Фонд оценочных средств по русскому языку 10 класс
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс)
Материал предназначен для контроля и оценки знаний обучающихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 90 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКУ Брянской области « Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при
ФКУ « ИК №6» УФСИН России по Брянской области»
Паспорт
фонда оценочных средств по учебному предмету
«Русский язык»
для контроля:
Контролируемые разделы (темы) предмета | № | Наименование оценочного средства |
Язык и речь. Культура речи. Лексикология и фразеология. Лексические нормы | 1 | Итоговый контроль "Лексикология и фразеология. Лексические нормы".Обучающее сочинение-рассуждение |
Язык и речь. Культура речи. Морфология. Морфологические нормы | 2 | Итоговый контроль "Морфология. Морфологические нормы". Тест |
ФОС по русскому языку 10 класс
Тема: Язык и речь. Культура речи. Лексикология и фразеология. Лексические нормы
Текущий контроль. Оценочное средство №1.
Обучающее сочинение-рассуждение
(1)Как-то раз я спросил у одной художницы, почему это на полотнах старых мастеров лица у детей такие взрослые. (2)Мадонна или просто какая-нибудь женщина держит на руках ребёнка или ведёт его за ручку, телом он совсем маленький, а глаза смотрят серьёзно.
(З)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая — трудная, сложная. (7) Конечно, детство - это заря жизни, это счастье. (8) Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы?
(10)Выслушав её, я призадумался. (11)Конечно, какой-то перехлёст был в её словах. (12)Но когда я начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства, счастливых оказалось очень мало. (13)И причиной тому были отнюдь не родители, не окружающие, не трудности эпохи. (14)Мне просто некогда было быть счастливым.
(15)Ну, а как же тогда быть с «золотым детством»? (16)«3олотое детство» - это прочно затверженная формула.
(17)А что, если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (18)Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые взрослые. (19)Между тем, мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих - и это во всех областях жизни.
(20)Детство - пора очень напряжённой учёбы («научения», как теперь говорится), пора освоения и усвоения бытия. (21)В детстве жить очень интересно и очень нелегко. (22)Колоссальный поток сведений, ощущений, переживаний вливается в сознание, и во всём надо разобраться, а умственных силёнок и опыта ещё очень мало. (23)Все время ошибки, накладки, просчёты, недоумения. (24)Радость постижения чего-то мгновенно сменяется новыми поисками и новыми ошибками.
(25)Кто-то сказал, что каждый человек - это целый мир. (26)Но фундамент этого мира человек закладывает очень рано. (27)Самые тяжёлые камни нам приходится ворочать в детстве, потом уже пойдут кирпичики. (28)А под старость, с высоты взрослых лет, эти камни начинают казаться нам лёгкими, как пушинки, и мы начинаем вспоминать своё золотое детство. (По В. Шефнеру)
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объем сочинения не менее 150 слов
Тема: Язык и речь. Культура речи. Морфология. Морфологические нормы
Текущий контроль. Оценочное средство №2.
Итоговый контроль "Морфология. Морфологические нормы". Тест
I вариант
Прочитать текст и выполнить задания 1 – 10.
(1)Узкая струйка сверкающей чистой воды змеилась по песку сухого русла. (2)Она внезапно возникла где-то под скалу у правого склона, пробегала наискось, отмечая свой путь свежей зеленью низкой травки около пятидесяти метров, и исчезала в рыжей глинистой почве с выцветами соли за которой вниз, в котловину, насколько хватал глаз, тянулся тот же бесплодный и мёртвый серый песок.
1. Сколько существительных в 1 предложении?
а) 2 б) 3 в) 4 г) 5
2. Найти во 2 предложении существительные 2 склонения.
а) 3 б) 4 в) 5 г) 6
3. В форме какого времени стоят глаголы в тексте?
а) настоящего; в) будущего сложного;
б) будущего простого; г) прошедшего
4. Какая часть речи в тексте употреблена в неправильной падежной форме?
а) числительное; в) прилагательное;
б) глагол; г) существительное
5. В каком предложении в тексте есть разносклоняемое существительное? (и указать это слово).
а) 1 б) 2
6. Найти неправильное утверждение:
а) прилагательное «глинистый» - относительное;
б) существительные « песок» и «русло» - 2 склонения;
в) глагол «змеилась» - возвратный;
г) слово « путь» стоит в именительном падеже.
7. С каким падежом употреблен предлог по в 1 предложении?
а) с родительным; б) с творительным; в) с дательным; г) с предложным
8. Союз и во 2 предложении связывает:
а) простые предложения; в) словосочетания;
б) однородные члены предложения; г) самостоятельные части речи.
9. С какой частью речи употребляется частица же?
а) с существительным; б) с прилагательным; в) с другой частицей; г) с местоимением.
10. В тексте одна глагольная форма – причастие. Согласны ли с утверждением?
а) да б) нет.
11. Найти нарушение нормы употребления имён существительных:
а) При входе необходимо предъявить пропуски.
б) Прожекторы с кораблей освещали побережье.
в) Отпуска у учителей бывают летом. г) Гербы у стран у всех разные.
12. Найти правильный вариант:
а) Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные шофера.
б) Из печи достали вкусное хлебушко.
в) Туристов привлекает солнечный Дели.
г) Кенгуру нёс кенгурёнка.
13. Найти нарушение употребления краткой или полной формы качественных прилагательных:
а) Мы готовы к отъезду. в) Она была слаба здоровьем.
б) Наш край богатый талантами. г) Мальчик способен к математике.
14. Указать правильную падежную форму употребления имени числительного:
а) на шестьсот тысячах гектарах; в) к ста семьдесят миллионам
б) в ста сорока девятой аудитории; г) в триста пятидесятом номере
15.Найти правильную форму образования глагола:
а) махает руками; в) сох на солнце;
б) буду полоскаться; г) укласть вещи.
16. От какого глагола образовалось причастие в данном предложении Федеральные войска, сражающиеся на улицах Грозного, отбили здание комендатуры.
а) сражать; в) сражёвывать;
б) сражаться; г) страдать.
17. Указать соответствие способа образования деепричастий прошедшего времени:
Глагол, от которого образовалось | Суффиксы |
а) скрестить | 1.-а |
б) скрепить | 2. -в |
в) увлечь | 3.-вши |
г) слиться | 4. -ш |
18. Предлог с употреблён грамматически правильно в словосочетании:
а) вернулся с Урала; в) приехал с Украины;
б) пришла с магазина; г) упал из крыльца
19. Установить соответствие между союзом и выражаемым им значением:
а) так как | 1. уступка |
б) пока | 2. цели |
в) хотя | 3. причины |
г) чтобы | 4. время |
20. Найти правильный вариант употребления наречия:
а) В этом году мы нарядили ёлку красивше.
б) Он разрезал яблоко напополам.
в) Дочь это сделала втихаря.
г) Такое платье мне даром не нужно.
Тестовые задания по русскому языку и культуре речи
по теме «Морфологические нормы»
II вариант
Прочитать текст и выполнить задания 1 – 10.
(1)На свежем пушистом снегу легко заметишь даже самый ничтожный след. (2)Недаром существует охотничье название «снегобелая тропа». (3)Не только волчьи, лисьи медвежьи, но и заячьи, сорочьи, вороньи, мышиные следы явственно могут различаются на белой тропе. (4)Здесь можно положиться на собственные глаза и обойтись без помощи собачьего чутья.
1. Сколько наречий в тексте?
а) 2 б) 3 в) 4 г) 5
2. К какому склонению относятся существительные в 1 предложении?
а) 1 склонения б) 2 склонения в) 3 склонения
3. Какую форму имеет глагол положиться в 4 предложении?
а) настоящего времени; в) будущего сложного времени;
б) будущего простого времени; г) неопределённой форме
4. Какая часть речи в тексте употреблена в неправильной форме?
а) числительное; в) прилагательное;
б) глагол; г) существительное
5. В каком предложении в тексте есть прилагательное в сложной превосходной степени? ( указать это слово).
а) 1 б) 2 в) 3 г) 4
6. Найти неправильное утверждение:
а) прилагательное «пушистом» - качественное;
б) прилагательное «вороньи» - притяжательное;
в) глагол «обойтись» - возвратный;
г) слово «снегу» стоит в дательном падеже.
7. С каким падежом употреблен предлог на в 4 предложении?
а) с родительным; б) с дательным; в) с винительным; г) с предложным
8. Союз не только, но и во 3 предложении связывает:
а) простые предложения; в) словосочетания;
б) однородные члены предложения; г) самостоятельные части речи.
9. С какой частью речи употребляется частица даже?
а) с существительным; б) с прилагательным; в) с другой частицей; г) с местоимением.
10. В 1, 2, 3 предложениях глаголы стоят в форме 2 или 3 лица единственного или множественного числа. Согласны ли с утверждением?
а) да б) нет.
11. Найти нарушение нормы употребления имён существительных:
а) Трюма судов переполнены рыбой.
б) Прожекторы с кораблей освещали побережье.
в) Особенно выразительны в этом произведении образы богатырей.
г) В совещании участвовали ректоры многих вузов.
12. Найти неправильный вариант:
а) В магазине мама купила связку бананов
б) Туристов привлекает солнечный Дели.
в) Дивизия солдат направилась на боевые учения.
г) Из печи достали вкусное хлебушко.
13. Найти нарушение употребления степеней сравнения качественных прилагательных и наречий:
а) Нина более бойкая, чем Зоя в) На тёмном фоне это рисунок выглядит менее красивым.
б) Отец у Коли более строже. г) Фраза на это раз звучит звонче.
14. Указать правильную падежную форму употребления имени числительного:
а) двое женщин; в) к сорок тысячам триста семидесяти восьми
б) в сто сорок девятой аудитории; г) в триста пятидесятом номере
15. Отметить нарушения норм употребления местоимений:
а) В скольких городах побывали? в) Дети от её не отходят.
б) Их усердие достойно восхищения. г) Брат решает задачи лучше его.
16. От какого глагола образовалось причастие в данном предложении Федеральные войска, сражающиеся на улицах Грозного, отбили здание комендатуры.
а) сражать; в) сражёвывать;
б) сражаться; г) страдать.
17. Указать соответствие способа образования причастий прошедшего времени:
Глагол, от которого образовалось | Суффиксы |
а) скрестить | 1.-т- |
б) принести | 2. –ённ- |
в) тереть | 3. -вш- |
г) увлекать | 4. –ш- |
18. Предлог с употреблён грамматически правильно в словосочетании:
а) вернулся с Урала; в) приехал с Украины;
б) пришла с магазина; г) упал из крыльца
19. Установить соответствие между союзом и выражаемым им значением:
а) так как | 1. уступка |
б) пока | 2. цели |
в) хотя | 3. причины |
г) чтобы | 4. время |
20. Найти правильный вариант употребления наречия:
а) В этом году мы нарядили ёлку красивше. в) Дочь это сделала втихаря.
б) Он разрезал яблоко напополам. г) Такое платье мне даром не нужно.
в) Дочь это сделала втихаря.
г) Такое платье мне даром не нужно.
\
Ключи к ответам:
I вариант
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Варианты ответов | в | б | г | г | б путь | г | в | б | г | б | а | в | б | г | в | б | а2 б2 в4 г3 | а | а3 б4 в1 г2 | г |
Максм. кол-во баллов | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 1 | 4 | 1 |
Всего | 27 баллов | |||||||||||||||||||
II вариант
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Варианты ответов | в | б | г | б | А Самый ничтожный | г | в | б | б | а | а | г | б | б | в | в | А3 Б2 В1 Г4 | в | А4 Б3 В 2 Г1 | б |
Максм. кол-во баллов | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 1 | 4 | 1 |
Всего | 27 баллов | |||||||||||||||||||
Критерии оценок
«Отлично» ставится, если студент набрал 26-27 баллов
«Хорошо» ставится, если студент набрал 20-25 баллов
«Удовлетворительно» ставится, если студент набрал 13- 19 баллов.
«Неудовлетворительно» ставится, если студент набрал меньше 13 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонд оценочных средств по русскому языку 7 класс
Фонд оценочных средств по русскому языку 7 класс даёт возможность обучающимся анализировать полученную отметку и стремиться к лучшему результату,а также позволяет самостоятельно выбрать уровень выполн...

Фонд оценочных средств по русскому языку 5 класс
Фонд оценочных средств представляет собой контрольно-оценочный материал для измерения уровня освоения обучающимися образовательной программы....

Фонд оценочных средств по русскому языку 7 класс
Материал служит для проведения контроля и оценки достижений обуающихся....

Фонд оценочных средств по русскому языку 8 класс
Материал служит для контроля и оценки знаний обучающихся....

Фонд оценочных средств по русскому языку 9 класс
Материал предназначен для контроля и оценки знаний обучающихся....

Фонд оценочных средств по русскому языку 11 класс
Материал предназначен для контроля и оценки знаний обучаюцихся...
