Урок русского языка в 5 классе по теме «Что изучает фонетика».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Варанкина Ирина Владимировна

Цель урока: добиться осознанного понимания предмета изучения фонетики, успешного применения знаний на практике.

Задачи:

- обучающие: организовать деятельность учащихся для повторения и систематизации знаний по теме «Фонетика», учить понимать, какую роль играют звуки в речи;

  -развивающие: способствовать формированию навыка грамотного письма на основе фонетического анализа слова; развивать и обогащать словарный запас и речь учащихся;

-воспитательные: создать благоприятные условия для воспитания  познавательного интереса к изучению русского языка, а также воспитывать самостоятельность при выполнении заданий творческого характера.

 Планируемые результаты:

Предметные: знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся  звуки речи, иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной функции звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу их образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции.

Метапредметные: способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание вопроса.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка на основе культуры своего народа. 

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, самостоятельная, работа в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект42.13 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Сретенская основная общеобразовательная школа №2»

Урок русского языка в 5 классе по теме

«Что изучает фонетика».

Разработала Варанкина И.В.,

учитель русского языка

и литературы.

2019-2020 уч. год.

Цель урока: добиться осознанного понимания предмета изучения фонетики, успешного применения знаний на практике.

Задачи:

- обучающие: организовать деятельность учащихся для повторения и систематизации знаний по теме «Фонетика», учить понимать, какую роль играют звуки в речи;

  -развивающие: способствовать формированию навыка грамотного письма на основе фонетического анализа слова; развивать и обогащать словарный запас и речь учащихся;

-воспитательные: создать благоприятные условия для воспитания  познавательного интереса к изучению русского языка, а также воспитывать самостоятельность при выполнении заданий творческого характера.

 Планируемые результаты:

Предметные: знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся  звуки речи, иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной функции звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу их образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции.

Метапредметные: способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание вопроса.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка на основе культуры своего народа. 

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, самостоятельная, работа в группах.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Цель – создание

доброжелательной

атмосферы

Приветственное слово учителя:

- Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

На уроке не зевать,

А работать и писать! С-2

Приветствие учащихся. Готовят  к уроку рабочее место, записывают число, классная работа.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.

II. Подготовка к теме урока

1. Слово учителя.

Цель – заинтересовать учащихся

2. Определение темы урока и постановка учебной цели

ЦЕЛЬ -  создать

проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Домашнее задание

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся с вами в чудесное путешествие по загадочной стране, название которой  вы мне скажете попозже. А сейчас я предлагаю вам погрузиться в необыкновенный мир звуков. С-3-6

- Какие звуки вы сейчас услышали? Звуки чего?

- Ребята, а люди могут общаться при помощи звуков природы?

- А какие звуки нам помогают в общении?

- Я вам загадаю загадку, а вы  отгадайте, как называется  страна,  в которую мы с вами отправимся.

Когда с тобой мы слово пишем,

Его в уме мы как бы слышим.

Когда же люди говорят,

То произносят звуков ряд.

А изучает их, заметь-ка

Раздел грамматики –  Фонетика.

Что изучает фонетика. С-7

Давайте сформулируем цели нашего урока.

1.Что мы должны знать?

2.Что должны уметь различать?

1. Параграф 27.Составить связный рассказ на тему «Что я знаю о фонетике».

2. Упр. 180. С-8

      Итак, во время путешествия по стране Фонетика мы обобщим все знания.  Наша задача – преодолеть все препятствия, оценить свои знания и благополучно перейти к дальнейшему изучению русского языка.

Вы готовы к трудностям? Тогда вперед!

      С-9 Чтение высказывания Н.В.Гоголя о языке «Необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких...»

- Как вы понимаете смысл такого яркого высказывания Н.В. Гоголя о языке?

Слушают и  отвечают на вопросы учителя.

(звуки природы).

(нет).

(звуки речи).

Дети определяют тему и формулируют цели урока.

- Предмет изучения фонетики.

- Различать звук и букву,
гласные и согласные звуки.

Раскрывают смысл

высказывания.

Коммуникативные:

проявляют речевую

деятельность

Регулятивные:

самостоятельное

формулируют тему и цели,

планируют, прогнозируют.

III. Тема урока

(путешествие по стране Фонетика)

1. Город  Всезнайск.

 ЦЕЛЬ: повторить

теорию

2.  Станция Слоговицы.

ЦЕЛЬ: отрабатывать

умение делить слово на слоги.

   

3. Город Ударений.

ЦЕЛЬ: показать

смыслоразличительную роль ударения.

4.  Город Забавных

звуков.

ЦЕЛЬ: отрабатывать

умение характеризовать звуки, определять роль звуков в словах.

Физкультминутка (пауза релаксации)

ЦЕЛЬ: дать возможность отдохнуть.

5. Город  Тестов.

ЦЕЛЬ -  проверить

знания.

    А сейчас мы отправляемся в путешествие в страну Фонетика. С-10

1. Первая станция нашего путешествия – город Всезнайск. С-11

    Необходимо ответить на вопросы, получив жетон за правильный ответ. Итак, начнём.

1. Чем отличаются звуки от букв?

2. Какая речь бывает?

3. С-12 Как образуются звуки? Если воздуху удастся

вырваться наружу, не встретив на своём пути преград, то

получается какой звук? Сколько гласных звуков? Назовите их.

4. С-13 Если воздуху придётся прорываться через баррикады, которые устраивают губы, зубы, нос, то получается какой звук? Сколько согласных звуков?

5.  С-14 Восстановите таблицу «Звуки речи).

6. Какие звуки всегда звонкие?

7. Какие звуки всегда глухие?

8. Какие звуки всегда мягкие?

9. Какие звуки всегда  твердые?

10. В каких случаях количество букв и звуков может не совпадать?

2. С-15 Следующая станция нашего путешествия – станция Слоговицы. Жители  этой станции праздновали день рождения слона. Хотите узнать, кто был на празднике?

Это было в воскресенье.
У слона на дне рожденья
Гости пели, веселились, 
В хороводе так кружились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись.
Один, два, три, четыре, пять,
Помоги гостей собрать:
АН – ЛО – ТИ – ДИ – КО – ПА – ДИЛ – КО – 
КРО – ШИМ – КО – ЗЕ – ПАН – РИЛ – НА – 
МОТ – ГЕ – БЕ – РАФ – Е – ГИ – МУР – ГО – 
ЛА – ЛЕ – БРА – БРАЗ – ЖИ – ЗЕБ – ПАН - РА – ДА

ГЕ – МАР – КА – ПАРД – ТЫШ.

(Антилопа, бегемот, крокодил, шимпанзе,   дикобраз, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена, зебра, панда, гепард, мартышка)

Задание. Соберите все слоги, и вы узнаете, что за гости были у слона на дне рождения.

3. С-16 Соседняя станция – город Ударений.

Сценка «Ударение».

Миша: - Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять.

(Берет бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в день по столовой ложке. После приема пищи». Начинает пищать).

Вбегает мама: - Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

Миша: - А я лекарство принял. А здесь написано…(читает)

Мама: - Ах ты, глупышка, ты неправильно прочел. Три раза после приема пищи, а не пищи.

Миша: - Ой, мамочка! Нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.

     Задание. Сколько слов здесь записано: АТЛАС, ОКУНИ, ЖАРКОЕ, ЗАСЫПАТЬ, ХЛОПОК? (10 слов).

Определите лексическое значение слов, составьте и запишите словосочетания.                                          

4. С-17 Следующая станция нашего путешествия – город Забавных звуков.

      Достопримечательностями данного города являются интересные вопросы, за правильный ответ на которые можно получить жетон. Пока класс зарабатывает жетоны, два человека работают у доски (фонетический разбор слов). Итак, начинаем.

1. Сколько раз встречается [с] в предложении?
В саду рос сиреневый куст роз.

2. Какие слова состоят из ста согласных? 

3. С-18 В каком слове достаточно заменить один звук, чтобы животное с длинными ушами превратилось в хищную птицу?  жилище человека превратилось в рыбу, рыба – в книгу, а книга – в снежный ком.

4. Какую роль играют звуки в словах?

(Проверка фонетического р-ра)

      Учитель рассказывает сказку: Теперь вы уже знаете, что звуки различают слова. А вот какая забавная история произошла однажды, когда две буквы попали не в свои слова.

Вот что сказка говорит:

Жили-были КОТ и КИТ.

КОТ - огромный, просто страшный!

КИТ был маленький, домашний.

КИТ мяукал. КОТ пыхтел.

КИТ купаться не хотел.

Как огня воды боялся.

КОТ всегда над ним смеялся!

Время так проводит КИТ:

Ночью бродит, днем храпит.

КОТ плывет по океану,

КИТ из блюдца ест сметану.

Ловит КИТ мышей на суше.

КОТ на море бьет баклуши!

КИТ царапался, кусался...

Добрый КОТ ни с кем не дрался...

КИТ любил залезть повыше, ночью песни пел на крыше.

Позовешь его: «Кис, кис!» Он охотно спрыгнет вниз...

Разбирались целый год,

Кто тут КИТ и где тут КОТ.

Обсуждали, не спешили

И в конце концов решили:

«В этой сказке нет порядка,

В ней ошибка, опечатка:

Кто-то, против всяких правил,

В сказке буквы переставил.

Переправил «КИТ» на «КОТ»,

«КОТ» на «КИТ», наоборот!»...

Б. Заходер.  

5. С-19 И вот  мы добрались до последней станции – город  Тестов.

Тест

1. Найди слово, в котором звуков больше, чем букв.

А)  письмо   Б) праздник   В) теннис    Г) юнга

 2. Найди слово, в котором все согласные звуки глухие.

А) песня        Б) шубка        В) мёд      Г) ходьба

3.Укажи слово, в котором буквы Е,Ё,Ю,Я имеют два звука.

А)   клюв   Б) семья   В) жюри    Г) полет

4. Найди слово, в котором происходит озвончение согласного в слове.

А) просьба   Б) сладкий   В) узкий   Г) ходьба

5. Укажи, в каком слове надо писать букву ь

А) жен..щина    Б) печ..ник      В) болел..щик   Г) гон..щик.

Отвечают на вопросы

(слышим – пишем)

(устная и письменная)

(гласный)

6

[а, о, у , э,  ы, и]

(согласный)

36

Восстанавливают пропущенные звенья таблицы.

(й, л, м, н, р)

(х, ц, ч, щ)

(ч, щ, й)

(ж, ш, ц)

1) когда буквы е, ё, ю, я обозначают сочетания двух звуков? (когда буквы стоят в начале слова, после гласной и  после разделительных Ъ и Ь);

2) когда в слове есть непроизносимый согласный;

3) при наличии Ь или Ъ;

4) при удвоенном согласном.

Работа в группах: составляют слова из слогов.

Двое ребят показывают

сценку.

Дети делают вывод о 

смыслоразличительной роли ударения

Выполняют задания.

Съел, местный

4 раза

(сто-л, сто-п, сто-н, сто-к, сто-г и т.п.)

(осёл - орёл),

(дом - сом),

(сом - том)

(том - ком)

Смыслоразличительную. Формулируют вывод:  меняем один звук, а получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу.

Дети движениями изображают содержание стихотворения.

Самостоятельно решают тест.

П: объясняют языковые

явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения  заданий.

Самостоятельно находят ответы на вопросы.

Р: обнаруживают и

формулируют учебную

проблему.

К: при необходимости

отстаивают свою точку

зрения, аргументируя ее.

Л: формирование навыков

организации и анализа своей деятельности.

Умение работать в группе,

строить продуктивное

взаимодействие.

Развитие актёрского

мастерства.

Умение слушать.

Развитие умения

формулировать вывод.

Развитие умения работать

самостоятельно, в

коллективе.

Развитие умения

расслабляться,

переключаться на другой

вид деятельности.

Развитие умения работать самостоятельно.

IV. Взаимопроверка.

С-19 Проверь друга!

1. Г                                            0 – «5»

2. Б                                            1 – «4»

3. Б                                            2 – «3»

4. А                                           3 и более – «2»

5. В

Проверяют работы друг друга.

Умение оценивать работу друга

V. Итог урока

ЦЕЛЬ - обобщить,

сделать выводы.

VI. Рефлексия

деятельности.

Цель -  самооценка

Подводит итог урока.

-Почему же в словах не всегда одинаковое количество букв и звуков?

Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что:

  • Ь и Ъ – звуков не обозначают;
  • Буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков;
  • Удвоенные согласные буквы произносятся как один долгий звук.
  • Непроизносимые согласные.

- А для чего нам все это нужно знать?

С-21 Дети, как вы думаете, каким у нас получился урок? Почему?

- У вас на партах лежат кружочки. Выберите тот, который соответствует результату вашей работы на уроке.

- Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы, обобщают полученные знания

Оценивают свою работу и работу одноклассников

Умение обобщать и делать выводы.

Умение оценивать свою деятельность и работу одноклассников.

Ан-    - ти-   - ло-   -па Бе-  -ге- -мот   Кро-     -ко-  -дил    Шим-           - пан-  -зе   Ди-  -ко-

-браз  Го-  -рил- -ла Жи-  -раф  Ле- -мур Ко-  -бра  Ги-  -е-  -на  -Зе-  -бра  Пан-  -да  Ге-     - пард       Мар-  -тыш-      -ка

__________________________________________________________________________________

Сделай фонетический разбор слова    Съел           Сделай фонетический разбор слова   Местный 

(слоги, ударение, транскрипция, характеристика звуков           (слоги, ударение, транскрипция, характеристика звуков

 кол-во букв, звуков)                                                                        кол-во букв, звуков)

___________________________________________________________________________________________________________                                                                                    

Тест

1. Найди слово, в котором звуков больше, чем букв.

А)  письмо   Б) праздник   В) теннис    Г) юнга

 2. Найди слово, в котором все согласные звуки глухие.

А) песня        Б) шубка        В) мёд      Г) ходьба

3.Укажи слово, в котором буквы Е,Ё,Ю,Я имеют два звука.

А )   клюв   Б) семья   В) жюри    Г) полет

4. Найди слово, в котором происходит озвончение согласного в слове.

А) просьба   Б) сладкий   В) узкий   Г) ходьба

5. Укажи, в каком слове надо писать букву ь

А) жен..щина    Б) печ..ник      В) болел..щик   Г) гон..щик.

Тест

1. Найди слово, в котором звуков больше, чем букв.

А)  письмо   Б) праздник   В) теннис    Г) юнга

 2. Найди слово, в котором все согласные звуки глухие.

А) песня        Б) шубка        В) мёд      Г) ходьба

3.Укажи слово, в котором буквы Е,Ё,Ю,Я имеют два звука.

А )   клюв   Б) семья   В) жюри    Г) полет

4. Найди слово, в котором происходит озвончение согласного в слове.

А) просьба   Б) сладкий   В) узкий   Г) ходьба

5. Укажи, в каком слове надо писать букву ь

А) жен..щина    Б) печ..ник      В) болел..щик   Г) гон..щик.

Тест

1. Найди слово, в котором звуков больше, чем букв.

А)  письмо   Б) праздник   В) теннис    Г) юнга

 2. Найди слово, в котором все согласные звуки глухие.

А) песня        Б) шубка        В) мёд      Г) ходьба

3.Укажи слово, в котором буквы Е,Ё,Ю,Я имеют два звука.

А )   клюв   Б) семья   В) жюри    Г) полет

4. Найди слово, в котором происходит озвончение согласного в слове.

А) просьба   Б) сладкий   В) узкий   Г) ходьба

5. Укажи, в каком слове надо писать букву ь

А) жен..щина    Б) печ..ник      В) болел..щик   Г) гон..щик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Урок английского языка 11 класса по теме" Мы изучаем английский язык".

Урок-конференция с участием зарубежных англоговорящих студентов, где обсуждались проблемы изучения английского языка, его место в глобальной культуре....

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"

Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок  проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....