конспект урока русского языка 6 кл
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Оздамирова Макка Лечаевна

конспект+презентация урока русского языка 6 кл по теме "Собирательные числительные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 00071d76-8a4e530a.ppt1.68 МБ
Файл 000214a3-23a19e78.docx25.48 КБ
Файл komandy.pptx615.08 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Я занял второе место на соревнованиях. Один в поле не воин. Петя выучил пятнадцать слов.

Слайд 3

Распредели данные числительные по группам семь семеро три пятых шестеро пять пятеро две седьмых восемь восемьсот

Слайд 4

Проверь себя Семь Пять Восемьсот Восемь Три пятых Две седьмых Семеро Шестеро Пятеро

Слайд 5

Собирательные числительные

Слайд 6

пятеро двое трое семеро оба Собирательные числительные Несколько предметов как одно целое

Слайд 7

1 ряд. 1.Один в поле не воин. 2.Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости. 3.Один раз солгал - навек лгуном стал. 2 ряд. 1.Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня. 2.Одна мудрая голова ста голов стоит. 3.Двое пашут, а семеро руками машут. 3ряд. 1.Ему семерых посади – всех до смерти заврет. 2.Семь раз отмерь, а один - отрежь 3.Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Слайд 8

Прочитайте правило на стр. 56. Найдите ответ на проблемный вопрос: с какими существительными сочетаются собирательные числительные? УПРАЖНЕНИЕ №422/2 Работаем в парах

Слайд 10

Запишите в тетради, с какими существительным вы употребите числительное ОБЕ, а с какими – ОБА. О З Е Р О Д О М К У К Л А

Слайд 11

И.п. оба Р.д. обо их Д.п. обо им В.п. оба Т.п. обо им П.п. (об) обо их основа обо - ( обо их игроков) И.п. обе Р.д. обе их Д.п. обе им В.п. обе Т.п. обе им П.п. (об) обе их основа обе - ( обе им командам) Мужской средний род Женский род Оба и обе склоняются по-разному В чем разница? Учебник стр. 157

Слайд 12

1.ПОЕЗЖАЙ в город 2. подарить МАМЕ 3. ЛУЧШЕ других 4. ДВА козлята 5. ОБА подруги

Слайд 13

Домашнее задание Параграф 74, Упр № 426 Составьте 5-6 предложений на тему «Дружба», используя собирательные числительные.

Слайд 14

Молодцы! Работали отлично ! А это от меня



Предварительный просмотр:

Открытый урок в 6 классе

Предмет:   русский язык

Тема урока:  Собирательные  числительные.                                                   

Место урока в изучаемой темепервый урок в теме «Собирательные числительные», 7 урок в теме «Имя числительное»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор и экран для демонстрации слайдов презентации, раздаточный материал, карточки с заданиями.

Цель как деятельность учеников:

Метапредметная: развитие умения переводить информацию из одной формы в другую, упорядочивать её (строить алгоритм рассуждения).

Метакоммуникативнаяразвитие умения слушать, понимать, выделять главное, формулировать свои мысли.

Линия развития: формирование и развитие умения отличать собирательные числительные от других количественных числительных, использовать собирательные числительные в речи,  правильно сочетая их с существительными.                                                                                                                   

        Планируемый результат:  уметь правильно использовать собирательные числительные в письменной  и

 устной  речи

I.Организационный момент

Цель: создание положительного эмоционального настроя и мотивации к учению. -Добрый день, ребята! Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:

Улыбнись, даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул ясный день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

-Давайте улыбнемся друг другу, ведь добрая улыбка поднимает настроение, и располагает к дружескому общению. А общение на сегодняшнем уроке, надеюсь, будет интересным.

 II. Актуализация изученного с введением в тему урока

           Предлагаются задания по изученному материалу

-И сразу предлагаю повторить изученный ранее материал.

- Что такое имя числительное?

- На какие разряды делятся имена числительные?

- Какими членами предложения могут быть имена числительные?

Я занял второе место на соревнованиях по боксу.

Один в поле не воин.

Петя выучил пятнадцать слов.

Слайд № 1

-Посмотрите на экран и прочитайте то, что здесь написано

СЕМЬ, ШЕСТЕРО, ДВЕ СЕДЬМЫХ, СЕМЕРО, ПЯТЬ, ВОСЕМЬ, ТРИ ПЯТЫХ, ПЯТЕРО, ВОСЕМЬСОТ

-А теперь устно разделите все числительные, которые здесь есть, на группы. Какие группы у вас получились?

-По каким признакам вы их так разделили?

 III. Этап открытия новых знаний Сейчас мы поработаем в парах.

 

Перед вами лежит карточка № 1 с пословицами. Посовещайтесь и  найдите ту пословицу, в которой  есть собирательные числительные. Выпишите эту пословицу и устно объясните её.

1 ряд.

   1.Один в поле не воин. 

   2.Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости

  3.Один раз солгал - навек лгуном стал. 

2 ряд.

  1.Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня.

   2.Одна мудрая голова ста голов стоит. 
   3.Двое пашут, а семеро руками машут.

3ряд.

  1.Ему семерых посади – всех до смерти заврет.

   2.Семь раз отмерь, а один - отрежь

   3.Не имей сто рублей, а имей сто друзей

-Давайте проверим, какую пословицу выписали ребята первого ряда? У кого другой ответ? Проверим свой ответ с ответом на слайде.

Слайд № 11 (1 ряд)

-Объясните, как вы понимаете эту пословицу.

-Проверим второй ряд? Сравним с ответом на слайде. 

Слайд № 18

 Им.п. шестеро  котят

Р.п. шестерых  котят

Д.п. шестерым  котятам

В.п. шестерых  котят

Т.п.шестерыми  котятами

П.п.о шестерых  котятах

-Что вы видите?

-Посмотрите и сделайте вывод о том, окончания какой другой части речи похожи на окончания собирательных числительных?

-Давайте убедимся, что окончания собирательных числительных и прилагательных во мн.числе одинаковые.

-Посмотрите на слайд

 Слайд № 20

И.п.    двое туристов

Р.п.    двоих туристов

Д.п.    двоим туристам

В.п.    двоих туристов

Т.п.    двоими туристами

П.п.   о двоих туристах

-На какой очередной вопрос мы с вами ответили? - Да, действительно, кроме собирательных числительных, о которых мы сегодня говорили с вами на уроке, в русском языке  есть ещё два: ОБА и ОБЕ.

-Как вы думаете, с существительными какого рода сочетается числительное ОБА? А числительное ОБЕ?

-Чтобы вам было легче ответить на этот вопрос, я предлагаю вам слайд-подсказку

 Слайд № 22 (слайд-подсказка)

  ОБА                                      ОБЕ

Дом                 Кукла                Озеро

Запишите в тетради, с какими существительным вы употребите числительное ОБЕ, а с какими – ОБА.

-Проверим

Слайд № 23 (с ответом: оба дома (м.р.), оба озера (ср.р.), обе куклы (ж.р))

-Так в чём же особенность употребления числительных оба и обе?

м.р. и ср.р.

ж.р.

И.п.

ОБА

ОБЕ

Р.п.

ОБОИХ

ОБЕИХ

Д.п.

ОБОИМ

ОБЕИМ

В.п.

ОБОИХ

ОБЕИХ

Т.п.

ОБОИМИ

ОБЕИМИ

П.п.

ОБ ОБОИХ

ОБ ОБЕИХ

-Кто без ошибок справился с работой?

-Кто затруднялся?

-Выполним задание на закрепление

-А сейчас проверим, как вы усвоили весь сегодняшний материал.

-Используя добытые знания, выполните самостоятельно тестовое задание с выбором ответа.

-Посмотрите на задания. Какие умения вам понадобятся, чтобы справиться с заданием?           

Тест

Слайд (с ответами)

 

  1. В – трое, шестеро, семеро
  2. Б – пятеро девчат
  3. Б – двое котят
  4. В – обоим подругам

VI. Рефлексия. 1)Подведем итог урока. Продолжите, пожалуйста, предложения, которые видите на слайде.

Слайд№31

Сегодня мы изучали……

Мы теперь знаем, как….

Мы умеем правильно….

Полученные знания нам помогут….

VII. Домашнее задание

Слайд№33 (домашнее задание)

§113,

упр. 492 (составить словосочетания).

А для тех, кто желает получить еще одну отличную оценку, нужно сделать творческое задание: составить книжку пословиц и поговорок, в которых есть собирательные числительные. Эту работу можно сдать в течение недели.

Карточка № 1 (1 ряд).

   1.Один в поле не воин. 

   2.Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости. 

  3.Один раз солгал - навек лгуном стал. 

Карточка № 1 (2 ряд).

  1.Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня.

   2.Одна мудрая голова ста голов стоит. 

   3.Двое пашут, а семеро руками машут.

Карточка № 1 (3ряд).

  1.Ему семерых посади – всех до смерти заврет.

   2.Семь раз отмерь, а один - отрежь

   3.Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Карточка № 1 (1 ряд).

   1.Один в поле не воин. 

   2.Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости. 

  3.Один раз солгал - навек лгуном стал. 

Карточка № 1 (2 ряд).

  1.Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня.

   2.Одна мудрая голова ста голов стоит. 

   3.Двое пашут, а семеро руками машут.

Карточка № 1 (3ряд).

  1.Ему семерых посади – всех до смерти заврет.

   2.Семь раз отмерь, а один - отрежь.

   3.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Тест.

(Фамилия)_________________________________

  1.Найди строчку, в которой все числительные собирательные:

а) пятнадцать, три вторых, семеро;

б) двое, три, четверо

в) трое, шестеро, семеро.

2. Найди ошибку:

     а) семеро козлят;

     б) пятеро девчат;

     в) четверо друзей.

3.Найди правильное сочетание собирательного числительного с существительным:

      а) двое подруг;

      б) двое котят;

      в) двое манекенщиц.

4) Найди ошибку в употреблении числительных оба/обе:

      а) на обоих журналах;

      б) на обоих берегах;

      в) обоим подругам.

Тест.

(Фамилия)_______________________________

  1.Найди строчку, в которой все числительные собирательные:

а) пятнадцать, три вторых, семеро;

б) двое, три, четверо

в) трое, шестеро, семеро.

2. Найди ошибку:

     а) семеро козлят;

     б) пятеро девчат;

     в) четверо друзей.

3.Найди правильное сочетание собирательного числительного с существительным:

      а) двое подруг;

      б) двое котят;

      в) двое манекенщиц.

4) Найди ошибку в употреблении числительных оба/обе:

      а) на обоих журналах;

      б) на обоих берегах;

      в) обоим подругам

Карточка № 2

1. (Пятеро)  лучших балерин участвуют в новом спектакле.

2. (Пятеро) суток понадобилось нам, чтобы добраться до места назначения.

3.Четверо дельфинов порадовали своим выступлением посетителей дельфинария.

Карточка № 2

1. (Пятеро)  лучших балерин участвуют в новом спектакле.

2. (Пятеро) суток понадобилось нам, чтобы добраться до места назначения.

3.Четверо дельфинов порадовали своим выступлением посетителей дельфинария.

Карточка № 2

1. (Пятеро)  лучших балерин участвуют в новом спектакле.

2. (Пятеро) суток понадобилось нам, чтобы добраться до места назначения.

3.Четверо дельфинов порадовали своим выступлением посетителей дельфинария.

Карточка № 2

1. (Пятеро)  лучших балерин участвуют в новом спектакле.

2. (Пятеро) суток понадобилось нам, чтобы добраться до места назначения.

3.Четверо дельфинов порадовали своим выступлением посетителей дельфинария.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

П О В А Р Я Т А

Слайд 2

Л И Т Е Р А Т О Р Ы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира

Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».

Конспект урока русского языкаПредмет: русский языкКласс: 5Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.Название раздела: На каком языке мы гово...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"

Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...