Разработка урока по русскому языку в 8 классе"Значение личных местоимений в речи"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Людмила Анатольевна Диппель

Конспекта урока по русскому языку в 8 классе по теме "Значение личных местоимений в речи" разработан в соответствии с умственными способностями обучающихся с нарушением интеллекта. Обучающиеся вовлечены в работу, что позволяет ребятам самостоятельно получать знания и делать выводы по теме. Задания имеют 2 уровня сложности.Это позволяет каждому ученику чувствовать себя успешным в течении всего урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_lichnyh_mestoimeniy_v_rechi.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Значение личных местоимений в речи

Цель: познакомить со значением личных местоимений в речи, учить определять значение личных местоимений

Задачи: формировать умение выделять личные местоимения в речи и определять их значение;

- развивать и коррегировать грамматический строй речи, через отработку умения определять значение личных местоимений,

 умение связно и развёрнуто излагать свои мысли, через формулирование полных ответов,

словарный запас, через определение и проговаривание значения местоимений;

- воспитывать чувство ответственности за выполняемую работу, желание добиться лучших результатов, чувство взаимопомощи.

Типурока: комбинированный.

Оборудование:демонстрационные таблицы, индивидуальные карточки для дифференцированной работы на уроке, мультимедийная презентация.

Планурока

  1. Организационный момент.
  2. Постановка темы и цели урока.
  3. Актуализация знаний.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление изученного материала.
  6. Итог урока.
  7. Домашнее задание.

        Ход урока        

  1. Орг. момент.
  1. - Прозвенел звонок весёлый.

Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.-

Я рада вас приветствовать на уроке русского языка.

2. - Сегодня на уроке мы:                              

 Вспомним ранее изученный материал

Изучим новую тему

Выполним упражнения на закрепление полученных знаний

Подведём итог нашей работы и, конечно же, получим удовольствие от общения друг с другом.

На уроке мы будем работать у доски и в тетрадях, самостоятельно и в парах.

3. –Во время урока вы будите оценивать себя самостоятельно и друг друга по 3 бальной системе, а в конце урока по результатам работы подведём итог и получим оценку за работу на уроке.

4. Чтобы начать урок, проверим, всё ли готово к уроку

Проверка готовности: Для работы на уроке нам понадобится: учебник русского языка, рабочая тетрадь, простой карандаш, ручка с синим стержнем и ручка с зелёным стержнем, дневник. А ещё нам понадобится хорошее настроение и желание трудится!

Всё готово. Можно начинать урок.

  1. Актуализация знаний.

1. - Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

2. Чтобы перейти к изучению новой  темы, вспомним ранее изученный материал. Для этого вспомним словарные слова  и выполним задание. Оценивать будем друг друга.

Если выполнили без ошибок, то ставим 3 балла.

Если допустили 1-2 ошибки, то ставим 2 балла.

Если допустили 3 и более ошибок, то ставим 1 балл.  

Будьте внимательны и постарайтесь заработать высокий балл,

3.–Запишите словарные слова

Секретарь, паспорт, документ, государство, депутат.

1гр. – пишет под диктовку              2гр. – вставляет пропущенные буквы

-  Поставьте вопросы к словарным словам, определить часть речи.( устно)

  • Взаимопроверка, взаимооценка.
  • Если не допустили ни одной ошибки –3 балла, если 1-2 ошибки – 2 балла, 3 и более ошибок – 1 балл.
  • Поставили эти баллы в листы самооценки.
  1. Постановка темы и цели урока.
  1. –Какой части речи все слова? (существительные)

- На какой вопрос отвечают существительные? (кто? что?)

- Какая ещё часть речи отвечает на вопрос КТО?               (местоимение)

- Ответьте на этот вопрос,  прослушав стихотворение.
Применяем мы всё это
Вместо имени предмета,
Нам на всё оно укажет,
Но ничьих имён не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него как не крутись,
В речи нам не обойтись!

- Ребята, вы узнали, о чём идёт речь?
- Верно, это местоимения.

- Для чего применяем местоимения в речи?

- Определите тему нашего урока. /Местоимения/

- Тема урока -  «Значение личных местоимений в речи»

-Какая цель нашего урока?

/Определить, какое значение в речи имеют личные местоимения/

- Чему мы будем учиться на уроке?

/ Учиться  находить местоимения и определять их значение/

- Что должны сделать, чтобы этому научиться?

- Выполнить упражнения и задания.

-Для чего нам это нужно знать и уметь?

/Чтобы использовать личные местоимения в речи, пополнять наш словарный запас/

  1. Изучение нового материала
  1. Чтобы выяснить какое значение имеют личные местоимения, послушайте диалог.

Обуч-ся (разыгрывают сценку).

- Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь?

- Да, хорошо.

- Мне нужна Юля. Скажи, пожалуйста, она дома?

- Нет, её нет.

- А Максим? Он дома?

  1. Фронтальная беседа с использованием таблицы.

-   Настя, начиная разговор, как называет себя? (Я)

- Это первое лицо, которое участвует в диалоге (ставит табличку "я- 1- е лицо"). Настя, а как бы ты назвала себя и Фёдора одним словом? (Мы).

-  ("1-е лицо"). Местоимение«мы» означает как бы "Я и ещё кто-то, какой-то собеседник".

- Т.е. местоимения 1-го лица – я, мы – указывают на того КТО говорит

- Как Настя обращается ко второму участнику диалога? (Ты). На Фёдора указывает местоимение ты. Это второе лицо (табличка "ты- 2-е лицо).

- Как бы  обратились к Фёдору, Максиму, Юле, о которых спрашивалаНастя? К ребятам класса. (Вы - "2 -е лицо").

- А как вы обратитесь ко мне? (Тоже Вы). Так обращаются вежливо ко взрослому человеку. Значит, местоимение Вы может указывать и на одно лицо. Кстати, в поздравлениях, записках местоимение Вы пишется с большой буквы.

- Т.е. местоимения 2-го лица – ты, вы, Вы – указывают на того  С КЕМ говорят

- Настя и Фёдор говорят о ком-то ещё, кто не участвует в диалоге, то есть о третьих лицах: Юля - она, Максим - он ("3-е лицо").

- Ребята, а как бы вы назвали Настю и Фёдора одним словом-местоимением? (Они) ("3-е лицо")

- А каким словом назвать окно? (Оно) ("3-е лицо").

- Местоимения он, она, оно, они указывают ещё и на неодушевлённые предметы.

- Т.е. местоимения 3-го лица – он, она, оно, они  – указывают на того О КОМ говорят

- Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными..

-  Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?

( Они указывают на лицо или лица.Личное - значит принадлежащее лично кому-то).

3. В "Толковом словаре" Ожегова записано:

1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.

2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.

4.Оценка учителя.Взаимооценка

Физминутка.

  1. Закрепление
  1. Прочитать правило на с. 124
  2. - Закрепим полученные знания. Потренируемся определять значение личных местоимений.

         Для этого выполним упражнения у доски и в тетрадях. Свою работу оценим в листах самооценки.

Выполнил всё правильно, без ошибок. У доски объяснил выполнение. – 3 балла.

Допустил 1-2ошибки. Но у доски объяснил выполнение – 2балла

Выполнил без ошибок, но у доски не смог объяснить выполнение – 2 балла.

Допустил 3 и более ошибок  и у доски  не смог объяснить выполнение – 1 балл.

  1. С.124, упр.161. Выписать личные местоимения, определить на кого они указывают

- Проверьте друг друга. Оцените работу в тетради по критериям: аккуратно, правильно, красиво, самостоятельно.                                

-Взаимопроверка, взаимооценка. Поставьте балл за работу простым карандашом на полях.

Оцените себя в листах самооценки учитывайте, как работали у доски и в тетради.

- Зачем мы выполнили это упражнение?

  1. Итог урока.

-Над какой темой работали на уроке?                          

- Что нового узнали на уроке?

-  Чему учились на уроке?         

- Что для этого сделали?

-Где пригодятся полученные знания?

На следующем уроке мы продолжим изучать местоимения, узнаем как изменяются местоимения.

 Домашнее задание.с. 124, упр. 160

  1.  Выставление оценок.

У кого больше по 3балла – эти ребята правильно отвечали на вопросы, без ошибок выполнили все задания в тетради – они получают оценку 5.

У кого больше по 2 балла – получают за урок оценку 4.

У кого больше по 1 баллу, те получают оценку -3.

Урок окончен. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

Разработка уроков по русскому языку 6 класс.

Урок - путешествие по русскому языку в 6 классе. Спряжение глаголов. Учитель русского языка и литературыМолоканцева Л.И....

Русский язык 4 класс. Тема:" Личные местоимения"..

Конспект урока  по русскому языку в 4 классе с технологической картой урока и презентацией....

Открытый урок по русскому языку 5 класс "Самостоятельные и служебные части речи"

Урок открытия новых знаний. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознават...

Технологическая карта урока по русскому языку. 5 класс. Роль имени существительного в речи

Использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; проблемный.Разнообразить формы организации познавательной деятельности: индивидуальную, групповую (коллективну...