Рабочая программа по русскому языку. 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus_9_ispravleno.doc219.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 Пояснительная записка

1. Рабочая программа по русскому языку для 9  класса разработана на основе программы по русскому языку для 5 – 9  классов Общеобразовательных учреждений под редакцией М. Т. Баранова – М.: Просвещение, 2011 г.   Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

Рабочая программа соответствует Программе, утвержденной Министерством образования и науки РФ, под редакцией М, Т, Баранова – М.: Просвещение, 2011 г.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского языка в 9  классе 2  часа  в неделю, что составляет 70 часов в год.

2. Общая характеристика предмета

Учебный предмет «русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е он дает учащимся знания о родном языке и  формирует у них языковые и речевые умения.

При изучении данного предмета стимулируется общее речевое развитие школьников, развивается их коммуникативная культура; формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе общения на уроке, чтения и обсуждения текстов; вырабатывается дружелюбное отношение и толерантность к представителям других сторон и их культуре.

3. Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладения культурой межнационального общения;
  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой культуре, орфографической и пунктуационной грамотности.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенции.

4. Описание места учебного предмета русский язык в учебном плане школы:

Курс русского языка рассчитан на 70 часов. В 9 классе на изучение курса отводится 2 часа в неделю, 35 учебных недель.    

 

5.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета       В основе построения курса лежат следующие принципы: принцип интеграции; принцип поступательности – постепенность,  последовательность и перспективность обучения.

При изучении данного предмета стимулируется общее речевое  развитие школьников, развивается их коммуникативная культура; формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе общения на уроке, чтения и обсуждения текстов; вырабатывается дружественное отношения и толерантность к представителям других стран   и их культуре.

6.Результаты изучения курса  

 Программа обеспечивает достижение выпускниками (основного общего образования) следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  6. Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности,  на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  8. Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
  9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
  10. Формирование установки на  безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели  и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  3. Использование знаково-символических средств представления информации.
  4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  9. Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение6 окружающих.
  10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредствам учета интересов сторон и сотрудничества.
  11. Овладение   сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений  в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»
  12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  13. Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета  «Русский язык»
  14. Формирование умения составлять план, тезисы, конспект художественного, научно-популярного, публицистического текста, устного сообщения, делать необходимые выписки.

Предметные результаты:

Программа направлена на формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения.

1. Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

2. Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.

3. Овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета.

4. Освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования.

5. Развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты.

6. Обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств.

7. Совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности.

8. Формирование умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка.

9.  Воспитание стремления к речевому самосовершенствованию.

   10.Овладение образовательным минимумом знаний о фонетической, лексической и грамматической системах    русского языка, о тексте и стилях речи.

    11. Овладение  читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров.

12.Формирования умения передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном, - в устной и письменной формах.

13. Овладение  орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью.

14. Формирование умения производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста.

  1. Содержание тем учебного курса:

     Основное содержание курса представлено следующими   разделами:

Общие сведения о язык( 3 часа)

Международное значение русского языка. Понятие о литературном языке. Основные требования к уровню подготовки учащихся в 9 классе.

Повторение изученного в 5 – 8 классах( 7 часов)

Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Развитие речи.  Стили речи. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями. Развитие речи. Изложение с продолжением.

Сложное предложение (3часа)

Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений. Союзные и бессоюзные предложения.

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.

Сложносочиненное предложение (8 часов)

Сложносочиненное предложение с соединительными, разделительными и противительными союзами. Знаки препинания при нем. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения с общим второстепенным членом. Синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненного предложения. Контрольный диктант. Развитие речи. Сочинение – рецензия на литературное произведение.

Сложноподчиненные предложения (5 часов)

Понятие о сложноподчиненном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. Развитие речи. Изложение с элементами сочинения.

Основные группы сложноподчиненных предложений (21 час)

Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Речь. Сжатое изложение с элементами сочинения. Сложноподчиненные предложения  с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места. Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными Контрольный диктант и его анализ Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них Повторение и обобщение изученного по теме: «Сложноподчиненные предложения». Синтаксический и пунктуационный разборы сложноподчиненного предложения. Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения» Развитие речи. Сочинение «Что такое подвиг» Развитие речи. Подробное изложение текста «Сергей Иванович Ожегов.

Бессоюзное сложное предложение (8 часов)

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Запятая и точка с запятой в БСП.

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении Развитие речи.

Сочинение по картине Н. М. Ромадина «Село Хмелевка» Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.

Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Развитие речи. Изложение с элементами сочинения. СП с различными видами связи. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных  предложениях.

Предложения с различными видами связи( 10 часов)

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи Развитие речи. Подробное изложение текста. Публичная речь Научный и официально – деловой стили речи. Разговорный стиль речи Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная. Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании.

Повторение изученного в 5 – 9 классах (5 часов)

  1. Календарно-тематическое планирование

Раздел программы

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся

Тема урока

№ урока

Кол-во

часов

По плану

Общие сведения о языке.

Роль языка в мировом пространстве. Официальные и рабочие языки ООН. Место русского языка в мире по включению его в клуб мировых языков. Язык – важнейшее средство общения.

Знать:

почему русский язык является мировым языком, избираемым для широкого международного общения и сотрудничества.

Понимать:

общечеловеческую значимость всей культуры, созданной на  русском языке

Международное значение русского языка

1

3

1

Литературный язык как основа национального русского  языка, основа русской художественной культуры

Знать:

отличия литературного от языка художественной литературы.

Понимать:

что основой современного языка является литературный язык.

Развитие речи. Выборочное изложение с элементами сочинения

 « В.И.Даль»

2

1

Знать:

о роли русского языка как национального русского народа, основные признаки стилей, признаки текста, типов речи, основные единицы языка, нормы русского литературного языка, речевого этикета.

Уметь:

работать с текстом, писать изложения, сочинения, проводить анализ текста.

Понятие о литературном языке.

3

1

Повторение изученного в 5 – 8 классах.

Разновидности речевого общения, их особенности.

Знать:

Разновидности речевого общения.

Уметь: вести диалог, владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания, выразительной интонацией.

Устная и письменная речь.

Монолог, диалог.

Развитие речи.

Сочинение-миниатюра «Роль знаний в жизни человека»

4

1

Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов предложения; виды предложений по наличию главных членов:

Односоставные, двусоставные. Виды односоставных предложений; предложения с однородными членами и знаки препинания при них.

Знать:

Определения простого предложения, двусоставные, односоставные, определенно – личные, неопределенно – личные, безличные, назывные.

Уметь:

Производить полный синтаксический анализ простого предложения, давать характеристику, строить схему.

Простое предложение и его грамматическая основа.

5

1

Контрольный диктант

6

1

Обособленные второстепенные члены предложения.

Знать: определения второстепенных членов предложения.

Уметь: опознавать предложения с обособленными членами предложения, устанавливать смысловую и интонационную связь, использовать в речи.

Предложения с обособленными членами.

7

1

Языковые средства, характерные для каждого стиля. Жанры стилей. Сфера употребления стилей.

Знать:

названия стилей.

Уметь:

различать стили, определять их жанры, тему, основную мысль текста, тип, создавать собственное высказывание, учитывая выразительные средства каждого стиля речи.

Развитие речи.

 Стили речи.

Комплексный анализ текста.

8-9

2

Постановка знаков препинания в предложениях с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями.

Знать: определения предложений с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями.

Уметь: интонационно выразительно читать предложения, объяснять постановку знаков препинания.

Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями.

10

1

Сложное предложение

Сложное предложение как единица синтаксиса.

Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.  Основные средства связи между частями сложного                       предложения.

Знать:  классификацию сложных предложений, Уметь:  отличать простое предложение от сложного, различать ССП,   СПП, БСП, определять способы и средства связи. Строить схемы

Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений. Союзные и бессоюзные предложения.

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения

11

1

Пересказать текст, а затем написать свой о том, как вы встречаете осень в вашей местности. Любите ли вы это время года?

Знать: композиционные особенности форм сочинения.

Уметь: пересказывать текст, соблюдать нормы на письме.

Развитие речи. Изложение с продолжением

12-13

2

Сложносочиненное предложение. Культура речи.

Понятие о сложносочиненном предложении. Строение ССП, средства связи частей ССП, смысловые отношения между частями ССП.

Знать грамматические признаки ССП, его строение.

Уметь:  интонационно

оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, выявлять эти отношения, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы и конструировать предложения по схемам.

Понятие о сложносочинённом предложении

14

1

Роль соединительных, разделительных и противительных союзов в сложносочиненном предложении, знаки препинания в нем.

Знать:  основные группы ССП по значению и союзам.

 Уметь:

Определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения

Сложносочиненное предложение с соединительными, разделительными и противительными союзами. Знаки препинания при нем.

15

1

Знаки препинания в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом.

Знать:  основные группы ССП по значению и союзам;

Уметь: опознавать сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом,  производить синтаксический разбор предложений, объяснять отсутствие запятой, конструировать предложения

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения с общим второстепенным членом.

16

1

План синтаксического разбора сложносочиненного предложения. План пунктуационного разбора ССП

Знать: основные положения синтаксического и пунктуационного разбора ССП.

Уметь: производить синтаксический и пунктуационный разборы ССП, конструировать ССП разных видов, различать ССП и простые предложения с однородными членами

Синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненного предложения.

17

1

Сложносочиненное предложение и знаки препинания в нем. Комплексный анализ текста.

Уметь: производить синтаксический и пунктуационный разборы ССП, воспроизводить текст, воспринимаемый на слух под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Уметь объяснять ошибки, классифицировать, исправить их, привести примеры.

Контрольный диктант и его анализ. Работа над ошибками.

18,19

2

Пересказать текст, а затем написать свой

Знать:композиционные особенности форм сочинения.

Уметь: составлять план сочинения, передавать последовательность микротекстов, использовать выразительные средства языка, соблюдая нормы литературного языка.

Развитие речи. Изложение с элементами сочинения

20,21

2

Сложноподчиненные предложения

Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение ССП, средства связи его частей.

        

Знать: структуру СПП, средства связи его частей.

Уметь: определять место придаточного по отношению к главному, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы, объяснять их с помощью знаков препинания.

Понятие о сложноподчиненном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

22

1

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.

Знать: структуру СПП, средства связи его частей.

Уметь: различать союзы и союзные слова, определять границы придаточных предложений, грамотно ставить знаки препинания.

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.

23

1

Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

Знать: структуру СПП, средства связи его частей.

Уметь: опознавать указательные слова главной части СПП, выяснять синтаксическую функцию в главном предложении и роль в СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами, правильно ставить знаки препинания.

Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении

24

1

Изложение с элементами сочинения. Текст, заголовок, тема, основная мысль. План, изобразительно – выразительные средства.

Уметь: воспринимать текст на слух, воспроизводить услышанное. Соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, создавать небольшое сочинение, отражая проблему, аргументируя свое отношение к этой проблеме.

Развитие речи. Изложение с элементами сочинения.

 25,26

2

Основные группы сложноподчиненных предложений

Придаточные определительные содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении, отвечают на вопрос какой?

Знать: определения понятий.

Уметь: находить определительные придаточные по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова

Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

27

1

Придаточные изъяснительные относятся к членам главного предложения со значением речи, мысли, чувства или состояния, требующим обязательного распространения, изъяснения

Знать: определения придаточных изъяснительных.

Уметь: находить придаточные изъяснительные в тексте.

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

28

1

Изложение текста (сжато). Заголовок. Тема, основная мысль, средства выразительности

Знать: основные элементы композиции текста.

Уметь: выделять интонационно придаточные предложения

Речь. Сжатое изложение с элементами сочинения.

Зачёт

Контрольный диктант и его анализ

29

30

31,32

1

1

2

Обстоятельственные придаточные предложения имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды.

Знать: виды придаточных обстоятельственных.

Уметь: находить их в тексте, определять средства связи, расставлять знаки препинания

Сложноподчиненные предложения  с придаточными обстоятельственными.

33

1

СПП с придаточными времени указывает на время протекания действия и отвечает на вопросы когда? как долго? С каких пор? До каких пор? СПП с придаточными места указывает на места (пространство), где совершается то, о чем говорится в главном предложении и отвечает на вопросы где? Куда? Откуда?

Знать: определения придаточных времени и места.

Уметь: ставить вопросы к придаточным времени и места, определять их вид, расставлять знаки препинания в СПП с придаточными времени и места.

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места.

34

1

СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия имеют общее значение обусловленности.

Знать: определения придаточных причины, условия, уступки, цели, следствия.

Уметь: правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения, употреблять в речи.

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия.

35,36

2

Придаточное образа действия

Знать: определения придаточных.

Уметь: распознавать придаточные в тексте, грамотно ставить вопросы, знаки препинания.

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными

37

1

СПП с разными придаточными предложениями.

Знать: определения придаточных.

Уметь: выделять их в тексте, производить полный синтаксический разбор СПП

СПП с разными придаточными предложениями

38

1

СПП с несколькими придаточными, знаки препинания при них

Знать: классификацию СПП с несколькими придаточными.

Уметь: составлять схемы СПП с несколькими придаточными.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них.

39

40

41

3

Средства связи в СПП, виды придаточных предложений. Знаки препинания в СПП с разными видами придаточных.

Знать: определения ССП и СПП.

Уметь: определять значения придаточных, конструировать, грамотно расставлять знаки препинания

Повторение и обобщение изученного по теме: «Сложноподчиненные предложения». Синтаксический и пунктуационный разборы сложноподчиненного предложения.

42

1

Строение СПП, средства связи и в СПП, виды придаточных в СПП, знаки препинания в СПП

Знать: определения ССП и СПП.

Уметь: различать разные виды предложений, определять значения придаточных в СПП, грамотно расставлять знаки препинания.

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения».

43

1

Способен ли современный человек на подвиг? Согласны ли вы, что к подвигу нужно готовиться? Действительно ли прошло время подвигов?

Понимать жанровое своеобразие сочинения – рассуждения.

Уметь: определять для себя тему, подбирать эпиграф, отражающий основную мысль сочинения, озаглавливать сочинение

Развитие речи.

Сочинение «Что такое подвиг»

44

1

Анализ контрольных

работ

45

Знать: структуру изложения.

Уметь: на слух понимать содержание текста, определять основную мысль, позицию автора к проблеме, поставленной в тексте, подробно излагать мысли, соблюдая на письме нормы русского языка, выражать собственное отношение к проблеме, приводить свои аргументы, использовать разнообразные синтаксические и грамматические конструкции

Развитие речи. Подробное изложение.

46-47

2

Бессоюзные сложные предложения.

Понятие о БСП. Интонация в БСП. Постановка запятой и точки с запятой в БСП.

Знать: синтаксические особенности БСП, правила постановки знаков препинания в БСП.

Уметь: опознавать БСП в тексте, расставлять знаки препинания, соблюдать интонацию при чтении.

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Запятая и точка с запятой в БСП

48

1

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Знать: условия постановки двоеточия в БСП.

Уметь: конструировать предложения со значениями причины, пояснения, дополнения, выразительно читать, выявляя смысловые отношения между

частями БСП

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

49

1

Тире в БСП

Знать: условия постановки тире в БСП.

Уметь: выявлять смысловые отношения между частями, конструировать такие предложения, выразительно читать

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении

50

1

Серия «Волга – русская река» написана в 1944г. Неброская спокойная красота. Какое время года изображено на картине? Почему преобладают блеклые краски?

Знать: структуру сочинения: основная мысль, основная часть, заключение.

Уметь: свободно выражать собственные мысли, не скупиться в выражении эмоций от восприятия данной картины.

Развитие речи.

Сочинение по картине Н. М. Ромадина «Село Хмелевка»

51

52

2

Порядок синтаксического и пунктуационного разборов бессоюзного сложного предложения.

Знать, соблюдать последовательность синтаксического и пунктуационного разборов БСП.

Уметь: опознавать БСП в тексте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки препинания.

Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.

53

1

Текст, тема текста, основная мысль, проблемы, позиция автора. Изобразительно – выразительные средства языка.

Знать: композиционные особенности текста, понимать содержание прочитанного, его тему, главную мысль, определять идейную направленность текста, позицию автора, его отношение к проблеме, подробно излагать текст, комментировать позицию автора, выражать собственное мнение.

Развитие речи.

Изложение с элементами сочинения.

54-55

2

Сложные предложения с различными видами связи.

Многочленные сложные предложения. Виды связи: союзная и бессоюзная. Употребление сочинительной и подчинительной связи.

Знать основные правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

Уметь: разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные слова.

СП с различными видами связи.

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных  предложениях.

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи

56

57

2

Речь лектора в большой аудитории, митинговая речь на площади, доклад на научной конференции

Знать: что такое публичная речь.

Уметь: отличать понятия «публичный» и «публицистический», знать особенности публичной речи.

Публичная речь.

58

1

Особенности стилей. Сфера использования стилей речи

Знать: основные признаки стилей.

Уметь: различать стили, определять особенности разных стилей, анализировать тексты разных стилей речи, создавать собственные высказывания.

Научный и официально – деловой стили речи. Разговорный стиль речи.

59

1

Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Строение предложений с прямой речью. Замена прямой речи косвенной.

Знать: основные способы передачи чужой речи, владеть интонацией, используя предложения с прямой и косвенной речью.

Уметь: грамотно ставить знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная.

60

1

Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании.

Знать: способы цитирования.

Уметь: использовать цитаты в собственной речи, грамотно выделять цитаты на письме.

Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании.

61

1

Фрагмент легенды о Ларе из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Употребление сложных предложений с различными видами связи. Тема, основная мысль текста, выразительные средства языка.

Уметь: подробно пересказывать текст художественного стиля, понимать содержание прочитанного, его тему, идею, проблемы и отношение автора к ним.

Развитие речи.

Подробное изложение текста.

62

63

2

Контрольный диктант и его анализ

64,65

2

Фонетика и графика.

Лексикология и фразеология.

 Морфемика, словообразование.

 Морфология. Синтаксис.

 Орфография, пунктуация.

Основные единицы языка, их признаки, основные нормы русского литературного языка, анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм, проводить анализ художественного текста, опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа.

Повторение изученного в 5 – 9 классах.

66

67

68

69

70

5

9. Планируемые результаты в конце изучения курса русского языка в 9 классе

                       К концу обучения в 9 классе учащиеся научатся:   

знать / понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

 

уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающие, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • воспринимать на слух художественные, научные, публицистические тексты и излагать их в устной и письменной форме

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

10.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечание

Программа по русскому языку для 5 – 9  классов Общеобразовательных учреждений под редакцией М. Т. Баранова - М.: Просвещение, 2011 г.

В программе определены цели и задачи курса «Русский язык», основное содержание курса, рассмотрены подходы к структурированию материала.

Учебники

  • Русский язык 9 класс, под.ред Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской и др.-М.: Просвещение, 2009 г.

В учебнике представлен материал, соответствующий программе  и позволяющий сформировать систему знаний, необходимых для продолжения изучения математики ( или другого предмета, указать), представлена система учебных задач (заданий) на отработку УУД, на развитие логического мышления, и т. п.

Рабочие тетради

  • Для 9 класса. Комплексный анализ текста, А.Б. Малюшкин

Рабочие тетради сориентированы на вычленение и тщательную отработку наиболее существенных элементов содержания учебника.  В них содержатся задания, которые обучающиеся должны выполнить в течение учебного года.

Проверочные работы

  • Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку для 9 класса в комплекте – 26 шт.

  • Егораева Г.Т., Ерохина Е.Л.    Русский язык. Государственная итоговая аттестация (в новой форме) Практикум 9 класс    

 в комплекте:  15 шт (один на парту)

                                             

Пособия содержат тесты для самостоятельных и проверочных работ с учетом уровня сложности. Тесты обеспечивают итоговую самопроверку знаний по всем изученным темам.

Методические пособия

  • Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, И. А. Шеховцова. - М.: Просвещение, 2005
  • Лебедев Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: Книга для учителя: Из опыта работы / Н. М. Лебедев. - М.: Просвещение, 1991.
  • А.М.Петрова Поурочное планирование, 9 класс

В методических пособиях представлены поурочные разработки по курсу «Русский язык».  В пособии даны разъяснения к трудным темам курса, приведены инструктивные карточки для самостоятельной работы, примерные вопросы для проведения бесед.  Определен объем домашней работы с указанием заданий.

Поурочные разработки

  • Богданова Г. А. Уроки русского языка в 9 классе: Книга для учителя. - 3-е изд./ Г. А. Богданова - М.: Просвещение, 2001
  • Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку 9 класс,- М.: ВАКО,2007

В пособии представлены разработки уроков и методические рекомендации к ним. Раскрываются методические приемы, обеспечивающие развитие  умений принимать учебные цели, следовать им, действовать по плану, контролировать процесс и оцениванвать результаты своей деятельности.

Демонстрационные материалы

  • Памятки (папки) по русскому языку 15 шт
  • Памятки (папки) «Подготовка к экзаменам. 9 класс»- 15 шт
  • Орфографический словарь, под.ред. Баранова – 15 шт.

Таблицы построены в контексте методической системы учебника. Имеют следующие назначения:

- информационно-обобщающие;

- проблемно-аналитические;

- информационно-справочные и другие.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  • Презентации к урокам – 10 шт

Электронные приложения  дополняют и обогащают материал учебника мультимедийными объектами, видеоматериалами,  справочной информацией, проверочными тестами разных уровней сложности.

 Технические средства обучения

  • Компьютер
  • проектор

 

Оборудование класса

  • Настенные доски для иллюстративного материала. 2 шт.
  • Подставки для книг – 4 шт.
  • Шкафы для хранения дидактических материалов.- 5 шт

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.

Сведения о контроле.

Раздел

Кол-во часов

раздела

Кол-во часов на тему

Тема

Вид работы

Общие сведения о язык

3

1

Развитие речи.

Выборочное изложение с элементами сочинения « В.И.Даль»

Повторение изученного в 5 – 8 классах

9

1

2

1

2

Развитие речи

Стили речи.

Повторение.

Развитие речи.

Сочинение-миниатюра «Роль знаний в жизни человека»

Развитие речи. Устная форма.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Изложение с продолжением

Сложное предложение

1

-

-

Сложносочиненное предложение

8

1

2

Сложносочиненное предложение

Развитие речи. 

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Сочинение – рецензия на литературное произведение.

Сложноподчиненное предложение

5

2

Развитие речи

Изложение с элементами сочинения

Основные группы сложноподчиненных предложений

21

1

1

2

1

2

Развитие речи.

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения

Сложноподчиненные предложения и виды придаточных предложений

Развитие речи.

Развитие речи.

Сжатое изложение с элементами сочинения

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Контрольная работа

Сочинение «Что такое подвиг?»

Подробное изложение

Бессоюзное сложное предложение

8

2

2

Развитие речи.

Развитие речи.

Сочинение по картине Н.М.Ромадина «Село Хмелнвка»

Изложение с элементами сочинения.

Предложения с различными видами связи

10

2

1

Развитие речи.

Предложения с различными видами связи

Подробное изложение.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Повторение изученного в 5-9 классах

5

Итого:

Развитие речи:

- изложение – 11 часов

- сочинения – 5 часов

- устная работа- 2 часа

Контрольная работа – 2 часа

Контрольный диктант – 4 часа