Статья "Проблемно – диалогический урок"
статья по русскому языку на тему

Сенчило Лариса Дмитриевна

В помощь учителям русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemno.docx12.98 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемно – диалогический урок

                                                                            Сенчило Лариса Дмитриевна,

                                                                                    учитель гимназии № 586

                                                                                    С-Петербурга 

   За последние годы кардинально изменилась политическая и социально–экономическая ситуация в стране, что вызвало необходимость выработки новых подходов к обучению школьников. Традиционный подход к образовательному процессу, ориентированный на формирование комплекса знаний, умений и навыков, уступает место компетентностному подходу. Для того чтобы выпускник школы был не только хорошо информированным специалистом, но и был способен использовать полученную информацию в своей профессиональной деятельности, используются новые образовательные технологии. Одна из таких технологий – технология проблемно–диалогического обучения.

   Технология проблемно-диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по- своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.

   При построении проблемно-диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы тормозящие диалог:

- категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению;

- отсутствие внимания учителя к ребёнку;

- закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые можно и не отвечать;

- неумение учителя быть хорошим слушателем.

   В самом определении «проблемно–диалогическое обучение» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной программы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.

   В начале урока учитель в диалоге с учениками создаёт проблемную ситуацию (например, предъявляет два противоречащих факта). Далее ученики в диалоге с учителем, исходя из проблемной ситуации, формулируют учебную проблему – основной вопрос урока или темы. Он, как правило, записывается на доске.

   В диалоге с учителем ученики актуализируют имеющиеся у них знания, которые пригодятся для решения учебной проблемы. Определяют, каких знаний недостаточно и что нужно узнать (сделать), чтобы найти решение проблемы (план урока). Выполняя план, ученики с помощью учителя открывают новое знание, решая соответствующие учебные задачи.

   Применяют новое знание, делая вывод о том, какое решение учебной проблемы найдено и выражает это решение в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа.

   Проблемно–диалогическая технология – метод введения нового знания в современном образовании.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалогический урок "Три пальмы" М.Ю.Лермонтова – философская баллада»

В современной педагогике всё более остро встаёт вопрос о необходимости не просто вооружить ребёнка знаниями, а учить разрешать его различные жизненные проблемы. Сегодня урок, построенный по схеме: учи...

Проблемно-диалогический урок по математике в 5 классе (ФГОС). "Сравнение дробей"

Данный материал может пригодится при подготовке к уроку учителям математики....

Модель проблемно-диалогического урока русского языка

Модельпроблемно-диалогического урока русского языка...

Конспект проблемно - диалогического урока изобразительного искусства, 6 класс.

Тема: "В мире русской живописи, литературы и народного  творчества"Художественно - педагогическая идея: "Живёт повсюду красота..."Цель: углубить и систематизировать знания учащихся о жанрах изобр...

Технологическая карта проблемно-диалогического урока химии в 8 классе. Тема урока "Закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций"

Содержание урока позволяет сформировать понятие закона сохранения масс, научить составлять уравнения реакций. Использование проблемно-диалогического метода, обеспечивает творческое усвоение знаний уча...