уроки технологии
план-конспект урока по технологии (6 класс) по теме

конспекты уроков по "Материаловедению"

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Тема занятий ( 2 часа ) : Ремонт и обновление одежды 8 класс.

  Цель занятий : закрепить полученные знания и навыки по теме

                          «Домашняя экономика и предпринимательство».

                          Научить ремонтировать и обновлять мужскую сорочку.

  Оборудование : мужские сорочки (6шт.); материал, кружево для отделки.

  Инструменты для ремонта одежды: швейные машинки, утюги.  

             

   Телевизор , видеомагнитофон , фильм « Профессии швейного производства».

   

   Учебные таблицы :

 «Ремонт распоровшихся швов», «Пришив фарнитуры», «Сарафаны из мужских

   Сорочек», «Блузы из мужских сорочек».

   Дополнительная литература по теме урока:

   1. «Рукодельница», Т.А.Терешкович.

   2. «Искусство красиво одеваться», Н.В.Ерзенкова.

   3. «Азбука моды», Л.Ормова. 4. «Экономика семейного хозяйства», Коробновский Г.В.

             Смирнова Г.Н   .

1. Организационный момент.

Сегодня несовсем обычный урок. Но , прежде всего , я хочу вам напомнить, с 5 класса в этом кабинете вы учились готовить, работать с электроприборами, и ,конечно, шить. Но кроме этого из года в год я учила вас быть рачительными хозяйками.

Вот сегодня  проверим, что вы усвоили из этих уроков.

Сегодня в нашем кабинете мы открываем швейное предприятие.

2. Повторение и расширение знаний учащихся по теме «Домашняя экономика и основы предпринимательства»

1. В течение 4 лет вы  совершали экскурсии на швейные предприятия, знаете о работе швейной мастерской нашего микрорайона, а на уроках в 8 классе по теме «Менеджмент в семейной экономики» вы изучили типы предприятий нашего региона и страны. Поэтому каждый из вас сможет

НАЗВАТЬ ТИПЫ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОБРАЗОВАННЫЕ В НАШЕЙ СТРАНЕ.

КАКОГО ТИПА БУДЕТ НАШЕ ПРЕДПРИЯТИЕ?        ПОЧЕМУ?

ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ НАШЕ ПРЕДПРИЯТИЕ БЫЛО РЕНТАБЕЛЬНО?

И так, решаем – создаем швейное малое предприятие, которое будет специализироваться на ремонте одежды и её обновлении. В нашем микрорайоне в основном живут семьи со среднем достатком, и я думаю, что они охотно воспользуются нашими услугами . А наш начальный капитал – это наши руки, наше терпение и умение,да школьное оборудование.

Торжественно объявляю об открытии швейного малого предприятия.

А КАК МЫ ЕГО НАЗОВЕМ ?

И так, идея создания предприятия – моя, образование – моё, да и опыт работы у меня большой. Поэтому, я думаю, никто не будет против, если я стану коммерческим директором предприятия «----------------------« .

На нашем предприятии по традиции будет бригадный метод работы. Пусть их будет 3 по 4 человека.

КТО КОНТРОЛИРУЕТ РАБОТУ В БРИГАДЕ? РАСПРЕДЕЛЯЕТ РАБОТУ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ БРИГАДЫ?

КТО НАЗНАЧАЕТ БРИГАДИРА?

Выбирайте бригадира.

3.Повторение и расширение знаний учащихся по теме «Профориентация»

 

ПЕРЕЧИСЛИТЕ ОСНОВНЫЕ ПРОФЕССИИ ШВЕЙНОГО ПРОЛИЗВОДСТВА.

Перед тем, как вы  начнете работать, посмотрите несколько кадров фильма,из которых узнаете не только о работе швеи, закройщицы,вашивальщицы, но и какими качествами характера должны обладать те, кто выбрал для себя эти профессии.

ПРОСМОТР ФИЛЬМА И ЕГО ОБСУЖДЕНИЕ

КАКИЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ПРИСУЩЕ ВАМ ?

РАБОТАЯ СЕГОДНЯ НА ШВЕЙНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ, КАКУЮ ИЗ ПРОФЕССИЙ ВЫ ВЫБРАЛИ ДЛЯ СЕБЯ?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. РАЗМИНКА.

4.Подготовка к практической работе.

И так, за работу, потому что уже пришли клиенты и поступили первые заказы.

Слушайте внимательно:

Женщина, семья которой состоит из 4 человек: она, муж и две дочки – одна подросток, а вторая- совсем маленькая, принесла три мужские рубашки.

Одну из них прорсила отремонтировать для мужа,Две других рубашки обновить и, если можно, сделать что-нибуть для дочерей.

ДАВАЙТЕ РЕШАТЬ, КАКУЮ РУБАШКУ БУДЕМ РЕМОНТИРОВАТЬ, А КАКИЕ ПУСТИМ В ПЕРЕДЕЛКУ.

1бригада рассмотрите внимательно заказ и определите фронт работы.

2бригада подумайте, что можно сделать из красной мужской рубашки.

3бригада, вам достается голубая рубашка. Подумайте, что из неё можно сделать для малышки.

Возможно, вам всем помогут наглядные пособия нашего ателье.

Теперь вы знаете вашу основную работу. Я советую вам составить план работы и бригадирам распределить ее между членами бригады.Чтобы выполнять заказы быстро и качественно (а это одно из условий рентабельного предприятия), вы не должны сидеть «сложа руки» ни минуты , поэтому к выполнению заказа приступают все члены бригады.

3 Выберите инструктора по технике безопасности.Перед работой он проведет инструктаж, а во время работы – несколько пауз физкультминуток.

А чтобы они не получились неоднообразными, договоримся :

1 бригада проводит гимнастику для глаз

2 бригада = общую разминку

3 бригада – гимнастику для рук.

 4.Практическая работа «Ремонт и обновление одежды»

1 бригада- перелицовка и ремонт воротника и манжет.

2 бригада- блузка для девочки.

3 бригада- сарафанчик для маленькой девочки.

5.Заключительная часть.

1. Подведение итогов.

2. Знакомство с дополнительной литературой.

                                                                                                                   

   

 



Предварительный просмотр:

Тема занятий (2 часа) Будущий интерьер моего дома.        7 класс

Тип урока : получение новых знаний

Форма : беседа, рассказ с презентацией.

Цели: актуализировать знания учащихся о понятии «интерьер», о его

          истории, о требовании к оформлению помещения;

          воспитывать у учащихся чувство ответственности, аккуратности,

          инициативности, трудолюбия;

          продолжить развитие эстетического вкуса, умения анализировать,

          обобщать, образно мыслить, воображать.

                                         СТРУКТУРА УРОКА

Этапы работы

Содержание работы

Материально-техническая база

Организационно-подготовительный

Проверка теплового и цветового режима.

Приветствие учащихся.

Активизация учащихся.

Формирование темы и цели.

Подготовка учебной задачи.

Повторение

Опрос

Формирование новых знаний

Защита творческих работ,выполненных в разных дизайнерских стилях.

Творческие работы, презентации учащихся,

экран, компьютер,

проектор.

Применение знаний

Практическая работа «Оформление окон для выбранного стиля дизайна помещения»

Презентация учителя;ткань и инструменты для изготовления макета окна.

Контроль и рефлексия

Близ опрос

Подведение итогов

Домашняя работа

     

                                                               ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.

    Проверка готовности к уроку.

2. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

     1.Что такое интерьер?

     2. Назовите основные качества интерьера?

     3. Что называют декоративным убранством жилища?

     4. Что понимают под отделкой жилого помещения?

3.ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ И ПРЕЗЕНТАЦИЙ «СТИЛЬ ИНТЕРЬЕРА ПОМЕЩЕНИЯ»

      1.Понятие интерьера.

      2.История интерьера.

      3.Требования к оформлению интерьера.

      4.Профессии дизайнера, стилиста, колориста, художника-модельера.

Слово design (дизайн) появилось около IV веков назад и однозначноупотреблялось во всей Европе. Итальянское выражение «designo intero» означало – рожденная у художника и внушенная Богом идея – концепция создания произведения искусства.

В современном переводе с английского языка desing означает замысел , проект, чертеж, рисунок.

Дизайн – как сложный вид деятельности, в котором успех зависит от правильного сочетания трех средств-искусства, естественных наук и математики.

Современные стили оформления.

Стиль- это выраженная в содержании и форме предметов быта, в архитектуре и искусстве исторически сложившаяся общность художественно-выразительных средств.

1.Кантри.

2.Конструктивизм.

3.Классицизм.

4.Минимализм.

5.Техно.

6.Хай-тек.

ВИДЫ ДИЗАЙНА:

1.Архитектурный.

2.Дизайн одежды.

3.Промышленный дизайн.

4.Фито-дизайн.

5.Дизайн интерьера.

6.Ландшафный дизайн.

4. ПРИМИНЕНИЕ ЗНАНИЙ.

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ «ОФОРМЛЕНИЕ ОКОН».

При обустройстве квартир шторам отводится последняя и одновременно почетная роль. Вешая шторы, мы делаем , как бы, заключительный штрих в общей картине интерьера.

Правильный выбор занавесей для оконных и дверных проемов должен варьировать между эстетичностью и функциональностью.

Функциональная необходимость штор бесспорна – они защищают мебель, обои и наши глаза от яркого света , а тяжелые плотные пологи из бархата и гобелена-от сквозняков зимой.

Шторы, одна из самых представительных деталей интерьера.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Выполнение модели окна :

- общей комнаты;

- кухни;

- детской;

- гостиной;

- спальни;

- рабочего кабинета;

- зимнего сада;

- ванной комнаты.

По окончанию работы презентация лучших работ учащихся.

4.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА В ФОРМЕ БЛИЦ-ОПРОСА.

Вопросы задаются по очереди каждому ученику:

Что такое интерьер?

Что входит в понятия «дизайн»?

Назовите современные стили оформления жилого дома?

Перечислите виды дизайна.

Перечислите основные требования к оформлению интерьера.

Как шторы светлых тонов влияют на размер комнаты?

А темных тонов?

Какими качествами должен обладать дизайнер?

5. ИТОГ УРОКА.

Учитель выставляет оценки, проводит мини-интервью о том, интересны ли были сведения, которые учащиеся узнали на уроке, где можно применить эти знания на практике.

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Найти в СМИ изображения интересных цветовых  и дизайнерских решений интерьера.



Предварительный просмотр:

 

Тема занятий (2часа) Химические волокна. Свойства тканей из химических волокон.

                                                  7 класс

Тип урока: получение новых знаний..

Форма : рассказ, беседа, лабораторная и практическая работы.

Интеграция: химия.

Цели:

        - Повторить сведения по технологии, полученные в 5-6 классах.

        - Познакомить с технологией получения химических волокон, их свойствами и технологией обработки.

        - Научить учащихся разпознавать волокна по продуктам горения.

        -  Развивать способности к  анализу и сопостановлению, развивать наблюдательность и внимательность, быстроту мышления.

         - Создать условия для развития позновательного интереса к предметам технологии и химии, коммуникальных качеств самостоятельности, настойчивости, элемента исследовательской работы, формировать умение работать в коллективе и в парах.

С труктура урока

Этапы урока

Содержание работы

Материально-техническая базаз

Дидактическое обеспечение

Организационно-подготовительный

Проверка теплового и светового режима.

Приветствие учащихся.

Активизация учащихся.

Формирование темы и цели.

Постановка учебной задачи.

Повторение пройденного

Тестирование

Карточки-тесты

Формирование новых хзнаний

Теоретические сведения.

Лабораторная работа Изучение свойств волокна

Презентация.

Спец.одежда, хим.оборудование, для проведения лаб. работы.

Образцы тканей.

Инструкции для групп.

Раздаточный материал.

Применение знаний

Исследовательская работа (практическая работа) Определение тканей по продуктам горения

     

           _ ,, _

Контроль и рефлексия

Тестирование ДА-НЕТ

тесты

Домашнее задание

Разгадать сконворд

                                   

     

                               ХОД  УРОКА

1. Повторение и контроль знаний, полученных в 5 – 6 классах.

Вы, вероятно удивлены тем, что наш урок сегодня проходит в химическом кабинете. Мы с вами часто говорили о том, что уроки технологии тесно связаны с самыми разными дисциплинами, которые вы изучаете на других уроках, у вас появилась возможность убедится в этом на практике. Сегодня проводить уроки мы будем вдвоем с учительницей химии.

Прежде, чем определить тему сегодняшнего урока, давайте вспомним 5-6 класс.

ЗАДАНИЕ 1 . НАЙТИ СООТВЕТСТВИЕ ( на доске с левой  стороны закреплены карточки одна под другой, а справа карточки закреплены хаотично, вразнобой; необходимо найти пару) : (Приложение 1 )

 СВОЙСТВО ТКАНИ ВПИТЫВАТЬ ВЛАГУ            гигроскопичность  

 НИТЬ ОСНОВЫ                                                           проходит вдоль кромки

 ТКАНИ ИЗ НАТУРАЛЬНЫХ ВОЛОКОН                хлопок, лен, шерсть, шелк

 ТКАНЬ СОСТОИТ                                                       из нитей

 ТКАЧЕСТВО                                                                получение ткани из пряжи

 ТКАНЬ МЕНЬШЕ РАСТЯГИВАЕТСЯ                     по основе

 НИТЬ УТКА                                                                 проходит поперек кромки

 ШЕРСТЬ, ШЁЛК                                                         волокна животного происхожд.

 ПРЯДЕНИЕ                                                                  получение пряжи из волокон

 ХЛОПОК, ЛЕН, ДЖУТ                                               растительные волокна

 НИТЬ СОСТОИТ                                                         из текстильных волокон

 КРОМКА                                                                      неосыпающийся край ткани

ЗАДАНИЕ 2. ПОЛУЧЕНИЕ ТКАНИ . (пользуясь карточками с терминами и знаками, составить схему производства ткани) ( Приложение 2 )

Учитель комментирует полученные результаты.

                                ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

2 . Изучение нового материала.

Сегодня вы вспомнили процесс получения тканей из натуральных волокон , это ХЛОПОК, ЛЕН, ШЕРСТЬ, ШЕЛК. Давайте вспомним происхождение натуральных волокон.(слайд 3,4).

При производстве ткани люди долгие  столетия использовали те волокна, которые давала им природа, волокна растений, шерсть животных. С развитием земледелия, люди начали выращивать хлопчатник, лен, дающие хорошие и прочные волокна.

Натуральные волокна-это природные волокна, готовые к использованию. Они экологически чистые и благотворно влияют на здоровье человека, но их производство-трудоемкий и дорогостояший процесс. Люди стали искать более дешевое сырье для изготовления ткани.

 

И нашли ! ХИМИЧЕСКИЕ  ВОЛОКНА – тема нашего занятия.

Уже в 17 веке англичанин Роберт Гук высказал мысль о возможности получения искусственного волокна. Однако промышленным путем искусственное  волокно для изготовления тканей получили только в конце 19 века. В России первый завод  по производству искусственного шелка был построен в 1913 году в подмосковном городе Мытищи.

Экономическая выгода применения химических волокон состоит в более низкой их себестоимости, что объясняет значительно меньшими трудовыми затратами на их с,    производство. Например, на получение одинакого количества хлопка и льна надо затратить труда в 10 раз больше, чем для получения того же количества вискозного штапельного волокна, и почти в 50 раз больше, чем для получения натурального шелка.

В современном мире все больше тканей производят из химических волокон. Редко в гардеробе современного человека можно найти вещь , изготовленную только из натурального волокна. В наше время почти все натуральные ткани содержат добавки, которые улучшают их свойства.

Химические текстильные волокна получают путем переработки разного по происхождению сырья.

По этому признаку они делятся на две группы : (слайд 5)

- Искусственные (вискозные, ацетатные, медно-аммиачные);

- Синтетические (полиэфирные, полиамидные, полиакри ло-нитрильные, эластановые).

Производство химических волокон делятся на три этапа (слайд 6).

1 ЭТАП : Получение прядильного раствора.

Для искусственного волокна : растворение в щелочи целлюлозной массы.

Для синтетического волокна : сложение химических реакций различных веществ.

2 ЭТАП : Формирование волокна.

Пропуск раствора через фильеры.

Количество отверстий в фильере – 24-36 тысяч.

Раствор затвердивает, образуя твердые тонкие нити. (слайд 7).

3 ЭТАП : Отделка волокон.

Нити промывают, сушат, крутят, обрабатывают высокой температурой.

Отбеливают, красят, обрабатывают раствором мыла.

Все химические волокна имеют определенные сходства и отличить их друг от друга бывает достаточно сложно, но исследовав различные волокна по признаку ГОРЕНИЯ , можно безошибочно определить натуральное волокно, искусственное или синтетическое.

Точно так же можно определить из какого волокна создана ткань.

Я передаю слово УЧИТЕЛЮ ХИМИИ.

                         ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

УЧИТЕЛЬ ХИМИИ. Сейчас мы с вами проведем небольшое исследование, в результате которого выясним, как проявляются различные волокна во время горения, а затем , используя полученные результаты, вы попытаетесь определить состав образцов ткани, которые вам будут предоставлены

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛОКНА НА ПЛАМЯ (изучение нового материала ).

       У вас на столах оборудование для проведения исследовательской работы; образцы волокон :

Шелк ( натуральное волокно ).

Ацетатное волокно (искусственное волокно ).

Вискоза ( искусственное волокно ).

Капрон ( синтетическое волокно ).                ( Приложение 3 ).

Перед началом работы вспомним правила техники безопасности  (Приложение 4).

Учитель демонстрирует последовательность выполнения работы с волокнами, комментируя показ требованиями техники безопасности.

       А теперь можно приступать к работе.

       Учащиеся работают в парах. На столах таблицы с описанием признаков горения (Приложение 5). Девочки выполняют работу, сравнивают результаты с записями в  

Таблице №1 и делают выводы :

Действительно, что мы наблюдали, соответствует описанию , представленному в таблице.

Учитель химии подводит итоги лабораторной работы и предоставляет слово учителю технологии.

УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ.  Сегодня вы работали с образцами трех химических волокон, но в начале занятия вы узнали, что их значительно больше (слайд 5) и все они обладают

определенными качествами , а это значит,что ассортимент тканей из химических волокон достаточно разнообразен .

На предыдущем уроке некоторые девочки получили задание : самостоятельно узнать о свойствах химических волокон и тканях из этих волокон.

Девочки демонстрируют образцы тканей и рассказывают о них и о волокнах, из которых эта ткань создана

-вискоза;

-ацетатный шелк;

-лавсан;

-капрон;          -нитрон.            (Приложение 6)

3. Применение знаний .

Ещё в 5 классе на уроках МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ вы узнали, что свойства тканей зависят от свойств волокон. При выполнении второй лабораторно-исследовательской работы, вы должны это доказать,используя знания, полученные на сегодняшнем занятии.

Урок продолжает вести УЧИТЕЛЬ ХИМИИ.

                                   ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.

Цель: по продуктам горения определить волокно ткани.

Работа с образцами тканей (натуральный шелк, ацетатный шелк, вискоза,капрон).

                                                                                                        (Приложение 7 ).

Вы должны , как и в первой лабораторной работе, при помощи горения нитей,  определить из каких волокон состоит ткань и вспомнить как она называется. Поможет вам сориентироваться Таблица № 2 (Приложение 8).

Не забывайте о правилах безопасности во время работы .

Учащиеся работают в парах. Образцы тканей по очереди подвергаются исследованию. Результаты исследования записываются в таблицу.

По окончании работы, девочки анализируют полученные результаты и делают выводы о том, по каким признакам можно распознать волокна и ткани.

 Учитель химии подводит итог исследовательской работы и передает слово учителю технологии.

4. Контроль и рефлексия.

Я надеюсь, что сегодня на наших уроках вы не только узнали о технологии получения химических волокон, о свойствах этих волокон и тканях,выработанных из них, но теперь сумеете на практике безошибочно определить сырьевой состав материала, текстильных и трикотажных изделий. Но имейте ввиду,что существует ряд тканей, в состав которых входят и натуральные ,и химические волокна – ткани из смешанных волокон.

Химические волокна, ткани из химических и смешанных волокон используются в различных областях. Их ассортимент очень большой.Более подробно с производством химических волокон и отраслями их применения вы будете знакомиться на уроках химии и географии в 10, 11 классах.

А сейчас , чтобы проверить насколько хорошо вы усвоили материал сегодняшнего урока, проведем небольшое тестирование. Вам необходимо ответить ДА  или  НЕТ.

ДА – красная карточка

НЕТ – синяя карточка                              (Приложение 9)

1.Текстильные волокна делятся на натуральные и химические         ДА

2.Химические волокна на растительные, искусственные и синтетические    НЕТ

3.Сырьем для получения синтетических волокон является еловая щепа, отходы от переработки хлопка.                          ДА

4.Сырьем для получения искусственных волокон служит шерсть животных НЕТ

5.После горения химических волокон остается запах  женого пера .НЕТ  

6. После горения синтетических волокон образуется запекшийся шарик.  ДА

 Учитель фиксирует ответы, если есть ошибки-поправляет.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

 Выставление оценок

5. Домашнее задание : решение сконворда  (Приложение 10).  



Предварительный просмотр:

   Тема занятия ( 2 часа ) ТЕКСТИЛЬНЫЕ ВОЛОКНА РАСТИТЕЛЬНОГО

                                         ПРОИСХОЖДЕНИЯ        5 класс

                                               

Тип урока : получение новых знаний.

Форма : беседа, лабораторно-исследовательская работа.

Интеграция : биология.

Цели : познакомить учащихся с понятиями : материаловедение, текстильные волокна , волокна растительного и животного происхождения.

Развивать память, мышление, воображение.

Воспитать интерес к изучению предмета ТЕХНОЛОГИЯ.

Структура урока

   Этапы работы

 Содержание работы

Материально-техническая база

Организационно-подготовительный

Повторение правил ТБ

Проверка светового и теплового режима.

Приветствие.

Формирование темы и целей.

Постановка учебной задачи.

Дидактическая игра

«Лото безопасности»

Презентация.

Формирование новых знаний

Теоретические сведения.

Лабораторно-исследовательская работа.

Презентация.

Коллекция волокон.

Учебные плакаты по теме.

Контроль и рефлексия

Ответы на вопросы

Презентация

Подведение итогов

Домашнее задание

                                              ХОД  УРОКА

1.Поторение правил техники безопасности

Дидактическая игра «Лото безопасности»

   

2.  Сообщение учителя . Сегодня на уроке вы начинаете изучать новый раздел-

«МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ».На этих уроках вы познакомитесь со строением и свойствами материалов, используемых для изготовления швейных изделий, в том числе и со ствойствами тканей, из которых вы будете шить свой фартук.

Тема нашего занятия «ТЕКСТИЛЬНЫЕ ВОЛОКНА РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ» . Вы узнаете , какие они бывают, из чего их получают и как используют.

3.  Лабораторно-исследовательская работа.  С помощью лупы рассмотрите ткань, из которой вы будете шить фартук и ответьте на вопросы :

- Из чего и как делают ткань?

( Ответы учащихся)

По линии среза выдерните 1-2 нитки и внимательно рассмотрите их

-Из чего состоят нитки (пряжа)?

( Ответы учащихся )

Вывод : ткань состоит из переплетенных между собой ниток (пряжи) , нити состоят из тончайших паутинок-волокон.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4.  Объяснение нового материала.

Текстильные волокна – это волокна, которые используют для изготовления пряжи , ниток, тканей. (Слайд 2)

Натуральные волокна – это волокна, которые имеются в природе.

Химические волокна – это волокна, полученные на предприятии. (Слайд 3).

Волокна растительного происхождения. (Сайд 4)

Сегодня вы более подробно узнаете о натуральных волокнах растительного происхождения ХЛОПОК и ЛЁН, потому что из этих волокон вырабатываются ткани, идущие на бытовые нужды. Из этих тканей шьют одежду, белье, полотенца, скатерти, шторы и т.д.

Остальные растительные волокна идут на изготовления технических тканей, канатов,веревок и т.д.

Волокно ХЛОПОК вырабатывают из хлопчатника – травянистого кустарника.Цвет белый или кремовый.Свои листья хлопчатник всегда поворачивает к солнцу, будто именно листьями ловит солнечные лучи. Вероятно, поэтому его называют «дитя солнца».

      Но главное у этого растения не листья, а цветы. И даже не сами цветы, а коробочки,полные белой шелковистой ваты, которые образуются из завязей увядших цветов.

  Цветы хлопка похожи на широкие колокольчики. В течение дня они несколько раз меняют окраску. Сначала желтые, они становятся затем розовыми, через некоторое время краснеют, а к вечеру, уже совсем отцветая, делаются лиловыми.

       Хлопок очень древняя культура. Его начали возделывать в Индии более

4000 лет назад.

      В России посевы хлопчатника распространились сравнительно недавно. Но самые высокие в мире урожаи хлопка имеют хлопкоробы стран Средней Азии.Хлопок – растение капризное, растет только там, где 30 градусов жары, достаточно воды, хорошая почва.

      Итак, хлопок – «хлеб» текстильной промышленности , а ее продукция – ткани, так необходимы нам для изготовления прочной, легкой, красивой одежды . Кстати, для пошива фартука почти все вы преобрели ситец, а это ткань из хлопка. Подробнее об этом вы узнаете на следующем нашем занятии. ( Слайд 5 ).

      Производство хлопка.  Когда плод хлопчатника созревает, коробочка раскрывается, волокно вместе с семенами готова к сбору.

Его собирают хлопчатоуборочными машинами и вручную. ( Слайд 15 ).

       КАПОК вырабатывают из сейбы – шелково-хлопкового дерева, распространенного в лесах Америки.

      КОЙР-упругое волокно темно-бурого цвета, окружающее скорлупу кокосового ореха. (Сайт 7).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

     ЛЁН вырабатыватель Апулей писалют из стеблей льна – травянистого растения.Длина волокна 35-90 см, цвет от светло-серого до темно-серого. Лён обладает некоторым блеском, т.к. его волокна имеют гладкую поверхность.

   

 В наших краях люди еще в эпоху неолита отыскали удивительное растение. Оно оказалось превосходным материалом для получения нитей и тканей. Это растение – лён. Остатки льняных тканей найдены при раскопках на территории Швейцарии, в наших лесах, в странах Средиземноморья. Римский писатель Апулей писал о пользе льна : «Лен – чистейшее из растений, один из лучших плодов земли, употребляется не только для верхнего, но и нижнего облачения благочестных египетских жрецов, а также как покров для священных предметов».

      Ныне мы можем иначе оценить и объяснить прелесть льна как текстильного материала. Льняное волокно быстро впитывает  влагу и также быстро испаряет её. Летом льняная ткань оберегает от лишней радиации, зимой от простуды.

 Льняное полотно может быть белоснежным, оно хорошо окрашивается в самые нежные тона.Изделия изо льна самые разные: одежда, полотенца и постельное бельё, паруса судов, холст художника. Неспроста произведения художника нередко именуются холстом.

      Возможно,  люди сначала обратили внимание на красоту этого растения: Весной его всходы- ковер изумрудной зелени. Летом- стройные стебли с небесно-голубыми цветами. Осенью- ослепительно-зеленое поле с червонным отцветом. Все-таки человек отыскал растение, которое его смогло одеть и накормить, - из семян делали замечательное масло.(Слайд 8 ).

     Лен любит свет и влагу, летнее тепло, умеренный климат, даже легкие заморозки ему нестрашны, поэтому наши предки, славяне , умело возделывали лен, отводя под посевы лучшие земли. У славян льняные ткани служили одеждой для простого народа.

 Во всем мире льняная ткань пользуется большим спросом. Однако получить полноценное сырье для ткани – ой как непросто, это целая история. Но ее вы узнаете на следующем занятии. (Слайд 16).

       

     КОНОПЛЯ – вырабатывают из травянистого растения конопля. (Слайд 9).

     КРАПИВА – Можно ли вязать из крапивы? На этот вопрос давным-давно ответил еще Г.Х.Андерсен (Слайд 10 « Из первых уст…»).

     ДЖУТ вырабатывают из джута – кустарника семейства липовых (Слайд11).

     КЕФАН вырабатывают из стеблей высокого (4 метра) однолетнего растения кефана ( Слайд 12 ).

     АБАКА вырабатывают из листьев абаки – текстильного банана (Слайд13)

     СИЗАЛЬ вырабатывают из листьев агавы сизалевой  (Слайд 14).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

5. Подготовка и проведение практической работы «Сравнительные свойства волокон растительного происхождения».

Сегодня я хочу вам сделать небольшой подарок – я дарю вам волокна хлопка и льна, чтобы вы их рассмотрели, потрогали и запомнили ; а дома прикрепили в тетрадь.

А теперь, когда  их рассмотрели, вы легко справитесь с практической работой – сравните свойства волокон растительного происхождения и результаты запишите в таблицу. (Таблица)

 Заполнение таблицы , проверка работы (Слайд 17,18).

Но еще раз я хочу остановиться на одном из свойств волокон ХЛОПОК и ЛЕН  и показать вам его. Это свойство – ГОРЕНИЕ.

Учитель демонстрирует горение волокон хлопок и лен и тканей из этих волокон.(Волокна и ткани из них горят, оставляя серый пепел, который легко растирается между пальцев, запах сженой бумаги).

Это свойство поможет без труда вам определить хлопчатобумажную и льняную ткань, т.к. ткани из химических волокон ведут себя при горении иначе.

Учитель демонстрирует горение тканей из химических волокон.(Ткани плавятся, после горения остается твердый шарик, при горении запах едкий).

Вывод : от свойства волокон зависят свойства тканей , выработанных из этих волокон.

6.Контроль и рефлексия

- Где человек берет натуральные волокна ? ( В природе)

- А химические ? ( Производит на заводе )

- Перечислите волокна растительного происхождения (Лен, хлопок, крапива, джут, сезаль, кенаф, конопля, абака )

- Чем полезны эти волокна для человека ? ( Гигроскопичность, воздухопроницаемость, гипоаллергенность ) (Слайд20 ).

7. Подведение итогов.

На сегодняшнем занятии вы познакомились с новыми понятиями : материаловедение, текстильные волокна растительного и животного происхождения. Узнали о том, из чего можно получить волокна, о свойствах основных волокон,используемых в нашей стране при изготовлении тканей для бытовых нужд.

8.Домашнее задание : учебник , стр.3-5.

       

     

- 

.

   



Предварительный просмотр:

Тема занятия ( 2 часа ) Производство ткани. Нить основы и утка.  5класс.

Тип урока : получение новых знаний.

Форма : рассказ, беседа.

Интеграция : биология, математика.

Цели :

         - Познакомить учащихся с понятиями : прядение, ткачество, пряжа, ткань, переплетение нитей.

         - Научить различать нить основы и утка.

         - Развивать память, мышление, воображение.

         - Воспитать интерес к изучению предмета технология.

Структура урока

Этапы работы

Содержание работы

Материально-техническая база

Организационно-подготовительный

Проверка теплового и светового режима.

Приветствие учащихся.

Активизация учащихся.

Формирование темы и целей.

Постановка учебной задачи.

Контроль

Тестирование

Формирование новых знаний

Теоретические сведения.

Лабораторно-исследовательская работа

Презентация, пособия с тканями, ткань для изготовления фартука,

лупы

Применение знаний

Практическая работа «Изготовление макета полотняного переплетения»

Учебник, тетрадь,цветная бумага, клей, ножницы.

Контроль

Ответы на вопросы

Презинтация

Подведение итогов

Домашнее задание

                     

         

                                              ХОД  УРОКА

1. Повторение и контроль знаний, полученных на предыдущем занятии.

На предыдущем уроки вы стали изучать раздел МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ, и познакомились с новыми понятиями: текстильные волокна, волокна растительного и животного происхождения. Узнали о том, из чего получают волокна и какими свойствами обладают волокна ХЛОПОК и ЛЁН.  

       А как вы усвоили этот материал, поможет выяснить тестирование.

       Дано 5 минут, часы перед вами.

       Теперь переверните листок, снимите «пломбу» и сравните свои ответы с «ключом». Кто ответил на все вопросы ?  Вы получаете «5».

                   Кто не ответил на 1 вопрос ?    У вас «4».

                   Кто не ответил на 2 и более вопроса – с вами мы встретимся на дополнительных занятиях и сделаем работу над ошибками (если такие имеются в классе ).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА И ПРОВЕТРИВАНИЕ КЛАССА

2.Сообщение учителя

Я довольна результатами тестирования и сегодня на уроке вы продолжаете изучать МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ. Тема урока «Производство ткани. Нить основы и утка».

Сегодня вы познакомитесь с процессами прядения и ткачества, научитесь определять нити основы и утка, Узнаете каким способом переплетаются нити в тканях и  попробуете сделать самое простое из переплетений – полотняное.

Вы уже знаете, что Россия всегда славилась своим льном. Лен называли «русским золотом». Льняные ткани русские купцы продавали даже в Индию. В Древней Руси лен повсюду находил себе применение: одежду, нательное бельё, скатерти, покрывала, полотенца и даже паруса – все делали изо льна.

        Однако получить полноценное сырье для ткани – ой как непросто. Каждый этап превращения стебля в волокно – целая история. Вырастить еще не проблема, а вот потом…

         Первый этап – теребление: вырванное с корнем растение очищают от всего лишнего, оставляют лубяные волокна, которые находятся под тонкой коркой.

          Расчесывание – долгий процесс, при котором проявляется шелковистый блеск.Издревле лен зовут «северным шелком».

Вот как получали льняную ткань наши пра-прабабушки вы сейчас узнаете , а поможет нам в этом сказка Константина Ушинского «Как рубашка в поле выросла».Расскажут и покажут ее девочки вашего класса, они не только выучили ее, но и нарисовали иллюстрации к этой сказке.

(Девочки рассказывают сказку «Как рубашка в поле выросла» и иллюстрируют свой рассказ)  

        Вы услышали сказку, да непростую – она помогла вам узнать новые слова и понятия, которые сейчас мы разберем более подробно.

        Вы уже знаете, что из волокна получают пряжу.

ПРЯЖА – скрученная нить из любого сырья.Предназначена для производства тканей, трикотажа, швейных ниток. (Слайд 2).

ПРЯДЕНИЕ – процесс получения из волокнистой массы пряжи.Цель прядения-получение равномерной по толщине пряжи.(Слайд 3).

Раньше процесс прядения занимал много времени, потому что выполнялся вручную. Делали это с помощью веретена или прялки.(Слайд 4).

ТКАНЬ – материал, который изготавливается на ткацком станке , путем переплетения пряжи.(Слайд 5).

ТКАЧЕСТВО – процесс получения ткани из пряжи (Слайд 6).

Ручные станки для ткачества могут быть горизонтальные и вертикальные (Слайд 7).

На фабриках стоят станки, в которые заправляют нитки, а он сам ткет ткань (Слайд 8).

Ткань состоит из нитей основы (долевые) и нитей утка (поперечные).

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА И ПРОВЕТРИВАНИЕ КЛАССА

3. Подготовка и проведения лабораторно-исследовательской работы.

Внимательно рассмотрим ткань, из которой вы будете шить фартук. По длине ткань ограничена срезами . В магазине ткань можно купить любой длины, по ширине – только той, которую выпускают на ткацких фабриках.

         Ткань по ширине ограничена с двух сторон КРОМКАМИ.

          По направлению кромки (вдоль кромки) расположены НИТИ ОСНОВЫ. Когда ткачиха готовит станок первыми она заправляет нити основы.

          Поперек кромки расположены НИТКИ УТКА. Их в ткацком станке прокладывает челнок, который «бегает» между нитями основы

       

  Задание :1. Определите направление нитей основы и утка по

                           - растяжке;

                           - звуку.

                           Сделайте вывод. Результаты запишите  в тетрадь.

                  2. Из ткани выдерните нить основы и нить утка, рассмотрите их через лупу и сравните их свойства.

                           Сделайте вывод. Результаты запишите в тетрадь.

Проверьте ваши выводы.(Слайд 9). Основные нити длинные, прочные, не тянутся, проходят вдоль кромки, звук звонкий.

Уточные нити короткие,тянутся, проходят поперек кромки , звук глухой.

         

Расположение нитей основы и утка нам необходимо знать во время раскроя изделия. Выкройку изделия сверху вниз кладут по долевой нитке, чтобы во время работы над изделием, оно не вытягивалось и не теряло формы.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА И ПРОВЕТРИВАНИЕ КАБИНЕТА

4.Применение знаний.

  Следующее понятие – ТКАЦКОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ . Это переплетение нитей основы и утка.Самое простое переплетение – ПОЛОТНЯНОЕ, в нем одна нить основы переплетается с одной нитей утка.

Практическая работа «Изготовление макета полотняного переплетения».

Выполнение работы по инструкционным картам на стр.13 учебника.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5.Контроль

- Что такое пряжа? (Тонкая нить , выработанная из коротких волокон)

- Пряжа получается в процессе… (Прядения )

- Что такое ткань? (Материал,полученный путем переплетения нитей)

- Вдоль кромки проходят нити…(Основы )

- Поперек ткани проходят нити…(Утка)

- Ткацкое переплетение – это… (Переплетение нитей основы и утка)

                                                                                             ( Слайд 11).

6 .Подведение итогов.

Сегодня на занятии вы познакомились с новыми понятиями : прядение, ткачество, переплетение нитей, основа, уток. Попробовали «сделать» ткань.

7. Домашнее задание: учебник стр.7-9



Предварительный просмотр:

Тема занятия (2 урока)  Материаловедение. Натуральные волокна

                                      животного происхождения . Свойства шерстяных

                                      и шелковых тканей.           6  класс

Тип урока : комбинированный , с элементами игры, получение новых знаний.

Интеграция : химия, биология, литература.

Цель : - Познакомить учащихся с натуральными волокнами животного  

              происхождения.

            - Научить различать волокна по своему составу.

           -  Расширить кругозор учащихся , эстетический вкус, привить навыки

              Культуры труда.

Этапы урока

Содержание урока

Материально-техническая база.

Дидактическое обеспечение.

Организационно-подготовительный

Проверка светового и теплового режима.

Приветствие учащихся.

Активизация учащихся.

Формирование темы и цели.

Повторение пройденного

Дидактическая игра по

ТБ «Безопасная работа»

Карточки-символы

по ТБ

Формирование новых знаний

Закрепление пройденного

Теоретические сведения в форме игры.

Лабораторная работа «Изучение свойств волокон животного происхождения

Презентация, театральные костюмы, учебные плакаты по Материаловедения 6 кл.

Таблица «Свойства волокон», волокна шерть, шелк.

Применение знаний

Практическая работа

«Отличительные признаки тканей шерсти и шелка».

Набор луп,пинцетов,  образцы тканей; таблица

«Свойства тканей»

Контроль и рефлексия

тестирование

Тесты

Домашнее задание

Пар. 1,3

ХОД  УРОКА

1.Повторение и контроль знаний по Т.Б., полученных на уроках «Кулинария»

Вы закончили изучение раздела «Кулинария». К этому разделу вы вернетесь в 7 классе .А сейчас  вспомним основные правила Т.Б. , которые  изучили на уроках, и , чтобы не случилось беды, нам необходимо их помнить каждый день.

Дидактическая игра «Безопасная работа».

Дополни символ Т.Б. соответствующим правилом.

1.Правильно держите нож и руки на продукте, над разделочной доской.

2.Снимая крышку с горячей посуды, необходимо приподнимать ее от себя.

3.Необходимо передавать нож только ручкой вперед.

4.Нельзя газовой плитой, если горелки не отрегулированы.

5.Нельзя,наполняя кастрюлю жидкостью, доливать до края.

2.ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

Сообщение темы и цели урока

С первых дней жизни человек сталкивается с множеством тканей, которые имеют различные свойства. Когда вы были совсем маленькими, мамы заворачивали вас в мягкие , теплые пеленки. Если становилось холодно, надевала вам теплую кофту.

Сейчас вы уже взрослые, и можете самостоятельно приобрести некоторые вещи. К швейным изделиям каждый из вас предъявляет определенные требования, которые в большей степени относятся  к материалам, из которых это изделие изготовлено.

В этом году вы будете шить сложнее изделие, чем в 5 классе, поэтому знания, полученные на уроках материаловедения, помогут вам при выборе ткани для изготовления юбки

Тема нашего урока «Натуральные волокна животного происхождения. Свойства шерстяных и шелковых тканей»

Повторение темы МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ 5 класс

Близ-опрос :

- Из чего получают ткань?

- Из чего получают нити ?

- Где человек берет натуральные волокна?

вы, детки, как яркие бабочки порхать в шелковых сарафанчиках, радуя всех нас.

Напоследок мы хотели сделать вам подарок: каждой девчушке по пару лоскутков подарим. А теперь мы откланиваемся. Успехов вам в учении!

Переодетые учащиеся уходят

.

                  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

3.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

   Подготовка и проведение лабораторной работы «Сравнительная характеристика волокон животного происхождения» (работа с таблицей, приложение 4)

4.ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ

   
Подготовка и проведение практической работы «Отличительные признаки тканей шерсти и шелка» (работа с таблицей , приложение 5).

5.КОНТРОЛЬ И РЕФЛЕКСИЯ

1. Тестирование то теме «Основы материаловедения. Текстильные волокна».

2. Учитель анализирует урок, отмечает допущенные ошибки, оценивает работу учащихся; интересуется, понравился ли урок, что интересного было на уроке.

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»

Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса:  повышение профессионального уро...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР учителей технологии в рамках регионального методического объединения учителей технологии «ТЕМП» «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ТЕХНОЛОГИИ» 24.02.2015

На данном семинаре рассматривался современный урок технологии и его анализ.Современный урок технологии - это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Гуляева Василия Петровича, учителя технологии . Тема:«Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность) в школе для слабовидящих» ""

Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся с нарушениями зрения, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».Задачи:Изучить педагогические, псих...

Выступление на городском методическом объединении учителей технологии Практикум «Возможности использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии»

Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают обучающимся понимание и запо...

Методическая разработка урока технологии «Что такое «технология». Классификация производств и технологий» 5 класс

Тип урока-урок открытого нового знанияЦель - способствовать формированию первоначальных представлений о понятии "технология" и видах производства...

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...

Урок технологии на тему "Основы технологии малярных работ" в технологии развития проектной культуры учащихся (7 класс)

Данный урок проведён 21.04.2021 г. в лицее №179 Калининского района Санкт-Петербурга в 7 "б" и 7 "в" классах. На этапе освоения нового материала использовалась инновационная образо...