Рабочая программа "Русский язык"
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Яна Юрьевна Аниканова

Рабочая программа по предмету «Русский языка» для 7 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.  Используется УМК: «Русский язык» 5 – 9 классы.  В.В. Бабайцева,  Л.Д. Чеснокова  (Сборник программно – методических материалов. Русский язык.  5 - 9 классы: сост. Е.И. Харитонова. – М.: Дрофа, 2014)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_7_kl.russk_.doc1009.41 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Усть-Илимска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Бусыгина М.И.»

Рассмотрено

ШМО

Протокол № ___

От «____»_______2018 г.

Руководитель ШМО

_____________________

                    Согласовано

«__»_______2018г

Зам директора по УВР_____________________

____________________

Утверждаю 

Приказ № ________

от «___»_____2018г.

Директор МБОУ «СОШ № 8 им. Бусыгина М.И.»

___________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

« РУССКИЙ  ЯЗЫК»

разработана на основе требований к результатам освоения

ООП НОО МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.»

для учащихся 7 – Г класса

( 2018 – 2019 учебный год)

Область образования:    филология

Разработала:

Аниканова Я.Ю. ,

учитель русского языка и литературы,

высшей  квалификационной категории.

2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русский языка» для 7 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.».

         Используется УМК: «Русский язык» 5 – 9 классы.  В.В. Бабайцева,  Л.Д. Чеснокова  (Сборник программно – методических материалов. Русский язык.  5 - 9 классы: сост. Е.И. Харитонова. – М.: Дрофа, 2014), в Федеральном перечене учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253".

        Рабочая программа составлена с учетом психологической характеристики  7- х классов

Порядковый номер учебника по ФПУ

Автор/авторский коллектив

Наименование учебника

Издательство

Год издания

1.2.1.1.2.1

В.В. Бабайцева,  Л.Д. Чеснокова

Русский язык 5- 9 класс

Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа»

2014

1.2.1.1.2.4

Пименова С.Н. (книга 1), Никитина Е.И. (книга 2)

Русский язык (в двух книгах) 7 класс

Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа»

2014

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

в процессе изучения русского  языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные  умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление,  обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты

Ученик научится

Ученик получит возможность:

Личностные

1) пониманию русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознанию эстетической ценности русского языка; уважительному отношению к родному языку, гордости за него;

3) потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

4) стремлению к речевому самосовершенствованию;
5) пользоваться словарным запасом и усвоенными грамматическими средствами для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

6) самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

1) Осознания себя как носителя одного из величайших языков мира

2) Понимания роли русского языка как языка межнационального и международного общения;

3) Осознать свою причастность к сохранению чистоты и богатства языка, к расширению сферы его влияния

4) совершенствовать свою речь в процессе работы с различными письменными источниками и в устной речевой практике

Метапредметные

1. Аудирование и чтение:
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; 
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• владеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; уметь вести самостоятельный поиск информации;
• говорение и письмо:
• определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ,);
• создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
•свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; 
• соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного русского литературного языка;соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни;  использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; 
3) коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;

1.Сохранять  и передавать информацию,, полученную в результате чтения;

2.Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
3.Сочетать разные виды монолога и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.;

4.Осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;

5.Оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;

6.Находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
7.Применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
8.Владеть национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

9.Решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах

Предметные

1.Производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

2.Составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

3.Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии.

1.Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами;

2.Находить и исправлять орфографические ошибки.

3.Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации.

1.Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи.

1.Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. 2.Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся).

3.Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

1) усвоения основ научных знаний о родном языке; понимания взаимосвязи его уровней и единиц;
2)овладения основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использования их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
3) опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка
4) проведения многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
5) понимания коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
6) осознания эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Общие сведения о языке.  Язык как основное средство общения в определённом национальном коллективе. Русский язык – национальный язык народа.

Знать / понимать

- понимать  роль языка как средства общения  в межнациональном коллективе;

-  бережно относиться к русскому языку  как национальной  ценности.

Систематизация изученного в 5-6 классах.  Части речи. Общее значение. Морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении, употребление в речи. Е-И в окончаниях имён существительных, О-Е после шипящих и Ц в окончаниях  и суффиксах  сущ. и прилаг. Н и НН  в суффиксах прил. Правописание  безударных гласных. Знаки препинания при обращении, вводных словах, однородных членах предложения. Текст как единица речи. Средства связи в тексте.

Знать /понимать.

- уметь опознавать части речи;

- уметь находить орфограммы в морфемах;

-  уметь выделять знаками препинания обращения, вводные слова, однородные члены предложения;

-  уметь находить признаки текста.                                                                                                  

Виды контроля: объяснительный диктант, взаимодиктант,  деформированный текст, диктант «Проверяю себя».

Причастие. Вопрос о причастии в системе  частей речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Причастие   в системе частей речи, семантика причастий. Сфера употребления причастий. Описание как тип речи, композиция описания.  Глагольные признаки причастия. Конструирование причастного оборота. Текстообразующая роль причастий. Синтаксические особенности текста. Слитное и раздельное  написание НЕ с причастиями Тип речи повествование. Пунктуация при причастном обороте. Семантика действительных и страдательных причастий. Суффиксы действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий. Образование действительных причастий прошедшего времени. Образование страдательных причастий прошедшего времени. Правописание Е-Ё после шипяших  в суффиксах страдательных причастий  прошедшего времени. Правописание гласных  перед Н и НН. Описание внешнего оформления книги. Образование краткой формы причастий. Правописание кратких причастий. НЕ с краткими и полными причастиями. 

Знать / понимать.

-общее грамматическое значение причастия;

- определять грамматические признаки причастия;

- уметь правильно согласовывать причастия с определяемыми словами;

- Уметь определять признаки глагола у причастия;

-  знать правила правописания причастий с НЕ;

-уметь находить и обозначать причастный  оборот;

- понимать содержание художественного текста;

- знать способы образования причастий.;

- уметь выполнять разные виды разбора причастий.                                                                          

Виды контроля: распределительный диктант, анализ текста, творческое списывание, свободный диктант, выборочный диктант, работа по индивидуальным карточкам, деформированный текст, объяснительный диктант, творческий диктант, тест

Деепричастие. Деепричастие в системе частей речи. Морфологические признаки деепричастия. Описание действий.  Деепричастный оборот. Конструирование деепричастного оборота. Деепричастие совершенного и несовершенного вида. Словообразование деепричастий. Текстообразующая роль деепричастия. Способы образования деепричастий. Характеристика литературного героя. Переход одной части речи в другую. Правописание НЕ с разными частями речи. Признаки публицистического стиля. Знаки препинания в простом предложении.

Знать / понимать

-   Знать лексические и грамматические  значения деепричастий.;

-  уметь распознавать деепричастия в тексте;

- знать способы образования деепричастий;

- знать определение деепричастного оборота4

- уметь выполнять разные виды разбора деепричастия;

- Уметь определять структуру предложения, расставлять в нём знаки препинания.                                

Виды контроля: Устное сообщение, Осложнённое списывание, диктант с грамматическим заданием, работа по индивидуальным карточкам, объяснительный диктант, свободный диктант, тест, диктант «Проверяю себя», комментированное письмо, составление плана текста.

Служебные части речи. Различие самостоятельных и служебных частей речи. Предлог как часть речи. Разряды предлогов по значению. Производные и непроизводные предлоги.  Правописание предлогов. Роль предлога в  словосочетании. Простые и составные предлоги. Интервью – жанр публицистики. Предлог как служебная часть речи.

Знать / понимать

- уметь различать самостоятельные и служебные части речи;

- уметь правильно писать производные предлоги;

-знать типовую композицию интервью;

- уметь различать предлоги разных разрядов;

- выполнять морфологический разбор предлогов.                                                                                    

Виды контроля: зачёт, диктант Проверяю себя», тест, объяснительный диктант, выборочный диктант, распределительный диктант, анализ текста.

Союз. Союз как служебная часть речи. Простые и составные союзы. Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. Тема, основная мысль текста. Разряды сочинитель- ных союзов. Функции и значение подчинительных союзов. Употребление подчинительных союзов. Морфологический разбор союза. Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ. Морфологические признаки союзов. Правописание приставок. Разделительный ъ и ь. Синтаксические конструкции и их пунктуационное оформление.

Знать /понимать

- знать определение служебной части речи;

- знать лексические и морфологические средства связи предложений в тексте;

-уметь писать изложение близкое к тексту;

- уметь ставить знаки препинания в осложнённых предложениях;

- знать правила написания союзов;

-  уметь опознавать союзы;

- уметь дифференцировать известную и неизвестную информацию                                                            

Виды контроля: изложение, анализ текста, работа по индивидуальным карточкам, комплексный анализ текста, сочинение, объяснительный диктант, тест.

Частица. Частица как служебная часть речи. Раздельное написание частиц. Отличие частиц от знаменательных частей речи. Роль частиц в предложении.  Формообразующие частиц. Частицы  БЫ, ЛИ, ЖЕ, раздельное и дефисное написание частиц.  Группы частиц по значению Модальные частицы. Различие на письме частиц НЕ и НИ. Различение на письме частиц НЕ и союза НИ-НИ. Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ. Разряды частиц по значению и составу, их роль в предложении. Смысловые различия частиц НЕ и НИ.

Знать/ понимать

- знать особенности частиц как служебной части речи;

-  понимать роль  ч астиц в предложении;

- уметь отличать частицы по значению и написанию;

- понимать многообразие значений частиц;

- уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи.                                                                                                           Виды контроля: тест, выборочный диктант, осложнённое списывание, диктант «Проверь себя»,  предупредительный диктант.

Междометие. Звукоподражательные  слова.  Междометия как особый разряд  слов.  Разряды междометий. Грамматические особенности звукоподражательных слов и их отличие от междометий. Знаки препинания при междометиях. Дефис при междометиях. Изложение публицистического стиля.

Знать/понимать

- понимать, что междометия не являются ни самостоятельной, ни служебной частью речи;

   - уметь распознавать междометия;

   - знать о пунктуационном оформлении  междометий;

   - правильно и уместно использовать междометия для выражения эмоций, этикетных формул  и т.д.                

Виды контроля: изложение, анализ текста.

Повторение изученного в 7 классе.  Текст. Стили речи. Типы речи. Сообщение как разновидность повествования. Научный и официально- деловой стили. Основные виды языковых и речевых  норм. Орфоэпические. Нормы. Лексические нормы. Нарушение грамматических норм. Соответствие теме и основной мысли. Речевой этикет. Этикетно - речевые формы.

     Знать /понимать

- знать особенности текста, черты стилей речи.

- уметь составлять сообщение на основе публикаций газет и журналов.

- уметь находить нарушение лексических норм;

- уметь определять, какая грамматическая ошибка  допущена;

- уметь производить текстоведческий анализ.                                                                                  

Виды контроля: анализ текстов разных стилей, сочинение, творческое списывание, редакторская правка.

Психолого – педагогическая характеристика класса

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 7 – Г  класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 25 детей, из которых мальчиков – 13, девочек - 12.

Отличительной возрастной особенностью детей является усиление интереса друг к другу со стороны мальчиков и девочек, что тоже следует учитывать при организации работы в группах постоянного и сменного состава и при рассаживании детей в классе.

        Исходя из знания психолого-педагогической характеристики класса, можно сделать выводы о дальнейшем применении технологий в работе.

        Считаю наиболее целесообразным использование технологии дифференцированного обучения и полного усвоения знаний.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Русский язык» в 7 классе (34 учебных недель, 4 час в неделю, 136 часов в год) на этапе основного общего образования.

В рамках отведенного времени предусмотрены часы на внеклассное чтение и развитие письменной речи обучающихся.

         Сроки проведения промежуточной аттестации:

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

По четвертям

16.10.18 г.  по 21.10.18 г.

13.12.18 г. по 21.12.18 г..

12.03.19 г. по 17.03.19 г.

14.05.19  по 19.05.19

21.05.19 г. по 26.05.19 г.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Дата

Планируемые образовательные результаты изучения темы

Виды деятельности обучающихся

Ведущие формы, методы, средства обучения

1

Литературный русский язык

Понимать роль русского языка как средства общения в межнацио нальном коллективе, бережно и сознательно относиться к русскомуязыку как национальной ценности

План лекции учителя. Работа с текстом

Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ

Повторение изученного (8ч.)

2.

Морфоло гия

Уметь опознавать части речи, знать их морфологические и грам матические признаки, определятьфункцию в предложении и тексте, употреблять в речи

Объяснитель ный диктант

Повторительно-обобщающий урок. ИКТ

3.

Правопи сание имен существи тельных.

Уметь находить орфограммы в морфемах, опознавать части речи,безошибочно писать, группиро вать слова по видам орфограмм

Заполнить таб лицу «Части речи» своими примерами.

Повторительно-обобщающий урок. ИКТ

4.

Правописание имён прилагательных.

Взаимодиктант

Повторительно-обобщающий урок. ИКТ

5.

Правопи сание гла гола.

Правильно выбирать форму гла гола, соблюдать видовременнуюсоотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте, без ошибочно писать, обозначая ор фограммы в глаголах, наречиях, местоимениях

Деформиро ванный текст

Повторительно-обобщающий урок. ИКТ

6.

Правописание наречия.

Повторительно-обобщающий урок. ИКТ

7.

Правописание местоимений.

Повторительно-обобщающий урок. ИКТ

8.

Знаки пре пинания в простом осложнен ном пред ложении.

Уметь выделять знаками препина ния обращения, вводные слова, однородные члены предложения, видеть структуру предложения,конструировать предложения, со ставлять схемы.

Диктант «Про веряю себя»

Повторительно-обобщающий урок. ИКТ

9.

Знаки препинания в сложном предложении.

Повторительно-обобщающий урок. ИКТ

10.

Р/Р Текст. Стили речи

Уметь находить признаки текста, аргументированно доказывать принадлежность к тексту, вырази тельно читать, соблюдая правиль ную интонацию, озаглавливать текст, определять его тему, основ ную мысль, средства связи пред ложений в тексте

Сочинение-миниатюра. Анализ текста

Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ

11.

Р/Р Сочи нение по картине

Уметь связно писать текст по картине, соблюдая все признаки текста, использовать вырази тельные средства языка в тексте-описании

Сочинение

Развитие речи. Исследовательский метод.

Причастие (34ч.)

12.

Понятие о причастии

Знать общее грамматическое зна чение причастия, морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении, опознавать причастия в предложении и тексте, отличать причастия от прила гательных, понимать значения причастий при сопоставлении с глаголом и прилагательным

Выборочный диктант

Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ

13.

Морфоло гические и синтакси ческие признаки причастий

Уметь аргументированно доказы вать принадлежность слова к при частиям по совокупности признаков, определять его функцию в предложении, отличать причастия от прилагательных

Списывание, определить роль причастия в тексте. Устное сообщение с опорой на афо ристичное оп ределение В.И.Даля: «Часть речи, причастная к глаголу, в обра зе прилага тельного»

Метод интеллект-карт. Групповая работа.

14.

Признаки прилага тельного у причастия

Определять грамматические при знаки причастия, уметь строить рассуждение в научном стиле на основе образца доказательств в опорных материалах, согласовы вать причастие с определяемымсуществительным, определять условия выбора гласных в оконча ниях причастий

Объяснительный диктант

Метод интеллект-карт. Групповая работа.

15.

Признаки прилага тельного у причастия

Уметь правильно согласовыватьпричастия с определяемыми сло вами, расположенными дистантно, отличать причастия от прилага тельных

Тест

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

16.

Признаки глагола у причастия

Уметь определять признаки глагола у причастия, соблюдать видо-временную соотнесенность упот ребляемых в предложении при частий с формой глагола-сказуемого

Сообщение о причастии по плану

Метод интеллект-карт. Групповая работа.

17.

Признаки глагола у причастия

Объяснительный диктант

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

18.

Р/Р Описание общего вида местности.

Уметь описывать местность с пози ции наблюдателя (автора описа ния), использовать нужный тип речи при создании текста, выразительночитать текст, употреблять глвыступающие в роли однородных членов, уметь создавать связный текст, соблюдая композицию описа ния, определяя границы темы.

Составлениесложного плана к описанию ме стности. Пере сказ описатель ного текста. Со чинение

Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ

19.

Р/Р Сочинение «Мой лю бимый уго лок приро ды»

Сочинение

Развитие речи. Исследовательский метод

20.

Причастный оборот

Уметь определять границы прича стного оборота, составлять инто национные схемы ,устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами, понимать отличия зависимого слова от оп ределяемого

Выборочный диктант

Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ

21.

Выделение причастного оборота на письме

Уметь выделять интонацией при частный оборот в устной и пунктуационно в письменной речи, правильно определять синтаксическую роль причастного оборота, предупреждать ошибки в употреб лении причастного оборота

Анализ текста.

Редакторская

правка

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

22.

Выделение причастного оборота на письме

Уметь графически обозначать причастный оборот, использоватьпричастные обороты в речи, кон струировать предложения с при частным оборотом, выделять при частный оборот на письме и в устной речи

Творческий диктант

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

23.

24.

Р/Р Описа ние дейст вий. Сочинение.

Уметь составлять связный рассказ с описанием трудовых процессов, соблюдая выбранный тип речи; уметь включать в текст причаст ные обороты

«Немой» дик тант - демонст рация действий по сюжету. Со ставлениесвязного выска зывания

Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ

25.

Правопи сание НЕ с причастия ми

Знать правила слитного и раз дельного написания НЕ с причас тиями; уметь различать НЕ как приставку, часть корня, частицу; графически обозначать орфо грамму; применять алгоритм пра вила на основе оппозиции «полное одиночное причастие» - «при частный оборот»

Составлениетаблицы «НЕ с причастиями»

Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ

26.

Правописание НЕ с причастиями

Уметь обобщать знания о право писании НЕ с причастиями и дру гими частями речи, делать пра вильный выбор написания, упот реблять в речи, исправлять ошибки, соблюдая литературные нормы

Объяснитель ный диктант

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

27.

Р/Р Изложение

Понимать содержание художест венного текста, воспринимать его на слух, составить сложный план, обобщая материал, уметь воспро изводить текст, сохраняя логику изложения мысли

Пересказ по цепочке смы словых частей текста

Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ

28.

Контроль ная работа по теме "Причастие"

Уметь воспроизводить аудируе мый текст на письме, соблюдая орфографические и пунктуацион ные нормы

Диктант

Метод контроля

29.

Анализ контрольной

работы

Уметь грамотно писать текст, ви деть орфограммы, правильно ис пользовать изученные правила

Деформиро ванный текст. Работа по ин дивидуальнымкарточкам

Исследовательский метод

30.

Страдательные и действительные причастия

Знать отличия действительных и страдательных причастий, отли чать действительные причастия от страдательных, аргументированнодоказывать принадлежность слова к действительному или страда тельному причастиям по совокуп ности признаков, уметь конструи ровать предложения с причастным оборотом, правильно ставить знаки препинания, употреблять в речи в соответствии с нормами

Выборочный диктант

Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ

31.

Образова ние и пра вописание действи тельных причастийнастоящего времени

Знать способы образования дей ствительных причастий настоящего времени, уметь образовывать действительные причастия, обос новывать выбор гласной в суф фиксах

Высказывание на лингвистическуютему. Со ставление таб лицы «Суффик сы причастий»

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

32.

Образова ние и пра вописание действа тельных причастийнастоящего времени

: ■ ,•

Уметь образовывать действитель ные причастия настоящего времени, обосновывать выбор гласной в суффиксах

Свободный диктант

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

33.

Образова ние и пра вописание действительных причастийнастоящего времени

Знать способы образования действительных причастий причастий настоящего времени

Деформиро ванный текст. Дополнить таб лицу «Суффиксыпричастий»

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

34.

Образова ние и пра вописание страда тельных причастийнастоящего времени

Уметь правильно писать суффиксыстрадательных причастий на стоящего времени, аргументиро ванно доказывать свой выбор, со гласовывать причастия с опреде ляемыми словами,анализироватьроль причастия в тексте, выделять знаками препинания причастныйоборот в предложении

Распредели тельный дик тант

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

35.

Образова ние и пра вописание страда тельных причастийнастоящего времени

Работа с текстом

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

36.

Р/Р Пове ствование.

Уметь писать преамбулу (введение) рассказа, выбирать из вариантов введений необходимое, воспринимать материал для рас сказа от собеседника на слух.

Анализ текста. Сопоставлениеплана текста с типовой компо зицией расска за.

Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ

37.

Р/Р Рассказ наоснове услышанного

Уметь , соз давать рассказ на основе услы шанного, соблюдать нормы рус ского языка при создании собст венного текста

Коллектив ная работа надпреамбулойпрослушанного текста, оформ ление рабочих записей

Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ

38.

Образова ние и пра вописание действи тельных причастийпрошедшего времени

Знать способы образования дей ствительных причастий прошед шего времени, правописание гласной перед суффиксами при частий, уметь правильно писать причас тия, обосновывая выбор гласной перед суффиксом, опознавать

действительные причастия про шедшего времени по суффиксу,соблюдать орфоэпические нормы при произнесении причастия

Дополнить таб лицу «Суффиксыпричастий». Творческое списывание

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

39.

Образова ние и пра вописание действи тельных причастийпрошедшего времени

Уметь правильно писать причастия,аргументированно доказывать написание причастий

Устное сообще ние Образование и правописание действительныхпричастийнастоящего и прошедшего времени

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

40.

Образова ние и пра вописание страда тельных причастийпрошедшего времени

Знать способы образования стра дательных причастий прошедшего времени, уметь их образовывать,правильно писать причастия, ар гументированно доказывать напи сание причастий, отличать стра дательные причастия прошедшеговремени от прилагательных

Ответить на вопрос: что общего в спо собах образо вания действи тельных и страдательныхпричастий про шедшего вре мени?

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

41.

Образова ние и пра вописание страда тельных причастийпрошедшего времени

Распре делительный диктант

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

42.

Правопи сание Е-Ё после ши пящих в суффиксах страда тельных причастийпрошедшего времени

Уметь объяснять и обозначать орфограммы «Гласные после ши пящих», соблюдать орфоэпиче ские нормы

Диктант «Про веряю себя»

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

43.

Правопи сание глас ных перед Н и НН

Уметь объяснять и правильно пи сать суффиксы страдательных причастий прошедшего времени, выбирать гласную перед Н и НН, используя алгоритм, правильно произносить причастия

Работа с де формированнымтекстом

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

44.

Правопи сание глас ных перед Н и НН

Распределительный диктант

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

45.

Р/Р Отзыв о

книге.

Уметь оценить содержание прочитанного произведения, его язык истиль, писать сочинение-отзыв всоответствии с требованиями

логичности, выразительности.

Чтение и обсуждение

литературныхотзывов о

книге. Озаглавливание

отзыва.Коллективное

составление плана отзыва.

Домашнее сочинение - отзыв

Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ

46.

Краткие причастия

Знать, как образуется краткая форма причастия, уметь правильно употреблять их в собственной речи, соблюдать нормы орфоэпии

Выборочный

диктант. Тест

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

47.

Краткие причастия

Уметь отличать краткие страда тельные причастия, краткие при лагательные и наречия, опреде лять их синтаксическую функцию впредложении, правильно употреб лять в речи

Тест

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

48.

Правописание НЕ с краткимипричастиями

Уметь применять правило написа ния НЕ с полными и краткими при частиями при письме под диктовку и при создании собственных тек стов, отличать причастия от при лагательных.

произнесении причастий

Свободный диктант.

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

49.

Правопи сание НН в причастиях

Знать способ разграничения стра дательных причастий прошедшего времени и прилагательных, обра зованных от глаголов, уметь обос новывать написание Н или НН, правильно употреблять в речи

Графический диктант

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

50.

Правопи сание НН в причастиях

Уметь применять правила написа ния Н и НН в причастиях и прила гательных, правильно писать суф фиксы страдательных причастий прошедшего времени и отглаголь ных прилагательных, разграничи вать омонимичные причастия и прилагательные

Осложненноесписывание текста с грам матическим за данием

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

51.

Системати зация и обобщениеизученного по теме«Причастие»

Уметь находить причастия в тексте, определять их грамматические признаки, разграничивать омонимичные части речи, пра вильно писать орфограммы в при частиях, определять границы при частного оборота, выделять его на письме запятыми, осуществлять замену придаточного определи тельного синонимичными конст рукциями с причастиями и прича стными оборотами, правильно строить и читать предложения с причастными оборотами.

Диктант «Про веряю себя»

Повторительно-обобщающий урок. ИКТ

52.

Контроль ная работа по теме "Причастие"

Тест

Метод контроля

53.

Анализ

контрольной

работы

Уметь исправлять ошибки, объяс нять причину их появления, при водить свои примеры

Работа по ин дивидуальнымкарточкам

Исследовательский метод

54.

Р/Р Отзыв о научно-популярнойкниге

Уметь писать отзыв по составлен ному плану, оценивать содержание,форму и стиль научно-популярной книги, владеть разными типами речи, подтверждать примерами, фактами каждое по ложение отзыва

Чтение и обсу ждение отзывов-образцов

Домашнее сочинение

Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ

55.

Р/Р Редак тирование текста

Уметь видеть и слышать речевые ошибки, исправлять их, редактировать чужой текст

Конкурс на лучшее редактированиенебольшого текста

Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ

Деепричастие (10ч.)

56.

Понятие о дееприча стии

Знать лексическое и грамматическое значение деепричастий, уметь разграничивать основное и добавочноедействие, конструировать предложения с деепричастием, соблюдать нормы приупотреблении деепричастий

Конструированиепредложений

Работа с де формированнымтекстом.

Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ

57.

Признаки глагола и наречия у дееприча стия.

НЕ с дееприча стием.

Уметь различать в тексте деепричастие,определять его значение, сопоставлятьс глаголом, причастием и наречием, определять синтаксическую роль в предложении, безошибочно писать НЕ с деепричастием, находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий

Объяснительный диктант. Сравнить причастие и деепричастие, рассказать о них по плану)

Метод интеллект-карт. Групповая работа.

58.

Р/Р Описа ние дейст вий как вид текста

Знать композицию текста-описания спортивных действий:подготовка спортсмена к действиям, их выполнение, оценка спортивных действий самим спортсменом, тренером, зрителями, судьями, журналистами; уметь создать свой текст-описание, соблюдаяпоследовательность при описании действий, уместно включая дее причастия

Составление плана текста, отражающего его композицию,пересказ текста по цепочке. Анализ тем сочинений.Прослушиваниетелепередачи

Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ

59.

Дееприча стный обо рот. Запя тые при дееприча стном обо роте

Знать определение деепричаст ного оборота, понимать, что до бавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное,

уметь находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препи нания, использовать дееприча стия и деепричастные обороты в речи

Комментиро ванное письмо

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

60.

Дееприча стный обо рот. Запя тые при дееприча стном обороте.

Уметь находить деепричастный оборот, отличать его от причастного оборота, правильно ставить пунктуационные знаки, использовать деепричастия и деепричаст ные обороты в речи, правильно строить предложения по заданной модели, находить и исправлятьошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов

Объяснитель ный диктант

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

61.

Дееприча стия со вершенного и несо вершенного вида, их образова ние.

Знать способы образования дее причастия, уметь образовывать деепричастия совершенного и не совершенного вида, опознавать их в тексте, безошибочно писать гласную перед суффиксами В-ВШИ, употреблять в речи, соблю дая орфоэпические и грамматиче ские нормы

Диктант «Про веряю себя»

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

62.

Словооб разование дееприча стий. Дее причастия совершен ного и не совершен ного вида.

Уметь различать в тексте деепри частия, определять вид, синтакси ческую функцию в предложении,безошибочно писать гласную перед суффиксами, употреблять в речи, правильно строить предложения с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом

Свободный диктант

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

63.

Употреб ление дее причастий в речи

Уметь использовать свойства дее причастия. «Дорисовывать движе ние» в текстах разных стилей и типов речи, определять роль дее причастий в художественных тек стах, производить синтаксический и пунктуационный анализ предло жений с деепричастными оборо тами, уместно употреблять фра зеологизмы, включающие в свой состав деепричастия

Элементарныйанализ художе ственного текста, выявлениеособенностейупотребления в нем дееприча стий. Редакти рование текста

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

64.

Р/Р Харак теристикалитератур ного героя

Уметь составить характеристику литературного героя на основе нескольких фрагментов художест венного произведения, включать цитаты в собственный текст, сис тематизировать фактический ма териал, необходимый для харак теристики героя, использовать смысловые связи между частями текста и лингвистические средства их выражения

Составление плана характе ристики. Выбо рочный пере сказ характери стики. Обсуж дение образцов

Домашнее сочинение.

Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ

65.

Системати зация и обобщение изученного по теме «Деепри частие»

Уметь распознавать деепричастия по суффиксам и значению на ос нове структурно-семантического и грамматического анализа слова, отличать деепричастие от других частей речи, безошибочно писать суффиксы деепричастий, пра вильно строить предложения с деепричастием и деепричастным оборотом, пунктуационно оформ лять их, исправлять ошибки

Осложненное списывание.Конструированиепредложений

Повторительно-обобщающий урок. ИКТ

66.

Контроль ная работа по теме "Деепричастие"

Уметь распознавать деепричастия по суффиксам и значению на ос нове структурно-семантического и грамматического анализа слова, отличать деепричастие от других частей речи, безошибочно писать суффиксы деепричастий, пра вильно строить предложения с деепричастием и деепричастным оборотом, пунктуационно оформ лять, конструировать предложе ния с деепричастием и дееприча стным оборотом, исправлятьошибки в предложениях, воспро изводить текст, воспринятый на слух, в соответствии с нормами, выполнять различные виды раз бора

Диктант с грам матическим за данием

Метод контроля

67.

Анализ контрольной

работы

Уметь находить и объяснять до пущенные ошибки, аргументиро ванно доказывать правильное на писание

Работа по ин дивидуальнымкарточкам

Исследовательский метод

68.

Переход слов из одних са мостоя тельных частей речи в другие

Уметь опознавать части речи, оп ределять их значение, синтакси ческую роль в предложении, способ образования

Устное сооб щение на основе теоретического материала «Переход слов из одних самостоя тельных частей речи в другие»

Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ

69.

Р/Р. Книж ные стили речи. Пуб лицистиче ский стиль.

Знать признаки публицистическогостиля, Анализировать тексты, со ставлять собственные тексты.

Устное выступ ление «Знания важны»

Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ

70.

Р/Р. Сочинение - заметка в школьную газету

Сочинение

Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ

71.

Понятие о служебных частях речи

Уметь различать самостоятельные и служебные части речи, знать их специфику, определять их значение и роль в предложении, находить в тексте

Выборочный диктант

Метод интеллект-карт. Групповая работа.

Предлог (10ч.)

72.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении

Знать определение предлога как служебной части речи, его роль в предложении, уметь отличать предлог от омонимичных приставок определять производные предлоги, их происхождение, правильно их писать

Объяснитель ный диктант

Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ

73.

Разряды предлогов по значе нию

Знать об однозначных и много значных предлогах, разрядах предлогов по значению, способно стях предлога в разных словосо четаниях выражать разные значе ния; уметь определять производные предлоги их происхождение,правильно их писать, употреблять в речи; производить синонимичную замену предлогов, различать предлоги-антонимы и предлоги-синонимы

Распредели тельный дик тант. Ответить на вопрос: как вы понимаете слова лингвистаВ.А.Богородицко го, что предлоги -это «словечкиотношений»? В чем же состоит роль предлогов, если учесть их высокую частот ность?

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

74.

Употребление предлогов

Уметь употреблять предлоги с разными частями речи, соблюдать нормы употребления предлогов В, НА, С, ИЗ, БЛАГОДАРЯ, СО ГЛАСНО, ВОПРЕКИ и др. с суще ствительными, производить сино нимичную замену предлогов, ис правлять допущенные ошибки приупотреблении предлогов

Составить текст «Круг моих ин тересов»

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

75.

Производные и непроизвод ные предлоги

Знать разряды предлогов по про исхождению, приемы отграниче ния предлогов от омонимичных частей речи, уметь отличать про изводные предлоги от омонимичных частей речи, правильно упот реблять в речи

Работа с тек стом: заменить непроизводныепредлоги про изводными

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

76.

Правопи сание про изводных предлогов

Уметь правильно писать произ водные предлоги с нужным паде жом, букву Е на конце предлогов, различать производные предлоги, отличать их от омонимичных частей речи

Взаимодиктант

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

77.

Правопи сание предлогов

Уметь правильно писать произ водные предлоги, уметь отличать производные предлоги от сущест вительных с непроизводными предлогами, соблюдать норму употребления предлогов ВСЛЕД СТВИЕ, ВВИДУ, НАСЧЕТ и др.

Творческое списывание

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

78.

Простые и составные предлоги. Морфоло гический разбор предлогов

Уметь определять разряд предло гов по составу, производить мор фологический разбор предлогов

Диктант «Про веряю себя»

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

79.

Р/Р Интер вью - жанр публици стики

Знать типовую композицию интер вью, уметь озаглавливать его, формулировать цепочку взаимо связанных вопросов, оформлять диалог, создавать сочинение в жанре интервью, сохраняя его композиционные части

Прослушиваниеинтервью, его озаглавливание,запись по памяти 3-4 реплик из интервью, фор мулирование вопросов и от ветов на них, работа с памят кой «Как рабо тать над сочи нением в жанре интервью».

Домашнее сочинение в жанре интервью

Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ

80-81.

Системати зация и обобщениеизученного в разделе«Предлог»

Уметь различать предлоги разных разрядов, правильно писать, раз личать на письме производныепредлоги и созвучные словосоче тания, анализировать экспрессив ное использование предлогов в художественных текстах, правильно и точно употреблять предлоги

Выписать из словаря 4-5 ус тойчивых вы ражений, в со став которых входили бы производныепредлоги. Со ставить с ними предложения

Повторительно-обобщающий урок. ИКТ

82.

Контроль ная работа по теме "Предлог"

Уметь различать предлоги разных разрядов, правильно писать, раз личать на письме производные предлоги и созвучные словосоче тания, анализировать экспрессив ное использование предлогов в художественных текстах, правильно и точно употреблять предлоги

Зачет

Метод контроля

83

Р/Р Выбо рочное из ложение.

Адекватно понимать содержание текста, воспринимаемого на слух, выделять основную и дополни тельную информацию, определять принадлежность текста к типу речи, сохранять при письменном из ложении типологическую структуру текста, его выразительные язы ковые и речевые средства

Выборочное изложение

Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ

Союз (10ч.)

84.

Понятие о союзе. Простые и составные союзы

Знать определение служебной части речи - союза. Знать разряды союзов по строению,уметь определять роль союзов в предложении и тексте, ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях

Составлениепредложений по схемам. Устное сообщение «Что я знаю о союзе»

Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ

85.

Р/Р .Мор фологиче ские сред ства связи предложе ний и смы словыхчастей тек ста

Знать лексические и морфологи ческие средства связи предложений в тексте, роль союза как средства связи самостоятельных предложений, смысловых частей текста, функции присоединитель ных союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ

Анализ текста. Выразительное чтение текста. Определение его основной мысли, темы, способов и средств связи частей текста

Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ

86.

Сочини тельные союзы

Знать группы сочинительных сою зов по значению, определять роль союзов в предложении и тексте, ставить знаки препинания в Про стом и сложном предложении

Графический диктант. Конст руированиепредложений по схемам

Метод интеллект-карт. Групповая работа.

87.

Упот ребление сочини тельных союзов

Уметь ставить знаки препинания в простых осложненных предложе ниях и сложносочиненных, выби рать союз в соответствии с его значением и стилистическимиособенностями, пользоваться по втором союза в целях усиления выразительности речи

Создать текст на тему «При рода учит нас понимать пре красное»

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

88.

Подчини тельные союзы

Знать разряды подчинительныхсоюзов по значению, уметь отли чать сочинительные союзы от подчинительных, правильно их использовать в сложном предло жении

Объяснительныйдиктант.

Конструированиепредложений.Ответить на вопрос: чем отличаются предлоги и под чинительные союзы?

Метод интеллект-карт. Групповая работа.

89.

Употребление подчини тельных союзов

Уметь различать подчинительные союзы, употреблять их для связипредложений и целого текста, про изводить синонимичную замену союзов и синтаксических конст рукций, разграничивать функцио нальные омонимы

Заменить про стые предло жения сложны ми. Ответить на вопросы слож ноподчиненнымипредложениями

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

90.

Правопи сание сою зов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ

.

Знать правила правописания сою зов, уметь отличать союзы от со звучных сочетаний слов, опозна вать союзы, применять правила написьме

Составить таб лицу «Отличие союзов от других частей речи». Комменти рованное письмо

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

91.

Правопи сание сою зов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ

Уметь различать союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ от других частей речи, правильно их писать,употреблять в речи, интонационно и пунктуационно оформлять, со блюдать нормы при произношении союзов ЧТО, ЧТОБЫ

Тест. Взаимо диктант

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

92.

Системати зация и обобщениеизученного в разделе «Союз»

Уметь опознавать союзы, разли чать сочинительные и подчини тельные союзы, определять их значение, отличать от смешивае мых языковых явлений, опреде лять роль в предложении и тексте, употреблять с учетом их стили стической окраски

Подготовить устное выска зывание «Об щее и отличное между предло гом и союзом».Конструированиепредложений. Составлениепредложений с союзами, которые употребляются в официально-деловом и раз говорном стиле

Повторительно-обобщающий урок. ИКТ

93.

Контроль ная работа по теме "Союз"

Уметь опознавать союзы, различатьсочинительные и подчинительные союзы, определять их значение, отличать от смешиваемыхязыковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учетом их стили стической окраски, определять тему, основную мысль текста, стиль и тип речи, производить языковой анализ отдельных элементов текста, анализировать пра вописание союзов и предлогов и пунктуацию в простом и сложном предложениях

Комплексный анализ текста

Метод контроля

94.

Анализ

контрольной работы

Уметь находить и объяснять до пущенные ошибки, аргументиро ванно доказывать правильное на писание

Анализ текста. Работа по ин дивидуальнымкарточкам

Исследовательский метод

95.

Р/Р. Сжатое изложение повество вательного текста, ос ложненноедиалогом

Уметь дифференцировать извест ную и неизвестную информацию текста, выделять основную и до полнительную информацию, вос производить прочитанный текст сжато, сохранив типологическую структуру текста, его выразитель ные языковые средства, включать в текст диалог

Изложение

Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ

Частица (17ч.)

96.

Понятие о частице

Знать особенности частиц как слу жебной части речи, понимать сходство частиц с другими слу жебными частями речи и отличие от них, семантику частиц, доказывать принадлежность слова к частицам,использовать частицы в разных стилях речи, выразительно читать предложения с частицами

Поль зуясь образцомдоказательства в опорном ма териале, дока зать принад лежность вы деленных слов к частицам

Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ

97.

98.

Формооб разующие частицы

Знать частицы, образующие формы слов или новые слова, понимать ее роль в предложении и при образовании форм глагола, сте пеней сравнения прилагательных инаречий, неопределенных ме стоимений; уметь отличать частицы от других частей речи по сово купности признаков; усвоить формывежливости при выражении просьбы и использовать их в речи

Составить связный текст, употребив в нем глаголы повелительногонаклонения с частицами ПУСТЬ, ДА ВАЙТЕ

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

99.

Раздель ное и дефисное написание частиц БЫ,ЖЕ

Уметь отличать частицы по значе нию и написанию, правильно их писать, использовать их для вы ражения различных эмоций, отли чать написание частиц БЫ, ЖЕ со знаменательными частями речи от правописания союзов ЧТОБЫ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ

Предупредительный диктант.

Осложнённое списывание.

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

100.

Значения частиц

Знать группы частиц по значению, уметь пользоваться вопроситель ными частицами, правильно их писать, выделять их среди других частей речи, читать предложения с частицами, выражая при помощи интонации различные чувства, употреблять в речи частицы для выражения смысловых оттенков речи

Частично-поисковый метод. Работа в парах. ИКТ.

101.

Значения частиц

Понимать многообразие значений модальных частиц, уметь нахо дить их в тексте, определять зна чение, оценивать их выразительнуюроль, употреблять в собственной речи

Составление развернутого плана устного высказывания «Группы частиц по значению»

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

102.

Отрица тельные частицы. Роль отри цательной частицы НЕ

Понимать роль и смысловое зна чение частицы НЕ, определять ее смысловое значение (отрицатель ное, утвердительное), правильно писать частицу НЕ с разными час тями речи

Предупреди тельный дик тант. Заменить личные формы глагола сино нимами с НЕ

Частично-поисковый метод. Работа в парах. ИКТ.

103.

Отрица тельные частицы НЕ. и НИ Значение частицы НИ

Понимать значение частицы НИ, смысловые различия частиц НЕ и НИ, уметь использовать алгоритмрассуждения при различении зна чений этих частиц, различать при ставку НЕ и частицу НЕ, употреб лять частицу НЕ с разными частями речи

Взаимодиктант

Метод интеллект-карт. Групповая работа.

104.

105.

Различе ние на письме частиц НЕ и НИ

Уметь различать отрицательныечастицы НЕ и НИ, правильно упот реблять их в речи в соответствии со значением и ролью в предложении, отличать частицу НИ от повторяющегося сочинительного союза НИ-НИ, понимать, что такое двойное отрицание, знать рольчастицы НЕ в восклицательныхпредложениях, значение частицы НИ в устойчивых сочетаниях

Диктант «Про веряю себя». Подготовить устное сообще ние «Значение и правописание частиц НЕ и НИ»

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

106.

Различение на письме частицы НИ и союза НИ-НИ

Уметь различать частицу и при ставку НИ, союз НИ-НИ, выбирать правильное написание, уметь пи сать безошибочно выражения НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК, НЕ КТО ИНОЙ, КАК,

НИЧТО ИНОЕ, НИКТО ИНОЙ, ус тойчивые сочетания слов с НИ,конструировать предложения с ними

Осложненное списывание

Частично-поисковый метод. Работа в парах. ИКТ.

107

108

Различе ние на письме частицы НЕ и при ставки НЕ

Уметь применять правило написа ния НЕ с различными частями речи, различать на письме частицу НЕ и приставку НЕ, применять правило написания НЕ в отрицательных и неопределенных местоимениях, в отрицательных наречиях

Выборочный диктант.

Частично-поисковый метод. Работа в парах. ИКТ.

109

110

Системати зация и обобщениеизученного по теме«Частицы»

Уметь использовать частицы для выражения отношения к действи тельности и передачи разных смы словых оттенков речи, различать НЕ и НИ на письме, безошибочноупотреблять НЕ с разными частями речи

Выписать из басни

И.А.Крылова«Зеркало и обезьяна» час тицы, объяс нить их роль.

Повторительно-обобщающий урок. ИКТ

111.

Контроль ная работа по теме "Частицы"

Уметь использовать частицы для выражения отношения к действи тельности и передачи разных смы словых оттенков речи, различать НЕ и НИ на письме, безошибочноупотреблять НЕ с разными частями речи

Тест

Метод контроля

112

Работа над ошибками

Уметь находить и объяснять до пущенные ошибки, аргументиро ванно доказывать правильное на писание

Анализ текста. Работа по ин дивидуальнымкарточкам

Исследовательский метод

113

Р/Р. Сочинение "Роль частиц в тексте"

Уметь создавать текст.

Сочинение

Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ

114

Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные

Уметь опознавать части речи, оп ределять их значение, синтакси ческую роль в предложении, способ образования

Работа с деформированным текстом. Тест

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

Междометие. Звукоподражательные слова (3ч)

115.

Понятие о междометиях. Раз ряды междометий.

Понимать, что междометия не яв ляются ни самостоятельными, ни служебными частями речи, уметь распознавать междометия, опре делять группы междометий по значению и происхождению, упот реблять междометия, выразительно читать предложения с междометиями, пунктуационно оформлять на письме

Составить таб лицу «Междоме тия, используе мые для: 1) вы ражения эмоций;

2) некоторых форм общения;

3) команды, приказа». Подготовить устное

высказывание на
основе таблицы о группах междометий

Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ

116.

Знаки пре пинания при меж дометиях.

Знать о пунктуационном оформ лении междометий, уметь интона ционно и пунктуационно употреб лять междометия в речи и тексте

Составить и записать пред ложения, в ко торых междо метия выражали бы разные чувства

Частично-поисковый метод. Работа в парах. ИКТ.

117.

Использо вание меж дометий и звукопод ражатель ных слов в речи .

Правильно и уместно использо вать междометия для выражения эмоций, этикетных формул, ко манд, приказов, уметь интонаци онно и пунктуационно выделять междометия в предложениях, по нимать экспрессивное использо вание междометий и звукоподра жательных слов в разговорной речи и художественном произве дении, различать омонимичныемеждометия и самостоятельные части речи

Обра зовать от гла голов междоме тия и звукопод ражательныеслова. Продол жить ряд меж дометий, кото рые произошлиот других час тей речи и со хранили неко торые их при знаки

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

Повторение и систематизация изученного (19ч.)

118

119

Повторение изученного. Причастие.

аргументированно доказывать принадлежность слова к причастиям по совокупности признаков;

различать однокоренные слова разных частей речи по характеру общего значения — признака, который они обозначают{летящий —летучий);

согласовывать причастия с определяемыми словами, расположенными дистантно;

Комплексный анализ текста. Тест.

Повторительно-обобщающий урок. ИКТ

120

121

Повторение изученного.

Деепричастие.

аргументированно доказывать принадлеж ность слова к деепричастиям;

соотносить деепричастие с подлежащим в пред ложении;

использовать деепричастия и деепричастные обороты как синонимы к глаголам-сказуемым и к придаточным предложениям.

Работа с деформированным текстом. Составление собственного текста.

Повторительно-обобщающий урок. ИКТ

122

123

Повторение изученного.

Служебные части речи.

различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

Морфологический разбор. Составление таблицы.

Повторительно-обобщающий урок. ИКТ

124

125

Повторение орфографии.

•владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

•учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;

• аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;

Диктант «Про веряю себя».

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

126

127

Повторение пунктуации.

соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

Диктант «Про веряю себя».

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

128

129

Контрольнаяработа по теме "Повторение изученного в 7 классе"

Уметь воспринимать текст на слух, писать его под диктовку, соблю дать на письме орфографические и пунктуационные нормы, выпол нять различные виды разбора

Тест

Метод контроля

130

Работа над ошибками

Уметь находить и объяснять до пущенные ошибки, аргументиро ванно доказывать правильное на писание

Анализ текста. Работа по ин дивидуальным карточкам

Исследовательский метод

131.

Культура речи. Ор фоэпиче ская норма

Соблюдать в речи орфоэпические нормы, уметь исправлять их

Работа с тек стом, с отдель ными предло жениями, орфоэпическим словарём.

Частично-поисковый метод. Работа в парах. ИКТ.

132.

Лексические нормы

Уметь находить нарушение лекси ческих норм, исправлять их, строитьвысказывания, соблюдая лек сические нормы

Редакторская правка. Объяс нить причину появления ошибок

Частично-поисковый метод. Работа в парах. ИКТ.

133.

Граммати ческие нор мы

Уметь определять, какая грамма тическая ошибка допущена, ис править ее, самим не допускать нарушения грамматических норм

Творческое списывание

Частично-поисковый метод. Работа в парах. ИКТ.

134

Нормы по строения текста

Уметь производить текстоведческий анализ, определять признаки текста, использовать средства связи и средства выразительности в тексте

Редакторская правка.

Частично-поисковый метод. Работа в парах. ИКТ.

135

136.

Нормы ре чевого по ведения (речевой этикет)

Уметь применять правила речевогоповедения, ,использовать эти кетные выражения в определенной речевой ситуации и объяснятьуместное их использование

Обратиться с вопросом «ко торый час?» и др. к незнако мому человеку, соседу по пар те, учителю, участнику мо лодежной ту совки. Выбрать слова, смяг чающие отказ, ответить веж ливо на просьбу

Частично-поисковый метод. Работа в парах. ИКТ.

                

Аниканова Я.Ю. МБОУ «СОШ № 8 им. Бусыгина М.И.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программаРусский язык. 10 кл.

Пояснительная записка • Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне «Русский язык». • Примерная программа " Просвещение" (ФГОС). • Учебн...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...