Рабочая программа по русскому языку, 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Панфилова Ольга Владимировна

Рабочая программа по русскому языку, 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_9_klass.docx77.66 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЕРШОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВАСИЛИЯ ФАБРИЧНОВА

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени

 Героя Советского Союза Василия Фабричнова

____________________         Т.В. Гарькавая

Приказ № 514 от  «29»_августа_2014г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы по УВР

О.В.Панфилова

«_29_»_августа__2014г.

        

РАССМОТРЕНО

На ШМО учителей филологии

Протокол заседания методического

объединения учителей

Русского языка и литературы

От «28» августа_2014г.    

Руководитель ШМО

_________________С.К. Алпатова

Протокол №1_ от «28»_августа_2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

Учитель: Панфилова Ольга Владимировна

Классы: 9Б

2014-2015 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе:

  1. Федерального Закона 0т 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  3. Регионального базисного учебного плана на 2014-2015 учебный год (приказ МО МО №3086 от 04.07.2014г. «Об утверждении регионального базисного плана для государственных образовательных организаций Московской области, реализующих образовательные программы основного общего образования на 2014-2015 учебный год».
  4. Учебного плана для 7-9 классов МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова на 2014-2015 учебный год.
  5. Авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык» под редакцией Ладыженской, М. Просвещение, 2012
  6. Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2014-2015 учебный год (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №253 от 31.03.2014г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).
  7. Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
  8. Образовательной программы МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова.

Русский язык — язык русского народа. Он служит ему средством:

  • общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве);
  • хранения и передачи информации;
  • связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.

Русский язык — один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.

Русский язык в современном мире — один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.

Свободное владение русским языком — обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.

Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях — территориальных, профессиональных.

Программа содержит:

  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
  • сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся — овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов. Успех обеспечен в том случае, если учитель, принимая во внимание особенности местного говора, будет систематически следить за правильностью речи учащихся, приучать школьников к сознательному анализу своей речи и речи товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам.

Второе направление — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Словарь учащихся пополняется при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе. Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе — развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками.

Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

Третье направление в развитии речи учащихся — формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

На уроках русского языка уделяется внимание совершенствованию связной устной речи учащихся: учебно-научной и публичной (ораторской) на основе знакомства с основными видами бытового, общественно-политического и академического красноречия.

Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся — предупреждение и устранение различных языковых ошибок.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение). Очень важно добиться, чтобы каждый связный текст не был прочитан монотонно, невыразительно.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний о лингвистике как науке; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Одно из основных направлений преподавания русского языка — организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении и т. д.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля.

Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Изучая с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике.

Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Запоминание требует обязательной зрительной опоры и целенаправленной тренировки. В словарно-лексической работе используются особые приёмы: тематическое объединение слов в особые лексические группы, составление с данными словами словосочетаний, предложений, включение их в самостоятельные работы, составление с ними гнёзд однокоренных слов, ведение индивидуальных словариков, обращение к этимологии слов, работа с орфографическими и толковыми словарями, использование словарных диктантов. Эти и другие виды упражнений способствуют прочному усвоению словаря-минимума, необходимого для грамотного человека.

Важно обеспечить закрепление орфографических и пунктуационных навыков при изучении всех без исключения разделов и тем школьного курса русского языка, тем самым создавая непрерывность в совершенствовании навыков правописания. Для работы по формированию умений и навыков отводится большая часть времени, предназначенного для изучения предмета.

Особую важность приобретает контроль учителя за классными и домашними работами учащихся. Тщательный анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и особенно контрольных работ, используется для определения направления дальнейшей работы учителя по формированию и коррекции умений и навыков школьников.

Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Постепенно переходя от справочного аппарата учебника к специально созданным для школы словарям и справочникам, учитель вырабатывает у учащихся привычку обращаться к этим пособиям в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.

Материал школьного курса русского языка по классам располагается следующим образом: в 5, 6 и 7 классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения в 8 и 9 классах. Однако первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в 5 классе. Это позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению систематического курса синтаксиса в 8—9 классах.

Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа. Например, темы «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» даются в 5 и 6 классах, сведения по стилистике и речеведению — в 5, 6 и 9 классах.

Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам.

В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке. Эти уроки дают учителю большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению. Знания, полученные на этих уроках, обобщаются и систематизируются в разделе «Общие сведения о языке», которым заканчивается школьный курс русского языка в 9 классе.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и конце года в каждом классе выделяются специальные часы. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

В программе специально выделены часы на развитие связной речи — пятая часть всего учебного времени, указанного для данного класса. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды работы над текстом — пропорционально распределяются среди грамматического материала. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

В конце программы каждого класса в специальном разделе перечислены основные умения и навыки, которые формируются в процессе изучения сведений о языке и речи.

В программе указан годовой объём учебного времени по каждому классу, а также распределение количества часов по темам программы. Преподаватель, учитывая значимость материала для формирования навыков грамотной письменной и устной речи, а также подготовленность учащихся и условия работы с данным классом, в указанное распределение может вносить свои коррективы.

Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все учащиеся общеобразовательной школы. Учитель должен реализовать её выполнение. Вместе с тем ему предоставляется право по своему усмотрению использовать пятую часть времени, не ослабляя, однако, изучение базовых знаний и работу по формированию умений и навыков. Для этого преподаватель располагает следующими возможностями: давать учащимся сходные и сложные темы обобщённо (в виде блоков); по-своему использовать материал повторения пройденного; увеличивать (за счёт повторения пройденного в сильных классах) количество работ по развитию связной речи.

Разные коллективы учащихся по-разному подготовлены к восприятию нового. Учитывая реальный объём знаний школьников и уровень владения умениями, а также значимость материала для их формирования, учитель сам распределяет время на программные темы того или иного класса.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме 735 ч. В том числе: в 5 классе — 175 ч, в 6 классе — 210 ч, в 7 классе — 140 ч, в 8 классе — 105 ч,  в 9 классе — 105 ч. В учебном плане нашей школы обучение русскому языку в 9 классе составляет 3 недельных часа.

Примерная программа по русскому (родному) языку для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 661 ч. Вариативная часть программы составляет 74 ч и формируется авторами рабочих программ.

В связи с тем, что авторская программа Т.А. Ладыженской рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) (Примерная программа по русскому языку носит рекомендательный характер), а базисный учебный план МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова школы предполагает 102 часа (3 часа в неделю), но в связи с проведением государственной итоговой аттестации за курс основной школы, графиком триместровой системы обучения и сроками проведения государственной итоговой аттестации составлена рабочая программа, рассчитанная на 33 учебные недели. Таким образом, реализация учебного предмета рассчитана на 3 часа в неделю, 99 часов в год.  

Перераспределение учебного материала произошло внутри разделов следующим образом:

Название раздела

Количество часов в авторской программе

Количество часов в рабочей программе

Р.Р.

К. Р.

Международное значение русского языка.

1 ч.

1 ч.

Повторение пройденного в V-VIII  классах.

5 ч.

9 ч.

2

1

Сложное предложение.

1 ч.

3 ч.

2

Сложносочиненные предложения.

3 ч.

7 ч.

2

1

Сложноподчиненные предложения.

19 ч.

32 ч.

7

1

Бессоюзные сложные предложения .

6 ч.

9 ч.

4

1

Сложные предложения с разными видами связи.

5ч.

7 ч.

2

1

Общие сведения о языке.

3 ч.

3 ч.

Систематизация изученного по фонетике, грамматике и правописанию, культуре речи.

4 ч.

8 ч.

1

1

ИТОГО:

68

99

20

6

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1)        владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт- диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • владение различными видами монолога и диалога;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
  • способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  4. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-де- лового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  7. проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ.

В современной дидактической системе целями контроля обучения предусматривается не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, интеллектуальные, трудовые, художественные умения. Содержание контроля обучения строится в основном как предметное, хотя имеются интегративные курсы.

Методы устного контроля – это беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологической карты, схемы и т.д.
Основу устного контроля составляет монологический ответ учащегося (в итоговом контроле это более полное, системное изложение) или вопросно-ответная форма – беседа, в которой учитель ставит вопросы и ожидает ответа учащегося.

Письменный контроль (контрольная работа, изложение, сочинение, диктант, реферат) обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика. В письменной работе ученику необходимо показать и теоретические знания и умения применять их для решения конкретных задач, проблем, кроме того, выявляется степень владения письменной речью, умение логично, адекватно проблеме выстраивать, составлять свой текст и излагать его, давать оценку произведению, эксперименту, проблеме.

Существует множество разных форм и методов проверки результатов учебной деятельности школьников, которые должны выполнять основные принципы контроля: целенаправленность, систематичность, объективность.
Различают следующие виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Чтобы контроль знаний сделать для учащихся интересным используют разные формы опроса: индивидуальный, групповой, коллективный.

В своей деятельности я применяю следующие способы проверки знаний и умений:

Контрольная работа, тестирование, диктант, графический диктант, самостоятельная работа, практическая работа, изложение, сочинение, комплексный анализ текста.
Итоговые контрольные работы являются способом проверки достигнутых знаний и навыков, обеспечивающих дальнейшее обучение русскому языку. Цель их проведения — государственная проверка выполнения требований школьной программы за истекший период работы (учебная четверть, год), получение объективных данных. Итоговые контрольные работы имеют особое значение для учета успеваемости каждого ученика. Они являются основными критериями оценки работы ученика и учителя.

В течение учебного года обычные контрольные работы (текущий учет навыков) проводятся по окончании изучения ключевых (крупных) тем. Итоговые контрольные работы проводятся пять раз в году. Ими являются: входная работа; работы за I, II, III учебные триместры; работа за год. Входная работа, которая проводится в самом начале учебного года, позволяет выявить, в какой мере утрачены знания, умения и навыки, полученные в предыдущем учебном году, за летний период. Контрольные работы за каждый учебный триместр и учебный год позволяют следить за формированием знаний, умений и навыков в течение всего учебного года. Годовая итоговая работа проводится в середине мая, т. е. за две недели до окончания учебного года.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Международное значение русского языка.
  2. Повторение пройденного в V – VIII классах.

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи.

Сложные предложения.

Союзные сложные предложения.

Сложносочиненные предложения.

  1. Сложносочиненное предложение и его особенности.  Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.  

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

  1. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
  2.     Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения.

  1.    Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

    Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

    Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

    Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

  1.      Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
  2.      Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистичекую тему.

    Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения.

  1.    Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

   Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразуюзая роль.

  1.    Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного  предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
  2.    Реферат небольшой статьи (фрагмента текста) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи.

  1.      Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
  2.      Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
  3.      Конспект статьи (фрагмента текста) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке.

     Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

     Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили, богатство, красота, выразительность русского языка.

   Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Систематизация изученного по фонетике,

лексике, грамматике и правописанию,

культуре речи.

   Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

  Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

  Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

  Тезисы. Статьи (глав книги) на лингвистическую тему.

   Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

   

                                                                                      ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛГИИ

Группа

педагогических технологий

Педагогическая

технология

Авторы

1

2

3

Традиционные технологии

Объяснительно-иллюстративные технологии обучения

В основе - дидактические принципы Я.А. Коменского

ПТ на основе личностной ориентации педагогического процесса

«Педагогика сотрудничества»

Педагоги-новаторы

Гуманно-личностная технология

Ш.А. Амонашвили

Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Проблемное обучение

Дж. Дьюи

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

В.Ф. Шаталов

Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении

С.Н. Лысенкова

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов

В.В. Фирсов

Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения детей по интересам.

И.Н. Закатова

Технология индивидуализации обучения

И.Э. Унт, А.С. Границкая,

В.Д. Шадриков

Коллективный способ обучения

А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко

Групповые технологии

-

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

-

Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности

И.П. Волков, И.П. Иванов, Г.С. Альтшуллер

Личностно ориентированное развивающее обучение

И.С. Якиманская

Технология саморазвивающего обучения

Г.К. Селевко

Требования к уровню подготовки учащихся по русскому языку за курс 9 класса

  1. Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновать свои ответы приводя нужные примеры.
  2. К концу IX класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

- составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

- определять стиль и тип текста;

- соблюдать все основные нормы литературного языка.

    П о   п у н к т у а ц и и. находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V – IX классах пунктуационными правилами, находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

   П о  о р ф о г р а ф и и. находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов. Правильно писать изученные в V – IX классах слова с непроверяемыми орфограммами.

   П о  с в я з н о й  р е ч и. определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную  тему по одному источнику. Создавать тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

Материально-техническое обеспечение.

Компьютер

Интерактивная доска

Многофункциональное устройство

ЭОР

Интернет-ресурсы

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Тип урока

Дата по плану

Дата проведения

Международное значение русского языка. (1)

1

1

Международное значение русского языка

Комбинированный урок

01.09

Повторение изученного в 5-8 классах.(9+2р/р)

2

1

Устная и письменная речь. Монолог, диалог.

Урок развития речи

02.09

3

2

Стили литературного языка.

Урок развития речи

03.09

4

3

Простое предложение и его грамматическая основа.

Комбинированный урок

08.09

5

4

Простое предложение и его грамматическая основа.

Комбинированный урок

09.09

6

5

Предложение с обособленными членами.

Комбинированный урок

10.09

7

6

Предложение с обособленными членами.

Комбинированный урок

15.09

8

7

Предложение с обособленными членами.

Комбинированный урок

16.09

9

8

Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

Комбинированный урок

17.09

10

9

Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

Комбинированный урок

22.09

11

10

Тестирование по теме «Повторение»

Урок контроля

23.09

12

11

Анализ контрольной работы

24.09

Сложное предложение (3ч. +2р/р)

13

1

Понятие о сложном предложении

Урок предъявления нового материала

29.09

14

2

Основные виды сложных предложений

Комбинированный урок

30.09

15

3

Основные виды сложных предложений

Комбинированный урок

01.10

16

4

Способы сжатия изложения содержания текста.

Тезисы.

Урок развития речи

13.10

17

5

Конспект.

Урок развития речи

13.10

Сложносочиненное предложение (7ч. +2р/р)

18

1

Понятие о сложносочиненном предложении.

Урок предъявления нового материала

14.10

19

2

Смысловые отношения в ССП

Комбинированный урок

15.10

20

3

ССП с соединительными союзами.

Комбинированный урок

20.10

21

4

ССП с разделительными союзами.

       Комбинированный урок

21.10

22

5

ССП с противительными

союзами.

Р/Р

Рецензия.

Комбинированный урок 

Урок развития речи

22.10

23

6

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения

Комбинированный урок 

27.10

24

7

Повторение по теме «Сложносочиненное предложение»

Комбинированный урок 

28.10

25

8

Контрольная работа по теме «Сложносочинённые предложения»

Урок контроля

29.10

26

9

Р/Р

 Способы сжатия изложения содержания текста

Урок развития речи

03.11

Сложноподчиненное предложение (32ч. +7р/р)

27

1

Понятие о сложноподчиненном предложении.

Строение СПП.

Урок предъявления нового материала

05.11

28

2

Место придаточного предложения по отношению к главному

Комбинированный урок 

10.11

29

3

Место придаточного предложения по отношению к главному

Комбинированный урок 

11.11

30

4

Средства связи частей СПП, союзы и союзные слова.

Комбинированный урок 

12.11

31

5

Р/Р

Сочинение на лингвистическую тему.

Урок развития речи

24.11

32

6

Р/Р

Сочинение на лингвистическую тему.

Урок развития речи

25.11

33

7

Отличие подчинительных союзов от союзных слов.

Комбинированный урок 

26.11

34

8

Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.

Комбинированный урок 

01.12

35

9

Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.

Комбинированный урок 

02.12

36

10

Р/Р Сжатое изложение.

Урок развития речи

03.12

37

11

Основные группы CПП по их значению.

CПП с придаточными определительными

Комбинированный урок 

08.12

38

12

CПП с придаточными определительными

Комбинированный урок 

09.12

39

13

СПП с придаточными изъяснительными.

Комбинированный урок 

10.12

40

14

СПП с придаточными изъяснительными.

Комбинированный урок 

15.12

41

15

Р/Р обучение сжатому изложению

Урок развития речи

16.12

42

16

СПП с придаточными обстоятельственными

Комбинированный урок 

17.12

43

17

СПП с придаточными образа действия и степени

Комбинированный урок 

22.12

44

18

CПП с придаточными места и времени

Комбинированный урок 

23.12

45

19

CПП с придаточными места и времени

Комбинированный урок 

24.12

46

20

CПП  с придаточными условия и причины

Комбинированный урок 

05.01

47

21

CПП  с придаточными условия и причины

Комбинированный урок 

06.01

48

22

CПП  с придаточными уступки

Комбинированный урок

12.01

49

24

CПП  с придаточными цели

Комбинированный урок

13.01

50

25

СПП с придаточными сравнения.

Комбинированный урок

14.01

51

26

СПП с придаточными сравнения.

Комбинированный урок

19.01

53

27

Р/Р

Сочинение-рассуждение в формате ОГЭ.

Урок развития речи

20.01

54

28

CПП с придаточными  следствия и придаточными присоединительными

Комбинированный урок

21.01.

55

29

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Комбинированный урок

26.01

56

30

Виды подчинительной связи.

Комбинированный урок

27.01

57

31

Однородное и неоднородное подчинение придаточных.

Комбинированный урок

28.01

58

32

Последовательное подчинение придаточных.

Комбинированный урок

02.02

59

33

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.

Комбинированный урок

03.02

60

34

Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.

Комбинированный урок

04.02

61

35

Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения»

Урок обобщения и повторения

09.02

62

36

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение»

Урок контроля

10.02

63

37

 Анализ контрольной работы

11.02

64

38

Р/Р

Рецензия на книгу Структура текста

Урок развития речи

24.02

65

39

Р/Р

Рецензия на прочитанную книгу

Урок развития речи

25.03

Бессоюзное сложное предложение (9ч+4р/р)

66

1

Понятие о бессоюзном сложном предложении

Урок предъявления нового материала

02.03

67

2

БСП со значением перечисления

Комбинированный урок

03.03

68

3

Бессоюзное сложное предложение со значением причины и пояснения, дополнения.

Комбинированный урок

04.03

69

4

Бессоюзное сложное предложение со значением причины и пояснения, дополнения.

Комбинированный урок

09.03

70

5

Р/Р

Деловые бумаги

Урок развития речи

10.03

71

6

Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени или условия и следствия.

Комбинированный урок

11.03

72

7

Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени или условия и следствия.

Комбинированный урок

16.03

73

8

Р/Р

Реферат

Урок развития речи.

17.03

74

9

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП

Комбинированный урок

18.03

75

10

Урок повторения и закрепления по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Урок обобщения и повторения

23.03

76

11

Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Урок контроля

31.04

77

12

Р/Р

Сочинение-рассуждение по исходному тексту

Урок развития речи.

01.04

78

13

Р/Р

Сочинение-рассуждение по исходному тексту

Урок развития речи.

13.04

Сложные предложения с разными видами связи. (7+2р/р)

79

1

Сложные предложения с различными видами связи

Урок предъявления нового материала

14.04

80

2

Сложные предложения с различными видами связи.

Комбинированный урок

15.04

81

3

Сложные предложения с различными видами связи.

Комбинированный урок

17.04

82

4

Р/Р

Сочинение-рассуждение.

Урок развития речи.

20.04

83

5

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с разными видами связи

Комбинированный урок

22.04

84

6

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с разными видами связи

Комбинированный урок

24.04

85

7

Р/Р

Публичная речь

Урок развития речи.

27.04

86

8

Повторение по теме «Сложные предложения с разными видами связи»

Урок повторения и обобщения

29.04

87

9

Контрольная работа по теме «Сложные предложения с различными видами связи»

Урок контроля

04.05

Общие сведения о языке (3ч)

88

1

Роль языка в жизни общества.

Комбинированный урок

05.05

89

2

Язык как  исторически развивающееся явление

Комбинированный урок

06.05

90

3

Русский литературный язык и его стили

Комбинированный урок

11.05

Повторение и систематизация изученного в V-IX классах (8+1)

91

1

Фонетика и графика

Комбинированный урок

12.05

92

2

Лексика и фразеология

Комбинированный урок

13.05

93

3

Морфемика. Словообразование

Комбинированный урок

13.05

94

4

Морфология.

Синтаксис.

Комбинированный урок

18.05

95

5

Орфография. Пунктуация.

Комбинированный урок

18.05

96

6

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса

Урок контроля

19.05

97

7

Анализ контрольной работы

20.05

98

8

Р/Р

Сочинение-рассуждение.

Урок развития речи

20.05

99

9

Обобщающее повторение.

Урок повторения и обобщения

25.05

                                                                                                                                                                                            Итого: 99 ч.


 Литература:

  1. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразоват. организаций / [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.
  3. Егорова Н.В., Горшкова В.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. – М: ВАКО, 2015.
  4. Сборник тестовых заданий для тематического и обобщающего контроля. Русский язык. 9 класс/ В.И. Капинос, Л.И.Пучкова, А.О. Татур – М.: «Интеллект-Центр», 2009.
  5. Баранова М.М. Русский язык: Полный справочник для подготовки к ГИА/ М.М. Баранова. – М.: АСТ: Асирель; Владимир: ВКТ, 2011.
  6. Кулаева Л.М. Диктанты по русскрму языку: 9класс / Л.М. Кулаева,  Е.В. Петрова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
  7. Львова С.И. ГИА 2011. Русский язык: сборник заданий: 9 класс / С.И. Львова. – М.: Эксмо, 2010.

      Справочная литература:

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры; 2-е изд., испр. и доп.. – М.: АЗЪ,1995.
  2. Учебный словарь синонимов русского языка/ Авт. В.И. Зимин, Л.П. Александрова и др. – М: школа-пресс, 1994.
  3. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов: ок.1500 слов. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.

Интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....