Методическая разработка урока русского языка в 6 классе на тему: "Части речи".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Кальчева Вероника Валерьевна

Урок русского языка "Части речи" разработан для учащихся 6 класса  в соответствии с учебной программой по русскому языку. Тип урока - открытие новых знаний. Данный урок поможет не только получить новые знания по теме, но и расширить их, привлечет внимание благодаря использованию различных приемов и методов работы на уроке. Данные методы и приемы способствуют повышению учебной мотивации у  учащегося. Урок соотвествует современным требованиям ФГОС ООО, будет интересен учащимся с любым типом мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_-_chasti_rechi.docx61.6 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Хозесановская средняя общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

     

Методическая  разработка урока русского языка

в 6 классе на тему «Части речи»

                                           

                                       Выполнила:

                                       Кальчева Вероника Валерьевна, учитель русского

                                       языка и литературы МБОУ «Хозесановская

                                       СОШ» Кайбицкого муниципального района

                                     Республики Татарстан  (сот.тел. – 89600537594,

                                     e-mail – 2105000144@ edu.tatar.ru)

                                                                                         

                                           

                              Кайбицкий район, 2019

Урок русского языка в 6 классе.

        Тема урока. Части речи.

Тип урока: урок «открытия новых знаний»

Цель урока:

- формирование знаний о частях речи.

Планируемые результаты:

Личностные:

- учащиеся  получат возможность проникнуться  любовью к родной природе при анализе связных текстов.

Предметные:

- учащиеся научатся проводить наблюдения и осуществлять поиск информации  по книге, определять понятия,  сравнивать, обобщать, классифицировать.

Метапредметные:

Регулятивные:

-учащиеся научатся создавать алгоритмы деятельности;

-получат возможность развивать организационные умения: формулировать цели урока и пути их достижения.

Коммуникативные:

- учащиеся научатся аргументировать свою позицию, осуществлять сотрудничество  в парах при выполнении учебных задач, давать толкование новым значениям.

Познавательные:

- учащиеся получат возможность научиться различать самостоятельные и служебные  части речи.

Средства обучения: учебник русского языка, 6-й класс, Е. А. Быстрова. Русский язык: - М.: Просвещение, 2015;  мультимедийный проектор.

Демонстративный материал: алгоритм проверки частей речи, эталоны для самопроверки.

Раздаточный материал: карточки с заданиями, кластер.

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Добрый день, ребята! Поприветствуйте партнера по плечу, по лицу, улыбнитесь  друг другу и сядьте.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Учитель. Ребята, проверим ваше домашнее задание. Те, кто работал с карточками,  проверьте по эталону (проецируется на экране – слайд №1)

Написать словарный диктант с опорой на этимологию

Задание:

1.Узнать и правильно написать имя существительное, учитывая, что этимологический корень в нём от слова вестис-; орно-; апель-; фонс-; сверст-

Вестибюль, орнамент, апельсин, фонтан, сверстник.

2.Узнать и правильно написать имя прилагательное, учитывая, что этимологический корень в нём багр-; вель-; гром- (в значении много); гиганс-

Багровый, великий, громадный, огромный, гигантский.

Учитель.  На каком уровне выполнено домашнее задание?

Ученик. На достаточном уровне.

Учитель. Оцените свою деятельность на листах самооценки.

Учитель. Ребята, а кто работал с  текстом, обменяйтесь тетрадями и проверьте по эталону (проецируется на экране - слайд №2)  работу своего товарища по плечу.

Текст «Продолжи рассказ»

Баба – Яга –фантастический персонаж…(русских народных сказок).

В сказках её часто называют…(костяная нога). Её неизменные спутники…(сова, чёрный кот, мыши). Портрет Бабы – Яги крайне непривлекателен…(она старая, горбатая, с лохматыми длинными волосами, с длинным крючковатым носом, неопрятная). Она постоянно вредит героям сказок, помогая…(злым силам: Кащею Бессмертному, Лешему). Но иногда она помогает… (героям сказок найти дорогу, возлюбленную). Основные черты её характера…(злоба, жестокость, жадность). Имя бабы произошло от древнего корня – яг- «злой, мерзкий; когда –то в языке существовал глагол «ягать», что значит «кричать, бушевать». Имя Бабы – Яги используется не только для обозначения сказочных персонажей. Бабой –Ягой называют человека злого, несправедливого, и к тому же неряшливо, неопрятно выглядящего.

Учитель. Все справились с заданием?

Ученик. Да.

Учитель. Оцените деятельность товарища на листах самооценки.

Учитель. А кто написал сочинение – миниатюру по теме «Происхождение моей фамилии», читает работу своей группе.

Учитель. У кого были затруднения? Все справились?

Ученик. Да.

Учитель. Каждая группа, оцените сочинения на листах самооценки.

Учитель. Умники и умницы, вы дома сделали этимологический анализ слова сутки, используя этимологический словарь. Как вы справились с заданием? Проверьте по эталону (проецируется на экране – слайд №3).

Составляем алгоритм анализа слова:

  1. Разберём слово по составу, учитывая возможное историческое членение на морфемы: су – тк – и;
  2. Докажем, что такое членение возможно; для этого приведём примеры слов с приставкой СУ-: сумерки (су- вносит оттенок неполноты, также эту приставку приравнивают с приставками с- и со-);
  3. Попробуем найти в современном языке слова, корни которых сходны по значению с – тк-: ткнуть, соткать, стыковка;
  4. – И – показатель множественного числа.
  5. Какие выводы можно сделать? Какое значение заключено в данном слове?
  6. Сутки обозначают единицу времени, образуемую слиянием дня и ночи.

Учитель. Какие трудности возникли при выполнении домашнего задания?

Ученик. Надо часто работать с этимологическими словарями.

Учитель. Оцените свою деятельность на листах самооценки.

  1. Выявление причины затруднения в проблемном учебном действии.

Учитель. Ребята, значит, о чем мы говорили на прошлом уроке?

Ученик. Об этимологии.

Учитель. Что означает слово этимология?

Ученик. Этимология изучает происхождение слов.

Учитель. Какова этимология слова «ученик»?

Ученик. Это слово происходит от слова учить.

Учитель. Учить – это что?

Ученик. Глагол.

Учитель. А глагол?

Ученик. Глагол – это часть речи.

Учитель. А еще какие части речи знаете?

Ученик. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие.

Учитель. Поработаем в парах. Составим кластер (проецируется на экране – слайд №4).

       

       Учитель. А еще какие части речи существуют?

Ученик. Союз, частица, предлог.

Учитель. Тоже составляем кластер (проецируется на экране – слайд №5)

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель. Итак, какова же тема нашего урока?

Ученик. Тема  урока – части речи.

Учитель. Какова же цель урока?

Ученик. Мы должны научиться правильно определять самостоятельные и служебные части речи.

Учитель. Запишите тему нашего сегодняшнего урока в тетрадь.

Ученик. ( Записывает тему урока).

5.Реализация построения проекта.

Учитель. Как вы различаете части речи? На ваших столах имеются карточки. Прочитайте задание.

Ученик.  Прочитайте текст (проецируется на экране – слайд №6) и распределите  слова  по частям речи.

Часть речи

Вопросы

Синтаксическая роль в предложении

       

Последние грибы

      Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер снова разлетелся, рванул со всей силой – и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе, на черных ее ветвях только редкие золотые монетки.

                                                                                      (М. Пришвин).

Учитель. Все определили? А теперь обменивайтесь карточками партнёром по плечу. Проверьте по эталону, правильно ли сделали?  

Эталон (проецируется на экране – слайды №7, 8, 9).

Части речи

Вопросы

Синтаксическая роль в предложении

Ветер (имя

существительное)

Что?

Подлежащее

Разлетелся (глагол)

Что сделал?

Сказуемое

Липа  (имя существительное)

Что?

Подлежащее

Вздохнула (глагол)

Что сделал?

Сказуемое

И (союз)

Не отвечает на вопросы

Роли  не выполняет

Как будто (союз)

Не отвечает на вопросы

Роли не выполняет

Выдохнула (глагол)

Что сделала?

Сказуемое

Из (предлог)

Не отвечает на вопросы

Роли  не выполняет

Себя (местоимение)

Кого?

Дополнение

Миллион (имя числительное)

Сколько?

Обстоятельство

Золотых (имя прилагательное)

Каких?

Определение

Листиков (имя существительное)

Чего?

Дополнение

Снова (наречие)

Как?

Обстоятельство

Рванул (глагол)

Что сделал?

Сказуемое

Со (предлог)

Не отвечает на вопросы

Роли не выполняет

Всей (местоимение)

Как?

Обстоятельство

Силой (имя существительное)

Как?

Обстоятельство

Тогда (наречие)

Когда?

Обстоятельство

Разом (наречие)

Как?

Обстоятельство

Слетели (глагол)

Что сделали?

Сказуемое

Все (местоимение)

Какие?

Определение

Листья (имя существительное)

Что?

Подлежащее

Остались (глагол)

Что сделали?

Сказуемое

На (предлог)

Не отвечает на вопросы

Роли не выполняет

Старой (имя прилагательное)

Какой?

Определение

Липе (имя существительное)

Где?

Обстоятельство

Чёрных (имя прилагательное)

Каких?

Определение

Её ( местоимение)

Чьих?

Определение

Ветвях (имя существительное)

Где?

Обстоятельство

Только (частица)

Не отвечает на вопросы

Роли не выполняет

Редкие (имя прилагательное)

Какие?

Определение

Золотые (имя прилагательное)

Какие?

Определение

Монетки (имя существительное)

Что?

Дополнение

Учитель. Оценивайте  деятельность  партнёра по плечу на листах  самооценки.                

 Учитель. Все справились с заданием?

Ученик. Нет.

Учитель. Что вызвало затруднение?

Ученик. Путаем служебные части речи с самостоятельными.

Учитель. В чем заключается затруднение?

Ученик. Отсутствие знаний о самостоятельных и служебных частях речи.

Учитель. Что вы можете сказать? Какие наблюдения  вы провели?

Ученик. Самостоятельные части речи отвечают на определенные вопросы, а служебные части речи не имеют вопроса.

Учитель. Ещё какие наблюдения  провели?

Ученик. Самостоятельные части речи выполняют определенную синтаксическую роль в предложениях, а служебные не выполняют.

Учитель. Значит, в зависимости от чего можно различить части речи? Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим  алгоритм. Кто попробует?

Ученик. На доске делаю алгоритм.

                           

                              Части речи

                       Отвечает на вопросы

Да                                                                 Нет

Самостоятельная часть речи                  Служебная часть речи            

 

Выполняет синтаксическую роль в предложении

Да                                                                 Нет

Самостоятельная часть речи                        Служебная часть речи            

Учитель. Теперь мы можем различить части речи,  которые вызывали в начале урока затруднение?

Ученик. Да. Мы выполнили поставленную задачу, можем различить части речи.              

6. Первичное закрепление  и проговаривание во внешней речи. 

Учитель. Выполним упражнение № 161, стр. 123 учебника, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все  вместе для образца.

Ученик. Читает задание. Найдите в каждом  варианте « лишнее» слово. Объясните, почему оно «лишнее»?

1 вариант

Весело, облако, дружно, красиво

1 ученик. Весело, отвечает на вопрос как? Это наречие – самостоятельная часть речи.

Учитель. Правильно.

2 ученик. Облако, отвечает на вопрос что? Это имя существительное – самостоятельная часть речи.

Учитель. Правильно.

3 ученик. Дружно, отвечает на вопрос как? Это наречие – самостоятельная часть речи.

Учитель. Правильно.

4 ученик. Красиво, отвечает на вопрос как? Это наречие – самостоятельная часть речи.

Учитель. Правильно. А какое слово будет «лишним»?

Ученик. «Лишним» будет слово облако, потому что оно отвечает на вопрос что? Является именем существительным. Остальные все слова отвечают на вопрос как? Являются наречиями.

Учитель. Продолжаем самостоятельно

       2 вариант

И, а, у, но

3 вариант

Край, чай, дом, мой

       4 вариант

Строить, беречь, молодёжь, надеяться

Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученик.  Нет, мы с ним легко справились.

Учитель. Оцените свою деятельность на листах самооценки.

Учитель. Выполним упражнение 159, стр.123 учебника. Работаем в группах.

Учитель. Читает первое задание  участник под номером 1, стол №2

Ученик. Прочитайте текст и определите основную мысль.

Люди не могут ни одного дня жить без чистого воздуха, чистой воды, свежей зелени, солнечных лучей, даже без общения со зверьками и птицами. Именно поэтому люди устраивают зоопарки, ботанические сады, держат птиц, зверушек, рыб, ящериц у себя  дома и проводят с пользой  и удовольствием долгие часы, наблюдая за своими любимцами.

Это наши земляки, мы вместе с ними живём на Земле. И пока что никому не  известно,  есть ли ещё где – либо в  огромной  Вселенной  жизнь. Как же не интересоваться существами, которых нигде больше нет? Как же их не беречь,  не охранять?

(По Н.Сладкову)

Учитель. Думаем, определяем основную мысль текста. Потом обсудим в группе.

Ответ  первой группы (Мы думаем, что основная мысль текста заключается в том, что нужно беречь животных и  птиц).

Ответ второй группы (Мы думаем, что основная мысль текста заключается в том, что мы должны беречь природу. Природа – наш общий дом)

Учитель. Оцените свою деятельность на листах самооценки.

Учитель. Работаем в парах. Выполним задание 3. Выпишите  из текста по одному – два примера слов известных вам частей речи. Как вы определили, к какой части речи относятся слова.

Ответы учащихся (Люди - отвечает на вопрос кто? Имя существительное  – самостоятельная часть речи, употреблено в именительном падеже,  в предложении является подлежащим.  Свежей - отвечает на вопрос какой? Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, в предложении является определением).

Ответы учащихся (Без - не имеет вопроса, в предложении не выполняет синтаксическую функцию – это предлог -  служебная часть речи. И – не имеет вопроса, в предложении не выполняет синтаксическую функцию – это союз -  служебная часть речи.)

Ответы учащихся (Ли – не имеет вопроса, в предложении не выполняет синтаксическую функцию – это частица - служебная часть речи).

Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученик. Нет, мы с ним легко справились.

Учитель. Оцените свою работу на листах самооценки.

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Учитель. Перед вами задание  на карточках. Выпишите слова в три колонки, вставляя пропущенные буквы. Работаем в парах.

Существительные        Прилагательные        Глаголы

Безжалос(?)ный, быстрота, ж…лтизна,  др…жать, чес(?)ный, б…лила.,  пл…вательный, плавать, жёлтый, соревнование, кр…визна, скривилась, землетр…сение

Учитель. Все справились с заданием? А теперь обменивайтесь карточками партнёром по лицу. Кто допустил ошибки? Проверьте по эталону (проецируется на экране – слайд № 10)

Существительные        Прилагательные         Глаголы

Быстрота                      Безжалостный            Дрожать

Желтизна                      Честный                      Плавать

Белила                           Плавательный           Скривилась

Соревнование               Жёлтый

Кривизна                      

Землетрясение

Учитель. Что вызвало затруднение?

Ученик. Слово «белила».

Учитель. В чём проблема?

Ученик. Трудно определить, к какой части речи относится слово белила, потому что оно может быть и существительным, и глаголом.

Учитель. Как различить?

Ученик. Привести примеры в контексте.

1.Мама размешивала белила в ведре. Размешивала что? Белила - имя существительное. В предложении является дополнением.

2.Мама белила стену. Что делала? Белила – глагол. В предложении является сказуемым.

      Учитель. Оцените свою работу на листах оценивания.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель. Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний?

Ученик. Можем различить самостоятельные  и служебные части речи.

Учитель. Достаточно ли  мы закрепили новое правило?

Ученик. Нет.

Учитель. Почему?

Ученик.  Мал объем практического применения нового знания.

Учитель. Тогда  работаем над следующим заданием: выполните упражнение 157, стр.122 учебника.  Выпишите из него по два существительных, прилагательных, глагола и наречия  вместе со словами, к которым они относятся.  Докажите, что существительное, прилагательное и глагол – изменяемые части речи, а наречие – неизменяемая часть речи. Выпишите по два союза и предлога.

  Из множества звуков земли: пения птиц, трепетания листвы на деревьях, треска кузнечиков, журчания лесного ручья – всегда самый весёлый и радостный звук – песня полевых и луговых жаворонков. Ещё ранней весною, когда на полях лежит рыхлый снег, но уже кое – где на пригреве образовались первые тёмные проталины, прилетают и начинают петь наши ранние весенние гости - жаворонки. Столбом поднимаясь в небо, трепеща крылышками, насквозь пронизанными солнечным светом, выше и выше взлетает в небо жаворонок, исчезает в сияющей голубизне. Удивительно красива, звонка песня жаворонка, который приветствует приход весны.

                                                                                (По И.Соколову – Микитову)

Ученики выполняют задание.

Учитель. Проведите самопроверку по эталону (проецируется на экране – слайд № 11)

Имена существительные: из множества звуков, лежит снег.

Имена  прилагательные: лесного ручья, полевых и луговых жаворонков.

Глаголы: образовались проталины, прилетают жаворонки

Наречия: насквозь пронизанными, удивительно красива.

Союзы: и, но.

Предлоги: из, на

Учитель. У кого есть другие примеры?

Ученик. У меня. Имена существительные: звонка песня, приход весны

Имена прилагательные: солнечным светом, весенние гости.

Глаголы: лежит снег, начинают петь жаворонки.

Предлог: в

Учитель. Смогли ли мы пополнить свои знания о частях речи?

Ученик. Да. Мы узнали много интересного о частях речи, их классификации. Но есть затруднения.

Учитель. Что вызвало затруднение?

Ученик. Трудно доказать изменяемость и неизменяемость самостоятельных частей речи.

Учитель. Об этом мы узнаем на следующем уроке.

Учитель. Оцените свою деятельность на листах самооценки.

  1. Рефлексия.

Учитель. Чему был посвящен наш урок?

Ученик. Самостоятельным и служебным частям речи.

Учитель. В чем суть их различия?

Ученик. Самостоятельные части речи отвечают на определённые вопросы, в предложении выполняют определённую  синтаксическую роль, а

служебные части речи не отвечают ни на один вопрос, в предложении не выполняют ни одну синтаксическую роль.

Учитель. Какие затруднения вы испытали?

Ученик. Не всегда правильно определяем части речи.

Учитель. Что помогло нам их преодолеть?

Ученик. Новое правило определения частей речи.

Учитель. Оцените свою деятельность на уроке,  пользуясь оценочным листом.

Учитель. Я рекомендую вам выбрать домашнее задание (проецируется на экране – слайд  №12), которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто научился различать части речи, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упражнение 162 (задания 1,2,5, 7) из  параграфа 26.

2. Кто научился различать части речи, но не уверен, что самостоятельно сможет отличить, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните задание по карточке.

Составьте и запишите предложения, в которых слова море, солнце, роса выступали бы в роли различных членов предложения.

3. Кто научился различать части речи, может объяснить это товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте 5-6 предложений, используя самостоятельные и служебные части речи  по теме « Весна»

4. Задания для умников и умниц!

Сочините сказку о самостоятельных и служебных частях речи.        

Учитель. Оцените учебную деятельность класса.

Учитель. Спасибо.

   

                                             

                                             

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Части речи"

Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету, наряду с другими приёмами и методами, является нестандартный урок. Как показывает опыт, нетрадиционный уро...

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте

Урок разработан в технологии модульного обучения....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»

разработка урока русского языка "Диалог"...