Есть вариант!
статья по русскому языку на тему

В данной статье "Есть вариант!" указаны рекомендации по домашним заданиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_savinkova.docx58.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическая консультация "Решаем домашнее задание вместе"  для  учителей русского языка и литературы, молодых специалистов» учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ №534 Выборгского района Санкт-Петербурга  Савинковой А.А.  Методические материалы.

Есть вариант!

(статья)

Произнося фразу на уроке «записываем домашнее задание», учитель замечает, как портится настроение у учащихся, как они неохотно открывают дневники, смотрят жалостливыми глазами в глаза учителю в надежде, а вдруг учитель передумает и сжалится над «своими детками».

Проблема домашнего задания остро стоит в современных школах, деля всех учителей на две оппозиционные группы. Первые выступают за отмену домашнего задания, считая, что учитель в процессе урока должен реализовать все свои учебные цели. Вторые – наоборот – отстаивают свою точку зрения о необходимости домашней самостоятельной работы, поскольку работа дома позволяет закрепить учебный материал, развивать навыки самостоятельно добывать знания, тем самым развивая познавательный интерес обучающихся к предмету.

Для меня близка позиция тех учителей, которые «за», домашнее задание, поскольку домашнее задание является одним из наиболее важных элементов процесса обучения. И вопрос об организации домашней работы является главным и актуальным в современной школе.

В классе, как правило, учащиеся с различным уровнем способностей. Во-первых, это учащиеся, схватывающие новый учебный материал «на лету»; данную группу учащихся отличает высокая мотивация к обучению. Во-вторых, ученики, которые имеют более низкую мотивацию, усваивающие учебный материал медленнее и без особого энтузиазма, не имея при этом сверх особых способностей. В-третьих, учащиеся с крайне низкой мотивацией к учению, не способные в силу ряда причин усвоить полностью учебный материал, предлагаемый учителем.

В связи с этим, на мой взгляд, необходимо применять в практике обучения вариативные домашние задания, в котором будут учитываться индивидуальные особенности школьников, их познавательные интересы, способности к выполнению тех или иных форм заданий.

        Когда речь идет о домашнем задании, в моем сознании возникают ассоциации: а с чем бы я сравнила домашнее задание, что является символом данной формы взаимодействия между учеником и учителем.

        Цветик-пятицветик.

        Классическое домашнее задание – это упражнение в учебнике, которое дается всему классу. У учащихся нет выбора. Они либо выполняют упражнение, либо получают «два». Это непосредственно сказывается на уровне знаний обучающихся и их мотивации к обучению: происходит отставание одних учащихся и снижение интереса к предмету у других.

        

        

Такой «цветок» не вызывает радости у обучающихся: он безликий, формальный, состоящий только из контуров. Он не несёт в себе никакой смысловой нагрузки, словно некий штамп. И после себя «цветок» ничего не оставит, не даст жизнь себе подобным. Предлагая учащимся с разным уровнем знаний и способностей, мы лишаем сильных учеником стремления «больше знать».

Этот цветок – некая ассоциация с вариативным домашним заданием. Каждый лепесток символизирует достоинства такой формы домашней работы.

соответствует уровню знаний

и способностям учащегося

        разнообразие        заданий, у

развитие        учеников есть        выбор

творческих

способностей

        «здоровая»

        конкуренция

получение глубоких

и широких

знаний по

предмету

        Вариативность домашних заданий интересна для самих обучающихся. Тем самым более слабые ученики отрабатывают умения и навыки, выполняя задания, подобранные для их уровня знаний, а сильные, не теряют интерес к предмету, решая более сложные задачи. Данный цветок может стать вдохновением обучающихся, и они сами захотят постигать новые высоты в процессе обучения.

Также вариативное домашнее задание активизирует у обучающихся потребность в самостоятельном поиске новых знаний и формировании ЗУН.

        Но, конечно же, важна и база знаний, тот минимум, который должны усвоить все обучающиеся, то, что даёт опору форме вариативных домашних заданий (стебель).

        И задача учителя – поддерживать те комфортные условия для «цветка», чтобы его цель была оправдана. А цель – заинтересовать учащихся, создать все условия для развития самообразования и самосовершенствования.

        На мой взгляд, нельзя пускать всё на самотёк. Всё в силах учителя, всё в наших руках. Мы должны искать подходы к разным детям, должны учитывать способности каждого ребёнка: необходимо научить и слабых учащихся, но в то же время не упустить и сильных, не дать им потерять интерес к предмету. А одним из факторов достижения поставленной цели и является вариативное домашнее задание.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Есть или не есть, или экологическая безопасность продуктов питания»

Цели:сформировать представление о категориях качества продовольственных товаров;определить источники загрязнения продуктов питания;научиться  проводить первичную экологическую экспертизу продукто...

"Есть итли не есть? Вот в чем вопрос!"

Классный час для учащихся 7 класса проводился в рамках программы "Здоровое питание".   Цель:   донести до учащихся информацию о различных биологически активных веществах (БАДах), ...

Урок внеклассного чтения в 10 классе по литературе по рассказу В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть"

Урок по внеклассному чтению в 10 классе по творчеству и произведениям современных писателей является важной составляющей в подготовке к сочинению для сдачи ЕГЭ по предмету. Наиболее опитимальным и инт...

«Две правды в рассказе В.Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть"».

Разработка урока внеклассного чтения в 11 классе...

Методическая разработка урока- дискуссии "Два правды в рассказе В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть".

Урок знакомит учащихся с творчеством В.Токаревой, способствует формированию умения выражать свои мысли ....

Литературная композиция «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…» (Родная природа в творчестве русских поэтов 19 века)

Стихотворения о природе - это трепетный рассказ о собственной душе. Русские поэты всегда думали о главном - своей Родине....

Реализация ФГОС О УО: проведение коррекционно-развивающих (логопедических) курсов (вариант 9.1) Тема: заучивание стихотворения П.М.Воронько «Есть в лесу под ёлкой хата…»

Конспект логопедического подгруппового занятия  по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей с  нарушениями интеллекта....