Методическая разработка. Итоговый урок по теме "Словосочетание" в 8 классе
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Володина Анна Викторовна

Данный урок завершает изучение темы "Словосочетание" в 8 классе. Комплект материалов содержит технологическую карту урока, презентацию и файл с раздаточным материалом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Цели урока:

-научить распознавать словосочетание в составе предложения;

- определять главное и зависимое слово в словосочетании;

-развить умение правильно строить и употреблять словосочетания в речи, умение по главному слову определять вид словосочетания;

-воспитывать у учащихся интерес к языку.

Планируемые результаты:

- Предметные: научиться выделять словосочетания в предложении, анализировать их структуру, устанавливать смысловую связь в словосочетаниях.

- Метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме.

- Личностные: Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, познавательного интереса.

УУД: Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Регулятивные: определить новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснить языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования смысловой связи в словосочетании.

Деятельность учителя

Деятельность  ученика

1. Сообщает о проверке ДЗ

1. Устная проверка ДЗ

2. Работа с теорией.

Перед вами 6 вопросов по материалу, изученному вами в теме «Словосочетание».

Подготовьте устные ответы.

2. Обсуждают в парах ответы на вопросы. Только при необходимости можно пользоваться учебником.

Озвучивают классу свои ответы.

3. Работа с картой самооценки.

Внесите номера обсужденных вопросов в соответствующие столбцы карты самооценки

3. Определяют свой уровень владения теоретическим материалом

4.  Тренировочное упражнение.

Прочитайте текст Бориса Пастернака

Тот ветер, проникший под рёбра

И в душу, в течение лет

Недоброю славой и доброй

Помянут в стихах и воспет.

Какое сочетание слов в нем можно ошибочно принять за словосочетание?

Выпишите из текста три словосочетания разных видов связи.

4. Выполняют задание.

Устная проверка. Ученик читает два из трех словосочетаний, другой устно определяет вид связи.

Не было примеров связи «примыкание»

5. Цифровой диктант №1.

Цифрой 1 обозначаем словосочетания; цифрой 2 – не словосочетания

Ручка двери, бежал вдоль забора, мальчик был весел, его голос, словно во сне, самый умный, закрытый магазин, магазин закрыт

Ключ: 1 1 2 1 2 2 1 2

5. Вносят в карту самооценки ответы

Сообщают об ошибках

Выставляют баллы: 1 балл за каждый верный ответ.

6. Цифровой диктант №2.

Цифрой 1 обозначаем словосочетания со связью согласование; цифрой 2 – управление, 3 – примыкание

Необходимость доверия, рассказать вопреки желанию, говорил улыбаясь, разбушевавшееся море, желание нарисовать, шаг назад, глубокое уважение

Ключ: 2 2 3 1 3 3 1

6. Вносят в карту самооценки ответы

Сообщают об ошибках

Выставляют баллы: 1 балл за каждый верный ответ.

7. Закрепляющее упражнение.

Прочитаем отрывок из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то соверше(н/нн)о иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не остан..тся ничего… А на самом деле оказалось все иначе. Мои свер(с/ст)ники остались со мной. Друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. Подли(н/нн)ые друзья пр..обретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я н.. наблюдал, открытость к дружбе постепе(н/нн)о снижается с возрастом. Молодость – это время сближения.

ЗАДАНИЯ

1)Сформулируйте его основную мысль.

2)Выпишите слова с орфограммами, объясните их.

Проверьте себя и внесите балл в карту самооценки

3) Выпишите по два словосочетания на каждый вид связи.

Взаимопроверка.

1 балл за каждое верное словосочетание.

1)Основная мысль: настоящих друзей человек приобретает в детстве и юности.

2) проверяют объяснение орфограмм устно, оценивают каждый верный ответ в 1 балл.

3) выписывают и разбирают словосочетания, проверяют и оценивают одноклассника

8. Рефлексия.

Вернемся к таблице самооценки, которую мы заполняли в начале урока. Подумайте, что изменилось. Возможно, какие-то сложности ушли. Но может быть и такое, что они, наоборот, появились, т.к вы их только что осознали. Заполните таблицу еще раз.

8. Заполняют таблицу самооценки.

9. Рефлексия. Опишите свои мысли, состояние на уроке с помощью трех словосочетаний разных видов связи.



Предварительный просмотр:

КАРТА САМООЦЕНКИ

Теория

Знаю отлично

Знаю удовлетворительно

Знаю плохо

1. Цифровой диктант №1 Ответы:_______________________________________________Балл_______

2. Цифровой диктант №2 Ответы:_______________________________________________Балл_______

Текст Д.С. Лихачёва

3. Орфография, балл_______________

4. Словосочетания, балл_____________________ Кто проверял_________________________

СУММА БАЛЛОВ __________________________ ОЦЕНКА____________________________

Знаю отлично

Знаю удовлетворительно

Знаю плохо

КАРТА САМООЦЕНКИ

Теория

Знаю отлично

Знаю удовлетворительно

Знаю плохо

1. Цифровой диктант №1 Ответы:_______________________________________________Балл_______

2. Цифровой диктант №2 Ответы:_______________________________________________Балл_______

Текст Д.С. Лихачёва

3. Орфография, балл_______________

4. Словосочетания, балл_____________________ Кто проверял_________________________

СУММА БАЛЛОВ __________________________ ОЦЕНКА____________________________

Знаю отлично

Знаю удовлетворительно

Знаю плохо


Борис Пастернак

Тот ветер, проникший под рёбра

И в душу, в течение лет

Недоброю славой и доброй

Помянут в стихах и воспет.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Из «Писем о добром и прекрасном»

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то соверше(н/нн)о иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не остан..тся ничего… А на самом деле оказалось все иначе. Мои свер(с/ст)ники остались со мной. Друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. Подли(н/нн)ые друзья пр..обретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я н.. наблюдал, открытость к дружбе постепе(н/нн)о снижается с возрастом. Молодость – это время сближения.

Борис Пастернак

Тот ветер, проникший под рёбра

И в душу, в течение лет

Недоброю славой и доброй

Помянут в стихах и воспет.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Из «Писем о добром и прекрасном»

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то соверше(н/нн)о иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не остан..тся ничего… А на самом деле оказалось все иначе. Мои свер(с/ст)ники остались со мной. Друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. Подли(н/нн)ые друзья пр..обретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я н.. наблюдал, открытость к дружбе постепе(н/нн)о снижается с возрастом. Молодость – это время сближения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Из чего состоит словосочетание? Как связаны слова в словосочетании? Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? Как узнать словосочетания со связью «согласование»? Как узнать словосочетания со связью «управление»? Как узнать словосочетания со связью «примыкание»?

Слайд 2

Знаю отлично Знаю удовлетворительно Знаю плохо КАРТА САМООЦЕНКИ

Слайд 3

1. Цифровой диктант №1 Ответы :__________________________ Балл_______ 2. Цифровой диктант №2 Ответы :__________________________ Балл_______ Текст Д.С. Лихачёва 3. Орфография, балл__________________ 4. Словосочетания, балл__________ Кто проверял_________________________ СУММА БАЛЛОВ __________________________ ОЦЕНКА____________________________

Слайд 4

Цифровой диктант №1 1 – словосочетание 2 – не словосочетание.

Слайд 5

Цифровой диктант №1 ключ: 1 1 2 1 2 1 2 1 балл за каждый верный ответ. Максимум: 7 баллов

Слайд 6

1. Цифровой диктант №2 Ответы :__________________________ Балл_______ 2. Цифровой диктант №2 Ответы :__________________________ Балл_______ Текст Д.С. Лихачёва 3. Орфография, балл__________________ 4. Словосочетания, балл__________ Кто проверял_________________________ СУММА БАЛЛОВ __________________________ ОЦЕНКА____________________________

Слайд 7

Цифровой диктант №2 1 – согласование 2 – управление 3 - примыкание.

Слайд 8

Цифровой диктант №2 ключ: 2 2 3 1 3 3 1 1 балл за каждый верный ответ. Максимум: 7 баллов

Слайд 9

Дмитрий Сергеевич Лихачёв

Слайд 10

1. Цифровой диктант №2 Ответы :__________________________ Балл_______ 2. Цифровой диктант №2 Ответы :__________________________ Балл_______ Текст Д.С. Лихачёва 3. Орфография, балл__________________ 4. Словосочетания, балл__________ Кто проверял_________________________ СУММА БАЛЛОВ __________________________ ОЦЕНКА____________________________

Слайд 11

1. Цифровой диктант №2 Ответы :__________________________ Балл_______ 2. Цифровой диктант №2 Ответы :__________________________ Балл_______ Текст Д.С. Лихачёва 3. Орфография, балл__________________ 4. Словосочетания, балл__________ Кто проверял _________________________ СУММА БАЛЛОВ __________________________ ОЦЕНКА ____________________________ МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ: 27

Слайд 12

Знаю отлично Знаю удовлетворительно Знаю плохо КАРТА САМООЦЕНКИ

Слайд 13

Моё состояние


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка итогового урока по проекту"По зелёной тропе -в глубины истории" в 8 классе

Данный урок является итоговым уроком проекта "По зелёной тропе - в глубины истории"  в 8 классе. Целью данного урока является показать результаты работы учащихся над поректом - это экскурсии -пре...

Методическая разработка итогового урока по истории в 11 классе

Повторение, обобщение, систематизация и закрепление знаний, полученных при изучении тем «Советский Союз  первые послевоенные десятилетия 1945-1964» как средство подготовки к ЕГЭ...

Методическая разработка итогового урока по истории 11 класс "СССР в 1953-1964 гг."

Обобщить знания учащихся о развитии СССР в 1953-1964 гг.: ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности; экономические реформы конца 50-х – начала 60-х гг.; политика мирного сосуществования.особенности ра...

Методическая разработка итогового урока повторения в 6 классе

Вот, наконец тема пройдена и даже закреплена. Задачи писались, примеры решались, а что дальше? Как сделать обобщение той или иной темы интересным и нетривиальным для восприятия ребенка?  Здесь лю...

Методическая разработка итогового урока КВН по информатике в 8 – х классах.

Для подготовки КВНа необходимо провести коллективное обсуждение и распределение ролей, дать задания для подготовки (придумать название команды, подготовить визитку и газету)....

Методическая разработка итогового урока обществознания в 10 классе. Тема урока: «Парламентаризм в России. Роль политических партий в формировании демократической системы власти».

Развитие способности понимать общественную обусловленность данного политического периода, критически анализировать полученную политико-социальную информацию, определять собственную позицию и соотносит...

Методическая разработка итогового урок литературы в 5 классе по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

Заключительный урок по рассказу И.С.Тургенева "Муму" представляет собой урок-исследование. Целью его является выявление главной мысли произведения - о протесте против угнетения человека человеком....