Урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Знаки препинания в предложениях с обращениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Знаки препинания в предложениях с обращениями.

Цель урока: обучающая: углубить знания учащихся о понятии обращение, его ролью  в речи и предложении, с постановкой знаков препинания при обращении; развивающая: закреплять навыки определения обращений в предложении, обоснование постановки знаков препинания и правильного чтения предложений с обращением, вырабатывать навыки синтаксического разбора предложений, осложнённых обращением; воспитывающая: обогащать речь учащихся, воспитывать уважительное отношение к языку и культуру общения.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного на предыдущем уроке. (+ карточки)

-Что такое обращение?

-В каком падеже могут стоять обращения?

-Каких знаков препинания требуют обращения?

-Каким членом предложения является обращение?

  1. Работа по закреплению полученных знаний.

Синтаксическая разминка:

Определите на слух место обращения в следующих предложениях:

  1. Ветер, веете! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч!
  2. Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу…
  3. Очень хочется мне, лисонька, поесть, в подворотню я попробую пролезть.
  4. Не горюй, голубчик Петя, Поживёшь ещё на свете, будешь песнями опять солнце красное встречать!

  1. Работа по новой теме.

Слово учителя.

 При помощи обращений одного человека можно назвать по-разному: выразить к нему уважение или недовольство им, проявит участие, дружеское понимание. По обращению легко понять, каков тот человек, который обращается к другому, можно определить его отношение к окружающим, его воспитанность.

- Какие слова должны быть в вашем обращении, чтобы произвести на окружающих хорошее впечатление?

- Вспомните, как к вам обращаются, когда вы смотрите телевизор или слушаете радио?

Давайте запишем предложение.

Уважаемый Дмитрий Иванович, пожалуйста, помогите мне.

Ты не горюй, человечек, я помогу тебе4. -  совместный разбор.

Я вижу вас, родные степи! (А.Фет) – самост. разбор.

ФИЗМИНУТКА

5. Работа с синонимичными синтаксическими конструкциями.

1) Люди Земли борются за охрану окружающей среды. – люди Земли! Боритесь за охрану окружающей среды!

2) Ребята охраняют зелёные насаждения. – Ребята, охраняйте зелёные насаждения!

3) Ребята делают вывод о роли существительных в предложениях. – Ребята, сделайте вывод о роли существительных в предложениях.

  1. Работа с учебником §41стр.87. Упр. 208.
  2. Выводы. Итоги.
  3. Дз §41, упр.212

Карточка№1

Спишите предложения, расставьте знаки препинания, обозначьте обращения специальным значком.

  1.  Эй, братец загораешь?
  2. Слушай Незнайка выручи меня отсюда!
  3. Получай свою одежду братец по несчастью.
  4. Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?
  5. Цветик научи меня сочинять стихи.

________________________________________________________________

Карточка №2

Спишите предложения, расставьте знаки препинания, обозначьте обращения специальным значком.

1) Не   трещите морозы в заповедном лесу.

2) Вылезайте муравьи после зимней стужи!

3) Ах ты Петя лихой петушок, у тебя золотой гребешок!

4) Расцветай наш край родной!

5) Скоро ночь Иван начнётся и тебе стеречь придётся.

__________________________________________________________________

Карточка№1

Спишите предложения, расставьте знаки препинания, обозначьте обращения специальным значком.

1) Эй, братец загораешь?

  1. Слушай Незнайка выручи меня отсюда!
  2. Получай свою одежду братец по несчастью.
  3. Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?
  4. Цветик научи меня сочинять стихи.

__________________________________________________________________

Карточка №2

Спишите предложения, расставьте знаки препинания, обозначьте обращения специальным значком.

1) Не   трещите морозы в заповедном лесу.

2) Вылезайте муравьи после зимней стужи!

3) Ах ты Петя лихой петушок, у тебя золотой гребешок!

4) Расцветай наш край родной!

5) Скоро ночь Иван начнётся и тебе стеречь придётся.

Карточка№1

Спишите предложения, расставьте знаки препинания, обозначьте обращения специальным значком.

  1.  Эй, братец загораешь?
  2. Слушай Незнайка выручи меня отсюда!
  3. Получай свою одежду братец по несчастью.
  4. Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?
  5. Цветик научи меня сочинять стихи.

______________________________________________________________

Карточка №2

Спишите предложения, расставьте знаки препинания, обозначьте обращения специальным значком.

1) Не   трещите морозы в заповедном лесу.

2) Вылезайте муравьи после зимней стужи!

3) Ах ты Петя лихой петушок, у тебя золотой гребешок!

4) Расцветай наш край родной!

5) Скоро ночь Иван начнётся и тебе стеречь придётся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...