Конспект урока "Разделительные ь и ъ" (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Теренина Татьяна Алексеевна
Конспект урока "Разделительные ь и ъ" (5 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdelitelnye_i.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Разделительные ь и ъ (5 класс)

Цель деятельности учителя: актуализировать и восстановить знания о правописании разделительных знаков, отработать умения правильно писать.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать правило употребления разделительных ь и ъ; уметь находить в словах разделительные ь и ъ; разграничивать мягкий ь и  ь как показатель мягкости предшествующего согласного; правильно употреблять на письме разделительные ь и ъ ; графически обозначать условия их выбора.

Межпредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт – диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных , творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы обучения: эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Основные понятия: морфема, морфемный разбор, приставка

Наглядно – демонстрационный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем

Организационная структура урока

Этапы урока

1.Мотивация к учебной деятельности

Вступительное слово учителя:

                       Прозвенел уже звонок.

                       Сядьте тихо и неслышно,

                       И скорей начнём урок.

                        Будем мы читать, трудиться,

                         Ведь заданья нелегки.

                         Нам, друзья, нельзя лениться,

                             Так как мы ученики!

                              Значит, мы должны учиться.

- Давайте определим своё настроение (отличное, хорошее, не совсем готовы) ,

  настроимся на работу.  

2.Актуализация и пробное учебное действие.   

На слайде №1. Рисунок «Институт грамматики». В нём 2лаборатории в виде шаров со стрелочками (Лаборатория «Ъ», лаборатория «Ь»)

- Сегодня вы не просто ученики, а исследователи института Грамматики. В нашем институте 2 лаборатории. Но вот над какой проблемой они работают, попробуйте догадаться. Названия каких букв состоят из двух слов, одно из которых звучит одинаково? (Это Ъ и Ь)

- Верно! Одна лаборатория занимается изучением слов с разделительным ъ знаком, а другая – с разделительным ь знаком.(прикрепляю карточки – знаки)

- Ребята, не подскажете ли тему урока?

- А какие цели будем преследовать на уроке? /Повторить и сравнить правила написания разделительных ъ и ь знаков, уметь различать знаки при написании слов с ними/

3.Выявление места и причины затруднения.

- Итак, мы будем сопоставлять разделительные ъ и ь знаки.

Чтение стихотворения. Инсценирование.

               -Не чересчур ли ты добряк? –

                Так знаку ь промолвил ъ.

                - Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.

                  Нет, в алфавит ты не годишься!

                  - Кто б говорил, но ты б уж помолчал!-

                  Знак ь твёрдому на это отвечал.

                   - Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.

                  Давным – давно пора, как букву ять , тебя из азбуки изъять!

                 - Друзья! Ваш разговор – никчемные слова,-

                   Услышав этот спор, сказала буква А.-

                    Вы оба хороши, достойны чести,

                    Когда стоите в нужном месте.

- Что общего у этих букв, чем они интересны? В  чём их различие? На эти вопросы мы найдём ответы, проведя исследование.

- Вспомните, какую «работу» выполняет мягкий  знак в словах? (Обозначает мягкость согласного звука, разделяет согласный и гласный звуки)

- Как связан с правописанием разделительных  ъ и ь звук «Й»?

- Если после  согласного звука перед  гласным есть «Й», то в слове пишется ь или ъ.

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения 

-Запишите слова в тетрадь, выделите орфограмму и подготовьтесь к ответу по плану.

      *В какой части слова находится буква?

      *Перед какими буквами стоит?

       * Для какой цели служит?

С-приставка      …. Ъ  *   е,ё, ю,я                           Ь в корне перед буквами :е-ё-

                                                                                                                          ю-я

  • (схема)
  • - Что общего у разделительных ъ и ь знаков? (не допускают слияния гласного и согласного)

        Вывод. Разделительный ь пишется в корне  слова, разделительный ъ – между приставкой и корнем.

- Сформулируйте правило правописания разделительных ъ и ь.

5.Творческая практическая деятельность по реализации проекта

- Игра «Доскажи словечко»

Слова написаны в рамочках: объявление, вьюга, объедки, жильё, подъехал, ручьи, подъёмный, вьёт

- Посмотрите, запомните, напишите как можно больше слов. Сколько слов вы записали?

- Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко». Придумайте предложение с одним из этих слов, но само слово не называйте.

Например: «На доске написано  … объявление»

- Отгадайте загадки. Выпишите слова в 2 столбика с ъ и ь .

1) За лесом усатое море лежит,

   Волна за волною по морю бежит.

   Объедет его великан –пароход

   И каждую каплю с собой заберёт. (Комбайн; объехать)

2) Ночью ходит, днём он спит.

      Если сердится, ворчит.

       Он живёт в лесу дремучем,

       Сам он круглый и колючий. (Ёж; ночью)

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

- Какие слова вы записали в 1 –ый столбик? Почему? Какие выполнили графические обозначения?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организую самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных в соответствии с уровнем подготовки класса.

Создаю условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке.

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Вспомните стихотворение, которое мы слышали в начале урока, о ссоре разделительных ъ и ь .Мы закончили нашу исследовательскую работу и указали ъ и ь их законные места. Давайте ещё раз вспомним об этом. Теперь они перестанут ссориться и никогда не забудут своё место в словах. Не путайте и вы их,ребята!

                             

                                       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков ("Праздник английского алфавита" (2 класс), "Готовимся к Рождеству" (3 класс), утренника "Ирландские традиции" (4 класс) по английскому языку

Уроки "Праздник английского алфавита" (2 класс), "Готовимся к Рождеству" (3 класс), утренник "Ирландские традиции. День св. Патрика" позволяют создать атмосферу праздника для учащихся начальной школы,...

Цикл конспектов к урокам музыки для 1 класса (4 конспекта)

Конспекты к урокам музыки в 1 классе: "Край, в котором ты живешь", "Музыка утра", "Музыка вечера", "Музыкальные портреты. Баба-Яга"...

Цикл конспектов к урокам музыки для 2 класса (3 конспекта)

Конспекты к урокам музыки во 2 классе: "Музыка в народном стиле", "Проводы зимы. Встреча весны", "Сказка будет впереди"...

Цикл конспектов к урокам музыки для 6 класса (10 конспектов)

Конспекты уроков музыки в 6 классе: "Авторская песня", "Булат Окуджава", "Вечные темы искусства и жизни. Холокост в музыке", "В начале был ритм", "Высокая месса И.С. Баха", "Диалог метра и ратма", "Жа...

Цикл конспектов к урокам музыки для 7 класса (7 конспектов)

Конспекты к урокам музыки в 7 классе: "Балет Кармен-сюита", "Балет Ярославна", "В музыкальном театре. Дж. Гершвин", "Опера Иван Сусанин", "Опера Кармен", "Опера Князь Игорь", "Опера Порги и Бесс"...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...