

часов

Формы и методы обучения

Язык — важнейшее средство общения. (2 + 1)

(2 + 1)

1

1.09

Язык и человек. Язык и речь.

1

Словесный метод Фронтальная

2

2.09

Язык и его единицы.

1

Словесный метод Фронтальная

3

3.09

(Р.р.) Стили речи.

1

урок развития речи индивидуальная  

Повторение изученного в начальных классах.

(17 +3)

4

4.09

Состав слова.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

5

5.09

Орфограмма.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

6-7

5.09-8.09

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

2

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

8

9.09

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

9

10.09

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

10

11.09

Буквы И, У, А после шипящих.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

11

12.09

Разделительные Ъ и Ь.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

12

12.09

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

13

15.09

(Р.р.) Текст. Обучающее изложение. (По Г. А. Скребицкому).

1

урок развития речи индивидуальная  

14

16.09

Части речи. Глагол.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

15

17.09

-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Личные окончания глаголов. НЕ с глаголами.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

16

18.09

(Р.р.) Тема текста.

1

урок развития речи индивидуальная  

17

19.09

Имя существительное.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

18

19.09

Имя прилагательное.

1

 

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

19

22.09

(Р.р.) Сочинение по картине. Устное описание картины (А. А. Пластов. «Летом»).

1

урок развития речи индивидуальная  

20

23.09

Местоимение.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

21

24.09

(Р.р.) Основная мысль текста.

1

урок развития речи; индивидуальная  

22

25.09

Повторение материала по разделу «Повторение изученного в начальных классах».

1

урок повторения Фронтальная

23

26.09

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

Урок проверки и оценки знаний индивидуальная  

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

(29 + 7)

24

26.09

Синтаксис. Пунктуация.

1

Словесный метод Фронтальная

25-26

29.09-30.09

Словосочетание.

2

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

27

1.10

Разбор словосочетания.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

28

2.10

Предложение.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

29-30

3.10-3.10

(Р.р.) Сжатое изложение (В. П. Катаев).

2

урок развития речи индивидуальная  

31

6.10

Виды предложений по цели высказывания.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

32

7.10

Восклицательные предложения.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

33

8.10

(Р.р.) Устный анализ тем сочинений. Сочинение на свободную тему.

1

урок развития речи индивидуальная  

34

9.10

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

35

10.10

Сказуемое.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

36

10.10

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

37

13.10

Нераспространенные и распространенные предложения.
Второстепенные члены предложения.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

38

14.10

Дополнение.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

39

15.10

Определение.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

40

16.10

Обстоятельство.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

41

17.10

Предложения с однородными членами.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

42-43

17.10-20.10

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

2

репродуктивный метод;

44

21.10

Предложения с обращениями.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

45

22.10

(Р.р.) Письмо.

1

урок развития речи индивидуальная  

46

23.10

Синтаксический разбор простого предложения.

1

Репродуктивный метод Фронтальная

47-48

24.10

24.10

(Р.р.) Основная мысль в сочинении по картине (Ф. П. Решетников. «Опять двойка»).

2

урок развития речи индивидуальная  

49

27.10

Пунктуационный разбор простого предложения.

1

Репродуктивный метод Фронтальная

50-51

28.10-29.10

Простые и сложные предложения.

2

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

52

30.10

Синтаксический разбор сложного предложения.

1

Репродуктивный метод Фронтальная

53

31.10

(Р.р.) Заголовок и основная мысль текста.

1

урок развития речи индивидуальная  

54-55

31.10-10.11

Прямая речь.

2

Объясн.-иллюстр

56

11.11

Диалог.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

57-58

12.11-13.11

Повторение по разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».

2

урок повторения Фронтальная

59

14.11

Диктант с грамматическим заданием

1

Урок проверки и оценки знаний индивидуальная  

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (15 + 3)

(15 + 3)

60-61

14.11-17.11

Фонетика. Гласные звуки.

2

Словесный метод Фронтальная

62

18.11

Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

63-64

19.11-20.11

Позиционные чередования гласных и согласных.

2

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

65

21.11

(Р.р.) Повествование. Обучающее изложение с элементами описания.
(К. Г. Паустовский. «Шкатулка»).

1

урок развития речи индивидуальная  

66-67

21.11-24.11

Согласные звонкие и глухие.

2

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

68

25.11

Графика. Алфавит.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

69

26.11

(Р.р.) Описание предмета. Сочинение-описание или сочинение с элементами описания.

1

урок развития речи индивидуальная  

70-71

27.11-28.11

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь.

2

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

72

28.11

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

73

1.12

Орфоэпия.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

74

2.12

Фонетический разбор слова.

1

Репродуктивный метод Фронтальная

75

3.12

Повторение по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи».

1

урок повторения Фронтальная

76

4.12

Диктант по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи».

1

Урок проверки и оценки знаний индивидуальная  

77

5.12

(Р.р.) Описание предметов, изображенных на картине (И. И. Машков. «Натюрморт с маками и васильками»).

1

урок развития речи индивидуальная  

Лексика. Культура речи.

(8 +

 2)

78

5.12

Слово и его лексическое значение.

1

Словесный метод Фронтальная

79

8.12

Однозначные и многозначные слова.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

80

9.12

Прямое и переносное значение слов.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

81

10.12

Омонимы.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

82-83

11.12-12.12

Синонимы.

2

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

84

12.12

(Р.р.) Сочинение по картине (И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь»).

1

урок развития речи индивидуальная  

85

15.12

Антонимы.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

86

16.12

Повторение.

1

Урок повторения Фронтальная

87

17.12

(Р.р.) Подробное изложение. (К. Г. Паустовский. «Первый снег»).

1

урок развития речи; индивидуальная  

Морфемика. Орфография. Культура речи.

(22 + 4)

88

18.12

Морфема — наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.

1

Словесный метод Фронтальная

89

19.12

Окончание. Основа слова.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

90

19.12

(Р.р.) Сочинение по личным впечатлениям.

1

урок развития речи индивидуальная  

91-92

22.12 23.12

Корень слова.

2

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

93

24.12

(Р.р.) Рассуждение. Сочинение-рассуждение («Дни недели рассказывают о себе»).

1

урок развития речи индивидуальная  

94-95

25.12-26.12

Суффикс.

2

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

96

12.01

Приставка.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

97

13.01

(Р.р.) Выборочное изложение с изменением лица.

1

урок развития речи индивидуальная  

98-99

14.01

15.01

Чередование звуков. Беглые гласные.

2

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

100

16.01

Варианты морфем.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

101

16.01

Морфемный разбор слова.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

102

19.01

Правописание гласных и согласных в приставках.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

103-104

20.01 21.01

Буквы З и С на конце приставок.

2

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

105

22.01

Буквы О — А в корне - ЛАГ- —-ЛОЖ-.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

106-107

23.01-23.01

Буквы О — А в корне - РАСТ- —-РОС-.

2

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

108

26.01

Буквы Ё — О после шипящих в корне.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

109

27.01

Буквы Ы — И после Ц.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

110

28.01

Повторение по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи».

1

урок повторения Фронтальная

111

29.01

Контрольный диктант по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи».

1

Урок проверки и оценки знаний индивидуальная  

112

30.01

Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте.

1

урок повторения Фронтальная

113

30.01

(Р.р.) Сочинение-описание изображенного на картине (П. П. Кончаловский. «Сирень в корзине»).

1

урок развития речи; индивидуальная  

Морфология. Орфография. Культура речи.

82

114

2.02

Самостоятельные и служебные части речи.

1

урок изучения нового материала Фронтальная

Имя существительное. 

(20 + 4)

111-116

3.02

4.02

Имя существительное как часть речи.

2

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

117

5.02

(Р.р.) Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение.

1

урок развития речи индивидуальная  

118

6.02

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

119-120

6.02

9.02

Имена существительные собственные и нарицательные.
Большая буква в именах собственных.

2

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

121

10.02

(Р.р.) Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение
(Е. А. Пермяк. «Перо и чернильница»).

1

урок развития речи индивидуальная  

122

11.02

Морфологический разбор имени существительного.

1

Репродуктивный метод Фронтальная

123

12.02

Род имен существительных.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

124

13.02

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

125

13.02

Имена существительные, которые имеют форму только ед. числа.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

126

16.02

Три склонения имен существительных.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

127

17.02

Падеж имен существительных.

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

128

129

130

18.02

19.02

20.02

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

3

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

131

20.02

(Р.р.) Изложение с изменением лица.

1

урок развития речи индивидуальная  

132-133

24.02

25.02

Множественное число имен существительных

2

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

134

26.02

Правописание О — Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

135

27.02

Повторение и проверочная работа

1

Урок повторения и контроля знаний Фронтальная

136

27.02

(Р.р.) Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»)

1

урок развития речи

137

2.03

Повторение по разделу «Имя существительное»

1

урок повторения Фронтальная

138

3.03

Диктант

1

Урок проверки и оценки знаний индивидуальная  

 Имя прилагательное

(12 + 4)

139

140

141

4.03

5.03

6.03

Имя прилагательное как часть речи

3

Словесный метод Фронтальная

142

143

144

6.03

10.03

11.03

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

3

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

145

12.03

(Р.р.) Описание животного. Изложение (А. И. Куприн. «Ю-ю»

1

урок развития речи индивидуальная  

146-147

13.03 13.03

Прилагательные полные и краткие

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

148

16.03

Р.р. Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине (А. Н. Комаров. «Наводнение»)

1

урок развития речи; индивидуальная  

149

17.03

Морфологический разбор имени прилагательного

1

Репродуктивный метод Фронтальная

150

18.03

(Р.р.) Сочинение «Как я испугался»

1

урок развития речи индивидуальная  

151

19.03

Повторение по разделу «Имя прилагательное»

1

урок повторения Фронтальная

152

20.03

Диктант и проверочная работа

1

Урок проверки и оценки знаний индивидуальная  

153

20.03

Урок работы над ошибками

1

урок повторения Фронтальная

154

30.03

(Р.р.) Сочинение «Наши друзья — животные»

1

урок развития речи; индивидуальная  

Глагол

(36 + 6)

155-156

31.03

1.04

Глагол как часть речи

2

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

157

158

159

2.04

3.04

3.04

НЕ с глаголами

3

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

160-161

6.04

7.04

(Р.р.) Рассказ

2

урок развития речи

162

163

164

165

8.04

9.04

10.04

10.04

Неопределенная форма глагола

4

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

166

167

168

13.04

14.04

15.04

Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах

3

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

169

170

16.04

17.04

Виды глагола

2

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

171

172

173

17.04

20.04

21.04

Буквы Е — И в корнях с чередованием

3

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

174

22.04

Р.р. Невыдуманный рассказ о себе

1

урок развития речи

175

23.04

Повторение по разделу «Глагол»

1

урок повторения Фронтальная

176

24.04

Контрольный диктант

1

Урок проверки и оценки знаний индивидуальная  

177

24.04

Время глагола

1

урок изучения нового материала Фронтальная

178

27.04

Прошедшее время

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

179

28.04

Настоящее время

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

180

29.04

Будущее время

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

181

30.04

Спряжение глаголов

1

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

182

183

184

185

2.05

5.05

6.05

7.05

 Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

3

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

186

8.05

Морфологический разбор глагола

1

Репродуктивный метод Фронтальная

187

8.05

Р.р. Сжатое изложение с изменением формы лица
(А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт»)

1

урок развития речи индивидуальная  

188

189

11.05

12.05

Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

2

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

190

191

13.05

14.05

Употребление времен

2

объяснительно-иллюстративный метод; Фронтальная

192

15.05

(Р.р.) Употребление «живописного настоящего» в повествовании

1

урок развития речи; индивидуальная  

193

15.05

Повторение по разделу «Глагол»

1

урок повторения Фронтальная

194

18.05

(Р.р.) Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович. «Не взяли на рыбалку»)

1

урок развития речи индивидуальная  

195

19.05

Диктант.

1

Урок проверки и оценки знаний индивидуальная  

196

20.05

Проверочная работа

1

урок повторения Фронтальная

Повторение и систематизация изученного

(6 + 2)

197

198

21.05 22.05

Разделы науки о языке

1

урок повторения Фронтальная

199-200

22.05-25.05

(Р.р.) Сочинение на одну из тем по выбору

2

урок развития речи индивидуальная  

201

27.05

Орфограммы в приставках и в корнях слов Орфограммы в окончаниях слов

1

урок повторения Фронтальная

202

28.05

Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания

1

урок повторения Фронтальная

203

29.05

Знаки препинания в простом и сложном предложениях

1

урок повторения Фронтальная

204

29.05

Итоговая контрольная работа

1

Урок проверки и оценки знаний индивидуальная  

Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка V класса.

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

речевая деятельность:        

аудирование:

понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

чтение:

владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;

графика:

правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как  средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;

орфография:

находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения спрямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

        Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МБОУ «Гимназия №3».  Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе – 204 час.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится, если ученик: 1)полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2)обнаруживает понимание материала, может обосновать свой суждения, применять знание на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки Зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1)излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил; 2)не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка «5», «4», «3» может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2-х орфографических и 2-х пунктуационных ошибок, или 4-х пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3-х орфографических, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при 4-х орфографических и 4-х пунктуационных ошибках, или 3-х орфографических и 5 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных

ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при пяти орфографических ошибках и 4-х пунктуационных ошибках.

Оценка «3» может быть поставлена при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий в диктанте рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил не менееЗ/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой выполнено не менее половины заданий. Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий. Оценка «1»ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Оценка сочинений и изложений

оценка

Содержание и речь

грамотность

«5»

  1. Содержание        работы полностью соответствует теме.:
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3. Содержание излагается последовательно.
  4. Работа        отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 -2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание        работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  3. Имеются        незначительное нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический        и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В        работе допущены существенные отклонения от темы.
  2. Работа        достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Допущены отдельные нарушения

Допускаются:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок,

последовательности изложения.

  1. Беден        словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  2. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

или 7 пунктуационных при отсутствии

орфографических ошибок, (в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

1 .Работа не соответствует теме.

  1. Допущено        много фактических неточностей.
  2. Нарушена        последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
  3. Крайне        беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  4. Нарушено        стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании идо 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

«1»

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Имеется более 7 орфографических и 7 пунктуационных и грамматических ошибок

Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1.Богданова Г.А Уроки русского языка в 5 классе/ Г.А. Богданова. СПБ., 2004

2.Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений.  Русский язык  5-9  классы. – М., 2008.

3.Баранов М.Т., Ладыженская Т,А. Тростенцова Л.А..   Русский язык.  Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008.

4.Ганжина И.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник изложений 5-7 класс.- Саратов:  «Лицей», 2000.

5.Егорова Н.В.. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс.- М.: «Вако», 2006 .

7.Костяевой Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 5 класс.- М.:  Айрис пресс, 2000.

8.Никитина Е.И. Уроки развития речи. К учебнику « Русская речь. Развитие речи» 5- 7 классы.- М.: -Дрофа, 2002.

9.Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку 5 класс. – М.: «Образование», 2007.

Список ресурсов:

Дополнительная учебная  литература

1.Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.:  Просвещение, 2001.

2.Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998

3.Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. – М.: Высшая школа, 1993.

4.Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007.

5.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М.:  Айрис пресс, 2000.

6.Иоффе И.В. Тесты  по русскому языку для 5 класса. – М.: Свет, 2009.

7.Иссерс О.И. Тесты. Русский язык 5 класс. – М.: Разум, 2008.

8. Малюшкин А.Б. Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку, 5 класс – М.:  « Сфера», 2006.

9. Обучение русскому языку в 5 классе. Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.

10.Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. - М.:  Просвещение, 1986.

11.Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Образ, 2004.

12.Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 2001.

13.Рик Т.Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 2001.

14.Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное!  – М.: Самовар, 2001.

15.Ткаченко Н. Русский язык. Диктанты 5 класс. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2002.

16.Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.:  Просвещение. 2006.

17.Халикова Н.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2003.

18.Шапиро Н.А. Русский язык в упражнениях: 5-7 классы. – М.: Сентябрь, 2000.

19.Шапиро Н.А. учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000.

Справочные пособия

1.Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.

2.Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.

3.Крысин  Л.П.  Толковый  словарь  иноязычных  слов. – М.: Просвещение,  1998.

4.Крысин  Л.П.  Школьный  словарь  иностранных  слов. – М.: Просвещение, 1997.

5.Ожегов  С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А.  Современный русский язык.– М.:  Международные отношения, 1994.

7.Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. – Санкт – Петербург: Литера, 2006.

8.Солганик Г.Я.  Стилистика  русского  языка: Учебное  пособие  для общеобразовательных  учебных  заведений (10-11 классы.). – М.: Дрофа, 1996.  

9. Энциклопедия  для  детей,   том 10: Языкознание. Русский  язык. – М.:  Аванта+, 1998.

10.Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.

Ресурсы ИКТ

1.Диск « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5 класс.

2.Диск «Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы».

3.Диск «Основы построения текста. Как писать сочинения и изложения. 5 класс».

4.Диск «Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий».

5.Диск « Русские словари: Толковый,  Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы.  240 000 терминов».

6.Диск « Репетитор «Русский язык.» Обучающая программа для учащихся 5 -11 классов». Диск «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия»

7.Диск «Русский язык. Средняя школа. 5 класс. Обучающая программа (1С)».

8.Диск «Страна Лингвиния. Мультимедийная книжка»

9.Диск «Страна Лингвиния. Орфографический диктант. Часть 1. Гласные и безгласные».

10.Диск «Страна Лингвиния. Орфографический диктант. Часть 3. Части и запчасти».

11.Диск «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий».

12.Диск « Тесты по орфографии. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».

13.Диск « Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».

14.Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс».  

15.Диск «Учим правило по алгоритму 5 класс».

Использование информационно-коммуникационных технологий в ходе изучения курса русского языка в 5 классе предполагает

  1.  использование мультимедийных презентаций при объяснении нового материала;
  2.  использование опорных схем, обеспечивающих визуальное восприятие учебного материала,
  3.  использование электронных тренажёров для отработки навыков по основным темам курса русского языка 8 класса.

Образовательные электронные ресурсы:

http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении http://repetitor. lc.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1C: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические        системы серии        'Репетитор.        Тесты'        по        пунктуации,

орфографии и др.

http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет» http://www. 1 sentember.ru/ru/ - газета «Первое сентября» http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации Международная ассоциация        преподавателей        русского        языка        и        литературы

http://www.maprval.org/

Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/

Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr l.asp

Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http: //vama 1. or g/ook/

Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm

Русский        язык        и        культура        речи

http://www.sibupk.nsk.Su/Public/Chairs/c foreign/Russian/kr rus.htm#4

Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/

Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий) http://www.vedomostv.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.html Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/

Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/oiigov/

Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1 .htm Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat ru.htm Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn prav.html Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/

Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/

Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/

Словарь-справочник русского языка1тр:/Поуаг.boom.ru/

Репетитор http://www.repetitor.h 1 .ru/programms.html Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/

Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/

Дистанционная        поддержка        учителей-словесников

http://www.ipk.edu.var.ru/resource/distant/russian language/index3.htm Культура письменной речи http://likbez.hl.ru/

Русское слово http://www.rusword.com.ua

Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test Rus St/register rus.htm Правила        русской        орфографии        и        пунктуации

http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm

Тесты по пунктуации http://repetitor. 1 с .ru/online/di sp. asp?2

Приложение

Контрольные диктанты

Повторение изученного в 1-4 классах

Из книги Н.Н.Соловьевой «Диктанты и Изложения». Просвещение, 2010

      По небу ползли облака. Время от времени они заслоняли солнце, и тогда землю покрывали холодные синие тени.

      Солнце спряталось, и стрекоза становилась вялой и медленно скользила вниз. Солнце появлялось, и она стремительно поднималась вверх и снова принималась за охоту.

      Дети замечали еще и другое. В потоке солнечных лучей тело стрекозы раздувалось, становилось крепким и гладким. В холодной тени облаков оно сжималось, морщилось и начинало пружинить. Это напоминало сиденье старого кресла.

       В холодной, теневой полосе тело ее снова сжималось, становилось дряблым. И тогда оно становилось похожим на воздушный шарик, который проткнули иголкой. Так и было на самом деле, но ребята этого не знали, а поэтому не могли объяснить странное поведение стрекозы. (По Я.Ларри)

Задания:

Вариант 1

1. Выпишите 2-3 слова на проверяемую гласную в корне; укажите в скобках проверочное слово

2. Из 1 предложения последнего абзаца выпишите все имена существительные, определите их склонение и падеж

3. Распространите 1 предложение текста, включив в него 2-3 прилагательных Вариант 2

1. Выпишите 2-3 слова на проверяемую согласную в корне, укажите в скобках проверочное слово

2. Из 1 предложения 2 абзаца выпишите глаголы, определите время, спряжение

3. Распространите последнее предложение 2 абзаца, включив в него 2-3 прилагательных.

Синтаксис. Пунктуация

Контрольные диктанты I

Кончается лето. Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок разрумянила. Отправилась она в леса, в поля, в луга, убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие стога.

Поднялись в небо косяки птиц: журавлей, уток, гусей. Вот под самыми облаками летят большие белые птицы и шлют прощальный привет родным местам. «До свидания, птицы!»—        провожают        их        люди.

Спешит, торопится осень. Смывает холодным дождем пестрый убор листьев. Вот выглянуло солнце из-за тучки, и под его ласковыми лучами изменилась хмурая картина осени. (92 слова)

(По П. Скребицкому)

II

Последняя улыбка солнца млеет и гаснет на нежной зелени березки. Распускаются ее клейкие листочки. Раз в году бывает такой свежий аромат.

Первая звездочка уже запуталась в вязи ветвистой вершины и с любопытством смотрит на землю. Заливаются птицы: малиновки, зяблики. Самый голосистый певец в это

время — дрозд. Его не только слышишь, но и видишь. Он сидит на макушке ели, вертится и        громко        поет.

Чудесно переливаются лучезарные краски заката. Когда сгущаются сумерки, гаснет его пурпур. Звонкий вечер уходит в сумрак ночи. Дрозд свистнул в последний раз и улетел. Внезапно заговорил торопливый ручеек, перестали перекликаться с пением воды голоса птиц. Чарующий миг лесной тишины! (101 слово)

(По Д. Зуеву)

III

Мы долго бродили по лесу. День кончался, и приближались сумерки. Далекое солнце уходило за горизонт и бросало на землю свои последние лучи. Лесные поляны наливались густой темнотой, и она ползла от земли к верхушкам деревьев: елей, сосен.

Но вот замолкли птицы, только иногда раздается одинокий голосок птички. Скоро с большим трудом мы стали замечать очертания веток, потому что лучи вечернего солнца едва        освещали        лес.

Когда солнце скрылось за верхушками деревьев, след знакомой тропинки стал пропадать.

Вот над елочкой появилась первая звездочка. Ночь вступала в свои права. «Пора возвращаться домой», — решили мы. (91 слово)

Морфемика

Контрольные диктанты

I

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить        тропинку        к        реке.

Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня. (100 слов)

(По И. Соколову-Микитову)

II

В горах Памира

Мы на Памире. Над розоватыми облаками возвышаются скалистые хребты. В долинах расположились        села,        где растут сады, люди        сеют        ячмень,пшеницу.

По берегам рек встречаются развалины старинных        крепостей.        Сейчас        их стены и бойницы заросли        густой        растительностью. В глубоких        трещинах        вьют гнезда черные галки, в щелках камней ютятся змеи. Вот одна из них сверкнула на солнце и исчезла среди камней.

Приближаемся к подножию и располагаемся здесь на отдых. С наслаждением вдыхаем аромат цветущих растений. Вдруг замечаем на скалах рисунки. Это художник много веков назад нарисовал животных, людей, написал цифры. Наскальная живопись рассказывает о древнем Памире. Мы долго рассматривали эти удивительные рисунки. (102 слова)

III

Охраняйте леса!

У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от ее огня погибают большие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет. 1

За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья— птицы.2 Они прекрасные помощники лесоводов.

Берегите, ребята, лес! Это наше богатство. (98 слов)

Имя существительное

Контрольные диктанты I

Мы с мамой решили отдохнуть летом в деревне у дедушки. Он живет в Брянской области.

От станции до деревни надо пройти рощей. Здесь пахнет грибами, душистой земляникой.

Хорошо побродить, по роще! Ветер шевелит листочками деревьев. Сквозь густую листву пробивается луч солнца и освещает лес. От ветки к ветке протянулась серебристая паутинка. Ею паук ловит насекомых:        комаров,        мошек,        мух.

Над верхушками деревьев в голубом небе плывут легкие облака. На открытой полянке в густой зелени прячутся головки спелой земляники, а в зарослях кустов краснеют ягоды малины.

По тропинке идем до опушки, выходим из леса и идем прямо к деревне. (97 слов)

II

Это лето мы с товарищем провели у моей бабушки в деревне. Деревня расположилась далеко от станции, на берегу узкой, но глубокой речки.

По утрам мы бегали к речке купаться. Разбежишься и ныряешь с берега прямо в воду. Во все стороны расходятся круги, летят брызги. Утки в испуге отплывают в камыш. Здесь они ждут, когда мы перестанем плескаться, возиться в воде.

Если на небе нет туч, мы ложимся на песок и с наслаждением греемся на солнце. После купания залезаем в густые заросли малины. Они растут у самой кромки воды.

Осенью мы расскажем ребятам о нашем беззаботном отдыхе. (96 слов)

III

Муравьи — удивительные насекомые. Знаете ли вы, ребята, что у них есть даже свой «молочный скот»? Это тля. Она выделяет сладкий сок, и муравьи подхватывают его прямо с        ее        брюшка.

Если тли слишком расплодились, муравьи располагают их на новой ветке или на

другом растении. Позаботятся они и об охране, которая защитит тлю от врагов: клеща, божьей коровки. В заботе о кормилице муравьи строят даже «коровники» 2. Их можно увидеть на многих растениях: на подорожнике, на сосне и ели, в зарослях кустов. Если «коровники» кто-то рушит, муравьи не спасаются бегством, а бросаются на помощь тлям. Они подхватывают их и убегают с ними вместе. (100 слов)

(По И. Акимушкину)

IV

На западе Ливийской - пустыни в Египте есть удивительные горы. Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний. Эти горы из камня— гробницы царей Египта. Трудно представить, что их сложили люди своими руками.

Самая большая гробница— пирамида Хеопса4. Ее строили больше двадцати лет.

Раскопки говорят о неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах. Они хранились в особом помещении. Египтяне верили, что они сопровождают царя        в        его        загробной        жизни.

В пирамиде возводились ложные галереи, переходы, чтобы грабители не могли найти сокровищ. Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала, где находился саркофаг4 владыки. Но еще в древности почти все пирамиды разграбили. (108 слов)

(Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света»)

Имя прилагательное

Контрольные диктанты

I

Лунной ночью светло в березовом лесу. Свет луны отражается на сугробах, и лес становится похожим на огромный зал с белыми колоннами. Полна тайн тишина ясной зимней        ночи.

В берлоге дремлет медведь, но чутко прислушивается он к жизни зимнего леса. Снежинки еле слышно шуршат о кору старых осин, скользят по стройным вершинам, цепляются        за        хвою.

Наступает ночь. Полная тишина. И вдруг хрустнул снежный наст, затрещал сушняк. Медведь взъерошился, навострил уши, сверкнул глазами. Да это лоси! Успокоился лежебока, положил голову на передние лапы, зажмурился.

Разгуляется непогодушка, хлопьями повалит снег, и завоет ветер в вершинах. Убаюкает медведя колыбельная песнь вьюги. Сладко дремлется ему в берлоге.

Март — последний месяц спячки лесного хозяина. (108 слов)

(По Д. Зуеву)

II

В апреле последний снег тает на': полях, звенят по оврагам веселые ручьи, ломают зимний лед реки. Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. Надуваются в лесу у        деревьев        смолистые        душистые        почки.

Уже прилетели белоносые грачи. Ереются на солнышке скворцы. С песнями поднимаются в синюю небесную даль голосистые лсаворонки.

Наступает особенный час в русской природе. До самого неба распахнутся невидимые голубые ворота, и покажутся косяки перелетных птиц. От теплого юга до холодных морей будут        слышны        их        веселые        голоса.

Разнообразны и лесные звуки. Вот со стройной березки упала прозрачная капля, и послышался тонкий, хрустальный звон. Чуткому уху охотника уже чудится шепот проснувшейся земли. (101 слово)

(По И. Соколову-Микитову)

III

Настоящая весна приходит с середины марта. С крыш течет, свисают длинные сосульки. Радостно чирикают под лучами яркого солнца воробьи. На лесных тропинках проваливается        под        ногами        колючий        снег.

На юге уже цветут сады. Армия перелетных птиц готовится в дорогу. Из далекой Африки отправляются они в дальний путь. Первые близкие гости — грачи. В старых парках на высоких деревьях устраивают они свои гнезда и шумом и гамом наполняют окрестности. Скоро покажутся на весенних проталинах первые жаворонки.

С каждым днем сильнее греет солнце. Бегут под снегом весенние ручейки. Скоро придет апрель. Апрель — самый шумный месяц вешней воды, пробуждения земли, бурного движения соков. (98 слов)

(По И. Соколову-Микитову)

Г лагол

Контрольные диктанты

I

Еще хмурится небо, но в просветах облаков пробивается сверкающим мечом луч солнца. Весна набирает скорость. Проясняются дали. Зимним цветом белеют еще поля, а уже        зеленеют        островками        сосновые        боры.

В лесу встречаются зима и весна. В потемках ельника серебрятся осины. От их корявых веток на мартовском снегу появляются извилистые синие тени. Вокруг деревьев и пней обтаяли круглые лунки. На зеленом фоне хвои краснеют сережки ольхи. В ее ветвях суетятся говорливые чечетки. Раздаются свирельные вздохи снегирей.

Граница снегов отступает к северу, а за ней по пятам возвращаются к себе на родину птицы. Скоро журчащая песня жаворонка и гомон грачей объявят о приходе весны.

Прощай, зима! Здравствуй, весна! (105 слов)

(По Д. Зуеву)

II

Таволга

Таволга — полукустарник с крупными резными листьями. Перебираешься в лесу через ручей или овраг и сразу видишь его заросли. Они достигают иногда высоты человеческого роста.

Таволга выбирает самые тихие и уютные уголки леса. Ветер шумит верхушками сосен, лопочет листвой осин, а в овражках,- где она растет,- стоит тишина.

Побродишь в жарком бору и спускаешься в тенистый овраг. Здесь множество кустов: орешник, калина, черемуха. Цепкий хмель обвивает стволы и образует непролазную зеленую паутину. Дно овражка густо покрыто таволгой и крапивой. Пахнет влажной землей. Маленький ручеек пробирается по овражку, переливается через вымытые корни.

Пьешь холодную воду. Зеленый полумрак стоит в густых зарослях. Такие укромные уголки любят лесные птицы: соловьи, пеночки. (108 слов)

(По И. Соколову-Микитову)

III

Быстро наступает вечер в глухом лесу. Темные тени ложатся под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые ели. Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей,        опавшей        листвой.

Скрылось за дальними деревьями вечернее солнце, но еще не спят птицы в лесу. Слышишь торопливый стук дятла. Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и червячков. Скоро наступит в лесу темная, непроглядная ночь. Только в полночь замолкнут        и        заснут        дневные        птицы.

Глухая, беззвучная ночь накрывает землю. Но вот прошуршала под ногами мышь. И опять        тихо.

Потрескивает костер, и колышутся над огнем лохматые еловые ветви. А у огня на смолистой постели беззаботно похрапывает охотник. (99 слов)

(По И. Соколову-Микитову)

IV

Солнце поднимается, и вся окрестность освещается радостным светом. Пора отправляться в путь. Собираем рюкзаки, по карте выбираем маршрут. К вечеру мы должны        добраться:        до        станции.

Дорожка вьется узкой лентой. По ее сторонам растут молоденькие березки. Еще издали видим огромный дуб, который широко раскинул свои могучие ветви. Подходим к нему и располагаемся в его тени на отдых. Стрекочут кузнечики, слышится пение птиц. Ветер тихо колышет листьями дуба и навевает сон. Сладко спится под шепот листвы.

Но мы не успели насладиться отдыхом, как услышали раскаты грома. Они раздаются все ближе и ближе. В грозу опасно находиться под высокими деревьями. Надо скорее добраться до ближайшей деревни и спрятаться там от дождя. (108 слов)

V

Расщедрилась природа и подарила теплые денечки. Но осень уже поселилась в лесу. Деревья сбросили свой роскошный наряд, и лес заметно поредел.

Бесчисленные листья устилают землю. Они разных цветов: желтые, оранжевые, красные. Подсушит их солнце, и ветер погонит по лесным тропинкам. Только их шорох нарушает        покой        лесного        царства.

Но страшен лес в непогоду. Под напором ветра жалобно стонут и гнутся к земле деревья. Они уже не борются с ним. Дождь бьет по листьям, и они становятся похожими на жалкие лохмотья. Под натиском осенних дождей и первых холодов сдаются все растения: цветы, травы, кусты. Только краснеют кисти рябин, а плоды шиповника висят, как блестящие елочные шарики.- (102 слова)

VI

Заяц зимой жил возле деревни. Когда пришла ночь, он поднял одно ухо, послушал, поводил усами, понюхал и сел в глубокий снег на задние лапы. Потом прыгнул и огляделся.

Снег лежал волнами и блестел. Над головой косого стоял морозный пар, и сквозь него виднелись яркие звезды. Заяц поиграл с товарищем, покопал с ним снег, поел озими и

пошел        дальше.

На востоке посветлело. Звезд становилось меньше, и еще гуще морозный пар вставал над        землей.

Заяц перебежал дорогу, подошел к своей старой норе, раскопал снег, сделал новую нору, лег в нее, уложил на спине уши и заснул. (94 слова)

(По Л. Толстому)

Итоговые контрольные диктанты

Диктант

Каждый год возвращаются журавли из далеких стран на родное болото. Над морями и широкой степью, над реками и огромными лесами летят они весной на свою родину.

Большое болото заросло камышом и прошлогодней осокой. В самых отдаленных местах устраивают свои гнезда осторожные журавли. Хорошо им жить на болотах. Никто не потревожит их покой.

Весной журавли водят веселые хороводы, они собираются в кружок на болоте и машут крыльями. Скоро выведутся у них маленькие журавлята. Будут расти малыши, учиться летать.

(По И. Соколову-Микитову)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....