Рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку на тему

Карпунина Тамара Геннадьевна
Данная рабочая программа по русскому языку для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по русскому языку к УМК для 5 класса Т.А.Ладыженской и др. Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне и рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе

№ урока   п/п

Тема урока

Количество

часов

Тип урока

Виды   самостоятельной работы

Дата проведения

План

Факт

1

Язык — важнейшее средство человеческого общения

2

Урок изучения

 нового материала

Текущий контроль

2

Стили речи

1

Урок развития речи

Анализ текста

ПОВТОРЕНИЕ  ИЗУЧЕННОГО    

В  НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССАХ  

31

3

Звуки и буквы. Произношение и правописание

1

Комбинированный урок

Текущий контроль

4

Орфограмма

Комбинированный урок

5 - 6

 Проверяемые безударные гласные в корне слова

2

Комбинированный урок

7-8

Непроверяемые безударные гласные в корне слова

2

Комбинированный урок

Словарно-орфографическая работа по упражнениям 37,38

9

Проверяемые согласные в корне слова

Комбинированный урок

10

Непроверяемые согласные в корне слова

 

Комбинированный урок

Объяснительный диктант

11

Непроизносимые согласные в корне слова

 

Урок-практикум

Проверочный диктант

12

Буквы и, у, а после шипящих

Комбинированный урок

Тест

13

Разделительные ъ и ь

Комбинированный урок

Словарный диктант

14

Раздельное написание предлогов с другими

словами

Комбинированный урок

Текущий контроль

15

Проверочная работа по теме «Правописание корней слов»

Урок контроля

знаний

Диктант с грамматическим заданием

16

Текст

Урок развития речи

Творческая работа

17

Обучающее изложение

Урок развития речи

Изложение по упр. 70

18

Части речи

Комбинированный урок

Тест

19.09

19

Глагол

Урок-исследование

Морфологический разбор глаголов

23.09

20

Правописание -тся и -ться в глаголах

Урок-практикум

Предупредительный диктант

23.09

21

Личные окончания глаголов  

Комбинированный

урок

Словарный диктант

24.09

22

Проверочная работа

Урок контроля

знаний

24.09

23

Тема текста

Урок развития речи

Сочинение-миниатюра

25.09

24

Имя существительное

2

Урок-исследование

Выборочный диктант, тест

26.09

25

Имя существительное

Комбинированный урок

Творческая работа, исследование

30.09

26

Имя прилагательное

2

Комбинированный

урок

Словарно-орфоэпическая работа, творческая работа

30.09

27

Имя прилагательное

Комбинированный

урок

01.10

28

Местоимение

 Комбинированный урок

 

01.10

29

Проверочная работа

Урок контроля

знаний

02.10

30

Основная мысль текста

Урок развития речи

 

03.10

31

Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом»

Урок развития речи

 

07.10

32

Контрольный диктант

Урок контроля

знаний

07.10

33

Работа над ошибками

Урок коррекции знаний

08.10

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ.

КУЛЬТУРА РЕЧИ  

34

34

Синтаксис и пунктуация.

 

Урок изучения

нового материала

Исследование

08.10

35

Словосочетание

3

Урок изучения

нового материала

Практическая работа

09.10

36

Словосочетание

Урок изучения

нового материала

10.10

37

Разбор словосочетания

Урок-исследование

14.10

38

Предложение

Урок изучения

нового материала

Творческая работа

14.10

39

Виды предложений по цели высказывания

Урок изучения

нового материала

Словарный диктант

15.10

40

Сжатое изложение

Урок развития речи

Сжатое изложение

по упр.144

15.10

41

Восклицательные предложения

 

Урок изучения

нового материала

Словарный  диктант

16.10

42

Сочинение  «Памятный день в школе»

Урок развития речи

Сочинение

17.10

43

Главные члены предложения. Подлежащее

Урок изучения

нового материала

Текущий контроль

21.10

44

Сказуемое

Урок изучения

нового материала

Практическая работа

21.10

45

Тире между подлежащим и сказуемым

Урок изучения

нового материала

Объяснительный диктант

 

22.10

46

Нераспространенные и распространенные

 предложения

Урок изучения

нового материала

Текущий контроль

22.10

47

Второстепенные члены предложения. Дополнение

5

Урок изучения

нового материала

Практическая работа

23.10

48

Определение

Урок изучения

нового материала

Анализ предложений, тест

24.10

49

Обстоятельство

Урок изучения

нового материала

Словарный диктант

28.10

50-51

Закрепление темы «Второстепенные члены предложения»

 

Урок-практикум

28.10

29.10

52

Предложения с однородными членами

 4

Урок изучения

нового материала

Словарно-орфографическая работа

29.10

53

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Урок изучения

нового материала

Предупредительный диктант, синтаксический разбор предложений

30.10

54

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Урок-практикум

Синтаксический разбор предложений

31.10

55

Проверочная работа по теме «Однородные члены»

Урок контроля

знаний

11.11

56

Предложения с обращениями

 1

Урок изучения

нового материала

Анализ предложений

11.11

57

Письмо

 

Урок развития речи

Творческая работа

12.11

58

Разбор простого предложения

Урок-практикум

Работа с раздаточным материалом, самодиктант

12.11

59

Простые и сложные предложения

Урок изучения

нового материала

Комментированный диктант

13.11

60

Простые и сложные предложения

Урок закрепления знаний

14.11

61

Разбор сложного предложения

Урок-практикум

Синтаксический разбор предложений

18.11

62

Проверочная работа по теме «Простые и сложные предложения»

Урок контроля

знаний

18.11

63  

Прямая речь

 

Урок изучения

нового материала

Творческая работа

19.11

64

Диалог

 

Урок изучения

нового материала

Текущий контроль

19.11

65

Повторение «Прямая речь. Диалог»

Урок-практикум

20.11

66

Повторение темы «Синтаксис. Пунктуация»

Урок-практикум

21.11

67

Контрольный диктант

Урок контроля

знаний

25.11

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА.

ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ  

16

68

Гласные звуки

Урок изучения

нового материала

Практическая работа

25.11

69

Согласные звуки.  

Урок изучения

нового материала

Творческое списывание

 текста

26.11

70

 Согласные твердые и мягкие

Урок изучения

нового материала

Творческая работа

26.11

71

Согласные звонкие и глухие

Урок изучения

нового материала

Тест (тематический контроль)

27.11

72

Повествование

Урок развития речи

Комплексный анализ текста

28.11

73

Изложение

Урок развития речи

Изложение по тексту упр.283

02.12

74

Графика. Алфавит

Урок изучения

нового материала

Работа со словарями

02.12

75

Описание предмета

Урок развития речи

Сочинение-миниатюра

03.12

76

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

Урок изучения

нового материала

Словарный диктант

03.12

77

Двойная роль букв е, ё, ю, я

Урок изучения

нового материала

Тест (тематический контроль)

04.12

78

Орфоэпия

Урок изучения

нового материала

Словарно-орфоэпическая

работа

05.12

79

Фонетический разбор слова

Урок изучения

нового материала

Фонетический разбор слов

09.12

80

Повторение   темы «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»

 

Урок повторения и обобщения

знаний

Практическая работа,

словарный диктант

09.12

81

Контрольный диктант

Урок контроля

знаний

10.12

82

Анализ диктанта

Урок коррекции знаний

10.12

83

Описание картины Ф.Толстого «Цветы, фрукты и птица»

Уроки развития

 речи

Сочинение

11.12

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

12

84

Слово и его лексическое значение

Урок изучения

нового материала

Текущий контроль

12.12

85

Однозначные и многозначные слова

Урок изучения

нового материала

Словарная работа, объяснительный диктант

16.12

86

Прямое и переносное значение слов

Урок изучения

нового материала

Творческая работа

16.12

87

Омонимы

Урок изучения

нового материала

Проверочный диктант

17.12

88

Синонимы

2

Урок изучения

нового материала

Выборочный

творческий

диктант

17.12

89

Синонимы

Уроки закрепления знаний

Словарно-распределительный диктант, объяснительный диктант

18.12

90

Сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Уроки развития

 речи

Сочинение

19.12

91

Антонимы

Урок изучения

нового материала

Выборочный

Творческий диктант

23.12

92

Повторение темы  «Лексика. Культура речи»

Урок повторения и обобщения знаний

Словарный диктант, тест-пятиминутка №19

23.12

93

Проверочная работа по теме «Лексика. Культура речи»

Урок контроля

знаний

Тематический контроль

24.12

94

Подробное изложение

Уроки развития

 речи

Изложение по упр. 375

24.12

95

Анализ изложения

Урок коррекции знаний

25.12

МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ  

28

96

Понятие о морфеме

Урок изучения

нового материала

26.12

97

Однокоренные слова и формы одного слова

Урок изучения

нового материала

13.01

98

Окончание.

Урок изучения

нового материала

Текущий контроль

13.01

99

Основа.

Урок изучения

 нового материала

Текущий контроль

14.01.

100

Корень слова

Урок изучения

нового материала

Словарная работа

14.01

101

Рассуждение

Урок развития речи

Творческая работа

15.01

102

Суффикс

Урок изучения

нового материала

Словарный диктант

16.01

103

Суффикс

Урок изучения

нового материала

Словарный диктант

20.01

104

Приставка

Урок изучения

нового материала

Проверочная работа

20.01

105

Приставка

Урок изучения

нового материала

Проверочная работа

21.01

106

Выборочное изложение

Урок развития речи

Упр. 419

21.01

107

Чередование звуков

Урок изучения

 нового материала

Словарно-орфографическая работа

22.01

108

Беглые морфемы

Урок изучения

нового материала

Текущий контроль, предупредительный диктант

23.01

109

Варианты морфем

Урок изучения

нового материала

Объяснительный диктант

27.01

110

Морфемный разбор слова

Урок-практикум

Практическая работа, тест (тематический контроль)

27.01

111

Проверочная работа «Варианты морфем»

Урок контроля

знаний

28.01

112

Правописание гласных и согласных в приставках

Урок изучения

нового материала

Словарный диктант

28.01

113

Буквы з и с на конце приставок

Урок изучения

нового материала

Текущий контроль

29.01

114

Буквы з и с на конце приставок

Урок закрепления знаний

Объяснительный диктант

30.01

115

Чередование букв о — а в корне –лаг-/ -лож-

Урок изучения

нового материала

Словарный диктант

03.02

116

Чередование букв о — а в корне –раст - /-рос-

Урок изучения

нового материала

Распределительный словарный диктант

03.02

117

Буквы ё—о после шипящих в корне

Урок изучения

нового материала

Словарный диктант, тест

04.02

118

Буквы и ы после ц

Урок изучения

нового материала

Объяснительный диктант

04.02

119-120

Повторение и обобщение изученного материала  в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи»

2

Урок повторения и обобщения знаний

Словарный диктант с взаимопроверкой, тест

05.02

 121

Контрольная работа  по теме «Морфемика. Орфография»

Урок контроля

знаний

Диктант с грамматическим заданием

06.02

122

Подготовка к сочинению по картине П.Кончаловского «Сирень в корзине»

Урок развития речи

10.02

123

Анализ диктанта и сочинения

Урок коррекции знаний

10.02

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ.

КУЛЬТУРА РЕЧИ  

69

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ  

24

124-125

Имя существительное как часть речи

2

Урок изучения

нового материала

Комплексный анализ текста

11.02

11.02

126

 Доказательство в рассуждении.

1

Урок развития речи

Сочинение-рассуждение по упр. 482,483

12.02

127

Имена существительные одушевленные и

 неодушевленные

1

Урок изучения

нового материала

Текущий контроль, словарный диктант

13.02

128

Имена существительные собственные и

 нарицательные

1

Урок изучения

нового материала

Выборочный диктант

17.02

129

Род имен существительных

1

Урок изучения

нового материала

Практическая работа

17.02

130

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

1

Урок изучения

нового материала

Словарно-орфографическая работа

18.02

131

Сжатое изложение

Урок развития речи

Упр.513

18.02

132

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

1

Урок изучения

нового материала

Работа с дидактическим материалом

19.02

133

Три склонения имен существительных

1

Урок изучения

нового материала

Проверочный диктант

20.02

134

Падеж имен существительных

1

Урок изучения

нового материала

Практическая работа

24.02

135

Правописание падежных окончаний существительных

1

Урок изучения

нового материала

Комментированное письмо, работа с раздаточным материалом

24.02

136

Правописание падежных окончаний существительных

1

Урок закрепления знаний

Тест

25.02

137

Правописание падежных окончаний существительных

1

Урок закрепления знаний

Тест

25.02

138

Изложение

Урок развития речи

Упр.547

26.02

139

Множественное число существительных

1

Урок изучения

нового материала

Комментированное письмо

27.02

140

Множественное число существительных

1

Урок изучения

нового материала

Комментированное письмо

03.03

141

Правописание о — е после шипящих и ц

в окончаниях существительных

1

Урок изучения

нового материала

Предупредительный диктант

03.03

142

Морфологический разбор имени существительного

1

Урок изучения

нового материала

Морфологический разбор имен существительных

04.03

143 - 144

Повторение  изученного по теме «Имя существительное»

1

Урок повторения и обобщения знаний

Текущий контроль

04.03

05.03

145

Контрольный диктант

1

Урок контроля

знаний

Диктант с грамматическим заданием

06.03

146

Анализ контрольного диктанта

1

Урок коррекции знаний

Работа над ошибками

10.03

147

Подготовка к сочинению по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»

1

Урок развития речи

Упр. 563

10.03

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ  

15

148-149-150

Имя прилагательное как часть речи

3

Урок изучения

нового материала

Словарно-орфоэпическая работа

11.03

11.03

12.03

151

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

Урок изучения

нового материала

Словарный диктант

13.03

152

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

Урок закрепления знаний

Творческое списывание

17.03

153

Буквы О-Е после шипящих в окончаниях прилагательных

Урок изучения

нового материала

17.03

154

Описание животного

 

Урок развития речи

Устное сочинение — описание животного, упр.585

18.03

155-156

Прилагательные полные и краткие

2

Урок изучения

нового материала

Объяснительный диктант, словарно-орфографическая работа

18.03

19.03

157

Морфологический разбор имени прилагательного

Урок изучения

нового материала

Морфологический разбор имен прилагательных

20.03

158

Описание картины А.Комарова «Наводнение»

Урок развития речи

Упр. 598

159-160

Повторение темы «Имя прилагательное»

2

Уроки повторения и обобщения знаний

Проверочный диктант

01.04

 161

Контрольный диктант

 

Урок контроля

знаний

01.04

162

Анализ диктанта

Урок коррекции знаний

02.04

ГЛАГОЛ  

30

163

Глагол как часть речи.

 

Урок изучения

нового материала

Объяснительный диктант

03.04

164

Не с глаголами

Урок изучения

нового материала

Тест (тематический контроль)

07.04

165

Рассказ

Урок развития речи

Устный рассказ по серии картинок, упр.617

07.04

166-167

Неопределенная форма глагола

2

Урок изучения

нового материала

Словарный диктант

08.04

168

Устное изложение

Урок развития речи

Упр. 630

09.04

169-170

Правописание       -тся и -ться в глаголах

2

Урок изучения

нового материала

Тест (тематический контроль)

10.04

14.04

171-172

Виды глагола

Урок изучения

нового материала

Выборочный диктант

14.04

15.04

173

Буквы е — и в корнях с чередованием

Урок изучения

нового материала

Индивидуальные и групповые задания, тест

15.04

174

Буквы е и в корнях с чередованием

Урок закрепления знаний

Распределительный диктант, тест

15.04

175

Время глагола. Прошедшее время

Урок изучения

нового материала

Выборочное письмо

16.04

176

Настоящее время

Урок изучения

нового материала

Словарно-орфоэпическая

работа

17.04

177

Будущее время

Урок изучения

нового материала

Объяснительный диктант

21.04

178

Спряжение глаголов

Урок изучения

 нового материала

Самостоятельная работа

21.04

179

Определение  спряжения глагола с безударным личным окончанием

Урок закрепления знаний

Тест (тематический контроль)

22.04

180-181

Правописание безударных личных окончаний глагола

2

Урок закрепления знаний

22.04

23.04

182

Составление описаний и диалогов с использованием глаголов настоящего времени

Урок развития речи

24.04

183

Морфологический разбор глагола

 

Урок изучения

нового материала

Тест, самостоятельная работа

28.04

184

Изложение

Урок развития речи

Упр.688

28.04

185-186

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

2

Урок изучения

нового материала

Проверочный диктант

29.04

187

Употребление времен

 

Урок-практикум

Текущий контроль

30.04

188-189

Обобщение темы «Глагол»

2

Урок повторения и обобщения знаний

Работа с дидактическим

материалом, тест

31.04

05.05

190

Контрольный диктант

Урок контроля

знаний

Диктант с грамматическим заданием

05.05

191

Анализ диктанта

Урок коррекции знаний

Работа над ошибками

06.05

192

Сочинение-рассказ по рисунку

Урок развития речи

Упр.701

06.05

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО  МАТЕРИАЛА  

9

193

Разделы науки о языке

 

Урок повторения и обобщения знаний

Текущий контроль

07.05

194-195

Орфограммы в приставках и корнях слов

2

Урок повторения и обобщения знаний

Самостоятельная работа, предупредительный диктант, тест

08.05

12.05

196

Орфограммы в окончаниях слов

Урок повторения и обобщения знаний

Словарный диктант

12.05

197

Употребление букв Ъ и Ь знак. Раздельные написания.

Урок повторения и обобщения знаний

Тест (тематический контроль)

13.05

 198-199

Знаки препинания в простом и сложном предложениях

Урок повторения и обобщения знаний

Словарный диктант, синтаксический разбор предложений

13.05

14.05

200

Итоговый тест

Урок контроля знаний

14.05

201

Итоговый урок-обобщение

202-203-204

Резервные уроки

3

ИТОГО

204

Рр - 29,

К/зн -  15



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

5 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Цель изучения учебного предмета:

освоение знаний по русскому языку за курс 5 класса;

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

развитие способности к речевому взаимодействию; готовности к трудовой деятельности, навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

2. Общая характеристика учебного курса

Данная рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, синтез, обобщение, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассников, способных к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы. Данная рабочая программа по русскому языку для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и   программы по русскому языку к УМК для 5 класса Т.А.Ладыженской и др.  

Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне и рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю).

3. Место учебного предмета среди других учебных дисциплин

Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета 

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для V класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

5. Результаты освоения курса.

К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

речевая деятельность:

            аудирование:

понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

            чтение:

владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;

графика:

правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;

орфография:

находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

    Язык и общение  

Знакомство с учебным комплексом по русскому языку. Роль языка в жизни общества.

    Повторение изученного в начальных классах  

Состав слова. Орфограмма. Правописание согласных. Звуки и буквы. Текст. Части речи.

    Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.  

Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание. Предложение. Члены предложения. Виды предложений. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения. Простые и сложные предложения. Прямая речь. Диалог.

    Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.  

Фонетика. Звуки и буквы. Графика. Алфавит. Орфоэпические нормы.

    Лексика. Культура речи.  

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Омоним, синонимы, антонимы.

    Морфемика. Орфография. Культура речи.  

Морфемы в русском языке. Изменение и образование слов. Классификация морфем. Морфемный разбор слова. Правописание гласных и согласных.

    Морфология. Орфография. Культура речи.

    Имя существительное  

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного. Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Род, число, склонение, падеж имен существительных.

    Имя прилагательное  

Имя прилагательное как часть речи. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного.

    Глагол  

Глагол как часть речи. Не с глаголами. Неопределенная форма глагола. Виды глагола. Правописание –тся и –ться в глаголах. Время глагола. Спряжение глаголов. Морфологический разбор глагола. Употребление времен.

    Повторение и систематизация пройденного  

Разделы науки о языке. Орфограммы. Пунктуация.

Материально – техническое обеспечение учебного предмета:

1. Учебная и научная литература по курсу.

3. Компьютер.

4. Видеопроектор.

5. Видеозаписи, презентации.

Учебно – методическое  обеспечение предмета:

  1. Русский язык V класс. Учебник для общеоьразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2009.
  2.  Егорова Т.П. Поурочные разработки по русскому языку, 5 класс. – М.,2013.

Образовательные электронные ресурсы

  1. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
  2. http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
  3. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....