Фонд оценочных средств по русскому языку 9 класс
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)

Портная Светлана Михайловна

Материал предназначен для контроля и оценки знаний обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

ГКУ  Брянской области « Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при

 ФКУ « ИК №6»   УФСИН   России  по Брянской области»

Паспорт

фонда оценочных средств по учебному предмету

«Русский язык»

Класс 9

для текущего контроля:

Контролируемые разделы (темы) предмета

Наименование оценочного средства

Введение.

Повторение пройденного материала в 5-8 классе

1

Контрольный диктант по теме «Основные орфографические и пунктуационные нормы»

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение  

2

Контрольный диктант по теме «Сложносочиненное предложение. Культура речи»

3

Контрольный тест по теме «Сложное предложение»

Сложные союзные предложения. Сложносочиненные предложения

4

Контрольный диктант по теме «Сложносочиненные предложения»

Сложноподчинённые предложения

5

Сочинение –рассуждение на основе прочитанного текста

6

Сжатое изложение с элементами сочинения

7

Тест по теме «Сложносочиненное предложение»

8

Контрольный тест по теме «Сложноподчиненное предложение»

9

Сочинение –рассуждение

Бессоюзное сложное предложение

10

Сжатое изложение

11

Контрольный тест по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Сложные предложения с разными видами связи

12

Сочинение на основе картины по теме «Родина»

13

Контрольный диктант по теме «Сложное предложение с различными видами связи»

для промежуточной аттестации:

Промежуточная аттестация

Наименование оценочного средства

Итоговый контроль

1

Контрольный тест за 1 полугодие (административная контрольная работа)

Итоговый контроль

2

Итоговый  тест за 9 класс

        

ФОС по русскому языку 9 класс

Тема раздела: Повторение пройденного материала в 5-8 классе

Текущий  контроль. Оценочное средство №1

Контрольный диктант

по теме «Основные орфографические и пунктуационные нормы»

Орлиное гнездо

Однажды стадо драгоценных диких пятнистых оленей, продвигаясь к морю, пришло на узенький мыс. Мы протянули за ними поперёк всего мыса проволочную сетку и преградили им путь в тайгу. У оленей для питания много было и травы, и кустарника, нам оставалось только охранять дорогих гостей наших от хищников-леопардов, волков и даже от орлов.4

С высоты горы я стал разглядывать скалу внизу и скоро заметил, что у самого моря, на высокой скале, покрытой любимой оленями травой, паслась самка оленя. Возле неё в тени лежал какой-то желтенький кружочек. Разглядывая в бинокль, я скоро уверился, что это оленёночек.

Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, стараясь как будто попасть ими в недоступные ему темно-зеленые сосны, поднялся преогромный орёл, взвился высоко и бросился вниз. Но мать услышала шум падающей громадной птицы, быстро схватилась и встретила её: она встала на задние ноги против детёныша и передними копытцами старалась попасть в орла, а он, обозлённый неожиданным препятствием, стал наступать, пока острое копытце не попало в него.(163 слова.)

Грамматическое задание

  1. Выпишите слово, написание которого регулируется правилом чередующихся гласных в корне.
  2. Подчеркните грамматические основы односоставных предложений.
  3. Разберите по составу слова царскосельский, вольность, самодержавие.
  4. Выполните синтаксический разбор предложения.

Тема: Сложные союзные предложения. Сложносочиненные предложения

Текущий  контроль. Оценочное средство №2

Контрольный диктант по теме «Сложносочиненное предложение. Культура речи»

В саду.

        Плодовый сад, куда меня устроили помощником сторожа, был расположен в безлюдном, пустынном месте. Когда-то он примыкал к усадьбе помещика, но усадьба давно сгорела, и с тех пор сад стоял сам по себе. Сад был обнесён забором, а большая его калитка выходила на узкую просёлочную дорогу, но по ней редко ходили и ещё реже ездили.

        Сад был огромен либо казался мне таким в те дни.

        В саду мне жилось хорошо. Погода была ясная, теплая, а белые облака плыли над садом, почти не заслоняя солнце. Улетающий клин журавлей тянулся на юг, и было что-то торжественное и многозначительное в их ровном и плавном полёте. Я глядел на них, и мне становилось и грустно, и весело, и какая-то лёгкость вступала в тело. Паутина бабьего лета липла к лицу, к рукам, а порою с ветвей, задетых мною, падали тяжёлые яблоки. За оврагом стояли белоствольные берёзы, и листья золотыми искорками облетали с них, гасли в сонной траве.

/ 151 слов. По В. Шефнеру

Грамматическое задание

Разбор слова по составу: Расположен, плодовый

Синтаксический разбор ССП предложения: Погода была ясная, теплая, а белые облака плыли над садом, почти не заслоняя солнце. Паутина бабьего лета липла к лицу, к рукам, а порою с ветвей, задетых мною, падали тяжёлые яблоки.

Тема: Сложные союзные предложения. Сложноподчиненные предложения

Текущий  контроль.

 Оценочное средство №3

Сжатое изложение ( «Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое…»)

       Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – немецким фашизмом.

       Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое, а затем – и существенное. К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить!

       Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает нашу литературу и искусство. О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам, живым, но, главным образом, погибшим. 

       Всё дальше уходит в прошлое Великая Отечественная война, но память о ней жива. Нельзя забыть наш беспримерный подвиг и жертвы, принесённые ради победы над фашизмом.  

Военные годы по тяжести пережитого не сравнимы ни с какими другими годами нашей истории. Но память человека со временем ослабевает. Всё меньше становится ветеранов. Если в документах и в произведениях искусства не отразить стойкость народа, то прошлое забудется. А этого нельзя допустить! 

        Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает искусство. О жизни и подвиге человека на войне созданы прекрасные произведения. Тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа. Но главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам, живым и погибшим.

Тема: Сложноподчинённые предложения

Текущий  контроль. Оценочное средство №4.

Сочинение –рассуждение на основе прочитанного текста

(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг – театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она – помощник художника.

(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.

– (6)Ты кто? – спросила она парня.

– (7)Шофёр, – ответил парень.

– (8)А что ты здесь делаешь?

– (9)Жду.

– (10)Кого?

– (11)Викторию Сергееву.

(12)Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос:

– (14)Ты её любишь?

– (15)Нет, – улыбнулся парень. – (16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.

– (24)И ты прыгнул в ледяную воду?

– (25)Прыгнул, – подтвердил парень.

– (26)Не испугался?

– (27)Не успел испугаться.

– (28)И не заболел?

– (29)Заболел немножко.

(30)Алиса и незнакомый парень разговаривали и не заметили, как во двор вошли Сергеева и знакомый художник. (31)Парень первым увидел её и сказал:

– (32)Здравствуйте, Виктория! (33)Вы, наверное, не помните меня? (34)Я Назаров.

(35)Сергеева внимательно посмотрела на парня: она не могла вспомнить его.

– (36)Ну помните, как Вы катались на санках, а я... (37)Вы ещё пригласили меня в Москву.

– (38)Ах, да, – вспомнила Сергеева. – (39)Сейчас я организую Вам билеты.

– (40)Спасибо, – сказал Назаров, – но я не за этим приехал. (41)У меня болен отец. (42)Мы приехали в Москву, но в Москве я знаю только Вас, и я хотел спросить, можем ли мы остановиться у Вас на неделю?

– (43)Нет, нет, – поспешно сказала Сергеева. – (44)Это неудобно, потому что у меня совсем маленькая квартира.

– (45)Что же делать? – спросил парень.

– (46)Не знаю.

(47)И тут Алиса взяла парня за руку. (48)«Пойдём», – сказала она. – (49)«Куда?» – удивился парень. – (50)«К нам», – сказала Алиса.

(51)Она не думала, что скажут дома. (52)Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. (53)А когда спасают, то долго не думают, а раз – и в холодную воду!

– (54)Нехорошо как, – сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со двора. – (55)Ведь он вам жизнь спас.

– (56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? – ответила Сергеева.

(57)И тут старый сторож вдруг закричал: (58)«Вон! (59)Вон отсюда!» (60)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (61)Но кричал-то он на Сергееву.(По Ю. Яковлеву)*

Используя  прочитанный  текст,  напишите сочинение.

15.1. Напишите  сочинение-рассуждение,  раскрывая  смысл  высказывания Константина  Георгиевича  Паустовского:  «Нет  ничего  такого  в  жизни  и  в  нашем  сознании,  чего  нельзя  было  бы  передать  русским  словом».  

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать  сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.  

15.2. Напишите  сочинение-рассуждение.  Объясните,  как  Вы  понимаете  смысл предложения текста: «А когда спасают, то долго не думают, а раз – и в холодную воду!..»

Приведите  в  сочинении  два  аргумента  из  прочитанного  текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

15.3. Как Вы  понимаете  значение  слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте   и прокомментируйте  данное  Вами  определение.  Напишите  сочинение-рассуждение  на  тему:  «Что  такое  человечность»,  взяв  в  качестве  тезиса данное  Вами   определение.  Аргументируя  свой  тезис,  приведите 2 (два) примера-аргумента,  подтверждающих  Ваши  рассуждения:  один  пример- аргумент  приведите  из  прочитанного  текста,  а  второй –  из  Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Текущий  контроль.

Оценочное средство №5.

Сжатое изложение с элементами сочинения

     Случилось это на войне, на ленинградском фронте. Группа наших разведчиков передвигалась по лесной дороге. Была глубокая осень. Листья шуршали под ногами, и звук этот мешал прислушиваться. Они шли, держа наизготовку автоматы, шли уже долго и, возможно, расслабились. Дорога резко сворачивала, и на этом повороте они лицом к лицу столкнулись с немцами. Такой же небольшой разведгруппой. Растерялись и те и другие. Без команды немцы скакнули в кювет по одну сторону дороги, наши — тоже в кювет, по другую сторону. А один немецкий солдатик  запутался и скатился в кювет вместе с советскими солдатами. Он не сразу понял ошибку. Но когда увидел рядом с собой солдат в пилотках со звездочками, заметался, закричал от ужаса, выпрыгнул из кювета и одним гигантским прыжком, взметая палые листья, перемахнул через всю дорогу к своим. Ужас придал ему силы, вполне возможно, он совершил рекордный прыжок.

     При виде этого наши солдаты засмеялись и немецкие тоже. Они сидели друг против друга в кюветах, выставив автоматы, и от души хохотали над этим бедным молоденьким солдатом.

После этого стрелять стало невозможно. Смех соединил всех общечеловеческим чувством. Немцы смущенно поползли по кювету в одну сторону, наши — в другую.

Разошлись, не обменявшись ни одним выстрелом. (По Д. Гранину)

Задания

  1. Напишите сжатое изложение по тексту, передав кратко содержание текста.
  2. Напишите ответ-рассуждение по данному тексту на тему:  «Смех соединил общечеловеческим чувством»

Текущий  контроль.

Оценочное средство №6.

Сжатое изложение («Что такое хорошая книга?»)

       Что такое хорошая книга? Во-первых, книга должна быть увлекательной и интересной. После прочтения первых страниц не должно возникать желания поставить её на полку. Речь идёт о книгах, заставляющих нас задуматься, выразить эмоции. Во-вторых, книга должна быть написана богатым языком. В-третьих, она должна нести глубокий смысл. Оригинальные и необычные идеи тоже делают книгу полезной.

       Не стоит увлекаться каким-либо одним жанром или родом литературы. Так, увлечение только лишь жанром фэнтези способно превратить молодых читателей в гоблинов и эльфов, знающих дорогу в Авалон гораздо лучше, чем путь домой.

       Если вы не читали книг из школьной программы или читали их в сокращённом виде, следует начать именно с них. Классическая литература – это обязательная база для каждого человека. В великих произведениях есть разочарование и радость, любовь и боль, трагедия и комедия. Они научат вас быть чуткими, эмоциональными, помогут увидеть красоту мира, понять себя и людей. Естественно, читайте научно-популярную литературу. Она расширит ваш кругозор, сформирует знание о мире, поможет вам определить свой путь в жизни, даст возможность саморазвитию. Надеемся, что эти доводы, приведённые в пользу чтения, сделают книгу вашим лучшим другом.

Текущий  контроль.

Оценочное средство №7.

Сочинение «Что такое внутренний мир человека?»

Текущий  контроль.

Оценочное средство №8.

Контрольный тест по теме «Сложноподчиненное предложение»

1. Укажите верное утверждение.

1) Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.
2) Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.
3) Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения.

2. В каком предложении ЧТО является союзным словом?

1) Спасибо, что не забываете старика.

2) Знаю я, что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь.
3) Петя оказался ниже всех ростом и не видел, что делается впереди.
3. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

1) Мы узнали, когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
2) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
3) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.

4) А бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у вас на полке, постепенно теряет свое обаяние.

4. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным места.

1) Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.

2) Капитан их не принял, хотя бойцы желали его видеть.

3) Он такие обиды чинит, что описать невозможно.

4) Они назвали залив, где мы стояли, именем известного полководца.

5. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки.

1) Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка.

2) Он ветреный человек, на которого нельзя надеяться.

3) Где роскошь, там нет торговли.

4) Хотя я отопру темницу, мне всё равно не расковать твоих цепей.

6. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

1) В ту минуту, когда готовился я пуститься в дорогу, вошёл Зурин.

2) Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться.

3) Я сяду заниматься, чтобы не терять времени.

4) Я знаю, что он шутит.

7. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

1) Когда бричка была уже на краю деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика.

2) Он тоже был несколько смущён, хотя старался не показывать этого.

3) Враг был вчетверо сильнее, если считать скопление его резервов.

4) Вы поймёте это, когда поживёте здесь ещё какое-то время.

8. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

1) Я почувствовал, что состояние моего здоровья улучшилось.

2) Если хочешь быть счастливым, будь им.

3) Около деревни протекает река, исток которой находится в лесных предгорьях.

4) Даша забыла, зачем пришла.

9. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным причины.

1) Тому, что было, уже не бывать.

2) Я не должна его любить, ибо я замужем.

3) А вечером, когда стемнело и возница уже отправился запрягать лошадь, старик на прощанье сам спел нам несколько песен.

4) Под полом, в том месте, где он сидел, что-то негромко щёлкнуло.

10. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным следствия.

1) Все толпились, суетились, неторопливо спрашивая, когда и куда пойдут поезда.

2) Лед уже тронулся, так что переправиться на другой берег было невозможно.

3) Я, как только вошёл, успел заметить сумрачное расположение Ерофея.

4) По мере того как поднималось солнце, день теплел и веселел.

11. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным степени.

1) И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать.

2) В той комнате, где я живу, почти никогда не бывает солнца.

3) Ученик обтачивал детали настолько старательно, что не делал брака.

4) Уж моя шляпа была почти полна орехами, как вдруг услышал я шорох.

12. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения.

1) На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером.

2) Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы.

3) Я не знаю, хочу ли я идти с ними.

4) Что он не придет, мне было ясно сразу.

13. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия.

1) Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь.

2) Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу.

3) Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза.

4) Гастон только стиснул челюсти, но вел себя так, как было нужно.

14. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным цели.

1) Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие.

2) Так как мы все как один и за технику, и за ее разоблачение, то попросим господина Воланда!

3) Пошел дождь, поэтому нам пришлось уйти.

4) Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду.

15. Найдите лишнее предложение.

1) И через силу скачет конь туда, где светится огонь. 
2) Мой дом везде, где есть небесный свод, где только слышны звуки песен. 
3) В приемной комиссии меня спросили, где я теперь работаю.

4) Мы стояли там, где жила наша бабушка.

16. Сколько частей в сложном предложении (знаки не расставлены)? На местности показывал он молодым солдатам как надо переползать как войлоком обматывать сапоги чтобы шаг был бесшумен как по моховым наростам на дереве по годовым кольцам на пнях определять стороны света как с помощью поясного ремня лазить на самые высокие голые сосны как сбивать собак со следа как в снегу прятаться от холода.

1)8 2) 7 3) 4 4) 6

17. Какая характеристика соответствует данному предложению?

Как только жара свалила, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось.

1) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью

2) сложносочиненное предложение

3) сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью

4) сложное предложение с подчинительной связью

18. Найдите предложение, части которого соединены союзом (знаки не расставлены).

1) Понятно что зайдя в лес я то и дело натыкался на следы грибов.

2) Ему хотелось сделать так как никто ещё не пробовал.

3) Мы знали что завтра будет не сделано.

4) Мы подошли к дому где располагалась бухгалтерия.

Тема: Бессоюзное сложное предложение

Текущий  контроль.

Оценочное средство №9.

Сжатое изложение ( «Что значит быть культурным человеком?»)

      Что значит быть культурным человеком? Культурным можно считать человека образованного, воспитанного, ответственного. Он уважает себя и окружающих. Культурного человека отличает также творческий труд, стремление к высокому, умение быть благодарным, любовь к природе и родине, сострадание и сочувствие к ближнему, доброжелательство.

      Культурный человек никогда не солжёт. Он сохранит самообладание и достоинство в любых жизненных ситуациях. Он имеет чётко поставленную цель и добивается её. Главная же цель такого человека - увеличивать добро в мире, стремиться к тому, чтобы все люди были счастливы. Идеалом культурного человека является подлинная человечность. 

      В наше время люди уделяют слишком мало времени культуре. А многие даже не задумываются об этом на протяжении всей жизни. Хорошо, если у человека процесс приобщения к культуре происходит с детства. Ребёнок знакомится с традициями, переходящими из поколения в поколение, впитывает положительный опыт семьи и своей родины, познаёт культурные ценности. Став взрослым, он сможет быть полезным обществу.

Текущий  контроль.

Оценочное средство №10.

Контрольный тест по теме «Бессоюзное сложное предложение»

1.Найдите бессоюзное сложное предложение.

А. Я шагал за счастливою долей, беспокойным искателем стал.

Б. По небу плыли прозрачные, лёгкие облака, однако сразу потемнело.

В. Зарозовели вечера, степные хлынули ветра.

Г. На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер.

2.Найдите БСП, между частями которого нужно поставить двоеточие.

А. Поезд ушёл его огни исчезли.

Б. Случилась беда селевый поток размыл дорогу.

В. Хотел рисовать кисти выпадали из рук.

Г. Чайка прилетела значит скоро лёд пойдёт.

3.Найдите БСП, между частями которого нужно поставить тире.

А. Богатому не спится богатый вора боится.

Б. В феврале много инея на деревьях будет много мёда.

В. На улицах было пусто над крышами домов вставало солнце.

Г. У альпинистов есть золотое правило нельзя терять высоту.

4.Найдите БСП, между частями которого нужно поставить запятую.

А. Улетели птицы за море миновало время жатв.

Б. Распахнули окна запах сосен вступил на веранду.

В. Печален я со мною друга нет.

Г. Когда включили свет комната показалась большой и нарядной

5.Найдите БСП, между частями которого нужно поставить точку с запятой.

А. Туман казался неподвижным и сонным трава и кусты стали мокрыми.

Б. Вынули рамы и весна ворвалась в комнату с новой силой.

В. В тихом саду замолчал соловей падают капли во мраке с ветвей.

Г. Берёза долго радующая глаз обывателя пожелтела на неё сурово нападая и

держа в осаде то и дело налетают ветры сентября.

6.Найдите, в каком примере тире стоит между частями БСП.

А. Сухая поздняя осень - самое лучшее поэтическое время года.

Б. На столе – раскрытый томик подаренных стихов.

В. Лес рубят – щепки летят.

Г. Люди, кони, телеги – всё смешалось в одночасье.

7. Найдите, в каком примере двоеточие стоит между частями БСП.

А. Солнце светит одинаково всем: и человеку, и зверю, и дереву.

Б. Обо мне все люди скажут: сердцем чист и не спесив.

В. Он сказал: «Прощай, Маша, не поминай лихом.»

Г. Всё меня пленило в театре: частые огоньки рампы, смена декораций, игра

актёров.

8. Найдите, в каком примере запятая стоит между частями БСП.

А. Сокровища музыки неисчерпаемы, и неисчерпаемы её возможности в

будущем.

Б. Друзей мы теряли на трудных дорогах, хранили любовь под огнём.

В.По синему морю плыл белый кораблик, вызывающий желание его

нарисовать.  

Г. Льётся тёплый воздух в комнаты, воробьи на сирени шумят.

9. Найдите предложение, в котором нет пунктуационных ошибок.

А. Было грустно: и в осеннем воздухе, и на потемневшем небе.

Б. В железном вихре ветра и колёс кружился дым и падал под откос.

В. Забормотал тетерев и кто-то в деревне запел на всю округу.

Г. Всё мне нравилось в ней – и нежный голос, и необыкновенное обаяние, и

весёлый нрав.

10. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

А. У клуба теснился народ, все окна его светились, звучала весёлая музыка.

Б. К вечеру глухо прогремел гром, и подуло свежестью.

В. Прошли дожди - не проехать нам по болотистым дорогам.

Г. В комнатах было холодно: печи не топились.

11. Укажите правильные варианты объяснения пунктограмм:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить (1)

У ней особенная стать (2)

В Россию можно только верить. (Ф.Тютчев)

1:

а) запятая между частями БСП со значением перечисления

б) двоеточие  между частями БСП, 2 часть указывает  на причину

в) тире между частями БСП, 2 часть  указывает  на следствие

2:

а) запятая между частями БСП со значением перечисления

б) двоеточие между частями БСП, 2 часть указывает на причину

в) тире между частями БСП, 2 часть указывает на следствие

Тема: Сложные предложения с разными видами связи

Текущий  контроль.

Оценочное средство №11.

Сжатое изложение

     Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, возникают новые ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом принято провожать в дальнюю дорогу. С хлебом принято встречать солдат, вернувшихся с войны. Хлебом принято поминать тех, кто уже никогда не вернется. И каждый по-своему помнит и ценит хлеб. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

      Существует неразрывная связь между отношением к хлебу и нравственным состоянием общества. О всяком, кто честно зарабатывает себе на хлеб, в народе уважительно говорят, что он ест свой хлеб. И, наоборот, пренебрежительно отзываются о нахлебниках, живущих за чужой счет..

       Хлеб, доставшийся даром, не заработанный трудом ,человека портит, потому что лишает его нравственной основы .Чем тяжелее труд по добыванию каждого хлебного колоса, каждого кусочка этого чудесного дара, тем уважительнее, благоговейнее относится человек к хлебу и тем чище душа его, тем совестливее и добрее сам человек.

                                                                          (По Н.В.Беседину)   161 слово

Текущий  контроль.

Оценочное средство №12.

Сочинение –рассуждение

(1)Однажды в начале октября, рано утром, уходя в гимназию, я забыл ещё с вечера приготовленный матерью конверт с деньгами. (2)Их нужно было внести за обучение в первом полугодии. 

(3)Когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, только тогда я вспомнил про конверт и понял, что она, видно, не стерпела и принесла его сама.

(4)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.

(5)Приблизившись, я приостановился и хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой, помахала рукой, и я, хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами, подошёл к ней.

– (6)Вадичка, мальчик, – старчески глухо заговорила она, протягивая мне оставленный дома конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, прикасаясь к пуговице моей шинели, – ты забыл деньги, а я думаю – испугается, так вот – принесла.

(7)Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

(8)Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза. (9)Я сбежал по уже опустевшей лестнице и, открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, оглянулся и посмотрел на мать. (10)Но сделал я это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется.

(11)Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед. (12)3аметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой с конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.

(13)На дворе ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал. (14)Я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.

(15)Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.

(16)Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.                                                                                                                  (По М. Агееву)*

Задание

1.Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце. Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго».

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

2. Как Вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Текущий  контроль.

Оценочное средство №13.

Контрольный диктант по теме «Сложное предложение с различными видами связи»

    Шёл уже двадцать третий год моего пребывания на острове, и я успел до такой степени освоиться с этой жизнью, что, если бы не боязнь дикарей, которые могли потревожить меня, я бы охотно согласился провести здесь весь остаток моих дней до последнего часа. Я придумал себе несколько маленьких развлечений, благодаря которым время протекало для меня гораздо веселее, чем прежде.

  Я научил говорить своего Попку, и он так мило болтал, произносил слова так раздельно и внятно, что было большим удовольствием слушать его. Он прожил у меня не менее двадцати шести лет. Как долго жил он потом, я не знаю; впрочем, я слышал в Бразилии, что попугаи живут по сто лет. Может быть, верный мой Попка и теперь еще летает по острову, призывая бедного Робина Круза.     Не дай бог ни одному англичанину попасть на мой остров и услышать его: бедняга, с которым случилось бы такое несчастье, наверное, принял бы моего Попку за дьявола.

Те молодые деревца, которые я насадил перед своею крепостью, чтобы лучше скрыть ее на случай появления дикарей, разрослись в густую рощу, и мои птицы поселились в этой роще и плодились, что меня очень радовало. Таким образом, повторяю, я чувствовал себя покойно и хорошо...

 (Даниэль Дефо.Робинзон Крузо)

Грамматическое задание:

Построить схемы предложений:  второго абзаца

Промежуточная аттестация. Оценочное средство №1 .

Контрольный тест за 1 полугодие.

                             

        

1. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

а) препод...вать, пол…гается,   упр...щать        

б) предст…влять, предн…значение, дек...рация                         

в) пригл…шать, уг...сать, выр...сти

2. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

а) пос..деть (на крыльце), опт..мизм, взб..раться        

б) разр..дить (ружьё), эксп…риментировать, выт..реть

в) уд…сятерить (силы), ап…лляция, прид…раться        

3. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

а) акк…рдеонист, отр…слевой, нар…щивающий                

б) пог..релец, алг..ритмизированный, н..веллист

в) р…стениевод, пар..доксальный, предпол…жить                 

4. Укажите сложное предложение.

а) Тяжёлая туча, низко повисшая на востоке, одна только боролась с сияющим торжеством нарядного летнего утра.
б) Молодой берёзовый лес был окутан, точно тонкой кисеёй, лёгким покровом тумана.
в) Солнце ещё не всходило, но половина неба была уже залита бледным розовым светом.

5. Укажите сложное союзное предложение.

а) Трое суток не смолкала буря, и у нас сорвало обе мачты и все паруса.
б) Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая, угрюмая, прошлась по комнате.
в) Узкая дорога обрывалась то в песчаные ямы, то в непроходимые болота.

6. Укажите сложное предложение.

а) За окном медленно падал снежок, и снежный, ясный свет лежал на стенах комнаты.
б) Цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех.
в) Околдованный необычными звуками леса, он открыл глаза.

7. Укажите сложное союзное предложение.

а) Несмотря на все невзгоды и трудности, он сохранил в себе что-то детское.
б) Сумрак беседки, шаги по песку, тихий смех — всё вдруг представилось ему.
в) Спой мне песню, как синица тихо за морем жила.


8. Укажите тип предложения

Голубые глаза девушки широко открылись от испуга, и в них сверкнули слезы.

а) Простое предложение;

б) сложносочиненное предложение;

в) сложноподчиненное предложение;

9. К какой группе относится союз, связывающий части сложносочиненного предложения Рыбка мелка, да уха сладка?

а) Противительный союз;

б) разделительный союз;

в) соединительный союз.

10. Укажите неверное утверждение.

а) Предложение является сложным, если в нем несколько грамматических основ.

б) Простые предложения соединяются в сложные только при помощи союзов или союзных слов.

в) В сложносочиненном предложении простые предложения равноправны по смыслу.

11. Найдите сложное предложение.

а) По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют.

б) Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет.

в). Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.

12. Укажите, в каких примерах союз и соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).

а) Пыль вихрем неслась по дороге и месяц совсем затуманился.

б) Вечерняя прохлада и тишина сходили на степь.

в) Мать проснулась и испуганно что-то спросила спросонок.

13. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Усевшись, наклоняемся друг к другу головами ( ) И начинаем говорить вполголоса.

а) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

б) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

в) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

14. Укажите ССП с общим второстепенным членом (знаки препинания не расставлены):

а) Что-то зашумело в верхушках деревьев и несколько мокрых безжизненных листьев упало на влажную землю

б) Вдалеке гремел гром и ливень стоял сплошной стеной.

в)Ветер к утру ослабел и снег перестал.

15. На месте каких букв нужно поставить запятые?

Снег летит (а) и с сосен (б) и с берѐз (в) и весь лес вот-вот запылает белым пожаром.

16. Найдите, в каких примерах части ССП связывает противительный союз.

а) Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы.

б) Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить.

в) Послали его с донесением, да время очень тревожное.

Тема: Повторение изученного

Промежуточная аттестация. Оценочное средство №2 .

Итоговый  тест за 9 класс

1. Что такое сложное предложение?

А) Это предложение, в котором есть два или более подлежащих

Б) Это предложение, в котором есть два или более сказуемых

В) Это предложение, в котором есть главные и второстепенные члены предложения

+ Г) Это, предложение, в котором есть две или более грамматические основы

2. При помощи чего связываются простые предложения, находящиеся в составе сложносочинённого предложения?

А) Предлогов

Б) Частиц

+ В) Союзов

Г) Знаков препинания

3. На какие виды делятся предложения в зависимости от средств связи?

+ А) На союзные и бессоюзные

Б) На сложносочинённые и сложноподчинённые

В) На распространённые и нераспространённые

Г) На восклицательные и невосклицательные

4. Какие союзы бывают в сложносочинённых предложениях?

А) Соединительные, подчинительные, разделительные

Б) Согласованные, подчинительные, разделительные

+ В) Соединительные, противительные, разделительные

Г) Согласованные, противительные, разделительные

5. Какое предложение относится к сложносочинённым с разделительным союзом?

А) Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину

+ Б) Либо я всё устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову.

В) Горячее лицо с тоской искало ветра, да ветра-то не было

Г) Много труда предстоит ему, но зато зимой он отдохнёт

6. Какое предложение относится к сложносочинённым с соединительным союзом?

А) Иван Петрович ушёл, а я остался

+ Б) Лицо её бледно, слегка раскрытые губы тожепобледнели

В) То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

Г) То степь открывалась далёкая и молчаливая, то низкие, подернутые кровью тучи, а то и люди, и паровик, и молотилка разом тонули в черном мраке

7. Какое предложение относится к сложносочинённым с противительным союзом?

А) луна взошла багровая и хмурая, звезды тоже хмурились

Б) Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всё-таки не обойдёт.

+ В) Лодки сразу исчезают во тьме, только долго слышны всплески вёсел и голоса рыбаков

Г) В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колёса тачек

8. В каком случае между частями сложносочинённого предложения ставится тире?

А) Если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член

Б) Если части сложносочиненного предложения значительно распространены или имеют внутри себя запятые

В) Между двумя назывными предложениями

+ Г) Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части

9. Сложноподчинённые предложения – это:

А) Сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.

+ Б) Предложения, в которых есть главное предложение и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.

В) Сложные предложения, в которых простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов

Г) Сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и знаками препинания.

10. Как соотносятся между собой главное и придаточное предложение?

А) Они равноправны

Б) Главное предложение подчиняется придаточному

+ В) Придаточное предложение подчиняется главному

Г) Эти предложения не могут сосуществовать в одном предложении

11. Где в предложении могут находиться придаточные предложения?

А) Перед главным предложением

Б) В середине сложного предложения

В) После главного предложения

+ Г) В любом месте сложного предложения

12. Какой из союзов подчинительный?

+ А) Чтобы

Б) Или

В) Но

Г) Тоже

13. Что является средством связи главного и придаточного предложения и находится в главном?

А) Подчинительные союзы

+ Б) Указательные слова

В) Сочинительные союзы

Г) Главные слова

14. Какой тип придаточных предложений по значению отвечает на вопросы падежей?

А) Определительные

+ Б) Изъяснительные

В) Обстоятельственные

Г) Присоединительные

15. Какое предложение относится к придаточным изъяснительным?

+ А) Приз за выносливость вручили тому, кто переплыл речку последним.

Б) Ты меня хвалишь, как лисица хвалила ворону.

В) Он слишком осторожен, чтобы так рисковать.

Г) Врач удивился настолько сильно, насколько еще мог удивляться после тридцати лет практики.

16. Какое предложение относится к придаточным определительным?

А) Я хочу, чтобы вы действовали смелее и решительнее.

Б) При первой опасности он поступил так, как смелые люди не поступают.

+ В) В то мгновение, когда он отдернул шторы, небо озарила вспышка молнии, и Фандорин увидел за стеклом, прямо перед собой, мертвенно-белое лицо с черными ямами глаз.

Г) Ты не можешь быть моей женой, если не можешь жертвовать собою для искусства!

17. Какое предложение относится к придаточным обстоятельственным?

А) Вертикальные углы равны, что и требовалось доказать.

Б) Ньютон объяснил, почему яблоки всегда падают вниз.

+ В) Постройтесь таким образом, чтобы самые высокие оказались в последнем ряду.

Г) Видимость сегодня нулевая, почему все рейсы и отменили.

18. Какой тип придаточных предложений отвечает на вопрос какой? который?

А) Изъяснительные

+ Б) Определительные

В) Присоединительные

Г) Обстоятельственные

19. Какое предложение относится к придаточному времени?

+ А) Он не вернется домой, пока не справится со всеми поручениями.

Б) Вследствие того, что город расположен высоко над уровнем моря, в первый день вы можете почувствовать легкое головокружение.

В) На прямо поставленные вопросы Эраст Петрович отвечал мычанием и все норовил отвернуться, поэтому тактику пришлось сменить.

Г) Я буду работать круглыми сутками, лишь бы всё получилось.

20. В каком предложении придаточное и главное предложение связаны при помощи союзного слова?

А) Уж моя шляпа была почти полна орехами, как вдруг услышал я шорох.

Б) Он сказал, что сестра не вернётся к ужину.

+ В) Я знаю, что он будет делать завтра.

Г) Горько думать, что пройдет жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот.

21. Какое предложение соответствует […] – […]?

А) К вечеру прояснилось, солнце выглянуло из-за деревьев.

Б) Он встревоженно ходил по комнате: ему не давали покоя новости, которые сообщил друг.

+ В) Позовут – пойдём к ним в гости.

Г) Ремонт был бы гибелью для дома: нельзя тормошить старые, задубелые кости

22. В каком из предложений не нужно ставить двоеточие?

А) Я сразу понял___ медведь добывает мёд.

Б) Ремонт был бы гибелью для дома ___ нельзя тормошить старые, задубелые кости.

В) Так было и в этом году___ осень стояла холодная, голая земля промерзла и была твердая, как камень.

+ Г) По реке кружились снежные вихри___ они зарождались неожиданно, словно сговорившись, бежали в одну сторону и так же неожиданно пропадали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонд оценочных средств по русскому языку в 9 классе

Материал предназначен для работы  в 9 классе....

Фонд оценочных средств по русскому языку 7 класс

Фонд оценочных средств по русскому языку 7 класс даёт возможность обучающимся анализировать полученную отметку и стремиться к лучшему результату,а также позволяет самостоятельно выбрать уровень выполн...

Фонд оценочных средств по русскому языку 5 класс

Фонд оценочных средств представляет собой контрольно-оценочный материал для измерения уровня освоения обучающимися образовательной программы....

Фонд оценочных средств по русскому языку 7 класс

Материал служит для проведения контроля и оценки достижений обуающихся....

Фонд оценочных средств по русскому языку 8 класс

Материал служит для контроля и оценки знаний обучающихся....

Фонд оценочных средств по русскому языку 10 класс

Материал предназначен для контроля и оценки знаний обучающихся....

Фонд оценочных средств по русскому языку 11 класс

Материал предназначен для контроля и оценки знаний обучаюцихся...