рабочая программа по русскому языку 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Перфильева Ксения Сергеевна

Рабочая программа разработана на основе учебника русского языка 9 класса  А.Д. Шмелева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_9_klass.docx52.4 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство просвещения

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ушмунская средняя общеобразовательная школа

Газимуро – Заводского района

Забайкальского края

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 9 класс

Уровень: общеобразовательный 

Разработала: учитель русского языка,

литературы и информатики Перфильева К.С.

2020 г.

  1. Пояснительная записка

Настоящая программа по русскому языку 9 класса для основной общеобразовательной школы составлена на основе:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273;
  2. Примерной программы ООП ООО от 8 апреля 2015 г. № 1/15 одобрена решением федерального  учебно-методического объединения по общему образованию;
  3. Приказа Министерства образования науки от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений во ФГОС от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
  4. Письма Министерства образования науки Забайкальского края от 16 февраля 2016 года № 1052 «О практике применения вопросов, связанных с движением библиотечного фонда учебников в образовательных организациях;
  5.  С учетом ООП МОУ Ушмунская СОШ;

Данная учебная программа ориентирована на использование учебника. А.Д. Шмелев. Рабочая программа по русскому языку составлена для учащихся 9 класса МОУ Ушмунской средней школы.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю

Распределение часов: 1 урок – урок введение, 1 урок – входной контроль, 10 уроков – повторение, 5 уроков – контрольные работы, 14 уроков – сочинение и изложения 71 урока – изучение предмета.

3. Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

4.  Метапредметные результаты освоения ООП

Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтезявляется овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первомуровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с
  • ленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
  • критически оценивать содержание и форму текста.
  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
  • определять свое отношение к природной среде;
  1. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных Предметные результаты

Русский язык

Выпускник научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
  • использовать знание алфавита при поиске информации;
  • различать значимые и незначимые единицы языка;
  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
  • членить слова на слоги и правильно их переносить;
  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
  • проводить лексический анализ слова;
  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
  • использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать различные выразительные средства языка;
  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

СОДЕРЖАНИЕ

Кол-во часов

Название раздела, темы

Основное содержание  

Характеристика основных видов деятельности
учащихся (на уровне учебных действий)

1. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (25 ч)

2

Речь и речевое общение

Сопоставление речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей, использованных языковых средств.
Общение и взаимодействие.
Роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека.

Морально-этические и психологические принципы общения

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание, участвовать в диалогах разных видов.
Осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения.

Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.
Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
Отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Освоить правила коллективного обсуждения, дискуссии в соответствии с нормами русского языка, следовать морально-этическим и психологическим принципам общения

3

Речевая деятельность
Аудирование
Чтение

Говорение

Письмо

Поиск, анализ информации

Явная и скрытая информация текстов, воспринимаемых зрительно и на слух.
Культура аудирования.
Смысловое чтение текстов.
Все виды пересказа прочитанного, прослушанного, увиденного в соответствии с условиями общения.
Особенности написания тезисов, конспекта, аннотации, реферата, официальных и неофициальных писем, расписки, доверенности, заявления (повторение). Коммуникативные цели пишущего и их реализация в собственном высказывании в соответствии с темой, функциональным стилем, жанром.
Причины коммуникативных неудач.

Культура работы с книгой и другими источниками информации. Приёмы работы с электронными библиотеками

Адекватно понимать явную и скрытую информацию текстов, воспринимаемых зрительно или на слух.
Адекватно воспринимать собеседников, уметь слушать и слышать друг друга.
Воспринимать текст как единое смысловое целое. Находить, интерпретировать неявно выраженную информацию текста. Использовать общеизвестные знания для критической оценки текста. Демонстрировать точное понимание длинных и сложных текстов.
Передавать в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения.
Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения; письменные высказывания разной коммуникативной направленности с использованием разных функционально смысловых типов речи и их комбинаций.
Понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Владеть приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.
Владеть различными видами электронной коммуникации, соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей. Использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки.
Систематизировать материал на определённую тему из различных источников
, обобщать информацию в разных формах, в том числе в графической форме.
Рассматривать информацию, данную в нескольких различных формах (пространственно-визуальной, вербальной), делать на этой основе выводы.

Избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации

10

Текст

Структура текста

Виды информационной переработки текста

Функционально-смысловые типы речи

Сочетание разных функционально-смысловых типов речи.
Уместность, целесообразность использования языковых средств связи предложений и частей текста.
Составление электронной презентации.

Рассуждение как функционально-смысловой тип речи и его особенности (обобщение)

Определять назначение разных видов текстов. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи.
Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации.
Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде презентации.
Выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма; использовать средства орфографического и синтаксического контроля текста.
На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.
Знать особенности текста-рассуждения. Составлять собственное высказывание, соблюдая особенности текста-рассуждения; уметь сочетать разные функционально-смысловые типы речи.
Сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера. Формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции.
Анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок. Выводить заключение о намерении автора или о главной мысли текста.

Создавать и редактировать собственные тексты, выбирая языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения

10

Функциональные разновидности языка
Язык художественной литературы

Научный стиль
Публицистический стиль

Официально-деловой стиль

Стилистическая система современного русского языка. Функциональные стили (обобщение).
Особенности языка художественной литературы.
Основные жанры научного стиля: статья, рецензия, их особенности.
Основные жанры публицистического стиля: очерк, его особенности.
Социальная сеть. Реклама.

Основные жанры официально-делового стиля: резюме, его особенности

Устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка, выявлять его особенности.
Сопоставлять и сравнивать тексты с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.
Создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи.
Выявлять особенности языка художественной литературы. Понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Откликаться на форму текста: оценивать не только его содержание, но и форму, а в целом —мастерство исполнения.
Критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации.
Определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Оценивать чужие и собственные тексты с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам. Исправлять речевые недостатки, редактировать текст.
Взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики).

Участвовать в форумах в социальных образовательных сетях

2. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ
И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИИ (75 ч)

1

Общие сведения о языке

Развитие русистики. Выдающиеся отечественные лингвисты

Иметь представление о развитии русистики, о выдающихся отечественных лингвистах

5

Фонетика

Орфоэпия

Фонетика как раздел лингвистики. Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение (повторение).
Звукопись как одно из выразительных средств русского языка.
Словесное ударение как одно из средств создания ритма стихотворного текста.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения гласных и согласных звуков, ударения в словах. Допустимые варианты произношения и ударения

Овладевать основными понятиями фонетики.
Осознавать (понимать) звукопись как одно из выразительных средств русского языка.
Проводить фонетический анализ слова; элементарный анализ ритмической организации поэтической речи (общее количество слогов в строке, количество ударных и безударных слогов).
Наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивать их.
Выразительно читать прозаические и поэтические тексты.

Анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь; корректировать собственную речь

1

Графика

Принципы русской графики. Соотношение звука и буквы (повторение)

Осознавать значение письма в истории развития человечества. Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова.

Использовать знание алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, при написании SMS-сообщений

4

Морфемика

Словообразование

Повторение и обобщение изученного в 5–8 классах.

Основные выразительные средства морфемики и словообразования

Владеть основными понятиями морфемики и словообразования. Определять и характеризовать морфемный состав слова; уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав; анализировать словообразовательную структуру слова; оценивать основные выразительные средства морфемики и словообразования.

Использовать морфемный, словообразовательный словари. Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов

4

Лексикология

Фразеология

Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
Лексический анализ слова.

Отражение во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа. Фразеологические словари

Владеть основными понятиями лексикологии.
Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон; отличать слова от других единиц языка; находить основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков); знать общие принципы классификации словарного состава русского языка.
Толковать лексическое значение слов различными способами.
Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; опознавать омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; основные виды тропов.
Устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов, возможности сочетаемости слова.
Проводить лексический анализ слова.
Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и использовать её в различных видах деятельности.
Различать свободные сочетания слови фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Уместно использовать фразеологические обороты в речи.

Наблюдать за использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов и т. д. как средств выразительности в художественном тексте

5

Морфология

Части речи как лексико-грамматические разряды слов.

Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи

Владеть основными понятиями морфологии. Осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения.
Распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи. Устно и письменно анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки слов всех частей речи, определять их синтаксическую функцию.

Наблюдать за использованием слов разных частей речи в языке художественной литературы

45

Синтаксис

Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, самостоятельные части речи (союзные слова). Бессоюзные и союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) предложения.
Сложносочинённое предложение, его строение. Средства связи частей сложносочинённого предложения. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Виды сложносочинённых предложений. Интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями.
Сложноподчинённое предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчинённого предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. Различия подчинительных союзов и союзных слов.
Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия, меры и степени, сравнительной, условия, уступки, следствия, цели). Различные формы выражения значения сравнения в русском языке. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Однородное и последовательное подчинение придаточных частей.
Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений.
Типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением; сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием.

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Цитирование. Способы включения цитат в высказывание

Опознавать и правильно интонировать сложные предложения с разными смысловыми отношениями между их частями.
Разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений (бессоюзные, сложносочинённые, сложноподчинённые), определять (находить) средства синтаксической связи между частями сложного предложения.
Группировать сложные предложения по заданным признакам.
Понимать смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, определять средства их выражения, составлять схемы сложносочинённых предложений.
Моделировать сложносочинённые предложения по заданным схемам, заменять сложносочинённые предложения синонимическими сложноподчинёнными и употреблять их в речи.
Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложносочинённых предложений, смысловые отношения между частями сложносочинённых предложений.
Оценивать правильность построения сложносочинённых предложений, исправлять нарушения синтаксических норм построения сложносочинённых предложений.
Наблюдать за особенностями использования сложносочинённых предложений в текстах разных стилей и жанров, художественном тексте.
Определять (находить) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения.
Понимать смысловые отношения между частями сложноподчинённого предложения, определять средства их выражения, составлять схемы сложноподчинённых предложений с одной и несколькими придаточными частями.
Разграничивать союзы и союзные слова.
Распознавать и разграничивать виды сложноподчинённых предложений с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия, меры и степени, сравнительной, условия, уступки, следствия, цели).
Моделировать по заданным схемами употреблять в речи сложноподчинённые предложения разных видов, использовать синтаксические синонимы сложноподчинённых предложений.
Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложноподчинённых предложений с одной и несколькими придаточными частями, смысловые отношения между частями сложноподчинённого предложения.
Оценивать правильность построения сложноподчинённых предложений разных видов, исправлять нарушения построения сложноподчинённых предложений.
Наблюдать за особенностями использования сложноподчинённых предложений в текстах разных стилей и жанров.
Определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов (со значением перечисления; причины, пояснения, дополнения; времени, условия, следствия, сравнения; противопоставления и неожиданного присоединения, быстрой смены событий) и выражать их с помощью интонации.
Моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми отношениями между частями, синтаксические синонимы сложных бессоюзных предложений.
Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложных бессоюзных предложений, смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов.
Наблюдать за особенностями употребления бессоюзных сложных предложений в текстах разных стилей и жанров.
Опознавать сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, строить их схемы.
Определять смысловые отношения между частями сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи. Моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи.
Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи, смысловые отношения между частями сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.
Наблюдать за использованием в художественных текстах сложных предложений с разными видами связи.
Опознавать основные способы передачи чужой речи (предложения с прямой речью; сложноподчинённые предложения с косвенной речью; простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи; предложения с вводными конструкциями; цитирование).
Правильно интонировать предложения с прямой и косвенной речью.
Моделировать предложения с прямой и косвенной речью и использовать их в высказываниях; заменять прямую речь косвенной, использовать различные способы цитирования в речевой практике.

Анализировать и характеризовать синтаксические конструкции с прямой и косвенной речью

10

Правописание

Орфография

Пунктуация

Правила орфографии (повторение).
Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью при цитировании.

Оформление диалога на письме

Освоить содержание изученных пунктуационных правил и алгоритмы их использования.
Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи.
Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использовать справочники по правописанию для решения пунктуационных проблем

3. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (5 ч)

3

Культура речи

Культура речи: нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения.
Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.
Языковая норма, её функции и типы. Тенденции развития норм.

Нормативные словари современного русского языка разных типов; их роль в овладении нормами современного русского литературного языка

Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности.
Осознавать эстетическую ценность русского языка; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
Осознавать необходимость речевого самосовершенствования, определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
Оценивать правильность речи и в случае необходимости корректировать речевые высказывания.

Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка

2

Язык и культура

Взаимосвязь языка и культуры.

Отражение в языке культуры и истории народа. Русский речевой этикет (повторение). Нормы информационной культуры, этики и права

Осознавать связь русского языка с культурой и историей России. Приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны.
Уместно использовать коммуникативно-эстетические возможности русского и родного языков в учебной деятельности и повседневной жизни.
Осознавать ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Соблюдать нормы информационной культуры, этики и права

Тематическое планирование по русскому языку 9 класса

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

О языке и речи

1

1

Отражение в языке истории и культуры народа

1

2

Вводная контрольная работа

1

Обобщение изученного в 5-8 классах

2

Фонетический и орфографический разбор слова

1

3

Морфемный и словообразовательный разбор слова

1

4

Лексический разбор слова

1

5

Р/р. Подготовка к сжатому изложению. Упр. 44

1

6

Р/р. Сжатое изложение. Упр. 44

1

7

Морфология и орфография.

1

8

Морфология и орфография.

1

9

Синтаксис словосочетания и простого предложения.

1

10

Сложное предложение

1

11

Чужая речь в тексте

1

12

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

1

13

Знаки препинания при диалоге

1

14

Цитирование и знаки препинания при нём

1

15

Р/р. Текст. Эссе

1

16

Особенности языка художественной литературы

1

17

Подготовка к итоговой аттестации

1

18

Р/р. Формы общения в информационную эпоху

1

Синтаксис. Сложносочинённые предложения

19

Основные виды сложных предложений.

1

20

Общая характеристика сложносочинённых предложений.

ССП с соединительными союзами

1

21

ССП с противительными союзами

1

22

ССП с разделительными союзами

1

23

ССП с разными союзами

1

24

Знаки препинания в предложениях с однородными членами и в сложносочинённых предложениях

1

25

Отсутствие знака препинания в сложносочинённом предложении

1

26

Р/р. Подготовка к сочинению- рассуждению Упр. 61

1

27

Р/р. Написание сочинения- рассуждения Упр. 61

1

28

Р/р. Информационная обработка текста

1

29

Р/р. Очерк

1

30

Сетевой этикет: правила общения в Сети

1

31-32

Подготовка к итоговой аттестации

2

33

Современное состояние языка и его речевого употребления

1

Сложноподчинённые предложения

34

Строение и типы СПП.

1

35

СПП с придаточными определительными

1

36

CСП с придаточными изъяснительными.

1

37

СПП с обстоятельственными придаточными образа действия, меры и степени.

1

38

СПП с обстоятельственными придаточными места.

1

39

СПП с обстоятельственными придаточными времени

1

40

СПП с обстоятельственными придаточными цели

1

41

СПП с обстоятельственными придаточными причины и следствия

1

42

СПП с обстоятельственными придаточными условия

1

43

СПП с обстоятельственными придаточными уступки

1

44

СПП со сравнительными обстоятельственными придаточными

1

45

Р/р. Подготовка к сочинению- рассуждению Упр. 94

1

46

Р/р. Написание сочинения- рассуждения Упр.94

1

47

Контрольная работа «Виды придаточных предложений»

1

48

Анализ контрольной работы

1

49

СПП с несколькими придаточными

1

50-51

Знаки препинания в СПП из двух частей.

2

52

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными

1

53

Р/р. Рассуждение в текстах научного стиля речи

1

54

Р/р. Подготовка к сжатому изложению. Упр. 120

1

55

Р/р.Сжатое изложение. Упр. 120

1

56

Р/р. Научный стиль речи: рецензия

1

57

Качества речи и правила речевого поведения

1

58-59

Подготовка к итоговой аттестации

2

60

Причины языковых изменений

1

Бессоюзное сложное предложение.

61

Общая характеристика бессоюзных предложений

1

62

Смысловые отношения в БСП с равноправными частями

1

63

Смысловые отношения в БСП с неравноправными частями

1

64-65

Сложные предложения с различными видами связи

2

66

Р/р. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему

1

67

Р/р. Написание сочинения на лингвистическую тему

1

68

Запятая и точка с запятой в БСП

1

69

Тире и двоеточие в БСП

1

70

Контрольный диктант по теме:  «Сложные  бессоюзные  предложения»

1

71

Анализ контрольного диктанта

1

72

Р/р.  Биография и автобиография

1

73

Выразительные средства современного русского языка

1

74-75

Подготовка к итоговой аттестации

2

76

Р/р. Подготовка к сочинению- рассуждению

1

77

Р/р. Написание сочинения- рассуждения

1

78

Контрольный диктант по теме:  «Сложные  бессоюзные  предложения»

1

79

Анализ контрольной работы

1

Систематизация и обобщение изученного в 5 – 9 классах

80

Повторение. Фонетика. Орфоэпия. Графика.

1

81

Повторение. Лексика. Фразеология.

1

82

Р/р. Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания. Средства связи частей текста.

1

83

Р/р.Повествование, описание, рассуждение. Стили речи.

1

84

Повторение. Лексика. Морфемика. Словообразование.

1

85

Повторение. Морфология. Именные части речи.

1

86

Повторение. Морфология. Глагол. Орфография.

1

87

Повторение. Морфология. Наречие. Орфография.

1

88

Повторение. Морфология. Предлог, союз, частица. Орфография.

1

89

Р/р. Подготовка к сжатому изложению.

1

90

Р/р. Сжатое изложение.

1

91

Повторение. Синтаксис. Пунктуация. Употребление знаков препинания.

1

92

Повторение по теме «Сложные предложения».

1

93-94

Годовая контрольная работа в формате ОГЭ

2

95

ССП. Основные группы СПП

1

96

Знаки препинания в ССП.

1

97

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

1

98

Резервный урок

1

99

Резервный урок

1

100

Резервный урок

1

101

Резервный урок

1

102

Резервный урок

1

Литература для учащихся

  1. Ахрименкова А. Домашний репетитор. 9 класс
  2. Егораева Н. Сборник тестов «Готовимся к ОГЭ», М, Просвещение, 2021 год
  3. Сайты ФИПИ, Решу ОГЭ

Учебно-методический комплект

№ п/п

Авторы

Название учебных и методических изданий

Выходные данные

  1. 1

Авторы: А.Д. Шмелёв, Э.А. Флоренская, Ф.Е.

Л.О. Савчук,

Е. Я. Шмелёва; под ред. А.Д. Шмелёва;

Учебник. Русский язык: 9 класс.

М.: Вентана – Граф, 2016 г.

  1. 2

Шмелёв А.Д. и др.

Русский язык. 9 класс

Приложение к учебнику: учебные словари, проектные задания и учебные инструкции (печатное пособие для ученика)

  1. 3

Савчук Л.О., Аверьева М.В.

Русский язык. 9 класс.

[Электронный ресурс] / – Аудиоприложение к учебнику «Русский язык: 9 класс» под ред. Шмелёва А.Д.М.: Вентана- Граф, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....