Рабочая программа по русскому языку. 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Шашкова Валентина Васильевна

Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребёнка путём включения его в различные виды деятельности, поэтому обучение рассматривается не просто как процесс овладения определённой суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития учащихся, поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентностного подхода. Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно ванных для данного возраста ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, освоение норм русского речевого этикета.

Рабочая программа для 10 класса предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Учащиеся продолжат развитие научно-проектных навыков в области языкознания через работу в исследовательских группах, индивидуальную, дифференцированную работу.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок рабочей программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rya11kl_shashkova.docx77.29 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина»

Рассмотрена на заседании ШМО.

Протокол № _____ от

«      » _________ 2016 г.

Руководитель ШМО:

__________ Л.В. Моташнёва

Согласовано.

Зам. директора по УР

 __________ В.В. Коптева

«      » _________ 2016 г.

Утверждаю.

Директор МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина»

__________ И.Н. Кухаренкова

«      » _________ 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

11 КЛАСС

Общее количество часов: 66

Количество часов в неделю: 2

Учитель: ШАШКОВА Валентина Васильевна

2016-2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку в 11 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г., № 164, от 31 августа 2009 г. № 320, от 19 октября 2009 г. № 427, от 10 ноября 2011 г. №2643, от 24 января 2012 г. № 39, от 31 января 2012 г. № 69.
  • Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) образования 2004 г.
  • Образовательная программа и учебный план МБОУ «Шумячская  СШ им. В.Ф. Алешина» на 2016-2017 учебный год.
  • Программа для средней (полной) школы (базовый уровень): А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А. Николина. Русский язык. Программы общеобразовательных организаций. 10-11 классы. 2-е изд-е. – М.: Просвещение, 2013.
  • Тематическое планирование  11 класс (66 ч.) составлено согласно содержанию примерной и авторской программы под руководством А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой.
  • Учебники, реализующие программу курса русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе:

Власенков А.И. Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных организаций Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2014.

Власенков А.И. Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2010.

Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций/В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

  • Корректировка домашних заданий может производиться с учетом пробелов в знаниях учащихся, климатических условий и других объективных причин.
  • Контроль и оценка результатов обучения в средней школе: Письмо МО и ПО РФ от 19.11.1998 № 1561/14-15.

Изучение русского языка в 11 классах направлено на достижение следующих целей:

1. Воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознания национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения.

2. Дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.

3. Освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения.

4. Овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения.

5. Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической  и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

1) дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

2) закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию; закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

3) развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; - формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребёнка путём включения его в различные виды деятельности, поэтому обучение рассматривается не просто как процесс овладения определённой суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития учащихся, поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентностного подхода. Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно ванных для данного возраста ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, освоение норм русского речевого этикета.

Рабочая программа для 10 класса предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Учащиеся продолжат развитие научно-проектных навыков в области языкознания через работу в исследовательских группах, индивидуальную, дифференцированную работу.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок рабочей программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы, тестирование в форме ЕГЭ) и устный опрос (собеседование, защита проектов).

Учебная деятельность десятиклассников направлена на саморазвитие и самообразование. Задания, предлагаемые обучающимся, ориентированы на самостоятельную работу с текстами, учебником.

Программа курса русского языка состоит из двух разделов. В первом разделе указан материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по русскому языку в 10—11 классах; во втором — определена лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на материале текстов, используемых в качестве дидактического материала, а также на основе изучаемых в старших классах произведений художественной литературы.

Повторение изученного материала не является главным в содержании курса русского языка в средней школе. В некоторых классах необходимость в повторении может оказаться значительной и даже потребуются специальные обобщающие уроки, содержание которых подсказывают материалы нашего учебника; в большинстве же классов ранее изученное по русскому языку будет выступать основой, своего рода базой для овладения языком на более высоком уровне — на уровне текста, речевых стилей, в особенности научного, публицистического, художественного, на уровне формирования индивидуально- речевого стиля учащихся и овладения общими сведениями о языке, осмысления его сущности, динамики развития, его органичной взаимосвязи с жизнью общества, с историей народа, с языками других народов.

Теоретический материал в большинстве классов повторяется посредством обобщающих бесед и лингвистического разбора (фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического — частей речи, синтаксического), анализа текстов разных стилей. Лингвистический разбор отличается от ранее практиковавшегося тем, что он, кроме традиционных лингвистических действий, предполагает установление взаимосвязи фонетической, грамматической характеристики слова или предложения с их правописанием; разбор начинается с выявления в предложении или тексте нужного языкового факта, устанавливается связь между разными сторонами языковой системы: лексикой и стилистикой, словообразованием и морфологией, морфологией и синтаксисом.

Работа по орфографии и пунктуации в значительной мере ведется параллельно с работой над текстом, попутно, вторым планом: в одних случаях — в форме выписок, планирования, переложения текста, его продолжения или составления подобного в том же стиле и жанре; в других — в форме комментирования, объяснения орфограмм и пунктограмм, коротких справок (которые даются учителем или учащимися), выполнения упражнений учебника с учетом пробелов в подготовке каждого учащегося, группировки примеров на определенные правила правописания, составления орфографических, пунктуационных упражнений самими учащимися; в третьих случаях проводится краткая обобщающая беседа, позволяющая учащимся построить план, схему, таблицу взаимосмешиваемых написаний, наметить алгоритм умственного действия по различию конкурирующих языковых явлений с последующим выполнением на его основе практических упражнений. Работа по орфографии и пунктуации, так же как и по грамматике, занимает целый урок лишь в редких случаях.

Развитие речи, его содержание и формы определяются органичным сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам изучаемых в старших классах произведений, выходом на изобразительно-выразительные средства, чем обеспечивается более высокий уровень восприятия учащимися художественной формы произведения, более глубокое проникновение в его идейно-образное, эстетическое, нравственное содержание. Работа с текстом изучаемого литературного произведения так или иначе связана с работой по обогащению, совершенствованию речи учащихся. На программном литературном материале они учатся строить сообщения типа индивидуальной, сравнительной, групповой характеристики, типа анализа идейно-тематического содержания произведения, его композиции, используемых в нем художественных средств, авторского отношения к изображаемому, авторской позиции по затрагиваемым в произведении вопросам. Работа эта, если иметь в виду ее форму, не что иное, как работа по развитию речи, орфографии и пунктуации, а ее предметное содержание служит более качественному, хорошо осмысленному усвоению литературного материала.

Естественно, что те виды грамматико-правописной работы, которые широко практиковались в основной школе (объяснение нового материала, проверка домашнего задания, списывание, диктант), отступают на второй план. Небольшое место занимает и обобщающая беседа с последующими классными или домашними тренировочными упражнениями. Преобладающими становятся виды работы, связанные с анализом текста, его переработкой, а также составление учащимися своего, авторского текста. Возникает необходимость в уроках взаиморецензирования. Не исключаются изложения на основе текстов типа описания и рассуждения, в том числе текстов с лингвистическим и литературоведческим содержанием.

Главными в программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделяется научному, публицистическому и художественному стилям. Это диктуется социальной значимостью названных стилей, требованиями, предъявляемыми к школе с точки зрения современных задач общества, практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с окончанием школы и вступлением в активную самостоятельную жизнь. Исключительную важность приобретает не просто ознакомление, а практическое овладение научным, публицистическим и художественным стилями речи, их основополагающими элементами, некоторыми жанрами названных стилей. Так, применительно к научному (в его научно-популярном варианте) стилю речи это будут такие доступные учащимся старших классов жанры, как реферат, статья, обзор. Приобщение к собственно научному и научно-техническому подстилям (вариантам) научного стиля предполагает работу по осмыслению терминологической лексики. Важное место отводится работе с научно-учебным подстилем: восприятию и переработке текста школьных учебников и учебных пособий по разным предметам. В современных условиях выпускникам средней школы необходимо овладеть языком таблиц, схем, алгоритмов; в официально-деловом стиле — языком рекламы.

Ярко выраженную практическую направленность имеет и указанный в программе материал по публицистическому стилю речи. Она выражается в ориентации на овладение учащимися общественно-политической лексикой, синтаксисом публичных выступлений, такими особо популярными жанрами публицистического стиля речи, как эссе и разные виды очерка, в ориентации на овладение устной формой речевой деятельности — докладом, выступлением в прениях.

Наиболее полно представлен в программе художественный стиль речи. Школьный курс литературы предоставляет обильный материал по художественному стилю: это образцовые тексты, которые при правильном их использовании будут служить основой для обогащения речи учащихся, развития их творческих способностей. К тому же овладение содержанием художественного произведения через его форму (в этом суть сближения русского языка с литературой) позволит с наибольшим эффектом приобщить учащихся к нравственным, эстетическим ценностям литературы и таким образом окажет положительное влияние на формирование личности учащихся. И наконец, художественный стиль, язык художественной литературы представляют своего рода эталон использования слова, построения словосочетания, предложения, текста, служат первоосновой для овладения всеми другими стилями, тем более что в языке художественной литературы используются элементы разных функциональных стилей.

В программе материал для повторения распределяется по классам условно. Предполагается, что повторение фонетики и лексики будет осуществляться в первом полугодии 10 класса; морфемика, морфология, текст, общее понятие о стилях и научный стиль речи — во втором полугодии. Однако и во втором полугодии 10 класса и в 11 классе параллельно с работой над текстом и стилями речи будет продолжаться работа по лексике и грамматике (в иных, конечно, формах и с другими целевыми установками), по совершенствованию навыков правописания.

Публицистический стиль речи изучается главным образом в 11 классе, но жанры путевого и портретного очерков необходимо осваивать раньше: путевой очерк — в 9 классе (в связи с изучением творчества Н. М. Карамзина и А. С. Пушкина), портретный — в 10 классе (богатейший материал для работы дают произведения И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова). Овладение жанрами публичной речи происходит и в 10, и в 11 классах, хотя завершающий этап обучения приходится на выпускной класс.

Общие сведения о языке изучаются в основном в начале 10 класса, но те вопросы, которые нуждаются в обобщении, систематизации и дополнительном осмыслении лексико-грамматического материала, рассматриваются при завершении курса русского языка в 11 классе. Это относится прежде всего к уровням языка и языковой норме, органично вытекающим из того, что школьники изучали по предмету.

Содержание работы по русскому языку в связи с изучением литературы отражено в программе в требованиях к знаниям, умениям и навыкам учащихся по окончании 11 класса и ориентировочном планировании. Связь языка с литературой реализуется по нескольким направлениям, главными из которых являются чтение и работа с текстом, работа с художественно-языковыми средствами, разнообразные виды переложения текста (передачи его содержания) в устной и письменной формах, самовыражение и литературное творчество учащихся, публичная речь. Повседневная работа по названным направлениям ведет к овладению богатствами литературы как вида искусства и в то же время развивает, обогащает речь учащихся, позволяет им проникать в творческую мастерскую писателя, поэта, в тайны родного языка.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В   школьном учебном плане на изучение русского языка в 11 классе в 2016-2017 учебном году выделено  2 часа  в неделю (66 часов).

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе среднего (полного) образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что грамотная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.

Ценностные ориентиры современного образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки:

формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров среднего (полного) образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Русский язык, помимо прочего, является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:

• разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;

• умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;

• умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;

• разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;

4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;

2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

• адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;

• осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;

• способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;

• владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

говорение и письмо:

• создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;

• применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;

• соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;

• осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;

4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;

5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Раздел 1. Речь. Речевое общение

1. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы речевого общения.

2. Совершенствование основных видов речевой деятельности. Адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой информации. Осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.

Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения.

Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Анализ речевых высказываний с точки зрения их соответствия виду и ситуации общения, успешности в достижении прогнозируемого результата, анализ причин коммуникативных неудач, предупреждение их возникновения. Употребление языковых средств в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.

Содержание, обеспечивающее формирование

языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции

Раздел 2. Функциональная стилистика

1. Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка.

Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, рецензия, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.

Основные изобразительно-выразительные средства языка.

2. Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей. Сопоставление и сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.

Создание письменных высказываний разных стилей и жанров: тезисы, конспект, отзыв, письмо, расписка, заявление, автобиография, резюме и др. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, дискуссиях с использованием разных средств аргументации.

Наблюдение за использованием изобразительно-выразительных средств языка в публицистических и художественных текстах.

Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка.

Раздел 3. Культура речи

1. Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы.

Нормативные словари современного русского языка и справочники.

Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.

2. Применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм.

Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.

Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия литературным нормам.

Соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы.

Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач, владеть разными способами редактирования текстов.

Использование нормативных словарей русского языка и справочников.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

1. Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).

Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны.

Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Русский язык. 11 класс. Базовый уровень (66 часов)

Общие сведения о языке (4 ч)

Синтаксис и пунктуация (35 ч)

Публицистический стиль (7 ч)

Официально-деловой стиль (4 ч)

Язык художественной литературы (7 ч)

Разговорная речь (4 ч)

Повторение (5 ч)


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п / п

Дата

Содержание урока

Вид  деятельности учащихся

Цели и задачи. Планируемый результат

Примерное домашнее задание

Общие сведения о языке – 4 часа

1

Язык и общество. Язык и культура.

Работа с книгой, рассказ учителя, беседа.

Дать понятие о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке. Извлечение необходимой информации из источников различного типа, критическое оценивание информации, умение развернуто обосновывать суждения.

Вл. (н). Упр. 9, 10.

2, 3

Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. Выдающиеся ученые-русисты.

Работа с учебником, справочной литературой и лингвистическими словарями.

Иметь представление о языковой норме, ее видах и вариантах. Соблюдать в собственной речевой практике основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка. Использовать в собственной речевой практике нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь, справочники по русскому правописанию.

Вл. (н). Упр. 285, 293.

4

К. Р. Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями.

Проверка усвоения пройденного материала.

Синтаксис и пунктуация – 35часов

5

Интонация и ее роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения.

Рассказ учителя, работа с книгой, беседа. Практикум. Выполнение тренировочных упражнений.

Обобщить знания учащихся об интонации и ее роли в предложении. Закрепить навыки правописания приставки.

Вл. (н). Упр. 113.

6

Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим.

Проблемные задания  Творческая работа, словарная работа, тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ

Обобщить знания учащихся о главных членах предложения и способах их выделения. Определять грамматическую связь между главными членами. Закрепить навыки правописания суффиксов -н- и -нн- в прилагательных и причастиях.

Гр. § 68. Упр. 394.

7

Именительный и творительный падежи в сказуемом.

Беседа учителя, рассказ.  Практикум.  Работа по учебнику, анализ предложений, тренировочные упражнения, конструирование предложений по данным схемам.

Обобщить знания по теме «Главные члены предложения». Работа по предупреждению грамматических ошибок.

Гр. § 68. Упр. 393.

8

Тире между подлежащим и сказуемым.

Беседа. Практикум. Практическая работа, тест.

Обобщить знания по теме: «Члены предложения». Закрепить навыки постановки знаков препинания в ПП. Дать понятие о речевой недостаточности, научить отличать ее от неполных предложений, закрепить навыки правописания.

Гр. § 67. Упр.392.

9

Управление при словах, близких по значению.

Практикум. Работа по материалу учебника, тренировочные упражнения, пунктуационный разбор

Помочь научиться преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками

Гр. § 70. Упр. 399.

10

К. Р. Тестовая работа по теме «Простое неосложненное предложение».

Проверить практические умения школьников, а также знания теории по разделу «Простое неосложненное предложение».

11

Однородные члены предложения и пунктуация при них.

Практикум.  Тренировочные упражнения, анализ предложений, словарная работа.

Обобщить знания по теме «Осложненное предложение». Закрепить навыки правописания не с разными частями речи.

Вл. (н). Упр. 120 (1).

12

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Беседа учителя, практикум. Тренировочные упражнения по материалам КИМов.

Обобщить знания по теме «Пунктуация при однородных членах предложения».

Вл. (н). Упр. 120 (2). Гр. § 72 (правило).

13

Однородные и неоднородные определения.

Тренировочные упражнения, анализ предложений.

Научить различать однородные и неоднородные определения, закрепить навыки правописания.

Гр. § 73. Упр. 411.

14

К. Р. Тестовая работа по теме «Предложения с однородными членами».

Проверить ЗУН учащихся по теме «Предложения с однородными членами».

15 16

Обособленные определения.

Беседа, практикум, творческая работа, словарная работа, тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ.

Обобщить знания учащихся об обособленных членах предложения, формировать навыки постановки знаков препинания при обособленных членах.

Гр. § 75. Упр. 415 (2), 417.

17

Синонимика простых предложений с обособленными определениями с придаточными определительными.

Практикум,  творческая работа, словарная работа, тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ.

Закрепить знания о структуре СПП, показать синонимичность придаточных определительных с обособленными оборотами в ПП, формировать умение пользоваться этими оборотами в речи.

Гр. § 76. Упр. 420.

18

Обособленные приложения и дополнения.

Беседа, практикум. Повторение теоретического материала, работа по учебнику, по таблице. Анализ предложений.

Обобщить знания учащихся о приложениях, формировать навыки знаков препинания при приложениях.

Гр. § 77. Упр. 421 (2).

19

Обособление обстоятельств.

Практикум. Повторение теоретического материала, работа по учебнику, таблице. Анализ предложений

Обобщить знания об обособленных обстоятельствах; формировать навыки постановки знаков препинания при обособленных обстоятельствах.

Гр. § 78. Упр. 424.

20

Уточняющие члены предложения.

Беседа по вопросам. Практикум. Повторение теоретического материала, работа по учебнику, по таблице. Анализ предложений.

Совершенствовать умение аргументированно ставить необходимые знаки препинания при обособленных дополнениях и уточнениях и уточняющих членах предложения.

Гр. § 79, 80. Упр. 436.

21

К. Р. Тестовая работа по теме «Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения».

Проверить ЗУН учащихся по теме «Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения».

22

Пунктуация при вводных и вставных конструкциях.

Выполнение упражнений. Работа по учебнику, выполнение упражнений на закрепление, самостоятельная работа по конструированию предложений.

Повторить и обобщить знания учащихся; формировать навыки грамотного пунктуационного оформления вводных и вставных конструкций в письменной речи.

Гр. § 81. Упр. 442.

23

Пунктуация при обращениях. Слова-предложения и выделение междометий в речи.

Практикум. Выполнение заданий предложенной проверочной работы.

Повторить и обобщить знания учащихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением; формировать навыки грамотно пунктуационно оформлять указанные конструкции в письменной речи.

Гр. § 82. Упр. 447.

24

Порядок слов в предложении.

Беседа.  Практическая работа. Повторение теоретического материала, работа по учебнику, по таблице. Анализ предложений.

Раскрыть стилистические функции порядка слов в предложении.

Подготовка к итоговой тестовой работе.

25

К. Р. Итоговая контрольная работа по теме «Простое предложение».

Проверить знания учащихся по теме «Простое предложение».

26

Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в ССП.

Практикум.  Работа по учебнику, анализ предложений, тренировочные упражнения, конструирование предложений по данным схемам.

Повторить ранее изученный материал по теме «Сложное предложение». Закрепить навыки правописания.

Гр. § 83. Упр. 450.

27

Пунктуация в предложениях с союзом и.

Беседа. Практикум. Работа по учебнику, анализ предложений, тренировочные упражнения, конструирование предложений по данным схемам.

Закрепить умение определять роль союза и в предложениях; учить расставлять знаки препинания.

Гр. § 83. Упр. 452.

28

Трудные случаи пунктуации в ССП.

Самостоятельная работа. Работа по учебнику, выполнение упражнений на закрепление, самостоятельная работа по конструированию предложений.

Закрепить умение определять структуру СПП и его частей, расставлять знаки препинания; усвоить сферу употребления данных конструкций.

Гр. Упр. 455.

29,30

К.Р. Контрольная работа по теме «Знаки препинания в ССП» и ее анализ.

Поверить знания учащихся по теме «Знаки препинания в ССП».

31

Сложноподчиненное предложение. Основные группы СПП.

Беседа учителя. Практикум. Анализ предложений, тренировочные упражнения.

Повторить основные сведения о группах СПП; учить расставлять знаки препинания; закреплять навыки правописания.

Повторить таблицу. Гр. Упр. 463 (1).

32

СПП с придаточными изъяснительными.

Практическая работа, тест. Анализ предложений, тренировочные упражнения.

Закрепить умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания.

Тестовое задание.

33

СПП с придаточными определительными.

Практикум. Творческая работа, словарная работа, тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ.

Закреплять умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания.

Тестовое задание.

34

СПП с придаточными обстоятельственными.

Практикум. Синтаксический разбор предложений, практическая работа, конструирование предложений по заданным схемам.

Закреплять умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания.

Тестовое задание.

35

Знаки препинания в СПП с одним придаточным.

Практикум. Материал учебника, выполнение тренировочных упражнений, творческая работа, самостоятельная работа.

Повторить и обобщить сведения о СПП; закреплять навыки грамотного пунктуационного оформления СПП.

Гр. § 84. Упр. 466.

36

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

Беседа по вопросам.  Практикум. Беседа по вопросам, анализ предложений, тренировочные упражнения практического характера.

Повторить классификацию СПП с несколькими придаточными, привести в систему знания по теме.

Гр. § 86. Упр. 474.

37

Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем в СПП.

Практикум. Тренировочные упражнения, выполнение заданий КИМов.

Закреплять пунктуационные навыки при сравнительных оборотах и в СПП.

Тестовое задание.

38,39

К. Р. Контрольный диктант по теме «Знаки препинания в СПП» и его анализ.

Проверить знания учащихся по теме «Знаки препинания в СПП».

Публицистический стиль – 7 часов

40

Особенности публицистического стиля.

Беседа.  Лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

Обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль речи». Закрепить навыки правописания.

Вл. (ст). Стр. 229-230, 232, 237, 241. Упр. 385.

41

Особенности публицистического стиля и используемые в нем средства эмоциональной выразительности.

Рассказ учителя и учащихся. Взаиморецензирование.

Развивать умение пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя.

Вл. (н). Стр. 126-127. Упр. 178, 179.

42, 43

Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк.

Рассказ учителя и учащихся. Анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

Познакомить учащихся с жанрами публицистического стиля речи; научить писать портретный очерк.

Вл. (ст). Стр. 248-249, 255-256, 259, 262. Упр. 411, 429.

44

Р.Р. Устное выступление. Доклад. Дискуссия.

Беседа учителя. Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Познакомить учащихся с правилами устного выступления; закреплять навыки правописания.

Вл. (н). Стр. 153-154, 162-164, 164-165.

45, 46

К. Р. / Р.Р. Дифференцированная работа над одним из четырех жанров: путевым очерком, портретным очерком, проблемным очерком, эссе (по выбору учащихся, с использованием материала учебника). Работа над ошибками.

Сочинение публицистического стиля.

Формировать навыки культуры речи. Проверить орфографическую и пунктуационную грамотность.

Официально-деловой стиль – 4 часа

47

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.

Работа с учебником. Составление таблицы.

Распознавать тексты официально-делового стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам; анализировать официально-деловые тексты с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств.

Вл. (н). Стр. 166-167. Таблица.

48

Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа.

Обучение составлению деловых бумаг различного характера.

Сопоставлять и сравнивать официально-деловые тексты и тексты других функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей.

Вл. (н). Стр. 168-169. Упр. 228.

49,50

Р. Р. Практическая работа по теме «Официально-деловой стиль речи».

Составление деловых бумаг различного характера.

Создавать официально-деловые тексты (заявление, доверенность, расписку, объявление, деловое письмо, резюме, автобиографию) с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Повторить тропы и стилистические фигуры речи (Гр. § 6, 13).

Язык художественной литературы – 7 часов

51

Общая характеристика художественного стиля.

Практикум. Работа по учебнику, анализ текстов, выполнение тренировочных упражнений.

Обобщить и углубить знания по теме «Художественный стиль речи». Закреплять навыки правописания.

Вл. (н). Стр. 186-188. Упр. 254.

52,53

Виды тропов и стилистических фигур.

Индивидуальная работа по анализу текстов. Анализ текстов, выявление их стилистических особенностей тренировочные упражнения.

Показать роль тропов и фигур речи в текстах художественного стиля. Формировать навыки культуры речи.

Гр. § 6. Упр. 36.

§ 13. Упр. 84.

54,55

Р. Р. Урок-практикум. Анализ лирического произведения.

Индивидуальная работа по анализу текстов. Работа по материалу учебника, анализ текстов, выполнение тренировочных упражнений.

«…Правильно понять художественный текст через язык, т.е. языковые дроби, из которых слагаются целые образные единицы художественного языка». (Н.М. Шанский).

Вл. (н). Упр. 255

или Вл. (ст). Упр. 497.

56,57

Р. Р. Сочинение по тексту художественного стиля.

Практикум по написанию сочинения.

Формировать навыки культуры речи; проверить орфографическую и пунктуационную грамотность.

Работа над ошибками.

Разговорная речь – 4 часа

58

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи.

Работа с учебником. Составление таблицы.

Выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка; анализировать фрагменты прозаических и поэтических текстов с точки зрения темы, идеи, использованных изобразительно-выразительных средств.

Вл. (н). Стр. 180-181. Упр. 243, 244.

59

Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

Работа с текстами.

Сопоставлять и сравнивать разговорную речь с текстами других функциональных разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей.

Вл. (н). Упр. 245.

60

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Устные выступления учащихся.

Принимать участие в беседах, разговорах, спорах, соблюдая нормы речевого поведения.

Вл. (н). Упр. 250.

61

Р.Р. Сочинение на одну из тем (по выбору учащихся)

Сочинение (упр.252,253)

Создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма

Повторение – 5 часов

62

Систематизация знаний, умений по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

Практикум. Тренировочные упражнения, анализ предложений, словарная работа.

Обобщить и систематизировать знания по фонетике, графике и орфографии; совершенствовать навыки правописания и навыки фонетического разбора.

Тестовое задание

63

Повторение. Морфология и орфография.

Практикум. Индивидуальная работа по карточкам, выполнение заданий ЕГЭ.

Обобщить и систематизировать материал по морфологии и орфографии; совершенствовать навыки правописания.

Вл. (н). Упр. 303.

64

Повторение. Словообразование и орфография.

Практикум. Работа по таблице, выполнение тренировочных упражнений, объяснительный диктант.

Обобщить и систематизировать материал о составе слова и способах словообразования; совершенствовать навыки правописания.

Тестовые задания.

65

Повторение. Словообразование и орфография.

Практикум. Работа по учебнику, тренировочные упражнения, проверочная работа по карточкам.

Обобщить и систематизировать материал о составе слова и способах словообразования; совершенствовать навыки правописания.

Тестовые задания.

66

К. Р. Промежуточная аттестация. Контрольный диктант.

Практическая проверочная работа, выполнение заданий КИМов.

Итоговая проверка знаний учащихся.

ЕГЭ. Русский язык. 2017 год. КИМ.

Итого:         контрольных работ – 9 часов,

                развития речи – 9 часов.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Основная литература

  1. Власенков А.И. Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных организаций Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Власенков А.И. Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций/В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
  4. Программы общеобразовательных организаций. Русский язык. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2013.

Дополнительная литература

  1. Баронова М.М. 40 необходимых правил орфографии и пунктуации. Тесты, задания и упражнения для подготовки к экзамену. – М.: Астрель, 2010.
  2. Веселова З.Т. Русский язык. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Развитие речи. 10-11 классы. – СПб.: Паритет, 2003.
  3. Влодавская Е.А. Поурочное планирование по русскому языку к Единому.3 государственному экзамену. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
  4. Войлова К.А., Леденёва В.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку для 10-11 классов. – М.: Дрофа, 2001.
  5. Егораева Г.Т. ЕГЭ 2012. Русский язык. Сборник заданий и методических рекомендаций. - М.:–Издательство «Экзамен», 2012.
  6. Егорова Н.В., Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методики преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. – М.: ВАКО, 2008.
  7. Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык: Готовимся к ЕГЭ. Часть А. – М.: Просвещение, 2009.
  8. Курочкина А.Л., Паршина В.В., Тихонова В.В. Сборник упражнений по современному русскому языку с кодированными ответами. – М.: Ирви-Водолей: НП МВП Мульти-Софт, 1995.
  9. Любичева Е.В. Русский язык (10-11 классы): методические материалы для проведения уроков. – М.: ЭКСМО, 2007.
  10. Макурина Л.В. Русский язык. 11 класс. Урок за уроком: Книга для учителя. – М.: ООО «Торгово-издательский дом Русское слово – РС», 2000.
  11. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс. – М.: Творческий центр, 2013.
  12. Мальцева Л.И. Русский язык. 10-11 класс. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. – М.: НИИ школьных технологий, 2009.
  13. Москвин В.П. Стилистика русского языка. Приёмы и средства выразительной и образной речи (общая классификация). – Волгоград: Учитель, 2000.
  14. Прокофьева Л.П., Выходцева И.С. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. – Саратов: Лицей, 2004.
  15. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
  16. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова  М.А. Современный русский язык. - М.: Международные отношения, 2002.
  17. Сенина Н.А. ЕГЭ-2016. Тематический тренинг. Модели сочинений. 10-11-й классы: учебное пособие. – Ростов н / Д: Легион, 2016.
  18. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ - 2010. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д.: Легион, 2010.
  19. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2016. 30 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д.: Легион, 2016.
  20. Сиденко Н.В. Русский язык. Поурочные планы. 11 класс. – Волгоград: Учитель, 2003.
  21. Соловьёва Н.Н. Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку. 10-11 классы: Ч. III: Стили речи. – М.: Материк Альфа, 2006.
  22. Тропкина Л.А. Русский язык. 11 класс: Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2009.
  23. Шустрова Л.В. Практическая стилистика русского языка. – М.: Берегиня, 1994.
  24. Цыбулько И.П. Русский язык. 36 вариантов. Типовые экзаменационные варианты. ФИПИ. – М.: Национальное образование, 2016.

Электронные носители

  1. 1С: Репетитор. Русский язык. (Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация).
  2. 1С: Репетитор. Русский язык. Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
  3. 1С Репетитор. Русский язык. Сдаем ЕГЭ 2014.
  4. 1С: Репетитор. Тесты по пунктуации.
  5. 5 баллов. Гуманитарные науки. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах.
  6. Виртуальный наставник + готовые домашние задания. Русский язык. 7-11 класс.
  7. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме.
  8. Фраза. Лингвистический тренажёр.
  9. Фраза. Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

Интернет-ресурсы

  1. Методика преподавания русского языка. Публикации. http://www.twirpx.com
  2. Национальный корпус русского языка: http://www.ruscorpora.ru/
  3. Справочно-информационный портал Грамота.ру: http://www.gramota.ru/
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт: http://standart.edu.ru
  5. Сравнительная таблица Стандартов:  http://sch109.tgr/DswMedia/sravnenie-nayatablicastandartov.docx
  6. Образовательные стандарты ФГОС:  http://www.glushsosh.siteedit.ru/page19.
  7. Подходы к системе оценивания: http://www.iro.yar.ru/fgos/kuzhetsoval.ppt
  8. Формирование универсальных учебных умений в процессе обучения письму: http://www.iro.yar.ru/fgos/kuzhetsova2.ppthttp://www.iro.yar.ru/fgos/aprob.htm
  9. О методике оценки уровня квалификации педагогических работников: http://mon.gov.ru/akt/8053 
  10. http://festival.1september.ru/articles/527236/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....