Урок русского языка в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Конспект урока русского языка в 6 классе" Текстоведение (Составление проекта классной стенгазеты)" по УМК С.И.Львовой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе. Учитель русского языка  и литературы МОУ «Лямбирская СОШ №2» Нугаева Э. К.

Текстоведение (Составление проекта классной стенгазеты)

        Цели урока: повторить известные шестиклассникам сведения о тексте; учить использовать полученные знания на практике в ходе составления проекта классной стенгазеты. 

Цель: 

  • Социализация учащихся в социально значимой и одобряемой деятельности, развитие информационно-коммуникативной и социальной компетентностей.

Предметные: 

  • формирование навыков проектирования у учащихся;
  • совершенствование коммуникативных умений и навыков;
  • формирование ИКТ-компетентности;
  • развитие навыков и умений ориентации в информационном пространстве, презентации результатов.

Личностные: 

  • формирование основных мировоззренческих идей;
  • воспитание интереса к изучаемому предмету через нестандартные формы работы;
  • формирование умения осуществлять самоконтроль хода и результата учебно-практической деятельности.

Метапредметные: 

  • формирование познавательного интереса учащихся;
  • развитие навыков самоопределения собственной ролевой функции;
  • обеспечение общего кругозора и связи изучаемого с явлениями и процессами реального мира;
  • развитие навыков работы в нестандартных учебных ситуациях;
  • формирование умения планирования хода учебной деятельности;
  • развитие навыков анализа;
  • развитие творческих способностей;
  • формирование умения высказывать и обосновывать свою точку зрения.

I. Актуализация  знаний.

- Каждый день вы приходите в школу за знаниями, иногда жалуетесь, что задают много уроков. А ещё Ярослав Мудрый  (великий князь киевский) писал: «Велика ведь бывает польза от учения книжного…» (Слайд 1) Какую пользу можно извлечь из ученья книжного, мы попытаемся выяснить на сегодняшнем уроке.

1. Повторение признаков текста.

На слайде даны предложения упражнения 511 (2) (Слайд 2)

- Прочитайте записанные на доске предложения. Являются они текстом?           -  Предложения не являются текстом.                                                                         -  Докажите свою мысль. Что мы называем текстом?                                    - Текст – связное высказывание на определенную тему. У текста есть основные признаки: - единство темы; - наличие основной темы; - смысловая законченность; - логическая связь частей; - смысловая и грамматическая связь предложений; стилевое единство. Текст можно озаглавить. Данные предложения указанными признаками не обладают.

(В тетрадях записывается  число)

2. Задание:  попробуйте составить текст из данных предложений.   

- Я видел ежа на дачном участке. Ежик – колючий зверек, он умеет постоять за себя. Я угостил ежа молоком, и он жадно все выпил. Потом  осторожно взял ежика и понес его в глубину леса.

3. Повторение стилей речи  и типов текста.

- Ребята, составление текста  –  одна из самых трудных задач для любого школьника. Учиться  работать с текстом нам помогает  специальная  наука, которая изучает особенности содержания, построения, языковые средства связи предложений в тексте. Напомните ее название.

- Текстоведение. (Слайд 3)

- Так будет звучать и тема нашего урока. Запишите  её.

- Русский язык люди используют для различных целей: выразить житейскую просьбу, сложную научную мысль, важный государственный закон, написать стихотворение, газетную статью, судебный протокол, выступить на собрании, успокоить друга. В зависимости от целей, которые решаются в процессе общения, выделяются функциональные разновидности русского языка.  (Слайд 4) Кроме того, в зависимости от цели и содержания речи  выделяются  типы текстов. ( Слайд 5) К этим понятиям в ходе работы мы вернемся.

I I.  Составление  проекта классной стенгазеты.

- В прошлом году  несколько учащихся класса были членами редколлегии  школьной антинаркотической газеты, и  вы все тоже хотели попробовать свои силы, но знаний было еще недостаточно. Сегодня я предлагаю вам создать проект будущей классной стенгазеты по итогам 1 четверти. Как  вы думаете, почему, говоря о тексте, выбор пал на  газету?

- В ней встречаются тексты разных видов.  

- Каждый  текст, как вы сказали, можно озаглавить. Каким может быть заглавие текста? 

- Может отражать тему или основную мысль.

- Газете тоже нужно подобрать  название. Свои предложения обосновывайте. ( Слайд 6)                                                     

- Нам следует придумать различные разделы, рубрики, где бы мы смогли использовать тексты разных  стилей и типов, используя для этого возможности нашего УМК.

1. Начнем с разговорного стиля.                                                                              - Что вы знаете об этом функциональном стиле?                                                  - Тексты  каких рубрик  могут быть написаны разговорным стилем?

- Можно поместить « Колючку», материала для которой всегда много в любом классе. 

- Можно разместить отрывки из «лучших» ученических сочинений или использовать материалы учебника, где даются сочинения ребят с различными ошибками.   ( Слайд 7)

 Задание: Какие нормы речи нарушены в представленных на слайде предложениях? Запишите исправленные варианты.

2.  Каково назначение научного стиля?                                                                      -  Придумайте названия  рубрик, в которых могут быть  представлены тексты научного стиля. 

- В учебнике есть упражнения «На уроке…» Такую рубрику можно поместить в стенгазете.

- В приложении к нашему учебнику (Часть 3) есть 7 видов словарей, словарные статьи из них можно использовать для рубрик «Пишите правильно», «Говорите правильно», «Это интересно знать».

- Можно помещать различные памятки, которые также представлены в 3 части учебник

- Какие образные выражения мы встретили в упражнениях 121, 126? Как  называются такие выражения? Работая с 112 упражнением, вы хотели узнать значение фразы яко тать в нощи. Интересна ли в стенгазете словарная статья « Из истории слов…» ? Материалы  каких  словарей можно использовать?

- Этимологического, фразеологического или словаря крылатых выражений.

( Слайд 8)  

3.  Расскажите, что вы знаете об официально- деловом  стиле.

- Какой документ вы научились составлять в 6 классе?

- Заявление. (Упр.  ) 

- Запомните, все документы составляются в строгом соответствии стандартам. 

- Какие  рубрики нашей стенгазеты могут содержать тексты официально- делового стиля? 

- Это может быть статья о классных делах, например, о результатах 1 четверти. (Слайд 10)

- Такой материал называется аналитическим. Какое место должна занять эта статья?

-  Она будет главной в газете.

Задание: выпишите в тетрадь языковые средства, доказывающие, что данный текст  официально- делового стиля.

- Какой еще документ можно разместить в стенгазете?

- Объявление.

- Составьте объявление о ближайшем культурном событии в классе.

4.  Расскажите о публицистическом (слово публицистический образовано от латинского слова «publicus», что значит «общественный, государственный») стиле.

- Газета – издание СМИ, в ней все является публицистикой. Остановимся на одном жанре – интервью, с которым вы познакомились в 6 классе. Как строится  интервью? Кто в нем участвует?

 Итак, какие интервью можно поместить в  классной газете? 

- Интервью с отличником, со старостой класса, директором школы, с выпускниками…»  (Слайд 11)  

- (Слайд 12)  Задание: составьте схему диалога, доказывающую, что это интервью.

5.  В чем особенность художественного  стиля?

-  Совмещаются тексты разных типов и стилей.

 - С текстами каких типов мы работаем при написании различных творческих работ? 

 - С повествованием при написании подробных и сжатых изложений; описанием при описании картин, рассуждением при написании сочинений- миниатюр и составлении устных высказываний.

- Какие рубрики могут содержать тексты художественного стиля?

- В учебнике есть упражнения «Пишем творческую работу», наиболее удачные работы как образец подойдут для газеты. »  (Слайд 13)  

- Возможна рубрика «Проба пера»  (Слайд 14)  

(На доске нарисован макет будущей стенгазеты, и все предложенные рубрики учащиеся в ходе работы укрепляют разноцветными магнитиками сообразно своему представлению об их месте.)                                                       

III. Подведение итогов.

Итак, рабочие материалы готовы, дело за оформителями.

IV. Рефлексия. 

Ребята, нашли вы для себя ответ на вопрос: «Какую пользу можно извлечь из  ученья книжного? (Слайд 15)  

- Если научиться полученные знания применять на практике, получаешь удовольствие от сделанной работы и учиться становится  интересно.   Самая первая польза – можно учиться на одни пятерки, как мечтает каждый ученик!                                    

V. Домашнее задание: придумайте рубрики для семейной газеты, газеты кружка по интересам, спортивной секции, в которой вы занимаетесь. Постарайтесь, чтобы были представлены тексты разных стилей и типов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...