Рабочая программа по русскому языку. 5 класс.
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Арбаева Светлана Санжеевна

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса основной общеобразовательной школы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 89.12 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Улан-Удэ

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель МО:

________ / С.С.Арбаева/

протокол № _1_

от « 29» 08 2017 г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР:

________ /Л.Н.Буяева/

протокол № _1_

от «30 » 08 2017г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ОУ:

__________ / М.В. Хамеруева /

приказ №

от « 01» 09 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от « 31» 08 2017г.

Составила:

Арбаева Светлана Санжеевна

Должность: учитель

русского языка и литературы

Улан-Удэ

2017

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому  языку для обучающихся 5  класса  основной общеобразовательной школы составлена на основе:

1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.

        2.Закона Российской Федерации «Об образовании» №273 ФЗ,  утвержденный 29.12.2012 года.

3. Примерной  программы основного общего образования по русскому языку: Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений,12-е издание, переработанное,- М.: «Просвещение», 2017.

4. Санитарно-эпидемиологических требований  к условиям и организации обучения в ОУ, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 №189.

5. Учебного  плана  МАОУ  «СОШ №37» на 2017/2018 учебный год.

6. Федерального перечня  учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2017-2018 учебный год.

7. Годового  календарного  учебного графика  на 2017-2018 учебный год.

8. Методического  письма «О преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего  образования».

9. Требований к оснащению учебного процесса по русскому языку.

Адресат

Программа рекомендована учащимся для обучения русскому языку в 5 классе общеобразовательной школы.

Объём и сроки обучения

Программа по русскому языку общим объёмом 170 часов изучается в течение учебного года согласно Базисному учебному плану ОУ.

Роль и место дисциплины

Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для общеобразовательных учреждений РФ. Особое место данного курса обусловлено необходимостью формирования представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального  самосознания. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как литература, история России.

Особенности программного материала

Специфика данной учебной дисциплины  обусловлена возрастными и психологическими особенностями данного возраста, основана на принципах индивидуализации и дифференциации материала.

В этот возрастной период ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, учится выстраивать рабочие и межличностные отношения, как с учителем, так и с одноклассниками, т.е. включаются в совместно распределённую учебную деятельность. Особый акцент в программе сделан на использование коллективных дискуссий, групповую и парную работу учащихся, что является признаком соответствия программы современным требованиям к организации учебного процесса. Программа ориентирована на применение широкого комплекса медиасредств, технических средств и справочной литературы.

Предлагаемая программа построена на основе учебника «Русский язык. 5 класс» М.Т.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. ( М.: Просвещение, 2017) с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Данный учебник полностью соответствует современным концепциям обучения, богат социокультурным компонентам, а также предлагает новые педагогические технологии, направленные на реализацию Государственного образовательного стандарта в практической деятельности учителя. Объём и качественное представление материала не входит в противоречие с типовой государственной программой.

Данный  курс предполагает  национальные, региональные, социокультурные  особенности. Национально - региональный  компонент используется не  как отдельный блок, а реализуется  посредством  включения  в   материал  урока. Поэтому предусмотрено на уроках использовать  фрагменты  из  текстов  поэтов и  писателей Бурятии. Это  способствует формированию  у учащихся чувства  уважения к  традициям, обычаям, культурным ценностям  народов  Бурятии, развивает  любовь  к родному  краю.

Целевая установка и задачи

Таким образом, целью прохождения настоящего курса является:

  •  воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  •  развитие речевой и мыслительной деятельности;
  •  дальнейшее развитие  универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
  •  содействие формированию умения проектировать собственную деятельность;
  •  создание условий для анализа ситуации и принятия решений, представления и оценивания результатов, а также корректировки собственной деятельности;
  •  формирование целостного представления о гуманистических ценностях и нормах поведения.

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

  •  развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
  •  формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
  •  развивать способность к творческой деятельности.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-игр, практических занятий, экскурсий, диспутов.

Технологии, используемые в обучении:

  • Чтение и письмо для развития критического мышления
  • ИКТ  
  • Обучение в сотрудничестве
  • Исследовательские методы обучения
  • ТРИЗ
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Игровые методы обучения

Основные виды контроля:

Одно из требований принципа систематичности и последовательности предполагает необходимость осуществления контроля на всех этапах образовательного процесса по литературе. Этому способствует применение следующих видов контроля:

Предварительный – диагностика начального уровня знаний обучающихся с целью выявления ими важнейших элементов учебного содержания, полученных при изучении предшествующих разделов, необходимых для успешного усвоения нового материала (беседа по вопросам; мозговой штурм; тестирование, письменный опрос).

Текущий  – систематическая диагностика усвоения основных элементов содержания каждого урока по ходу изучения темы или раздела (беседа; индивидуальный опрос; подготовка сообщений, докладов, рефератов, проектов; работа по карточкам; составление схем, таблиц, рисунков, написание мини-сочинений).

Промежуточный – по ходу изучения темы, но по истечении нескольких уроков: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), составление сравнительной характеристики литературного героя по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов, сочинение синквейнов;

Тематический – по окончании изучения темы (тестирование; оформление презентаций, составление тезисных планов).

Итоговый – проводится по итогам изучения раздела курса «Литература» с целью диагностирования усвоения обучающимися основных понятий раздела и понимания их взаимосвязи (контрольные работы, контрольное тестирование, анализ стихотворения, письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов): анализ стихотворения, письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов, сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность обучающегося, теоретико-литературные знания, дифференцированный зачет с творческим заданием; проектная, исследовательская работа.

Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы обучаемых

При изучении курса для обучаемых предусмотрены возможности для самостоятельной работы,  а именно использование заданий, требующих поиска, переработки и представления информации в новом виде. Освоение курса предполагает изменение роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной парадигмы, а также учёта динамики передачи ученику ответственности за собственное учение. В ходе прохождения программы обучающиеся самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер участия в групповой работе.

Планируемые результаты изучения русского языка

  •  повышение практической грамотности обучающихся;
  •  развитие учебно-познавательных, речеведческих, коммуникативных, культуроведческих компетенций;
  •  воспитание любви к русскому языку.

Речь и речевое общение

Пятиклассник научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки

Речевая деятельность

Пятиклассник научится:

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации).

Календарно-тематический план

по русскому языку

5 класс

№ пп

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Дата

контр

работ

разви

тие

речи

лабор., практ.

работ

план.

факт.

Язык и общение (3ч.+1р/р)

1

Язык и человек. Язык и речь.

1

2

Общение устное и письменное.

1

3

Читаем учебник.
Слушаем на уроке.

1

4

р/р

Стили речи.

1

1

Вспоминаем, повторяем, изучаем (18ч.+5р/р)

5

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

1

6

Орфограмма

1

7

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

1

8

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1

9

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1

10

Буквы И, У,А после шипящих.

1

11

Разделительные Ь и Ъ.

1

12

Разделительное написание предлогов с другими словами.

1

13

р/р

Текст. Что мы знаем о тексте.

1

1

14-15

р/р

Обучающее изложение (по Г.А.Скребицкому упр.70) «Хитрый заяц»

2

2

16

Части речи.

1

17

Глагол.

1

18

Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.

1

19 р/р

Тема текста.

1

1

20-21

Личные окончания глаголов.

2

22

Имя существительное как часть речи.

1

23

Имя прилагательное как часть речи.

1

24

Местоимение как часть речи.

1

25

р/р

Основная мысль текста.

1

1

26

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного в начальных классах».

1

1

27

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

1

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29ч. +4р/р)

28

Синтаксис. Пунктуация.

1

29

Словосочетание.

1

30

Разбор словосочетания.

1

31 р/р

Сжатое изложение. Упр.127

1

1

32

Предложение.

1

33

Виды предложений по цели высказывания.

1

34

Восклицательные предложения.

1

35 р/р

Сочинение на свободную тему.

1

1

36

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

1

37

Сказуемое.

1

38

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

39

Нераспространённые и распространённые предложения.

1

40

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

1

41

Определение.

1

42

Обстоятельство.

1

43-44

Предложения с однородными членами предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

2

45

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами.

1

46

Предложения с обращениями.

1

47

р/р

Письмо.

1

1

48

Синтаксический разбор простого предложения.

1

49

р/р

Сочинение-описание по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки»

1

1

50

Пунктуационный разбор предложения.

1

51

Контрольный диктант №2 по теме «Синтаксис простого предложения».

1

1

52

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

1

53

Простые и сложные предложения.

1

54

Синтаксический разбор сложного предложения.

1

55-56

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

2

57

Диалог.

1

58

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация».

1

59

Контрольный диктант №3 по теме «Синтаксис и пунктуация».

1

1

60

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

1

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (14ч.+ 4р/р)

61

Фонетика. Гласные звуки.

1

62

Согласные звуки.

1

63

Изменение звуков в потоке речи.

1

64

Согласные твёрдые и мягкие.

1

65

р/р

Повествование.

1

1

66-67

р/р

Обучающее изложение-описание (К.Г.Паустовский «Шкатулка»)

2

2

68

Согласные звонкие и глухие.

1

69

Графика. Алфавит.

1

70 р/р

Описание предмета.

1

1

71

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

1

72-73

Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я.

2

74

Орфоэпия.

1

75

Фонетический разбор слова.

1

76

Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

1

77

Контрольный тест №1 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

1

1

78

Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте.

1

Лексика. Культура речи. (10ч.+3 р/р)

79

Слово и его значение.

1

80

Однозначные и многозначные слова.

1

81

Прямое и переносное значение слова.

1

82

Омонимы.

1

83

Синонимы.

1

84

Синонимы, их роль в речи.

1

85

р/р

Сочинение-описание по картине

 И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

1

1

86

Антонимы.

1

87

Повторение по теме «Лексика. Культура речи».

1

88

Контрольный тест №2 по теме «Лексика. Культура речи».

1

1

89

Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте.

1

90-91 р/р

Написание подробного изложения (К.Г.Паустовский «Первый снег»).

2

2

Морфемика. Орфография.Культура речи (18ч.+3 р/р).

92

Морфема – наименьшая значимая часть слова.

Изменение и образование слов.

1

93

Окончание и основа слова.

1

94

р/р

Сочинение по личным впечатлениям.

1

1

95

Корень слова.

1

96 р/р

Рассуждение. Сочинение-рассуждение «Секрет названия»

1

1

97

Суффикс.

1

98

Приставка.

1

99 р/р

Выборочное изложение с изменением лица.

1

1

100

Чередование звуков.

1

101

Беглые гласные.

1

102

Варианты морфем.

1

103

Морфемный разбор слова.

1

104

Правописание гласных и согласных в приставках.

1

105

Буквы З и С на конце приставок.

1

106

Буквы А-О в корне –ЛАГ- –

 -ЛОЖ-.

1

107

Буквы А-О в корне –РАСТ-

 -РОС-. Правописание корней с чередованием гласных.

1

108

Буквы Ё – О после шипящих в корне слова.

1

109

Буквы И – Ы после Ц.

1

110

Повторение по теме «Морфемика».

1

111

Контрольный диктант № 4 по теме «Морфемика».

1

1

112

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

1

Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное

 (16ч.+4 р/р)

113

Имя существительное как часть речи.

1

114

р/р

Доказательства в рассуждении.

1

1

115

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

1

116

Имена существительные собственные и нарицательные.

1

117

Род имён существительных.

1

118

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

1

119-120 р/р

Элементы рассуждения. Сжатое изложение (упр.513)

2

2

121

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

1

122

Три склонения имён существительных.

1

123

Падеж имён существительных.

1

124

Правописание гласных в падежных окончаниях имён сущ-ных в единств. числе.

1

125р/р

Подробное изложение с изменением лица.

1

1

126-127

Множественное число имён существительных.

2

128

Правописание О- Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

1

129

Морфологический разбор имени существительного.

1

130

Повторение по теме «Имя существительное».

1

131

Контрольный диктант №5 по теме «Имя существительное».

1

1

132

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

1

Имя прилагательное

(7ч.+ 4 р/р)

133

Имя прилагательное как часть речи.

1

134

Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных.

1

135-136

р/р

Описание животного. Подробное изложение

(А.И. Куприн «Ю-ю»).

2

2

137

Прилагательные полные и краткие.

1

138р/р

Описание животного на основе изображённого. Сочинение по картине А.Н.

Комарова «Наводнение».

1

1

139

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

140

Повторение по теме «Имя прилагательное».

1

141

р/р

Проект «Имена прилагательные в названиях»

1

1

142

Контрольный диктант №6 по теме «Имя прилагательное».

1

1

143

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

1

Глагол (17ч.+4р/р)

144

Глагол как часть речи.

1

145

НЕ с глаголами.

1

146р/р

Рассказ

1

1

147

Неопределённая форма глагола.

1

148

Правописание –ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.

1

149

Виды глагола.

1

150

Буквы Е-И в корнях с чередованием.

1

151р/р

Невыдуманный рассказ (о себе).

1

1

152

Время глагола. Прошедшее время

1

153

Настоящее время.

1

154

Будущее время.

1

155

Спряжение глаголов.

1

156

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.

1

157

Морфологический разбор глагола.

1

158-159р/р

Сжатое изложение с изменением формы лица  (А.Ф. Савчук. «Шоколадный торт» - упр.688).

2

2

160

Мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа.

1

161

Употребление времён.

1

162

Повторение по теме «Глагол».

1

163

Контрольный диктант №7 по теме «Глагол».

1

1

164

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

1

Повторение и систематизация изученного (6ч).

165

Разделы науки о языке.

1

166

Орфограммы в приставках и в корнях слов.

1

167

Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголах.

1

168

Употребление букв Ъ и Ь.

1

169

Знаки препинания в простом и сложном предложении.

1

170

Итоговый контрольный тест.

1

Итого:

170

9

32


Требования к уровню подготовки учащихся

5 класса

Учащиеся должны знать:

  • основные сведения о языке, изученные в 5 классе;
  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

аудирование

  • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
  • выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

фонетика и графика

  • выделять в слове звуки речи;
  • давать им фонетическую характеристику;
  • различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
  • разбирать слова фонетически;

орфоэпия

  • правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова;
  • опознавать звукопись как поэтическое средство;
  • использовать логическое ударение для усиления выразительности речи;
  • разбирать слова орфоэпически;
  • работать с орфоэпическим словарем;

лексика

  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
  • толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы;
  • опознавать эпитеты, метафоры, олицетворения как средства выразительности речи;
  • пользоваться толковым словарем;

словообразование

  • выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры);
  • подбирать однокоренные слова с учетом значения слов;
  • по типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы;
  • разбирать слова по составу;
  • пользоваться словарем морфемного строения слов;

морфология

  • квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению;
  • правильно определять грамматические признаки изученных частей речи;
  • образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка;
  • разбирать слово морфологически;

синтаксис

  • выделять словосочетания в предложении;
  • определять главное и зависимое слово;
  • определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения, количеству грамматических основ;
  • составлять простые и сложные предложения изученных видов;
  • разбирать простое предложение синтаксически;

орфография

  • находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами;
  • правильно писать слова с непроверяемыми согласными, изученными в 5 классе;
  • пользоваться орфографическим словарем;

пунктуация

  • находить в предложениях места для постановки знаков препинания;
  • обосновывать выбор знаков препинания;
  • расставлять знаки препинания в предложениях в соответствии с изученными правилами;

связная речь

  • определять тему и основную мысль текста, его стиль;
  • составлять простой план текста;
  • подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных);
  • писать сочинения повествовательного характера;
  • совершенствовать содержание и языковое оформление (в соответствии с изученным языковым материалом).

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке;
  • получения знаний по другим учебным предметам.

УУД, сформированные в процессе усвоения программы

знать:   

  • роль русского языка  как национального языка  русского народа, государственного языка  Российской  Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;
  • основные признаки стилей языка;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные) для данного периода обучения;
  • нормы речевого этикета;

уметь:

  • различать разговорную речь и другие стили;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение:

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • извлекать    информацию    из    различных    источников,    включая    средства    массовой    информации;    свободно    пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;
  • владеть различными видами монолога  (повествование, описание,  рассуждение) и диалога  (побуждение  к действию, обмен мнениями);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • осознания значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса;
  • расширения круга используемых грамматических средств;
  • развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
  • самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
  • самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,     ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
  • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

 по фонетике и графике:

  • производить фонетический разбор слова;
  • соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;
  • свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем;
  • не смешивать буквы и звуки;

по орфоэпии: 

  • правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
  • пользоваться орфоэпическим словарем;

по лексике:

  • пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов;
  • толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы;

Учебно-методическое обеспечение

Литература для учащихся

Учебники:

  1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.

Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.  М.: Просвещение, 2017.

Методические материалы:

  1. Михайлова М, Ю. Ключи к орфографии. - М.: Просвещение, 2016.
  1. Пименова С.Н.  Таблицы  по русскому языку для  самостоятельной
    работы в классе и дома: 5 класс. - М.: Искатель, 2017.
  2. Баранов М.Т. Дидактический материал по русскому языку. 5класс. М.:
    Просвещение, 2017.
  3. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. -
    4-е изд.М., 1999.
  4. Дейкина А.Д., Т.М. Пахнова. Раздаточные материалы по русскому языку. 5   класс. –М.: Дрофа, 2017.
  5. Лапатухин   М.С.,   Скорлуповская   Е.В.,   Снотова   Г.П.   Школьный
    толковый словарь русского языка / Под ред. Ф.П.Филина. - 2 изд.,
    дораб.М., 1998.
  6. Орфоэпический      словарь      русского      языка.      Автор-составитель
    О.А.Михайлова. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
  7. Поникарова Л.А. Русский язык: Морфология в таблицах и заданиях.
    М.: Просвещение, 2016.
  8. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова.  М.:
    Просвещение, 2007

10.Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку. 5 класс. М.:
Просвещение, 2017.

Материалы для контроля:

  1. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку: 5 класс.    М.:
    Просвещение, 2017.
  1. Карточки для индивидуальной работы.
  2. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по
    русскому языку. 5-7 класс   / А.Б.Малюшкин, Л.Н.Иконницкая. М.:
    Сфера, 2017.
  3. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля:
    Русский язык.5-8 класс. П./ред. Капинос В.И. - М.: Интеллект-Центр,
    2017.

Литература для учителя

Учебники:

  1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.

Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.  М.: Просвещение, 2017.

 Методические материалы:

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: книга для учителя.
М.: Просвещение, 2017

  1.  Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх: нетрадиционный
    подход. -М.: Айрис-Пресс, 2016.
  2.  Ладыженская    Т.А.    Обучение    русскому    языку    в 5 классе    /
    Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, М.Т.Баранов.  М.: Просвещение,
    2017.
  3. Пименова  С.Н.  Таблицы  по русскому языку для  самостоятельной
    работы в классе и дома: 5 класс.  М.: Искатель, 2017.

Дидактические материалы:

1.  Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы.  М.:

Просвещение, 2016.

  1. Дейкина А.Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 5-7 класс /
    А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова. - М: Дрофа, 2017.

3. Ефремова Е.А.. Русский язык. Рабочая тетрадь:5 класс. Пособие для уч. общеобразоват. учрежд. – М.: Прсвещение, 2016г.
4. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии.5 класс.  М.:
Просвещение,    2016.

5. Пименова С.Н. Таблицы по русскому языку для самостоятельной
работы в классе и   дома: 5 класс. - М.: Искатель, 2017.

Материалы для контроля:

1.  Костяева Т.А. Тесты, проверочные контрольные работы по русскому языку:

5 класс.  М.: Просвещение, 2016.

2. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по
русскому языку.  5  класс / А.Б.Малюшкин, Л.Н.Иконницкая. М.:
Сфера, 2016.

3. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля:
Русский язык. 5 класс. П./ред. Капинос В.И. -М.: Интеллект-Центр,
2016.

Образовательные электронные ресурсы:

  1. Информационные источники Интернета:

http://www.edu. ru  -  Федеральный     центр     информационно-

образовательных ресурсов.

http://www/ict.ru/  - Информационно-коммуникационные технологии в образовании.

2. Образовательные сайты:

www.mon.gov.ru - Официальный сайт Министерства образования и науки РФ.

www.fipi.ru - ФИПИ Федеральный институт педагогических измерений.

http://www.school.edu.ru – Российский образовательный портал.

http://www.philology.ru./default.htm/ - Российский филологический портал

http://som.fio.ru/ - Сетевое объединение методистов.

Список литературы, использованный при разработке программы

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2015.
  2. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. М.: Просвещение, 2015.
  3. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2017.
  4. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 5 классе: Пособие для учителей. М.:Просвещение,2017.
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2017.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2016.
  7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под ред. А.Г.Асмолова. М.: Просвещение, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....