УМК СПО по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык» (далее УМКД) является частью основной профессиональной образовательной программы Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец» по профессиям СПО
- 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
- 15.01.30 Слесарь
- 29.01.29 Мастер столярного и мебельного производства
разработанной в соответствии с примерной программой ФГОС СПО третьего поколения.
Учебно-методический комплекс по дисциплине (УМКД) «Русский язык» адресован студентам очной формы обучения.
УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий и/или лабораторных работ, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_russk.yaz_41ch_38_ch_peredelyvayu.doc | 1.16 МБ |
ktp_russkiy_yazyk.docx | 70.5 КБ |
vsr_russkiy_yazyk.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Преподаватель | Куракина Ольга Васильевна | |||
Учебная дисциплина | ОДБ.01 | |||
(индекс, наименование) | ||||
Русский язык | ||||
Специальность (профессия) |
- 29.01.29 Мастер столярного и мебельного производства
- 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
- 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
- 15.01.30 Слесарь
Санкт-Петербургское Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»
УТВЕРЖДАЮ | УТВЕРЖДАЮ | УТВЕРЖДАЮ |
Заместитель директора по УПР | Заместитель директора по УПР | Заместитель директора по УПР |
____________/________________/ | ____________/________________/ | ____________/________________/ |
«___»________________20___г. | «___»________________20___г. | «___»________________20___г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Преподаватель______Куракина О.В.___________________________________
Дисциплина _____ОДБ 01_Русский язык_______________________________
- Профессия
- 29.01.29 Мастер столярного и мебельного производства
- 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
- 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
- 15.01.30 Слесарь
составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины, утверждённой _______________________________________________________
группа ____________________________________________________________
Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии ___________
____________________________________________________________________
Протокол №____ от «__»___________20___г.
Председатель методической комиссии ____________/_____________
Протокол №____ от «__»___________20___г.
Председатель методической комиссии ____________/_____________
Протокол №____ от «__»___________20___г.
Председатель методической комиссии ____________/_____________
Распределение часов по дисциплине
таблица № 1
Семестр | Учебная нагрузка обучающихся (час.) | ||||||
Максимальная нагрузка | Самостоятельная учебная нагрузка | Обязательная аудиторная нагрузка | |||||
Всего часов | в т.ч. | ||||||
теоретические занятия | лабораторные работы | практические занятия | курсовая работа (проект) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 курс,1 семестр | 27 | 10 | 17 | 11 | 6 | ||
1 курс,2 семестр | 34 | 10 | 24 | 18 | 6 | ||
2 курс,3 семестр | 27 | 10 | 17 | 11 | 6 | ||
2 курс,4 семестр | 31 | 10 | 21 | 15 | 6 | ||
Всего | 119 | 40 | 79 | 55 | 24 |
«Содержание обучения по дисциплине»
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Рекомендуемая литература:
Для обучающихся
- Базовый учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2006.
- Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2004.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.
- Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.
- Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М., 2006.
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
- Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. Учрежд. – М., 2005.
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
- Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.
- Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.
- Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.
- Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2002.
- Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002.
- Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.
Для преподавателей
- Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.
- Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.
- Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2002.
- Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.
- Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.
- Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.
- Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2006.
- Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2002.
- Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.
- Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2000.
- Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2001.
- Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. – М., 2004.
- Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2005.
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.
- Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.
- Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2004.
- Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.
- Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М.. 2005.
Словари
- Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.
- Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
- Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
- Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
- Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
- Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
- Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
- Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
- Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
- Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
- Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
- Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
- Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
- Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.
- Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.
- Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
- Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
- Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы используемых в учебном процессе в Санкт-Петербургское Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Колледж отраслевых технологий "Краснодеревец"
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах». М.: «Просвещение», 2000 год.
- Жердяева Л.А. «Русский язык в средней школе. Карточки-задания в помощь учителю (6-ой, 8-ой классы)». Сибирское университетское издательство, 6-е изд., 2010 год.
- Завражнова Н.П. «Русский язык. 10-11 классы. Тесты и тренировочные задания». Волгоград, 2009 год.
- Коновалова Л.Ф. «Домашний репетитор. Русский язык. Большой справочник для подготовки к ЕГЭ». М.: «Айрис Пресс», 2008 год.
- Куманяева А.Е. «Изложение на экзамене. Учебное пособие для школьников и абитуриентов». М.: « Экзамен», 2007 год.
- Куршакова Л.М. «Схемы и образцы анализа языковых единиц». Елабуга, 2001 год.
- Лидман-Орлова Г.К. «Учимся писать изложения. Пособие для учащихся». М.: 2005 год.
- Мякшева О.В. «Тесты по орфографии и пунктуации русского языка (7-11 классы)». Нижний Новгород: «Лицей», 2000 год.
- Нечаева И.В. «Словарь иностранных слов». М.: АСТ, 2002 год.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». М.: 2002 год, 4-е издание, дополненное.
- Первова В.М. «Задания по русскому языку для учащихся-заочников». (9-11 классы). М.: «Просвещение», 1988 год.
- Розенталь Д.Е. «Пособие по русскому языку (с упражнениями). Поступающим в вузы». М.: «Оникс», 2008 год.
- Титова Р.Ф. «Сборник упражнений по морфологии современного русского языка. Пособие для студентов-заочников факультетов русского языка и литературы».М.: «Просвещение», 1976 год.
- Шайдуллина Н.И., Бубекова Л.Б. «Синтаксис словосочетания и простого предложения». Елабуга, 2005 год.
- «Универсальный словарь по русскому языку». (Все словари в одной книге). Санкт-Петербург, «Весь», 2009 год.
- Шильнова Н.И. «Большой словарь синонимов и антонимов русского языка» (100 000 слов и словосочетаний). «Дом славянской книги», 2010 год.
- Шклярова Т.В. «Найди ошибку! Самостоятельные работы. (9 класс)». «Грамотей», 2006 г.
Дополнительные источники:
- Вакурова О.Ф., Львова С.И.,. Цыбулько И.П. «Готовимся к ЕГЭ». М.: «Дрофа», 5-е издание, стереотипное, 2007 год.
- Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. «Русский язык в таблицах. 5-11 классы. Справочное пособие». 10-е издание, стереотипное; М.: «Дрофа», 2007 год.
- Егораева Г.Т., Ерохина Е.Л., Козлова Т.И. «Русский язык. Государственная итоговая аттестация в новой форме. 9 класс, практикум». М.: «Экзамен», 2009 год.
- Егораева Г.Т., Ерохина Е.Л. «Русский язык. ЕГЭ. 9 класс. Тренировочные тестовые задания». М.: «Экзамен», 2010 год.
- Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. «Тесты по русскому языку (8-9 классы). Мастерская учителя». М.: «Вако», 2008 год.
- Мамона Т.Н. «Русский язык. ЕГЭ. Практикум». М.: «Экзамен», 2006 год.
- Михайлова Е.В. «Тесты и тексты для комплексного анализа (10-11 классы). Мастерская учителя». М.: «Вако», 2007 г.
- Тихонова В.В., Шановалова Т.Е. «250 диктантов по русскому языку». М.: «Дрофа», 2006 год.
- Тучкова Л.И., Гостева Ю.Н «Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания». М.: «Экзамен», 2006 год.
- Угроватова Т.Ю. «Русский язык. 34 урока, подготовка к ЕГЭ. 10-11 классы». М.: 2008 год.
- Федеральный банк экзаменационных материалов. «Сборник экзаменационных заданий. ЕГЭ 2009.» М.: «Экзамен», 2006 год
- Федорова М.В. «Грамматика русского языка. 5-11 классы». М.: «ЭКСМО», 2009 год.
Электронные пособия
- 5 баллов! Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. Издательство «Весь», 2006 год.
- Современный словарь по русскому языку. Все словари на одном диске. Издательство «Весь», 2009 год.
- Тестовый контроль. Русский язык. Редактор тестов. Тематические тесты. 10-11 классы. Издательство «Учитель», 2009 год.
Интернет – ресурсы:
1. http://gramota.ru – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».
2. http://slovari.gramota.ru - онлайновые словари портала. Словари для всех. – разделы информационно-справочного портала Грамота.ру
3. http://www.gramma.ru/RUS/ - справочный раздел «Русский язык» портала Грамма.ру.
4. http://www.slovari.ru - ссылки на электронные словари, энциклопедии, библиотеки и лингвистические ресурсы.
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»
Утверждаю
Директор СПб ГБПОУ
«Колледж отраслевых технологий
«Краснодеревец»
___________З.Ш. Джгамадзе
«____»__________________201_ г.
Внеаудиторные самостоятельные работы
Код дисциплины ОДБ.01
Русский язык
по профессиям СПО:
- 29.01.29 Мастер столярного и мебельного производства
- 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
- 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
- 15.01.30 Слесарь
Санкт-Петербург
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Комплект внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине «Русский язык» предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям СПО
- 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
- 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
- 15.01.30 Слесарь
- 29.01.29 Мастер столярного и мебельного производства
Данный комплект составлен в соответствии с примерной программой по русскому языку, разработанной ФГУ «Федеральный институт развития образования», утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16 апреля 2008 г.
Максимальная учебная нагрузка студентов составляет – 119 часа, из них занятий на уроках – 79 часов, на самостоятельную работу студентов отводится 40 часов
Основные задачи курса - совершенствовать речевую культуру, воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи; способствовать полному и осознанному владению системой норм русского литературного языка; совершенствовать знания студентов о языковых единицах разных уровней (фонетического, лексико-фразеологического и др.) и их функционировании в речи; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.
Ориентирован на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется не только при освоении раздела «Язык и речь», но и при изучении фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, поскольку при изучении названных разделов большое внимание уделяется употреблению единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью.
Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка студентами устных выступлений, рефератов, информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка, умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи студентов.
Формирование культуроведческой компетенции может проходить в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов.
Русский язык, как средство познания действительности, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей студента, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Особое значение придается изучению профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности студентов обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).
При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.
К концу обучения студент должен:
знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗДЕЛАМ
1. Введение.
Студенты должны
Знать: периоды в истории русского языка, функции русского языка как учебного предмета, проблемы экологии языка, основные уровни языка, типы норм, выдающихся ученых-русистов;
Самостоятельная работа 1 час рефераты по темам «Язык как культура общения», «Язык и общество», «Сила слова».
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
Язык как система. Основные уровни языка.
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.
- ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ
Студенты должны
Знать: функциональные стили русского языка, их разновидности; типы речи, основные требования к речи.
Самостоятельная работа 5 часов
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Функциональные стили речи и их особенности.
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.
Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.
Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).
3. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
Студенты должны
знать: лексические и фразеологические единицы языка.
Самостоятельная работа 6 часов
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Разновидности синонимов, антонимов, омонимов. Градация. Антитеза. Оксюморон.
Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.
Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.
4. ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ
Студенты должны
знать: правила фонетического разбора слов, что такое фонема, открытый и закрытый слог, каковы особенности русского ударения, нормы современного произношения, каковы выразительные средства фонетики, правила переноса слов.
Самостоятельная работа 4 часа
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.
Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок.
5. МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ
Студенты должны
знать: виды морфем, способы словообразования, правила орфографии.
Самостоятельная работа 4 часа
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.
Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.
Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов.
6. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
Студенты должны
знать: теоретические основы морфологии, правила использования на письме самостоятельных частей речи.
Самостоятельная работа 8 часов
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.
Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.
Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.
Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.
Глагол. Грамматические признаки глагола.
Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.
Употребление форм глагола в речи.
Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.
Особенности построения предложений с деепричастиями.
Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.
Морфологический разбор наречия.
Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.
Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.
7. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Студенты должны
знать: теоретические основы морфологии, правила использования на письме служебных частей речи.
Самостоятельная работа 5 часов
Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.
Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.
Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.
Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.
Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Употребление частиц в речи.
Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.
8. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Студенты должны
Знать: виды и строение словосочетаний, синтаксический строй предложения, правила пунктуации, типы сложных предложений, виды осложнения простого предложения.
Самостоятельная работа 5 часов
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.
Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения.
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим.
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).
Роль второстепенных членов предложения в построении текста.
Односоставное и неполное предложения.
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.
Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
Осложненное простое предложение.
Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.
Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.
Знаки препинания при обращении. Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.
Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.
Самостоятельная работа студентов
по дисциплине «Русский язык»
№ | Наименование темы | Кол-во часов | Наименование самостоятельной работы студентов | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 | Рефераты по темам «Язык как культура общения», «Язык и общество», «Сила слова». | 1 |
2 | Язык и речь. Функциональные стили речи. | 11 | Стилистический разбор статьи публицистического стиля (на выбор студента); выполнение упражнений №№ 1,2,3. Работа над текстом: поиск и устранение стилистических ошибок. Работа с учебником: закрепление теоретического материала (параграфы 2-3), упражнения №№ 15, 24 Стилистический разбор отрывка текста из 14 главы романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». | 2 3 2 |
3 | Лексика и фразеология | 3 | Упражнение № 34 (устно), № 42 (письменно) по учебнику В.Ф.Грекова Работа с учебником: закрепление теоретического материала (параграфы 7-8), упражнение №47. Работа с учебником: закрепление теоретического материала (параграфы 12-14); работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему «Лексика, фразеология». | 1 2 2 |
4 | Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. | 10 | Работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему «Фонетика» (задания части А) Работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему Фонетика ( задания части В) | 2 2 |
5 | Морфемика, словообразование, орфография. | 10 | Работа с учебником: закрепление теоретического материала (параграфы 12-14), упражнения №№200, 202, 203,207. Работа с учебником: закрепление теоретического материала (параграфы 49-55), упражнения №№313, 317, 318, 320. | 2 2 |
6 | Морфология и орфография. | 14 | Работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему «Имя существительное». Работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему «Имя прилагательное». Работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему «Имя числительное» Работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему «Глагол». | 2 2 2 2 |
7 | Служебные части речи. | 8 | Работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему «Предлог, союз, частица» (задания части А). Работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему «Предлог, союз, частица» (задания части В). Работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему «Междометие, модальные слова». | 1 2 2 |
8 | Синтаксис и пунктуация. | 15 | Работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему «Словосочетание и простое предложение». Работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему «Сложное предложение» (задания части А). Работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему «Сложное предложение» (задания части В). | 2 2 2 |
Всего: | 79 | 40 |
Рекомендуемая литература
Для студентов:
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 кл.- М., 2005.
- Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М., 2005.
- Самсонов Н.Б. Как повысить грамотность. Система занятий по орфографии и пунктуации. М.,2001.
Для преподавателей:
- Н.В. Адамчик : Самый полный курс русского языка. – Минск, 2007.
- Розенталь Д.Э. Пишите, пожалуйста, грамотно! - М., 2001.
- Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. - М.,2001
- Ахременкова Л.А. Тренинг по пунктуации. - М.,2001.
- Громов С.А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. - М., 2002.
- Самсонов Н.Б. Как повысить грамотность. Система занятий по орфографии и пунктуации. М.,2001.
- Потиха З.А. Словарь строения слов русского языка. - М., 2001
- Вербицкая Л.А. и др. Трудности современного русского произношения и ударения. - М., 2003.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. - Любое издание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
Интегрированный урок русского и французского языков"Заимствования (из русского языка фо французский, из французского в русский), их роль в межкультурном обогащении языков двух стран"
Конспект урока, проведенный с французскими и русскими детьми...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...