Рабочая программа по русскому языку 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Толстихина Марина Сергеевна

Рабочая программа по русскому языку 11 класс (пояснительная записка и КТП).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_rya_11.doc94.5 КБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_rya_11.doc184 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

по русскому языку

11 класс

№ п/п

№ в те-ме

Тема урока

Вид контроля

Дата

Примечания

По плану

По факту

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (15 ч. + 1 КР)

Цель:  обобщить и углубить знания учащихся по теме «Простое предложение»

Знать, что такое интонация и каково ее влияние на пунктуационное оформление текста; главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения; определение  однородных членов предложения.

Уметь расставлять знаки препинания в простом предложении в соответствии с пунктуационными правилами; уметь определять грамматическую связь между главными членами; правильно писать  н и нн в суффиксах прилагательных и причастий.

1

1

Интонация и ее роль в предложении

Устный опрос

2.09

2

2

Некоторые случаи согласования в числе сказуемых с подлежащим. Написание н и нн в суффиксах прилагательных и причастий.

Самостоятельная работа

9.09

3

3

Тире между подлежащим и сказуемым. (НРК)

Самостоятельная работа

16.09

4

4

Управление при словах, близких по значению.

Самостоятельная работа

23.09

5

5

Контрольная работа по теме «Знаки препинания в простом предложении»

        

Контрольный тест

30.09

6

6

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Пунктуация.

Индивидуальный опрос

7.10

7

7

Однородные члены предложения и пунктуация при них.

Проверочный диктант

14.10

8

8

Однородные и неоднородные определения.

Проверочная работа

21.10

9

9

Обособление определений.

Самостоятельная работа

28.10

10

10

Синонимика простых предложений с обособленными определениями с придаточными определительными.

Самостоятельная работа

11.11

11

11

Приложение и их обособление.

Контрольный словарный диктант

18.11

12

12

Обособление обстоятельств.

Проверочная работа

25.11

13

13

Пунктуация при вводных и вставных конструкциях. (НРК)

Контрольный словарный диктант

2.12

14

14

Пунктуация при обращениях. Слова-предложения и выделение междометий в речи.

Проверочная работа

9.12

15

15

Порядок слов в предложении.

Проверочная работа

16.12

16

16

Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями.

Контрольная работа

23.12

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ (5 ч. + 2 КР)

Цель: обобщить и углубить знания по теме  «Публицистический стиль  речи»

Знать жанры публицистического стиля, его особенности.

Уметь  определять тексты этого жанра;  пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля;  писать портретный очерк; определять на практике виды тропов и стилистических фигур.

17

1

Особенности публицистического стиля и используемые в нем средства эмоциональной выразительности.

Устный опрос

13.01

18

2

Особенности публицистического стиля и используемые в нем средства эмоциональной выразительности.

Устный опрос

20.01

19-20

3

-

4

Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк.

Творческая работа

27.01

3.02

21

5

Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Правила деловой дискуссии.

Устный опрос

10.02

22-23

6

-

7

Р.р. Изложение публицистического стиля с элементами сочинения

Письменная работа

17.02

24.02

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ (3 ч. + 2 КР)

Цель: обобщить и углубить знания по теме  «Художественный стиль  речи»

Знать жанры художественного стиля, его особенности.

Уметь  определять тексты этого жанра;  определять на практике виды тропов и стилистических фигур.

24

1

Общая характеристика художественного стиля.

Анализ текста

3.03

25

2

Виды тропов и стилистических фигур. (НРК)

Тестирование

10.03

26

3

Урок-практикум. Анализ лирического произведения. (НРК)

Самостоятельная работа

17.03

27-28

4

-

5

Р.р. Изложение по тексту художественного стиля.

Письменная работа

31.03

7.04

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (5 ч. + 2 КР)

Цель: обобщить и углубить знания по теме «Сложное предложение»

Знать  о возможности употребления авторских знаков;  виды сложных предложений.

Уметь применять в практике письма правила постановки знаков препинания; применять в речи предложения разных типов

29

1

Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении (повторение).

Индивидуальная работа по карточкам.

Тестирование

14.04

30

2

Знаки препинания в СПП с одним придаточным.

Самостоятельная работа

21.04

31

3

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

Самостоятельная работа

28.04

32

4

Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем, и СПП.

Самостоятельная работа

5.05

33-34

5

-

6

Итоговая контрольная работа.

Письменная контрольная работа

12.05

19.05

35

7

Резервный урок

26.05



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса разработана  на основе:

  • федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012 г.
  • приказа Минобрнауки России от 03.06.2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программу общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от09.03.2004 №1312»
  • приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников в ОУ на 2014-2015 г.»
  • примерной программы по русскому языку для среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень)
  • «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А.И.Власенков// Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы/ Сост. Л.М.Рыбченкова.-, М.: Дрофа, 2008 г.

Программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне в объёме 34 часа   (1 час в неделю).

Предмет «русский язык» входит в образовательную область  «филология».

Характеристика предмета

Особенностью курса для 10-11-х классов является его направленность на усвоение элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности, на формирование навыков многоаспектного языкового анализа речевого высказывания, на отработку всех типов норм современного русского литературного языка.

Основное внимание в старшей школе уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Центральным разделом лингвистики становится культура речи, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями и) употребления.

Общее содержание рабочей программы направлено на дальнейшее совершенствование грамотности учащихся. Овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации в рамках подготовки к ЕГЭ.

Курс русского языка в 11 классе направлен на достижение следующих целей:

•        воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

•        дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

•        освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

•        овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

•        применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями задачи курса в старших классах сводятся к следующему:

-  дать представление о связи языка и истории, о своеобразии русского языка;

- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические  высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа  с различными информационными источниками.

В 11 классе обучаются 6 человек. Один ученик (Муха Александр) отличается ответственностью, старанием, прилежанием. У Александра имеется четкая мотивация к обучению. Ученик владеет навыками самостоятельной работы. Остальные пять учеников требуют повышенного внимания со стороны учителя. Низкая культура чтения, отсутствие системы и качества домашней подготовки тормозят их развитие. Значительные пробелы в знаниях негативно отражаются на мотивации к обучению. Навыки самостоятельной работы у пятерых обучающихся развиты недостаточно, что затрудняет подготовку к итоговой аттестации.

При прохождении программы возможны риски: актированные дни, карантин, курсы повышения квалификации, у/о, зимняя и летняя сессии учителя (декабрь 2014 г., май 2015 г.), поэтому возможны сокращения часов по темам, которые не будут вызывать затруднений у учащихся и могут быть изучены за меньшее количество уроков, чем это предусмотрено программой или  могут быть использованы уроки повторения.

Национально-региональный компонент

На изучение национально-регионального компонента образования по русскому языку отводится 10% учебного времени (4 часа в год). Это как отдельные уроки, так и использование дидактического материала, текстов художественного и публицистического стилей на различных уроках. Содержание регионального компонента направлено на развитие культуры устной и письменной речи, приобщает к культурным  традициям республики Хакасия. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие  навыки как  на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, привлечением материалов хрестоматии «Литература Хакасии»

№ урока

Тема урока

НРК

3

Тире между подлежащим и сказуемым

Дидактический материал

13

Пунктуация при вводных и вставных конструкциях.

Дидактический материал

25

Виды тропов и стилистических фигур

Иллюстрации примеров различных видов тропов и фигур из произведений хакасских авторов

26

Урок-практикум. Анализ лирического произведения.

Анализ стихотворений А.Кыштымова

Основное содержание

Темы по основным разделам

Количество часов

Обоснование

1

Простое предложение

16

Соответствует примерной программе

2

Публицистический стиль речи

7

3

Художественный стиль речи

5

4

Сложное предложение

5

Итоговая контрольная работа

2

Всего часов

35

Содержание программы учебного курса

Простое предложение (16ч)

Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационое богатство русской речи.

Принципы и функции русской пунктуации. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Повторение и обобщение изученного о типах простого и сложного предложения. Пунктуация простого и сложного предложения.

Синтаксический разбор предложений.

Публицистический стиль речи (7ч)

Особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.

Очерк, эссе.

Устное выступление. Дискуссия.

Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

Художественный стиль речи (5ч)

Общая характеристика художественного стиля (языка   художественной   литературы):   образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка.

Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.

Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

Сложное предложение (5ч)

Повторение изученного о сложном предложении. Синтаксический разбор предложения.

Виды сложных предложений.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении (повторение). Знаки препинания в СПП с одним придаточным, с несколькими придаточными.

Практическая часть

№ п/п

Дата

Практическое занятие

1

30.09

Контрольный тест по теме «Знаки препинания в простом предложении»

2

23.12

Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями.

3

4

17.02

24.02

Р.р. Изложение публицистического стиля с элементами сочинения и работа над ошибками

5

6

31.03

7.04

Р.р. Контрольное изложение по тексту художественного стиля.

7

8

12.05

19.05

Итоговая контрольная работа.

Итого: уроки развития речи – 4

контрольные работы – 4

Требования к уровню

подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик  должен знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

ученик  должен уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль;
  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Критерии оценки письменных работ

и устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Балл

Степень выполнения учащимся

общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

Отметка

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Степень выполнения задания

«5»

ученик выполнил все задания верно

«4»

ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3»

выполнено не менее половины заданий

Контрольный словарный диктант

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Количество ошибок

«5»

ошибки отсутствуют

«4»

1 – 2 ошибки

«3»

3 – 4 ошибки

«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.

Критерии оценки орфографической грамотности

В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.

Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).

Орфографические ошибки бывают:

1) на изученные правила;

2) на неизученные правила;

3) на правила, не изучаемые в школе.

Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.

Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).

К негрубым относятся ошибки:

1) в словах-исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;

4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в написании собственных имен нерусского происхождения;

7) в случаях трудного различения не и ни:

Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,…

При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.

В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.

К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.

Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола.

Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.

Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.

Критерии пунктуационной грамотности

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.

К негрубым относятся:

1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);

2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;

3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.

Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.

Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.

Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.

Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность и логичность изложения;
  • правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления

изложений и сочинений

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

  • богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности  в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющими подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разборов, устные сообщения учащегося, письменные работы типа тестирования, сочинения разнообразных жанров, изложения, рефераты.

 

КИМы

Урок 5.

Тема Контрольная работа

Цель урока: проверка знаний учащихся.

. Контрольный диктант

Подчеркните грамматические основы. Укажите, чем выражены главные члены предложения. Найдите назывные предложения в составе сложных. Чем осложнены эти предложения?

Андрей Платонов был наделен трудным даром - «обнажившимся сердцем». О чем бы он ни писал: о стариках или о детях, о великих замыслах или об обычной работе обыкновенного кузнеца, о любви или о смерти, - он действительно прикасался к своим героям этим «обнажившимся сердцем». Отсюда особая эмоциональная насыщенность его прозы, предельность сопереживания, которую мы ощущаем в каждом его произведении.

Зарождающаяся мысль разворачивается, расцветает во всей своей зрелой органической мощи в необычной платоновской фразе, сочетающей иронию, житейскую усмешку, разговорную речь с высокой философской или сугубо технической терминологией. Язык Платонова - попытка показать путь к новому, «неевклидовому» познанию мира. Это язык «по Лобачевскому», с пересекающимися параллельными, с шокирующей наше будничное сознание обратной перспективой, характерной, скажем, для русской иконописи, где мнимая несоразмерность на самом деле выражает не столько реальность мира, сколько направленность нашего восприятия, нашей мысли по поводу этого мира.

«Странный» язык Платонова - это не просто особый язык, это целое миросозерцание, это крупная, серьезная, ждущая исследования философия писателя, выраженная не псевдоязыком профессионалов, а языком мыслящего художника. Философия, роднящая его с такими поэтами, как Хлебников и Заболоцкий, такими художниками, как Филонов, такими учеными, как Вернадский.

При всем своем очевидном новаторстве творчество Платонова -корнями уходит в народное миросозерцание, в фольклор. Л. Шубин


Урок 16  

Контрольная работа  

Цель : проверка знаний учащихся.

Диктант

1. Найдите  конструкции, осложняющие простое предложение. Охарактеризуйте их.

 2. Выполните синтаксический разбор предложений.

Лев Толстой - наиболее популярный из современных русских писателей, а «Война и мир», смело можно сказать, - одна из самых замечательных книг нашего времени. Это обширное произведение овеяно эпическим духом; в нем частная и общественная жизнь Росши в первые годы нашего века изображена рукой подлинного мастера. Перед читателем проходит целая эпоха, богатая великими собы-1иями и крупными фигурами (рассказ начинается незадолго до Аустерлицкого сражения и доходит до сражения под Москвой), встает целый мир со множеством выхваченных прямо из жизни типов, принадлежащих ко всем слоям общества. Способ, каким граф Толстой разрабатывает свою тему, столь же нов, сколь и своеобразен; это - не метод Вальтера Скотта и, само собою разумеется, также не манера Александра Дюма.  Граф Толстой - русский писатель до мозга костей, и те французские читатели, кого не оттолкнут немногие длинноты и оригинальность некоторых суждений, будут вправе сказать себе, что «Война и мир» дала им более непосредственное и верное представление

о характере и темпераменте русского народа и о русской жизни вообще, чем если бы они прочитали сотни сочинений по этнографии и истории. Здесь есть целые главы, в которых никогда не придется ничего менять; здесь исторические лица (как Кутузов, Растопчин и другие), чьи черты установлены навеки. Это - непреходящее... Это великое произведение великого писателя, - и это подлинная Россия. (200 слов.)

(И. С. Тургенев.)


Уроки 22-23

Тема: Изложение публицистического стиля с элементами сочинения на морально-этическую тему

Цель урока: Формирование навыков культуры речи; проверка орфографической и пунктуационной грамотности.

Ход урока

I.        Сообщение учителем темы и цели урока, ее мотивация

  1. Сообщения учащихся об академике Д. С. Лихачеве, о его письмах, адресованных молодому поколению
  2. Чтение учителем текста

  1. Беседа по содержанию (если есть необходимость).
  2. Работа над композицией и планом изложения.
  3. Повторное чтение текста.

IV.        Написание изложения публицистического стиля с элементами сочинения

Задание. Озаглавить текст, при написании изложения использовать любой жанр. В заключение работы выразить свое отношение к проблеме, поднятой автором.

Самое большое

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором - ненависть ко всем другим. Большая цель добра начинается с малого - с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками - как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой.

Мудрость - это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты -хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому и хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: «Большое в малом», «Молодость - всегда», «Самое большое»? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счете верность есть верность правде - правде-истине и правде-справедливости.  (Д. С. Лихачев.)


Уроки 27-28

Контрольное изложение по тексту художественного стиля

Цель урока:

Формирование навыков культуры речи; проверка орфографической и пунктуационной грамотности.

Ход урока

I. Сообщение учителем темы и целей урока

Учитель читает текст изложения, если есть такая необходимость, проводит беседу по содержанию:

  1. Определение темы и основной мысли изложения, стиля и типа речи.
  2. Работа над композицией и планом изложения.
  3. Повторное чтение текста.

1 В подготовке к уроку использованы материалы из журнала РЯШ, № 5, 1999. Лингвистический анализ стихотворения А. Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени...»

II. Написание изложения художественного стиля

Работа над ошибками проводится рассосредоточенно на двух-трех по» следующих уроках.

Каравай заварного хлеба

Шла война, на которую мы, шестнадцатилетние и семнадцатилетние мальчишки, пока еще не попали. По студенческим хлебным карточкам нам давали четыреста граммов хлеба, который мы съедали за один раз. Наверное, мы еще росли, если нам так хотелось есть каждый час, каждую минуту и каждую секунду.

На базаре буханка хлеба стоила девяносто рублей, это примерно наша месячная стипендия. Молоко было двадцать рублей бутылка, а сливочное масло - шестьсот рублей килограмм. Да его и не было на базаре, сливочного масла, оно стояло только в воображении каждого человека, как некое волшебное вещество, недосягаемое, недоступное, возможное лишь в романтических книжках.

К празднику Конституции присоединилось воскресенье, и получилось два выходных дня. Тут-то я и объявил своим ребятам, что пойду к себе в деревню и уж не знаю, удастся ли принести мне ветчины или сметаны, но черный хлеб гарантирую. Ребята попытались отговорить меня: далеко, сорок пять километров, транспорт (время военное) никакой не ходит, на улице стужа, и как бы не случилось метели.

...Пока я шел по шоссе, автомобили догоняли меня. Но все они везли в сторону Москвы либо солдат, либо ящики (наверное, с оружием) и на поднятые руки не обращали никакого внимания.

Когда настала пора сворачивать с шоссе на обыкновенную дорогу, начало темнеть. Назад страшно и оглянуться - такая низкая и тяжелая чернота зимнего неба нависла над всей землей.

Меня догнал человек. Он идет всего лишь до Бабаева. Скоро он будет дома, а мне после него еще идти двадцать километров.

Я почувствовал, что желудок мой совершенно пуст, и для того, чтобы дойти до дому, я обязательно должен что-нибудь съесть, хотя бы жесткую хлебную корку со стаканом воды.

Тут у меня в голове засела мысль, что надо будет у этого мужика, когда он дойдет до своего дома, попросить кусок хлеба, может, даст. А может, попроситься ночевать? Когда дошли до его деревни, он свернул с дороги на тропинку вдоль домов и сказал мне, дотронувшись до башлыка:

- Ну, бывай здоров! Не падай духом, ничего... Может быть, на полсекунды опередил он меня со своим прощанием. Неприятная липкая испарина выступила по всему телу, и, словно бы вместе с ней, ушли, испарились последние силенки. Ноги сделались как из ваты, под ложечкой ощутилась некая пустота, и безразличие овладело мной. Скорей всего спасло меня то, что не на что было присесть.

То, что мне не дойти, было ясно. Но в то же время (может быть, единственно от молодости) не верилось, что я в конце концов здесь погибну. Не может быть, ну, не может быть, что я здесь погибну!

Случилось именно самое невероятное, самое чудесное и волшебное. По застарелой колее пробирался настоящий автомобиль. Полуторка не ехала, а ползла. Кое-как я нашарил ногой железный выступ пониже кузова, кое-как перевалился через высокий борт и мешком упал на дно.

Застарелая колея, по которой пробирался автомобиль, проходила в четырех километрах от моего дома. Значит, мне надо было уследить момент, выбрать самую близкую к дому точку дороги, чтобы выпрыгнуть из кузова и идти дальше. Но как только я лег на дно кузова, как почувствовал, что не нужно больше переступать ногами и вообще двигаться, так и задремал. Очнулся же от толчка. Перевалившись через задний борт, я отпустил руки и упал в снег. Приглядевшись к незнакомой деревне, я понял, что грузовик либо увез меня дальше, чем мне было нужно, либо куда-нибудь в сторону. Понадобилось некоторое время, чтобы собраться с духом и окончательно утвердиться в мысли, что к кому-то стучать придется неизбежно.

Сначала я постучал в дверь на крыльце, потом, осмелев, потюкал ноготком по морозному стеклу окна. Впустили не сразу, с опасениями.

Утром я добрался до родительского дома. Мать испекла мне большой круглый каравай заварного хлеба. Ночевав дома одну ночь, положив драгоценный каравай в заплечный мешок, я отправился во Владимир к своим друзьям по студеному, голодному общежитию.

(По В. Солоухину.)


Литература

Для учащихся:

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. - М.: Просвещение, 20

Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. ЕГЭ 2015. Русский язык. Типовые тестовые задания / И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева. – М. : Издательство «Экзамен», 2015. – 112 с. (Серия «ЕГЭ. ОФЦ. Типовые тестовые задания»)

Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2015. Книга 1 : учебно-методическое пособие / Н.А.Сенина. – Ростов н/Д : Легион, 2014. – 448 с. – (Готовимся к ЕГЭ.)

Для учителя:

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. - М.: Просвещение, 20

Золотарёва И.В., Дмитриева Л.Г. Поурочные разработки по русскому языку к УМК А.И.Власенкова. 11 класс. – М.: ВАКО, 2010. – 399 с. – (В помощь школьному учителю).

Русский язык. Теория. 5-9 кл. :  учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – 19-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010. – 319, [1] с.

Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. ЕГЭ 2015. Русский язык. Типовые тестовые задания / И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева. – М. : Издательство «Экзамен», 2015. – 112 с. (Серия «ЕГЭ. ОФЦ. Типовые тестовые задания»)

Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2015. Книга 1 : учебно-методическое пособие / Н.А.Сенина. – Ростов н/Д : Легион, 2014. – 448 с. – (Готовимся к ЕГЭ.)

Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2015. Книга 2 : учебно-методическое пособие / Под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов н/Д : Легион, 2014. – 368 с. – (Готовимся к ЕГЭ.)

Сенина Н.А. Русский язык. 10-11 классы. Тематический тренинг. Модели сочинений. Подготовка к ЕГЭ : учебное пособие / Н.А.Сенина. – Изд. 6-е, испр. – Ростов н/Д : Легион, 2014. – 334 с. – (Готовимся к ЕГЭ.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....