Рабочая программа по русскому языку 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Ильинская Лидия Ивановна

Настоящая программа по русскому языку для 9  класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, федерального перечня учебников, утвержденных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от приказом от 19 декабря 2012 года № 1067,  допущенных к использованию в ГБОУ СОШ № 1908, а также на основе примерной программы общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:

-      Пояснительную записку.

-      Тематический план.

-      Основное содержание всех тем.

-      Требования к уровню подготовки обучающихся.

-      Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

-      Учебно-методический комплект.

-      Дополнительные обобщающие материалы: литература для учителя и для учащихся (основная и дополнительная), электронные издания (компакт-диски, обучающие компьютерные программы), Интернет-ресурсы.

-      Перечень учебного оборудования и наглядных пособий, необходимых для каждого урока (можно дополнить в таблицу поурочного планирования).

-      Поурочное календарное  планирование с перечнем контрольных, лабораторных, практических работ и экскурсий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая программа по русскому языку для 9  класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, федерального перечня учебников, утвержденных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от приказом от 19 декабря 2012 года № 1067,  допущенных к использованию в ГБОУ СОШ № 1908, а также на основе примерной программы общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:

  • Пояснительную записку.
  • Тематический план.
  • Основное содержание всех тем.
  • Требования к уровню подготовки обучающихся.
  • Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
  • Учебно-методический комплект.
  • Дополнительные обобщающие материалы: литература для учителя и для учащихся (основная и дополнительная), электронные издания (компакт-диски, обучающие компьютерные программы), Интернет-ресурсы.
  • Перечень учебного оборудования и наглядных пособий, необходимых для каждого урока (можно дополнить в таблицу поурочного планирования).
  • Поурочное календарное  планирование с перечнем контрольных, лабораторных, практических работ и экскурсий.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводится 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю) для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» в классе.

Предметом изучения русского языка в 9 классе является синтаксис сложного предложения (завершающая часть систематического курса синтаксиса), а также сведения по стилистике, речеведению.

В начале учебного года предусмотрен вводный урок о русском языке, раскрывающий роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Это дает учителю возможность для решения воспитательных задач и создает эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению. Знания, полученные на вводных уроках русского языка в 5 – 9 классах, обобщаются систематизируются в разделе «Общие сведения о языке», которым заканчивается курс русского языка в 9 классе.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале года выделяются специальные часы. Каждая тема завершается повторением пройденного. В течение учебного года осуществляется сопутствующее повторение тем, наиболее трудных для усвоения, а также созвучных изучаемому материалу. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

Важное значение придается словарной работе. В данной программе она представлена целенаправленно систематически изучается рубрика учебника русского языка «Словарные слова», периодически провидится этимологический анализ семантически трудных слов, ведется лексическая работа при подготовке к написанию сочинений или изложений. Завершающим этапом проведенной работы является одна из форм контроля словарный диктант, который проводится на уроках не реже одного раза в месяц.

В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного материала ( 1????? Часов) Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы с текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом, осуществляя информационный поиск, извлекая необходимую информацию.

Общая характеристика предмета.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации и изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.  Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования личности.

Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Наиболее тесные связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов. Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению и т.п.)

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Курс русского языка для основной школы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

      Данная рабочая программа по русскому языку для 9  класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

Русский язык является курсом, который позволяет реализовать практически все содержательные линии обязательного минимума содержания образования:

  • культурно-историческую (человек-история, человек-культура);
  • социально-правовую (человек-общество, человек-человек);
  • информационно-методологическую (человек-информация).

Учебно-тематическое планирование составлено таким образом, что после изучения отдельных тем по синтаксису и пунктуации идут уроки повторения орфографии и специальные уроки по развитию речи.

Обучение русскому языку в 9 классе ведётся по следующим учебным книгам, которые образуют учебно – методический  комплект:  

-   Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др. Русский язык. 9 класс.- М.: Просвещение, 2011г.

-    Богданова Г.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. – Ч. 1,2,3. – М.: Просвещение, 2013.

Кроме того, учителем для подготовки и проведения уроков используются следующие пособия:

-   Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе. Книга для учителя. –

     М.: Просвещение, 2010.

-  И.В.Текучева. Тесты по русскому языку. 9 класс. – М., Экзамен, 2012.

- Наталья Ткаченко. Русский язык. 9 класс. Диктанты 9 класс. – М., Айрис – Пресс, 2012.

- КИМы. Русский язык. 9 класс. – М., ВАКО, 2013.

- ФИПИ. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык.

– М., Интеллект – Центр, 2013.

Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - путешествие, урок-игра, урок- исследование,  урок-практикум, урок проблемного обучения, урок развития речи.

Методы и приёмы  обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический,

   синтаксический, лингвистический, речеведческий);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки,

   составление плана, тезисов, конспекта);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка рефератов, доклада,

   написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, рассказа, подготовка устных сообщений)

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим

   его использованием по заданию учителя;

- изложения на основе текстов типа описания, повествование, рассуждения;

- написание сочинений;

- письмо под диктовку;

- комментирование орфограмм и пунктограмм;

- групповая работа;

- коллективная работа;

- индивидуально-парная работа.

Виды деятельности учащихся на уроке

- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового

  оформления, уместности, эффективности достижения поставленных

  коммуникативных задач;

- взаиморецензирование;

- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности

  их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный,

  морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический,

  речеведческий);

- лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста:

  просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее,

  ознакомительно-реферативное и другие;

- аудирование ( понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание

  на слух информации текста, установление смысловых частей текста, определение их

   связей);

- информационная переработка устного и письменного текста:

- составление плана текста;

 - пересказ текста по плану;

 - пересказ текста с использованием цитат;

 - переложение текста;

 - продолжение текста;

 - составление тезисов;

 -  редактирование;

 - участие в диалогах различных видов;

- создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;

 - составление опорных схем и таблиц;

- ведение индивидуальных словарей, работа с различными видами словарей;

- конспектирование.

- реферирование;

- докладирование;

- рецензирование;

- аннотирование и т.д.

- создание  устных высказываний  различных типов и жанров в учебно-научной,

   социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических,

   лексических, грамматических норм современного русского литературного языка,

   применяемых в практике речевого общения;

- участие в дискуссии;

- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом

  орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного

  языка;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами,

  справочной литературой, средствами массовой информации  (в том числе

  представленных в электронном виде), конспектирование, компьютерные диски и

  программы,  ресурсы Интернета.

Основное содержание программы 9  класса:

Базовый уровень

(68 часов)

Международное значение русского языка.(1ч)

Повторение пройденного в 5-8 классах. (6 + 2 р\р)

Анализ текста, его стиля, средства его частей.

Сложное предложение. Культура речи.

Сложные предложения (1ч)

Союзные сложные предложения (5ч)

Сложносочиненные предложения (5ч+2ч)

1. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания.

2.  Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

3. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения (19ч+5ч)

1. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному.  Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложением. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль

2.  Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

3.  Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему. Деловые документы (автобиография, заявление и т.п.)

Бессоюзные сложные предложения (5ч+2ч)

1.  Бессоюзные сложные предложения и их особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложения, их текстообразующая роль.

2.  Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

3. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи (5ч+2ч)

1.  Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

2. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

3. Конспект статьи (фрагмент статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке (3 ч)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы, видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (4ч+2ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средства связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику)

Тезисы статьи (главы из книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

Тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Развитие речи

Урок новых знаний

Урок повторения

Урок контроля

всего часов

1.

Международное значение русского языка

1

1

2.

Повторение пройденного в 5-8 классах

3

4

1

8

3.

Сложное предложение. Культура речи

1

3

1

5

4.

Сложносочиненное предложение

1

4

1

1

7

5.

Сложноподчиненное предложение

4

15

4

1

24

6.

Бессоюзное сложное предложение

2

3

1

1

7

7.

Сложные предложения с различными видами связи

1

4

1

1

7

7.

Общие сведения о языке

5

5

8.

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах

1

2

1

4

68ч

Требования к уровню подготовки выпускников за курс

основной школы по русскому языку

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать и понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь: РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

  • фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
  • формулировать вопросы по содержанию текста;
  • замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
    ЧТЕНИЕ:
  • понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим органи зовывать процесс чтения;
  • составлять конспект прочитанного текста;
  • оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
  • прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

  • создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
  • владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, после довательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
  • строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;


ПИСЬМО:

  • владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
  • писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
  • вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
  • писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
  • составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
  • совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

ТЕКСТ:

  • проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений,
    строение текста);

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

  • правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
  • анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

  • владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
  • толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
  • пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
  • опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

  • разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики,  
    пользоваться разными видами толковых словарей;
  • верно использовать термины в текстах научного стиля;
  • оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
  • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

  • распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
  • правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
  • определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
  • опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

  • применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
  • пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
  • проводить орфографический анализ текста;

 СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

  • различать изученные виды простых и сложных предложений;
  • интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
  • составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировав предложения по заданным схемам;
  • уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
  • правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
  • проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
  • устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
  • применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические значения;
  • строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
  • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
  • проводить пунктуационный анализ текста;
  • аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.

       «Нормы оценки…» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку.  В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);   2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;  3) объем нормативы оценки знаний, умений и навыков;  3) объем различных видов контрольных работ;  4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

        Ученика предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.  На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке;  2) орфографические и пунктуационные навыки;  3)  речевые умения.

        Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

  1. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

 1) полноту и правильность ответа;

2)  степень осознанности, понимания изученного;

3)  языковое оформление ответа.

          Ответ на теоретический вопрос  оценивается по традиционной пятибалльной системе.

          Отметка «5» ставится, если ученик:

1)  полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий;

2)  обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания  на практике, привести самостоятельно составленные примеры;

3)  излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

          Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта последовательности и языковом оформлении излагаемого.

          Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но

  1. излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке  правил;
  2. не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
  3. излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

          Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

          Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е.  за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл),  при условии,  если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

2. Оценка диктантов.

      Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

       Примерный объем диктанта для 8 класса – 120- 150 слов.

      Контрольный словарный диктант проверяет усвоение  слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Объем словарного диктанта для 8 класса – 30 – 35 слов.  Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков.

       Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам. Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты,  в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы  были бы представлены не менее 2 – 3 случаями.  Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1 – 3 случаями.  В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 8 классе – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм.

       В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись.  В диктанте должно быть в 8 классе – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

       При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  1. в переносе слов;
  2. на правила, которые не включены в школьную программу;
  3. на еще не изученные правила;
  4. в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
  5. в передаче авторской пунктуации.

     Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает),  «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

      При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки.  Среди ошибок следует выделять НЕГРУБЫЕ, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности.  При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым ошибкам относятся:

  1. в исключениях  из правил;
  2. в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
  3. в случаях слитного  и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
  4. в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
  5. в написании Ы и И после приставок;
  6. в случаях трудного различия НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не…; не кто иной, как; ничто иное не…; не что иное, как и др.);
  7. в собственных именах нерусского происхождения;
  8. в случаях. Когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  9. в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

      Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.  Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

        Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических ( в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

        Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму.

        Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

         Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 или более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

       При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл.  Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется' за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок, В IV классе допускается выставление оценки «3» за диктант при

5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

       При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» -  2 орфографические ошибки,  для оценки «3» - 4  орфографические ошибки (для 5  класса — 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

       При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее

                     половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться

следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1—2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3—4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

  1. Оценка сочинений и изложений

Сочинение и изложение – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 8 классе проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения в 8 классе – 250 – 350 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 классе может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная  работа.  Рекомендуется следующий объем классных сочинений в 8 классе – 2,0 – 3,0 страницы.

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и

    задачей  высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматически

Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1- 2 речевых недочета.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 -2 речевых недочёта.

Допускается:  

 1 орфографическая;

 или 1 пунктуационная;

 или 1 грамматическая

 ошибка.

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается:

 2 орфографические

 и 2 пунктуационные  

 ошибки;

 или 1 орфографическая

 и 3 пунктуационные

 ошибки;

 или 4 пунктуационные

 ошибки при отсутствии

 орфографических

 ошибок;

 а также 2

грамматические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в основном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.

Допускается:  4 орфографические

и 4 пунктуационные ошибки;

 или 3 орфографические ошибки и

5 пунктуационных ошибок;

 или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

 5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено до 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается:

 7 орфографических и

7 пунктуационных ошибок;

 или 6 орфографических ошибок

 и 8 пунктуационных ошибок;

 или 5 орфографических ошибок

и 9 пунктуационных ошибок,

 или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок

«1»

В работе допущено более до 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочётов.

Имеется более

7 орфографических,

7 пунктуационных

и 7 грамматических ошибок.

            Примечание: 1.  При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления.  Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяет повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2.  Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки  знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы.  Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибок или при соотношениях:  2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3;  «3» ставится при соотношениях:  6 – 4 – 4, 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6.  При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается  во внимание.

3.  Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4.  На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

  1. Оценка обучающихся работ

      Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

      При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

      Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку.  При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок.  В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

       Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

      Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

  1. Выведение итоговых оценок.

      За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка.  Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

      Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок.  Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.  Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

      При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми).  Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года)  большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивалась баллом «2» или «1».

       Нормативы оценок за устные ответы и письменные работы учащихся 5 – 9 классов нерусской национальности, обучающихся в массовых школах по программам и учебникам для русских школ, могут увеличиваться на 1 – 2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки, или  оцениваться в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся национальных (нерусских) школ по русскому языку», утвержденными Министерством образования и науки РФ.

Учебно-методический комплект.

Учебная программа

Учебное пособие для ученика, дидактический материал

Учебник

Инструмент по отслеживанию результатов

Методическое пособие для учителей

Рабочая программа по русскому языку,  составленная на основе примерной программы  5-9 кл. / Авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.//. – М.: Просвещение, 2012 г.

Богданова Г.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. – Ч. 1,2, 3. – М.: Просвещение, 2013.

Русский язык в таблицах 5 – 11 класс. З.Д.Гольдин, В.Н.Светлышева. – М.:Дрофа, 2007.

 Русский язык. Учебник для 9 класса. Общеобразовательных учреждений. Авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.М.Максимов, Л.А.Чешко. – М.:Просвещение, 2011 г.

Тесты по русскому языку 8 – 9 класс. Синтаксис и пунктуация. О.С.Иссера, Н.А.Кузьмина. – М.:Дрофа, 2007.

Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе. Книга для учителя. –

 М.:Просвещение, 2010.

Русский язык 9 класс. Поурочные планы по учебнику Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, А.Д.Дейкиной, О.М.Александровой. Автор-составитель Т.М.Амбушева. – Волгоград, издательство «Учитель», 2012

Дополнительные обобщающие материалы.

1.  Н.Н.Соловьева. Русский язык в задачах и играх. – М.: Материк – Альфа, 2004.

2.  Н.Н.Соловьева. Игры на уроках русского языка. – М.: Материк – Альфа, 2007.

3.  Т.М.Воителева. Дидактические материалы русский язык. 8 – 9 класс. – М.:Дрофа, 2007.

4.  С.И.Львова. Русский язык в кроссвордах. – М.: Дрофа, 2007.

5.   Е.Н.Кольцова.  Развитие речи 8 – 9 класс. – М.: Дрофа, 2007.

6.  Н.Ю.Ганжина, Н.Ф.Назарова.  Сборник диктантов по синтаксису и пунктуации 8 – 9 класс. –

      Саратов. :Лицей, 1998.

7. Т.В.Шклярова. Найди ошибку. Самостоятельные работы. 9 класс – Москва. – Грамотей, 2008.

8.    Компакт – диски: Страна Лингвиния (сборник диктантов, тренингов и электронных словарей).

9.   Обучающая компьютерная программа «Фраза». Программа – тренажер по русскому языку.

10.   Компакт – диск: Русский язык.  Справочник школьника.

11.   Компакт – диск: Русский медвежонок – языкознание для всех.

12. Интернет – ресурсы:  

Учебно-материальная база общеобразовательного учреждения

http://www.school.mos.ru/ 

Учитель и ученик. Информационно-методический сайт.

http://www.debryansk.ru/~lpsch/ 

Раздел по литературе  Новосибирской образовательной сети.

http://www.websib.ru/noos/literature/index.html 

Информационные материалы по русскому языку и литературе.

http://www.ooipkro.ru/Bank_HTML/str37.htm 

Развитие орфографической зоркости учащихся 

http://gramota.direktor.ru

Урок литературы: проблемы, методы, подходы 

http://www.eelmaa.narod.ru/urlit/urlit_main.html

Опорный орфографический компакт по русскому языку 

http://yamal.org/ook/

Литература: универсальная энциклопедия 

http://mega.km.ru/bes_98/content.asp?rubr=52

Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию 

http://www.spelling.spb.ru/rosenthal/alpha/index.htm

Толковый словарь крылатых выражений 

http://www.comics.ru/dic/ 

Образовательный сектор. Литература и русский язык.

http://www.phis.org.ru/education/saity_lit.shtml 

Страничка Учительская. Сайт Питерская школа.

http://www.shkola.spb.ru/teacher_room/index.phtml?tid 

Образовательный портал «Учеба».

http://www.posobie.ru/ 

Сайт Федерации Интернет образования.

http://teacher.fio.ru/index.php?c=61 

Газета «Литература», электронная версия. Сайт для учителей «Я иду на урок литературы».

http://lit.1september.ru/

Сайт «Кабинет русского языка и литературы» http://ruslit.ioso.ru/

Сайт НМЦ ЮВАО г. Москвы.

statgrad.mioo.ru г. Москва





Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование 9 «Б» (общеобразовательный)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, виды деятельности на уроке

Домашнее задание

Дата проведе-ния

1.

Международное значение русского языка

1

Урок усвоения новых знаний

Роль языка с мировом пространстве, Официальные и рабочие языки ООН. Место русского языка с мире по включению его в клуб мировых языков. Язык – важнейшее средство общения

Знать, почему русский язык является мировым языком, избираемым для широкого международного общения и сотрудничества, понимать общечеловеческую значимость всей культуры, созданной на русском языке

Анализ текста упр.1. Выделить в тексте абзацы, определить проблематику. Озаглавить текст.

Упр. 6 стр.6-7.

Повторение изученного в 5-8 классах

2.

Повторение пройденного в 5-8 классах. Речь. Устная и письменная речь. Монолог и диалог.

1

Урок развития речи

Разновидности речевого общения, их особенности

Знать разновидности речевого общения, уметь вести диалог, владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания, выразительной интонацией.

Устное сообщение «Сравнительная характеристика устной и письменной речи»

Параграфы  1,2. Подготовить монологическое высказывание на тему «Почему так важен сегодня Интернет для российского образования?»

3.

Р/Р. Стили речи

1

Урок развития речи

Языковые средства, характерные для каждого стиля. Жанры стилей, сфера употребления стилей

Знать названия стилей, уметь различать стили, определять их жанры, тему, основную мысль текста, тип, создавать собственное высказывание, учитывая выразительные средства каждого стиля речи

Работа с учебником, составить план текста, приемы сжатия текста

Параграф 3, упр. 16, 23.

4.

Простое предложение и его грамматическая основа

1

Повторе-ние и обобще-ние изученно-го

Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов предложения; виды предложений по наличию главных членов – односоставные, двусоставные. Виды односоставных предложений; предложения с однородными членами и знаки препинания в них.

Знать определения простого предложения, двусоставного, односоставного (определенно-личное, неопределенно-личное, безличное, назывное). Уметь производить полный синтаксический анализ простого предложения, давать характеристику, строить схему

Работа с учебником, составление плана урока, зрительный диктант, объяснительный диктант

Параграф 4, упр. 31.

5.

Предложения с обособленными членами

1

Повторе-ние и обобще-ние изученно-го

Обособленные второстепенные члены предложения

Знать определения второстепенных членов предложения, уметь опознавать предложения с обособленными членами, устанавливать смысловую и интонационную связь, использовать в речи

Комментированное письмо, словарный диктант

Параграф 5, упр. 35 (36)

6.

Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями

1

Повторе-ние и обобще-ние изученно-го

Постановка знаков препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями

Знать определения предложений с обращениями, с вводными словами и вставными конструкциями. Уметь интонационно выразительно читать предложения, объяснять постановку знаков препинания

Повторительные упражнения, объяснитель-ный диктант

Параграф 6, упр. 39.

7.

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

Урок контроля знаний

Контроль знаний, умений и навыков

Контрольный диктант

8 – 9

Р/Р. Сжатое изложение

2

Урок развития речи

Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи

Контрольное изложение

10.

Диагностическая работа в формате ГИА -9

1

Урок контроля знаний

Тест формата ГИА, СтатГрад

Сложное предложение. Культура речи.

11.

Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Основные виды СП

1

Урок усвоения новых знаний

Сложное предложение как единица синтаксиса. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства связи между частями СП

Знать классификацию сложных предложений, уметь отличать простое предложение от сложного, различать ССП, СПП, БСП, определять способы и средства связи. Строить схемы

Составить таблицу «Основные виды сложных предложений»

Параграфы 7 – 10, упр. 46, 47.

12.

Союзные и бессоюзные предложения

1

Урок усвоения новых знаний

Деление сложных предложений на союзные и бессоюзные

Знать деление сложных простых предложений на союзные и бессоюзные, союзные на СПП и ССП, знать средства связи частей в СП; находить сложные предложения с союзной и бессоюзной связью.

Конструирование предложений по схемам, словарный диктант

Параграф 8, упр ???

13.

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с назначением знаков препинания  в сложном предложении, употреблением знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение) между частями СП.

Уметь разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях между частями СП, составлять схемы сложных предложений, уметь интонационно правильно читать указанные СП, интонационно правильно строить СП из указанных простых, составлять графические интонационные схемы СП

Работа  с текстом, работа с учебником

Параграф 9, 10, упр. 58,59(по группам)

14.

Р/Р. Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему

1

Урок развития речи

Лингвистический текст, языковые средства, особенности лингвистического текста

Уметь создать текст на лингвистическую тему, использовать языковые средства, термины; учитывать интонационные и синтаксические особенности стиля, свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста

сочинение

Задания нет

15.

Урок-зачет по теме «Сложное предложение»

1

Урок контроля знаний

Контроль знаний, умений и навыков

тест

Задания нет

Сложносочиненное предложение

16.

Сложносочиненное предложение и его особенности. Строение ССП, смысловые отношения в ССП

1

Урок усвоения нового материала

Понятие о ССП, строение ССП, средства связи частей ССП, смысловые отношения между частями ССП.

Знать грамматические признаки ССП, его строение, уметь интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, выявить эти отношения, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы и конструировать предложения по схемам

Конструирование предложений, работа с учебником, устное сообщение «Смысловые отношения в ССП»

Параграфы 11 – 12,

упр. 62.

13-14.

Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными, противительными союзами. Знаки препинания в них

2

Урок усвоения нового материала, урок закрепле-ния изученно-го

Роль соединительных, разделительных и противительных союзов в ССП, знаки препинания в нем

Знать основные группы ССП по значению и союзам, уметь определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения

Работа в группах, синтакси

ческий, пунктуацион-ный разборы предложений, словарный диктант

Параграфы 13 – 15

 упр. 69,

упр. 68.

15.

Разделительные знаки препинания между частями ССП с общим второстепенным членом

1

Урок закрепле-ния изученно

-го материала

Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом

Уметь опознавать ССП с общим второстепенным членом, производить синтаксический разбор предложений, объяснять отсутствие запятой, конструировать предложения

Работа с учебником, синтаксический разбор, текущий контроль

Параграф 16, составить 5 предложений с общим второстепен-ным членом, разобрать синтаксически

16.

Синтаксический и пунктуационный разборы ССП

1

Урок повторения и обобщения изученного

План синтаксического разбора ССП. План пунктуационного разбора ССП

Знать основные положения синтаксического и пунктуационного разбора ССП, уметь производить эти разборы, конструировать ССП разных видов, различать ССП и простые предложения с однородными членами.

Работа по вариантам; проверочная работа

Параграф 17, упр. 77.

17.

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

Урок контроля знаний

ССП и знаки препинания в нем. Комплексный анализ текста

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы ССП

диктант

Повторить с.47

18.

Анализ диктанта. Повторим орфографию

1

Работа над ошибками

Совершенствование орфографических навыков, комплексный анализ текста

Уметь объяснять ошибки, классифицировать, исправить их, привести примеры

Работа над ошибками

Упр.78, тетрадь Богдановой

19.

Р/Р, Сжатое изложение

1

 Урок развития речи

Проверка умений написания сжатого изложения

Уметь применять приемы сжатия текста

Сжатое изложение

Сложноподчиненные предложения

20.

Понятие о сложноподчинен-ном предложении. Строение СПП, средства связи его частей

1

Урок усвоения нового материала

Понятие о сложноподчиненном предложении, строение СПП, средства связи его частей

Знать структуру СПП, средства связи его частей. Уметь определять место придаточного по отношению к главному, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы, объяснять их с помощью знаков препинания

Работа по вариантам, составлять план параграфа, работа с учебником.

Параграф

18 – 19,

Упр. 89.

21.

Место придаточного по отношению к главному. Знаки препинания в СПП

1

Урок усвоения нового материала

Строение СПП, средства связи его частей

Уметь определять место придаточного по отношению к главному, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы

Комментированное письмо, составление схем СПП

Параграф 19, 20, упр. 95.

22.

Подчинительные союзы и союзные слова в СПП

1

Урок усвоения новых знаний

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

Уметь различать союзы и союзные слова, определять границы придаточных предложений, грамотно ставить знаки препинания

Самостоятельная работа, словарный диктант

Параграф 20, упр. 97.

23 – 24.

Роль указательных слов в СПП

2

Урок усвоения новых знаний, урок закрепления нового материала

Особенности присоединения придаточных предложений к главному

Уметь опознавать указательные слова главной части СПП, выяснить синтаксическую функцию в главном предложении и роль в СПП; отличать СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами, правильно ставить знаки препинания

Взаимодик-тант; синтаксический и пунктуационный разборы

Параграф 21, упр. 106

25-26.

Р/Р. Изложение с эле6ментами сочинения

2

Урок развития речи

Изложение с элементами сочинения. Текст, заголовок, тема, основная мысль. План, изобразительно-выразительные средства

Уметь воспринимать текст на слух, воспроизводить услышанное. Соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, создавать небольшое сочинение, отражая проблемы, аргументируя свое отношение к проблеме

Изложение с элементами сочинения

27-28.

Виды придаточных предложений. СПП с придаточным определительным

2

 Урок усвоения новых знаний; урок закрепления изученного материала

Придаточные определительные содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении, и отвечают на вопрос КАКОЙ?

Знать определения понятий, уметь находить определительные придаточные по характеру смысловой части, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова

Работа с учебником, работа в группах, составление схем предложений

Параграф 22, упр. 112;  упр. 115

29.

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

1

 Урок усвоения новых знаний

Придаточные изъяснительные относятся к членам главного предложения со значением речи, мысли, чувства или состояния, требующим обязательного распространения, изъяснения

Знать определения придаточных изъяснительных; уметь находить придаточные изъяснительные в тексте

Комментированное письмо; конструирова-ние предложений,

составление схем

Параграф 23, упр. 120

30.

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельствен-ными

1

Урок усвоения новых знаний

Обстоятельственные придаточные предложения имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды.

Знать виды придаточных обстоятельственных, уметь находить их в тексте, определять средства связи, расставлять знаки препинания

Конструирование предложений по схемам, работа с учебником

Параграф 24. Составить СПП с прида-точными обстоятельственными

31 – 32.

Р/Р. Сжатое изложение

2

Урок развития речи

Изложение текста сжато. Заголовок, тема, основная мысль, средства выразительности

Знать основные элементы композиции текста, уметь выделять интонационно придаточные предложения

Сжатое изложение

33.

СПП с придаточными времени и места

1

 Урок усвоения новых знаний

СПП с придаточными времени указывают на время протекания действия и отвечают на вопросы КОГДА? КАК ДОЛГО? С КАКИХ ПОР? ДО КАКИХ ПОР? СПП с придаточными места указывают на место, где совершается то, о чем говорится в главном предложении, и отвечают на вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?

Знать определения придаточных времени и места. Уметь ставить вопросы к придаточным времени и места, определять их вид, расставлять знаки препинания в СПП с придаточным времени и места

Конструирование предложений по схемам, работа с дополнительным материалом, объяснитель-ный диктант

Параграф 25. Упр. 128

34 – 35.

Сложноподчинен-ные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия

2

Урок усвоения новых знаний; урок закрепления  материала

СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия имеют общее значение обусловленности. Стилистические особенности союзов, связывающих придаточные обстоятельственные с главным словом

Знать определения придаточных причины, условия, уступки, цели, следствия, уметь правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения, употреблять в речи

Синтаксический и пунктуационный разборы, составление схем предложений

Параграф 26. Упр. 133

36 – 37.

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительные

1

Урок усвоения новых знаний

Придаточные образа действия, меры и степени, сравнительное придаточное

Знать определение придаточных, уметь распознавать придаточные в тексте, грамотно ставить вопросы, знаки препинания

Конструирование предложений, работа в группах, графический диктант

Параграф 27, упр. 163, выучит стихотворе-ние наизусть

38 – 39.

Контрольный диктант и его анализ

2

Контроль знаний

СПП с разными придаточными предложениями. Знаки препинания в СПП. Синтаксический разбор СПП

Знать определения придаточных, уметь выделять их в тексте, производить полный синтаксический разбор СПП

Диктант с грамматичес-ким заданием

Написать сочинение по картине В.П.Фельд-мана «Родина» по данному началу.

40 – 41.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них

2

Уроки усвоения и закрепления материала

СПП с несколькими придаточными, знаки препинания в них

Знать классификацию СПП с несколькими придаточными, уметь составлять схемы

Объяснительный диктант

Параграф 28, упр. 172, 173, 174.

42.

Повторение и обобщение изученного по теме «СПП». Синтаксический и пунктуационный разбора СПП.

1

Повторительно – обобщающий урок

Средства связи в СПП, виды придаточных предложений. Знаки препинания в СПП с разными видами придаточных.

Знать определения ССП иСПП. Уметь их отличать, уметь определять значения придаточных, конструировать, грамотно расставлять знаки препинания

 Работа с текстом, взаимо-диктант

Подготовиться к контрольной работе, повторить параграфы 18 – 28, 29-30

43.

 Контрольная работа по теме «Сложноподчине-ные предложения»

1

 Урок контроля

 Строение СПП, средства связи в СПП, виды придаточных предложений, знаки препинания

Занть определения ССП и СПП, уметь различать разные виды придаточных предложений, грамотно расставлять знаки препинания

Работа с текстом по вариантам, комплексный анализ текста

44.

Р/Р. Подробное изложение текста «Сергей Иванович Ожегов»

1

 Урок развития речи, урок контроля

Знать структуру изложения, уметь на слух понимать содержание текста, определять основную мысль, позицию автора к проблеме, поставленной в тексте

Подробное изложение

Бессоюзные сложные предложения

45.

Бессоюзное сложное предложение. Понятие о БСП. Запятая и точка с запятой в БСП

1

Усвоение нового материала

Понятие о БСП, интонация в БСП. Постановка запятой и точки с запятой в БСП

Знать синтаксические особенности БСП, правила постановки знаков препинания в БСП, уметь опознавать БСП в тексте, расставлять знаки препинания, соблюдать интонацию при чтении.

Составление предложений по схемам, работа с учебником

Параграфы 31 – 33, упр. 186, 190, 191

46.

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном предложении

1

Урок усвоения новых знаний

Двоеточие в бессоюзном предложении

Знать условия постановки двоеточия в БСП, уметь конструировать предложения со значением причины, пояснения, дополнения, выразительно читать, выявляя смысловые отношения между частями БСП

Объяснительный диктант, работа с учебником

Параграф 34, упр. 196, подготовить

ся к словарному диктанту

47.

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП

1

 Урок усвоения новых знаний

Тире в бессоюзном сложном предложении

Знать условия постановки тире в БСП, уметь выявлять смысловые отношения ме5жду частями, конструировать такие предложения, выразительно читать

Комментированное письмо, зрительный диктант, контрольный словарный диктант

Параграф 35, упр. 200. Повторить жанры сочинений: рассказ, отзыв, типы речи.

48 – 49.

Р/Р. Изложение с элементами сочинения

2

 Урок развития речи

Текст, тема текста, основная мысль, проблемы, позиция автора. Изобразительно – выразительные средства языка

Знать композиционные особенности текста, понимать содержание прочитанного, его тему, главную мысль, определять идейную направленность текста, позицию автора, его отношение к проблеме, подробно излагать текст, комментировать позицию автора, выражать собственное мнение.

Изложение с элементами сочинения

50.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Бессоюзные сложные предложения». Синтаксический пунктуационный разборы БСП

1

 Усвоение и закрепле-ние нового материала

Порядок синтаксического и пунктуационного разборов бессоюзного сложного предложения

Знать, соблюдать последовательность синтаксического и пунктуационного разборов БСП

Взаимо-диктант, синтаксичес-кий и пунктуационный разборы БСП

Параграф 36, упр. 2-3

51.

Контрольный диктант

1

 Урок контроля

Строение БСП, знаки препинания в БСП

Знать синтаксический и пунктуационный разборы БСП, знаки препинания в БСП

Диктант с грамматическим заданием или тест

Сложные предложения с различными видами связи

52 - 54

Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

3

 Урок усвоения нового материала, закрепление нового материала, обобщение

Многочленные сложные предложения, виды связи: союзная и бессоюзная. Употребление сочинительной и подчинительной связи

Знать основные правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Уметь разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные слова

Составление схем предложений, работа в группах, словарный диктант

Параграфы 37 – 38,

упр. 216

55.

Р/Р. Сжатое изложение

1

 Урок развития речи

Проверка навыков написания сжатого изложения

Сжатое изложение

56.

Публичная речь

1

 Урок усвоения нового материала

Речь лектора в большой аудитории, митинговая речь на площади, доклад на научной конференции

Знать, что такое публичная речь, уметь отличать понятия «публичный» и «публицистический», знать особенности публичной речи

Анализ текстов, работа в группах

Подготовить публичное выступление для родительского собрания на тему: «Взрослые и мы», упр. 222

57.

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов и союзных слов

1

 Урок закрепления знаний

Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи

Уметь производить синтаксический разбор и конструировать сложные предложения с разными видами связи, ставить знаки препинания

Творческий диктант, работа с учебником

Тетрадь Богдановой

Общие сведения о языке

58 - 59.

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью

2

 Урок усвоения нового материала

Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Строение пре6дложений с прямой речью. Замена прямой речи косвенной

Знать основные способы передачи чужой речи, владеть интонацией, используя предложения с прямой и косвенной речь. Уметь грамотно ставить знаки препинания в таких предложениях

Конструиро-вание предложений, работа со схемами

Записать предложения, определить способ передачи чужой речи.

60.

Цитаты. Способы цитирования. Пунктуация при цитировании

1

 Урок усвоения нового материала

Цитаты. Способы цитирования, знаки препинания при цитировании

Знать способы цитирования, уметь использовать цитаты в собственной речи, грамотно выделять цитаты на письме

Тренинг, работа с учебником

Подобрать эпиграфы к сочинениям на темы «Пушкин – это наше все», «Татьяна – милый идеал Пушкина»

61 – 62.

Контрольный диктант и его анализ

2

 Контроль знаний и умений учащихся

Диктант

63.

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление

1

 Урок повторения материала

Основные функции русского языка

Знать основные функции языка как развивающегося явления

Контрольный словарный диктант

Конспект текста о роли языка в жизни общества

64.

Русский литературный язык и его стили. Обобщение изученного

1

 Урок повторения материала

Современный русский язык – национальный язык русского народа

Знать понятие о современном русском языке как национальном языке русского народа, государственного языка РФ и языке межнационального общения, о величии и общепризнанности русского общества

Беседа, проблемные задания, работа с учебником

Составить простой или сложный план статьи

Повторение изученного в 5 – 9 классе

65.

Фонетика, графика, орфография. Фонетический разбор

1

 Урок повторения и закрепления материала

Систематизация и обобщение знаний по теме «Фонетика, графика, орфография».

Работа со справочной литературой, тест

Тетрадь Богдановой

66.

Словообразование, морфемика, орфография. Состав слова

1

 Урок повторения материала

Систематизация знаний по данной теме

Работа с дидактическим материалом

Тетрадь Богдановой

67.

Диагностическая работа ГИА - 9

1

 Контроль знаний

68.

Синтаксис и пунктуация

1

 Урок повторения, итоговый урок

Подготовить-ся к экзаменационной работе ГИА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....