Урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Тема: «Слог. Ударные и безударные гласные».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slog._udarnye_i_bezudarnye_glasnye_-_5kl.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Слог. Ударные и безударные гласные».

Тип урока: урок – изучение нового материала.

Цели урока: -обучающая: знать об ударных и безударных слогах.

- развивающая: определят ударные и безударные слоги;

- воспитывающая: воспитывать уважение и внимательное отношение  к русскому языку, слову и русской литературе, воспитывать культуру слушания и говорения.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Открываем тетради, записываем число, тему урока.

Постановка целей и задач.

2. Повторение пройденного.

а)Фронтальный опрос по пройденной  теме?

- Что вы знаете о роли букв е, ё, ю, я?

- Когда эти звуки обозначают два звука, а когда один? Какой это звук?

  1.  Работа по закреплению ранее  изученного.

а) Занимательная минутка.

Ребята, есть в русском языке слова, которые при одинаковаом сочетании букв и одинаковом написании этих сочетаний произносятся по-разному. В основном это слова иностранного происхождения и их произношение надо запоминать.

Запись в два столбика.

Антенна      термин

Гантели      тема

Штепсель   текст

Интервью  тенор

Модель       музей

Теннис       текст

Кашне       пионер

б) Определить, сколько букв, сколько звуков.

Дверь, предъюбилейный, декабрь, серьёзный.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

3.  Работа по теме урока

Слово учителя. Прослушайте текст, определите его основную мысль.

Собрались однажды на совет слова, стали говорить, какие они все полезны и значимые. Но забыли пригласить Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг появилось Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение у некоторых из вас!»

Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд замо/к и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким-то ударением. Ведь ударение  - это просто чёрточка сверху слова!». Ударение как рассердилось, да как ударило замо/к по первому слогу., и исчез замо/к, и появился за/мок. Слова зашумели, зашептались.

Тогда вышли белки/ и сказали: «Мы самые главные части любого живого организма, и уж нам-то Ударение ничего не сделает!» А Ударение передвинулось на первый слог, и все увидели, что перед ними шустрые бе/лки…

Запрыгало Ударение по словам, и вот уже а/тлас превратился в атла/с, вместо ка/пель – капе/ль, вместо муки/ - му/ка…

Видят слова, что без Ударения им не обойтись. Отвели они ему одно из почётных мест и с тех пор стали относиться к Ударению с большим уважением!.

(по И.М.Подгарецкой)

-Чему учит нас эта сказка?

-Выпишем слова из текста и определим количества букв и звуков, поставим ударение: замок, капель, уважение, ударение.

В русском языке есть целый раздел науки, который изучает правильность произношения слов и правильность ударения, он называется орфоэпия.

4.  Работа с учебником по теме.

а) §62 стр. 128

Слово учителя:

В русском языке ударение беглое, оно не прикреплено ни к какому слогу., как, напрмер, в других языках: во французском – на последнем, в чешском и венгерском языках – на первом, в польском – на предпоследний слог.

  б) Запись слов в три столбика: на первый слог ударение, на второй и на третий:

пудель, джемпер, процент, диалог, каталог, договор, ателье, цемент, документ, юмор, глобус, модель, теннис, портфель

  1. Выводы. Итоги.

  1. Дз §62., упр.312.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...