Фонд оценочных средств по русскому языку 7 класс
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)
Материал служит для проведения контроля и оценки достижений обуающихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт
фонда оценочных средств по учебному предмету
«Русский язык»
для текущего контроля:
Контролируемые разделы (темы) предмета | № | Наименование оценочного средства | |
Повторение изученного в 5-6 кл. | 1 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах». | |
Основные признаки текста | 2 | Сочинение на лингвистическую тему | |
Функционально-смысловые типы речи. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи | 3 | Сочинение-рассуждение на тему «Почему нужно читать книги» | |
4 | Сочинение-рассуждение на тему «Почему нужно беречь природу» | ||
Причастие как особая форма глагола | 5 | Изложение с использованием причастных оборотов | |
6 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие» | ||
Деепричастие как особая форма глагола | 7 | Сочинение-описание картины | |
8 | Контрольная работа по темам "Причастие" и "Деепричастие" | ||
Наречие | 9 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие» | |
для промежуточной аттестации:
Промежуточная аттестация | № | Наименование оценочного средства |
Итоговый контроль | 1 | Итоговый контрольный диктант за курс 7 класс |
ФОС по русскому языку 7 класс
Тема раздела: Повторение изученного в 5-6 кл.
Текущий контроль. Оценочное средство №1
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах».
Осень на воде
Осень. Уже не хочется выкупаться, не тянет опуститься в воду. Подержишь палец в воде, а он стынет. Вода не замерзла, но жизнь в ней замирает. Водяные лилии опустились на дно. Лягушки зарылись в почву до весны. Окуни, ерши, лещики бродят стайками. На гладкой поверхности тёплой воды иногда выскакивают пузыри. Это голодные рыбёшки ждут, не упадет ли кузнечик или муха.
Ветер шевелит жёлтыми листочками. Вот какой-нибудь окажется в воде. Жадные рыбы схватят листочек, утащат в воду, но скоро он вынырнет обратно.
А бросьте в воду горсточку крошек. Какая поднимется возня! Толкаются, кружатся, борются за пищу рыбки. Посмотришь через минуту и ничего не увидишь. Спокойна тёмная вода.
Грамматические задания
Разбор слова по составу:
1 вариант: водяные, окажется
2 вариант: голодные, посмотришь
Синтаксический разбор предложения:
1 вариант: Лягушки зарылись в почву до весны.
2 вариант: Ветер шевелит жёлтыми листочками.
1 вариант Выписать из диктанта слова с проверяемыми безударными гласными и подобрать к ним проверочные слова.
2 вариант Выписать из диктанта слова с чередующимися гласными в корне и графически объяснить их.
Тема раздела: Основные признаки текста
Текущий контроль.
Оценочное средство №2.
Сочинение на лингвистическую тему
Тема раздела: Функционально-смысловые типы речи. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи
Текущий контроль.
Оценочное средство №3.
Сочинение-рассуждение на тему «Почему нужно читать книги»
Текущий контроль.
Оценочное средство №4.
Сочинение-рассуждение на тему «Почему нужно беречь природу»
Тема раздела: Причастие как особая форма глагола
Текущий контроль. Оценочное средство №5
Изложение с использованием причастных оборотов ( по упр. 130)
Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту - лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:
- Здорово, браток!
- Здравствуй. - Я пожал протянутую мне большую, черствую руку.
Мужчина наклонился к мальчику, сказал:
- Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька. Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину гоняет.
Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:
- Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?
С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки.
- Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные - снежки катал потому что……
Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника……
Я, украдкой рассматривая отца и сынишку, с удивлением отметил про себя одно, странное на мой взгляд, обстоятельство Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки - все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки. А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками; на нем были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука... Еще тогда я подумал: "Или вдовец, или живет не в ладах с женой"……
Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.
Текущий контроль.
Оценочное средство №6
Контрольный диктант по теме «Причастие».
Наташа увидела крылья мельницы, поднимающиеся из-за дальних хлебов. Пахло соломой, молоком, горячей землёю, отцом и матерью. Девочка несла брата по дороге, пролегающей во ржи. Он обнял сестру и дремал на плече Наташи.
Вдруг Наташа вскрикнула и остановилась. Из глубины хлебов вышел к детям старичок, одетый в старинные портки, заплатанные латками из военного сукна. Он нёс за спиной плетёную кошёлку.
Старик грустно взглянул на Наташу бледными глазами, приглядевшимися ко всему на свете, и прошёл дальше.
Старик обернулся посмотреть на миновавших его детей. Ему запомнилось лицо Наташи. Её серые, чуткие глаза и светлые волосы, иссушенные ветром. «Хорошая будет крестьянка!» — решил старик. И он отправился своей дорогой. Ему казалось, что настоящая охота жить только и приходит в старости, а в молодых годах этого понятия нет, тогда человек живёт без памяти... (По А. Платонову) (128 сл.)
Грамматическое задание
1.Выписать причастия из текста.
2. Определить разряд причастия
3.Выполнить морфологический разбор причастия
Тема раздела: Деепричастие как особая форма глагола
Текущий контроль.
Оценочное средство №7
Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь».
Текущий контроль. Оценочное средство №8.
Контрольная работа по темам "Причастие" и "Деепричастие"
1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает…
а) признак предмета по действию;
б) признак признака;
в) добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом;
г) действие предмета.
2. Укажите строку, в которой все слова являются деепричастиями.
а) увидел, поднявшись, принявший
б) шлёпая, спеша, свежо
в) увидевший, промокнувший, сделав
г) промокнув, свернувшись, замечая
3. Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не
расставлены).
а) Ребятишки прыгали любуясь на ёлку.
б) Ребятишки прыгали и любовались на ёлку.
в) Прыгающие ребятишки любовались на ёлку.
г) Прыгая ребятишки любовались на ёлку.
4. В каком предложении допущена ошибка в употреблении деепричастия?
а) Открывая книгу, из неё выпал листок.
б) Подойдя к воротам, я несмело приоткрыл их.
в) Дверь висела на одной петле, скрипя от ветра.
г) Сидя у окна, девочка читала.
5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Работая со словарем, …
а) мне позвонили.
б) отрабатываются навыки анализа слова.
в) обращайте внимание на примечания.
г) необходимо знание алфавита.
6. Определите, как надо писать НЕ со словами в предложениях?
1. (Не)давши слова, крепись, а давши, держись.
2. Он ушел, (не)выполнив задания.
а) В 1-м случае слитно, во 2-м - раздельно.
б) В 1-м случае раздельно, во 2-м слитно.
в) В обоих случаях слитно.
г) В обоих случаях раздельно.
7. Найдите деепричастия совершенного вида.
а) глядя, дочитывая, убегая
б) сложив, улыбаясь, разворачиваясь
в) отнявши, балуясь, изнемогая
г) развернувшись, прибрав, уйдя
8. Укажите правильный ответ.
а) Пролетая над садами, ветер шелестел листвою.
б) Пролетая над садами, ветер шелестел листвою.
в) Пролетая над садами, ветер шелестел листвою.
г) Пролетая над садами, ветер шелестел листвою.
9. Каким членом предложения является деепричастный оборот?
а) определение в) сказуемое
б) обстоятельство г) дополнение
10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
Накинув нарядные уборы(1)березы первыми вступили(2) в осенний
танец(3)яростно захвативший(4)весь лес.
а)1,2 б) 1,3 в) 2,3 г) 1,4
11. В каком случае деепричастие будет писаться с НЕ слитно?
а) если можно подобрать синоним
б) если деепричастие образовано не от глагола
в) если не употребляется без НЕ
г) если есть слова далеко не, совсем не, ничуть не
12. В какой строке находятся глаголы, от которых нельзя образовать
деепричастия?
а) верить, читать, думать
б) ждать, писать, есть
в) знать, лежать, молиться
г) решать, ставить, открывать
13. Образуйте деепричастие от глагола «выглянуть»
а) выглядывая
б) выглянув
в) глянув
г) выглянувши
Прочитайте текст и выполните задания 14 – 20.
(1) Время и люди немного оставили от некогда раскинувшейся здесь просторной хуторской усадьбы. (2) Кое-где останки её выглядывали на поверхность камнем фундамента, осевшим от времени. (3) Ольшаник, потеснив хуторское поле, подступил к самому двору. (4) От колодца ничего не осталось. (5) Вода, оказавшись без надобности, иссякла.(6) На месте стоявшей здесь хаты тянулась к свету дикая груша. (7) С дороги ничего не указывало на бывшую усадьбу. (8) Только одинокая липа, пристроясь возле бывших ворот, одиноко и уродливо удерживала ещё несколько мощных сучьев.
14. Определите тип речи.
а) повествование в) рассуждение
б) описание г) повествование и рассуждение
15. Какое средство художественной выразительности находится в
предложении 3?
а) эпитет в) гипербола
б) сравнительный оборот г) метафора
16. Из предложений 1 - 4 выпишите номер предложения, в котором есть
деепричастный оборот.
17. Сколько деепричастий находится в предложении 8.
а) нет деепричастий б) 1 в) 2 г) 3
18. Выпишите из предложений 1 – 4 деепричастие совершенного
вида.
19. Выпишите из текста причастия, укажите вид.
20. Выполните морфологический разбор причастия
Тема раздела: Наречие
Текущий контроль.
Оценочное средство № 9.
Диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие»
КАК ХОДИТЬ ПО ЛЕСУ
Начинающий натуралист шел вдоль поросшей молодым леском лощины. Здесь было еще по-утреннему свежо и пахло листвой и крапивой. Лог завернул влево, а впереди открылась освещенная солнцем поляна. Большой лесной голубь тяжело поднялся с земли и, сверкнув белыми сгибами крыла, скрылся за кустами.
Не многие умеют ходить по лесу. Обычно все двигаются так шумно, что мало-мальски осторожные звери и птицы успевают либо затаиться, либо убежать.
Уходя в лес, убегают вглубь дорожки и тропы. Нигде не увидишь столько интересных отпечатков, сколько на дорогах. Двигаться по дороге и легче, и быстрее, а главное, бесшумнее. Недаром чаще всего встречи с осторожными животными происходят именно на дорогах, а не в лесной глухомани.
Всем, кто приходит в лес за его дарами, надо правильно вести себя.(В.Гудков.)
Грамматические задания
1.Синтаксический разбор предложения:
Большой лесной голубь тяжело поднялся с земли и, сверкнув белыми сгибами крыла, скрылся за кустами. (1вар.)
Уходя в лес, убегают вглубь дорожки и тропы. (2вар.)
2.Морфологический и морфемный разбор наречия:
Влево(1 вар.)
Шумно(2 вар.)
Промежуточная аттестация. Оценочное средство №1 .
Итоговый контрольный диктант за 7 класс
Родничок
На опушке леса в небольшой ложбинке жил родничок. Был он слаб и робко журчал, скрытый высокой травой. Однажды на опушке остановилась группа туристов. Увидев родничок, хотели они напиться, но только подняли ил со дна, замутили воду и, расстроившись, ушли.
Грустно стало родничку, никакой пользы не принёс он людям. Он был бы полноводным и радостно и быстро бежал бы к далёкой реке, но на его пути лежал огромный камень, не давая родничку запеть во весь голос. Не раз к нему приходили люди, томимые жаждой, но утолить её так и не могли.
Как-то к родничку прибежали двое мальчишек, посмотрели, пожали плечами, улыбнулись, взялись за камень и принялись его толкать. Но валун крепко прижался к земле и ни за что не хотел покидать своё место. «Раз, два, три!» - скомандовали сами себе хором друзья уже в четвёртый раз, ещё сильнее налегли на камень, и он нехотя поддался и откатился в сторону. Вода, освободившись, широким потоком помчалась по ложбинке, и родничок запел прекрасную песню, выстраданную в многолетнем плену под тяжёлым каменным грузом. Друзья рассмеялись, напились студёной воды и убежали прочь.
Грамматическое задание
1 вариант
1.Графически обозначить в тексте деепричастные обороты.
2.Выделить грамматические основы в предложении: Он был бы полноводным и радостно и быстро бежал бы к далёкой реке, но на его пути лежал огромный камень, не давая родничку запеть во весь голос.
3. Морфемный разбор слов: многолетнего, освободившись, улыбнулись.
2 вариант
1.Графически обозначить в тексте причастные обороты.
2.Выделить грамматические основы в предложении: Вода, освободившись от многолетнего плена, широким потоком помчалась по ложбинке, и родничок запел прекрасную песню, выстраданную в многолетнем плену под тяжёлым каменным грузом.
3. Морфемный разбор слов: полноводным, увидев, рассмеялись.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонд оценочных средств по русскому языку 7 класс
Фонд оценочных средств по русскому языку 7 класс даёт возможность обучающимся анализировать полученную отметку и стремиться к лучшему результату,а также позволяет самостоятельно выбрать уровень выполн...

Фонд оценочных средств по русскому языку 5 класс
Фонд оценочных средств представляет собой контрольно-оценочный материал для измерения уровня освоения обучающимися образовательной программы....

Фонд оценочных средств по русскому языку 8 класс
Материал служит для контроля и оценки знаний обучающихся....

Фонд оценочных средств по русскому языку 9 класс
Материал предназначен для контроля и оценки знаний обучающихся....

Фонд оценочных средств по русскому языку 10 класс
Материал предназначен для контроля и оценки знаний обучающихся....

Фонд оценочных средств по русскому языку 11 класс
Материал предназначен для контроля и оценки знаний обучаюцихся...
