Фонд оценочных средств по русскому языку в 9 классе
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Портная Светлана Михайловна

Материал предназначен для работы  в 9 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fos_po_russkomu_yazyku9_klass.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОС по русскому языку9 класс

Тема раздела: Повторение пройденного материала в 5-8 классе

Текущий  контроль. Оценочное средство №1

Контрольный диктант

по теме«Повторение изученного в 5-8 классах»

Орлиное гнездо

Однажды стадо драгоценных диких пятнистых оленей, продвигаясь к морю, пришло на узенький мыс. Мы протянули за ними поперёк всего мыса проволочную сетку и преградили им путь в тайгу. У оленей для питания много было и травы, и кустарника, нам оставалось только охранять дорогих гостей наших от хищников-леопардов, волков и даже от орлов.4

С высоты горы я стал разглядывать скалу внизу и скоро заметил, что у самого моря, на высокой скале, покрытой любимой оленями травой, паслась самка оленя. Возле неё в тени лежал какой-то желтенький кружочек. Разглядывая в бинокль, я скоро уверился, что это оленёночек.

Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, стараясь как будто попасть ими в недоступные ему темно-зеленые сосны, поднялся преогромный орёл, взвился высоко и бросился вниз. Но мать услышала шум падающей громадной птицы, быстро схватилась и встретила её: она встала на задние ноги против детёныша и передними копытцами старалась попасть в орла, а он, обозлённый неожиданным препятствием, стал наступать, пока острое копытце не попало в него.(163 слова.)

Грамматическое задание

  1. Выпишите слово, написание которого регулируется правилом чередующихся гласных в корне.
  2. Подчеркните грамматические основы односоставных предложений.
  3. Разберите по составу слова царскосельский, вольность, самодержавие.
  4. Выполните синтаксический разбор предложения.

Тема:Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение  

Текущий  контроль. Оценочное средство №2

Сжатое изложение

Солнце с белыми лучами

     Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своем открытии:

- Мама, мы нашли странный цветок!

- Он растет за домом, около клена с красными листьями.

- Мы не знаем его названия. Белое колесико с желтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?

И они зашагали к клену с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. Цветок действительно был похож на белое колесико с желтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.

- Значит, не ты посадила этот цветок? – сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. И они стали ждать отца.

Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.

Он сказал:

- Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет много экзотических цветов.

Приходили соседи, разглядывали таинственного новосела. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок – инопланетянин, а семечко занесло на землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.

И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далеком времени, о котором люди знают только по книгам.

Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом она сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и дети заметили на глазах у бабушки слезы.

-Это ромашка, - тихо сказала бабушка. – Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. Теплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ромашки. Белое колесико с желтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. А потом ромашек становилось все меньше. Их безжалостно срывали.

-Зачем? – спросили дети.

- Просто так.

Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно:

- Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин.

                                                                                                                (поЮ.Яковлеву)

Задание:

  1. Определить тему текста, основную мысль;
  2.  Выделить микротемы;
  3. Определить, какие фрагменты текста необходимо сжать, а какие писать подробно (сжатию должны подвергнуться преимущественно повествовательные фрагменты; основной способ сжатия – обобщенное изложение мысли с исключением деталей);
  4. Определить способ сжатия;
  5. Запишите сжатый вариант изложения первых двух частей.

Текущий  контроль.

 Оценочное средство №3

Контрольный тест по теме «Сложное предложение»

1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.     

А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

В.Тихо дышит лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

2.Строение какого предложения соответствует схеме: 

[неопределенно-личное], и [безличное] ?

А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

В.Тихо дышит лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

3. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

 А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

Г. Я подошел к берегу моря, все глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

4. Строение какого предложения соответствует схеме:

[определенно-личное], и [двусост.] ?

А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

Г. Я подошел к берегу моря, все глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

5. Сколько частей в сложном предложении (знаки не расставлены)? На местности показывал он молодым солдатам как надо переползать как войлоком обматывать сапоги чтобы шаг был бесшумен как по моховым наростам на дереве по годовым кольцам на пнях определять стороны света как с помощью поясного ремня лазить на самые высокие голые сосны как сбивать собак со следа как в снегу прятаться от холода.

а)8 б) 7 в) 4 г) 6

6. Найдите сложноподчиненное предложение.

А. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.

Б. В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.

В. Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.

Г. В ком добра нет, в том правды мало.

7. Сделайте синонимическую замену простого предложения с причастным оборотом сложноподчиненным предложением.

На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают богатые урожаи кукурузы.

8.Какое предложение соответствует схеме:      (    ),[    ],(    )?

А. Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

Б. Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.

9. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А. Для того чтобы правдиво сыграть любую роль, прежде всего нужно найти зерно художественного образа.

Б. Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звезды и все в лесу примолкает.

В. На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя.

10. Сделайте синонимическую замену простого предложения с обособленными членами сложноподчиненным предложением.

Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.

11. Выпишите грамматические основы предложения

1)Нёс я эти тетрадки, эту кладовую несгораемых слов,  за собою всюду, и не раз они выручали меня из еще большей беды, чем пожар.

2)Зазвенели пилы, застучали топоры под Воронежем, в сотнях кузниц ковали гвозди и якоря, и корабли пошли вниз по Воронежу.

3)Леса вставали на пути половцев, ногайских и крымских татар.

12. Придумайте начала и запишите полученные предложения.

А.           …, что чуть не упал в воду.

Б.            …, будто долго жила в Англии.

13. Укажите верное определение.

Сложное предложение — это предложение,

1) осложнённое однородными членами

2) состоящее из двух или нескольких простых предложений, соединённых в одно целое по смыслу и интонационно

3) состоящее не более чем из двух простых предложений

4) в котором есть все виды второстепенных членов

14. Укажите верное утверждение.

В зависимости от средства связи между частями сложные предложения делятся

1) на осложнённые и неосложнённые

2) на распространённые и нераспространённые

3) на полные и неполные

4) на союзные и бессоюзные

Тема:Сложные союзные предложения. Сложносочиненные предложения

Текущий  контроль. Оценочное средство №4.

Контрольный диктантпо теме

«Сложносочиненные предложения»

Звон бубенцов.

   Поздняя осень- пора глухая. Дни коротки и тусклы, а ноябрьские ночи, как говорится в пословице,  до снега темны. Владимир Даль, который щедр на пословицы, характеризующие каждое время года, тут ограничился одной- единственной. Уж так печально вокруг, и говорить не хочется. Пусты поля, обнажены леса, и природа отошла ко сну.

   Но ноябрьские ночи темны лишь до первого снега. И когда настанет то первое белое утро, с белыми крышами домов, с убелёнными ветвями деревьев, то сразу светлеет душа. Это ещё не зима с её холодною красою, но уже и не осень с её необъятной печалью.

   И каждый раз в это белое утро слышу я отдалённый звон бубенцов. Откуда он?  Не знаю, но думаю, что из далёкой старины. В те времена первый обильный снегопад открывал в городах зимние гулянья на санях.

                                                                                                                        (130 слов).

Грамматическое задание.

  1. Сделать синтаксический разбор любого ССП.
  2. Найдите в тексте слова, интересные для фонетического и морфемного  разбора, и произвести эти разборы.
  3. Найдите вводное предложение. Подчеркните его волнистой линией.
  4. Объясните графически знаки препинания в 1-ом и 5-ом предложениях.

Тема:Сложноподчинённые предложения

Текущий  контроль. Оценочное средство №5.

Сочинение –рассуждениена основе прочитанного текста

(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг – театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она – помощник художника.

(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.

– (6)Ты кто? – спросила она парня.

– (7)Шофёр, – ответил парень.

– (8)А что ты здесь делаешь?

– (9)Жду.

– (10)Кого?

– (11)Викторию Сергееву.

(12)Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос:

– (14)Ты её любишь?

– (15)Нет, – улыбнулся парень. – (16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.

– (24)И ты прыгнул в ледяную воду?

– (25)Прыгнул, – подтвердил парень.

– (26)Не испугался?

– (27)Не успел испугаться.

– (28)И не заболел?

– (29)Заболел немножко.

(30)Алиса и незнакомый парень разговаривали и не заметили, как во двор вошли Сергеева и знакомый художник. (31)Парень первым увидел её и сказал:

– (32)Здравствуйте, Виктория! (33)Вы, наверное, не помните меня? (34)Я Назаров.

(35)Сергеева внимательно посмотрела на парня: она не могла вспомнить его.

– (36)Ну помните, как Вы катались на санках, а я... (37)Вы ещё пригласили меня в Москву.

– (38)Ах, да, – вспомнила Сергеева. – (39)Сейчас я организую Вам билеты.

– (40)Спасибо, – сказал Назаров, – но я не за этим приехал. (41)У меня болен отец. (42)Мы приехали в Москву, но в Москве я знаю только Вас, и я хотел спросить, можем ли мы остановиться у Вас на неделю?

– (43)Нет, нет, – поспешно сказала Сергеева. – (44)Это неудобно, потому что у меня совсем маленькая квартира.

– (45)Что же делать? – спросил парень.

– (46)Не знаю.

(47)И тут Алиса взяла парня за руку. (48)«Пойдём», – сказала она. – (49)«Куда?» – удивился парень. – (50)«К нам», – сказала Алиса.

(51)Она не думала, что скажут дома. (52)Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. (53)А когда спасают, то долго не думают, а раз – и в холодную воду!

– (54)Нехорошо как, – сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со двора. – (55)Ведь он вам жизнь спас.

– (56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? – ответила Сергеева.

(57)И тут старый сторож вдруг закричал: (58)«Вон! (59)Вон отсюда!» (60)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (61)Но кричал-то он на Сергееву.(По Ю. Яковлеву)*

Используя  прочитанный  текст,  напишите сочинение.

15.1. Напишите  сочинение-рассуждение,  раскрывая  смысл  высказывания Константина  Георгиевича  Паустовского:  «Нет  ничего  такого  в  жизни  и  в  нашем  сознании,  чего  нельзя  было  бы  передать  русским  словом».  

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать  сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.  

15.2. Напишите  сочинение-рассуждение.  Объясните,  как  Вы  понимаете  смысл предложения текста: «А когда спасают, то долго не думают, а раз – и в холодную воду!..»

Приведите  в  сочинении  два  аргумента  из  прочитанного  текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

15.3. Как Вы  понимаете  значение  слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте   и прокомментируйте  данное  Вами  определение.  Напишите  сочинение-рассуждение  на  тему:  «Что  такое  человечность»,  взяв  в  качестве  тезиса данное  Вами   определение.  Аргументируя  свой  тезис,  приведите 2 (два) примера-аргумента,  подтверждающих  Ваши  рассуждения:  один  пример- аргумент  приведите  из  прочитанного  текста,  а  второй –  из  Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Текущий  контроль.

Оценочное средство №6.

Сжатое изложение с элементами сочинения

Случилось это на войне, на ленинградском фронте. Группа наших разведчиков передвигалась по лесной дороге. Была глубокая осень. Листья шуршали под ногами, и звук этот мешал прислушиваться. Они шли, держа наизготовку автоматы, шли уже долго и, возможно, расслабились. Дорога резко сворачивала, и на этом повороте они лицом к лицу столкнулись с немцами. Такой же небольшой разведгруппой. Растерялись и те и другие. Без команды немцы скакнули в кювет по одну сторону дороги, наши — тоже в кювет, по другую сторону. А один немецкий солдатик  запутался и скатился в кювет вместе с советскими солдатами. Он не сразу понял ошибку. Но когда увидел рядом с собой солдат в пилотках со звездочками, заметался, закричал от ужаса, выпрыгнул из кювета и одним гигантским прыжком, взметая палые листья, перемахнул через всю дорогу к своим. Ужас придал ему силы, вполне возможно, он совершил рекордный прыжок.

При виде этого наши солдаты засмеялись и немецкие тоже. Они сидели друг против друга в кюветах, выставив автоматы, и от души хохотали над этим бедным молоденьким солдатом.

После этого стрелять стало невозможно. Смех соединил всех общечеловеческим чувством. Немцы смущенно поползли по кювету в одну сторону, наши — в другую.

Разошлись, не обменявшись ни одним выстрелом. (По Д. Гранину)

Задания

  1. Напишите сжатое изложение по тексту, передав кратко содержание текста.
  2. Напишите ответ-рассуждение по данному тексту на тему:  «Смех соединил общечеловеческим чувством»

Текущий  контроль.

Оценочное средство №7.

Контрольный тест по теме «Сложноподчиненное предложение»

1. Укажите верное утверждение.

1) Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.
2) Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.
3) Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения.

2. В каком предложении ЧТО является союзным словом?

1) Спасибо, что не забываете старика.

2) Знаю я, что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь.
3) Петя оказался ниже всех ростом и не видел, что делается впереди.
3. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

1) Мы узнали, когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
2) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
3) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.

4) А бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у вас на полке, постепенно теряет свое обаяние.

4. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным места.

1) Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.

2) Капитан их не принял, хотя бойцы желали его видеть.

3) Он такие обиды чинит, что описать невозможно.

4) Они назвали залив, где мы стояли, именем известного полководца.

5. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки.

1) Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка.

2) Он ветреный человек, на которого нельзя надеяться.

3) Где роскошь, там нет торговли.

4) Хотя я отопру темницу, мне всё равно не расковать твоих цепей.

6. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

1) В ту минуту, когда готовился я пуститься в дорогу, вошёл Зурин.

2) Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться.

3) Я сяду заниматься, чтобы не терять времени.

4) Я знаю, что он шутит.

7. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

1) Когда бричка была уже на краю деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика.

2) Он тоже был несколько смущён, хотя старался не показывать этого.

3) Враг был вчетверо сильнее, если считать скопление его резервов.

4) Вы поймёте это, когда поживёте здесь ещё какое-то время.

8. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

1) Я почувствовал, что состояние моего здоровья улучшилось.

2) Если хочешь быть счастливым, будь им.

3) Около деревни протекает река, исток которой находится в лесных предгорьях.

4) Даша забыла, зачем пришла.

9. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным причины.

1) Тому, что было, уже не бывать.

2) Я не должна его любить, ибо я замужем.

3) А вечером, когда стемнело и возница уже отправился запрягать лошадь, старик на прощанье сам спел нам несколько песен.

4) Под полом, в том месте, где он сидел, что-то негромко щёлкнуло.

10. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным следствия.

1) Все толпились, суетились, неторопливо спрашивая, когда и куда пойдут поезда.

2) Лед уже тронулся, так что переправиться на другой берег было невозможно.

3) Я, как только вошёл, успел заметить сумрачное расположение Ерофея.

4) По мере того как поднималось солнце, день теплел и веселел.

11. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным степени.

1) И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать.

2) В той комнате, где я живу, почти никогда не бывает солнца.

3) Ученик обтачивал детали настолько старательно, что не делал брака.

4) Уж моя шляпа была почти полна орехами, как вдруг услышал я шорох.

12. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения.

1) На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером.

2) Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы.

3) Я не знаю, хочу ли я идти с ними.

4) Что он не придет, мне было ясно сразу.

13. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия.

1) Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь.

2) Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу.

3) Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза.

4) Гастон только стиснул челюсти, но вел себя так, как было нужно.

14. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным цели.

1) Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие.

2) Так как мы все как один и за технику, и за ее разоблачение, то попросим господина Воланда!

3) Пошел дождь, поэтому нам пришлось уйти.

4) Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду.

15. Найдите лишнее предложение.

1) И через силу скачет конь туда, где светится огонь. 
2) Мой дом везде, где есть небесный свод, где только слышны звуки песен. 
3) В приемной комиссии меня спросили, где я теперь работаю.

4) Мы стояли там, где жила наша бабушка.

16. Сколько частей в сложном предложении (знаки не расставлены)? На местности показывал он молодым солдатам как надо переползать как войлоком обматывать сапоги чтобы шаг был бесшумен как по моховым наростам на дереве по годовым кольцам на пнях определять стороны света как с помощью поясного ремня лазить на самые высокие голые сосны как сбивать собак со следа как в снегу прятаться от холода.

1)8 2) 7 3) 4 4) 6

17. Какая характеристика соответствует данному предложению?

Как только жара свалила, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось.

1) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью

2) сложносочиненное предложение

3) сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью

4) сложное предложение с подчинительной связью

18. Найдите предложение, части которого соединены союзом (знаки не расставлены).

1) Понятно что зайдя в лес я то и дело натыкался на следы грибов.

2) Ему хотелось сделать так как никто ещё не пробовал.

3) Мы знали что завтра будет не сделано.

4) Мы подошли к дому где располагалась бухгалтерия.

Текущий  контроль.

Оценочное средство №8.

Сочинение –рассуждение

(1)Однажды в начале октября, рано утром, уходя в гимназию, я забыл ещё с вечера приготовленный матерью конверт с деньгами. (2)Их нужно было внести за обучение в первом полугодии. 

(3)Когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, только тогда я вспомнил про конверт и понял, что она, видно, не стерпела и принесла его сама.

(4)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.

(5)Приблизившись, я приостановился и хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой, помахала рукой, и я, хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами, подошёл к ней.

– (6)Вадичка, мальчик, – старчески глухо заговорила она, протягивая мне оставленный дома конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, прикасаясь к пуговице моей шинели, – ты забыл деньги, а я думаю – испугается, так вот – принесла.

(7)Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

(8)Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза. (9)Я сбежал по уже опустевшей лестнице и, открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, оглянулся и посмотрел на мать. (10)Но сделал я это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется.

(11)Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед. (12)3аметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой с конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.

(13)На дворе ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал. (14)Я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.

(15)Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.

(16)Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.                                                                                                                  (По М. Агееву)*

Задание

1.Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце. Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго».

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

2. Как Вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Тема:Бессоюзное сложное предложение

Текущий  контроль.

Оценочное средство №9.

Сжатое изложение

     Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, возникают новые ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом принято провожать в дальнюю дорогу. С хлебом принято встречать солдат, вернувшихся с войны. Хлебом принято поминать тех, кто уже никогда не вернется. И каждый по-своему помнит и ценит хлеб. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

      Существует неразрывная связь между отношением к хлебу и нравственным состоянием общества. О всяком, кто честно зарабатывает себе на хлеб, в народе уважительно говорят, что он ест свой хлеб. И, наоборот, пренебрежительно отзываются о нахлебниках, живущих за чужой счет..

       Хлеб, доставшийся даром, не заработанный трудом ,человека портит, потому что лишает его нравственной основы .Чем тяжелее труд по добыванию каждого хлебного колоса, каждого кусочка этого чудесного дара, тем уважительнее, благоговейнее относится человек к хлебу и тем чище душа его, тем совестливее и добрее сам человек.

                                                                          (По Н.В.Беседину)   161 слово

Текущий  контроль.

Оценочное средство №10.

Контрольный тест по теме «Бессоюзное сложное предложение»

1.Найдите бессоюзное сложное предложение.

А. Я шагал за счастливою долей, беспокойным искателем стал.

Б. По небу плыли прозрачные, лёгкие облака, однако сразу потемнело.

В. Зарозовели вечера, степные хлынули ветра.

Г. На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер.

2.Найдите БСП, между частями которого нужно поставить двоеточие.

А. Поезд ушёл его огни исчезли.

Б. Случилась беда селевый поток размыл дорогу.

В. Хотел рисовать кисти выпадали из рук.

Г. Чайка прилетела значит скоро лёд пойдёт.

3.Найдите БСП, между частями которого нужно поставить тире.

А. Богатому не спится богатый вора боится.

Б. В феврале много инея на деревьях будет много мёда.

В. На улицах было пусто над крышами домов вставало солнце.

Г. У альпинистов есть золотое правило нельзя терять высоту.

4.Найдите БСП, между частями которого нужно поставить запятую.

А. Улетели птицы за море миновало время жатв.

Б. Распахнули окна запах сосен вступил на веранду.

В. Печален я со мною друга нет.

Г. Когда включили свет комната показалась большой и нарядной

5.Найдите БСП, между частями которого нужно поставить точку с запятой.

А. Туман казался неподвижным и сонным трава и кусты стали мокрыми.

Б. Вынули рамы и весна ворвалась в комнату с новой силой.

В. В тихом саду замолчал соловей падают капли во мраке с ветвей.

Г. Берёза долго радующая глаз обывателя пожелтела на неё сурово нападая и

держа в осаде то и дело налетают ветры сентября.

6.Найдите, в каком примере тире стоит между частями БСП.

А. Сухая поздняя осень - самое лучшее поэтическое время года.

Б. На столе – раскрытый томик подаренных стихов.

В. Лес рубят – щепки летят.

Г. Люди, кони, телеги – всё смешалось в одночасье.

7. Найдите, в каком примере двоеточие стоит между частями БСП.

А. Солнце светит одинаково всем: и человеку, и зверю, и дереву.

Б. Обо мне все люди скажут: сердцем чист и не спесив.

В. Он сказал: «Прощай, Маша, не поминай лихом.»

Г. Всё меня пленило в театре: частые огоньки рампы, смена декораций, игра

актёров.

8. Найдите, в каком примере запятая стоит между частями БСП.

А. Сокровища музыки неисчерпаемы, и неисчерпаемы её возможности в

будущем.

Б. Друзей мы теряли на трудных дорогах, хранили любовь под огнём.

В.По синему морю плыл белый кораблик, вызывающий желание его

нарисовать.  

Г. Льётся тёплый воздух в комнаты, воробьи на сирени шумят.

9. Найдите предложение, в котором нет пунктуационных ошибок.

А. Было грустно: и в осеннем воздухе, и на потемневшем небе.

Б. В железном вихре ветра и колёс кружился дым и падал под откос.

В. Забормотал тетерев и кто-то в деревне запел на всю округу.

Г. Всё мне нравилось в ней – и нежный голос, и необыкновенное обаяние, и

весёлый нрав.

10. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

А. У клуба теснился народ, все окна его светились, звучала весёлая музыка.

Б. К вечеру глухо прогремел гром, и подуло свежестью.

В. Прошли дожди - не проехать нам по болотистым дорогам.

Г. В комнатах было холодно: печи не топились.

11. Укажите правильные варианты объяснения пунктограмм:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить (1)

У ней особенная стать (2)

В Россию можно только верить. (Ф.Тютчев)

1:

а) запятая между частями БСП со значением перечисления

б) двоеточие  между частями БСП, 2 часть указывает  на причину

в) тире между частями БСП, 2 часть  указывает  на следствие

2:

а) запятая между частями БСП со значением перечисления

б) двоеточие между частями БСП, 2 часть указывает на причину

в) тире между частями БСП, 2 часть указывает на следствие

Тема: Сложные предложения с разными видами связи

Текущий  контроль. Оценочное средство №11.

Сочинение на основе картины по теме «Родина»

Текущий  контроль. Оценочное средство №12.

Контрольный диктант по теме «Сложное предложение с различными видами связи»

    Шёл уже двадцать третий год моего пребывания на острове, и я успел до такой степени освоиться с этой жизнью, что, если бы не боязнь дикарей, которые могли потревожить меня, я бы охотно согласился провести здесь весь остаток моих дней до последнего часа. Я придумал себе несколько маленьких развлечений, благодаря которым время протекало для меня гораздо веселее, чем прежде.

  Я научил говорить своего Попку, и он так мило болтал, произносил слова так раздельно и внятно, что было большим удовольствием слушать его. Он прожил у меня не менее двадцати шести лет. Как долго жил он потом, я не знаю; впрочем, я слышал в Бразилии, что попугаи живут по сто лет. Может быть, верный мой Попка и теперь еще летает по острову, призывая бедного Робина Круза.     Не дай бог ни одному англичанину попасть на мой остров и услышать его: бедняга, с которым случилось бы такое несчастье, наверное, принял бы моего Попку за дьявола.

Те молодые деревца, которые я насадил перед своею крепостью, чтобы лучше скрыть ее на случай появления дикарей, разрослись в густую рощу, и мои птицы поселились в этой роще и плодились, что меня очень радовало. Таким образом, повторяю, я чувствовал себя покойно и хорошо...

 (Даниэль Дефо.Робинзон Крузо)

Грамматическое задание:

Построить схемы предложений:  второго абзаца

Тема:Сложноподчинённые предложения

Промежуточная аттестация. Оценочное средство №1.

Контрольный тест за 1 полугодие

Задание 1. Найти простое предложение. (Знаки препинания не расставлены)

  1. Ночи стояли лунные и я порой просыпался среди ночи в самый глубокий час ее когда даже соловей не пел.  (И.Бунин)
  2. У Берсенева в комнате стояло фортепьяно небольшое и не новое но с мягким и приятным хоть и не совсем чистым тоном. (И.С.Тургенев)
  3. Чувствовалось что это южный город всегда было много фруктов цветов голубей. (А.Фадеев)
  4. И в это мгновение донесся голос супруги и повернувшись Василиса столкнулась с ней. (М.Булгаков)

Задание 2. Найти сложносочиненное предложение. (Знаки препинания не расставлены)

  1. Пока Тургенев жил во Франции в Спасском подрастала его дочь. (Б.Зайцев)
  2. И ощущение того что они вынужденно покидают родную землю близких людей бегут в безызвестность и что сила бросившая эту черную тень может настигнуть и раздавить их тяжестью лежало на сердце. (А.Фадеев)
  3. Виардо прошла через всю его (Тургенева) жизнь но сама жизнь прямой линией не была. (Б.Зайцев)
  4. И славен буду я доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит. (А.С.Пушкин)

Задание 3. Найти сложносочиненное предложение с разделительный союзом.

  1. Вы можете высказывать свое мнение, позвонив по телефону радиостанции, или можно отправить смс.
  2. Пруд был темен, покоен, и лодка была точно приклеена к черной воде.
  3. Старик смеялся, а матери всё казалось милым сном.
  4. Ни я тебе не могу дозвониться, ни ты мне.

Задание 4. Найти сложноподчиненное предложение.

  1. Не всякий хлеб пашет да всякий его ест.
  2. Парламент стоит на страже законов и конституции а правительство следит за их осуществлением.
  3. Художник видит то чего не видят остальные.
  4. Писал он басни этот род казался ему самым благоразумным.

Задание 5. Найти сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. (Знаки препинания не расставлены)

  1. Дом в котором я живу находится в новом районе.
  2. В начале 1816 года Карамзин выехал в Петербург чтобы отдать в типографию для издания восемь томов своего исторического труда.
  3. Несмотря на то что наш спортсмен еще не совсем восстановился после травмы он сумел занять призовое место.
  4. Чтобы определить пройденный путь надо скорость тела умножить на время его движения.

Задание 6. Найти сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. (Знаки препинания не расставлены)

  1. Улицы где мы провели детство и юность навсегда останутся в нашей памяти.
  2. Я не знаю где встретиться нам придется с тобой.
  3. Там где клен шумит над речной волной говорили мы о любви с тобой.
  4. После рекламной паузы вернемся к важнейшим событиям которые произошли на прошлой неделе.

Задание 7. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Притихли (1) и дядя Коля (2) и Марина (3) и даже их маленький сынишка (4) и такая же тишина установилась на подводе (5) следовавшей за ними.

  1. 2, 3, 4, 5
  2. 1, 2, 3, 4, 5
  3. 2, 3, 4
  4. 1, 2, 3, 5

Задание 8. Найти простое предложение. (Знаки препинания не расставлены)

  1. Когда вы бродили по лесу вы были смелы и прекрасны. (В.Хлебников)
  2. Кому всё это досталось бог знает. (Н.Гоголь)
  3. Я был лишен чувства собственности но как  мечтал я порой о богатстве  о прекрасной роскоши о всяческой свободе и всех телесных и душевных радостях сопряженных с ним! (И.Бунин)
  4. Ветки деревьев мешались с огромными листьями пальм гнули и ломали их сами налегая на железные рамы гнулись и ломались. (В.М.Гаршин)

Задание 9. Найти сложносочиненное предложение. (Знаки препинания не расставлены)

  1. Она была счастлива что сын вернулся. (Б.Зайцев)
  2. Неожиданный случай вывел его из затруднения дворецкий доложил о приезде Ситникова. (И.С.Тургенев)
  3. И сколько он выстрадал чтобы только перед самим собой казаться тем чем он хотел быть потому что товарищи его и солдаты не могли понять его так как ему хотелось.  (Л.Толстой)
  4. Как два согнутые кинжала вонзились в небо тополя и как усопшая лежала кругом широкая земля. (В.Хлебников)

Задание 10. Найти сложносочиненное предложение с разделительный союзом.

  1. Активную роль в борьбе за власть играет политическая элита общества, рядовые граждане тоже участвуют в этой борьбе через референдумы и избирательные кампании.
  2. Заря погасла, и темная ночь опустилась на землю.
  3. Ян держал в руке книгу, но глаза его были закрыты.
  4. Не то пламя пожара зажгло горизонт, не то зарево восходящей луны осветило ночное небо.

Задание 11. Найти сложноподчиненное предложение.

  1. Когда ж постранствуешь воротишься домой и дым Отечества нам сладок и приятен!
  2. Мы взглянули друг на друга нас поразило одинаковое подозрение.
  3. Ураган прошел однако связи с городом еще не было.
  4. Жизнь государства подчиняется определенным законам традиции тоже играют значительную роль.

Задание 12. Найти сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. (Знаки препинания не расставлены)

  1. Сжатая пружина так же как и поднятый над землей камень или стальной шарик притягиваемый магнитом обладает возможностью совершать работу.
  2. Параллелограмм у которого все стороны равны называется ромбом.
  3. Тот кто однажды стоял на краю гибели будет особенно ценить жизнь.
  4. Когда приближается весна меня не покидает ощущение праздника.

Тема:Повторение изученного

Промежуточная аттестация. Оценочное средство №2 .

Итоговый  тест за 9 класс

1. Что такое сложное предложение?

А) Это предложение, в котором есть два или более подлежащих

Б) Это предложение, в котором есть два или более сказуемых

В) Это предложение, в котором есть главные и второстепенные члены предложения

+ Г) Это, предложение, в котором есть две или более грамматические основы

2. При помощи чего связываются простые предложения, находящиеся в составе сложносочинённого предложения?

А) Предлогов

Б) Частиц

+ В) Союзов

Г) Знаков препинания

3. На какие виды делятся предложения в зависимости от средств связи?

+ А) На союзные и бессоюзные

Б) На сложносочинённые и сложноподчинённые

В) На распространённые и нераспространённые

Г) На восклицательные и невосклицательные

4. Какие союзы бывают в сложносочинённых предложениях?

А) Соединительные, подчинительные, разделительные

Б) Согласованные, подчинительные, разделительные

+ В) Соединительные, противительные, разделительные

Г) Согласованные, противительные, разделительные

5. Какое предложение относится к сложносочинённым с разделительным союзом?

А) Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину

+ Б) Либо я всё устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову.

В) Горячее лицо с тоской искало ветра, да ветра-то не было

Г) Много труда предстоит ему, но зато зимой он отдохнёт

6. Какое предложение относится к сложносочинённым с соединительным союзом?

А) Иван Петрович ушёл, а я остался

+ Б) Лицо её бледно, слегка раскрытые губы тожепобледнели

В) То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

Г) То степь открывалась далёкая и молчаливая, то низкие, подернутые кровью тучи, а то и люди, и паровик, и молотилка разом тонули в черном мраке

7. Какое предложение относится к сложносочинённым с противительным союзом?

А) луна взошла багровая и хмурая, звезды тоже хмурились

Б) Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всё-таки не обойдёт.

+ В) Лодки сразу исчезают во тьме, только долго слышны всплески вёсел и голоса рыбаков

Г) В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колёса тачек

8. В каком случае между частями сложносочинённого предложения ставится тире?

А) Если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член

Б) Если части сложносочиненного предложения значительно распространены или имеют внутри себя запятые

В) Между двумя назывными предложениями

+ Г) Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части

9. Сложноподчинённые предложения – это:

А) Сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.

+ Б) Предложения, в которых есть главное предложение и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.

В) Сложные предложения, в которых простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов

Г) Сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и знаками препинания.

10. Как соотносятся между собой главное и придаточное предложение?

А) Они равноправны

Б) Главное предложение подчиняется придаточному

+ В) Придаточное предложение подчиняется главному

Г) Эти предложения не могут сосуществовать в одном предложении

11. Где в предложении могут находиться придаточные предложения?

А) Перед главным предложением

Б) В середине сложного предложения

В) После главного предложения

+ Г) В любом месте сложного предложения

12. Какой из союзов подчинительный?

+ А) Чтобы

Б) Или

В) Но

Г) Тоже

13. Что является средством связи главного и придаточного предложения и находится в главном?

А) Подчинительные союзы

+ Б) Указательные слова

В) Сочинительные союзы

Г) Главные слова

14. Какой тип придаточных предложений по значению отвечает на вопросы падежей?

А) Определительные

+ Б) Изъяснительные

В) Обстоятельственные

Г) Присоединительные

15. Какое предложение относится к придаточным изъяснительным?

+ А) Приз за выносливость вручили тому, кто переплыл речку последним.

Б) Ты меня хвалишь, как лисица хвалила ворону.

В) Он слишком осторожен, чтобы так рисковать.

Г) Врач удивился настолько сильно, насколько еще мог удивляться после тридцати лет практики.

16. Какое предложение относится к придаточным определительным?

А) Я хочу, чтобы вы действовали смелее и решительнее.

Б) При первой опасности он поступил так, как смелые люди не поступают.

+ В) В то мгновение, когда он отдернул шторы, небо озарила вспышка молнии, и Фандорин увидел за стеклом, прямо перед собой, мертвенно-белое лицо с черными ямами глаз.

Г) Ты не можешь быть моей женой, если не можешь жертвовать собою для искусства!

17. Какое предложение относится к придаточным обстоятельственным?

А) Вертикальные углы равны, что и требовалось доказать.

Б) Ньютон объяснил, почему яблоки всегда падают вниз.

+ В) Постройтесь таким образом, чтобы самые высокие оказались в последнем ряду.

Г) Видимость сегодня нулевая, почему все рейсы и отменили.

18. Какой тип придаточных предложений отвечает на вопрос какой? который?

А) Изъяснительные

+ Б) Определительные

В) Присоединительные

Г) Обстоятельственные

19. Какое предложение относится к придаточному времени?

+ А) Он не вернется домой, пока не справится со всеми поручениями.

Б) Вследствие того, что город расположен высоко над уровнем моря, в первый день вы можете почувствовать легкое головокружение.

В) На прямо поставленные вопросы Эраст Петрович отвечал мычанием и все норовил отвернуться, поэтому тактику пришлось сменить.

Г) Я буду работать круглыми сутками, лишь бы всё получилось.

20. В каком предложении придаточное и главное предложение связаны при помощи союзного слова?

А) Уж моя шляпа была почти полна орехами, как вдруг услышал я шорох.

Б) Он сказал, что сестра не вернётся к ужину.

+ В) Я знаю, что он будет делать завтра.

Г) Горько думать, что пройдет жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот.

21. Какое предложение соответствует […] – […]?

А) К вечеру прояснилось, солнце выглянуло из-за деревьев.

Б) Он встревоженно ходил по комнате: ему не давали покоя новости, которые сообщил друг.

+ В) Позовут – пойдём к ним в гости.

Г) Ремонт был бы гибелью для дома: нельзя тормошить старые, задубелые кости

22. В каком из предложений не нужно ставить двоеточие?

А) Я сразу понял___ медведь добывает мёд.

Б) Ремонт был бы гибелью для дома ___ нельзя тормошить старые, задубелые кости.

В) Так было и в этом году___ осень стояла холодная, голая земля промерзла и была твердая, как камень.

+ Г) По реке кружились снежные вихри___ они зарождались неожиданно, словно сговорившись, бежали в одну сторону и так же неожиданно пропадали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование критериальной базы фонда оценочных средств по французскому языку".

Эта статья написана по итогам двенадцатой научно-практической конференции педагогов России и ближнего зарубежья " Проблема востребованности российского педагогического опыта в свете ФГОС", которая про...

Формирование критериальной базы фонда оценочных средств по французскому языку

Как всем известно, во всех образовательных учреждениях принято положение о  внутренней системе оценки качества образования, согласно которому качество образования представляет собой комплексную х...

Фонд оценочных средств по Русскому языку

Фонд оценочных средств по Русскому языку для 1 курса СПО...

Фонд оценочных средств дисциплины "Русский язык"

В материале представлен комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине "Русский язык" специальности 08.01.10 "Мастер жилищно-коммунального хозяйства"...

Фонд контрольно-оценочных средств по русскому языку для учащихся 5 класса

Контрольно-оценочные средства по русскому языку учащихся 5 класса...

Фонд оценочных средств по английскому языку

Контрольная работа проводится с целью определения уровня усвоения учащимися 7-х классов обязательного минимума содержания Модуля 1 и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения....

Фонд оценочных средств по русскому языку 7 класс

Фонд оценочных средств по русскому языку 7 класс даёт возможность обучающимся анализировать полученную отметку и стремиться к лучшему результату,а также позволяет самостоятельно выбрать уровень выполн...