Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_russkomu_yazyku_7_klass_fgos_2018-2019.docx53.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования Плавский район

«Центр образования №3»

Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета

Протокол  № _____

от «__»___________20__ г.

                                       

Утверждаю.

Директор:  ______________/Л.В.Барданова /

Приказ  от «____»_________________20___. № ____

                                       

 

                                                               

Рабочая   программа

учителя первой квалификационной категории

Секлетеевой Мадины Рамзановны

по русскому языку

 7  класс

                                                                                               

                       

                   

Сорочинка 

 2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая  программа  по русскому языку  для  7 класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, рекомендациями Примерной программы общего образования  по русскому языку (Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2014) на основе авторской программы   М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. М.: Просвещение, 2014 и УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.

 Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.                                                                                                                                         

Курс русского языка  направлен на достижение следующих целей:

            - воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.                                         

Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно - деятельностный подход, в рамках которого реализуются  современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения предмета. Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий: традиционное обучение, развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение, дифференцированное обучение, проблемное обучение.                                                                         

В основу педагогического процесса обучения русскому языку заложены следующие формы организации учебной деятельности: общеклассные формы:  комбинированный урок, урок-игра, практическая работа, зачётный урок. Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания. Индивидуальные формы: работа с литературой и электронными источниками информации, письменные упражнения, индивидуальные задания по темам.

На уроках русского языка используются следующие методы обучения: словесные – рассказ, беседа; наглядные – иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические – самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), выполнение практических работ, самостоятельные письменные задания. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: формирование интереса к учению, формирование ответственного отношения к учению.                                        

Методы контроля и самоконтроля: устный контроль – фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тестирование; письменный контроль – контрольная работа, сочинение, изложение; самоконтроль – устное и письменное  воспроизведение изученного материала.                                

Срок реализации программы: 2018 – 2019 гг.

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.                        

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание курса русского  языка в 7 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского  языка в 7 классе, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);

познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);

регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Курс русского языка для 7 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Изучение русского языка  в 7 классе направлено на достижение следующих целей:                                         - формирование у обучающихся знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке; представления о языке как составляющей целостной научной картины мира;

- формирование коммуникативной компетенции.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения русского языка  в 7 классе необходимо решить следующие задачи:                                                                                                                                    

- развитие у обучающихся понимания русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

- осознание себя носителем языка, языковой личностью, находящейся через язык и созданные на нём тексты в постоянном диалоге с миром и самой собой; формирование чувства языка;

- формирование представления об эстетической ценности русского языка; воспитание потребности совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

- сообщение необходимых знаний и формирование учебно – языковых, речевых, орфографических и пунктуационных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.                         

В соответствии с учебным планом ОО для изучения курса русского языка в 7 классе выделено 5 часов в неделю, что составляет 170 учебных часов. В 7 классе контрольных диктантов - 6, контрольных изложений - 2, контрольных сочинений - 2.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Русский язык»                

Личностные результаты:         

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процесс получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.                                                                                        

В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не оценивается по внутриучрежденческому мониторингу. Возможна оценка сформированности отдельных личностных результатов, которая осуществляется учителем на основе ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных

    языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.                                                                                

Инструментарием для оценивания метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта, выполняемого обучающимся в рамках одного учебного предмета с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний.                                                        

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть письменная работа (эссе).

           Предметные результаты:

         1)  представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

          2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

          3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

          4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

          5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

          6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

          7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

         8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

          Инструментарием для оценивания предметных результатов является текущий, тематический, промежуточный контроль уровня обученности обучающихся.

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия обучающегося следующим требованиям:

- соблюдение норм и правил поведения;

- прилежание и ответственность за результаты обучения;

- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;

- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.

Достижения  личностных результатов отражаются в индивидуальных накопительных портфолио обучающихся.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала.

Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, буквенный диктант, орфографический диктант, словарная работа, контрольный диктант, контрольное изложение, контрольное сочинение, работа по карточкам.


Содержание  учебного курса

          Общие сведения о русском языке (1 ч.)

           Русский язык как развивающееся явление.                                 

           В результате изучения темы обучающиеся научатся:

  1. характеризовать место русского языка среди славянских языков;
  2. определять роль старославянского (церковно-славянского) языка в развитии русского языка;
  3. опознавать общие и отличительные признаки славянских языков;                                                                          получат возможность научиться:
  1. характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие науки о языке,
  2. готовить выступление,  принимать участие в беседах, разговорах, спорах.

        

Повторение изученного в  5-6 классах (15 ч.)

Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Текст. Комплексный анализ текста. Стили литературного языка.         Контрольный диктант с грамматическим заданием.                                                        

В результате изучения темы обучающиеся научатся:

1) систематизировать материал, изученный в 5-6  классах по синтаксису, пунктуации, лексике и фразеологии, фонетике, орфографии, морфологии и культуре речи,

2) анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли;

3) различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), официально-делового, разговорного стилей.                                                                

получат возможность научиться:

осознанно использовать изученные правила  в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Морфология. Орфография. Культура речи.  (137 ч.)

Причастие (35 ч.)

I.     Признаки глагола и прилагательного в причастии. Синтаксическая роль причастий в предложении. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.  Текстообразующая роль причастий. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Действительные причастия прошедшего времени. Действительные причастия прошедшего времени. Правописание действительных причастий прошедшего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква  Н в отглагольных прилагательных. Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. 

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

II.   Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом –ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

III.    Сочинение-рассуждение о любви к природе. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Изложение с изменением формы действующего лица. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Публицистический стиль. Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура. Комплексный анализ текста.

                                                                                                                                        

Деепричастие (12 ч.)

I.    Деепричастие как часть речи. Глагольные и наречные признаки деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Раздельное написание НЕ с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида и их образование. Деепричастия совершенного вида и их образование. Морфологический разбор деепричастия.

          II.   Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

          III.  Сочинение-рассказ по картине.

                    Наречие (30 ч.)

     I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Текстообразующая роль наречий. Смысловые

     группы наречий. Разряды наречий. Наречия обстоятельственные и определительные. Степени сравнения наречий и их

     образование. Морфологический разбор наречия. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е. буквы Е

     и И  в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е. Буквы О и Е  после

     шипящих на конце наречий. Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-. Дефис между частями слова в

     наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и

     количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Контрольное изложение текста с использованием наречий.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

II. Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

III. Сочинение в форме дневниковых записей по картине. Описание действий как вид текста: структура текста, его  

 языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий. Сочинение в форме репортажа или

интервью о процессе труда по личным наблюдениям. Комплексный анализ текста.

                   

        Категория состояния (5 ч.)

  1. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

          Морфологический разбор категории состояния.

          II.    Сжатое изложение текста с описанием состояния человека или природы. Устное сочинение на лингвистическую

          тему.

 

                  Самостоятельные и служебные части речи (1 ч.)

Предлог (11 ч.)

I. Предлог как часть речи. Синтаксическая роль предлога в предложении. Текстообразующая роль предлогов. Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов.

II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

           III.Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Сочинение-рассказ на основе увиденного на картине.

Союз (16 ч.)

I.Союз как часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Текстообразующая роль союзов. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы: соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях. Употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Контрольное сочинение-рассуждение «Книга – наш друг и советчик».

II.Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

III. Рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

                    Частица (22 ч.)

I.Частица как часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Текстообразующая роль частиц. Разряды частиц. Формообразующие и смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы. Различение частицы не и приставки не-. Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни.

Контрольное изложение текста.

Итоговый контрольный диктант.

II.Умение выразительно читать предложение со смысловыми частицами.

III.Сочинение-рассказ по данному началу и рисункам. Сочинение-рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова ( 5 ч.)

          I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометия в предложении. Дефис в междометиях. Знаки

           препинания в предложениях с междометиями. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.

          II.Умение выразительно читать предложения с междометиями.

В результате изучения темы обучающиеся научатся:

1) опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи,

2) анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи,

3) употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка,

4) применять морфологические знания и умения в практике правописания в различных видах анализа,

5) распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач,

6) адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи;        

7) владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы.                 

получат возможность научиться:

1) анализировать синонимические средства морфологии,

2) различать грамматические омонимы,

3) опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их,

4) извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей,  в том числе мультимедийных,

5) использовать эту информацию в различных видах деятельности,

6) анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их.  

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классе (17 ч.)                

                                

I.Разделы науки о русском языке.  Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Орфография. Опознавательные признаки орфограмм. Буквенные и небуквенные орфограммы. Синтаксис. Словосочетание и предложение. Синктаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор.

           Контрольное сочинение-рассуждение на одну из тем: «Удивительное рядом», «Дело мастера боится».

           II.Текст. Стили речи. Рассуждение на морально-этическую тему.

           В результате изучения темы обучающиеся

научатся:  систематизировать материал, изученный в 5-7 классах по синтаксису, пунктуации,  фонетике, графике, орфографии, лексикологии, морфемике, морфологии и культуре речи;        

получат возможность научиться: осознанно использовать изученные правила  в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

        Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ п/п

Наименование изучаемой темы (раздела)

Количество часов

Основное содержание по теме (разделу)

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на основе универсальных учебных действий)

1.

Общие сведения о русском языке

1

Русский язык как развивающееся явление.

Расширяют представления о  языке как средстве общения, единицах языка. Продолжают знакомство с функциональными разновидностями языка. Овладевают практическими навыками их определения. Излагают свои мысли в устной и письменной форме. Высказывают и обосновывают свою точку зрения. Обобщают знания о языке, полученные в 5–6 классах; оперируют терминами при анализе языкового явления; работают с учебной и справочной литературой.

2.

Повторение изученного в 5 - 6 классах

15

Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Текст. Комплексный анализ текста. Стили литературного языка.         Контрольный диктант с грамматическим заданием.        

                                                                        

Планируют (в сотрудничестве с учителем)  необходимые действия, операции, используя наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ). Восстанавливают и отрабатывают навыки правописания орфограмм, изученных в 5-6 классах. Обобщают знания о частях речи, изученных в 5-6 классах. Развивают навыки фонетического разбора. Получают практические навыки использования теоретического материала, изученного в 5-6 классах, на практике. Развивают умение  представлять информацию в виде таблиц. Развивают представления о тексте, теме и плане текста.

3.

Морфология. Орфография. Культура речи.

137

3.1. Причастие

35

Признаки глагола и прилагательного в причастии. Синтаксическая роль причастий в предложении. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.  Текстообразующая роль причастий. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Действительные причастия прошедшего времени. Действительные причастия прошедшего времени. Правописание действительных причастий прошедшего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква  Н в отглагольных прилагательных. Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом –ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом. Сочинение-рассуждение о любви к природе. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Изложение с изменением формы действующего лица. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии. Публицистический стиль. Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура. Комплексный анализ текста.

Знакомятся с  морфологическими признаками причастия,  его синтаксической ролью  в предложении. Учатся различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении. Формируют умения доказывать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения. Овладевают навыками постановки ударения в полных и кратких страдательных причастиях. Усваивают алгоритм морфологического разбора причастий. Используя причастия,  получают практические навыки в описании внешности человека.  Развивают представления о стилевых особенностях текстов. Получают представление о языковых особенностях публицистического стиля, его основных жанрах.

3.2. Деепричастие

12

Деепричастие как часть речи. Глагольные и наречные признаки деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Раздельное написание НЕ с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида и их образование. Деепричастия совершенного вида и их образование. Морфологический разбор деепричастия.

Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом. Сочинение-рассказ по картине.

Знакомятся с характеристикой деепричастия по значению и морфологическим признакам. Учатся находить деепричастия и деепричастные обороты в тексте. Определяют синтаксическую роль деепричастия. Овладевают навыками определения вида деепричастий. Развивают умение правильно строить предложения с деепричастными оборотами. Отрабатывают навыки правильного    употребления деепричастий и деепричастных оборотов в устной и письменной речи.

3.3. Наречие

30

Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Текстообразующая роль наречий. Смысловые группы наречий. Разряды наречий. Наречия обстоятельственные и определительные. Степени сравнения наречий и их образование. Морфологический разбор наречия. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е. буквы Е и И  в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е. Буквы О и Е  после шипящих на конце наречий. Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Контрольное изложение текста с использованием наречий. Контрольный диктант с грамматическим заданием.Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы. Сочинение в форме дневниковых записей по картине. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий. Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям. Комплексный анализ текста.

 Расширяют знания  о наречии как части речи.   Овладевают навыками определения смысловых групп и разрядов наречий. Развивают умение правильно ставить ударение в наречиях. Учатся образовывать степени сравнения  наречий. Определяют синтаксическую роль наречий в предложении. Составляют тексты с описанием действий, используя наречия. Отрабатывают навыки правописания наречий в соответствии с изученным теоретическим материалом. Отрабатывают навыки правильного    употребления наречий в устной и письменной речи.

3.4.Категория состояния

5

Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния. Морфологический разбор категории состояния. Сжатое изложение текста с описанием состояния человека или природы. Устное сочинение на лингвистическую тему.

Знакомятся с категорией состояния как частью речи. Учатся разграничивать наречия и слова категории состояния.

Орабатывают навыки употребления слов  категории состояния в устной и письменной речи. Определяют синтаксическую роль категории состояния в предложении. Отрабатывают навыки правильного    употребления слов категории состояния в устной и письменной речи.

3.5.Самостоятельные и служебные части речи.

1

Самостоятельные и служебные части речи.

Расширяют знания о самостоятельных и служебных частях речи. Развивают умение  отличать  самостоятельные части  речи от служебных. Учатся находить служебные части речи в тексте, классифицировать их.

3.6. Предлог

11

Предлог как часть речи. Синтаксическая роль предлога в предложении. Текстообразующая роль предлогов. Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки. Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Сочинение-рассказ на основе увиденного на картине.

Знакомятся с характеристикой предлогов. Определяют синтаксическую роль предлогов в предложении. Развивают представление о текстообразующей роли предлогов. Отрабатывают навыки употребления предлогов в речи. Совершенствуют умение пользоваться предлогами-синонимами. Учатся различать производные и непроизводные, простые и составные предлоги. Овладевают навыками морфологического разбора предлога.

3.7. Союз

16

Союз как часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Текстообразующая роль союзов. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы: соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях. Употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольное сочинение-рассуждение «Книга – наш друг и советчик». Умение пользоваться в речи союзами-синонимами. Рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Знакомятся с характеристикой союзов. Определяют синтаксическую роль союзов в предложении. Развивают представление о текстообразующей роли союзов. Отрабатывают навыки употребления союзов в речи. Совершенствуют умение пользоваться союзами-синонимами. Учатся различать простые и составные,  сочинительные (соединительные, разделительные, противительные) и подчинительные союзы. Овладевают навыками морфологического разбора союза.

3.8. Частица

22

 Частица как часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Текстообразующая роль частиц. Разряды частиц. Формообразующие и смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы. Различение частицы не и приставки не-. Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни. Контрольное изложение текста. Итоговый контрольный диктант. Умение выразительно читать предложение со смысловыми частицами. Сочинение-рассказ по данному началу и рисункам. Сочинение-рассказ по данному сюжету.

Знакомятся с характеристикой частиц. Определяют синтаксическую роль частиц в предложении.  Получают  представление о текстообразующей роли частиц. Отрабатывают навыки употребления частиц в речи. Учатся определять разряды частиц. Овладевают навыками морфологического разбора частиц. Совершенствуют умение выразительно читать предложения со смысловыми частицами.  

3.9.Междометие. Звукоподражательные слова

5

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометия в предложении. Дефис в междометиях. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Умение выразительно читать предложения с междометиями.

Знакомятся с характеристикой междометий. Определяют синтаксическую роль междометий в предложении. Отрабатывают навыки употребления междометий в речи. Совершенствуют умение выразительно читать предложения с междометиями. Учатся отличать звукоподражательные слова от междометий.

4.

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

17

Разделы науки о русском языке.  Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Орфография. Опознавательные признаки орфограмм. Буквенные и небуквенные орфограммы. Синтаксис. Словосочетание и предложение. Синктаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Контрольное сочинение-рассуждение на одну из тем: «Удивительное рядом», «Дело мастера боится». Текст. Стили речи. Рассуждение на морально-этическую тему.

Обобщают и систематизируют изученный материал. Формулируют ответы на поставленные вопросы. Выполняют морфологический разбор изученных частей речи и синтаксический разбор предложений с данными частями речи. Демонстрируют знания и умения, полученные   по предмету, соблюдают нормы литературного языка в пределах изученного материала.


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

           Используемая литература.

1)Для обучающихся:

    Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2015.

3.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО, 2013.

2) Для учителя:

1.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 7 классе: Методические рекомендации к учебнику. М: Просвещение, 2013.

2.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО, 2013.

Технические и электронные средства обучения.

  1.Компьютер.

  2.Интерактивная доска.

Электронные образовательные ресурсы.

http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»

http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»

http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании

http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»

http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ru»

http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»

http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.

http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....