Рабочая программа по русскому языку 6 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (6 класс)

Елена Владимировна Скрыльникова

Рабочая программа по русскому языку А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Г.И. Кустова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_6_klass.docx73.36 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по русскому языку: 5-9 классы общеобразовательных организаций/ Л.А. Савчук; под редакцией  Е.Я. Шмелёвой. – М.: «Вентана – Граф», 2017; в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания образования по русскому языку.

При составлении программы руководствовались:

- русский язык: рабочая программа:5-9 классы  общеобразовательных организаций/ Л.А. Савчук; под редакцией  Е.Я. Шмелёвой. – М.: «Вентана – Граф», 2017;

- федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, приказа Министерства образования и науки России от 17.12.2010 №1897 (редакция от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного образования»

-приказом Минобрнауки №1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010года №1897 п 18.2.2

- локальным актом МБОУ Щедровская ООШ «Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин, программ внеурочной деятельности» утвержденный приказом по школе  №123 от .24.08.2018

 В учебном плане ФГОС ООО в 6 классе  на  учебный предмет русский язык  отведено 6 часов в неделю -210 часов в год. Так как  23.02, 8.03, 9.03, 1.05, 9.05 являются праздничными нерабочими днями согласно календарному учебному графику  на 2021-2022 учебный год (приказ №88 от 26.08.2021 и расписанию уроков 2021-2022 учебный год (приказ №89 от 26.08.2021), то рабочая программа по  русскому языку рассчитанная на 210 часов  будет выполнена и освоена в полном объеме за 206 часов за счет уплотнения учебных тем* (см раздел « Примечание»)

Целями обучения являются:

• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые

факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Ведущая задача курса русского языка заключается  в  развитии школьника, раскрытии его лингвистических способностей и талантов, привитии любви и интереса к языку, формировании навыка грамотного письма, развитии устной и письменной речи.  Курс является непрерывным в  лингвистическом образовании учащихся: учебный материал излагается линейно- концентрически, реализуя научный подход к анализу языковых явлений и системе языка.

 Ведущая идея настоящего курса — изучение родного русского языка в аспекте его духовной, культурно-исторической ценности в современном мире.

Задача курса русского языка для 6 класса направлена на усвоение нового материала по разделам:  «Морфология», «Фонетика», «Графика, «Морфемика», «Словообразование», «Лексикология», «Фразеология», «Лексики», «Синтаксиса», на совершенствование речевых,  орфографических и пунктуационных умений и навыков, на развитие творческих способностей пятиклассников, а также на повышение интереса к изучению родного языка и воспитание бережного отношения к нему.

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знания основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, осознание важности соблюдения основных норм русского литературного языка, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

                

Планируемые результаты освоения учебного курса «Русский язык» в 6 классе

Речь и речевое общение

Обучающийся научится:

- различать и использовать виды монолога (повествование, описание, рассуждение); сочетать разные виды монолога в ситуациях формального и неформального общения;

- различать и использовать этикетный диалог, диалог – расспрос, диалог – побуждение к действию, сочетать разные виды диалога в ситуациях формального и неформального общения;

- нормам речевого поведения в типичных ситуациях общения;

- оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- участвовать в коллективной беседе, аргументировать собственную позицию;

- характеризовать коммуникативные цели и мотивы говорящего.

Речевая деятельность

Аудирование

Обучающийся научится:

- различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и передаче содержания аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

- понимать и формулировать в устной форме тему, основную мысль научно – популярного, публицистического, официально – делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

- передавать содержание учебно – научного, публицистического, официально – делового, художественного аудиотекстов в форме простого и сложного плана; подробного, выборочного, сжатого изложения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать явную и избыточную информацию публицистического текста.

Чтение

Обучающийся научится:

- понимать содержание прочитанных научно – популярных, публицистических, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана (в устной и письменной форме);

- использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового видов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

- использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками, электронными образовательными ресурсами Интернета;

- осуществлять анализ информации, извлечённой из различных источников, представлять и передавать её с учётом заданных условий общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать структуру таблицы, страницы сайта Интернета, демонстрировать понимание представленной на них информации. Объединять две небольшие части информации из таблицы;

- определять главную мысль, понимать связи между частями текста, определять намерения автора на основании логических и лингвистических связей между частями текста с частично неизвестной информацией;

- устанавливать связи между текстом и внешними знаниями, делать простые выводы.

Говорение

Обучающийся научится:

- создавать устные монологические и диалогические высказывания на социально – культурные, бытовые, учебные темы разной коммуникативной направленности;

- обсуждать и формулировать цели, планы совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

- извлекать из различных источников материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

- соблюдать в практике устного речевого общения изученные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка, стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Обучающийся получит возможность научиться:

- создавать устные монологические и диалогические высказывания изученных типов и жанров в учебно – научной, социально – культурной и деловой сферах общения;

- выступать перед аудиторией с небольшим сообщением; публично представлять проект;

- анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их соответствия коммуникативным целям и сфере общения, нормам речевого общения.

Письмо

Обучающийся научится:

- создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения: ученическое сочинение на социально – культурные, бытовые и учебные темы, рассказ о событии в виде дневниковой записи, неофициальное (электронное) письмо, заявление;

- излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также вопросного, назывного, тезисного (простого и сложного) плана;

- соблюдать в практике письма изученные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать изученную лексику и фразеологию

Обучающийся получит возможность научиться:

- составлять аннотации, тезисы выступления;

- составлять деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст

Обучающийся научится:

- анализировать и характеризовать тексты изученных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры;

- осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы;

- создавать и редактировать собственные тексты изученных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

- создавать в устной и письменной форме учебно – научные тексты (аннотация, тезисы, конспект);

- создавать официально – деловые тексты (деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Обучающийся научится:

- определять изученные жанры, основные экстралингвистические и лингвистические особенности научных, публицистических, официально – деловых текстов, текстов разговорного характера и художественной литературы;

- оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

- исправлять речевые недостатки, редактировать собственный текст;

- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением на учебно – научную тему; устным рассказом.

Обучающийся получит возможность научиться:

- анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально – деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

- создавать тексты различных функциональных стилей и жанров: участвовать в дискуссиях на учебно – научные темы; готовить усное выступление, информационную заметку, сочинение – рассуждение в публицистическом стиле; писать заявление, заполнять анкету в деловой сфере общения; в бытовой сфере общения создавать рассказы, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Общие сведения о языке

Обучающийся научится:

- характеризовать основные социальные функции русского языка в РФ;

- различать литературный язык и диалекты, просторечие, профессиональные разновидности языка, жаргон; характеризовать функциональные разновидности современного русского языка;

- иметь представление о некоторых отечественных лингвистах.

Обучающийся получит возможность научиться:

- характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики на основе прослушанных и прочитанных фрагментов текстов.

Фонетика и орфоэпия. Графика.

Обучающийся научится:

- проводить фонетический анализ слова;

- соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

- извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности;

- объяснять соотношение звука и буквы в слове;

- использовать знание алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.

Обучающийся получит возможность научиться:

- опознавать сильные и слабые фонетические позиции звуков в слове и их связь с орфографическими правилами;

- различать правила переноса и слогораздела;

- извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в разных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Обучающийся научится:

- делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

- различать изученные способы словообразования;

- анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары слов;

- применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

- характеризовать словообразовательные цепочки, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

- извлекать необходимую информацию из морфемных словарей и справочников.

Лексикология и фразеология

Обучающийся научится:

- проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных, указывая прямое и переносное значение слова, а также сферу употребления и стилистическую окраску;

- группировать слова по тематическим группам;

- подбирать к словам синонимы, антонимы;

- опознавать фразеологические обороты;

- соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

- использовать лексическую синонимию как средство связи предложений в тексте;

- опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

- пользоваться различными видами учебных лингвистических словарей и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

- аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

- опознавать омонимы разных видов;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного словоупотребления;

- извлекать необходимую информацию из орфографического, толкового, фразеологического словарей, словарей синонимов, антонимов, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Обучающийся научится:

- опознавать самостоятельные части речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное, глагол, включая причастие и деепричастие) и их формы;

- анализировать слово с точки зрения его принадлежности к изученным частям речи;

- употреблять формы слов изученных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

- применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

- распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

- анализировать синонимические средства морфологии;

- различать грамматические омонимы;

- извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Обучающийся научится:

- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

- употреблять основные синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

- применять синтаксические знания и умения в практике правописания.

Культура речи

Обучающийся научится:

- различать варианты орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, правописных норм современного русского литературного языка (в объёме содержания курса);

- корректировать собственные речевые высказывания на основе владения основными нормами русского литературного языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

- оценивать высказывание с точки зрения соблюдения норм русского литературного языка, а также с точки зрения коммуникативной целесообразности речи;

- использовать нормативные словари и справочники, в том числе мультимедийные, для получения информации о нормах современного русского литературного языка.

Язык и культура речи

Обучающийся научится:

- выявлять единицы языка с национально – культурным компонентом значения в разговорной речи, произведения устного народного творчества, в художественной литературе;

- уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Обучающийся получит возможность научиться:

Анализировать русский речевой этикет и сравнивать его с речевым этикетом отдельных народов России и мира.

        Содержание программы по русскому языку для 6 класса

Глава 1. Что значит «современный литературный язык»?

О языке и речи. Разновидности русского языка. Язык и речь (повторение).

Система языка. Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.

Правописание. Повторение изученного в 5 классе. Правописание падежных окончаний имён существительных. Правописание окончаний прилагательных. Правописание личных окончаний глаголов. Слитное и раздельное написание не с существительными, прилагательными, глаголами.

Текст. Основные признаки текста.

Язык и культура. Культура речи.  Литературный язык и просторечие.

Глава 2. Что значит работать над своей речью?

О языке и речи. Ситуация речевого общения.

Система языка. Фонетика и графика. Повторение изученного в 5 классе. Фонетические позиции и позиционные чередования звуков. Сильные и слабые фонетические позиции. Слогораздел: открытые и закрытые слоги.

Правописание. Правописание согласных. Правописание безударных гласных. Гласные а и о в корнях с чередованием (повторение). Гласные е и и в корнях с чередованием. Правописание гласных в отдельных корнях с чередованием а//о. Основные правила переноса.

Текст. План текста: вопросный, назывной, тезисный.

Язык и культура. Культура речи. Современные варианты орфоэпических норм.

Глава 3. Что такое сферы общения?

О языке и речи. Сферы общения.

Система языка. Морфемика и словообразование. Корневые и служебные морфемы. Виды служебных морфем. Основы производных и непроизводных слов. Морфологические способы словообразования. Способы образования сложных и сложносокращенных слов. Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Правописание. Правописание приставок (повторение). Правописание приставок пре- и при-. Правописание сложных существительных с соединительными гласными. Правописание сложных существительных без соединительных гласных. Правописание сложных имён прилагательных.

Текст. План текста: простой и сложный.

Язык и культура. Культура речи. Ударение в сложных словах.

Глава 4. Сколько стилей в современном литературном языке?

О языке и речи. Стили литературного языка.

Система языка. Лексика и фразеология. Слово – единица лексикологии (повторение). Паронимы. Стилистическая окраска лексики литературного языка.  Лексика ограниченного употребления. Слова с эмоциональной окраской. Стилистическая окраска фразеологизмов.

Правописание. Употребление прописных и строчных букв (повторение). Правописание суффиксов прилагательных. Знаки препинания в предложениях с однородными членами (повторение).

Текст. Средства связи предложений и частей текста.

Язык и культура. Культура речи. Нормативные словари современного русского языка.

Глава 5. Трудно ли освоить язык науки?

О языке и речи. Научный стиль.

Система языка. Морфология. Причастие. Части речи (повторение). Глагол как часть речи (повторение). Причастие – особая форма глагола с признаками прилагательного. Признаки прилагательного у причастия. Суффиксы причастий. Образование действительных и страдательных причастий. Краткие страдательные причастия. Морфологический разбор причастия.

Правописание.  Гласные в суффиксах причастий настоящего времени.Буквы н и нн в  страдательных причастиях прошедшего времени. Буквы н и нн в полных  формах отглагольных прилагательных. Буквы н и нн в кратких формах прилагательных и причастий. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами.

Текст. Типы речи в научном стиле литературного языка.

Язык и культура. Культура речи. Употребление причастий в литературном языке. Употребление причастного оборота.

Глава 6. В чём особенности официальных документов?

О языке и речи. Официально-деловой стиль.

Система языка. Деепричастие. Деепричастие как форма глагола. Образование деепричастий. Деепричастный оборот. Морфологический разбор деепричастия.

Правописание. Слитное и раздельное написание не с деепричастиями и деепричастными оборотами.

Текст. Деловые бумаги: заявление. Типы речи: официально-деловое и художественное описание.

Язык и культура. Культура речи. Употребление деепричастий в литературном языке.

Глава 7.  В чём особенности публицистической речи?

О языке и речи.  Публицистический и газетно-информационный стиль.

Системаязыка. Имя числительное. Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные.

Количественные числительные. Склонение простых количественных числительных. Склонение сложных числительных. Склонение составных количественных числительных. Обозначение дробных чисел. Собирательные числительные. Порядковые числительные. Морфологический разбор числительного.

Правописание. Правописание ь в именах числительных. Слитное и раздельное написание обозначений чисел.

Текст. Соединение в тексте разных типов речи.

Язык и культура. Культура речи. Употребление числительных в литературном языке.

Глава 8. Есть ли правила у беседы?

О языке и речи. Обиходная разговорная речь.

Система языка. Местоимение. Знаменательные и местоименные части речи. Особенности местоимения как части речи. Личные местоимения. Личные местоимения. Возвратные местоимения. Притяжательные местоимения. Определительные местоимения. Указательные местоимения. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределённые и отрицательные местоимения. Морфологический разбор местоимения.

Правописание. Правописание местоимений с предлогами. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений.

Текст. Устный рассказ.

Язык и культура. Культура речи.  Употребление местоимений в литературном языке.

Повторение.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование тем, раздела

Количество

часов

Кол-во контрольных работ

Планируемые предметные результаты

1

Что значит «современный литературный язык»

 Имя существительное (повторение)

Имя прилагательное (повторение)

Глагол (повторение)

Основные признаки текста (повторение)

15

1

Различать диалогическою и монологическую речь по их основным особенностями. Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки существительного, прилагательного, глагола. Иметь представления об орфографии как о системе правил правописания слов и их морфем. Корректно использовать орфографические правила связанные со слитным и раздельным написанием не с существительными, прилагательными, глаголами.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

2

Что значит работать над своей речью? Фонетика и графика (повторение изученного в 5 классе)

Фонетические позиции и позиционные чередования звуков

Сильные и слабые фонетические позиции гласных звуков

Сильные и слабые фонетические позиции согласных по твёрдости и мягкости

Правописание безударных и чередующихся гласных в корнях (повторение изученного в 5 классе)

Правописание безударных гласных

Правописание гласных в отдельных корнях с чередованием А//О: -клан-//-клон-, -твар-//-твор-, -плав-//-плов-, -равн-//-ровн-, -мак-//-мок-// -моч

Повторение

27

2

Пользоваться основными понятиями фонетики. Проводить фонетический анализ слова. Иметь представления о сильной и слабой позициях гласных и согласных звуков, изменении звуков в речевом потоке и обозначении чередований на письме. Классифицировать и группировать звуки речи по признакам. Различать способы членения слов на слоги и правила переноса слов с одной строки на другу.

Иметь представления об орфографии как о системе правил. Обладать орфографической зоркостью. Опираться на словообразовательный, морфологический разбор при выборе правильного написания слова. Знать и корректно использовать орфографические правила, связанные с правописанием корней с чередованием, употреблением строчной и прописной букв; употреблять правила переноса.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.

3

Что такое сферы общения?

Морфемика и словообразование

Виды служебных морфем: словообразовательные морфемы (приставка, суффикс, постфикс)

Морфологические способы словообразования

Способы образования сложных и сложносокращённых слов

Правописание приставок

Правописание приставок при-, пре-

Правописание сложных существительных с соединительными гласными

Правописание сложных имён прилагательных

Повторение

24

2

Понимать роль морфем в процессах форм-и словообразовании. Сопоставлять морфемную структуру слова и способ его образования; лексическое значение слова и словообразовательную модель, по которой оно образовано. Осуществлять устный и письменный морфемный и словообразовательный анализ, выделяя исходную основу и образующую морфему. Различать суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный способы словообразования слов изученных частей речи. Составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов. Определять роль сложносокращённых слов.  Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа. Опираться на словообразовательный, морфологический разбор при выборе правильного написания слов с приставками пре-, при- и на з- и с-; сложных слов с соединительной и без соединительной гласной.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

4

Сколько стилей в современном литературном языке? Лексика и фразеология

Паронимы

Лексика ограниченного употребления: диалектизмы

Стилистическая окраска фразеологизмов

Правописание суффиксов прилагательных. Буквы –Н- и –НН- в суффиксах отымённых прилагательных

Суффиксы – СК-//-К- в отымённых прилагательных

Суффиксы прилагательных –ЕВ-//-ОВ-//ЁВ- и –ИВ-, ЛИВ-, -ЧИВ-

Слово- единица лексикологии

Знаки препинания в предложениях с однородными членами (повторение)

Нормативные словари современного русского языка

Повторение

23

1

 Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон; осознавать основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков); различие лексического и грамматического значений слова; стилистическую окраску  лексику литературного языка; значение паронимов

Уметь отличать слова ограниченного употребления от слов литературного языка.

Использовать в собственной речи паронимы.  

Группировать слова по тематическим группам.

Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов  и использовать её в различных видах деятельности.

Опознавать фразеологические обороты. Уместно использовать фразеологические обороты в речи.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

5

Трудно ли освоить язык науки? Глагол как часть речи (повторение)

Причастие – особая форма глагола с признаками прилагательного

Суффиксы причастий

Образование действительных причастий настоящего времени

Образование действительных причастий прошедшего времени

Образование страдательных причастий настоящего времени

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Краткие страдательные причастия

Гласные в суффиксах причастий настоящего времени

Буквы Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени

Буквы Н и НН в полных формах отглагольных прилагательных

Буквы Н и НН в полных и кратких формах отглагольных прилагательных и причастий

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами

Типы речи в научном стиле литературного языка

Повторение

41

2

Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения.

Распознавать изученные самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы. Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи (осуществлять морфологический разбор слова); грамматические словоформы в тексте.

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки  причастия , его синтаксическую роль.

Распознавать  действительные и страдательные причастия  

Определять род, число, падеж причастий.

Использовать орфографические правила, связанные со слитным и раздельным написанием, а также правописанием н и нн, в письменной речи.

Знать пунктуационные правила употребления знаков препинания в предложениях с причастными оборотами и корректно их употреблять в письменной речи.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

6

В чём особенности официальных документов? Деепричастие как форма глагола

Образование деепричастий

Деепричастный оборот

Морфологический разбор деепричастия

Слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями

Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами

Деловые бумаги: заявление

Типы речи: официально-деловое и художественное описание

Повторение

21

1

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки  деепричастия, определять его синтаксическую роль.  Правильно употреблять  деепричастия в речи. Знать и корректно употреблять орфографические прав с деепричастием. Знать пунктуационные правила употребления знаков препинания в предложениях с деепричастными оборотами и корректно их употреблять в письменной речи.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

7

В чём особенности публицистической речи? Простые, сложные и составные числительные

Количественные числительные

Склонение простых количественных числительных

Склонение простых количественных числительных

Склонение сложных числительных

Склонение составных количественных числительных

Обозначение дробных чисел

Собирательные числительные

Порядковые числительные

Правописание мягкого знака в именах числительных

Слитное и раздельное написание числительных

29

2

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки числительного , определять его синтаксическую функцию. Группировать числительные  по заданным морфологическим признакам.

Правильно употреблять  числительные с именами существительными. Различать грамматические признаки количественных и порядковых числительных. Знать особенности склонений числительных. Отличать числительные от других частей речи с количественным значением. Распознавать разряды числительных и правильно употреблять их в речи.

Использовать в речи числительные разных видов .

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

8

Есть ли правила у беседы? Особенности местоимения как части речи

Личные местоимения

Возвратные местоимения

Притяжательные местоимения

Определительные местоимения

Указательные местоимения

Вопросительные и относительные местоимения

Неопределённые и отрицательные местоимения

Правописание местоимений с предлогами

Правописание неопределённых и отрицательных местоимений

Комплексное повторение и систематизация изученного в 6 классе

Устный рассказ

26

2

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки местоимения, определять его синтаксическую функцию. Группировать местоимения   по заданным морфологическим признакам. Распознавать личные, возвратные, притяжательные, указательные, вопросительно- относительные, определительные, отрицательные, неопределённые местоимения.

Правильно употреблять   местоимения в тексте.

Знать особенности склонений местоимений разных разрядов.

Проводить морфологический анализ  причастия, деепричастия, числительного, местоимения

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 6 класс

п/п

Дата проведения

Наименование раздела,

тема урока

Кол-во

часов

Виды и формы работы

Примечание

По плану

Факти

ческая

Глава 1. Что значит «современный литературный язык»?

1

1.09

Разновидности русского языка. Язык и речь  (повторение)

1

текущий

2

2.09

Имя существительное (повторение изученного в 5 классе)

1

текущий

3

3.09

Имя прилагательное (повторение изученного в 5 классе)

1

текущий

4

6.09

Глагол(повторение изученного в 5 классе)

1

текущий

5

7.09

Правописание падежных окончаний имён существительных

1

текущий

6

7.09

Правописание окончаний прилагательных

1

текущий

7

8.09

Правописание личных окончаний глаголов

1

текущий

8

9.09

Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами

1

текущий

9

10.09

Входной диктант (повторение изученного в 5 классе)

1

тематический

10

13.09

Р.р. Основные признаки текста

1

текущий

11

14.09

Р.р. Сочинение-описание по картине с использованием текста К. Паустовского (упр.79)

1

индивидуальный

12

14.09

Литературный язык и просторечие

1

текущий

13

15.09

Комплексное повторение материала главы: «Что значит «современный литературный язык»?

1

текущий

14

16.09

Контрольная работа по главе: «Что значит «современный литературный язык»? (диктант с грамматическим заданием)

1

тематический

15

17.09

Работа над ошибками по главе: «Что значит «современный

литературный язык»?

1

текущий

Глава 2. Что значит работать над своей речью?

16

20.09

Ситуация речевого общения

1

текущий

17

21.09

Фонетика и графика

Повторение изученного в 5 классе

1

текущий

18

21.09

Фонетические позиции и позиционные чередования звуков

1

текущий

19

22.09

Сильные и слабые фонетические позиции гласных звуков

1

текущий

20

23.09

Сильные и слабые фонетические позиции согласных по глухости-звонкости

1

текущий

21

24.09

Сильные и слабые фонетические позиции согласных по твёрдости и мягкости

1

текущий

22

27.09

Слогораздел: открытые и закрытые слоги.

1

текущий

23

28.09

Правописание согласных

1

текущий

24

28.09

Правописание безударных гласных

1

текущий

25

29.09

Безударные гласные

1

текущий

26

30.09.

Гласные А и О в корнях с чередованием (повторение)

1

текущий

 27

1.10

Правописание гласных А и О в корнях с чередованием

1

текущий

28

  4.10

Гласные Е и И в корнях с чередованием

1

текущий

29

5.10

Гласные в корнях с чередованием А//О: -клан-//-клон-, -твар-//-твор-, -плав-//-плов-, -равн-//-ровн-, -мак-//-мок-// -моч

1

текущий

30

5.10

Правописание гласных в корнях с чередованием А//О: -клан-//-клон-, -твар-//-твор-, -плав-//-плов-, -равн-//-ровн-, -мак-//-мок-// -моч

1

текущий

31

6.10

Корни с чередованием А//О: -клан-//-клон-, -твар-//-твор-, -плав-//-плов-, -равн-//-ровн-, -мак-//-мок-// -моч

1

текущий

32

7.10

Основные правила переноса

1

текущий

33

8.10

Контрольная работа по теме «Правописание безударных гласных в корне и гласных в корнях с чередованием»

1

тематический

34

11.10

Анализ контрольной работы по теме «Правописание безударных гласных в корне и гласных в корнях с чередованием»

1

текущий

35

12.10

План текста: вопросный, назывной, тезисный

1

текущий

36

12.10

Работа с текстом. План текст.

1

текущий

37

13.10

Р.р. Обучение изложению «В походе»

1

индивидуальная

38

14.10

Р.р. Сочинение по портрету (упражнение 118)

1

самостоятельная

39

15.10

Современные варианты орфоэпических норм

1

текущий

40

18.10

Комплексное повторение материала главы «Что значит работать над своей речью?»

1

текущий

41

19.10

Контрольная работа по главе «Что значит работать над своей речью?»

1

тематический

42

19.10

Анализ контрольной работыпо главе «Что значит работать над своей речью?»

1

текущий

Глава 3. Что такое сферы общения?

43

20.10

Сферы общения

1

текущий

44

21.10

Морфемика и словообразование

Корневые и служебные морфемы

1

текущий

45

22.10

Виды служебных морфем: формообразующие морфемы (окончания, суффиксы)

1

текущий

46

25.10

Виды служебных морфем: словообразовательные морфемы (приставка, суффикс, постфикс)

1

текущий

47

26.10

Нулевые словообразовательные морфемы

1

текущий

48

26.10

Основы производных и непроизводных слов

1

текущий

49

27.10

Способы словообразования в русском языку

1

текущий

50

28.10

Морфологические способы словообразования

1

текущий

51

29.10

Способы образования сложных и сложносокращённых слов

1

текущий

52

8.11

Морфемный и словообразовательный разбор слова

1

текущий

53

9.11

Правописание приставок (повторение)

1

текущий

54

9.11

Правописание приставок при-, пре-

1

текущий

55

10.11

Закрепление правописания приставок при-, пре-

1

текущий

56

11.11

Правописание сложных существительных с соединительными гласными

1

текущий

57

12.11

Правописание сложных существительных без соединительных гласных

1

текущий

58

15.11

Правописание сложных имён прилагательных

1

текущий

59

16.11

Контрольная работа по теме «Правописание приставок»

1

тематический

60

16.11

Анализ контрольной работы по теме «Правописание приставок»

1

текущий

61

17.11

План текста: простой и сложный

1

текущий

62

18.11

Р.р. Изложение – по  аудиотексту (упр.142)

1

самостоятельная

63

19.11

Ударение в сложных словах

1

текущий

64

22.11

Комплексное повторение главы «Что такое сферы общения?»

1

текущий

65

23.11

Контрольная работа по главе «Что такое сферы общения?»

1

тематический

66

23.11

Анализ контрольной работы по главе «Что такое сферы общения?»

1

текущий

Глава 4. Сколько стилей в современном литературном языке?

67

24.11

Стили литературного языка

1

текущий

68

25.11

Слово – основная единица лексикологии (повторение)

1

текущий

69

26.11

Паронимы

1

текущий

70

29.11

Стилистическая окраска лексики литературного языка

1

текущий

71

30.11

Лексика ограниченного употребления: диалектизмы

1

текущий

72

30.11

Лексика ограниченного употребления: жаргонизмы

1

текущий

73

1.12

Слова с эмоциональной окраской

1

текущий

74

2.12

Стилистическая окраска фразеологизмов

1

текущий

75

3.12

Р.р. Сжатое изложение с заданием на лексический анализ текста (упр.66)

1

самостоятельная работа

76

6.12

Употребление прописных и строчных букв (повторение)

1

текущий

77

7.12

Суффиксы прилагательных. Буквы –Н- и –НН- в суффиксах отымённых прилагательных

1

текущий

78

7.12

Правописание суффиксов прилагательных. Буквы –Н- и –НН- в суффиксах отымённых прилагательных

1

текущий

79

8.12

Суффиксы – СК-//-К- в отымённых прилагательных

1

текущий

80

9.12

Суффиксы прилагательных –ЕВ-//-ОВ-//ЁВ- и –ИВ-, ЛИВ-, -ЧИВ-

1

текущий

81

10.12

Правописание суффиксов прилагательных –ЕВ-//-ОВ-//ЁВ- и –ИВ-, ЛИВ-, -ЧИВ-

1

текущий

82

13.12

Знаки препинания в предложениях с однородными членами (повторение)

1

текущий

83

14.12

Контрольная работа (диктант) (упр.94)

1

тематический

84

14.12

Анализ контрольной работы по теме «Правописание прилагательных»

1

текущий

85

15.12

Средства связи предложений и частей текста

1

текущий

86

16.12

Нормативные словари современного русского языка

1

текущий

87

17.12

Комплексное повторение главы  «Сколько стилей в современном литературном языке?»

1

текущий

88

20.12

Контрольная работа по главе «Сколько стилей в современном литературном языке?»

1

тематический

89

21.12

Анализ контрольной работы по главе «Сколько стилей в современном литературном языке?»

1

текущий

Глава 5. Трудно ли освоить язык науки?

90

21.12

Научный стиль

1

текущий

91

22.12

Морфология. Причастие. Части речи (повторение)

1

текущий

92

23.12

Глагол как часть речи (повторение)

1

текущий

93

24.12

Причастие – особая форма глагола с признаками прилагательного

1

текущий

94

27.12

Морфологические признаки  причастия

1

текущий

95

28.12

Признаки прилагательного у причастия

1

текущий

96

28.12

Суффиксы причастий

1

текущий

97

10.01

Образование действительных причастий настоящего времени

1

текущий

98

11.01

Суффиксы действительных причастий настоящего времени

1

текущий

99

11.01

Образование действительных причастий прошедшего времени

1

текущий

100

12.01

Суффиксы действительных причастий прошедшего времени

1

текущий

101

13.01

Образование страдательных причастий настоящего времени

1

текущий

102

14.01

Правописание  страдательных причастий настоящего времени

1

текущий

103

17.01

Образование страдательных причастий прошедшего времени

1

текущий

104

18.01

Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени

1

текущий

105

18.01

Краткие страдательные причастия

1

текущий

106

19.01

Р.р. Изложение по упражнению 97

1

текущий

107

20.01

Морфологические признаки причастия

1

текущий

108

21.01

Морфологический разбор причастия

1

текущий

109

24.01

Гласные в суффиксах причастий настоящего времени

1

текущий

110

25.01

Правописание суффиксов причастий настоящего времени

1

текущий

111

25.01

Буквы Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени

1

текущий

112

26.01

Правописание Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени

1

текущий

113

27.01

Буквы Н и НН в полных формах отглагольных прилагательных

1

текущий

114

28.01

Правописание  Н и НН в полных формах отглагольных прилагательных

1

текущий

115

31.01

Правописание суффиксов в полных и кратких формах отглагольных прилагательных и причастий

1

текущий

116

1.02

Буквы Н и НН в полных и кратких формах отглагольных прилагательных и причастий

1

текущий

117

1.02

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

1

текущий

118

2.02

Правописание НЕ с причастиями

1

текущий

119

3.02

Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами

1

текущий

120

4.02

Предложения с причастными оборотами

1

текущий

121

7.02

Контрольная работа  по теме «Правописание причастий»

1

тематический

122

8.02

Анализ контрольной работы по теме «Правописание причастий»

1

текущий

123

8.02

Типы речи в научном стиле литературного языка

1

текущий

124

9.02

Р.р. Мини-сочинения. Слово в разных стилях речи.

1

самостоятельная работа

125

10.02

Употребление причастий в литературном языке

1

текущий

126

11.02

Употребление причастного оборота

1

текущий

127

14.02

Комплексное повторение материала главы«Трудно ли освоить язык науки?»

1

текущий

128

15.02

Закрепление материала главы «Трудно ли освоить язык науки?»

1

текущий

129

15.02

Контрольная работа по главе «Трудно ли освоить язык науки?»

1

тематический

130

16.02

Анализ контрольной работы по главе «Трудно ли освоить язык науки?»

1

текущий

Глава 6. В чем особенность официальных документов?

131

17.02

Официально-деловой стиль

1

текущий

132

18.02

Деепричастие – особая форма глагола

1

текущий

133

21.02

Морфологические признаки деепричастия

1

текущий

134

22.02

Образование деепричастий

1

текущий

135

22.02

Суффиксы  деепричастий

1

текущий

136

24.02

Деепричастный оборот

1

текущий

137

25.02

Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборот

1

текущий

138

28.02

Морфологический разбор деепричастия

1

текущий

139

1.03

Слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями

1

текущий

140

1.03

Правописание НЕ с деепричастиями

1

текущий

141

2.03

Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами

1

текущий

142

3.03

Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами

1

текущий

143

4.03

Контрольная  работа по теме «Правописание деепричастий»

1

тематический

144

   5.03

Анализ контрольной работы по теме «Правописание деепричастий»

1

текущий

145

9.03

Деловые бумаги: заявление

1

текущий

146

9.03

Типы речи: официально-деловое и художественное описание

текущий

147

10.03

Р.р. Свободное сочинение (упр. 63)

1

самостоятельная работа

148

11.03

Употребление деепричастий в литературном языке

1

текущий

149

14.03

Комплексное повторение материала главы «В чём особенности официальных документов». Самостоятельная работа

1

текущий

150

15.03

Контрольная работа по главе « В чём особенности официальных документов»

1

тематический

151

15.03

Анализ контрольной работы по главе « В чём особенности официальных документов»

1

текущий

Глава 7. В чем особенности публицистической речи?

152

16.03

Публицистический стиль и газетно-информационный стиль

1

текущий

153

17.03

Имя числительное как часть речи

1

текущий

154

18.03

Простые, сложные и составные числительные

1

текущий

155

28.03

Правописание простых, сложных и составных числительных

1

текущий

156

29.03

Количественные числительные

1

текущий

157

29.03

Склонение простых количественных числительных

1

текущий

158

30.04

Правописание простых количественных числительных

1

текущий

159

31.04

Склонение сложных числительных

1

текущий

160

1.04

Правописание сложных числительных

1

текущий

161

4.04

Склонение составных количественных числительных

1

текущий

162

5.04

Правописание составных количественных числительных

1

текущий

163

5.04

Дробные числа

текущий

164

6.04

Обозначение дробных чисел

1

текущий

165

7.04

Собирательные числительные

1

текущий

166

8.04

Правописание собирательных числительных

1

текущий

167

11.04

Порядковые числительные

1

текущий

168

12.04

Правописание порядковых числительных  

1

текущий

169

12.04

Морфологический разбор имени числительного

1

текущий

170

13.04

Мягкий знак в именах числительных

1

текущий

171

14.04

Правописание мягкого знака в именах числительных

1

текущий

172

  15.04

Правописание  числительных

1

текущий

173

18.04

Слитное и раздельное написание числительных

1

текущий

174

19.04

Контрольная работа по теме «Правописание имён числительных»

1

тематический

175

19.04

Анализ контрольной работы по теме «Правописание имён числительных»

1

текущий

176

20.04

Соединение в тексте разных типов речи

1

текущий

177

21.04

Употребление числительных в литературном языке

1

текущий

178

22.04

Комплексное повторение материала главы «В чём особенности публицистической речи?»

1

текущий

179

25.04

Контрольная работа  по главе «В чём особенности публицистической речи?»

1

тематический

180

26.04

Анализ  контрольной работы поглаве «В чём особенности публицистической речи?»

1

текущий

Глава 8. Есть ли правила у беседы?

181

26.04

Обиходная разговорная речь

1

текущий

уплотнение тем

Местоимение. Знаменательные и местоименные части речи  

182

27.04

Особенности местоимения как части речи

1

текущий

183

28.04

Личные местоимения

1

текущий

184

29.04

Возвратные местоимения

1

текущий

185

4.05

Притяжательные местоимения

1

текущий

186

5.05

Определительные местоимения

1

текущий

187

6.05

Указательные местоимения

1

текущий

188

11.05

Правописание указательных местоимений

1

текущий

189

12.05

Вопросительные и относительные местоимения

1

текущий

190

13.05

Правописание вопросительных и относительных местоимений

1

текущий

191

16.05

Неопределённые и отрицательные местоимения

1

текущий

192

17.05

Правописание неопределённых и отрицательных местоимений

1

текущий

193

17.05

Контрольная итоговая работа (диктант) по темам, изученным в 6 классе

1

текущий

194

18.05

Анализ  итоговой контрольной работы по  теме. Работа над ошибками.

1

текущий

195

19.05

Морфологический разбор местоимения

1

текущий

196

20.05

Местоимения с предлогами

1

текущий

197

23.05

Правописание местоимений с предлогами

1

текущий

198

24.05

Неопределённые и отрицательные местоимения

1

текущий

199

24.05

Правописание неопределённых и отрицательных местоимений

1

итоговый

200

25.05

Устный рассказ

1

текущий

201

26.05

Р.р. Устное изложение

1

текущий

202

27.05

Местоимения в литературном языке

1

самостоятельная

203

30.05

Употребление местоимений в литературном языке.

1

текущий

Уплотнение тем

Местоимений в литературном языке

204

28.05

Части речи (повторение)

1

текущий

Уплотнение тем

Повторение фонетика. Графика

205

31.05

Повторение изученного в 6 классе

1

текущий

Уплотнение тем

Морфемика и словообразование

206

31.05

Комплексное повторение и систематизация изученного в 6 классе

1

текущий

Уплотнение тем

Лексика. Фразеология

        

Требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по русскому языку

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать / понимать:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

- формулировать вопросы по содержанию текста;

- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

ЧТЕНИЕ:

- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

- составлять конспект прочитанного текста;

- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;

ПИСЬМО:

- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);

- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);

- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);

- совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

ТЕКСТ:

- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;

- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);

- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;

- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;

- пользоваться разными видами толковых словарей;

- верно использовать термины в текстах научного стиля;

- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;

- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;

- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

- проводить орфографический анализ текста; СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- различать изученные виды простых и сложных предложений;

- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;

- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;

- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;

- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

- проводить пунктуационный анализ текста;

- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....