Рабочая программа внеурочной деятельности "Час безопасности"
рабочая программа (6 класс) на тему

Даянова Наталья Владимировна

Рабочая программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование на 34 часа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю

директор МБОУ «СОШ №43»

Л.А. Пиюк __________

_______________________

Согласовано

зам. директора по ВР

« ___»_____________

______________________

Рассмотрено

на заседании МО

« ____»______________

______________________

Программа внеурочной деятельности

социального направления

«Час безопасности»

                   для учащихся 6 классов

Составители:

Даянова Наталья Владимировна

Ларичева Наталья Владимировна

Роговая Татьяна Яковлевна

Эм Лариса Федоровна

Шумилова Анна Анатольевна

2013-2014 учебный год.

Программа внеурочной деятельности: «Час безопасности»

Пояснительная записка.

    Программа «Час безопасности» составлена на основании плана внеурочной деятельности обучающихся 5 классов в соответствии нормативной базой ФГОС, с целями и задачами школы, запросами родителей.

Программа «Час безопасности» социальной направленности предназначена для проведения занятий с учащимися 5-ых классов, для получения знаний по правилам и навыкам безопасного поведения, в различных жизненных ситуациях:

Данная программа предусматривает изучение учащимися 5-ых классов  правил дорожного движения и пожарной безопасности,  правил безопасного поведения на водоёмах, в лесу и в быту, обучение умению ориентироваться в дорожных ситуациях и ситуациях, связанных с угрозой возникновения и возникновением пожара, умению на практике применять свои знания. 

Изучение во внеурочной деятельности «Час безопасности» правил и мер безопасности направлено на достижение следующих  целей:

  • воспитание культуры безопасности, ответственности за личную безопасность, ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
  • развитие духовных качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в опасных ситуациях жизнедеятельности;

Программа «Час безопасности»  имеет цель формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание вопросов опасности и безопасности.

В результате изучения правил и мер безопасности ученик должен

знать:

  • правила безопасности при движении по дороге;
  • дорожные знаки и знаки пожарной безопасности; 
  • сигналы светофора и пожарной сигнализации; 
  • различные виды транспорта;
  • первичные средства пожаротушения; 
  • причины ДТП и случаев возгораний, пожаров; 
  • меры безопасности и осторожности при пользовании бытовыми газовыми и электроприборами;
  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для своего региона проживания.

уметь:

  • ориентироваться в дорожных ситуациях; 
  • правильно оценивать своё поведение на дороге; 
  • перечислить последовательность своих действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания;
  • перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и назвать минимально необходимый набор предметов, который необходимо взять с собой в случае эвакуации;

Приобретенные знания и умения учащиеся должны использовать в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;
  • умелых действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • безопасного пользования бытовыми газовыми и электрическими приборами;
  • соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;
  • соблюдения мер пожарной безопасности в школе, дома и на природе;
  • соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в летнее и зимнее время года;
  • вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.

Формы и режим занятий

Программа внеурочной деятельности «Час безопасности» рассчитана на 1 год, включает 35 часов, 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут. Занятия проводятся с использованием мультимедийных средств,  наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра презентаций, учебных видеофильмов и мультфильмов по ПДД и ПБ.

              Контингент обучаемых: дети школьного возраста (12-13 лет).

Сроки реализации: программа  рассчитана на 1 год (6 класс).

Формы и режим занятий: программа рассчитана на 35 часов в год, 1 раз в неделю. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов; на улице; организуются экскурсии.

Литература.

  1. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  2. Шорыгина Т.А. Основы безопасности для детей 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  3. Миткалева Е.М. Сборник сценариев по основам безопасности и жизнедеятельности. Начальная школа. – М.: Айрис-пресс, 2006.
  4. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
  5. Изучение правил дорожного движения: сценарии театрализованных занятий / авт.-сост. Е.А.Гальцова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  6. Правила дорожного движения для детей / Авт.-сост. В. Надеждина. – М.: АСТ, 2006.
  7. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения / авт.-сост. В.Е.Амелина и др. – М.: Глобус, 2008.
  8. Пожарная безопасность в начальной школе. / Сост. О.В.Павлова и др. – Волгоград: Учитель, 2006.
  9. Пожарная безопасность. / Авт.-сост. Т.В.Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
  10. Энциклопедия «Всё обо всём».
  11. Энциклопедия «Почемучка».

Календарно-тематическое планирование 6 класс

№ п/п

Тема.

Количество часов.

Элементы содержания.

Дата проведения

план

факт

1

Опасные и безопасные ситуации.

1

Беседа, презентация, русские народные сказки, загадки, стихи, кроссворд. Памятка «Шаги принятия решений».

6а-7.09

6б-

6в-2.09

6г-

6д-4.09

6а-7.09

6б-

6в-2.09

6г-

6д-4.09

2

Современное жилище.  Безопасность в доме.

1

Беседа, презентация; изображения бытовых предметов; загадки, стихи; кроссворд. Игра «Найди опасную ситуацию».

6а-14.09

6б-

6в-9.09

6г-

6д-11.09

6а-14.09

6б-

6в-9.09

6г-

6д-11.09

3

Опасные ситуации в доме.

1

Беседа, презентация. Стихи, загадки, кроссворд. Как вести себя при затоплении, пожаре, возгорании предметов. Инсценировки, разыгрывание ситуаций. Оформление рисунков.

6а-21.09

6б-

6в-16.09

6г-

6д-18.09

6а-21.09

6б-

6в-16.09

6г-

6д-18.09

4

Что делать при запахе газа. Опасные вещества.

1

Беседа (аммиак и хлор), анализ ситуаций. Стихи, загадки, кроссворд. Ролевая игра.

6а-28.09

6б-

6в-23.09

6г-

6д-25.09

6а-28.09

6б-

6в-23.09

6г-

6д-25.09

5

Осторожно – электричество!

1

Беседа, презентация. Первая мед. Помощь при поражении электрическим током. Стихи, загадки, кроссворд. Проект «Как подружиться с электричеством».

6а-5.10

6б-

6в-30.09

6г-

6д-2.10

6а-5.10

6б-

6в-30.09

6г-

6д-2.10

6

Телевизор и компьютер – ваши враги или друзья?

1

Игра – диспут. Составление памяток. Разыгрывание ситуаций.

6а-12.10

6б-

6в-7.10

6г-

6д-9.10

6а-12.10

6б-

6в-7.10

6г-

6д-9.10

7

Законы улиц и дорог. Опасные ситуации на дорогах.

1

Беседа, презентация. Стихи, загадки, песни. Инсценировки. Сюжетно-ролевая игра.

Просмотр видеофрагментов опасных ситуаций на дороге. В форме беседы анализ и разбор этих опасных дорожных ситуаций, выявление причин к ним приводящим, что необходимо делать, чтобы их избежать

6а-19.10

6б-

6в-14.10

6г-

6д-16.10

6а-19.10

6б-

6в-14.10

6г-

6д-16.10

8

Знаки важные, дорожные.

1

Презентация, беседа. Стихи, загадки. Игра «Узнай знак». Инсценировка «Просто это знак такой…» Проект «Дорожные знаки».

6а-26.10

6б-

6в-21.10

6г-

6д-23.10

6а-26.10

6б-

6в-21.10

6г-

6д-23.10

9

Правила безопасного поведения на льду водоемов в зимнее время. Первый лед.

1

Изучить с учащимися наиболее распространенные опасные ситуации на льду водоемов в осенне-зимний период, объяснить им основные причины приводящие к ним. Научить учащихся правильному алгоритму действий в таких ситуациях, порядку оказания помощи провалившимся под лед. Просмотр видеороликов.

6а-2.11

6б-

6в-28.10

6г-

6д-30.10

6а-2.11

6б-

6в-28.10

6г-

6д-30.10

10

Правила безопасного поведения во время игр и развлечений на улице, в зимнее время.

1

Определение разновидностей  зимних уличных игр, а также возможных опасных травмирующих факторов и ситуаций, которые могут возникнуть в процессе игры.  Места запрещенные для игр (вблизи автомобильных дорог, железной дороги и т.д.).

6а-

6б-

6в-11.11

6г-

6д-13.11

6а-

6б-

6в-11.11

6г-

6д-13.11

11

Разрешается – запрещается.

1

Викторина, ролевая игра. Подготовка и оформление выставки рисунков.

6а-

6б-

6в-18.11

6г-

6д-20.11

6а-

6б-

6в-18.11

6г-

6д-20.11

12

Правила перехода улиц и дорог.

1

Беседа. Просмотр фильма по ПДД. Анализ ситуаций. Ролевая игра «Водители и пешеходы».

6а-

6б-

6в-25.11

6г-

6д-27.11

6а-

6б-

6в-25.11

6г-

6д-27.11

13

Почему школьники попадают в дорожные аварии.

1

Беседа, презентация. Анализ ситуаций. Викторина «Знатоки ПДД». Проект «Памятка для пешехода».

6а-

6б-

6в-2.12

6г-

6д-4.12

6а-

6б-

6в-2.12

6г-

6д-4.12

14

Мы – пешеходы.

1

Стихи, загадки. Викторина. Сюжетно-ролевые игры.

6а-

6б-

6в-9.12

6г-

6д-11.12

6а-

6б-

6в-9.12

6г-

6д-11.12

15

Правила безопасного поведения во время новогодних мероприятий.

1

Ознакомление учащихся с правилами пожарной безопасности во время праздника на Новогодней ёлке, правилами электробезопасности при обращении с электрогирляндами, правилами обращения и использования пиротехнических изделий. Рассмотреть на примере видеороликов наиболее распространенные опасные ситуации и их последствия, возникающие в следствии нарушения правил безопасности.  

6а-

6б-

6в-16.12

6г-

6д-18.12

6а-

6б-

6в-16.12

6г-

6д-18.12

16

Чрезвычайные ситуации на транспорте.

1

Беседа, презентация. Анализ ситуаций. Ролевые игры.

6а-

6б-

6в-23.12

6г-

6д-25.12

6а-

6б-

6в-23.12

6г-

6д-25.12

17

Правила оказания первой помощи при обморожениях и ушибах.

1

Что такое обморожение, причины приводящие к обморожениям и порядок действий пострадавших по оказанию себе первой помощи.

6а-

6б-

6в-13.01

6г-

6д-15.01

6а-

6б-

6в-

6г-

6д-

18

Огонь – друг и враг человека.

1

Беседа, презентация. Стихи, загадки. История пожарной охраны.

6а-

6б-

6в-20.01

6г-

6д-22.01

6а-

6б-

6в-

6г-

6д-

19

Отчего может возникнуть пожар. Опасные забавы.

1

Беседа о потенциальных опасностях пожара. Викторина.

6а-

6б-

6в-27.01

6г-

6д-29.01

6а-

6б-

6в-

6г-

6д-

20

Твои действия при пожаре.

1

Стихи, загадки. Выработка памяток «Как действовать при пожаре», «Порядок вызова пожарной охраны». Практикум.

6а-

6б-

6в-3.02

6г-

6д-5.02

6а-

6б-

6в-

6г-

6д-

21

О дружинах юных пожарных. Осторожно – огонь!

1

Беседа, презентация; исторический материал. Стихи, загадки. Работа с памятками. Ролевая игра «Пожарники».

6а-

6б-

6в-10.02

6г-

6д-12.02

6а-

6б-

6в-

6г-

6д-

22

Правила поведения при пожаре в местах массового скопления людей.

1

Анализ ситуаций. Инсценировка отрывка из сказки. Викторина по пожарной безопасности.

6а-

6б-

6в-17.02

6г-

6д-19.02

6а-

6б-

6в-

6г-

6д-

23

Находчивые спасатели.

1

КВН.

6а-

6б-

6в-24.02

6г-

6д-26.02

6а-

6б-

6в-

6г-

6д-

24

Опасные незнакомцы. Как не стать жертвой преступления.

1

Стихи, загадки. Анализ и разыгрывание ситуаций. Сказочная викторина. Игра «Разговор по телефону».

6а-

6б-

6в-3.03

6г-

6д-5.03

6а-

6б-

6в-

6г-

6д-

25

Что такое терроризм.

1

Беседа. Анализ ситуаций. Кроссворд.

6а-

6б-

6в-10.03

6г-

6д-12.03

6а-

6б-

6в-

6г-

6д-

26

Психологические основы самозащиты.

1

Беседа, стихи, пословицы. Сюжетно-ролевая игра «Кто он, какой он».

6а-

6б-

6в-17.03

6г-

6д-19.03

6а-

6б-

6в-

6г-

6д-

27

Что такое экстремальная ситуация.

1

Беседа, презентация. Загадки, кроссворд. Проект «Формула безопасности». Практикум «Эвакуация из школы».

6а-

6б-

6в-31.03

6г-

6д-2.04

6а-

6б-

6в-

6г-

6д-

28

«Собака бывает кусачей».

1

Беседа, презентация. Стихи, загадки, рассказы о животных. Кроссворд. Выработка правил безопасности при общении с животными (игра-путешествие). Игры «Узнай животное», «Загадочные рисунки». Практикум «Первая помощь при укусах».

6а-

6б-

6в-7.04

6г-

6д-9.04

6а-

6б-

6в-

6г-

6д-

29

В лес по грибы и ягоды. Опасности лета.

1

Беседа, презентация. Стихи, загадки, ребусы; памятки. Игры «Съедобное - несъедобное», «Узнай по описанию», «Полное лукошко». Тест «Грибы».

6а-

6б-

6в-14.04

6г-

6д-16.04

6а-

6б-

6в-

6г-

6д-

30

Безопасность на водоёмах. Лед опасен!

1

Беседа. Стихи, загадки, кроссворд. Знакомство с памятками. Анализ ситуаций с элементами театрализации. Оформление рисунков.

6а-

6б-

6в-21.04

6г-

6д-23.04

6а-

6б-

6в-

6г-

6д-

31

Если заблудился в лесу.

1

Беседа, презентация. Стихи, загадки, рассказы. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами ориентирования на местности. Практикум.

6а-

6б-

6в-28.04

6г-

6д-30.04

6а-

6б-

6в-

6г-

6д-

32

Безопасность во время грозы.

1

Беседа, презентация.  «В клубе Почемучек». Разыгрывание ситуаций. Проектная деятельность: составление памятки «Как вести себя во время грозы».

6а-

6б-

6в-5.05

6г-

6д-7.05

6а-

6б-

6в-

6г-

6д-

33

Профилактика энцефалита.

1

Беседа, презентация.  Памятки.

6а-

6б-

6в-12.05

6г-

6д-14.05

6а-

6б-

6в-

6г-

6д-

34

Оказание доврачебной помощи в природных условиях.

1

Беседа, презентация.  

6а-

6б-

6в-19.05

6г-

6д-21.05

6а-

6б-

6в-

6г-

6д-

35

Моя безопасность. (Правила поведения в опасных и экстремальных ситуациях.)

1

Итоговое занятие. Викторина.

6а-

6б-

6в-26.05

6г-

6д-28.05

6а-

6б-

6в-

6г-

6д-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Безопасность и ЗОЖ» 6 класс

Программа курса разработана с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей учащихся и  Примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 6 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа безопасности»

В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации  при...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «БЕЗОПАСНОЕ ДЕТСТВО»

Цель:   овладение системой теоретических знаний и умений безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, необходимых для применения в п...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Безопасность жизнедеятельности» для 7 классов

Программа внеурочной деятельности по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» адаптирована для обучающихся с ОВЗ: задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи (далее ...