Все работы хороши, выбирай на вкус
классный час по теме

Руденко Марина Николаевна

Классный час по профориентации с материалом по определению профессиональных предпочтений и игровыми моментами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon классный час по профориентации82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Все работы хороши, выбирай на вкус.

( познавательная игра  по профориентации)

Автор: Руденко Марина Николаевна

Игра рассчитана на учащихся 7-8 классов, хотя может использоваться и в более старшем или младшем возрасте при некоторых изменениях. Имеет перспективы к дальнейшему продолжению и переходу к целому циклу занятий по профориентации.

Цель: помочь учащимся в определении своих склонностей, интересов и способностей, сформировать умение ориентироваться в мире профессий, первоначальное знакомство с миром профессий.

Учитель: В жизни каждого человека наступает время, когда надо решать: «Кем быть?» У одних этот вопрос не вызывает затруднений, они уже выбрали для себя любимое  дело, без которого не мыслят своего будущего. Других он приводит в замешательство: «На чем остановиться, ведь столько интересных профессий?» Действительно, мир профессий в наши дни велик исложен, но в основе каждой из них лежит труд. Каждое утро миллионы людей начинают свой очередной день, становясь к станку, спускаясь в шахту, выезжая в поле, склоняясь над микроскопом, графиками, схемами. И от того, правильно ли человек выбрал профессию, зависит вся его жизнь. Самая лучшая профессия – это любимая профессия. Русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».

Одним из важнейших критериев выбора профессии являются личный интерес, склонности и способности. Интерес – активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет. Бывает временный, эпизодический и устойчивый. Интерес перерастает в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью. Способности – психологические особенности человека, помогающие успеху в какой-либо деятельности.

                   

    Типы

          Предметы труда

Примеры профессий

1.

Человек-

Природа                    

Различные живые организмы, биологические процессы

Тракторист, рыбовод зоотех-ник, агроном

2.

    Техника-

   Человек

Технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии

Водитель, токарь, диспетчер, инженер

3.

    Человек-                  Человек

Люди

Продавец, медсестра, учитель

4.

    Человек-

   Знаковые системы

Условные знаки, цифры, формулы, коды, языки

Наборщик, кассир, бухгалтер, программист

5.

  Человек-

Художествен-

   ный образ

Произведения литературы, искусства        

Парикмахер, модельер, фото-граф

Все профессии условно можно разделить на следующие типы:

Учащимся предлагается определить свой тип профессии с помощью анкеты   «Карта самооценки склонностей»

1 а

Ухаживать за животными

1 б

Обслуживать машины

2 а

Помогать больным людям, лечить их

2 б

Составлять таблицы, схемы, программы для ЭВМ

3 а

Участвовать в оформлении книг, плакатов

3 б

Следить за состоянием и развитием растений

4 а

Обрабатывать материалы (древесину, металл и др.)

4 б

Рекламировать товары

5 а

Обсуждать научно-популярные книги, статьи

5 б

Обсуждать художественные книги, пьесы, концерты

6 а

Содержать животных

6 б

Помогать товарищам в решении задач

7 а

Копировать рисунки, изображения

7 б

Управлять краном, машиной, трактором

8 а

Сообщять, разъяснять людям какие-либо сведения

8 б

Художественно оформлять выставки, участвовать в концертах

9 а

Ремонтировать вещи (одежду, жилище)

9 б

Искать и исправлять ошибки в тексте

10 а

Лечить животных

10 б

Выполнять расчеты, вычисления

11 а

Выводить новые сорта растений

11 б

Конструировать новые вещи

12 а

Разрешать споры, предупреждать ссоры, убеждать, разъяснять

12 б

Разбираться в чертежах, схемах, таблицах

13 а

Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности

13 б

Наблюдать, изучать жизнь микробов

14 а

Налаживать приборы, технику

14 б

 Оказывать людям помощь при болях                                                    

15 а

Составлять точные отчеты о наблюдаемых явлениях

15 б

Художественно описывать события

16 а

Выполнять лабораторные анализы в больнице

16 б

Принимать, осматривать больных, беседовать с ними

17 а

Красить стены, вещи

17 б

Осуществлять сборку машин

18 а

Организовывать походы, игры

18 б

Играть на сцене

19 а

Изготавливать по чертежам детали

19 б

Заниматься черчением

20 а

Выращивать растения на даче

20 б

Работать на клавишных машинах (пишущая машинка, телетайп и т. д.)          

Из двух вариантов ответов надо выбирать один и записывать, затем определить, ответов какой группы больше.

«Шкала определения склонностей»

Человек

Техника

Природа

Знаковые системы

Художественный образ

2 а

1 б

1 а

2 б

3 а

4 б

4 а

3 б

5 а

5 б

       6 б

7 б

6 а

9 б

7 а

        8 а  

9 а

10 а

10 б

8 б

       12 а

11 б

11 а

12 б

13 а

       14 б

14 а

13 б

15 а

15 б

       16 б

17 б

16 а

19 б

17 а

       18 а

19 а

20 а

20 б

18 б    

Учитель: Сегодня я предлагаю вам познакомиться с уважаемыми, но в последнее время незаслуженно отнесенными в разряд не престижных профессий.

1-ый ученик: Сестра… Каким замечательным и теплым словом называют женщину, которая посвятила себя благородному делу – уходу за больными! Сестра – это значит родной человек, заботящийся о тебе, искренне сочувствующий твоим страданиям и переживаниям.

В былые времена медицинских сестер называли сестрами милосердия. Первые сестры милосердия самоотверженно трудились во время Крымской войны 1853-1856 гг. Имя одной из них, Дарьи Севастопольской, вошло в историю наряду с именем великого хирурга Пирогова. Многие сестры прославились своими подвигами во время Великой Отечественной войны. А сколько их было и есть незамеченных, скромных тружениц, самоотверженно выполняющих свой долг. Это самая гуманная и благородная профессия на земле.

Медицинская сестра – это первый и главный помощник врача. Она должна не только в совершенстве владеть всеми медицинскими инструментами, но и любить свою работу, чтобы суметь понять боль другого человека, облегчить его страдания, вселить в него веру в выздоровление.

Учитель: Медицинская сестра должна неплохо разбираться в лекарственных средствах. И я предлагаю тем, кто хотел бы выбрать эту профессию, принять участие в конкурсе: Определить предложенные лекарственные травы.(трем участникам даются 5 пронумерованных коробочек с травами, на листе они записывают название травы, а устно рассказывают, для чего и как она применяется. По наибольшему количеству верных устных и письменных ответов определяется победитель. Травы нужно брать те, которые произрастают в данной местности. Как вариант: можно использовать рисунки трав).

2-ой ученик: Искусство повара всегда удивляет. Люди, отведавшие ароматную уху, аппетитный салат или янтарную солянку, неизменно выражают свой восторг восклицательными междометиями. Хотя, глядя, как работает повар, думается: ну, право же, нет тут ничего особенного! Но все-таки как из хаоса продуктов возникает, например, красавец салат, от которого и глаз не оторвешь, а потом и пальчики оближешь.

Восторг человека по поводу всякого вкусного блюда насчитывает вполне приличный стаж – много тысяч лет. Впрочем, повар должен и сам испытывать чувство удивления, должен к каждому блюду подходить как к маленькому открытию.

Главная заповедь повара – «все в меру». Повар должен предвидеть конечный результат и быть своего рода художником, творцом. Тогда его дела будут восхищать людей.

Учитель: Предлагаю учащимся, которых привлекает профессия повара, принять участие в этом конкурсе (трем участникам выдается по комплекту карточек с надписями продуктов, из которых они должны выбрать те, что необходимы для приготовления мясных котлет. Побеждает тот, кто за отведенное время выполнит задание без ошибок. Вариант: кто быстрее и лучше почистит картофель).

3-ий ученик: Все те, кто любит романтику, кого манят земные просторы, могут посвятить свою жизнь геологии – науке о земле и ее развитии («ге» - по гречески «земля», «логос» - «слово», «учение»).

Чем занимается геология? Она изучает, что такое земля, как она возникла, какой была прежде; как создавались горы, равнины, моря, реки; каким образом зародились полезные ископаемые; почему бывают землетрясения и извержения вулканов; где прячутся клады земли: уголь, железо, нефть, золото, алмазы…

На все эти «что», «как», «почему», «где» геологи дают ответы. А несметные богатства, таящиеся в недрах земли, и так нужные людям других профессий, ждут своих первооткрывателей – молодых, знающих, сильных, не боящихся никаких трудностей геологов.

Учитель: Будущим геологам мы предлагаем следующее конкурсное задание: определить условные обозначения полезных ископаемых, применяемые на картах.(Участникам даются карточки, на которых изображены условные знаки, надо их надписать. Побеждает тот, кто сделает это без ошибок за отведенное время. Вариант: знаки и надписи в карточках не совпадают, нужно их верно соотнести.

4-ый ученик: Пожалуй, из всех профессий в мире самая древняя – архитектор. Когда одетый в шкуру человек соорудил первый шалаш, он, сам того не ведая, стал своего рода архитектором.

В начале древних строителей заботило только одно: жилье должно было укрывать от холода, зноя, дождя, диких зверей и нападения врагов. Но позже люди стали думать и о красоте сооружений. Того, кто создавал эти сооружения, стали называть, «архитектор», что значит «главный строитель». Настоящий архитектор – это одновременно и инженер, которого заботит прочность здания, и художник, мечтающий видеть свое детище красивым. Редко, где так пересекаются наука и искусство, как в профессии архитектора.

Во все времена ни одно здание не сооружалось без участия архитектора, будь то пирамиды Древнего Египта, греческие храмы, московский Кремль или сегодняшние жилые дома, театры, библиотеки и больницы.

Учитель: Это задание для вас, будущие архитекторы: кто быстрее «построит» храм (участникам выдаются разрезанные картинки с изображением храмов. Побеждает тот, кто быстрее других соберет картинку).

 / по усмотрению учителя подобное рассмотрение профессий может быть продолжено на следующем занятии, но в дальнейшем следует использовать и другие формы профориентационной работы: встречи с людьми разных профессий, экскурсии на предприятия города и в учебные заведения, тестирование в Центре занятости, конкурсы профмастерства  и т. д./

Ребята, в дальнейшем мы обязательно продолжим с вами знакомство с миром профессий, а я жду от вас предложений по форме и содержанию наших занятий.

 

Материал взят из популярной литературы по профориентации, идеи конкурсов и логика изложения – авторская.

Склон-ности

интерес

       Выбор

    профессии

Способ-            ности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 8 классе по теме "Все работы хороши, выбирай на вкус"

Разработанный урок по английскому языку в 8 классе (углубленное изучение) по теме "Все работы хороши, выбирай на вкус", презентация к уроку...

"Все работы хороши,выбирай на вкус!"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 классов, знакомство с профессиями....

Все работы хороши -выбирай на вкус

Воспитательский час о выборе профессий....

Все работы хороши -выбирай на вкус

Воспитательный час о профессиях...

Сценарий праздника "Все работы хороши-выбирай на вкус"

Внеклассное воспитательное мероприятие для 5 класса...

Сценарий праздника "Все работы хороши-выбирай на вкус"

Внеклассное воспитательное мероприятие для 5 класса...

Все работы хороши - выбирай на вкус!

Знакомство с разнообразием специальностей....